В какие сроки юридические лица индивидуальные предприниматели осуществляющие эксплуатацию тс обязаны

Обновлено: 19.05.2024


Особенности транспортного налога для юрлиц

Транспортный налог для юридических лиц, как и для физлиц, рассчитывается по простой формуле:

База налогообложения × ставка налога.

Кроме того, в эту формулу могут также добавляться понижающие/повышающие коэффициенты, а ставка налога в регионе может быть уменьшена или увеличена по отношению к базовым величинам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но установленные в субъектах федерации ставки налога не могут отличаться от базовых больше чем в 10 раз — такое ограничение указано в п. 2 ст. 361 НК РФ.

В отношении дорогих авто, стоимость которых превышает 3 млн руб., применяется повышающий коэффициент. Этот коэффициент можно найти в п. 2 ст. 362 НК РФ. Его величина зависит не только от стоимости авто, но и от срока его использования после выпуска. Цены на элитные автомобили ежегодно обновляются и доступны для знакомства с ними на официальном сайте Минпромторга.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленного инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили сами.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Что проверить и как поступить в случае ошибки (вашей или налоговиков), смотрите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Изменения 2020–2021 по транспортному налогу для юридических лиц

За последние годы в порядок уплаты транспортного налога были внесены такие изменения:

  • В 2019 году был уточнен перечень дорогих автомобилей. Машины перегруппированы в зависимости от года выпуска и цены.
  • Отменена дифференциация повышающего коэффициента для легковых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. руб. С 03.08.2018 вступили в действие изменения в п.2 ст.362 НК РФ, которыми установлен коэффициент 1,1% для всех машин данной ценовой категории. Напомним ранее величина коэффициента зависела от года выпуска автомобиля: менее 12 месяцев назад, коэффициент был равен 1,5%, от 1 до 2 лет - 1,3%, от 2 до 3-х лет - 1,1%.
  • Уточнен порядок расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, согласно которому этот коэффициент при поступлении (выбытии) ТС в этом периоде определяют как отношение числа полных месяцев владения к полному количеству месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором ТС приобретено до 15 числа или выбыло после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
  • Установлены правила о том, что перечень дорогих автомобилей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга (п. 2 ст. 362 НК РФ), т. е. с изменением этого списка пересчитывать налог за предшествующие годы не нужно.
  • Региональными законами периодически корректируются ставки транспортного налога.

О том, какие ставки применяют регионы, читайте в этой статье.

Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс.

Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

С 2021 года крайний срок уплаты транспортного налога юрлицами четко прописан в НК РФ. Это 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты авансовых платежей (с авансов за 2021 год) — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Ранее указания на конкретные платежные даты в кодексе не было. И ответ на этот вопрос нужно было искать в региональном законодательстве: властям регионов было предоставлено право самостоятельно определять предельный платежный срок по транспортному налогу и авансам. Однако срок оплаты налога по итогам года не мог быть назначен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Размер квартального аванса составляет ¼ часть рассчитанного за год налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Величина транспортного налога к уплате по итогам текущего налогового периода определяется как разность между указанной в налоговой декларации суммой и суммарным значением уплаченных ранее авансов (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Установление оплаты авансовых платежей для регионов, как и ранее, не обязательно (п. 3 ст. 360 НК РФ). Если авансы не установлены, то юридические лица должны уплатить всю сумму налога сразу в полной сумме, начисленной за год, в установленный законом региона срок.

Порядок оформления платежки на уплату транспортного налога, включая образец ее заполнения, приведен в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Итоги

Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ оплаты налога не определен в региональном законодательстве. Сроки уплаты авансов и налога с 2021 года новые.

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС от 26.11.2018 №ММВ-7-21/664@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Техническое обслуживание

В этой статье речь пойдет об изменениях Федерального закона "О безопасности дорожного движения", вступивших в силу 21 декабря 2018 года.

Рассматриваемый сегодня документ вступил в силу в конце 2018 года и если Вы до сих пор не знакомы с его требованиями, то следует изучить указанные нововведения. Особенно это касается организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками, а также владельцев автобусов.

Перечень автобусов для движения по выделенным полосам

Первое дополнение внесено в пункт 3 статьи 6 закона "О БДД":

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в области обеспечения безопасности дорожного движения относится также утверждение перечня транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн и которым разрешено движение по полосе для маршрутных транспортных средств.

Перечень таких транспортных средств и последующие изменения в него должны быть официально опубликованы в порядке, установленном законодательством городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, не позднее чем за тридцать дней до дня введения в действие этого перечня (изменений в перечень).

Давайте рассмотрим нововведения по пунктам:

  1. Они относятся только к трем городам (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
  2. Они относятся только к тяжелым автобусам (категория М3 в техническом регламенте).
  3. Исполнительная власть должна формировать список автобусов, которым можно двигаться по выделенным полосам.
  4. Список автобусов должен публиковаться за 30 дней до того, как он начнет действовать.

Давайте попробуем разобраться, для чего предназначено данное нововведение.

Исполнительная власть получила возможность допустить дополнительные автобусы (например, развозящие сотрудников коммерческих организаций) на выделенные полосы. То есть список должен вестись для того, чтобы автоматические камеры не накладывали штрафы на водителей указанных транспортных средств.

Соответствующие изменения с 21 декабря 2018 года также внесены и в правила дорожного движения:

Новые требования к транспорту

Довольно серьезным изменениям подверглась статья 20 закона "О безопасности дорожного движения". Её текст полностью обновлен.

В первую очередь разберемся, к кому относятся требования каждого из пунктов новой статьи:

  • Пункт 1. Юридические лица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства.
  • Пункт 2. Юридические лица и ИП, транспортные средства которых перевозят пассажиров и грузы.
  • Пункт 3. Физические лица, эксплуатирующие автобусы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.

Обратите внимание, в пункте 2 под перевозками пассажиров понимается перевозка любого числа людей. Например, если личный водитель перевозит руководителя организации, то требования распространяются на него.

То же самое касается и перевозки грузов. Если автомобиль перевозит любые грузы, в том числе и для собственных целей организации, он попадает под требования пункта 2.

Прежде чем переходить к самим требованиям, рассмотрим несколько примеров деятельности, попадающей в разные пункты:

1. Автомобиль принадлежит юридическому лицу и предназначен для поездок начальника подразделения. При этом начальник управляет автомобилем сам - пункт 1.

2. Автомобиль принадлежит ИП, который занимается грузоперевозками - пункты 1 и 2.

3. Автомобиль принадлежит юридическому лицу и используется для перевозок руководителя личным водителем - пункты 1 и 2.

4. Легковой автомобиль принадлежит ИП и используется для поездок бригады на объекты - пункты 1 и 2.

5. Легковой автомобиль принадлежит ИП и используется им для поездок к клиентам для оказания консультационных услуг - пункт 1.

Требования к юридическим лицам и ИП, эксплуатирующим ТС

Ну а теперь рассмотрим обновленный текст документа:

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
  • обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;
  • в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

Большая часть пункта 1 дублируется, однако есть и важные различия:

  • Обязательное техническое обслуживание в сроки, установленные изготовителями транспортных средств. Например, если документация предусматривает замену масла каждые 10 000 км, то придется эту замену регулярно производить.
  • Допуск к управлению водителей с иностранными правами только при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. Предыдущая редакция статьи 20 говорила о том, что юридическое лицо и ИП могут допускать к управлению только водителей, имеющих российские национальные права. Однако с 26 июля 2017 года появился список исключений, позволяющий водителям некоторых государств работать с иностранными правами.
  • Абзац, предусматривающий повышение квалификации работников, перенесен из пункта 1 в пункт 2 (будет рассмотрен ниже).

Требования к ИП и юридическим лицам, перевозящим пассажиров или грузы

В предшествующей редакции пункт имел номер 4, однако в новом варианте он получил номер 2:

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
  • обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
  • организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), кроме того, обязаны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;
  • соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

Рассмотрим важные изменения данного пункта:

  • Теперь в пункте 2 явно говорится о том, что под его действие попадают в том числе перевозки пассажиров и грузов, которые проводятся без заключения соответствующих договоров (документов).
  • В данный пункт перенесена обязанность создавать условия для повышения квалификации работников. Ранее это требование предъявлялось ко всем юридическим лицам и ИП.
  • Введено новое понятие предсменный технический контроль. Теперь оно используется наряду с понятием "предрейсовый контроль". К сожалению, никакой дополнительной информации по поводу того, в каких случаях должен использоваться предсменный контроль, а в каких - предрейсовый, в федеральном законе нет.

Примечание. Подробная информация по проведению предсменного и предрейсового технического контроля приведена в отдельной статье.

  • Для трамваев и троллейбусов введено требование о соблюдении правил их технической эксплуатации.
  • Также указана необходимость соблюдения правил организованной перевозки детей автобусами.

Дополнительные требования работодателя к водителям

До 21 декабря 2018 года в статье 20 закона "О безопасности дорожного движения" имелся следующий пункт:

3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

Он позволял юридическим лицам предъявлять дополнительные требования к работникам и устанавливать специальные правила. С 21 декабря этот пункт исключен. Тем не менее, это не означает, что введен запрет на дополнительные требования, т.к. в тексте документа про запрет ничего не говорится.

Требования к физическим лицам, владеющим автобусами

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, обязаны:

  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.

Данный пункт является новым. И самое важное требование в нём - обязанность по своевременному прохождению технического обслуживания автобусов с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.

Еще раз обратите внимание, что требование относится к физическим лицам, владеющим указанными автобусами. Причем не имеет значения, с какой целью используется автобус.

Например, под новые требования попадают владельцы микроавтобусов Газель Next, разрешенная максимальная масса которых превышает 4 тонны. Даже если автомобиль приобретен для перевозки большой семьи, владелец будет обязан проходить регулярное ТО.

Примечание. Примечание. Многие микроавтобусы имеют разрешенную максимальную массу менее 3,5 тонн, поэтому на них указанные требования не распространяются.

Штраф за непройденное техническое обслуживание

Выше речь шла о том, что транспортные средства должны проходить обязательное техническое обслуживание в соответствии с документацией заводов - изготовителей. Требование относится к:

  • Транспортным средствам юридических лиц.
  • Транспортным средствам ИП.
  • Автобусам с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, принадлежащим физическим лицам.

Тем не менее действующее законодательство не предусматривает штрафов за несвоевременное прохождение технического обслуживания. Однако нельзя исключать, что указанные штрафы появятся в будущем.

Кроме того, не вполне понятно, каким образом может быть проконтролирована своевременность технического обслуживания. Ведь, например, если свечи, фильтры и масло в автомобиле поменяет сам водитель, то никаких подтверждающих документов о времени проведения ТО у него не будет.

Доступ государственного надзора к тахографам

Ну и последнее изменение федерального закона:

2 1 . В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Суть его заключается в том, что должностные лица контролирующих органов получили право на доступ к тахографу. Напомню, что перечень автомобилей, на которые нужно устанавливать тахографы, приведен в отдельной статье.

Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст закона "О безопасности дорожного движения":

Читайте также: