В какие сроки должны быть внесены причитающиеся перевозчику платежи

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии со статьей 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время — московское.

Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются по формуле

где 2 – время на операции связанные с отправлением и прибытием грузов;

L – кратчайшее расстояние от станции отправления до станции назначения;

V – норма суточного пробега, км/сут.;

- время на дополнительные операции в пути следования.

Нормы суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки, видов отправки и от того какой скоростью перевозят груз (грузовой или большой).

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает на всех листах транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель.

Время на дополнительные операции:

- при передаче на другой вид транспорта;

- при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи;

- при перестановке вагонов на колесные пары другой ширины колеи;

- на операции, связанные с переадресовкой груза;

в случае осуществления на пограничных пунктах пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля;

2 суток – при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток – при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.

Сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях:

- Задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более, чем на 1 сутки.

- Задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя.

- Задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.

- Задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

- Задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

- Задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.

О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения — к дорожной ведомости.




Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

Сроки доставки негабаритных грузов, кроме грузов шестой степени негабаритности и сверхнегабаритных, определяются по фактически пройденному расстоянию.

Груз считается доставленным в срок:

- если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей;

- в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению, и перевозчик не несет ответственность за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза.

В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.

За просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 97 Устава.

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

Исполнение перевозчиком обязательств по доставке груза

Одной из основных обязанностей перевозчика является доставка груза в пункт назначения — на железнодорожную станцию, в морской или речной порт, на аэродром, в место нахождения получателя груза, — указанный в транспортной накладной или коносаменте.

Транспортное законодательство допускает изменение пункта на­значения или получателя перевозимого груза.

Так, согласно ст. 31 УЖТ перевозчик по заявлению грузоотправителя или грузополучателя про­водит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения и оформлением дальней­шей перевозки по новым перевозочным документам, за что взимает соответствующий сбор. Заявитель обязан при этом произвести расче­ты за перевозку груза по первоначальным перевозочным документам и внести платежи по новым перевозочным документам, а также обя­зан урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем (ст. 32 УЖТ).

Согласно ст. 110 ВК грузоотправитель имеет право в порядке, пре­дусмотренном правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления или изме­нить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управо-моченному лицу.

В соответствии со ст. 65 КВВТ при перевозке на внутреннем вод­ном транспорте грузоотправитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной (а грузополучатель — с мо­мента получения транспортной накладной от перевозчика до момен­та начала выдачи груза) имеет право произвести замену грузополучате­ля без изменения пункта назначения или изменить пункт назначения. Грузоотправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в пунк­те отправления до отправления судна.

По договору морской перевозки груза отправитель вправе потребо­вать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выда­чи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента (ст. 149 КТМ).

Срок доставки груза в пункт назначения

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения с соблюде­нием отведенного для этого срока. Такой срок определяется в поряд­ке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при его отсутствии применяется разумный срок (ст. 792 ГК).

Транспортные уставы и кодексы при определении сроков достав­ки грузов отсылают к правилам перевозок грузов (ст. 109 ВК и ст. 76 КВВТ). Вместе с тем ст. 33 УЖТ установлено, что грузоотправители и перевозчики в договорах об организации перевозок могут предусматри­вать сроки доставки грузов иные, нежели те, которые указаны в прави­лах перевозок грузов. По договору морской перевозки с учетом ее спе­цифики перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, кото­рые установлены соглашением сторон, а при его отсутствии — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом кон­кретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).

Перевозимые по железным дорогам грузы считаются доставлен­ными в срок, если на станции назначения они выгружены железнодо­рожным перевозчиком или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока дос­тавки. Установленные сроки доставки также считаются соблюденны­ми, если грузы прибыли на станцию назначения в пределах указанных сроков, но имела место задержка подачи вагонов, контейнеров с гру­зами вследствие того, что грузополучателем не внесены платежи, при­читающиеся перевозчику, или в силу иных зависящих от грузополуча­телей причин, что удостоверено актом общей формы.

Обеспечение сохранности груза перевозчиком

В обязательство перевозчика по доставке груза включается и его обязанность по обеспечению сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения (например, ст. 150 КТМ).

Вместе с тем определение периода ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза, а также распределение бремени не­гативных последствий, вызванных несохранностью груза, во многом зависят от специфики деятельности того или иного вида транспорта. Например, при железнодорожных перевозках погрузка грузов в вагоны на местах необщего пользования, их укладка, размещение и крепле­ние внутри вагонов возлагаются на грузоотправителя, который в этом случае и несет ответственность за недостачу, повреждение, порчу гру­за, имевшие место в силу неправильной погрузки, ненадлежащей ук­ладки или крепления груза внутри вагона (ст. 95 УЖТ). По договору морской перевозки размещение груза на судне производится по усмот­рению капитана, поэтому ответственность за правильное размещение и крепление груза на судне несет перевозчик.

Обеспечению сохранности перевозимых грузов в определенной ме­ре способствует выполнение грузоотправителем и перевозчиком, по­грузившими груз в отдельный вагон, контейнер, секцию автомобиля, судовое помещение, обязанностей по их пломбированию, предусмот­ренных транспортным законодательством (ст. 28 УЖТ, ст. 74 КВВТ, ст. 13 УАТ). Правда, прибытие груза в пункт назначения в транспорт­ном средстве за ненарушенной пломбой грузоотправителя в случае его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче, но не может стать основанием освобождения перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза.

Особо регулируются обязанности по сохранности грузов, перево­зимых в открытом подвижном составе, а также навалом или насыпью. Так, на железнодорожном транспорте утверждаются отдельные переч­ни таких грузов, а при необходимости их упаковки в зависимости от свойств груза применяется транспортная тара.

На морском транспорте особым образом регулируются отношения, связанные с перевозкой палубных грузов (ст. 138 КТМ). Перевозчик вправе перевозить груз на палубе только по соглашению с отправите­лем или на основании прямых указаний нормативных актов либо в со­ответствии с обычаями делового оборота. При нарушении указанных правил перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение гру­за или просрочку его доставки, вызванные исключительно перевозкой груза на палубе. При перевозке груза на палубе при наличии соглаше­ния о его перевозке в трюме перевозчик утрачивает право на ограни­чение ответственности в соответствии со ст. 172 КТМ.

На некоторых видах транспорта заключаются договоры перевозки грузов с условием об их сопровождении военизированной охраной или представителями грузоотправителей либо грузополучателей. Например, на железнодорожном транспорте утверждаются специальные перечни таких грузов. Аналогичным образом могут сопровождаться и грузы, не входящие в соответствующие перечни, если это предусмотрено дого­ворами, заключаемыми железнодорожными перевозчиками и грузо­отправителями либо грузополучателями (ст. 17 УЖТ).

Вместе с тем сопровождение перевозимого груза проводниками грузоотправителей или грузополучателей не может служить обстоя­тельством, автоматически освобождающим перевозчика от ответст­венности за несохранность грузов. Для этого он должен доказать, что утрата, недостача, повреждение или порча перевозимого груза имели место по причинам, связанным с действиями (бездействием) провод­ников, сопровождавших указанный груз.

Исполнение перевозчиком обязательств по выдаче груза

Исполнение обязательства по перевозке груза заканчивается в пункте назначения выдачей груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу, которая составляет обязанность перевоз­чика перед грузоотправителем и перед получателем груза (как третьим лицом, в пользу которого был заключен договор). Последнему принад­лежит право требования к перевозчику выдать доставленный груз.

Традиционно закрепляемую транспортными уставами и кодексами (кроме КТМ) обязанность получателя принять от перевозчика достав­ленный груз, в том числе незаказанный (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 111 ВК, п. 3 ст. 79 КВВТ, ст. 15 УАТ), следует рассматривать как реликт советско­го транспортного законодательства, обеспечивавшего интересы транс­портных министерств и ведомств зачастую за счет ущемления интересов клиентуры .

Правила о ней не подлежат применению как противоречащие п. 3 ст. 308 ГК, ибо грузополучатель не связан договором грузоотправителя и перевозчика, в котором он не участвует, до момента выражения долж­нику (перевозчику) намерения воспользоваться своим правом по это­му договору. Лишь с этого момента для лица, обозначенного в транс­портной накладной в качестве получателя груза, становятся обязатель­ными предписания транспортного законодательства, определяющие обязанности грузополучателя. Если же указанное лицо, несмотря на направленное ему уведомление о прибытии груза, не обращается к пе­ревозчику с требованием выдачи груза, то оно и не может признаваться участником правоотношений перевозки и не несет никаких обязанно­стей, предусмотренных транспортным законодательством. В отноше­нии груза, доставленного в его адрес, должен применяться правовой режим, установленный для невостребованных грузов.

При осуществлении выгрузки перевозчиком или выдаче груза с его участием (например, при установлении его недостачи или повреждения) подтверждением выдачи груза считается отметка в железнодорожной на­кладной, которая затем выдается грузополучателю под подпись в дорож­ной ведомости. В случаях, когда выгрузка осуществляется грузополуча­телем, в том числе на подъездных путях, подтверждением фактической выдачи груза является его отметка в памятке приемосдатчика.

При невнесении грузополучателем перевозчику причитающихся ему платежей в связи с перевозкой груза, а также несовершении иных действий, необходимых для оформления выдачи груза, перевозчик вправе удержать груз, о чем он должен уведомить грузоотправителя. По­следний должен распорядиться грузом в течение четырех суток, иначе перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз (за исклю­чением отдельных видов грузов, перечисленных в ст. 35 УЖТ).

Исполнение обязанности по выдаче грузов получателю включает в себя и выполнение перевозчиком обязанности по проверке массы гру­за, его количества и состояния. Такая проверка обязательна в случаях:

  • прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в ваго­не, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными уст­ройствами или такими устройствами попутных станций;
  • прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или пор­чи при перевозке груза в открытом подвижном составе;
  • прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
  • прибытия груза, погруженного перевозчиком;
  • выдачи груза, выгруженного перевозчиком в местах общего поль­зования.

Конкретные способы проверки применительно к отдельным ви­дам грузов определяются Правилами выдачи грузов на железнодо­рожном транспорте .

Если при проверке состояния груза обнаружены его недостача или повреждение (порча) либо такие обстоятельства установлены состав­ленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция обязана определить размер фактической недостачи, повреж­дения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициа­тиве или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

  • несоответствия наименования, массы, количества мест груза дан­ным, указанным в перевозочных документах;
  • повреждения (порчи) груза;
  • обнаружения груза без перевозочных документов, а также перево­зочных документов без груза;
  • возвращения перевозчику похищенного груза;
  • непередачи перевозчиком груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки или в день выдачи груза получателю, а в пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерче­ским актом, но не позднее следующих суток (ст. 119 УЖТ). Не допус­кается внесение в него каких-либо предположений и выводов о при­чинах несохранности груза либо виновности в этом одной из сторон договора перевозки. Коммерческий акт должен быть подписан грузо­получателем, если он участвует в проверке груза, и работниками пе­ревозчика, указанными в правилах перевозок грузов. О выдаче ком­мерческого акта или о выдаче груза без его проверки делается отмет­ка в железнодорожной накладной.

К сожалению, перевозчик и грузополучатель традиционно обладают разными возможностями по фиксации фактов недостачи, поврежде­ния (порчи) грузов, определению их размера и причин несохранности грузов, поскольку транспортное законодательство допускает составле­ние соответствующих документов, удостоверяющих указанные факты, перевозчиком в одностороннем порядке (без участия получателя). Неко­торой компенсацией ущемленных интересов грузополучателя служит общее правило п. 4 ст. 796 ГК о том, что документы о причинах несо­хранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), состав­ленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора под­лежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответствен­ности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

На внутреннем водном транспорте обязательство перевозчика по выдаче груза получателю также включает в себя обязанность уведо­мить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, которые вы­даются ему после внесения всех причитающихся перевозчику платежей за их перевозку. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. В отличие от железнодорож­ных перевозок порядок выдачи и вывоза грузов здесь может быть оп­ределен соглашением грузополучателя и перевозчика, исключающим применение норм о порядке выдачи груза, которые определены пра­вилами перевозок грузов (п. 3 ст. 79 КВВТ).

По договору автомобильной перевозки груз выдается перевоз­чиком в пункте назначения грузополучателю, указанному в наклад­ной. Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, от­дельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповре­жденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест (п. 8 ст. 15 УАТ). Проверка груза осуществляется при его выдаче получа­телю лишь в случаях:

  • прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в ис­правном кузове, но с поврежденными пломбами;
  • поступления скоропортящегося груза с нарушением установленно­го срока доставки или температурного режима;
  • прибытия груза в крытом транспортном средстве, принятого к пе­ревозке без пломб.

Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются перевозчиком с проверкой веса и состояния только в поврежденных местах (п. 9 и 10 ст. 15 УАТ).

Факты несохранности грузов удостоверяются записями в транс­портных документах, а в случае разногласий между автотранспортной организацией и грузополучателем (грузоотправителем) — актами уста­новленной формы (ст. 38 УАТ).

Получателем груза по договору морской перевозки , осуществляе­мой по коносаменту, признается любой законный держатель оригинала коносамента, т.е. в зависимости от вида коносамента как ценной бу­маги

  • либо лицо, указанное в коносаменте;
  • либо лицо, которому коно­самент передан по именной передаточной надписи или по правилам, установленным для уступки требования;
  • либо лицо, по приказу которо­го составлен коносамент;
  • либо лицо, указанное в последней из непре­рывного ряда передаточных надписей, или предъявитель коносамента с последней бланковой надписью;
  • либо лицо, предъявившее коноса­мент.

В случаях, когда перевозка груза осуществляется на основании морской накладной или иного подобного документа, перевозчик мо­жет выдать груз получателю, указанному в таком документе, или по­лучателю, указанному отправителем (ст. 158 КТМ).

В отличие от иных транспортных уставов и кодексов КТМ не за­крепляет обязанности грузополучателя принять от перевозчика дос­тавленный ему груз, а потому вынужден детально регулировать судьбу невостребованного груза, а также груза, от которого отказался грузопо­лучатель (ср. ст. 159 КТМ). Вместе с тем и здесь при выдаче груза по­лучатель обязан возместить перевозчику расходы по перевозке, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а в случаях, предусмотренных коносаментом или другим документом, на основании которого осуще­ствлялась перевозка, уплатить фрахт и плату за простой судна в пор­ту погрузки. Исполнение данной обязанности обеспечивается правом удержания груза до уплаты указанных сумм, которым наделяется пе­ревозчик. Обращение взыскания на удерживаемый груз производится морским перевозчиком не путем его свободной продажи, а продажей с публичных торгов на основании решения суда (п. 4 ст. 160 КТМ).

В ходе выдачи груза при фактической или предполагаемой его ут­рате либо повреждении получатель и перевозчик обязаны предостав­лять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю. Если до выдачи или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявления пе­ревозчику об утрате или о повреждении груза, считается, что груз по­лучен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказа­тельств об ином (ст. 162 КТМ).

Это, однако, не означает освобождения перевозчика от ответст­венности за несохранность груза, поскольку получатель не лишает­ся возможности доказывать, что, несмотря на отсутствие заявления, груз был доставлен в ненадлежащем состоянии. Обстоятельства, кото­рые могут служить основанием для ответственности перевозчика, от­правителя или получателя груза, также удостоверяются коммерчески­ми актами (составляемыми в случаях, предусмотренных ст. 402 КТМ) или актами общей формы.

Читайте также: