В какие органы власти мог быть избран древнеримский гражданин

Обновлено: 01.05.2024

В VI—IV вв. до н.э. в римском обществе сохранялось натуральное хозяйство, вместе с тем частная собственность на землю уже получила значительное развитие. Ремесло развивалось медленно. Древнеримское общество и государство были рабовладельческими, однако эксплуатация рабов не достигла широких масштабов и носила в значительной мере патриархальный характер. Социальная дифференциация среди свободного населения продолжалась, равно как и острая и продолжительная борьба между патрициями и плебеями.

В V—IV вв. до н.э. плебеи добились значительных успехов в уравнении их политических и гражданских прав с патрициями, В 494 г. до н.э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей — народных трибунов, в обязанность которых входила защита плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов. Под давлением плебеев была образована специальная коллегия из 10 человек для составления законов, которые были опубликованы для сведения всего римского народа в 450 г. до н.э. (Законы XII таблиц). В IV в. до н.э. завоевание новых территорий сопровождалось дальнейшей борьбой и привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. Часть захваченных земель зачислялась в фонд Римского государства, а в других частях захваченных территорий были организованы колонии. Жители стран, не капитулировавших добровольно, обращались в рабство.

В Римской республике центральными органами государственной власти были народные собрания, сенат и магистратуры.

Постановления народных собраний, созываемых только по инициативе магистратов, нуждались некоторое время в утверждении сената. Народные собрания были полномочны выносить решения, имевшие юридическую силу. Главным видом народных собраний были центуриатные комиции. Они принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции обладали и судебными полномочиями. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых предусматривалась смертная казнь.

Важную роль в Римском государстве играл сенат, члены которого в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н.э. — цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах. Он утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. Сенат ведал также дипломатическими сношениями, общим управлением провинциями и некоторыми вопросами культа. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату), называвшемуся диктатором. Приблизительно с 444 г. до н.э. в состав сената были допущены плебеи.

В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. Законодательной властью они не обладали. Важнейшими принципами организации и деятельности магистратур были выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом, безвозмездность исполнения государственной службы. Выборы магистратов происходили в народных собраниях — центуриатных и трибутных комициях.

По объему своих полномочий и степени своей власти магистраты делились на обладающих высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающих такими полномочиями. Каждый магистрат имел свой аппарат (в частности, консулам полагались специальные стражи — ликторы).

Древнеримская армия была построена на принципах милиционной системы. Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. Воины распределялись по различным родам войск соответственно своему возрасту и имущественному положению. Армию набирали консулы на основании списков, составленных цензорами. В V в. до н.э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Командующими армией были консулы или, в случае учреждения диктатуры сенатом, диктаторы. Старшими офицерами были военные трибуны, младшими — центурионы. В армии была установлена 'суровая дисциплина, система наказаний и поощрений, наград.

Важнейшими статьями расходов в Риме были: содержание войска, постройка кораблей, сооружение общественных зданий, содержание служебного персонала и нужды религиозного культа. С граждан взималась особая подать на содержание войска.

В рассматриваемый период возбуждение уголовного преследования и судопроизводство по уголовным делам осуществлялись консулами (несколько позже — также преторами). В 509 г. до н.э. был издан закон Валерия, по которому смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (местные административные чиновники, назначенные из Рима).

Со временем происходит обезземеливание граждан, чьи крестьянские хозяйства не выдерживали конкуренции с латифундиями (центрами сельскохозяйственного производства), основанными на рабском труде.

Конфликт между патрициями и плебеями (плебеи завоевали в итоге для себя права римского гражданства) сменяется конфликтом между нобилитетом и плебсом.

Расширилось число граждан, в результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. римское гражданство получили также италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму).

I в. до н.э. был временем политической нестабильности в истории Древнего Рима. Сменяли друг друга триумвираты (первый: Помпеи, Цезарь, Марк Красе; второй: Антоний, Лепид, Октавиан) и диктаторы. В конце концов, в 27 г. до н.э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).

Смыслом организации власти в государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть, поэтому только народ в целом обладает верховной властью и поручает отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний. Народные собрания были 3 видов:

1. Куриатные комиции. Они постепенно теряли свое значение и со 2 века до.н.э граждане на них почти не ходили, а собирались главы курий. К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума.

2. Трибутные комиции. На них избирались некоторые должностные лица и принимались некоторые законы.

3. Центуриатные комиции. Это был главный вид народного собрания. На них избирали высших магистратов (должностных лиц), принимались законы, объявлялись войны.

Центральным учреждением республики был сенат, который:

· Осуществлял надзор за храмами и священными местами.

· Занимался финансовым управлением.

· Обеспечивал соблюдение безопасности в городе.

· Был главным органом военно-организационного управления.

· Ведал международными отношениями.

· Рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.

Исполнительная власть в республике принадлежала должностным лицам – магистратам. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (не обычные). Ординарные магистратура характеризуют следующие черты:

1. Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в административной и судебной сферах.

5. Безвозмездность исполнения должностных обязанностей.

Во главе всех магистратур стояли 2 консула. Они избирались на центуриатных комициях сроком на 1 год. Они осуществляли высшую административную власть и командовали войском. Они руководили деятельностью сената, созывали народные собрания.

Преторы управляли городом в отсутствие консулов. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. Они могли издавать общеобязательные постановления, при помощи которых могли решать дела при отсутствии закона, тем самым создавая новые нормы права (преторское право).

Главной задачей цензоров было исчисление ценза, то есть составление списка по разрядам, что являлось основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенат и магистратуры.. На решения цензоров не могло быть возражений.

Квесторы под контролем сената заведовали казной, расследовали некоторые уголовные дела, сопровождали консулов в военных походах.

Эдилы осуществляли главным образом полицейские функции в городе.

Народные трибуны – это были плебейские магистраты. Их главная задача – обеспечение гражданского равенства и прав плебеев в то время, когда в высших органах власти доминировали патриции. Они могли накладывать вето на решения сената, магистратов и даже народных собраний. Личность трибуна считалась неприкосновенной.

Существовало ещё более 20 низших магистратов. В чрезвычайных ситуациях, то есть когда возникали восстания или военные угрозы, создавались экстраординарные магистратуры.

В этот период Рим переходил к единоличной власти. Наиболее значимый магистрат – диктатор. Он назначался одним из консулов по требованию сената сроком до полугода и ему подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не обладал законодательной властью, но имел неограниченные судебные и административные полномочия. Сам он не нес ответственности за свои действия.

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были по центуриям присутствовать на военных сборах и выступать в поход, а дезертирство наказывалось изгнанием или смертью.




К концу 2 века до.н.э обозначился кризис республиканской государственности. Дешевый рабский труд успешно конкурировал с трудом свободных мелких производителей, которые были опорой римской армии и государственности. Эти разоренные массы гражданского населения объективно стали угрозой республиканскому строю, а захватнические войны Рима сохдали сословие богачей, для которых власть была важнее любых республиканских принципов. Сам полисный строй Рима уже не удовлетворял потребностям управления мировой державой. Эти противоречия угрожают существованию римской государственности. Начинается период гражданских войн (134 – 27 года до.н.э.). Верхушка римского общества ищет спасения в усилении центральной власти и установлении террористической диктатуры. Важнейшим событием периода гражданских войн стала военная реформа консула Мария в 107 году до.н.э, в ходе которой была создана наемная армия. Государство взяло на себя содержание войска и благосостояние воина зависело почти целиком от полководца. Эта реформа открыла путь к установлению военной диктатуры.

В 395 году Империя окончательно была разделена на 2 самостоятельных государства: Западную и Восточную Римскую Империю. Западная Империя стала быстро распадаться под напором германских племен и вследствие разложения рабовладельческого общества. В 476 году вождь германцев Одоакр захватил власть в Италии и отослал знаки императорской власти в Константинополь и уже правил как итальянский король.

Восточная Римская Империя (Византия) просуществовала до 1453 года, когда Константинополь захватили Турки. В 1453 году заканчивается период античного государства и права и начинается период средневекового государства и права.

Читайте также: