В качестве какого субъекта права выступают граждане рф иностранцы и лица без гражданства

Обновлено: 25.06.2024

Иностранный гражданин – это физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет гражданство или подданство другого государства.

Данным законом предусмотрено, что иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за некоторыми исключениями. Так, иностранные граждане отличаются от граждан России по следующим признакам:

  • Отсутствие права избирать и быть избранными в органы государственной власти.
  • Отсутствие права на участие во всенародных референдумах РФ.
  • Отсутствие обязанностей по военной службе. Иностранные граждане не могут быть призваны в вооруженные силы РФ.
  • Отсутствие допуска к деятельности, связанной с доступом к государственной тайне.
  • Возможность проживать на территории России только на основании специальных документов, например, вида на жительство и т.д.
  • Возможность установления ограничений в передвижении и выборе места жительства.
  • В отличие от российских граждан, для иностранных граждан предусмотрена специфическая мера ответственности – административное выдворение за пределы РФ.

Однако также, как российские граждане, иностранцы пользуются правом на труд, осуществление предпринимательской деятельности, отдых, образование, право собственности и т.д. Некоторые лица также могут иметь двойное гражданство, например, гражданство России и какого-либо другого государства. В таком случае они обладают правами и несут обязанности в соответствии законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Если некоторые обязанности совпадают, например, служба в армии, то разногласия разрешаются по дипломатическим каналам.

Готовые работы на аналогичную тему

Иностранные граждане должны законно находиться на территории России, иметь действительный вид на жительство, или разрешение на временное проживание, или визу и (или) миграционную карту, либо иные документы, предусмотренные международными договорами. Если лицо незаконно находится на территории Российской Федерации, оно подлежит выдворению. Кроме того, иностранные граждане несут административную и уголовную ответственность наравне с гражданами России, на общих основаниях.

Рисунок 1. Иностранный гражданин и лицо без гражданства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лица без гражданства

Лицо без гражданства или апатрид – это лицо, которое не имеет гражданства или подданства какого-либо государства.

Данное лицо не может предъявить никакого документа, который подтвердит его принадлежность к какому-либо государству. При этом по факту оно проживает в стране, иногда с рождения, однако в силу каких-либо объективных причин, например, в результате передела границ или преследования по этническим соображениям, не может подтвердить свой статус.

Лицо может стать апатридом в следующих ситуациях:

  • В случае рождения от родителей-апатридов, которые также не имеют гражданства какого-либо государства.
  • При лишении гражданства государством. В Российской Федерации предусмотрено, что граждане России не могут быть принудительно лишены гражданства.
  • При потере ранее полученных привилегий, например, в случае расторжения ранее заключенного брака.
  • При добровольном отказе от гражданства какого-либо государства.
  • В случае прекращение существования государства.

В России апатриды пользуются теми же правами, что и граждане России за некоторыми исключениями. Также, как и иностранные граждане, они не имеют избирательного права, не могут служить в вооруженных силах, занимать государственные посты, иметь доступ к гостайне и т.д.

Для того, чтобы подтвердить гражданство государства, необходимо оформить паспорт или иной документ. Через гражданство государство распространяет на человека свою суверенную власть, причем как внутри страны, так и за ее пределами.

Рисунок 2. Гражданство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика апатризма

В настоящее время стало популярным явление гражданства выдуманных государств. В основном, они существуют в интернет пространстве, является виртуальными империями. Гражданам виртуальных государства выдаются паспорта и иные документы, которые являются недействительными в реальном мире. Например, некоторые лица основали империю на планетах Земля, Марс, Плутон. Так, и заполнив анкету на официальном сайте, можно стать гражданином данного виртуального государства, однако в последующем необходимо будет подтверждать свою активность.

В России также неоднократно встречались мошеннические схемы по продаже гражданства выдуманных государств и королевств. Так, в 2015-м году была открыта компания, которая представлялась как консульство государства Карибского бассейна – королевства ASPI. На самом деле подобного государства никогда не существовало. Мошенники в течение нескольких лет продавали паспорта, водительские удостоверения с указанием реквизитов данного государства. В документах стоял адрес регистрации, однако не на территории государства ASPI, а в городах республики Беларусь. Данные документы стоили от 15 000 до 100 000 руб. Основными покупателями стали трудовые мигранты, а также лица без гражданства. Мошенники были установлены и привлечены к уголовной ответственности.

Согласно вступившим в силу поправкам в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ такие лица могут получить временное удостоверение личности, а также трудиться в России без оформления дополнительных документов


По мнению одной из адвокатов, принятый закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму законопроекту. В то же время она обратила внимание на ряд аспектов, требующих уточнения. Другая считает, что с принятием закона появилась надежда на новые, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов, однако предполагает, что на практике реализация поправок может затянуться.

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Законопроект предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности, а также возможность трудиться в РФ без оформления дополнительных документов и получать разрешение на временное проживание без учета квоты

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны, признаны не соответствующими Конституции РФ

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

В частности, ведомство намерено отменить разрешения на временное проживание иностранцев, заменив их новыми миграционными режимами

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

С этой целью гос-воо наделяет граждан правоспособностью (применительно к гражданскому праву – гражданская правоспособность). Под гражд-ой правоспособностью следует понимать признаваемую гос-воом за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Правоспособность нельзя отождествлять с естественными правами человека. Правоспособность не принадлежит человеку от природы, ею человека наделяет гос-воо, и объем ее также определяется гос-воом. Правоспособность связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного гос-ва. Неслучайно поэтому в ГК РФ говорится не о правоспособ-ти физ. лиц (т.е. людей) вообще, а именно о правоспособ-ти граждан. Прежде всего гражданам РФ предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме.

Кроме граждан РФ, субъектами гражд-ого права могут быть иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного гос-ва и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого гос-ва). Согласно ст. 1196 ГК иностр-ые граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражд-ой правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Содержание гражд-ой правоспособ-ти составляет совокупность гражд-их прав и обязанностей, которые граждане могут иметь по действующему законодательству. Ввиду динамичности видов и объема регулируемых нормами гражд-ого права отношений ГКРФ не дает исчерпывающего перечня таких гражд-их прав и обязанностей. В ГК закрепляются лишь основополагающие, наиболее важные из них. Подчеркивается, что помимо них гражданину могут принадлежать и иные имущ-ые и личные права, если они не запрещены законом и не противоречат общим началам гражд-ого права.

В соответствии со ст. 18 ГК граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юр. лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юр.и лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущ-ые и личные неимущ-ые права.

Согласно ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юр. лица (при условии гос-военной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Предпринимателем также признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юр. лица.

Субъективное право – элемент правотн-ия, а правоспособность – свойство субъекта права. Правоспособностью обладают все граждане РФ в одинаковом объеме. Объем субъективных прав у разных граждан различен. Конкретное право может отсутствовать у данного физ. лица. Напр., всем гражданам принадлежит возможность иметь право собственности, но право собственности на конкретное имущество есть лишь у конкретного гражданина. Правоспособность реализуется через конкретные субъективные права. Гражданин не может отказаться от правоспособ-ти или ее части, а также передать ее другому лицу, тогда как большинство субъективных прав могут быть переданы.

Гражданская правоспособность неотделима от самого существования человека. Пока человек жив, он обладает гражд-ой правоспособностью. Ст. 17 ГК закрепляет, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юр.и, а медицинскими критериям (моментом начала самостоятельного дыхания). Жизнеспособность родившегося ребенка значения не имеет. Даже если ребенок родился нежизнеспособным и прожил очень короткий промежуток времени (напр., несколько часов), он уже стал правоспособным со всеми вытекающими последствиями.

Прекращение правоспособ-ти связано о биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Поэтому не следует связывать прекращение правоспособ-ти с объявлением судом гражданина умершим, поскольку такое решение суда основано не на факте смерти, а на презумпции того, что человек умер. Возможность возвращения такого гражданина полностью исключить нельзя.

Общим правилом является то, что гражданская правоспособность возникает у гражданина с момента рождения в полном объеме. Однако следует признать, что из этого правила бывают отдельные исключения, касающиеся тех прав, которые не могут быть осуществлены через представителя (напр., составление завещания).

Гос-воо гарантирует правоспособность граждан. Ст. 22 ГК закрепляет, что никто не может быть ограничен в правоспособ-ти и дееспособ-ти иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом; полный или частичный отказ гражданина от правоспособ-ти или дееспособ-ти и другие сделки, направленные на ограничение правоспособ-ти или дееспособ-ти, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Под гражд-ой дееспособ-тью физ. лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК).

Дееспособ-ть предполагает осознанную и правильную оценку человеком совершаемых им действий, имеющих правовое значение, т.е. это свойство субъекта гражд-ого права зависит от степени психической зрелости лица. Зрелость же психики зависит от возраста и психического здоровья человека, поэтому законодатель не может произвольно закрепить момент, с которого человек считается полностью дееспособным. Необходимо учитывать медицинские нормы психического созревания человека. Человек рождается не только физически беспомощным, но и психически незрелым. Разные возрастные категории людей при нормальном развитии имеют разный уровень зрелости психики. Вот почему дееспособ-ть лиц разного возраста и состояния психики различна.

Дееспособ-ть как единое понятие состоит из более простых элементов: способность человека самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права, совершать сделки, приобретая тем самым новые права и возлагая на себя новые обязанности (сделкоспособность), и, наконец, способность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями (деликтоспособность). Расчленение общего понятия дееспособ-ти на отдельные элементы облегчает анализ процесса роста объема дееспособ-ти по мере достижения человеком определенных возрастных границ.

При определении объема и структуры дееспособ-ти различных граждан ГКРФ исходит из классификации их по возрасту. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу незрелости психики.

Физ. лиц от 6 до 14 лет ГКРФ характеризует как малолетних. Ст. 28 ГК закрепляет так называемую дееспособ-ть малолетних, которая состоит в способности самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки, т.е. такие, которые направлены на удовлетворение повседневных потребностей человека, исполняются обычно при самом их совершении и незначительны по сумме;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо гос-военной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Вышеуказанные элементы дееспособ-ти малолетних представляют собой исключение из общего правила о том, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны. Поэтому наиболее распространено мнение о том, что эта категория граждан недееспособна. Это подтверждается и позицией законодателя. Опекун назначается лицу до 14 лет, а, по общему правилу, опека учреждается над гражданами, являющимися недееспособными.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособ-тью, поскольку могут совершать сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. При этом расширяется объем дееспособ-ти, реализуемой самостоятельно: к объему дееспособ-ти предыдущего возраста ст. 26 ГК добавляет право без согласия родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами. По достижении 16 лет граждане вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

При наличии заболевания психики, выражающегося в том, что человек либо не понимает значения своих действий, либо понимает, но не может ими руководить, он может быть в судебном порядке признан недееспособным вследствие психического расстройства, даже если является совершеннолетним. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению членов его семьи, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения и других лиц, указанных в ст. 281 ГПК. Для определения психического состояния гражданина суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу. При выздоровлении данного лица, что констатируется повторной судебно-психиатрической экспертизой, суд принимает решение о признании гражданина дееспособным.

Дееспособ-ть, как и правоспособность, неотчуждаема. Никто не может быть ограничен в дееспособ-ти иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

ГК предусматривает возможность ограничения полной дееспособ-ти и ограничения дееспособ-ти несовершеннолетнего. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний ранее приобрел дееспособ-ть в полном объеме в связи с вступлением в брак или эмансипацией (п. 4 ст. 26 ГК).

К ограничению дееспособ-ти следует приравнять утрату полной дееспособ-ти несовершеннолетним супругом в случае признания брака недействительным, если суд одновременно принимает решение о частичной дееспособ-ти этого супруга (п. 2 ст. 21 ГК).

Ограничение дееспособ-ти совершеннолетнего гражданина возможно также только в судебном порядке и только в одном случае: если он ставит свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Особенность ограничения состоит в том, что оно касается права получать и распоряжаться заработком, пенсией и иными доходами и совершать сделки (кроме мелких бытовых). Эти действия такой гражданин может совершать лишь с согласия попечителя. Однако он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Одновременно следует обратить внимание на то, что ограничение дееспособ-ти происходит не по самому факту злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, а в связи с тем, что гражданин ущемляет материальные интересы своей семьи. В случае прекращения существования основания ограничения дееспособ-ти объем дееспособ-ти данного гражданина восстанавливается в судебном порядке.

Для определения дееспособ-ти физ. лица-иностранца ст. 1195 ГК вводит понятие личного закона физ. лица. В соответствии с указанной статьей личным законом физ. лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским имеет и иностр-ое гражданство, его личным законом является росс-ое право. При наличии у лица нескольких иностр-ых гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

В соответствии со ст. 1197 ГК гражданская дееспособ-ть физ. лица определяется его личным законом. Вместе с тем физ. лицо, не обладающее гражд-ой дееспособ-тью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособ-ти, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособ-ти. Признание в РФ физ. лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется росс-ому праву.

Читайте также: