В древнем риме была установлена особая форма управления с участием всех граждан как она называется

Обновлено: 07.07.2024

Началом истории Древнего Рима принято считать VIII в. до н.э. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессом разложения первобытнообщинного строя в племенах, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (триб) – древних латинян, сабинян и этрусков – привело к образованию общины. Высокий уровень развития правовой культуры Древнего Рима был достигнут одновременно с обретением им военного и политического могущества. Традиционно его историю подразделяют на следующие периоды: I − царский (от основания Рима его первым царем Ромулом до последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до н.э.); II – классический, или республиканский, охватывает отрезок времени с 509 по 27 г. до н.э. и III – постклассический, или имперский, распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списках сенаторов) совмещает многие властные функции в республике (с 27 г. до н.э.−284 г. н.э.) и период домината (от dominuus – господин), когда устанавливается императорская власть (284−476 гг. н.э.).

Старейшины родов входили в сенат – совет, составленный по преданию Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущих дел по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью.

Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты – обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.

Шестой, предпоследний римский rex – Сервий Туллий (578−534 гг. до н.э.) провел реформы, закрепившие господство богатых и знатных независимо от того, относились они к патрициям или к плебеям, и ввел вместо родоплеменного принцип территориального деления населения.

Первая часть реформы – деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни – центурии. В основу деления был положен размер частного землевладения. Позднее, в IV в. до н.э., с появлением денег была введена денежная оценка имущества – асс (мелкая медная монета). Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан – всадники, а безземельные – пролетарии – объединялись в шестой разряд.

Вторая часть реформы – деление свободного населения по территориальному принципу. Согласно этой реформе в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, сохранивших старое племенное название – трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил и сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправных римских граждан, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала в конечном счете консолидации свободных граждан и обеспечила их господство над рабами.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные подразделялись на две социально-классовые группы: состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), городскую бедноту, составлявших большинство общества.

Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства оставался военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа бедноты в рабство.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители внешних провинций (завоеванных Римом стран), а также свободные жители всех иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей – патронов, по отношению к которым находились в положении, мало отличавшемся от положения древних клиентов. Перегрины исполняли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении общеизвестного положения римского гражданина. В конце III − II в. до н.э. оформляются привилегированные сословия – нобили и всадники. Высшее сословие – сословие нобилей – образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Старое сословие всадников пополнялось в республике из состава торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи обеспечивал полную политическую и гражданскую правоспособность только главе римских семей – домовладыке. Остальные члены семьи находились под его властью (подвластные).

Становление республики происходило в борьбе между плебсом и патрициями. Древний Рим в этот период справедливо характеризуется как аристократическая республика с разделением властей. Центральными органами власти и управления в римской республике были Сенат, народные собрания (комиции), магистраты (выборные должностные лица).

- ведал казной, устанавливал налоги, определял государственные расходы;

- контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний;

- рассматривал предварительно законопроекты;

- утверждал избранных народными собраниями должностных лиц;

- контролировал религиозные культы;

- осуществлял внешнюю политику государства;

- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.

Комиции (народные собрания) считались законодательными органами. Они были трех видов: куриатные, центуриатные, трибутные.

Главную роль играли центуриатные комиции, в компетенцию которых входило:

- избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);

- рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.

Магистраты – так в Древнем Риме назывались государственные должности. Магистраты избирались комициями на год (кроме диктатора, которого назначал Сенат при чрезвычайных обстоятельствах на срок не более 6 месяцев, и цензоров – их выбирали на 5 лет). Магистраты делились на высшие – консулы, преторы, диктатор, цензоры и низшие – квесторы, эдилы, народные трибуны и др.

Диктатор – экстраординарная должность, на которую назначался один из бывших консулов в случае каких-либо кризисных ситуаций в стране или в ходе ведения военных действий. Диктатор обладал всей полнотой власти только в течение шести месяцев. При этом все магистраты продолжали действовать формально под его властью.

Консулы в повседневной жизни возглавляли всю систему магистратур, обладали военными полномочиями, распоряжались военной добычей, руководили деятельностью Сената, управляли захваченными территориями. Преторы замещали консулов в их отсутствие, руководили гражданским судопроизводством, издавали общеобязательные постановления (эдикты), создавая нормы права. Цензоры составляли списки граждан для распределения по трибам, разрядам и для причисления к гражданству, к допуску в сенаторы по определенным цензам.

Император-принцепс сразу соединил в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора, народного трибуна. При этом в первые века формально сохранялась видимость республики с правлением Сената, что превратило принципат в своеобразную диархию (ср.: монархия). Правда, принцепс уже пытается противопоставить Сенату новый коллегиальный совещательный орган – совет принцепса (concilium principis), в который входят близкие главе государства лица. Народные собрания при принципате продолжают собираться, однако утрачивают свою былую роль и влияние. Новые должности в государственном аппарате (префект претория – начальник охраны принцепса, префект Рима – глава столицы) приобретают реальный вес и значение. Армия с этого времени становится постоянной и наемной.

К концу III в. н.э. в Риме устанавливается доминат (от dominus – господин) – режим неограниченной монархии. Управление государством осуществляют многочисленные чиновники, назначаемые императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов государственного управления этого периода необходимо выделить государственный совет при императоре, финансовое и военное ведомства.

Во время правления основателя домината императора Диоклетиана (284−305 г. н.э.) была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи (западной и восточной) управлял император и его соправитель – цезарь. Армия была разделена на две части: одна часть размещалась на границах, а другая – внутри государства – для обеспечения внутренней безопасности. Кроме того, император Диоклетиан ввел новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100, причем последней по порядку был назван Рим. Диоклетиан ввел также прямой налог в натуральном виде, установил максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.

Главный же смысл обеих реформ – спасти утраченные Римом позиции мировой империи и поднять престиж государственности и власти императора. Во многом благодаря реформам, Римская империя просуществовала до 476 г. н.э.

Читайте также: