В чем заключается правосубъектность государственно подобных организаций

Обновлено: 25.06.2024

Seyersted F. The Legal Nature of international Organizations — Nordisk Tidsskrift for International Ret.

Шибаева Е. А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972. С. 10-11.

31. С. J. Reports. 1949. Р. 174.

§ 5. Международная правосубъектность государственно-подобньгх образований

вующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъек­тами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являлись вольные города, а в настоящее время — Ватикан.

Вольные города. Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью1. Одним из первых таких городов был Великий Нов­город. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в со­став Ганзейского союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Дан­циг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кенигсберг, Киль, Штральзунд и др.— всего 50 городов). В XIX и XX вв. статус вольных городов опреде­лялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций. Например, статус Кракова был установлен в ст. 4 Российско-австрийского договора, в ст. 2 Российско-прусского договора, в дополнительном Австро-россий­ско-прусском договоре от 3 мая 1815 г.; в ст. 6—10 Заключительного акта Венского конгресса от 9 июня 1815 г.; в Конституции вольного города 1815/1833 гг. Впоследствии договором от 6 ноября 1846 г., заключенным Австрией, Пруссией и Россией, статус Кракова был изменен, и он вошел в состав Австрии.

Статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст.

100—108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в Польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в соглашении от 24 октября 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впо­следствии польским правительством).

Статус Триеста был предусмотрен в разд. III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 г. и в приложениях VI—X к нему. В октябре 1954 г. Ита­лия, Великобритания, США и Югославия парафировали текст Мемо­рандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получила во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением неболь­шой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югосла­вии.

Статус Иерусалима был определен резолюцией Генеральной Ассамблеи № 181/11 от 23 ноября 1947 г. (эта резолюция в силу не вступила)2.

Объем международной правосубъектности вольных городов опреде­лялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обла­дали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось спе­циальное гражданство. Многие города имели право заключать междуна-

Моджорян Л. А. Основные права и обязанности государств. М., 1965. С. 55. Там же. С. 59-60.

Глава V. Субъекты международного права. Правопреемство

родные договоры и вступать в межправительственные организации. Га­рантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъем­лемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.

Особый международно-правовой статуе имел Западный Берлин. По­сле окончания Второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица Западный Берлин.

Правительство СССР по согласованию с правительством ГДР в 1958 г. предложило при­дать Западному Берлину, находившемуся на территории ГДР, статус де­милитаризованного вольного города, способного осуществлять междуна­родные функции в условиях гарантии со стороны четырех держав: Вели­кобритании, СССР, США и Франции

Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним соглашением, подписанным правительствами Вели­кобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. В соответствии с этим документом Западный Берлин имел единственный в своем роде международно-правовой статус. Государственно-политическое устройст­во Западного Берлина определялось Конституцией, вступившей в силу 1 октября 1950 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия пра­вительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Бер­лин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т. д. ФРГ представляла западные секторы Берлина в международных организациях и конферен­циях.

Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соот­ветствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает тер­ритории ГДР, ФРГ и всего Берлина.

Главная цель Ватикана — создать условия независимого правления для главы католической церкви.

§ 6. К вопросу о международной правосубъектности индивида

стоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о диплома­тических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях.

Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право пред­ставлять государство принадлежит главе католической церкви — папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан1.

Читайте также: