В чем заключается основная сложность регулирования правового статуса транснациональных компаний

Обновлено: 30.06.2024

Будучи созданными на основе национального права юридическими лицами, транснациональные корпорации не обладают иммунитетом ни в отношении внутреннего права государств, ни в отношении международного права. Они, в частности, как и физические лица, несут ответственность за нарушение соответствующих норм международного права. Судебной практике США и ряда других стран известны случаи признания транснациональных корпораций несущими не только гражданскую, но и уголовную ответственность за различного рода нарушения международного права, включая права человека. Принимая во внимание возможности транснациональных корпораций ТНК, приравнивание их положения и ответственности к положению физических лиц трудно признать удовлетворительным решением проблемы. Поведение транснациональных корпораций должно регулироваться особыми правилами, соблюдение которых обеспечивалось бы специальными средствами. Как отмечает Г.М.Вельяминов, следует рассматривать ТНК не в качестве субъекта международного права, но предмета (дестинатора) его регулирования.

При всех условиях задача заключения конвенции, устанавливающей правила международной деятельности транснациональных корпораций и предусматривающей ответственность за ее нарушение, будет становиться все более настоятельной.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан не предусматривается возможность группе коммерческих юридических лиц выступать в качестве единого субъекта гражданского права, тогда как Конвенция фактически признает транснациональную корпорацию отдельным юридическим лицом. Более того, страны СНГ не являются странами происхождения основной массы транснациональных корпораций, действующих в Республике Казахстан, соответственно, на них не распространяется действие упомянутой Конвенции. Создание специального нормативно-правового документа позволило бы упорядочить систему налогообложения и вопросы ответственности за неуплату налогов иностранных транснациональных корпораций в РК.

Выведение определения было обусловлено тем, что ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит определения транснациональной корпорации и, как следствие, не предусматривает норм налогообложения транснациональных корпораций. Существующие подходы к определению транснациональных корпораций, применяемые ООН, в частности ЮНКТАД, также имеют целый ряд недостатков, главными из которых являются следующие:

1) категория корпорации имеет различное содержание в национальных правовых системах (либо не используется вовсе при определении форм юридических лиц);

2) отношения, содержанием которых являются права участников организации, могут возникать не только в организациях, называющихся корпорациями;

3) в тех юридических лицах, которые носят название корпораций, корпоративные отношения возникают не всегда.

Соответственно, особое значение, по нашему мнению, при определении понятия транснациональной корпорации следует уделить выявлению основных признаков транснациональной корпорации как субъекта гражданского права. К ним относятся: 1) наличие либо группы взаимозависимых юридических лиц, различных организационно-правовых форм и форм собственности, являющихся налоговыми резидентами нескольких государств, либо юридического лица, обладающего разветвленной сетью обособленных подразделений в нескольких государствах; 2) наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, находящегося на территории двух и более государств; 3) наличие устойчивых экономических связей между участниками группы и осуществление совместной коммерческой деятельности; 4) наличие единой системы управления и принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию участникам группы.

Кроме того, как предлагает Ж.Т.Сайрамбаева в своей диссертационной работе, транснациональным корпорациям необходимо придать ограниченную международную правосубъектность. И с этим следует согласиться.

В связи с этим предлагаем с учетом специфики транснациональных корпораций как консолидированного налогоплательщика определить систему мер ответственности транснациональных корпораций за налоговые правонарушения и преступления, поскольку их деятельность, как правило, сопряжена с возникновением нестандартных ситуаций, таких, например, как применение ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах отдельными юридическими лицами, входящими в транснациональные корпорации, возможное участие в разрешении конфликтных ситуаций налоговых органов различных административных юрисдикций двух или более государств.

Необходимо разработать механизм привлечения к ответственности, основанный на принципах субсидиарной ответственности участников транснациональных корпораций по налоговым обязательствам. В качестве модели было бы целесообразно использовать принцип ответственности обществ с дополнительной ответственностью, заложенный в ст. 84 Гражданского кодекса Республики Казахстан. В этих целях необходимо более четко фиксировать организационную структуру транснациональных корпораций и ее изменения, так как неспособность обособленных подразделений юридических лиц выступать в качестве самостоятельных субъектов ответственности за налоговые правонарушения и преступления свидетельствует о неопределенности их правового статуса и недостаточно четкой позиции законодателя по этому вопросу. Представляется, что окончательно данная проблема может быть решена лишь в случае введения в законодательство института консолидированного налогоплательщика и признания транснациональных корпораций в качестве консолидированного субъекта гражданского права и международного налогового права. В связи с этим вопрос о применении налоговой ответственности транснациональных корпораций представляется особенно актуальным с точки зрения социально-экономических последствий этого воздействия. Особенности производства по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях за неуплату налогов на территории двух или более государств (одновременно) транснациональных корпораций можно свести к тому, что ввиду специфики своего правового статуса данные субъекты налогового права могут быть одновременно налоговыми резидентами в нескольких государствах. Таким образом, возможно столкновение интересов различных государств по поводу налоговой правосубъектности транснациональных корпораций. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо более четко определить границы налоговой юрисдикции Казахстана в отношении транснациональных корпораций, возможно, путем издания специального нормативно-правового акта о транснациональных корпорациях или внесения соответствующих изменений в Налоговый, Гражданский и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан. Предлагается также усилить меру ответственности за неуплату налогов транснациональных корпораций, особенно в Уголовном кодексе РК.

Далее необходимо проанализировать, являются ли юридические лица субъектом совершения налоговых преступлений на территории двух или более государств одновременно в международно-правовых отношениях.

Анализируя вышеуказанную позицию, особо важно подчеркнуть, что транснациональные корпорации в данное время являются основным субъектом в международно-экономических отношениях. Поэтому необходимо обратиться именно к международному уголовному праву, чтобы провести аналогию по другим преступлениям и установить уголовную ответственность за налоговые правонарушения в международном налоговом праве, так как за другие преступления уже установлена уголовная ответственность в международном праве.

В данное время в международных договорах, регулирующих вопросы о предотвращении избежания двойного налогообложения, не указано, что за совершение налоговых преступлений устанавливается уголовная ответственность юридических лиц. Более того, германские ученые предполагают, что нет необходимости установления уголовной ответственности юридических лиц. Об этом говорят Дж.Флетчер и другие ученые.

Подобные возражения наиболее часты в немецкоязычных странах, занявших консервативную позицию относительно развивающегося во всем мире движения за введение уголовной ответственности юридических лиц. Немцы признают ответственность юридических лиц за административные правонарушения, но они не готовы сделать следующий шаг и признать юридические лица подлежащими уголовной ответственности. По мнению немецких специалистов, уголовное наказание в принципе должно возлагаться лишь персонально на тех, кто виновен за причинение преступного вреда. Естественно, что юридическое лицо нельзя посадить в тюрьму, тем не менее, есть целый набор мер уголовного наказания, который может быть к ним применен. Сюда входят штрафы, конфискация доходов от преступной деятельности, запрещение заниматься определенными видами противоправной коммерческой деятельности, которые ведут к причинению вреда, вплоть до роспуска корпораций. Федеральные Руководящие указания по применению наказания в США содержат положение, согласно которому корпорации, допустившие нарушение закона, включаются в специальные программы, нацеленные на ориентирование юридических лиц, на законопослушное ведение бизнеса, что предусматривает также и обучение персонала соблюдению режима законности.

Таким образом, целесообразно при заключении международных договоров в области борьбы с экономическими преступлениями закрепить статью, устанавливающую за совершение юридическими лицами налоговых преступлений уголовную ответственность, кроме того, применять к ним меры уголовного наказания: штрафы, конфискацию доходов от преступной деятельности, запрещение заниматься определенными видами противоправной коммерческой деятельности вплоть до роспуска корпораций.

По-видимому, нужно поддержать правовую доктрину в отношении вопроса о том, несут ли ответственность отдельные работники виновных за совершение налоговых преступлений корпораций. Как указывают Дж.Флетчер и А.В.Наумов, каждый работник корпорации не является лично ответственным за причиняемый вред, так как корпорация является самостоятельным лицом и должна быть отделена от своих работников. В этом суть разницы между корпоративной и коллективной ответственностью. Корпоративная ответственность означает, что корпорация как юридическое лицо, как нечто большее, чем просто сумма работников, должна отвечать за то, что она совершает. Коллективная же ответственность или вина будут подразумевать, что каждый член объединения тоже виновен, что является неправильным.

Наряду с установленной уголовной ответственностью юридических лиц существует ряд проблем. Речь, в частности, идет о том, каким образом при привлечении к уголовной ответственности юридических лиц могут быть разрешены те или иные вопросы в отношении формы вины. Но здесь необходимо подчеркнуть, что это не самое главное. Следует выделить первостепенную задачу об установлении уголовной ответственности юридических лиц за неуплату налогов. После этого внутренние вопросы в рамках данного контекста будут разрешены в ходе реализации данной нормы в международно-правовой практике. Нам необходимо создать совокупность международно-правовых норм об установлении ответственности юридических лиц в лице транснациональных корпораций за неуплату налогов.

На основании изложенного можно сделать вывод о возможности привлечения к налоговой ответственности транснациональных корпораций как субъектов международного налогового права.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 3 (46) 2012

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Транснациональные корпорации (ТНК) - это многоотраслевые концерны с местом нахождения предприятий и филиалов в разных государствах; интернациональные не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Характерная черта ТНК - сочетание централизованного руководства с самостоятельностью входящих в нее и находящихся в разных странах структурных подразделений. Общепринятая организационно-правовая форма ТНК- акционерное общество открытого типа. Дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, филиалы - несамостоятельными предприятиями, входящими в состав ТНК.

До конца 1970-х гг. ООН относила к ТНК такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл. США, и филиалы не менее чем в шести странах. В настоящее время о транснациональном статусе фирмы свидетельствуют размер зарубежных активов и их доля в общем объеме активов компании, доля зарубежных продаж в общем объеме реализации продукции и доля зарубежного персонала в общей численности персонала. По оценкам ООН, в категорию ТНК включаются до 45 тыс. головных (материнских) корпораций и 280 тыс. их зарубежных отделений. До половины всех ТНК базируются в США (около 25%), Великобритании и Японии (по 12-13%).

В международно-правовых актах и доктрине права используются различные критерии отнесения корпораций к транснациональным:

1) количество стран, в которых действует компания (минимум 2-6);

2) минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;

3) определенный размер капитала, которого достигла компания;

4) минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);

5) владение не менее 25% "голосующих" акций в трех или более странах - минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивает фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия;

6) многонациональный состав персонала компаний, ее руководства.

ЮНКТАД ранжирует крупнейшие ТНК по объему зарубежных активов и уровню их транснационализации. Для оценки уровня транснационализации корпорации используется индекс транснационализации: среднее значение отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж, численности зарубежных работников к общему числу занятых в корпорации.

В 1974 г. по инициативе "Группы 77" в рамках ЭКОСОС созданы Комиссия по ТНК и Центр по ТНК. Основная задача этих органов - разработать Кодекс поведения ТНК, который формулировал бы подчинение деятельности ТНК определенным правилам. Проект Кодекса был подготовлен в 1986 г. и принят на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Он носит рекомендательный характер, на чем настояли государства, граждане которых контролируют большинство ТНК.

Определение ТНК согласно Кодексу поведения ТНК: "Предприятие, будь то государственное, частное или смешанное, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров по принятию решений, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой, будь то отношениями собственности или иными отношениями, что одно или несколько из них могут оказывать (оказывают) значительное влияние на деятельность других и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность с другими".

Проект Кодекса определяет принципы, цели и задачи ТНК:

1) уважение национального суверенитета;

2) суверенитет государств над их природными ресурсами, материальными ценностями и экономической деятельностью;

3) невмешательство во внутренние и межправительственные отношения;

4) право государства на регулирование и контролирование деятельности ТНК, на участие в распределении прибыли и национализацию иностранной собственности, находящейся на его территории;

5) защита законной деятельности и принципа справедливого режима. Национальный режим будет предоставляться ТНК, если они соответствуют национальным экономическим целям и планам в области развития.

На IX Конференции ЮНКТАД (1996) говорилось о необходимости предоставить ТНК возможность работать в этой организации в качестве частных лиц, т.е. субъектов национального права. Было отмечено, что корпорациям должна быть предоставлена возможность участвовать в многосторонних международных форумах, поскольку они претворяют в жизнь решения о производстве и потреблении, формально принимаемые правительствами.

В 1972 г. Международная торговая палата утвердила "Основные принципы иностранных капиталовложений"; в 1977 г. - "свод правил" для ТНК, направленных на ограничение практики вымогательства и подкупа должностных лиц со стороны ТНК. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1976 г. приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и Руководящие принципы для многонациональных предприятий (Приложении к Декларации). Это документы "мягкого права", содержащие рекомендательные нормы. В основу Декларации положен принцип предоставления национального режима иностранным многонациональным предприятиям. При этом предприятиям предписываются обязанности:

- соблюдать международное право;

- подчиняться праву страны пребывания;

- учитывать политику страны пребывания;

- сотрудничать со страной пребывания;

- исключить практику подкупа и субсидий;

- не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;

- соблюдать принцип обеспечения конкуренции;

- соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения;

- распространять достижения в науке, технике и технологии. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла комплекс

Принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Была принята также резолюция Генеральной Ассамблеи о мерах против коррупции в практике ТНК и других корпораций, их посредников и иных причастных к делу сторон.

Международная организация труда (МОТ) в 1977 г. приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. В ней закреплены права работников ТНК создавать организации, представляющие их интересы, и наделять эти организации полномочиями для ведения коллективных переговоров в соответствии с национальным законодательством.

В Проекте норм МОТ, касающихся обязанностей ТНК и других предприятий в области прав человека (2003), установлены обязанности ТНК в сфере трудовых отношений и соблюдения прав трудящихся:

1) ТНК не используют принудительный или обязательный труд, запрещенный международными договорами и национальным законодательством;

2) ТНК обеспечивают условия труда, отвечающие нормам безопасности и гигиены, как это предусмотрено соответствующими договорами и национальным законодательством;

3) ТНК оплачивают труд работников в размерах, достаточных для поддержания надлежащего уровня жизни для них и их семей.

Правовая специфика ТНК:

1. Формально это предприятие, подпадающее (как и его зарубежные отделения) под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически ТНК - мультинациональное, трансграничное предприятие.

2. Зарубежные отделения ТНК находятся в сфере юрисдикции принимающего государства, формально являются предприятиями данного государства. Фактически это иностранные предприятия, так как их зависимость от головной компании значительно сильнее, чем от принимающего государства.

3. Через головное предприятие ТНК ведет деловые операции непосредственно с государствами как с деловыми партнерами.

Характерная особенность ТНК - несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юридической множественностью1. ТНК представляет собой группу компаний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных стран.

Деятельность ТНК осуществляется через их зарубежные филиалы. Филиалы различаются по своему статусу: отделения, дочерние фирмы и ассоциированные компании. Отделения - это фирмы, которые регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями и на 100% принадлежат материнской компании. Дочерняя компания - юридическое лицо с собственным балансом, но контроль за ее деятельностью осуществляет материнская компания (ей принадлежит контрольный пакет акций). В ассоциированной компании материнской ТНК принадлежит 10-50% акций.

Принцип подчинения ТНК национальному праву страны пребывания зафиксирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): "Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям, соответствовала его экономической и социальной политике".

Особые сложности связаны с определением личного закона ТНК. С одной стороны, они создаются по праву какого-то конкретного государства, с другой - их дочерние и внучатые компании действуют в качестве самостоятельных юридических лиц в других государствах.

ТНК - это сложная многоступенчатая вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (держательские, акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), внучатые производственные компании (юридические лица "третьих" стран), правнучатые холдинговые компании (юридические лица "третьих" или "четвертых" стран). Национальность каждой "дочки", "внучки", "правнучки" определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. С правовой точки зрения ТНК является конгломератом юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра при помощи холдинговых компаний.

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, филиалы находятся в 100 странах). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля - по личному закону головной компании. В доктрине и практике применяется понятие "право ТНК". Это понятие имеет в виду применение к установлению личного закона и деятельности таких компаний не национального права какого-то государства, а международного или "квазимеждународного" права, "общих принципов права", "общих принципов международного права", "транснационального права". Такая концепция представляется наиболее функциональной.

В доктрине для регулирования правового статуса ТНК предлагается создать систему специальных правовых норм договорного происхождения, находящихся вне действия национального права, подчиненных международному праву или общим принципам права. Отдельные ученые отмечают необходимость передачи определенных функций государственной власти транснациональным корпорациям. Подобные доктринальные подходы подтверждаются практикой: многие страны проводят политику "дерегулирования" в отношении ТНК. В США минимизировано государственное вмешательство в дела авиационных корпораций на международном рынке авиауслуг.

Читайте также: