В чем выражается неотъемлемость гражданства республики беларусь

Обновлено: 04.07.2024

Согласно ст. 10 Конституции гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

В соответствие со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. “О гражданстве Республики Беларусь” гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы гражданства – основные положения, определяющие его основные черты и содержание.

Согласно ст. 3 Закона о гражданстве принципами гражданства Республики Беларусь являются:

1. Каждый имеет право на гражданство.

2. Гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от основания его приобретения.

3. Гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица.

4. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

5. Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.

6. Принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь (часть 1 ст. 10 Конституции Республики Беларусь.

7. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (часть3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь).

Согласно ст. 8 Закона о гражданстве гражданами Республики Беларусь являются: лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона (Закон вступил в силу с 18 августа 2002 г.); лица, которые приобрели гражданство в соответствии с настоящим Законом. Доказательством принадлежности к гражданству Республики Беларусь является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.

Статья 12 Закона о гражданстве Республики Беларусь устанавливает следующие основания его приобретения:

в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

в порядке регистрации;

по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Основным способом приобретения гражданства Республики Беларусь является рождение ребенка. При этом Закон исходит из двух принципов: права “крови” – учитывается гражданство родителей и права “почвы” – учитывается место рождения ребенка и их сочетания. Ст. 12 Закона предоставляет гражданство Республики Беларусь автоматически по рождению, если на день рождения ребенка:

родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, — по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

взять на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

знать один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

постоянно проживать на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;

иметь законный источник средств существования;

не иметь гражданства, либо утрачивать гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

Получить гражданство Республики Беларусь имеют возможность и лица, признанные в установленном порядке беженцами, после семи лет проживания их на территории Беларуси.

Срок проживания может быть сокращен или не применяться вовсе для:

белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство, в соответствии с частью первой статьи 23, статьей 26 и частью четвертой статьи 27 настоящего Закона;

лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;

дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органами опеки и попечительства.

Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. ратифицировано “Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства”. Каждая из сторон Соглашения взяла на себя обязательство предоставить прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий: а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 г.; б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. ратифицировано “Соглашение между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь”. Согласно ст. 1 Соглашения каждая из Сторон предоставит постоянно проживающим на законных основаниях на ее территории гражданам другой Стороны гражданство в соответствии с ее национальным законодательством. В течение десяти дней после предоставления лицу нового гражданства компетентные органы Стороны приобретаемого гражданства выдают лицу документ, подтверждающий приобретенное гражданство, одновременно изымают документ, подтверждающий прекращаемое гражданство, и пересылают его по дипломатическим каналам Стороне прекращаемого гражданства вместе с уведомлением о приобретении нового гражданства с указанием даты приобретения гражданства.

К иным основаниям приобретения гражданства относятся: усыновление, соглашение родителей о белорусском гражданстве ребенка, опекунство.

Законом о гражданстве Республики Беларусь предусмотрены основания, при наличии которых, заявления о приобретении белорусского гражданства отклоняются.

Это относится к следующим категориям лиц: осужденным за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства; имеют судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь; являются подозреваемыми или обвиняемыми и в отношении которых осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, преследуемые по закону Республики Беларусь, — до вынесения приговора или иного итогового решения по делу; осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы, — до истечения срока наказания; депортировались из Республики Беларусь, — до истечения срока, позволяющего повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь; представили ложные сведения или подложные документы; состоят на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

Гражданство Республики Беларусь может прекращаться по следующим основаниям: выход из гражданства; утрата гражданства.

В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом Республики Беларусь по заявлению гражданина, во втором – прекращение гражданства регистрируется соответствующими государственными органами. Последнее может наступить в случаях поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.

Закон о гражданстве предусмотрел основания (ст. 20) для отказа в прекращении гражданства, если гражданин Республики Беларусь: является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами; не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

Законом предусматривается отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов, но такое возможно только в течение семи лет со дня принятия решения.

Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь

Согласно пункту 17 ст. 84 Конституции Президент Республики Беларусь решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении.

Закон о гражданстве в Республике Беларусь конкретизирует полномочия Президента в данной области. Президент Республики Беларусь определяет: порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения; издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь; издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.

Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства, являются также органы внутренних дел и органы дипломатической службы Республики Беларусь.

На основе Закона “О гражданстве в Республике Беларусь” Президентом Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства. Комиссия также является одним из государственных органов, решающей вопросы гражданства. Состав Комиссии утверждается Президентом Республики Беларусь (председатель, два заместителя, члены Комиссии). Подготовка материалов по вопросам, связанным с гражданством, на рассмотрение Президента Республики Беларусь и Комиссии возлагается на отдел по вопросам гражданства и помилования Администрации Президента Республики Беларусь.

Вопросы гражданства регулируются также Инструкцией о порядке оформления органами внутренних дел материалов по вопросам гражданства Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23 января 2003 г. № 16.

Органы внутренних дел и органы дипломатической службы: принимают от лиц, постоянно проживающих соответственно в Республике Беларусь или за границей, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений; направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президенту Республики Беларусь; определяют принадлежность лиц к гражданству Республики Беларусь; решают вопросы о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, об утрате гражданства Республики Беларусь.

Комитет государственной безопасности направляет свое заключение в Комиссию.

В отношении лиц, которые ходатайствуют о приеме в гражданство Республики Беларусь, имеют намерение переехать в Республику Беларусь на постоянное место жительства и просят решить вопросы трудоустройства, социального обеспечения и жилья, Министерство иностранных дел направляет все имеющиеся материалы в Совет Министров Республики Беларусь для решения этих вопросов.

Совет Министров Республики Беларусь представляет в Комиссию свои заключения вместе с другими материалами о целесообразности удовлетворения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь.

Срок рассмотрения материалов о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь в каждом из этих государственных органов не должен превышать одного месяца.

Комиссия рассматривает представленные материалы и вносит Президенту Республики Беларусь предложение по каждому заявлению.

Заявления о приеме в гражданство и о выходе из гражданства оформляются указами Президента.

Заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации подаются в органы внутренних дел или органы дипломатической службы по месту постоянного жительства лица с приложением необходимых документов, предусмотренных Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь. По результатам рассмотрения данных заявлений органы внутренних дел и органы дипломатической службы выносят заключения по существу каждого заявления, которые утверждаются их руководителями.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства Республики Беларусь – шести месяцев, в порядке регистрации – двух месяцев.

Исполнение решений по вопросам гражданства в отношении лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, возлагается на органы внутренних дел, а в отношении лиц, проживающих за границей, — на органы дипломатической службы.

Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, а решения других государственных органов – в областные, Минский городской суды.

Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие неправомерные действия должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган, который обязан в месячный срок дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением вышестоящего органа или неполучения от этого органа мотивированного ответа в установленный законодательством срок заявитель вправе обратиться с жалобой в суд.

По василевичу: Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства. Согласно ст. 10 Конституции, гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

. Именно посредством гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства.

Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежность к гражданству, основания принятия гражданства, его утраты и т. д. Согласно Закону о гражданстве Республики Беларусь, гражданство — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства.

По Масловской:

Основными принципами гражданства Республики Беларусь являются:

1) принцип единого гражданства, исходя из того, что Республика Беларусь является унитарным государством;

3) принцип равного гражданства означает, что все граждане в равной мере пользуются своими правами независимо от оснований и времени его приобретения (исключение — кандидатом в Президенты Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь по рождению);

4) принцип свободного гражданства выражается в том, что гражданство Республики Беларусь не может быть представлено против воли лица, а также существует относительно простая процедура приобретения гражданства и его изменения;

5) принцип неотъемлемости гражданства выражается в сохранении за гражданами, проживающими за пределами Республики Беларусь, белорусского гражданства, а также означает недопустимость лишения гражданства;

6) принцип защиты и покровительства граждан за пределами Республики Беларусь; Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и за ее пре­делами.

В случае, если в стране пребывания граждан Республики Бе­ларусь отсутствуют дипломатические представительства и кон­сульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и за­конных интересов граждан Беларуси в соответствии с ее между­народными договорами может осуществляться соответствующи­ми органами других государств. Согласно заключенному между Республикой Беларусь и Россией Договору о создании Союзного государства (ратифицирован Законом от 24 декабря 1999 г.), каж­дый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представитель­ства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и гражданин этого государства-участника (ст. 15 Договора).

8) непризнание двойного гражданства за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами;




9) Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства.

*- Жирным выделены дополнительные принципы к закону!

Назовите основания приобретения гражданства Республики Беларусь. Изложите условия приема в гражданство Республики Беларусь. Охарактеризуйте особенности приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации

По Масловской:

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь

3) в порядке регистрации;

Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

- хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

- Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Второе основание приобретения гражданства — прием в гражданство Республики Беларусь.

— берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

— знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

— проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;

имеет законный источник средств существования;

не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

Семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

— белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

— лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

— лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь.




1) гражданство — правовое состояние, выражающееся в его
общем правовом нормировании, в индивидуальном докумен­
тальном юридическом оформлении гражданства каждого чело­
века (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной до­
кумент, содержащий указание на гражданство);

2) устойчивый характер отношений гражданства, существу­
ющих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражда­
нина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий
одностороннего расторжения гражданства;

3) двусторонняя связь человека с государством, выражаю­
щаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответ­
ственности, основанная на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека;

4) распространение на гражданина суверенной власти государ­
ства как внутри страны, так за ее пределами.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА

2. Доступность и свободный характер гражданства Респуб­
лики Беларусь, что выражается,

во-первых, в том, что каждый человек в Республике Бела­русь, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство независимо от каких бы то ни было условий;

во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути при­обретения гражданства;

в-четвертых, в допустимости двойного гражданства;

в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства;

в-шестых, в праве граждан Республики Беларусь изменить гражданство.

3. Принцип приоритета норм международного права и меж­
дународных договоров по вопросам гражданства над нацио­
нальным законодательством.

4. Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых,
в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина
за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за
гражданами Республики Беларусь, проживающими за ее преде­
лами, гражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопус­
тимости высылки гражданина Республики Беларусь за пределы
Республики Беларусь.

5. Защита и покровительство граждан Республики Беларусь,
находящихся за пределами Республики Беларусь.

ПОЛНОМОЧИЯ

Министерства внутренних дел Республики Беларусь по вопросам гражданства заключаются в следующем:

1) принимать от лиц, постоянно проживающих в Республи­
ке Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверять
факты и документы, представленные в обоснование таких заяв­
лений; направлять материалы по заявлениям о приеме в граж­
данство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рас­
смотрение Президента Республики Беларусь;

2) определять принадлежность лиц, находящихся на терри­
тории Республики Беларусь, к гражданству Республики Бела­
русь;

3) решать вопросы приобретения гражданства Республики
Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживаю­
щими в Республике Беларусь;

НО

СУВЕРЕНИТЕТ

Суверенитет (суверен, властелин, производное от лат. зирег — над; от фран. — зоиуегате!е — верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство,

СУВЕРЕНИТЕТ

Суверенитет (суверен, властелин, производное от лат. зирег — над; от фран. — зоиуегате!е — верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Боденом в восьмой главе

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в пределах, определенных народом в соответствии с демо­кратической процедурой. «. Суверенитет — не сама госу­дарственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой право­вой властью. — отмечал известный государствовед Н.И. Па-лиенко. • - Сфера государственной власти определяется территорией государства, т. е. пространственным пределом его властвования, населением, живущим в пределах этой

Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внут­ренние и внешние дела, право наций на определение.

В конституционном праве выделяется три разновиднос­ти суверенитета:

• суверенитет народа, или народный суверенитет;

• суверенитет государства, или государственный суве­
ренитет;

Суверенитет народа, или народный суверени­тет,есть первоисточник власти. Идеи народного сувере­нитета сыграли важнейшую стимулирующую роль в разви­тии общества, в формировании демократических начал по­литической жизни разных стран. Имеющая непосредствен­ное отношение к обеспечению прав человека и граждани­на, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, ее носитель и легитиматор, -это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение.

Суверенитет народа означает народовластие, полно­властие народа, т. е. обладание народом социально-эконо­мическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны источником политической власти. Данная концеп­ция исторически связана с разрушением концепции суве­ренитета правителя в эпоху буржуазных революций и с возникающим в Новое время противопоставлением государ­ства гражданскому обществу, в связи с развитием предста­вительского правления, использованием разного рода фор­мы прямой демократии (референдумов, плебисцитов и др.). Суть концепции суверенитета народа, или народного суверенитета, заключается в том, что народ является носи-

1 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 25.

^Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи сувере­нитета и ее правовое значение. М., 1903. С. 438.

телем суверенитета и единственным источником и носите­лем государственной власти.

Народный суверенитет означает:

• во-первых, принадлежность народу всей полноты влас­
ти в данной стране;

• во-вторых, возможность осуществления народом при­
надлежащей ему власти как непосредственно, так и через
органы государственной власти и органы местного само­
управления.

В зарубежных странах принцип народного суверените­та традиционно толкуется как принцип правления по воле большинства и связывается с демократическим политичес­ким режимом и формами демократии. Так, идеалом и од­ним из основных принципов Конституции США являются идеи философов XVIII в. о народном суверенитете, огра­ниченном правлении и основных правах индивида, всемер­ной охране свободы личности, которые в политико-право­вом сознании слиты с идеей автономии, изначально, от рождения присущей каждому человеку. Последняя идея трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых лич­ностей с представляющим их интересы и формируемым ими государством, обладающим ограниченной властью, чтобы предотвратить посягательство на свободу и автоно­мию личности.

Власть народа осуществляется в трех формах: государ­ственной; общественной; власти местного самоуправления.

Народ осуществляет государственную власть либо не­посредственно (например, путем референдума или выбо­ров депутатов), либо через избранные им, а затем сформи­рованные органы государства. Решения и действия орга­нов государственной власти обязательны для всех. Они ис­полняются, как правило, добровольно, но при необходи­мости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для чле­нов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.

Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образова­ний либо населением, либо сформированными им органа­ми местного самоуправления. При решении вопросов мест­ного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти. Таким образом, по иласти местного

самоуправления переплетаются общественные и государ­ственные начала.

В настоящее время для конституционной науки и прак­тики назрела объективная необходимость разумного соче­тания и разграничения государственно-властного руковод­ства и народного самоуправления. Именно в этом направ­лении развивается политическая система в Республике Бе­ларусь. Становление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позво­лит наиболее эффективно решать конкретные вопросы экономического, политического, социального и культурно­го строительства в Беларуси.

Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее об­щество, тем более широко в нем развиты начала само­управления. Самоуправление есть высшая цель и одновре­менно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом.

Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Верхо­венство и независимость как суверенные свойства государ­ственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

Суверенность государства означает такое его свой­ство, в силу которого государство самостоятельно и неза­висимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах — признанное международным сообществом, други­ми субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

Для государства суверенитет — это не только право на независимость и свободу от посягательств извне и изнут­ри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Для государственного су­веренитета характерны следующие признаки: верховен­ство; независимость и самостоятельность; единство.

Верховенство как признак суверенности государ­ственной власти означает, что народ сам в полном объ­еме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления. Выс­шим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Верховенство оз­начает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государствен­ных органов, органов местного самоуправления, находя­щихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется также в том, что государственная власть выс­тупает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может прида-

Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи сувере­нитета и ее правовое значение. М., 1903. С. 438.

вать своим велениям общеобязательный характер и обеспе­чивать их осуществление с помощью мер принуждения.

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определе­ние общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Материальной основой государственного (как и нацио­нального) суверенитета является владение соответствую­щей территорией, определенной собственностью, культур­ным достоянием.

Этот акт закрепил конституционно-правовой статус Республики Беларусь как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового со­общества, а также отразил завершение важного этапа ре­формирования государственного устройства Республики Беларусь, качественное изменение характера взаимоотно­шений в структуре Республики Беларусь. «Республика Бе­ларусь — устанавливается в статье 1 Декларации о госуда­рственном суверенитете — суверенное государство, утвер­дившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государствен-

Конституционно-правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства — это его правовое положе­ние, очерчиваемое Конституцией. Конституция Республи­ки Беларусь подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей ее территории.

Статус государственных языков на всей территории Республики Беларусь в соответствии со сложившимися ис­торико-культурными традициями имеет белорусский и русский язык как основное средство межнационального общения.

Важнейшим признаком суверенного государства являют­ся государственные символы — Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица.

Понятие государственного суверенитета (как и нацио­нального) закреплено в Уставе ООН в виде положений о суверенном равенстве государств и права наций на самооп­ределение, а также в Хельсинских соглашениях 1975 г.

Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовлас­тия, но и национального суверенитета.

Национальный суверенитет выражается в возмож­ности и праве нации самостоятельно и независимо распо­ряжаться своей судьбой, определять характер своего бы­тия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т. д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных сою­зов или государств и т. д.).

^ Демишель А,, Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М., 1977. С. 9-10.

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверени-

1 Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во

Франции. М., 1977. С. 9-10.

2 Баглай М.В. Гуманистические основы конституционного строя // Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Фе­дерации. М., 1996. С. 101-103.

тета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государ­ственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государствен­ной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом слу­чае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверени­тета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства одной данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных на­циональностей и породить противостояние между ними.

Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней

Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование неза­висимого государства.

Материальные гарантии -- создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природ­ных ресурсов, стабильно работающая экономика, профи­цитный бюджет, позволяющий выделять необходимые

^Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 168.

средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана тер­риториальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, ор­ганы МВД, органы государственной безопасности.

Юридические гарантии -- это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотноше­ний: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейт­ралитет, соблюдение норм международного права.

Важнейшим элементом конституционно-правового ста­туса Республики Беларусь как суверенного государства яв­ляется защита суверенитета и территориальной целостнос­ти Отечества. На страже государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости Республики Беларусь стоят ее национальные Вооруженные Силы, ко­торые обеспечивают безопасность и обороноспособность страны, а Республика Беларусь осуществляет оснащение Вооруженных Сил всем необходимым.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Оснований для получения гражданства Беларуси теперь в Законе стало больше, но вместе с тем расширился и список причин, по которым иностранцу могут отказать в гражданстве или лишить уже ранее приобретенного гражданства.

Что нового при получении гражданства?

Раньше гражданином Беларуси можно было стать по рождению, в результате приема в гражданство или в порядке регистрации. В новой редакции Закона появилось еще одно основание — восстановление в гражданстве Беларуси. Что это означает:

  • Вам должно быть минимум 18 лет,
  • Вы должны постоянно проживать в Беларуси на момент подачи заявления,
  • Вы должны знать и уважать Конституцию Беларуси, а также знать русский или беларусский язык в пределах, необходимых для общения,
  • Ранее вы уже состояли в гражданстве Беларуси, но лишились его до наступления совершеннолетия по решению родителей или вследствие получения гражданства другой страны.

* При таком упрощенном порядке приобретения беларусского гражданства необходимо соблюдение не всех условий, указанных в Законе, а только тех, которые обеспечивают беспрепятственную реинтеграцию человека в беларусское общество, то есть необходимо знание основ Конституции и способность общаться на беларусском или русском языке. По мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, такое правовое регулирование является социально оправданным, поскольку лица, чувствующие особую духовную связь с беларусским народом и его культурой, могут наиболее полно реализовать свой человеческий потенциал именно в беларусском обществе и государстве.

Мы ожидаем, что такое нововведение позволит в упрощенном порядке вернуться в страну и восстановить гражданство многим беларусам, которые по различным причинам ранее вышли из беларусского гражданства.

В новой редакции Закона расширился круг людей, которые могут приобрести гражданство Беларуси в порядке регистрации. Если иностранец получил высшее образование в Беларуси, живет и работает в стране не менее 3 лет, то он может обращаться за получением беларусского гражданства в порядке регистрации.

Приобрести гражданство в порядке приема также стало легче. Теперь иностранец, постоянно проживающий в Беларуси на основании вида на жительство (ВНЖ), может обратиться о приеме в гражданство через пять лет, а не через 7, как было ранее. Если иностранец состоит в браке с гражданином Беларуси и имеет с ним общего несовершеннолетнего ребенка, гражданина Беларуси, то срок еще меньше всего три года.

*Мы ожидаем, что такие нововведения в перспективе буду работать на улучшение демографической обстановки в Беларуси, пополнение трудовых ресурсов. Иностранцам, установившим крепкую связь с Беларусью, не придется на периодической основе проходить трудоемкие процедуры обновления документов на проживание или иные административные процедуры.

Почему могут отказать в гражданстве?

Если ранее Законом закреплялся общий перечень оснований для отказа в рассмотрении заявления на гражданство, то теперь в Законе выделены две статьи, когда иностранцу могут отказать в принятии заявления на гражданство, а также прекратить рассматривать такое заявление уже после принятия.

По новому Закону еще на этапе подачи заявления иностранцу откажут в его приеме, если иностранец не предоставил вместе с заявлением документы и материалы, являющиеся основанием для приобретения гражданства, а также если иностранец ранее утратил гражданство Беларуси в связи с наличием приговора беларусского или иностранного суда, международного трибунала (суда), подтверждающих участие иностранца в экстремистской деятельности или причинение тяжкого вреда интересам Беларуси.

Также уточнено условие, касающееся представления ложных сведений или подложных документов. По новым правилам заявление не примут, если иностранец представил ложные сведения и (или) документы, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные.

*Ранее речь шла только о предоставлении ложных сведений и подложных документов. Теперь мы ожидаем, что государственные органы смогут отказывать в принятии заявлений на гражданство даже в тех случаях, когда документы не соответствуют формальным требованиям законодательства.

А как можно лишиться гражданства?

Под участием в экстремистской деятельности или причинением тяжкого вреда интересам Республики Беларусь понимаются такие преступления, как акт терроризма, в том числе международного, совершенный в отношении государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации, нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой, наемничество, создание незаконного вооруженного формирования, измена государству, диверсия и ряд других преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью.

* Всеобщая декларация прав человека ООН устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его. При этом, даже Конвенция ООН о сокращении безгражданства предписывает, что государства не лишаются права лишать своих граждан гражданства, если они причиняют серьезный вред интересам такого государства. На практике понятие экстремистской деятельности в Беларуси описано и трактуется чрезмерно широко, поэтому допускаем, что новое положение Закона может быть использовано государственными органами для злоупотреблений и лишения гражданства по политически мотивированным причинам.

При этом, в отличие от международно-правовых актов новая редакция Закона не содержит условий, когда лишение гражданства невозможно и считается произвольным. Например, если лишение гражданства не соразмерно причиненному вреду или гражданин превращается в человека без гражданства.

Когда нужен отказ от белорусского гражданства

Основным фактором, который побуждает белорусов добровольно заняться вопросом выхода из гражданства, является желание получить статус гражданина другой страны, например РФ. А поскольку в России, как и в самой Беларуси, двойное гражданство не разрешается, необходимо делать выбор в пользу одного государства.

Помимо добровольного отказа от индигената Республики Беларусь, возможны варианты, когда человек вынужден это сделать в связи сложившимися в его жизни обстоятельствами, например, получением должности в государственном аппарате другой страны.

  • военная служба;
  • работа в полиции или службе безопасности;
  • трудоустройство в органы юстиции и другие госучреждения.

Лишить перспективы получить белорусский паспорт могут и родители. При рождении тот гражданский статус автоматически приобретается ребенком, у которого белорусские отец или мать, даже если они живут в другой стране. И если они хотят свое чадо зарегистрировать как гражданина иного государства, то им необходимо составить соответствующее заявление на выход из гражданства Беларуси.

В вышеуказанных случаях реализуется такой механизм, как утрата гражданства.

В аспекте темы отказа от белорусского паспорта логично еще раз напомнить о понятии двойного гражданства – статуса гражданина двух стран в рамках заключенных между ними договоров. Ситуация, когда никаких межгосударственных актов нет, а человеку удалось получить паспорт иностранного государства и не сдать при этом родной, характеризуется как второе гражданство.

Так как между Россией и Беларусью таких соглашений не подписывалось, следовательно, в данном случае правомерно говорить о втором гражданстве, а не о двойном.

О том, как относятся к людям с двумя паспортами на территории обоих государств, чем грозит такое положение и возможны ли исключения, читайте более подробно в материале о том, как получить двойное гражданство России и Беларуси.

Компетентные государственные органы

В самой Республике Беларусь вопросы отказа от гражданства регулируются такими законодательными актами:

Для желающих обосноваться в России полезно будет почитать также текст Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.

Согласно этим документам, органы, в которых можно подать заявление на отказ от гражданства, есть как на территории самой Беларуси, так и в других государствах (дипломатические представительства).

Куда идти на родине

Если вы находитесь в Беларуси, необходимо обратиться в региональное отделение Департамента по гражданству и миграции МВД по месту проживания. Перечень всех территориальных подразделений с адресами и контактами размещен на сайте МВД.

Если проживаете в РФ

Рассмотрим, как отказаться от белорусского гражданства в России. Нужно обратиться с ходатайством в ближайшее посольство Беларуси.

Особенности процедуры отказа от гражданства Республики Беларусь

  • Москва и Московская область;
  • Екатеринбург (Тюменская, Курганская, Свердловская, Челябинская области, Республика Коми);
  • Казань (Кировская, Ульяновская, Саратовская области, республики Марий Эл, Татарстан и Чувашия);
  • Калининград (Калининградская область);
  • Красноярск (Краснодарский и Забайкальский края, Иркутская область, Бурятская, Тувинская и Хакасская республики);
  • Нижний Новгород (Тамбовская, Нижегородская, Пензенская, Ивановская, Рязанская, Владимирская, Костромская области, Республика Мордовия);
  • Новосибирск (Новосибирская, Кемеровская, Томская, Омская области, Алтайский край);
  • Ростов-на-Дону (Астраханская, Ростовская, Волгоградская области, Ставропольский и Краснодарский края, республики Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская);
  • Санкт-Петербург (сама северная столица, а также Новгородская, Вологодская, Ленинградская, Псковская, Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия);
  • Смоленск (Смоленская, Курская, Воронежская, Брянская, Тверская, Тульская, Липецкая, Белгородская, Орловская и Калужская области);
  • Уфа (Самарская и Оренбургская области, Пермский край, республики Удмуртия и Башкортостан);
  • Хабаровск (Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Магаданская, Сахалинская и Амурская области, Еврейская автономная область, Якутия и Чукотский автономный округ).

Последовательность шагов при отказе от паспорта

Процедура выхода из гражданства РБ стандартна и не зависит от места нахождения заявителя:

  • человек подает пакет документов должностному лицу;
  • сотрудники государственных органов проверяют их и предупреждают о последствиях лишения статуса;
  • пакет бумаг рассматривается;
  • принимается решение и сообщается гражданину.

Какие бумаги приложить

Заявление с просьбой разрешить выход из гражданства и обоснованием мотивов такого решения пишется на имя президента страны. Желающие выйти из статуса гражданина Республики Беларусь также подают бумаги (предоставляются в трех экземплярах), удостоверяющие личность и подтверждающие обоснованность прошения.

Так, в комплект основных документов входит:

  • анкета по форме;
  • автобиография;
  • фото 3×4 (4 шт.);
  • копия белорусского паспорта;
  • копия бумаг, подтверждающих гражданство другой страны или намерение его получить (документы на въезд в иностранное государство или другой, подтверждающий факт постоянного проживания за границей, паспорт другой страны);
  • копия свидетельство о рождении и о заключении (разрыве) брака;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Дополнительно могут запрашиваться данные о невыполненных обязательствах перед государством (неуплата налогов или долги по ЖКХ), составе семьи и судимости.

Еще больше справок придется собрать, если оформляется выход из гражданства ребенка.

В этом случае в пакет бумаг вкладываются копии таких детских документов:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт (если ребенку 14-18 лет он должен быть уже обязательно, для детей младше 14 лет оформляется по необходимости – для пересечении границы);
  • документ-основание для выезда за рубеж, подтверждающий (или гарантирующий) получение им иностранного гражданства.

При выходе из гражданства лишь одного родителя вместе с ребенком потребуется согласие второго. Если нотариально заверенное личное разрешение мужа (жены) получить не удается, прилагается документ, поясняющий причину, среди которых:

  • лишение родительских прав или отмена усыновления;
  • недееспособность второго родителя;
  • смерть второго родителя или факт его безвестного отсутствия.

Цена вопроса

Отказ от белорусского гражданства при получении российского – процедура платная. В 2018 году размер госпошлины составляет 250 евро, ее можно уплатить в местной валюте по курсу национального банка в день подачи заявления.

Сколько ждать

Согласно законодательству Республики Беларусь, сроки рассмотрения ходатайства о выходе из гражданства не должны превышать 6 месяцев.

Особенности процедуры отказа от гражданства Республики Беларусь

Как доказать отсутствие гражданства

В некоторых жизненных обстоятельствах человеку бывает необходимо подтвердить свой статус негражданина Беларуси. Получить такую бумагу можно в посольстве Республики Беларусь или подать соответствующее ходатайство через Министерство иностранных дел, при этом собирается пакет удостоверений и справок, который, помимо стандартных, то есть паспорта, заявления/анкеты, свидетельств о рождении и заключении брака, включает в обязательном порядке документ, подтверждающий наличие гражданства другой страны.

Если нет 18

Те, кто интересуется, как отказаться от гражданства Белоруссии несовершеннолетним лицам, должны помнить: это возможно только с разрешения родителей. Собираются все документы на ребенка (подростка), а также обязательно прилагаются удостоверения личности отца и (или) матери.

Такая же процедура проводится и в случае оформления совершеннолетнего, находящегося под опекой.

Основания для отрицательного решения

Одно лишь желание человека выйти из гражданства Республики Беларусь – не основание для положительного решения вопроса.

Власти могут отказать в ходатайстве, если человек:

  • обвиняется (или уже есть приговор суда) в совершении преступлений;
  • должен государству либо его юридическим или физическим лицам (это могут быть налоги, кредиты, алименты и др.);
  • не является сейчас или в перспективе (должно быть подтверждено документально) гражданином другой страны.

При получении российского гражданства для ГУВМ МВД достаточно лишь факта подачи ходатайства на отказ от белорусского гражданства (ксерокопия заявления). И пока придет отрицательный ответ, человек уже может стать обладателем паспорта РФ.

Отказ от гражданства Беларуси: итоги

Отказ от белорусского гражданства – относительно длительный и дорогостоящий, требующий сил процесс. Кроме того, получить паспорт другого государства, российский например, можно и без прохождения этой процедуры. Поэтому у многих возникает вопрос: а стоит ли? В данном случае нужно ориентироваться на конкретную ситуацию и определять необходимость исходя их перспектив и желаний человека.

Читайте также: