В чем суть претензий предъявленных к ларре людьми

Обновлено: 15.05.2024

Составная часть произведения Горького, в которой пролетарский писатель выразил свое отношение к этике и некоторым человеческим качествам в форме легенды.

Ларра был рожден от орла и девушки, которую тот похитил. После того, как она вернулась в племя вместе с взрослым сыном, тот стал проявлять чрезвычайную гордость по отношению к соплеменникам.

Горький подчеркивал, что Ларра не уважал никого, в том числе и старейшин племени. За это он был отвергнут ими, что не только не вызвало в герое легенды ужаса и раскаяния, но лишь позабавило его.

Эта деталь показывает, какие качества Максим Горький считал важными для человека. Для писателя-коммуниста естественно было восхвалять коллективизм и стремление жить по законам сообщества, которым следует большинство принадлежащих к нему.

Поведение Ларры приводит к конфликту с соплеменниками, который, в соответствии с взглядами классика пролетарской литературы, был неизбежен. Сын орла, отвергнутый девушкой (боявшейся гнева своего отца- старейшины за сближение с асоциальным одиночкой), убивает ее. В этом эпизоде звучит явно социальный подтекст. Герою говорят, что он не имел права убивать девушку, так как она не принадлежит ему. Ларра отвечает, что люди присваивают и пользуются очень многим, что изначально не их. В этом фрагменте главный герой легенды рассуждает явно как представитель эксплуататорских классов.

Разобрав дело, старейшины племени приговаривают Ларру к изгнанию из человеческого общества и, следовательно, одиночеству, что должно послужить самой страшной карой.

Дальнейшим повествованием Горький доказывает читателям, что убеждения, на основании которых вынесен такой приговор, оказались правильными. Сначала Ларра жил, как и его отец-орел, похищая женщин и скот, а люди никак не могли убить его. Затем он сам начинает искать смерти, но люди теперь желают продолжения его мучений от последствий гордости и эгоизма. Даже попытка самоубийства ни к чему не приводит. Его ждет жалкая участь – вечное скитание в виде тени.

Горький справедливо осуждает гордость, которая, без сомнения, является не самой лучшей чертой человеческого характера, приносящей вред не только окружающим, но и самому обладателю этого качества. Однако политические убеждения и мировоззрение писателя приводят к тому, что он, отрицая эгоизм, начинает чрезмерно восхвалять коллективизм, который в больших дозах не менее вреден. Горький говорит именно о неповиновении авторитетам, признанным в коллективе, так как прямо упоминает, что Ларра обращался к старейшинам как к равным. Корнем конфликта было не стремление сына орла навязать своею волю коллективу, а нежелание подчиняться.

Сочинение про Ларру (старуха Изергиль)

Ларра – сын женщины и орла. Орел украл женщину из племени и забрал с собой, но спустя 20 лет орел умер, и женщина вернулась с сыном по имени Ларра. Он был воспитан не по людским законам, поэтому он привык считать себя самым лучшим. Это говорит о том, что он является символом бездушия, ему ничего не стоит убить неугодных ему.

Ларра убивает девушку, которая оттолкнула его. За это преступление человеческий суд определяет его судьбу, путем отстранения от людей. Он стал свободен и делал то, что пожелал.

Ларра жил рядом с людьми, но не среди них, из-за этого он страдал одиночеством. Живя так в течении тысяч лет, он устал от одиночества и стал искать смерти. Множество попыток самоубийства не увенчались успехом и ветер, развеявший его тело, превратил его в тень, которая напоминала людям о грехе и гордости.

Ларру можно назвать отрицательным образом, но с одной стороны свой гордый характер он получил от отца, который по своей сущности является орлом, который отличается своим высокомерием.

Но также с другой стороны он был сыном человека и должен был иметь самообладание и знать меру эгоизма и цинизма. Он был очень высокомерным, это можно увидеть на примере того, что он разговаривал со старейшинами, как будто он равен им.

Он не уважал старших, а когда ему стали объяснять обратное, он отвечал, что не хочет делать этого, а значит — он не будет делать этого. Ларра является символом гордости и эгоизма. Таким как он нет места среди людей, так как человек, который ставит себя выше других, забывает и не уважает предков, будет отвержен ими.

Ларра противопоставляется положительному образу Данко. Получеловек, который презирает людей и не видит дальше своего носа. Гордость – прекрасная черта характера. Она делает из слабого сильного, раба — свободным, а никто становится личностью.

Гордыня создает независимость от всего и всех, которая в результате приходит к трагическому исходу. Именно так совершенно свободный Ларра погибает духовно для всех, но прежде всего и для самого себя.

Объяснение сюжета

В период расцвета революционных настроений образ Данко волновал его сильнее всех остальных. Для него именно этот герой олицетворяет единственно возможную цель жизни – для людей и их будущего счастья, невзирая на себя и свои желания.

Однако, человеческая жизнь всегда дуалистична: наполнена подвигами и подлостями, смелостью и страхами, любовью и жестокостью. Недаром Ларра и Данко – герои легенд, а старуха Изергиль – смысл настоящей жизни. Образы героев легенд слишком контрастны, романтичны: Ларра лишен достоинств, а Данко – недостатков. Тогда как старуха Изергиль – живой человек, готовый под влиянием обстоятельств пойти как на подвиг, так и на преступление против совести. Недаром ее история композиционно расположена посередине между легендами о Ларре и Данко.

Подробный пересказ Легенды о Ларре

В одной жаркой стране жило племя людей. Они охотились на зверей, пасли стада и устраивали пиры после охоты.

Однажды прямо с пира одну из девушек унес орел, бросившийся с неба. Стрелы не достигли цели, а поиски пропавшей тоже не увенчались успехом. Со временем о похищенной забыли.

А через 20 лет она пришла, иссохшая и состарившаяся, и привела с собой юношу. Все это время девушка была женой орла, родив от него сына. Когда птица состарилась, то взлетела в последний раз в небо и упала оттуда на выступы скал, сложив крылья.

Все глядели на сына орла и понимали, что он такой же, как и остальные. Лишь глаза юноши были холодные и гордые, подобно орлиным. Вел он себя так, как хотел. Это оскорбляло старейшин, но юноша заявил, что не собирается их чтить, подобно другим.

Тогда прогнали его старейшины, велев идти куда хочет. Он и пошел, куда захотел – к одной красавице, и обнял ее. А девушка оттолкнула парня, поскольку боялась отца. Тогда юноша ударил ее так, что она упала, и наступил на грудь. Кровь брызнула, и девушка умерла.

От увиденного цинизма всех сковал страх. Принялись люди думать казнь, достойную такого преступления. Мать убийцы молча стояла на коленях, не смея умолять о пощаде.

Но ни одна казнь не могла удовлетворить злости разъяренных людей. Один мудрец спросил юношу, зачем он это сделал. Тот ответил, что расстроился, когда его оттолкнули и не понимает, почему его связали – ведь каждый из присутствовавших имел руки и ноги и мог говорить, а при этом владел многим. Ему же ответили на это, что человек за все платит умом и силой, а иногда и собственной жизнью. Но парень хотел быть целым и не давать никакой платы.

Тогда поняли люди, что он считает себя выше всех и первым на земле и не видит ничего, кроме себя. И они ужаснулись одиночеству юноши, ведь у него не было ничего, и он ничего не хотел.

Стали снова придумывать наказание, и мудрец сказал, что самое страшное наказание скрывается в нем самом и убийцу нужно просто отпустить. Гром ударил с небес в подтверждение словам, и юношу отпустили. С тех пор он получил имя Ларра, отверженный.

Годы скитался Ларра. Брал все, что хотел, и никто не мог убить его, поскольку стрелы отскакивали от его тела. Однажды Ларра пришел к людям, не защищаясь от их нападок. Но они поняли, что юноша хочет умереть и не трогали его. Он пытался зарезаться – но нож сломался. Люди поняли, что он ищет смерти и больше не трогали его.

Так и ходит Ларра как тень по земле, ища смерти и не видя радостей жизни.

Гордыня – один из самых страшных грехов, и страшной будет расплата за это.

Автор: Байбекова Асия Хабибулловна

Организация: МБОУ СОШ с.Маркино

Населенный пункт: Пензенская область, Сосновоборский район, с. Маркино

Цели:
Обучающая:
-проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
- сопоставить главных героев легенд.
Развивающая:
- развить навыки логического мышления;
- развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение;
- развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив;
- сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
- воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
- воспитывать ответственность за свои поступки;
- формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово.

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ.

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

III . Основная часть.

- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

-В рассказе три главных героя: Ларра, Данко и Изергиль. Какой же след остаётся от каждого из них?

2. Анализ легенды о Ларре.

С темой следа, оставляемого человеком на земле, связана и тема бессмертия. Бессмертие - это то, к чему всегда стремились люди. Изначально оно было дано Адаму и Еве, но, совершив первородный грех, порождённый стремлением стать равными богам, они навсегда лишились этого дара. И с тех пор человек перестаёт искать пути и средства, дающие ему возможность обрести вечную жизнь…

Герою рассказа Горького Ларре не пришлось искать бессмертия: оно дано ему небесами, но для него это наказание.

-За что? Почему наказание, а не радость?

-Заметьте, Адам и Ева за гордыню лишены бессмертия, а Ларра за неё же одарён им. Не странно ли.

(Но Адам и Ева остаются вместе и дают начало нашему человеческому роду, который продолжает их в других людях. А Ларра один.)

- Почему, кажется, подарок небес становится для него наказанием?

-К чему тогда бессмертие?

(В его породе есть орлиное (в данном случае животное, бездуховное) начало: стремление к абсолютной свободе, жестокость. Но свобода птицы и свобода человека не одно и то же. Чтобы чувствовать себя свободным, получать от этого удовлетворение и соответственно вести себя, человек должен находиться в обществе себе подобных. Вне общества эта свобода бессмысленна и не может принести ему радости.)

-Чего он хотел от людей? Они решили, что он пришёл за смертью. Вы согласны с ними? Обоснуйте.

-Какими предстают люди в отношении к Ларре? Возможна ли была друга линия их поведения?

-Вообще, какими мы видим людей в этой легенде?

Так, может, не зря Ларра презирал людей? И всё – таки они нужны ему. Возможна ли была другая линия поведения Ларры? Чего ему не хватает, чтобы сделать шаг навстречу людям?

-Жаль ли нам этого героя? Почему? Достоин ли он жалости?

(Большинству старшеклассников жаль Ларру – жаль, потому что гордыня оказалась сильнее его и отняла у него сердце, жаль, потому что люди не захотели ему помочь – и Ларра, обречённый на вечные скитания, стал тенью.

А ведь он был сильным, красивым, одним из лучших… Бессмертие дано ему свыше, чтобы его страдания за гордыню были вечными, ибо она – мать многих грехов: эгоизма, зависти, тщеславия, обидчивости, жестокости, нетерпения, самооправдания ит.п.)

(Гордость – 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня - непомерная гордость.)

3. Анализ легенды о Данко.

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

1. Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

-Данко умер, но в этой смерти обрёл бессмертие. Почему?

(Он вывел людей из тьмы лесов и болот к свету, пожертвовав для них жизнью.)

-Есть ли что – то общее между Ларрой и Данко?

(Они молоды, сильны, мужественны.)

-А чем они не похожи?

(Своим отношением к людям: Ларра презирает людей, смотрит на них свысока. Данко любит людей и, сострадая их несчастьям, готов пожертвовать собой ради них.)

-В легенде о Ларре мы видели людей жестокими и мстительными. А какими они предстают в легенде о Данко?

(Они слабые и трусливые: «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче…Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…

-В чём разница между мужеством идти и мужеством вести?

(Мужество вести предполагает ещё и ответственность, которую добровольно берёт на себя ведущий, идти за кем – то намного проще, чем вести самому…

Итак, Данко ведёт за собой слабых, жестоких, трусливых, неблагодарных…)

-Лучше ли они тех, что описаны в легенде о Ларре?

- Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

(Любовь к людям, желание помочь им.)

4. После анализа легенды о Ларре и Данко проверка домашней работы учащихся. (Проверка таблицы.)

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь им

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

Толпа - герой

Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

5. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

(Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.)

-А есть ли в Изергиль что – то от Данко?

-Могла ли история её жизни стать легендой? Почему? Но, может быть, какая – нибудь её часть?

-Через весь рассказ проходит мысль о свободе. Как она связана с его героями?

(Ларра жаждал абсолютной свободы и потом томился ею. Данко вывел людей на вольные земли и избавил их от возможного рабства; Изергиль всю жизнь стремилась к независимости и не хотела никому подчиняться.

Свобода – одна из главных ценностей человеческой жизни, но она всегда вступает в конфликт с другой главной ценностью – любовью, которая связывает людей друг с другом. Любовь – это умение жертвовать, поступаться чем – то ради других, дарить им своё сердце; любовь создаёт узы привязанности и ответственности, а значит, ограничивает свободу, подчиняет её своим законам.

В жизни Изергиль свобода и любовь живут в сложном переплетении. Она не терпит насилия, подчинения – она привыкла жить своей волей, что нередко ведёт к действиям эгоистическим и даже жестоким. Но она способна и на риск ради других: вспомним, как она вызволяла из плена Аракадэка.)

-Так что же важнее в жизни – свобода или любовь? Обоснуйте.

(Практически все старшеклассники с уверенностью отвечают, что важнее любовь. Именно любовь делает человека человеком и воодушевляет на подвиги. В любви человек обретает не абсолютную свободу, граничащую со вседозволенностью, а значит, с безнравственностью – он обретает свободу духа, делает свой нравственный выбор в самых трудных ситуациях и не тяготится этим выбором, а получает в нём бессмертие.)

Синквейн-

V . Домашнее задание.

  1. Напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем:

“Можно ли назвать Данко героем?”,

“Какого человека можно назвать красивым?”,

“Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Рассмотреть историю создания пьесы А. М. Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

Сочинение — Образ Ларры в рассказе Старуха Изергиль. Русский язык

Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.

Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.

Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.

Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.

С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.

Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.

С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.

Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.

На примере Ларры автор пытался объяснить, к чему приводит гордыня и высокое самомнение.

Сочинение о Ларре

Ларра родился от орла, укравшего девушку. Прошло около двадцати лет после случая, тогда и вернулась девушка со своим ребенком на Родину. Орел умер, она осталась одна.

В новой обстановке Ларра показал себя не с самой лучшей стороны. Он не чтил других людей, не проявлял уважения к главным в общине, не равнялся с простым народом, считая их недостойными. Ларра не желал идти на контакт с другими людьми, отвечал только по своему желанию, совершенно игнорируя других.

Самым ужасным оказались не его выходки, а убийство невинной девушки, которое совершил главный герой. Ларра не привык получать отказы, он всегл добивался чего хотел любыми средствами. Когда же девушка дала отпор герою — толкнула его от себя, такого стерпеть гордый Ларра не смог и убил ее.

Члены общины не потерпели такое невежественное и варварское отношение, решено было наказать главного героя. Конечно, перед этим пытались понять смысл его действий, но все безуспешно. Тогда самый мудрый старец сказал, что лучшее наказание для такого человека — изгнание от людей.

И, правда, Ларра мучил сам себя, находясь в одиночестве. Он возвращался назад к людям, но его прогоняли молчанием. Он желал смерти, но не мог получить ее, другие же люди его не трогали — знали его мотивы.

Ларра был вынужден бродить один вечно, такого было его наказание за чрезмерную гордость.

Главный герой желал свободы, не хотел подчиняться правилам общества, что и привело к его вечным скитаниям, в ходе которых он стал тенью, постепенно исчезающей.

Характеристика Ларры (7 класс)

Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.

Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.

Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.

Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.

Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.

После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.

И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.

Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.

Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.

Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.

Вариант 4

В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Максимом Горьким, рассказывается история людей, которые из-за своих стойких и сильных характеров, отличаются от окружающих. Рассказ ведется от имени старушки, которую зовут Изергиль. Одним из сказаний, которые были донесены до читателя в данном произведении, является легенда о Ларре. Рассказ старушка начинает с того, что ей видится некая тень в образе Ларры, который не может упокоиться после смерти, так как такое существование является для него наказанием за его гордыню. Ларра показан в образе некого существа, чьими родителями были орел и женщина. Когда-то совсем давно, благородной птицей была выкрадена женщина, и забрана с собой. После того, как орел скончался, девушке удалось выбраться вместе с сыном из тех мест.

Тогда, народные массы начали обдумывать, какое наказание подходит ему лучше всего. Вначале, они хотели поговорить с юношей, выяснить причину его столь ужасного поступка. Однако, он отказался с ними разговаривать, и был непреклонен в своем поведении. Тогда, один из старейшин села, принял решение, что его необходимо выгнать из их места жительства, и оставить одного. Оставшись совсем одним, и будучи при этом бессмертным, он решил вернуться в село, и попросить о том, чтобы его убили. Однако, ему отказали, так как не хотели помогать столь жестокому и высокомерному человеку. С этого времени, согласно легенде, он бродит по миру в поисках своего упокоения, которое не может найти. Произведение заставляет задуматься о том, что необходимо вести себя надлежащим образом для того, чтобы другие относились к человеку также. В противном случае, можно настроить против себя окружающих людей, что приведет к их гневу, и они не захотят вести дружбу и общение с таким человеком.


Кто такой Лара

Ларра олицетворяет собой образ эгоиста, на примере его судьбы писатель показывает своему читателю, как жить не следует. Вот почему произведение М. Горького открывается историей об отрицательном герое.

Кто же такой Ларра? Это сын земной женщины и орла, получеловек. Данный элемент биографии героя не является случайным. В этом проявляется комплексная работа писателя над созданием Ларры и утверждением той идеи, которую должна нести эта фигура легенды. Случайности в биографии героя-эгоиста нет.

Почему именно орел выбран в качестве отца Ларры? Если обратиться к словарю символов и сделать анализ характеристики этой птицы в литературе, то результат будет следующим: орел — это царь птиц, символ власти и гордости. Вроде бы негативного значения нет, но у М. Горького этот образ приобретает отрицательную окраску и выполняет две функции:

  1. Подчеркнуть в Ларре господство инстинктов, отличающее его от людей. Объяснить силу, властность, надменность, присущую царственным особам.
  2. Показать, что Ларрой владеет гордыня. Он не считает людей себе равными.

Так как Ларра рожден женщиной, он должен был вроде испытывать человеческие чувства, слушать голос совести и соблюдать нормы жизни в обществе. Причем у него есть определенные достоинства, которые можно ценить:

  • он невероятно красив;
  • силен;
  • уникален.

Но к сожалению, человеческое начало в нем подавлено животным. Он не думает о том, что его желания идут вразрез с чьими-то интересами. Когда человек занят только собой и ущемляет других, он находится под властью гордыни. Даже глаза героя говорят о том, что в нем нет ничего людского, теплого, душевного. Он смотрит на мир холодно, зло и надменно.


Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Отношение к окружающим

Когда Ларра вместе с матерью появился в племени, сразу стал вести себя непочтительно по отношению к другим людям, к старейшинам. Он не проявлял уважения к возрасту, не прислушивался к взрослым. Хотя в любом обществе люди уважают старших, преклоняются перед ними за их жизненный опыт, мудрость, знания. В герое не было этого понимания. Он один для самого себя заслуживал восторгов.

Это проявление крайнего эгоизма, невоспитанности, гордыни и отсутствие связи со своими корнями, отрицание преемственности поколений, пренебрежение родной культурой. Вообще, другие люди не заслуживали никакого внимания, по мнению Ларры. Он настолько любил себя, что считал: никто не может быть достоин его общества. Словно герой находится на какой-то недосягаемой вершине, демонстрирующей его превосходство над остальными, а обычные люди где-то внизу, у подножия его трона.

Ларра мечтает о свободе, позволяющей делать то, что хочется, не считаться с интересами ближнего, отрицать устоявшиеся нормы и порядки.

Преступление, которое вскоре совершит герой, обусловлено его негативными качествами и демонстрирует отсутствие в нем душевности. Поступок, вызванный инстинктом, порывом, привел к трагедии: он жестоко и цинично отнял жизнь человека.

Преступление героя

Что же произошло? Молодому человеку понравилась девушка. Казалось бы, симпатия — прекрасное, высокое, позитивное чувство. Но не в случае сына орла. Он захотел обладать девушкой, воспринял ее, как объект своих желаний, как собственность, хотя никаких прав на нее у него не было.

Ларра попытался обнять красавицу, нарушая этим все установленные нормы этики и морали в племени. Девушка испугалась осуждения и позора, ведь такое обращение с женщиной было недопустимым, порочным и неприличным. Она оттолкнула его от себя. Такая реакция возмутила и оскорбила Ларру. Поэтому он убил девушку: толкнул ее на землю и наступил так, что выступила кровь.

Это еще раз показало его основные качества:

  • невероятную жестокость;
  • пугающий цинизм;
  • крайний эгоизм.

Ларра даже не сожалел о содеянном, не раскаялся, хотя он совершил ужасный поступок: забрал жизнь человека, у которого могло бы быть будущее. У героя не возникло мысли о том, что он принес горе ее родителям: они никогда не смогут утешиться, их сердце навсегда будет плакать об убитой дочери.

Что можно было еще ожидать от юноши, если он не испытывал каких-либо теплых чувств и к собственной матери. О ней он не думал вообще. Страдания матери, ее переживания за судьбу своего сына тронут любого человека, только не Ларру.

Невозможно себе представить, какую боль испытывала эта женщина, наблюдая за тем, что творит ее повзрослевший ребенок.

Когда молодого человека спросили о причинах такой жестокости, в разговоре он дал понять жителям племени: виновным в чем-то себя не считает, потому что его оскорбили, не посчитались с его желаниями, вот он и отомстил. Такая позиция пугает, отталкивает, вызывает возмущение и непонимание.

Образ старухи Изергиль

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Наказание за убийство

Старейшины не могли принять адекватного решения, что делать с юношей за убийство девушки. Тем более герой на обсуждение его дальнейшей судьбы смотрел надменно, его любая участь не пугала. Но все-таки один мудрец нашел слабое место в характере этого эгоистичного, злого человека. Старейшина понял, что желание Ларры быть свободным от всего и есть его самое страшное, ядовитое наказание. Поэтому было принято решение дать юноше то, чего он так хочет, и отпустить.

Стоит отметить, что в этот момент раздался гром. Такой элемент сюжета не является случайным, в нем проявляется замысел автора. Гром — это символ высших сил, демонстрация их могущества и власти. Если учитывать значение этого природного явления, то можно понять: писатель подчеркивает, что сами небеса возмущены поступком Ларры и хотят адекватного спроса за такое попрание всех установленных обществом норм. То, что гром раздался после решения старейшин отпустить убийцу и предоставить ему полную свободу, говорит о следующем: нужное наказание найдено.

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Жизнь на свободе

В этот момент ранее безымянный персонаж стал называться Ларра. Почему именно такое имя получил этот отрицательный герой? Такая цитата из текста дает ответ на этот вопрос:

А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон…

Общество его вышвырнуло, отвергло, так как люди, разрушающие порядки, нарушающие устои и отрицающие моральные принципы, не принесут другим счастья и мира.

Еще Ларра похоже на латинское слово lares, которое обозначает духов дома, связанных с культом мертвых. Так как это языческое, дохристианское верование, оно сопровождалось принесением в жертву людей ради благосклонности богов.

Получается, что в произведении Ларра как бы совершает жертвоприношение во имя самого себя. Это только усиливает его отрицательные и деструктивные качества.

Как же ведет себя герой, получивший желаемую свободу от сковывающих его общественных порядков? Сначала действительно он был счастлив, потому что делал все, что ему хотелось, находился вдалеке от недостойных его людей. Но со временем наказание стало действовать. Свобода превратилась в муку. Ларра сам уже желал себе смерти. Это прекрасно понимали и жители племени, которые не хотели избавлять убийцу от вечных страданий.

Еще одним наказанием было бессмертие героя. Его не могли физически уничтожить люди, даже он сам не способен лишить себя жизни. Герой как бы застрял между небом и землей: высшие силы ополчились на него за совершенные деяния и жаждали наказания, а мир людей не принимал такого грешника. Ларра оказался одиноким, никому не нужным. По мнению М. Горького, это и есть самое страшное наказание для человека. Ларра обречен навсегда скитаться по свету, искать смерти, радость жизни ему не познать никогда.

Наташа Ростова

Юная графиня росла в роскоши, окруженная родительской заботой. Дворянское воспитание и прекрасное образование могло обеспечить девушке выгодную партию, веселую жизнь в высшем свете общества. Война изменила беззаботную Наташу, перенесшую потерю дорогих людей.
Выйдя замуж за Пьера Безухова, она стала многодетной матерью, нашедшей покой в семейных заботах. Лев Толстой создал положительный образ русской дворянки, патриотки и хранительницы очага. Автор критически относится к тому, что родив четверых детей, Наташа перестала следить за собой. Автор хочет видеть женщину неувядающей, свежей и ухоженной на протяжении всей жизни.

Персонаж — тень

Такой поворот сюжета — задумка автора, поставившего себе задачу показать антигероя, который не заслуживает ничего позитивного, так как сам не несет ничего светлого для других. Тень — это негативное начало, лишенное света. В ней нет лучистых красок, это мрак. Черный цвет — маркер злых сил. Именно таким и был Ларра. Также можно предположить, что тень служит и демонстрацией ненужности героя, его незначимости и незаметности для общества.

Для М. Горького смыслом жизни человека являлось служение людям, совершение добрых дел. Этот герой живет по противоположным принципам, поэтому обществу и не нужен. Таким образом, можно сделать вывод: Ларра — это олицетворение эгоизма, гордыни, цинизма и жестокости, бездуховности. Это антигерой, поступкам которого найти оправдание невозможно. Его трагедия обусловлена историей его рождения.

Образ Данко “Старуха Изергиль”

В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.

В то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира.

Горький сравнивал Ленина с “героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь”.

Образ Данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. Необходимо вспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя Данко. Люди ослабели от страха.

“Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… По тут явился Данко и спас всех один”.

Данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу “и свободу – вот революционный смысл рассказа “Старуха Изергиль”, с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов.

Сам Горький в письме к Чехову высоко оценил свой рассказ: “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль” написал”. Конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ “Старуха Изергиль” действительно поражает стройностью и красотой.

Гармонична композиция рассказа. Реалистическое описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между легендами об эгоисте Ларре и беззаветном герое Данко. Отличительная черта рассказа “Старуха Изергиль” – резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко,- основа композиции рассказа.

Это подчеркивают художественные детали произведения г “глаза Ларры холодны и горды, как у царя птиц”, а в глазах Данко “светилось много силы и живого огня”; легенду о Ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о Данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. Жизнь Ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь Данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.

Читайте также: