В чем сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе

Обновлено: 02.07.2024

При изучении настоящей темы необходимо хорошо уяснить содержание форм участия прокурора в гражданском процессе и особенности его процессуального положения.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы участия прокурора в процессе (ст. 45 ГПК):

- обращение в суд с целью возбуждения гражданского дела в суде первой инстанции в интересах граждан, неопределенного круга лиц и публичных образований;

- вступление в процесс с целью дачи заключения по делу.

Не стоит забывать и о возможности принесения прокурором, как лица, участвующего в деле, в порядке, установленном ГПК, представлений об отмене или изменении решений и определений, пересмотра вступивших в законную силу постановлений.

Порядок вступления прокурора в процесс и объем его процессуальных прав и обязанностей зависят от формы участия в деле и от того, в какой стадии процесса он вступает в него.

Следует иметь в виду, что основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

Прокурор наделяется правами лица, участвующего в деле только при условии вступления в процесс в суде первой инстанции.

Обращаясь в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, прокурор должен обосновать невозможность предъявления иска самим гражданином по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. Данное ограничение не распространяется

на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. На прокурора не распространяется претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, т.к. он действует от своего имени в силу возложенных на него государством функций и не является субъектом материального правоотношения.




Прокурор, предъявивший иск, не связан в процессе своей первоначальной позицией и позицией лица, в интересах которого предъявлен иск. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства он придет к выводу, что требования истца незаконны или необоснованны, он должен отказаться от предъявленного иска полностью или в части. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Отказ истца от иска не должен приниматься судом, если прокурор поддерживает свое требование, руководствуясь государственными или общественными интересами (например, о признании сделки недействительной).

Прокурор, предъявивший иск, дает объяснения по делу и участвует в судебных прениях первым (ст. 174, 190 ГПК).

Вступление прокурора в процесс для дачи заключения по делу – самостоятельная форма участия прокурора в гражданском процессе. В отличие от первой формы она носит для прокурора обязательный характер, если закон предусматривает его участие в гражданском деле. При этом прокурор не выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений, а принимает участие в процессе, уже начатом по инициативе других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Наряду с указанными делами ГПК РФ предусматривает участие прокурора по делам, возникающим из публичных правоотношений и в порядке особого производства.

В отличие от ранее действующего процессуального законодательства ГПК РФ не предусматривает право суда признавать обязательным участие прокурора в деле, тем самым, привлекая его в процесс по своей инициативе. Право на привлечение к участию в процессе сохранилось у суда лишь применительно к государственным органам и органам местного самоуправления.

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Рассмотрение дела в отсутствие прокурора, который обязан принять участие в рассмотрении дела в силу закона, при надлежащем его извещении о времени и месте судебного разбирательства, не относится к случаям нарушения норм процессуального законодательства, влекущим за собой отмену судебного постановления.

Как и прокурор, обратившийся в суд с заявлением, прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения, является лицом, участвующим в деле, следовательно, имеет широкий круг процессуальных прав и обязанностей, закрепленных в ст. 35 ГПК РФ. В отличие от первой формы участия прокурора в гражданском процессе, прокурор не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, да­вать объяснения по делу, но это не освобождает его от обязанности способствовать суду в выяснении всех обстоятельств дела, соблюдении требований закона в ходе рассмотре­ния дела.

Заключение прокурора должно отвечать следующим требованиям:

- быть объективным, то есть позиция прокурора как блюстителя закона должна отражать интересы лица, права которого нарушены, независимо от его процессуального положения в суде;

- быть обоснованным, то есть все предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств;

- быть определенным, то есть прокурору надлежит высказаться определенно о судьбе заявленного иска, а не альтернативно, оставляя решение иска на усмотрение суда.

- быть законным, то есть основанным на нормах материального и процессуального права.

Необходимо отметить, что деятельность прокуроров по участию в гражданском процессе необходимо оценивать исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений); эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений по гражданским делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор; обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор может обращаться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела. А согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс, который возбужден другими лицами.

Формы участия прокурора в гражданском процессе:

  1. обращение с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов публично-правовых образований или
  2. вступление в процесс и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах:

  1. когда он начинает процесс (обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц);
  2. когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами (определение суда о необходимости его привлечения к делу).
  1. путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
  2. путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
  3. путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Однако ст. 320 ГПК РФ четко определяет, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле (т.е. уже либо обратившемуся в суд, либо вступившему в процесс ).

В ч. 1 ст. 45 ГПК не названы материально-правовые отношения, по которым прокурор может подать заявление в суд , а указываются лишь лица, в защиту прав которых может выступать прокурор. Такая формулировка процессуального закона открывает довольно широкий простор для прокурорского усмотрения. Тем не менее, в ряде других законов и в самом ГПК есть конкретные случаи, когда прокурору предоставлено право обращаться в суд исходя из особенностей материально-правовых отношений.

Что касается вступления прокурора в уже начатый процесс , то в ч. 3 ст. 45 ГПК дается перечень дел, вытекающих из различных материально-правовых отношений, по которым участие прокурора предполагается. К ним относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные дела, предусмотренные ГПК и другими федеральными законами. По этим делам прокурор дает заключение, осуществляя тем самым свои полномочия по надзору за соблюдением законности .

В ряде статей ГПК указывается на необходимость участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел. К ним относятся дела:

  1. об установлении усыновления (ст. 273 ГПК);
  2. о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК);
  3. об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК);
  4. о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ст. 277 КАС РФ).

Если федеральные законы не предписывают необходимости участия прокурора в гражданском судопроизводстве, то прокурор самостоятельно принимает решение о необходимости участия в том или ином деле.

Правовое положение прокурора в гражданском процессе

К лицам, участвующим в деле, ст. 34 ГПК РФ относит и прокурора.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Он является представителем государства и защищает публичные интересы, следит за соблюдением законов.

Закон не наделяет прокуроров функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей (ст. 120 Конституции РФ).

Особенности участия прокурора в гражданском процессе:

  1. не может быть стороной в процессе , так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения;
  2. к прокурору не может быть предъявлен встречный иск ;
  3. прокурор не может быть судебным представителем стороны или третьего лица (он выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление).

Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел во второй и последующих инстанциях зависит от того, участвовал ли прокурор в суде первой инстанции. Если он не участвовал, то не может подать апелляционное, кассационное представление о пересмотре дела.

Обращение прокурора в порядке надзора о пересмотре судебных решений, определений, вступивших в законную силу, также не предусмотрено ГПК, когда его не было в суде первой инстанции (ст. 320, 336, 376). Если он участвовал в суде первой инстанции, то участие во всех последующих инстанциях обеспечивается работниками прокуратуры соответствующего звена по поручению прокуроров области, края, республики и т.д.

Правовое положение прокурора, обратившегося с заявлением

Прокурор, обратившийся с заявлением, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением:

  • права на заключение мирового соглашения и
  • обязанности по уплате судебных расходов.

Прокурор, обратившийся с заявлением, обладает правом:

  1. на изменение основания или предмета заявленных требований;
  2. на изменение размера требований;
  3. на полный или частичный отказ от таких требований.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора помогает не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дела.

По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и привлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск . В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Следует иметь в виду, что ст. 394 ГПК предоставляет право прокурору подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, независимо от того, участвовал ли ранее прокурор в этом деле .

Кислова Екатерина Михайловна
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
студент 2 курса магистратуры Института Прокуратуры


Аннотация
Данная статья посвящена определению значения участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Для этого акцентировано внимание на истории создания, становления и развития прокуратуры и ее деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что участие прокурора в рассмотрении гражданских дел способствует осуществлению правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные судебные постановления. Прокурор – проводник интересов государства, представитель надзора за законностью, обязанный оказывать активную помощь суду. В настоящее время прокуратура остается наиболее доступным органом для граждан в случае нарушения их прав и законных интересов, который имеет возможность (и обязан) принять предусмотренные законом меры для восстановления и защиты нарушенных прав.

Судебная защита занимает значительное место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина. Право на судебную защиту является одним из основных прав человека, оно закреплено в Конституции РФ. Так, согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Граждане имеют право обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, а также обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в том случае, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (таким органом является Европейский суд по правам человека).

Кроме судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, существует внесудебный правозащитный механизм. Он осуществляется общественными организациями, специализированными профессиональными органами, органами государственной, муниципальной власти в пределах предоставленных полномочий.

Однако, существенную роль играет прокуратура, которая, в отличие от других органов государственной власти, обладает огромным правозащитным потенциалом. Ее потенциал реализуется, в том числе, и в современном гражданском судопроизводстве.

Для того, чтобы понять значение деятельности органов прокуратуры, место прокуратуры в системе других государственных органов, необходимо обратиться к истории создания, становления и развития прокуратуры и ее деятельности.

Прокуратура как самостоятельный государственный институт учреждена в 1722 году трема указами Петра I, который полагал, что прокуратура должна защищать интересы государя, церкви и всех тех, кто не может сам защитить свои интересы.

Итак, со временем фискальная служба была упразднена Петром I как неэффективный орган по охране законности в империи. На смену ей пришел государственный орган по охране законности в государстве – прокуратура.

В период правления Петра I деятельность прокуратуры в установлении режима законности в российском государстве была эффективна, прокуроры наблюдали за исполнением всех законов органами государственной власти и должностными лицами. Они вносили предложения об устранении нарушений закона, приносили протесты на незаконные решения, требовали их отмены или изменения, наблюдали за соблюдением интересов государственной каз­ны.

Прокуратура была сформирована как единое целое, со строгим иерархическим подчинением до генерал-прокурора.

После смерти Петра 1 наступила противоречивая эпоха дворцовых переворотов, которая отразилась и на судьбе прокуратуры.

В царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) прокурорский надзор был усовершенствован. Прокуратура обре­ла новые полномочия, был существенно расширен предмет надзора про­куроров. Согласно высочайшему Ма­нифесту от 15.12.1763 Сенат был поделен на 6 департаментов. Первый департамент ведал государственными, политическими и внутренними делами; в его заседаниях обязательно участвовал генерал-прокурор. В другие департаменты были назначены обер-прокуроры. С годами влияние генерал-прокурора возрастало: он принимал участие в работе комиссии по подготовке но­вого Уложения, управлял всей внутренней администрацией, получал на свое имя высочайшие указы и повеления и объявлял их через Сенат.

Во времена правления Екатерины II система органов прокуратуры была усовершенствована, влияние прокуратуры на состояние законности в государстве возросло.

При Александре 1 (1801-1825) прокурорский надзор вновь возродился.

После судебной реформы 1864 года произошли существенные изменения в концепции прокурорского надзора. Теперь четко определялось, что прокура­тура не может вмешиваться в деятельность суда, ограничи­вать самостоятельность судей при принятии ими решений. Прокурор имел право обжаловать решение суда только в тех случаях, когда он заменял сторону, которая отсутствует (по делам брачным и о законности рождения), и участвовал в делах об узаконении детей и об усыновлении.

Итак, дискуссия о том, необходимо ли ограничить или, наоборот, усилить роль прокурора в суде, длится со времен IX века.

По мнению ученых, прокурорский надзор в период от реформ 1864 года до Октябрьской революции свелся почти к роли консультанта суда по юридическим вопросам, мнение прокурора часто не имело важного значения [8, с. 53.].

Вместе с тем, именно благодаря реформам 1864 года деятельность прокурора в гражданском процессе сильно изменилась.

После событий Октябрьской революции 1917 года прокуратуры не было до 1922 года. Прокуратура была упразднена Декретом суде № 1, принятым в 1917 году.

По мнению В.В. Клочкова, новое руководство страны рассматривало прокуратуру именно как рутинный угнетательский орган, его функции могли выполняться новым государственным аппаратом и без нее [10, с. 13, 14.].

В ГПК РСФСР 1923 года закреплялось право прокурора возбуждать гражданское дело путем предъявления иска, а также вступать в уже начатые де­ла в любой стадии процесса (ст.ст. 2, 12, 172, 226, 244, 245, 252, 254).

Итак, сформировались четкие формы участия прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции.

Тем временем, рост количества гражданских дел, по­ступающих в суды, продолжался. Правильное и быстрое их разрешение для укрепления законности и защиты прав и инте­ресов граждан требовали усиления внимания судебных ор­ганов и прокуратуры к работе по гражданским делам.

Основной формой осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью принимаемых судом постановлений в этот период оставалось истребование дел и принесение протестов в порядке надзора.

В дальнейшем вопрос о выбо­ре дел, в разбирательстве которых прокурор должен участвовать, являлся важнейшим. Приказ Генерального прокурора СССР № 206 от 01.06.1950 содержал такой перечень категорий гражданских дел, в которых участие прокурора являлось обязательным: о возмещении материального ущерба государственным, кооперативным и общественным организациям, причи­ненного расхищением социалистической собственности и утратой вверенно­го по работе имущества; об исключении из описи имущества, описанного в обеспечение конфискации или возможного возмещения материального ущерба, причиненного государственным и кооперативным организациям, в которых затрагиваются интересы колхозов; о выселении граждан; о восста­новлении на работе рабочих и служащих и возмещении вреда личности; по делам, возбужденным прокурорами [19, с. 72.].

Так, прокурорам предлагалось принять участие по тем делам, которые имеют общественное значение и затрагивают интересы государства, колхозов, совхозов, а также по делам о выселении граждан из жилья, о восстанов­лении граждан на работе. Прокуроры имели право предъявлять иски только когда стороны сами не в состоянии этого сделать и когда цель предъявления иска – защита существенных инте­ресов государства. Прокуроры, направляющие иски, обязательно должны были участвовать в их рассмотрении судом.

В 1964 году принят и введен в действие ГПК РСФСР. Для того чтобы осуществлять надзор за законностью в гражданском судопроизводстве у прокурора было право участвовать при рассмотрении гражданских дел и давать заключения по вопросам, которые возникали во время рассмотрения дела, предъявлять иски и поддерживать их в суде (в целях охраны государственных или общественных интересов или прав и законных интересов граждан); приносить протесты на незаконные и необоснованные судебные постановления; давать заключения по делам, которые рассматриваются вышестоящим судом по жалобам и протестам.

Согласно положениям ГПК РСФСР 1964 года прокурор в гражданском судопроизводстве имел достаточно много полномочий, которые позволяли ему в полной мере обеспечить цель деятельности органов прокуратуры – защиту прав человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Новые ГПК союзных республик, принятые в начале 60-х годов, предусмотрели в ряде случаев обязательность участия прокурора в гражданском деле (ст.ст. 255, 281, 287 ГПК УзССР, ст.85 КоБС УзССР). Таким образом, обязательность участия прокурора в рассмотрении судом отдельных категорий гражданских дел стала исходить прямо из закона [20, с. 20.].

Если прокурор считал необходимым предъявить иск, ему необходимо было руководствоваться определенными критериями, указанными Прокуратурой СССР. В некоторых указаниях Генеральный прокурор СССР обращал внимание прокуроров на активизацию деятельности по возбуждению определенных категорий гражданских дел.

Согласно Закону о прокуратуре СССР 1979 года (ст. 11) задача по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах была сохранена.

На про­тяжении советского периода развития прокуратуры подчеркивалось, что на нее возложен высший надзор за законностью, в том числе и в деятельности суда.

В начале 1990-х годов представители судебных органов стали выступать против надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел судами. Отмечалось, что первым шагом к построению демократического правового государства должно стать проведение концепции разделения властей, создание независимой судебной власти. Принятый в январе 1992 года За­кон о прокуратуре отказался от концепции надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах.

Нормы принятого 14.11.2002 и введенного в действие ГПК РФ по сравнению с прежним ГПК РСФСР 1964 года сильно изменили статус прокурора. Полномочия (возбуждение процесса, дача заключения, подача представлений на судебные постановления) за прокурором остались, но сфера их применения оказалась значительно суженной.

В соответствии с действующими положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только если гражданин по уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. Данное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прежняя редакция ч. 1 ст. 45 ГПК РФ наделяла прокурора правом обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина лишь в случае, когда последний по уважительным причинам был лишен возможности сделать это. При этом критерии отсутствия возможности самостоятельного обращения гражданина в суд за защитой своих прав и интересов законом определены не были.

Целью законодательства является защита прав, свобод и законных интересов таких категорий граждан, которые по уважительным причинам не могут самостоятельно защищать свои права.

В настоящее время в стране наблюдается сильное имущественное расслоение общества, низкий уровень правовой культуры и доходов значительной части населения, повышение стоимости услуг квалифицированных юристов. Все это не позволяет большинству граждан самостоятельно обращаться в суды для защиты своих прав и интересов.

Согласимся с A.A. Власовым, указывающим, что получение юридической помощи в настоящее время возможно только для узкого круга лиц, которые обладают финансовыми возможностями [23, с. 42].

Все это отрицательно влияет на доступность и эффективность правосудия. Очень часто прокуратура выступает единственным органом, куда граждане могут обратиться с целью получения бесплатной квалифицированной юридической помощи.

У государства в настоящее время нет возможности обеспечить реализацию конституционного положения о праве каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи в предусмотренных законом случаях бесплатно, вследствие чего ограничение участия прокурора, осуществляющего правозащитную функцию в гражданском судопроизводстве, преждевременно.

Правозащитная функция органов прокуратуры РФ является одной из гарантий реализации конституционного права граждан на защиту. Обращение в суд является результатом деятельности прокурора при осуществлении надзора в различных сферах правоотношений.

Цели и задачи прокурора в гражданском процессе сформулированы в ст. 1 и гл. 2 Закона о прокуратуре, а также в ст.ст. 2, 4, 45 ГПК РФ. Как и у суда, конечные цели участия прокурора в деле полностью совпадают с конечными целями судопроизводства, а именно – защита нарушенных прав граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор в гражданском процессе должен следить за соблюдением всеми участниками процесса норм действующего законодательства.

Так, прокурору, участвующему при рассмотрении гражданского дела судом, необходимо обращать внимание на законность исковых требований. Кроме того, прокурор должен следить за правильным применением судом, рассматривающим дело, норм материального права, а также на соблюдение судом норм процессуального права. Особенно необходимо исключить нарушения судом норм процессуального права, которые могут привести к принятию судом неправильного решения.

Однако прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами [24, с. 312].

Как отмечают С. Г. Кехлеров и О.С. Капинус, суд принимает решения независимо ни от кого и подчиняется только закону. Акты прокурора не имеют для суда заранее установленной силы. Доводы и основания, которые прокурор приводит во внесенных актах на несоответствующее, по его мнению, закону судебное решение, рассматриваются компетентной судебной инстанцией в совокупности с иными имеющимися данными в целях вынесения законного, обоснованного и справедливого решения [25, с. 8].

Участвующий в процессе прокурор ника­ких решений по делу не принимает, он не может совершать те процессуальные действия, которые входят в компетенцию суда. Он может лишь, как и любое другое лицо, участвующее в деле, возбуждать перед судом ходатайство о совершении какого-либо действия либо о разрешении определенного вопроса [26, с. 97]. Процессуальные действия прокурора нахо­дятся под контролем суда, без правоприменительных действий которого не­возможно возникновение, изменение и прекращение процессуальных отно­шений [27, с. 23].

Во всех случаях окончательное ре­шение принимается судом. И поскольку именно суд делает вывод о правомерности или необоснованности прокурорской оценки, надзор прокуратуры может выступать гарантом законности лишь в той мере, в какой он опирается на судебную власть и поддерживается ею [28, с. 14.].

Итак, основная обязанность прокурора в суде – активно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, точному установлению фактов, имеющих юридическое значение, и правильной их квалификации (т.е. применение закона к установленным правоотношениям).

Всем своим поведением прокурор должен поддерживать высокий авторитет суда, памятуя о том, что судебное заседание имеет воспитательное значение. В свою очередь суд обязан с должным уважением относиться к прокурору как к представителю государства, осуществляющему надзор за законностью. Пререкания между судом и прокурором не допускаются [30, с. 34, 36.]

Взаимоотношения, которые сложились между судом и органами прокуратуры, можно охарактеризовать как профессиональное взаимодействие в целях обеспечения объективного и своевременного рассмотрения гражданских дел и вынесения законного и обоснованного судебного постановления. То есть сотрудничество и взаимный профессиональный контроль в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности [31, с. 355.]. Такое взаимоотношение прокуратуры и суда способствует усилению судебной власти и уважительному отношению к ее независимости, а также создает условия для активной роли прокурора в гражданском процессе.

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел способствует осуществлению правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные судебные постановления [32, с. 323].

Как правильно отмечает Г.А. Жилин, процессуальной функцией прокурора в гражданском судопроизводстве и будет функция содействия суду в обеспечении законности при осуществлении правосудия [33, с. 17 – 26.].

Прокурор – проводник интересов государства, представитель надзора за законностью, обязанный оказывать активную помощь суду [30, с. 40].

Таким образом, сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе заключается в том, что прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, устраняет нарушения закона, оказывает по­мощь суду в осуществлении правосудия [34, с. 90-91].

В завершение темы хотелось бы отметить речь Президента РФ, Путина В.В., прозвучавшую на 295-летие прокуратуры, 12 января 2017 года. В своем выступлении президент, начав с поздравлений, отметил, что “этот важнейший государственный институт на протяжении почти трех столетий стоит на страже законности и правопорядка, бережет правовые устои нашего государства и общества”. “И в наши дни государство и общество заинтересованы в эффективности работы прокуратуры. Реакция прокуроров на несоблюдение закона, на нарушения прав и свобод людей должна быть незамедлительной и действенной, – заявил российский лидер”.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

При изучении настоящей темы необходимо хорошо уяснить содержание форм участия прокурора в гражданском процессе и особенности его процессуального положения.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы участия прокурора в процессе (ст. 45 ГПК):

- обращение в суд с целью возбуждения гражданского дела в суде первой инстанции в интересах граждан, неопределенного круга лиц и публичных образований;

- вступление в процесс с целью дачи заключения по делу.

Не стоит забывать и о возможности принесения прокурором, как лица, участвующего в деле, в порядке, установленном ГПК, представлений об отмене или изменении решений и определений, пересмотра вступивших в законную силу постановлений.

Порядок вступления прокурора в процесс и объем его процессуальных прав и обязанностей зависят от формы участия в деле и от того, в какой стадии процесса он вступает в него.

Следует иметь в виду, что основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

Прокурор наделяется правами лица, участвующего в деле только при условии вступления в процесс в суде первой инстанции.

Обращаясь в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, прокурор должен обосновать невозможность предъявления иска самим гражданином по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. Данное ограничение не распространяется

на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. На прокурора не распространяется претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, т.к. он действует от своего имени в силу возложенных на него государством функций и не является субъектом материального правоотношения.




Прокурор, предъявивший иск, не связан в процессе своей первоначальной позицией и позицией лица, в интересах которого предъявлен иск. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства он придет к выводу, что требования истца незаконны или необоснованны, он должен отказаться от предъявленного иска полностью или в части. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Отказ истца от иска не должен приниматься судом, если прокурор поддерживает свое требование, руководствуясь государственными или общественными интересами (например, о признании сделки недействительной).

Прокурор, предъявивший иск, дает объяснения по делу и участвует в судебных прениях первым (ст. 174, 190 ГПК).

Вступление прокурора в процесс для дачи заключения по делу – самостоятельная форма участия прокурора в гражданском процессе. В отличие от первой формы она носит для прокурора обязательный характер, если закон предусматривает его участие в гражданском деле. При этом прокурор не выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений, а принимает участие в процессе, уже начатом по инициативе других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Наряду с указанными делами ГПК РФ предусматривает участие прокурора по делам, возникающим из публичных правоотношений и в порядке особого производства.

В отличие от ранее действующего процессуального законодательства ГПК РФ не предусматривает право суда признавать обязательным участие прокурора в деле, тем самым, привлекая его в процесс по своей инициативе. Право на привлечение к участию в процессе сохранилось у суда лишь применительно к государственным органам и органам местного самоуправления.

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Рассмотрение дела в отсутствие прокурора, который обязан принять участие в рассмотрении дела в силу закона, при надлежащем его извещении о времени и месте судебного разбирательства, не относится к случаям нарушения норм процессуального законодательства, влекущим за собой отмену судебного постановления.

Как и прокурор, обратившийся в суд с заявлением, прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения, является лицом, участвующим в деле, следовательно, имеет широкий круг процессуальных прав и обязанностей, закрепленных в ст. 35 ГПК РФ. В отличие от первой формы участия прокурора в гражданском процессе, прокурор не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, да­вать объяснения по делу, но это не освобождает его от обязанности способствовать суду в выяснении всех обстоятельств дела, соблюдении требований закона в ходе рассмотре­ния дела.

Заключение прокурора должно отвечать следующим требованиям:

- быть объективным, то есть позиция прокурора как блюстителя закона должна отражать интересы лица, права которого нарушены, независимо от его процессуального положения в суде;

- быть обоснованным, то есть все предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств;

- быть определенным, то есть прокурору надлежит высказаться определенно о судьбе заявленного иска, а не альтернативно, оставляя решение иска на усмотрение суда.

- быть законным, то есть основанным на нормах материального и процессуального права.

Необходимо отметить, что деятельность прокуроров по участию в гражданском процессе необходимо оценивать исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений); эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений по гражданским делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор; обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.


ГПК РФ допускает участие в деле прокурора, который может обращаться к суду с иском в защиту прав лиц или интересов государства, вступать в процесс в целях осуществления возложенных на него функций. Общие правила, регулирующие участие в делах прокурора, устанавливаются ст. 45 ГПК РФ. Рассмотрим их подробнее, чтобы вы взяли на заметку.

Сущность привлечения прокуроров к гражданским делам

Заинтересованность прокурора должна отличаться от заинтересованности участников дела или третьих лиц, которая у них носит субъективный характер. Формально прокурор должен иметь государственно-правовые интересы, основанные на принципах самостоятельности и соблюдения законности.

Прокурор призван обеспечивать правильность действий участников судопроизводства и помогает суду осуществить правосудие. Общей основной причиной участия прокурора в делах, связанных с принятием решений на основе ГК РФ, считается осуществление функции охраны закона.

Другими словами, гражданин может обратиться к прокурору с заявлением о нарушении закона, а может просто рассказать о фактах этого нарушения закона с вольными формулировками. Если у прокурора сложится мнение о том, что на основании того или другого ему необходимо принять участие в гражданском судопроизводстве, то он может это сделать для защиты законных интересов гражданина или общественно-правовых.

Здесь мнение прокурора — это своеобразное юридическое понятие, правовой термин, а не просто слово, которое с лёгкостью можно заменить на синоним.

Прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту чьих-либо прав, свобод и законных интересов. Если встал вопрос о защите прав неопределенного круга лиц, государства и муниципальных образований, то закон не устанавливает никаких ограничений для деятельности прокурора в области судебной защиты.

В этом аспекте ГПК РФ никак не поясняет, что такое уважительные причины. Поэтому прокурору достаточно в своём заявлении упомянуть причины невозможности гражданином принять участие в защите своих прав. Тогда к заявлению прикладываются документы, подтверждающие изложенные обстоятельства. Суд может оценивать причины, указанные прокурором, но обычно, если тот ссылается на состояние здоровья гражданина, это оспаривается судом крайне редко.

Но это не должно распространяться на случаи, если изначальной мотивацией стало обращение к прокурору граждан с целью защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, защиты семьи и подобных, указанных в действующем законодательстве, прав.

К примеру, существуют дела, в которых прокуроры пытаются отстаивать интересы граждан в сфере начисления им пенсии, когда ПФР не признаёт определённые периоды страхового стажа, обеспечение прав по охране здоровья и других. В таких ситуациях прокурор полностью уполномочен обратиться в суд с исковым заявлением, не исследуя дополнительных юридических фактов.

При этом прокуроры обязаны принимать во внимание, что бремя доказывания тех или иных обстоятельств, на которые ссылается сторона, на неё же и ложится. В силу этого ему придётся проделать работу не только по составлению искового, но и по сбору документов и других доказательств.

Однако прокурор не заменяет лицо, в интересах которого подано заявление, которое так и остаётся истцом по делу. На него распространяется законная сила судебного решения и все материальные последствия такового.

При рассмотрении дела прокурор выступает первым при необходимости дать суду те или иные объяснения и первым участвует в исследовании обстоятельств. Подавший заявление прокурор получает все процессуальные права и обязанности истца. Не может он только заключать мировые соглашения и не несёт обязанности по уплате судебных расходов по делу.

Ограничен прокурор и в возможности остановить рассмотрение иска. Он может лишь отказаться от своего заявления, но рассмотрение дела продолжается до тех пор, пока истец не заявит о своём отказе от иска.

Самым существенным процессуальным моментом остаётся то, что обращение прокурора с заявлением в суд не трактуется как предъявлениеиска, а прокурор не становится истцом даже только в процессуальном смысле. Закон отводит ему особую функцию, при осуществлении которой он действует как истец или представитель того, но не становится ни тем, ни другим.

Суд по заявлению прокурора возбуждает производство по гражданскому делу. Иногда можно встретить мнение о том, что дело возбудил сам прокурор, что в корне не верно, просто по той причине, что выходит за рамки компетенции прокурора.

ГПК РФ относит прокурора к числу лиц, участвующих в деле. Гражданское дело — это спор участников гражданского правового оборота и предмет судебного разбирательства. Прокурор не является стороной спора о праве. В силу этого отсутствуют основания для того, чтобы относить его к числу участников дела. Он является участником процесса.

Позиции высших судов о процессуальной стороне участия прокуроров в гражданских делах

Правовая позиция КС РФ, выраженная в Определении от 20.06.2006 № 176-О, сводится к тому, что предусмотренное рассматриваемой статьёй обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц и его вступление в уже идущий процесс рассматривает в качестве автономных процессуальных видов участия прокурора в деле, а их смешение признано недопустимым.

Имеется у прокурора и право принять участие в уже начавшемся рассмотрении гражданского дела с целью представления заключения. О том, что это право, а не обязанность, а отсутствие в деле заключений прокурора не делает решение принятым с нарушением норм права, говорится в определении ВС РФ от 13.10.2009 № КАС09-448.

Существуют лишь некоторые дела, связанные с ситуациями, перечисленными в ГПК РФ и других ФЗ, участие прокурора в которых является обязательным. Это выселение граждан из жилых помещений, восстановлении на работе, возмещение вреда жизни или здоровью и другие, перечисленные в законе. Об этом же говорит и положение п. 6 Приказа Генпрокуратуры РФ от 26.04.2012 № 181.

На основании положений ст. 189 ГПК РФ, после завершения этапа исследования доказательств, судья предоставляет слово для заключения прокурору, который излагает официальную точку зрения по поводу исследования фактов и доказательств. Затем начинаются прения. ГПК РФ не отвёл прокурору места в прениях, а его заключение не имеет обязательного характера, но принимается во внимание при вынесении судебного решения.

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: