В чем состоят гарантии обеспечения финансово экономической самостоятельности местного самоуправления

Обновлено: 12.05.2024

Общий подход государства к гарантированности местного самоуправления

Европейская Хартия местного самоуправления провозглашает принцип гарантированности местного самоуправления населению поселений с требованием закрепления данного принципа в законодательстве конкретного государства.

Российская Федерация признает и гарантирует осуществление местного самоуправления на конституционном уровне (эта гарантия закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации).

Гарантированность местного самоуправления состоит в формировании системы правовых гарантий защиты местного самоуправления, признаваемого формой самостоятельного осуществления народовластия: российская Конституция провозглашает существование местной публичной власти. В основе данного принципа лежит децентрализация государственного управления, разграничение системы полномочий на уровне муниципального управления между органами государственного управления федерального и регионального уровня, а также органами управления муниципальных образований.

Гарантируя местному самоуправлению определенную самостоятельность в границах выделенных ему полномочий, государство признает:

  • во-первых, наличие прав у должностных лиц и органов муниципального управления в отношении вопросов их ведения на издание или принятие нормативно-правовых актов;
  • во-вторых, обязательный характер решений, которые приняты посредством прямого волеизъявления населения муниципального образования, решений органов муниципального управления, решений должностных лиц муниципального управления, находящихся в пределах их компетенции. Отказ от исполнения указанных решений предполагает несение ответственности в соответствии с принятым законодательством;
  • в-третьих, свободу функционирования органов муниципального управления при реализации собственных инициатив по любым вопросам, прямо не входящим в сферу их компетенции, но и не включенным в предметы ведения каких-либо иных органов власти;
  • в-четвертых, возможность делегирования органам муниципального управления отдельных государственных полномочий;
  • в-пятых, осуществление муниципального управления на территории всей Российской Федерации в различных типах муниципальных образований.

Готовые работы на аналогичную тему

Основу правовых гарантии местного самоуправления составляет признание права граждан на его осуществление, предусмотренное на конституционном уровне. Реализация это этой гарантии осуществляется посредством прямой или представительной демократии, учитывающей исторические и местные традиции. Вне зависимости от численности населения поселений не может быть произведено лишение права этого населения на осуществление местного самоуправления.

Государственная гарантия организационной самостоятельности местного самоуправления

Организационная самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством посредством установление следующих принципиальных основ:

  1. исключение органов муниципального управления из системы органов государственного управления;
  2. самостоятельность населения при определении структуры органов муниципального управления;
  3. запрет на участие органов государственной власти и должностных лиц государства в образовании органов муниципального управления, назначение должностных лиц муниципального управления;
  4. запрет на участие органов государственного управления и должностных лиц государства в осуществлении местного самоуправления;
  5. возможность признания недействительным или отмененным решения органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления только по их собственному решению или по решению суда;
  6. невключение муниципальных служащих в состав государственных служащих.

Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления

Российское законодательство предоставляет местному самоуправлению финансово-экономическую самостоятельность. На конституционном уровне признается и защищается муниципальная форма собственности наряду со всеми иными формами собственности, принятыми в Российской Федерации.

Федеральные и региональные органы государственного управления обеспечивают формирование муниципальным образованиям минимальных муниципальных бюджетов за счет открепление в их пользу части доходных источников федерального и регионального уровня. Указанные доходы обеспечивают покрытие минимально необходимых расходов. Состав этих расходов устанавливается на региональном уровне посредством разработки системы нормативов. На органы муниципального управления возлагается обязанность обеспечения потребностей населения муниципальных образований в услугах муниципального управления на уровне, соответствующем минимальным государственным социальным стандартам.

При делегировании муниципальным органом управления определенных государственных полномочий Конституция Российской Федерации гарантирует соответствующее материальное и финансовое обеспечение, включая компенсацию дополнительных расходов.

Гарантированность судебной защиты местного самоуправления

Государственные гарантии на осуществление местного самоуправления не ограничиваются формированием нормативно-правовой базы его осуществления, законодательство предусматривает возможность судебной защиты прав муниципального управления.

Органы муниципального управления могут оспорить в суде действия органов государственного управления федерального и регионального уровня, как при попытке ограничения полномочия местного самоуправления, так и при делегировании отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется государством.

Обеспечение гарантий прав местного самоуправления является важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления. Целевое значение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами: организационную и экономическую, финансовую и имущественную самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения; защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их реализации.

Система гарантий прав местного самоуправления, закреп­ляемая муниципальным правом, охватывает всю совокуп­ность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и пра­вовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым отно­сятся экономические, политические и специальные (собственно юридические) гарантии.

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономичес­ких, политических условиях, которые, выступая в качестве важ­нейших основ жизнедеятельности граждан в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на про­цесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономичес­кие, политические отношения, духовные устои и ценности обще­ства, которые:

– служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

– обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

– создают реальные возможности для наиболее полной реали­зации норм, устанавливающих компетенцию органов мест­ного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринима­тельства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей; народовластие, осуществляемое непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.

Духовные гарантии: система духовных ценностей и ориентаций; уровень культуры и правосознания.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления: правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления как федерального уровня и уровня субъектов Федерации, так и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

1) Закрепляемое ст. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2) Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ).

Население вправе непосредственно, например, путем референдума, а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

Правовая регламентация муниципальной службы, включаю­щая требования к должностям, статусу муниципального служаще­го, уставу и порядку прохождения муниципальной службы, управлению службой, которые определяются уставом муниципального образова­ния в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Федерации.

4) Собственная компетенция органов местного самоуправле­ния, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач.

5) Право муниципальных образований иметь собственную сим­волику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исто­рические, культурные, социально-экономические, нацио­нальные и иные местные традиции.

6) Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ). При этом в Федеральном законе уста­навливаются процедуры получения согласия населения при решении во­просов изменения границ муниципального образования.

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации.

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного само­управления

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материальных, финансовых ресур­сов, которые должны быть соразмерны тем полномочиям, которые законодательно закрепляются за органами местного самоуправления.

К гарантиям финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления отно­сятся:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью;

2) органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, а также ликвидировать и реорганизовывать их;

3) органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;

4) органы государственной власти обязаны финансировать отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления;

5) право органов местного самоуправления выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки.

Также установлено, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения или органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Конституцией Российской Федерации предусмотрено фундаментальное право местного самоуправления на судебную защиту.

Правовая защита гарантируется деятельностью прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении и права населения на местное самоуправления, и Министерством юстиции РФ, которое проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственно власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления слу­жит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных) – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.

Для обеспечения их взаимодействия с фе­деральными органами государственной власти и международны­ми организациями органов местного самоуправления советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Вступление России в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской хартии местного самоуправления дают до­полнительные международные гарантии прав местного само­управления в Российской Федерации. Российская делегация, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, который осуществляет, в том числе, и мониторинг реализации положений Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, гарантии местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом органами государственной власти гарантируется право на судебную защиту, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; право на муниципальную собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, составляющие его экономическую основу.

Понятие и сущность финансово-экономических основ местного самоуправления

В качестве экономико-финансовых основ деятельности органов местного самоуправления принято считать систему норм права, которые регулируют и закрепляют те общественные отношения, которые связаны с использованием и формированием местных бюджетов, муниципальной собственности, а также иных форм местного финансирования в интересах жителей конкретных муниципальных образований.

В процессе формирования финансово-экономической основы местного самоуправления принято руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип соблюдения баланса в местном бюджете.
  2. Принцип ограниченности ресурсов территориями муниципальных образований.
  3. Принцип достаточного количества ресурсов муниципального образования.
  4. Принцип автономности финансово-экономической системы органов местного самоуправления.
  5. Принцип целостной инфраструктуры.

Полный перечень принципов финансово-экономической автономности местного самоуправления представлен в положениях статьи 9 Европейской хартии местного самоуправления; в статьях 12,130, 132 Конституции, в положениях Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в тексте этой главы также содержатся положения Закона о местном самоуправлении 2003 года).

На основании сведений, содержащихся в представленных нормативных актах, органы местного самоуправления обладают правом самостоятельно распоряжаться местными бюджетами и муниципальной собственность, а совокупность финансовых средств местных властей должно быть соразмерно уровню их полномочий.

На основании положений статьи 49 Закона в местном самоуправлении от 2003 года, экономической основой местного самоуправления является имущество, которое является муниципальной собственностью, совместно со средствами местных бюджетов и имущественных прав муниципальных образований.

Муниципальная собственность (согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации) – это имущество, правом собственности на которое обладают городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

В соответствии со статьей 50 Закона о местном самоуправлении от 2003 года, к числу собственности муниципальных образований может быть отнесено:

В качестве наиболее распространенных способов формирования муниципальной собственности в современных реалиях следует выделить:

  1. Муниципализацию (передачу имущества безвозмездно, либо за выкуп из частной государственной собственности в собственность муниципальную).
  2. Покупку (приобретение на основе уплаты стоимости).
  3. Дарение.
  4. Строительство и возведение новых объектов.
  5. Передача по решению суда.
  6. Использования объектов, которые не имеют владельцев.

Муниципальная собственность защищается и признается государством также, как и все иные формы собственности. Органы местного самоуправления имеют право от лица муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом муниципалитета.

На основании действующих норм закона, органы местного самоуправления обладают правом передачи муниципального имущества в постоянное, или временное пользование юридическим, либо физическим лицам, органам местного самоуправления муниципальных образований, органам государственной власти, а также правом отчуждения имущества и совершения иных сделок.

Органы местного самоуправления обладают правом создания муниципальных предприятий и учреждений, могут принимать участие в создании различных хозяйственных обществ, включая и меж муниципальные.

В современных условиях, на территории Российской Федерации действуют и создаются следующие типы унитарных организаций:

  1. Унитарные организации, основу которых составляет право хозяйственного ведения (муниципальные предприятия).
  2. Унитарные организации, которые основаны на праве оперативного управления (казенные муниципальные предприятия).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, унитарное предприятие обладает определенной ответственностью в области собственных обязательств для всего принадлежащего ей имущества.

Унитарные предприятия не несут ответственность по обязательствам собственников его имущества (имущества муниципальных образований). Муниципальные образования не несут ответственность по обязательствам муниципальных предприятий. Исключение составляют случаи, когда несостоятельность (либо банкротство) такого рода предприятий вызвано собственниками этого имущества.

Муниципальные предприятия обладают субсидированной ответственностью по обязательствам собственных казенных организаций в ситуации недостаточности их имущества. Доход от использования муниципального имущества поступает в местный бюджет.

Специфика финансовой основы местного самоуправления

Финансовой основой местного самоуправления являются финансовые запасы муниципального образования, основу которого составляет местный бюджет.

Местный бюджет – это бюджет муниципального образования, исполнение, утверждение и формирование которого реализуется органами местного самоуправления.

У каждого муниципального образования имеется собственный бюджет. Бюджет муниципальных районов, а также свобода бюджетных поселений, которые входят в состав муниципальных районов, представляет консолидированный бюджет муниципального района.

Доходы местного бюджета (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) – это денежные средства, которые поступают в безвозвратном и безвозмездном порядке на основании законодательства Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Собственные доходы представляются налоговыми и неналоговыми платежами, которые закрепляются частично, либо полностью на постоянной основе за местными бюджетами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, либо федеральными законами. Данный тип доходов вводится представительными органами местного самоуправления на основании законодательства Российской Федерации, а также направляется в местные бюджеты.

В соответствии со статьей 55 Закона о местном самоуправлении 2003 года, к числу собственных доходов местного бюджета можно отнести:

  1. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);
  2. добровольные пожертвования.
  3. доходы от собственности, которая является муниципальным имуществом.
  4. доходы от местных сборов и налогов (к числу которых в настоящее время относят земельный налог и налог на имущество физических лиц).
  5. доход от региональных сборов и налогов.
  6. доход от федеральных сборов и налогов.
  7. некоторая часть дохода муниципальных организаций.
  8. деньги, являющиеся самообложением населения (к их числу принято относить разовые платежи людей, которые реализуются с целью разрешения конкретного вопроса местного уровня, чей размер по величине устанавливается в точном равенстве для каждого жителя муниципального образования. Исключение составляют отдельные категории граждан, чья численность не может превысить 30% от общей численности населения.
  9. штрафы.
  10. другие финансовые поступления, полученные на основании положений действующего законодательства.

Состав собственного дохода местного бюджета включает в себя различного рода субвенции, которые предоставляются, например, для решения вопросов местной значимости и имеющих межмуниципальный характер; для реализации отдельных переданных государственных полномочий, что реализуется органами местного самоуправления.

Вместе с тем, для местного бюджета также могут предоставляться субсидии в виде бюджетных средств, направленных из другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования всей совокупности целевых расходов.

В соответствии с действующим законодательством, для того, чтобы стало возможным предоставление в местные бюджеты субсидий, находящихся на вышестоящем уровне, могут быть созданы:

  1. Региональные и федеральные фонды компенсаций с целью реализации некоторых государственных полномочий, которые были переданы органам местного самоуправления.
  2. Районные и региональные фонды финансовой поддержки сельских и городских поселений (с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности).
  3. Фонд софинансирования социальных расходов.
  4. Фонд муниципального развития в составе субъектов Российской Федерации (с целью реализации инвестиционных проектов).

В расходной части местного бюджета предусмотрены следующие виды расходов:

  1. Для решения вопросов местной значимости.
  2. Для реализации определенных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления.
  3. Для погашения долга по муниципальным ссудам и займам.
  4. Для оплаты работы депутатов представительных органов муниципального образования, муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.
  5. Для ассигнования страхования муниципальных служащих и объектов муниципальной собственности.
  6. Для расходов иного рода, которые предусматриваются уставом муниципальных образований.

В основе дефицита местного бюджета находится нарушение принципа его сбалансированности. В качестве основного источника финансирования дефицита местного бюджета в современных условиях выступают: кредиты, которые получены от кредитных организаций, а также муниципальные займы, которые реализуются средствами выпуска ценных бумаг от лица муниципального образования.

В соответствии со статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, долговые обязательства муниципальных образований должны быть погашены в сроки, которые зафиксированы в условиях заимствования и не могут превышать конкретное количество лет.

В этой связи, гарантирование и признание государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя часть обязательств в области создания необходимых финансовых, экономических, а также иных предпосылок и условий для развития местного самоуправления.

Поэтому, государственные органы власти наделены следующими полномочиями, которые им нужно выполнять:

  1. Обеспечение сбалансированности местных минимальных бюджетов.
  2. Передача материальных и финансовых средств, которые необходимы для реализации некоторых государственных полномочий органам местной власти.
  3. Принятие целевых программ поддержки и развития органов местного самоуправления.
  4. Законодательное регулирование порядка передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности.

Финансово-экономические основы местного самоуправления в современных условиях имеют высокий уровень значимости. Именно за счет финансово-экономических основ обеспечивается хозяйственная самостоятельность органов местного самоуправления, происходит удовлетворение потребностей населения, а также производится содействие социально-экономическому развитию муниципальных образований.

Читайте также: