В чем состоит суть реалистической модели соотношения государства и права

Обновлено: 04.07.2024

Право представляет собой система общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство.

Важные решения в государстве осуществляется посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и права и государства является инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связанные с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различие государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначение , структуре и содержании, формы государства и права. Это происходит по той причине, что Роль государства в обществе устанавливать обеспечивать определенный порядок, роль права создавать для реализация данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействие государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется В наличие разнообразных формы влияния государства и общества друг на друга . Права формируются, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство , а именно его внутренняя организация, формы , структура , устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности , реализуется задачи и функции государства;

4) противоречие государства и права, которые возникают в случае выхода государственной власти из-под контроля общества, семейное право ограничить власть государства, предотвращая произвол государства .

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1. Тоталитарная; 2.либеральная; 3. Прагматическая.

· Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

· Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

· Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

· Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

42понятие виды особенности социальных норм. соотношение права и морали единство и различия

Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.




Признаки социальных норм:

· регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);

· появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;

· рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;

· за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).

Классификация социальных норм

Социальные нормы

можно классифицировать по разным основаниям:

· Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей.

· Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.

· В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.

Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

Высшими моральными принципами для человека являются его:

· осознание собственного долга.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой истори­ческий период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

43.ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА С ПОЗИЦИИ НАУКИ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

в Теории существует три подхода к пониманию" источник права".

1) объективный смысл- источниками права являются Общественные отношения, которые определяют содержание юридических норм.

2) субъективный( идеальный) смысл- источником права является идеи, мысли, конкретных личности, группы лиц, которые имеют доступ к правотворческой деятельности.

3) формальный юридический смысл- источником права является формы в которых содержатся нормы права.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

Что такое право? Право - это система обязательных к исполнению нормативных актов, правил, а также предписаний, которые формально закреплены государством. Государство является как исполнителем, так и органом, который их устанавливает. Основные функции права заключаются в регулировке самых значимых общественных интересов, с помощью предоставления субъективного права личности. Оно же возлагает на личность обязанности и является голосом общества.

Право тесно взаимодействует с политической, экономической системами и государством. Исходя из принятых политических решений, общество решает, как ему реагировать в различных жизненных ситуациях. Поэтому смысл связи права и политики (равно государства) определяется в настоящем выражении интересов всего населения страны и в объективности функционирования политико-правовой системы.

Общая характеристика взаимосвязи и соотношения государства и права

В современном мире принято выделять три модели или подхода связи между государством и правом. Хорошо объясняет тему "Соотношение и взаимосвязь государства и права" Кулапов в учебнике "Теория государства и права".

  • Прагматический подход - поддержка права в лице государства, усиление мощи права, впоследствии неразрывная связь государства с правом.
  • Тоталитарный подход - тут все просто, нет никакой связи между государством и правом, более того, государство ставится выше по важности над правом.
  • Либеральный подход - все наоборот в сравнении с тоталитарным. Здесь право становится важнее государства.

Тоталитарная модель

Последователи этого подхода считают право продуктом государства, то есть оно появилось в результате деятельности государственной системы. Российская литература упоминает о том, что право подчинено государству.

соотношение и взаимосвязь государства и права

Почему именно так, а не иначе? В политической практике считается, что в праве содержится некая придаточная часть от государства. Ведь теоретически все нормативные акты в совокупности издаются государством. Но реалии современной жизни в Российской Федерации уже отвергают подобный подход к соотношению и модели взаимосвязи государства и права.

Либеральная модель

Нерушимость естественного закона и неотчуждаемость индивидуальных публичных прав человека есть основа модели либерального подхода в соотношении государства и права. В данном случае само значение государства было выведено из публичного соглашения. Исходя из позиции либеральной модели право берет пальму первенства и является приоритетным в позиции соотношения и взаимосвязи государства и права. Впрочем, такой подход обладает определенными преимуществами: он выступает как философская платформа, на которой утверждается практика идеи верховенства права. Правда, это скорее желанная идея, чем действительная.

Прагматическая модель

В понятии ТГП соотношение и взаимосвязь государства и права, рассматриваемые со стороны прагматического подхода, имеют государственнические и толерантные точки соприкосновения, одновременно с этим данный подход избегает крайности в оценке общей связи межу государством и правом. Прагматическая модель отвергает однозначный причинно-следственный характер, то есть факт того, что от чего зависит. В итоге мы получаем подход полной демократии. Государство = право, их соотношение и взаимосвязь - некое соединение, в котором они не смогут существовать по одиночке.

соотношение и взаимосвязь государства и права кратко

Именно данная модель выявляет гипогенные узы между государством и правом, с помощью нее страна избегает одностороннего суждения, предоставляя возможность понять настоящую роль государства в правовых гарантиях. Современная юридическая наука отдает предпочтение именно прагматическому подходу, ведь подобный анализ зависимости значителен для общественной практики в России.

Основные аспекты прагматической модели

Исходя из описания основных моделей соотношения и взаимосвязи государства и права Россия пользуется прагматической. Данный подход имеет свои три главных аспекта:

  • Различие.
  • Единство.
  • Взаимодействие.

Аспект различия

Все отличительные черты соотношения и взаимосвязи государства и права в вопросах их происхождения. Отличия видны уже из трактовки данных понятий. Если под словом "государство" подразумевают политическую и территориальную организацию одновременно, созданную для ведения публичных дел и являющуюся формой экзистенции общества, то право характеризуют как комплекс правил поведения, которые определяют границы личной свободы, а также человеческое равенство в возможности осуществлять защиту своих интересов. Свобода и равенство официально закреплены государственными органами и за их исполнением идет принудительный контроль властями.

соотношение и взаимосвязь государства и права тгп

То есть в этом случае государство является силой, а право - волей. Если говорить об этом кратко - соотношение и взаимосвязь государства и права имеют большие различия в форме, в структурном и элементном составах, а также содержании. Они являются частью разных сфер жизни общества. Отражение реальности, появление каких-либо потребностей происходит по-разному, поэтому и общественное сознание воспринимает и оценивает данные объекты неодинаково. Это значит, что при некоторых обстоятельствах, государство и право могут вести свои действия в совершенно диаметральной прогрессии. Соотношение и взаимосвязь государства и права выражаются в разностороннем воздействии друг на друга.

Аспект единства

Основные модели значительно разнятся между собой, но факт единства используется в более популярном прагматическом понятии. Сходная типология, одинаковая в определенной степени обусловленность экономической и культурной средой, общая историческая судьба, использование "кнопок", регулирующих социум, аккумуляция и баланс как общих, так и субъективных интересов, гарантия права - все это означает единство в соотношении и взаимосвязи государства и права. Несмотря на все перечисленное, и право, и государство обладает своими целями, задачами и методами. Это не значит, что свойства, присущие государству, также имеются и у права, наоборот, они достаточно автономны и самобытны.

Аспект взаимодействия

Главным смыслом данного аспекта является то, что государство само создает право, оно способно его изменять, совершенствовать, охранять и претворять в жизнь. Отсюда следует, что влияние государства на право непрерывное с момента создания до его внедрения в общество. Государство распространяет его в социуме и заставляет все субъекты, участвующие в общественных отношениях, поступать соответственно правовым нормам. Государство следит за исполнением недопущения противоправных действий для достижения каких-либо общественных результатов.

соотношение и модели взаимосвязи государства и права

Регулятивный потенциал права, то есть возможность государства обеспечить функциональность права, является пределом влияния государства на право. Если переоценить возможности государственного управления, то можно дойти до идеализации правового средства, что в итоге снизить важность права в социальном обществе. Государство не пользуется правом в своих личных целях, так как это будет являться противоречием его истинному назначению, оно просто не в силах таким заниматься.

Как влияет право на государство

История показала, что право необходимо для государства, для его жизнеспособности и в качестве управляющей организации. Влияние права на государство проявилось в деятельности последнего и в его внутренней организации.

Право закрепляет внутреннюю организацию государства, его структуру, аппарат управления, статус и компетенцию разных государственных органов, принципы деления власти и работу служебных лиц.

государство право демократия их соотношение и взаимосвязь

Создание гарантий в юридическом плане, которые противостоят захвату правления одной из веток власти - важнейшее значение роли права. Вся государственная машина, таким образом, кладется на правовой фундамент внутреннего функционирования страны. Это и есть эффективная работа звеньев всего государственного органа.

Плюсы правового вмешательства в жизнь государства

Осуществление задач и функций государства с помощью права, дает много положительных эффектов: закрепление конституционного строя на законодательном уровне, проведение внутренней и внешней политики, отсутствие возможности у государства навязывать свою волю как общеобязательную. То есть правовой язык - это инструмент для общения государства с народом. Поэтому государство, позиционирующее себя демократическим, не может регулировать свою деятельность вне правовых канонов.

соотношение и взаимосвязь государства и права в вопросах их происхождения

Более того, государство не может отказаться от такого влияния, оно вообще не имеет возможности игнорировать правовую форму, в противном случае управление обществом превратится в манипулирование и нанесет колоссальный ущерб социуму страны. Именно право делает государство зрелым и полноценным.

В современных реалиях взаимосвязь государства и права усилилась, и чем глубиннее право показывает действительные потребности развития общества, тем больше их связь скрепляется, и государство связывается оковами правовых норм. Предназначение государства - это действие в интересах общества и отдельной личности, пока право связано с государственной деятельностью, оно действует по-настоящему свободно.

Влияние права на государство в отношении субъекта

Право предписывает государству взаимодействовать с субъектом и обществом. Если будут соблюдаться условия равновесия, так называемой сольватации всех перечисленных участников, государство будет отвечать своему истинному назначению. Обеспечение справедливости в правовой среде, это и есть цель государства, то есть миссия государства - принятие права внутрь себя, именно оно регулирует работу власти в угоду общества.

Чтобы стать правовым государством, страна должна признать верховенство права над государственным аппаратом, то есть подчинить все свои органы непосредственно закону и законодательной власти. Главный аспект правового государства - не господствующее влияние права над государством, но именно взаимосвязь первого и второго для обеспечения свободной жизни человека. В прямом смысле, государство занимается служением субъекту, оно расширяет его свободы и способствует гармоничному существованию.

соотношение и взаимосвязь государства и права основные модели

Ценности права поставлены именно на сдерживание возможных государственных тоталитарных действий в отношении общества. Отсутствие права в стране грозит тем, что государство может беспрепятственно выступать против личности, даже не имея на то весомых оснований, подавлять свободное волеизъявление и в конечном итоге угнетает человека в социальном аспекте.

Выделяется пять подходов к проблеме соотношения государства и права:

1) этатистский подход (от патернализма; тоталитаризм как крайнее проявление этатизма)утверждает, чтоправо подчинено государству. Государство предшествует праву и порождает его. Общество не может существовать без государства. Право здесь выступает инструментом руководства обществом. Источником права в этатизме выступает государственная власть, основанная на силе. Этатизм абсолютизирует роль государства в общественной жизни. Государство занимается организацией всего: доминирует в экономике, борется с социальными недугами, строит церкви, управляет системой образования и т.д. Государство во благо индивидов (по его убеждению), для осуществления своих функций вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Заботясь о самосохранении собственной мощи, государство считает частное в определенном смысле свои конкурентом.

2) неопозитивистский подход основывается на идее самоограничения государства законом. Государство ограничивается правом или законом, им же изданным, по своему усмотрению, лишь поскольку оно того хочет;

3) естественно-правовой подход считает государство подчиненным праву. Государство ограничено правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право — единый неизменный правопорядок. Нормы позитивного права — это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка. Государство — это продукт права, оно учреждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новой системой нормативного регулирования;

4) дуалистический подход исходит из тезиса, что между государством и правом существует функциональная взаимосвязь. Она носит не односторонний причинно-следственный характер, а двусторонний. Их функции подчинены единым целям и задачам: реализация функций одного невозможна без функционирования другого. Р.Иеринг представлял государство (власть) и право в виде двух противоборствующих сил, которые в отдельности не могут существовать и оказывают взаимное влияние друг на друга. Государство возникает не для того, чтобы создавать правовые нормы, а право — не для того, чтобы регулировать деятельность государственного аппарата;

5) либерально-демократический подход исходит из принципов связанности государства правом. Он отдает приоритет личности перед государством. Право связывает государство в интересах личности, ограничивает ее от произвола. В современной российской литературе связанность государства правом исследовалось в аспекте правового государства, а в западной литературе — в концепции верховенства права. В этом подходе государство выступает в двух противоположных ипостасях: как гарант права человека и как их потенциально опасный противник. Государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права в соответствующем обществе.

Соотношение государства и права в этатической и либеральной теориях таково:

· этатическая концепция (марксизм в том числе) постулирует следующее: государство верховенствует над правом; право требует государственной поддержки и создается или санкционируется государством; праву требуется государственная формализация; право связано государством; максимальное государство (широкое) требует массированного государственного нормотворчества;

· либеральная концепция постулирует иное: право верховенствует над государством; государство связано правом; право закрепляет структуру государственных органов и их компетенцию; оно есть средство осуществления функций государства (налоги, бюджет, обязанности граждан); право определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан; минимальное государство (государство — ночной сторож) ищет право и оформляет в нормативных правовых актах.

В современной литературе указываются три модели взаимоотношения государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им) [44, с. 59].

Воздействие права на государствопроявляется в том, что государству жизненно важно право. Без него оно не в силах функционировать, поскольку отказ от использования права всегда влечет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и, тем самым, создает предпосылки для, насильственной смены существующего строя. Право есть инструмент государства и форма его самоограничения.

Воздействие государства на право проявляется в том, что государство является непосредственным фактором создания правовых норм и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В этом смысле право — инструмент государства, а государство также является инструментом права.

Таким образом, право и государство не отделимы друг от друга, а связь государства и права сложна и многогранна. Но противопоставление права и государства влечет беззаконие и ослабление того и другого.

1- Государство стоит над правом и им не связано. Тоталитарная модель. (впервые термин ввел Муссолини 1922г.). полный контроль над всеми сферами жизни.

2- Право верховенствует над государством. Либерально-демократическая модель (модель правового государства).

3- Государство создает право, но в своей деятельности связано им. Реалистическая модель. а) В основе их возникновения лежат одни и те же причины. б) и государство и право являются объективно необходимыми социальными явлениями – единожды возникнув, они будут существовать всегда. в) общая цель – упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизни общества.

Влияние государства на право:

1- Государство право создает

2- Государство поддерживает гармоничность правовой системы государства.

3- Дает официальное толкование норм права.

4- Реализует нормы права в форме правоприменения – соблюдение, исполнения, использование, применение

Влияние права на государство:

1- Право констатирует существование и деятельность государства

2- Законодательно закрепляет форму государства (форма правления, форма гос устройства, политический режим), структуру государства, его механизм, компетенцию государственных органов и должностных лиц, принципы и пределы их деятельности.

3- Является средством осуществления задач и функций государства.

4- Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

Право в системе социальных норм.

Понятие социальных норм и их виды

Соотношение права и морали

1.понятие социальных норм и их виды.

Социальные нормы - общие правила поведения, регулирующие отношения между людьми и их объединениями. Различают 2 вида солильного регулирования: нормативное регулирование – регулирует поведение людей при помощи общих неперсонифицированных правил поведения, рассчитанных на все типичные случаи и всех субъектов соответствующих отношений; индивидуальное регулирование – регулирование поведения людей посредством принятия решений, распространяющихся на конкретные случаи и определенные лица.

1) Непосредственно-социальные нормы:

б)нормы морали (нравственности) – правила поведение, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения.

в)корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – правила поведения, устанавливаемые общественными организациями для регулирования своей деятельности и определения взаимоотношений между членами организации. Примером таких норм может быть устав партии, программа партии.

г)нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность: исполняются в силу привычки.

д)норма традиций – правило поведения, являющееся элементом культурного наследия народа, передающаяся из поколения в поколение и сохраняющаяся длительный период времени.

е)нормы ритуала – правила поведения людей при совершении определенных обрядов: венчание, погребение, сватовство.

ж)религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения верующих к богу, церкви, друг к другу, организацию и функционирование религиозных объединений.

2) Технические нормы

Признаки социальных норм:

1)регулируют соц отношения

2)являются общими правилами поведения

3)носят общий характер

4)возникают в процессе сознательной волевой деятельности людей

5)обусловлены спецификой исторического развития общества и уровнем его развития

6)их реализация обеспечивается особыми средствами воздействия ,которые вырабатывает общество в процессе исторического развития ,либо устанавливаемые государством

2)соотношение норм права и морали

4.противоречия норм права и норм морали

1)представляют собой разновидности социальных норм

2)преследуют одни и те же цели(упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие личности ,утверждение принципов гуманизма и справедливости)

3)имеют один и тот же объект регулирования

4)обусловлены едиными экономическими ,политическими ,культурными и иными факторами

5)Право и мораль выступают как общеисторические ценности ,показатели социального и культурного прогресса общества

1)по времени возникновения

2)по способу образования(нормы права создаются и функционируются государством, а нормы морали –обществом в процессе исторического развития)

3)по форме выражения(нормы морали не имеют не имеют письменной формы, содержатся в сознании людей)

4)по способам обеспечения (нормы права обеспечиваются силой государства ,нормы морали -мерами общественного воздействия)

5)критерии оценки.(законно/не законно, правомерно/не правомерно)(добро/зло)

6)по уровню требований (более высокий уровень у морали)

7)по степени детализации(право регламентирует более детально поведение субъекта)

1)требования права и морали в большинстве случаев совпадают .




2)моральные воззрения субъектов правотворческой деятельности во многом обуславливают содержание принятых норм права

3)нормы права реализуются с учетом требований морали .эффективность реализации права во многом зависит от того на сколько они отвечают моральным устоям общества

1)право разрешает определенные деяния , а мораль осуждает ,запрещает.

2)право запрещает определенные деяния, а мораль одобряет, поощряет

1)понятие и признаки правовой нормы

2) структура нормы права

3)виды правовых норм

Норма права(знать завтра!!)-общеобязательные ,формально определенные правила поведения ,установленное или санкционированное государством, выраженное в виде государственно властного предписания, и регулирующие общественные отношения

Признаки правовой нормы:

1)является разновидностью социальных норм

2)носит общеобязательный характер

3)формальная определенность нормы права(издается в признаваемых государством формах ,четкая текстуальная формулировка)

4)устанавливается государством или с его санкции негосударственными субъектами правотворчества (муниципальные органы)

5)реализация обеспечивается государственными гарантиями и принуждением

6)нормы права носят волевой характер(выражает волю государства ,социальных групп. нормы права обращены к волевому ,осознанному поведению субъектов права)

Структура (норма права имеет характерное внутреннее строение)структура правовой нормы показывает из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны
значение: –юридическая структура(гипотеза, диспозиция , санкция)

- логическая структура(если ,то ,иначе)

-смысловая структура(условие ,модель поведения ,последствие)

-социологическая структура(смысл ,цель ,назначение)

Гипотеза –это часть правовой нормы ,указывающая на конкретные жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых реализуется норма

1)по наличию или отсутствию юридических фактов(положительные/отрицательные-указывает на отсутствие обстоятельств)

2)по строению(простые ,сложные , альтернативные)

Простые указывают на одно условие реализации диспозиции

Сложные указывают на 2 или более условий ,СОВОКУПНОСТЬ которых необходима для реализации диспозиции

Альтернативные указывают на несколько условий наличия любого из которых является достаточным основанием для реализации диспозиции

3)по форме выражения(абстрактные и казулистические гипотезы)

Абстрактные -общие признаки юридический фактов

Казулистические - конкретные признаки юридических фактов

Диспозиция-часть правовой нормы ,закрепляющая модель поведения ,которому должны следовать субъекты права.(сердцевина права)

1)по способу изложения(простые , описательные , ссылочнобланкетные)

Простая -называется вариант поведения ,но не раскрываются ,не объясняются

Описательная диспозиция регламентирует существенные признаки варианта поведения

Ссылочнобланкетные диспозиции-не излагают правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме этого же акта(ссылочная),к другим актам(бланкетная)я

2)по строению(простые/ сложные/альтернативные)

3)санкция-это часть правовой нормы ,указывающая на неблагоприятные последствия ,возникающие в случае нарушения диспозиции

1)по характеру неблагоприятных последствий(штрафные(карательные)/право-восстановительные)

2)по отраслям права(конституционные ,уголовно-правовые ,административные)

3)по степени определенности(1.абсолютно определенные -в них точно указан размер не благоприятных последствий .2.относительно определенные -границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального)

. Значение -без гипотезы норма бессмысленна .без диспозиции норма немыслима .без санкции норма бессильна.

СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И СТАТЬИ НОМАТИВНО ПРАВОВОГО АКТА

1)идеальный вариант(норма права в одной статье)

2)менее идеальный вариант(норма права содержится в нескольких статьях)

3)не очень такой вариант ,вообще самый плохой!(в одной статье содержится несколько норм права.)

Виды правовых норм:

1)по отраслям права(по предмету правового регулирования)

2)по функциям (регулитивныеи охрантельные)

3)по характеру правовых предписаний(обязывающие ,запрещающие ,управомачивающие)

4)по юридической силе.(выделяют нормы закона по юридической силе и подзаконных актов)

5)по кругу лиц(общие/специальные)

6)по сфере действия(федеральные/субъектов федерации/местного самоуправления/локальные)

7)по времени действия(постоянные/временные)

8)по методу регулирования(императивные(подлежат неукоснительному исполнение субъектами права)/диспозитивные(разрешают субъектам права самостоятельно устанавливать свои

субъективные права и юридические обязанности)/поощрительные/рекомендательные) 9)по способу правового регулирования(материальные нормы(предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений),/процессуальные(определяют форму, в которой данная норма должна быть реализована/специализированные норма(нормы дефиниции-правила поведения в которых содержатся научно-сформулированные определения юридически понятий и категорий),нормы –принципы(призунция невиновности),нормы начала(конституционные положения ,закрепляющие основы экономического ,политического и государственного устройства)

1)понятие форм .виды

2)нормативноправовой акт как источник права

3)действие нормативноправовых актов во времени ,пространстве

1.понятие.форма права -способ закрепления и выражения правовых норм. существует следующая классификация форм права:

1)правовой обычай(не значительная роль)

Признаки обычая как формы права:

-длительное ,фактической осуществление определенного правила поведения.

-определенность правила поведения и его оформленность ,дающая возможность единообразно его воспринимать и воспроизводить

-не противоречие нормативным актам

-признание права поведения формой права со стороны государства

2.юридический прецедент(идущий впереди ,предшествующий)-решение суда по конкретному делу обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами равными или нижестоящими по отношению к ним

3.правовая доктрина- юридическая наука, труды ученых.

4.договор нормативного содержания, под которым понимают соглашение 2 и более сторон в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Все международные договоры. Федеративные, между субъектами федерации.

5.религиозные тексты – Коран (не характерный источник для нашей правовой системы). Мусульманские страны, где действуют эти источники.

7.нормативно-правовой акт. Основной источник для РФ правовой системы. И для многих других правовых систем.

Понятие НПА. Виды.

НПА – официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

Признаки НПА:

1) Официальный документ. Всегда имеет письменную форму.

2) Всегда содержит нормы права.

3) Принимается компетентными государственными органами, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме.

4) Принимается в особом процедурном порядке.

5) Имеет свои реквизиты: наименование (закон, постановление), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц. Наименование, дата и место принятия, называется титул акта.

6) Имеет свою внутреннюю структуру. Нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам (главы состоят из статей, статьи – из частей, пунктов).

По сфере действия:

-органов местного самоуправления

По срокам действия:

-временные , где указан срок действия акта

По предмету правового регулирования:

По субъектам правотворчества:

-акты органов государственной власти

-санкционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

Деление НПА по юридической силе.

1) Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, законодательными органами власти (представительными), либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Признаки: разновидность НПА, принимается в особом процедурном порядке, закрепленном в Конституции и регламентами Парламента. Принимается только законодательными представительными органами, либо на референдуме; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой, то есть все иные НПА издаются на основе закона и не могут ему противоречить; выражает волю и интересы общества в целом.

По времени действия:

-чрезвычайные (принимаются временно)

-общего действия – Конституция РФ, Налоговый кодекс

-специальные – закон о статусе судей, закон о полиции.

По сфере действия:

По юридической силе:

-федеральные конституционные законы (их принятие закреплено текстом Конституции)

- федеральные законы (кодифицированные –УК РФ, обычные)

-субъектов РФ (по вопросам совместного ведения, их исключительного ведения)

Основные черты Конституции:

Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп общества), закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

1. Особый субъект, который устанавливает Конституцию или от имени которого она принимается.

2. Учредительный первичный характер конституционных установлений. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, учреждает основы общественного и государственного строя.

3. Особый предмет конституционного регулирования. Носит всеобъемлющий характер и затрагивает все сферы жизни общества.

4. Особые юридические свойства: верховенство Конституции, высшая юридическая сила, стабильность, прямое действие, ядро правовой системы, особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок; особая охрана (Конституционный Суд РФ).

По субъекту принятие:

От порядка изменения:

По форме выражения:

2) Подзаконные акты. Издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержат юридические нормы.

1. Нормативные указы и распоряжения президента РФ

2. Постановления и распоряжения правительства РФ – общие подзаконные акты

3. Ведомственные – приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.

4. Решения и постановления органов государственной власти и управления субъектов федерации.

5. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов) 4 и 5 группа в системе подзаконных актов называются местными.

Читайте также: