В чем состоит суть реалистической модели соотношения государства и права
Обновлено: 04.07.2024
Право представляет собой система общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство.
Важные решения в государстве осуществляется посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы а также является действенным инструментом их полного достижения.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и права и государства является инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связанные с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различие государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначение , структуре и содержании, формы государства и права. Это происходит по той причине, что Роль государства в обществе устанавливать обеспечивать определенный порядок, роль права создавать для реализация данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействие государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется В наличие разнообразных формы влияния государства и общества друг на друга . Права формируются, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство , а именно его внутренняя организация, формы , структура , устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности , реализуется задачи и функции государства;
4) противоречие государства и права, которые возникают в случае выхода государственной власти из-под контроля общества, семейное право ограничить власть государства, предотвращая произвол государства .
Выделяют модели взаимоотношений права и государства:
1. Тоталитарная; 2.либеральная; 3. Прагматическая.
· Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.
· Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
· Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
· Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.
42понятие виды особенности социальных норм. соотношение права и морали единство и различия
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Признаки социальных норм:
· регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
· появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
· рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
· за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).
Классификация социальных норм
Социальные нормы
можно классифицировать по разным основаниям:
· Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей.
· Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
· В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.
Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.
Высшими моральными принципами для человека являются его:
· осознание собственного долга.
Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Различия:
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
43.ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА С ПОЗИЦИИ НАУКИ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
в Теории существует три подхода к пониманию" источник права".
1) объективный смысл- источниками права являются Общественные отношения, которые определяют содержание юридических норм.
2) субъективный( идеальный) смысл- источником права является идеи, мысли, конкретных личности, группы лиц, которые имеют доступ к правотворческой деятельности.
3) формальный юридический смысл- источником права является формы в которых содержатся нормы права.
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).
Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.Это исторически первая форма права.
Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:
Что такое право? Право - это система обязательных к исполнению нормативных актов, правил, а также предписаний, которые формально закреплены государством. Государство является как исполнителем, так и органом, который их устанавливает. Основные функции права заключаются в регулировке самых значимых общественных интересов, с помощью предоставления субъективного права личности. Оно же возлагает на личность обязанности и является голосом общества.
Право тесно взаимодействует с политической, экономической системами и государством. Исходя из принятых политических решений, общество решает, как ему реагировать в различных жизненных ситуациях. Поэтому смысл связи права и политики (равно государства) определяется в настоящем выражении интересов всего населения страны и в объективности функционирования политико-правовой системы.
Общая характеристика взаимосвязи и соотношения государства и права
В современном мире принято выделять три модели или подхода связи между государством и правом. Хорошо объясняет тему "Соотношение и взаимосвязь государства и права" Кулапов в учебнике "Теория государства и права".
- Прагматический подход - поддержка права в лице государства, усиление мощи права, впоследствии неразрывная связь государства с правом.
- Тоталитарный подход - тут все просто, нет никакой связи между государством и правом, более того, государство ставится выше по важности над правом.
- Либеральный подход - все наоборот в сравнении с тоталитарным. Здесь право становится важнее государства.
Тоталитарная модель
Последователи этого подхода считают право продуктом государства, то есть оно появилось в результате деятельности государственной системы. Российская литература упоминает о том, что право подчинено государству.
Почему именно так, а не иначе? В политической практике считается, что в праве содержится некая придаточная часть от государства. Ведь теоретически все нормативные акты в совокупности издаются государством. Но реалии современной жизни в Российской Федерации уже отвергают подобный подход к соотношению и модели взаимосвязи государства и права.
Либеральная модель
Нерушимость естественного закона и неотчуждаемость индивидуальных публичных прав человека есть основа модели либерального подхода в соотношении государства и права. В данном случае само значение государства было выведено из публичного соглашения. Исходя из позиции либеральной модели право берет пальму первенства и является приоритетным в позиции соотношения и взаимосвязи государства и права. Впрочем, такой подход обладает определенными преимуществами: он выступает как философская платформа, на которой утверждается практика идеи верховенства права. Правда, это скорее желанная идея, чем действительная.
Прагматическая модель
В понятии ТГП соотношение и взаимосвязь государства и права, рассматриваемые со стороны прагматического подхода, имеют государственнические и толерантные точки соприкосновения, одновременно с этим данный подход избегает крайности в оценке общей связи межу государством и правом. Прагматическая модель отвергает однозначный причинно-следственный характер, то есть факт того, что от чего зависит. В итоге мы получаем подход полной демократии. Государство = право, их соотношение и взаимосвязь - некое соединение, в котором они не смогут существовать по одиночке.
Именно данная модель выявляет гипогенные узы между государством и правом, с помощью нее страна избегает одностороннего суждения, предоставляя возможность понять настоящую роль государства в правовых гарантиях. Современная юридическая наука отдает предпочтение именно прагматическому подходу, ведь подобный анализ зависимости значителен для общественной практики в России.
Основные аспекты прагматической модели
Исходя из описания основных моделей соотношения и взаимосвязи государства и права Россия пользуется прагматической. Данный подход имеет свои три главных аспекта:
- Различие.
- Единство.
- Взаимодействие.
Аспект различия
Все отличительные черты соотношения и взаимосвязи государства и права в вопросах их происхождения. Отличия видны уже из трактовки данных понятий. Если под словом "государство" подразумевают политическую и территориальную организацию одновременно, созданную для ведения публичных дел и являющуюся формой экзистенции общества, то право характеризуют как комплекс правил поведения, которые определяют границы личной свободы, а также человеческое равенство в возможности осуществлять защиту своих интересов. Свобода и равенство официально закреплены государственными органами и за их исполнением идет принудительный контроль властями.
То есть в этом случае государство является силой, а право - волей. Если говорить об этом кратко - соотношение и взаимосвязь государства и права имеют большие различия в форме, в структурном и элементном составах, а также содержании. Они являются частью разных сфер жизни общества. Отражение реальности, появление каких-либо потребностей происходит по-разному, поэтому и общественное сознание воспринимает и оценивает данные объекты неодинаково. Это значит, что при некоторых обстоятельствах, государство и право могут вести свои действия в совершенно диаметральной прогрессии. Соотношение и взаимосвязь государства и права выражаются в разностороннем воздействии друг на друга.
Аспект единства
Основные модели значительно разнятся между собой, но факт единства используется в более популярном прагматическом понятии. Сходная типология, одинаковая в определенной степени обусловленность экономической и культурной средой, общая историческая судьба, использование "кнопок", регулирующих социум, аккумуляция и баланс как общих, так и субъективных интересов, гарантия права - все это означает единство в соотношении и взаимосвязи государства и права. Несмотря на все перечисленное, и право, и государство обладает своими целями, задачами и методами. Это не значит, что свойства, присущие государству, также имеются и у права, наоборот, они достаточно автономны и самобытны.
Аспект взаимодействия
Главным смыслом данного аспекта является то, что государство само создает право, оно способно его изменять, совершенствовать, охранять и претворять в жизнь. Отсюда следует, что влияние государства на право непрерывное с момента создания до его внедрения в общество. Государство распространяет его в социуме и заставляет все субъекты, участвующие в общественных отношениях, поступать соответственно правовым нормам. Государство следит за исполнением недопущения противоправных действий для достижения каких-либо общественных результатов.
Регулятивный потенциал права, то есть возможность государства обеспечить функциональность права, является пределом влияния государства на право. Если переоценить возможности государственного управления, то можно дойти до идеализации правового средства, что в итоге снизить важность права в социальном обществе. Государство не пользуется правом в своих личных целях, так как это будет являться противоречием его истинному назначению, оно просто не в силах таким заниматься.
Как влияет право на государство
История показала, что право необходимо для государства, для его жизнеспособности и в качестве управляющей организации. Влияние права на государство проявилось в деятельности последнего и в его внутренней организации.
Право закрепляет внутреннюю организацию государства, его структуру, аппарат управления, статус и компетенцию разных государственных органов, принципы деления власти и работу служебных лиц.
Создание гарантий в юридическом плане, которые противостоят захвату правления одной из веток власти - важнейшее значение роли права. Вся государственная машина, таким образом, кладется на правовой фундамент внутреннего функционирования страны. Это и есть эффективная работа звеньев всего государственного органа.
Плюсы правового вмешательства в жизнь государства
Осуществление задач и функций государства с помощью права, дает много положительных эффектов: закрепление конституционного строя на законодательном уровне, проведение внутренней и внешней политики, отсутствие возможности у государства навязывать свою волю как общеобязательную. То есть правовой язык - это инструмент для общения государства с народом. Поэтому государство, позиционирующее себя демократическим, не может регулировать свою деятельность вне правовых канонов.
Более того, государство не может отказаться от такого влияния, оно вообще не имеет возможности игнорировать правовую форму, в противном случае управление обществом превратится в манипулирование и нанесет колоссальный ущерб социуму страны. Именно право делает государство зрелым и полноценным.
В современных реалиях взаимосвязь государства и права усилилась, и чем глубиннее право показывает действительные потребности развития общества, тем больше их связь скрепляется, и государство связывается оковами правовых норм. Предназначение государства - это действие в интересах общества и отдельной личности, пока право связано с государственной деятельностью, оно действует по-настоящему свободно.
Влияние права на государство в отношении субъекта
Право предписывает государству взаимодействовать с субъектом и обществом. Если будут соблюдаться условия равновесия, так называемой сольватации всех перечисленных участников, государство будет отвечать своему истинному назначению. Обеспечение справедливости в правовой среде, это и есть цель государства, то есть миссия государства - принятие права внутрь себя, именно оно регулирует работу власти в угоду общества.
Чтобы стать правовым государством, страна должна признать верховенство права над государственным аппаратом, то есть подчинить все свои органы непосредственно закону и законодательной власти. Главный аспект правового государства - не господствующее влияние права над государством, но именно взаимосвязь первого и второго для обеспечения свободной жизни человека. В прямом смысле, государство занимается служением субъекту, оно расширяет его свободы и способствует гармоничному существованию.
Ценности права поставлены именно на сдерживание возможных государственных тоталитарных действий в отношении общества. Отсутствие права в стране грозит тем, что государство может беспрепятственно выступать против личности, даже не имея на то весомых оснований, подавлять свободное волеизъявление и в конечном итоге угнетает человека в социальном аспекте.
Выделяется пять подходов к проблеме соотношения государства и права:
1) этатистский подход (от патернализма; тоталитаризм как крайнее проявление этатизма)утверждает, чтоправо подчинено государству. Государство предшествует праву и порождает его. Общество не может существовать без государства. Право здесь выступает инструментом руководства обществом. Источником права в этатизме выступает государственная власть, основанная на силе. Этатизм абсолютизирует роль государства в общественной жизни. Государство занимается организацией всего: доминирует в экономике, борется с социальными недугами, строит церкви, управляет системой образования и т.д. Государство во благо индивидов (по его убеждению), для осуществления своих функций вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Заботясь о самосохранении собственной мощи, государство считает частное в определенном смысле свои конкурентом.
2) неопозитивистский подход основывается на идее самоограничения государства законом. Государство ограничивается правом или законом, им же изданным, по своему усмотрению, лишь поскольку оно того хочет;
3) естественно-правовой подход считает государство подчиненным праву. Государство ограничено правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право — единый неизменный правопорядок. Нормы позитивного права — это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка. Государство — это продукт права, оно учреждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новой системой нормативного регулирования;
4) дуалистический подход исходит из тезиса, что между государством и правом существует функциональная взаимосвязь. Она носит не односторонний причинно-следственный характер, а двусторонний. Их функции подчинены единым целям и задачам: реализация функций одного невозможна без функционирования другого. Р.Иеринг представлял государство (власть) и право в виде двух противоборствующих сил, которые в отдельности не могут существовать и оказывают взаимное влияние друг на друга. Государство возникает не для того, чтобы создавать правовые нормы, а право — не для того, чтобы регулировать деятельность государственного аппарата;
5) либерально-демократический подход исходит из принципов связанности государства правом. Он отдает приоритет личности перед государством. Право связывает государство в интересах личности, ограничивает ее от произвола. В современной российской литературе связанность государства правом исследовалось в аспекте правового государства, а в западной литературе — в концепции верховенства права. В этом подходе государство выступает в двух противоположных ипостасях: как гарант права человека и как их потенциально опасный противник. Государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права в соответствующем обществе.
Соотношение государства и права в этатической и либеральной теориях таково:
· этатическая концепция (марксизм в том числе) постулирует следующее: государство верховенствует над правом; право требует государственной поддержки и создается или санкционируется государством; праву требуется государственная формализация; право связано государством; максимальное государство (широкое) требует массированного государственного нормотворчества;
· либеральная концепция постулирует иное: право верховенствует над государством; государство связано правом; право закрепляет структуру государственных органов и их компетенцию; оно есть средство осуществления функций государства (налоги, бюджет, обязанности граждан); право определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан; минимальное государство (государство — ночной сторож) ищет право и оформляет в нормативных правовых актах.
В современной литературе указываются три модели взаимоотношения государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им) [44, с. 59].
Воздействие права на государствопроявляется в том, что государству жизненно важно право. Без него оно не в силах функционировать, поскольку отказ от использования права всегда влечет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и, тем самым, создает предпосылки для, насильственной смены существующего строя. Право есть инструмент государства и форма его самоограничения.
Воздействие государства на право проявляется в том, что государство является непосредственным фактором создания правовых норм и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В этом смысле право — инструмент государства, а государство также является инструментом права.
Таким образом, право и государство не отделимы друг от друга, а связь государства и права сложна и многогранна. Но противопоставление права и государства влечет беззаконие и ослабление того и другого.
1- Государство стоит над правом и им не связано. Тоталитарная модель. (впервые термин ввел Муссолини 1922г.). полный контроль над всеми сферами жизни.
2- Право верховенствует над государством. Либерально-демократическая модель (модель правового государства).
3- Государство создает право, но в своей деятельности связано им. Реалистическая модель. а) В основе их возникновения лежат одни и те же причины. б) и государство и право являются объективно необходимыми социальными явлениями – единожды возникнув, они будут существовать всегда. в) общая цель – упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизни общества.
Влияние государства на право:
1- Государство право создает
2- Государство поддерживает гармоничность правовой системы государства.
3- Дает официальное толкование норм права.
4- Реализует нормы права в форме правоприменения – соблюдение, исполнения, использование, применение
Влияние права на государство:
1- Право констатирует существование и деятельность государства
2- Законодательно закрепляет форму государства (форма правления, форма гос устройства, политический режим), структуру государства, его механизм, компетенцию государственных органов и должностных лиц, принципы и пределы их деятельности.
3- Является средством осуществления задач и функций государства.
4- Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.
Право в системе социальных норм.
Понятие социальных норм и их виды
Соотношение права и морали
1.понятие социальных норм и их виды.
Социальные нормы - общие правила поведения, регулирующие отношения между людьми и их объединениями. Различают 2 вида солильного регулирования: нормативное регулирование – регулирует поведение людей при помощи общих неперсонифицированных правил поведения, рассчитанных на все типичные случаи и всех субъектов соответствующих отношений; индивидуальное регулирование – регулирование поведения людей посредством принятия решений, распространяющихся на конкретные случаи и определенные лица.
1) Непосредственно-социальные нормы:
б)нормы морали (нравственности) – правила поведение, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения.
в)корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – правила поведения, устанавливаемые общественными организациями для регулирования своей деятельности и определения взаимоотношений между членами организации. Примером таких норм может быть устав партии, программа партии.
г)нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность: исполняются в силу привычки.
д)норма традиций – правило поведения, являющееся элементом культурного наследия народа, передающаяся из поколения в поколение и сохраняющаяся длительный период времени.
е)нормы ритуала – правила поведения людей при совершении определенных обрядов: венчание, погребение, сватовство.
ж)религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения верующих к богу, церкви, друг к другу, организацию и функционирование религиозных объединений.
2) Технические нормы
Признаки социальных норм:
1)регулируют соц отношения
2)являются общими правилами поведения
3)носят общий характер
4)возникают в процессе сознательной волевой деятельности людей
5)обусловлены спецификой исторического развития общества и уровнем его развития
6)их реализация обеспечивается особыми средствами воздействия ,которые вырабатывает общество в процессе исторического развития ,либо устанавливаемые государством
2)соотношение норм права и морали
4.противоречия норм права и норм морали
1)представляют собой разновидности социальных норм
2)преследуют одни и те же цели(упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие личности ,утверждение принципов гуманизма и справедливости)
3)имеют один и тот же объект регулирования
4)обусловлены едиными экономическими ,политическими ,культурными и иными факторами
5)Право и мораль выступают как общеисторические ценности ,показатели социального и культурного прогресса общества
1)по времени возникновения
2)по способу образования(нормы права создаются и функционируются государством, а нормы морали –обществом в процессе исторического развития)
3)по форме выражения(нормы морали не имеют не имеют письменной формы, содержатся в сознании людей)
4)по способам обеспечения (нормы права обеспечиваются силой государства ,нормы морали -мерами общественного воздействия)
5)критерии оценки.(законно/не законно, правомерно/не правомерно)(добро/зло)
6)по уровню требований (более высокий уровень у морали)
7)по степени детализации(право регламентирует более детально поведение субъекта)
1)требования права и морали в большинстве случаев совпадают .
2)моральные воззрения субъектов правотворческой деятельности во многом обуславливают содержание принятых норм права
3)нормы права реализуются с учетом требований морали .эффективность реализации права во многом зависит от того на сколько они отвечают моральным устоям общества
1)право разрешает определенные деяния , а мораль осуждает ,запрещает.
2)право запрещает определенные деяния, а мораль одобряет, поощряет
1)понятие и признаки правовой нормы
2) структура нормы права
3)виды правовых норм
Норма права(знать завтра!!)-общеобязательные ,формально определенные правила поведения ,установленное или санкционированное государством, выраженное в виде государственно властного предписания, и регулирующие общественные отношения
Признаки правовой нормы:
1)является разновидностью социальных норм
2)носит общеобязательный характер
3)формальная определенность нормы права(издается в признаваемых государством формах ,четкая текстуальная формулировка)
4)устанавливается государством или с его санкции негосударственными субъектами правотворчества (муниципальные органы)
5)реализация обеспечивается государственными гарантиями и принуждением
6)нормы права носят волевой характер(выражает волю государства ,социальных групп. нормы права обращены к волевому ,осознанному поведению субъектов права)
Структура (норма права имеет характерное внутреннее строение)структура правовой нормы показывает из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны
значение: –юридическая структура(гипотеза, диспозиция , санкция)
- логическая структура(если ,то ,иначе)
-смысловая структура(условие ,модель поведения ,последствие)
-социологическая структура(смысл ,цель ,назначение)
Гипотеза –это часть правовой нормы ,указывающая на конкретные жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых реализуется норма
1)по наличию или отсутствию юридических фактов(положительные/отрицательные-указывает на отсутствие обстоятельств)
2)по строению(простые ,сложные , альтернативные)
Простые указывают на одно условие реализации диспозиции
Сложные указывают на 2 или более условий ,СОВОКУПНОСТЬ которых необходима для реализации диспозиции
Альтернативные указывают на несколько условий наличия любого из которых является достаточным основанием для реализации диспозиции
3)по форме выражения(абстрактные и казулистические гипотезы)
Абстрактные -общие признаки юридический фактов
Казулистические - конкретные признаки юридических фактов
Диспозиция-часть правовой нормы ,закрепляющая модель поведения ,которому должны следовать субъекты права.(сердцевина права)
1)по способу изложения(простые , описательные , ссылочнобланкетные)
Простая -называется вариант поведения ,но не раскрываются ,не объясняются
Описательная диспозиция регламентирует существенные признаки варианта поведения
Ссылочнобланкетные диспозиции-не излагают правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме этого же акта(ссылочная),к другим актам(бланкетная)я
2)по строению(простые/ сложные/альтернативные)
3)санкция-это часть правовой нормы ,указывающая на неблагоприятные последствия ,возникающие в случае нарушения диспозиции
1)по характеру неблагоприятных последствий(штрафные(карательные)/право-восстановительные)
2)по отраслям права(конституционные ,уголовно-правовые ,административные)
3)по степени определенности(1.абсолютно определенные -в них точно указан размер не благоприятных последствий .2.относительно определенные -границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального)
. Значение -без гипотезы норма бессмысленна .без диспозиции норма немыслима .без санкции норма бессильна.
СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И СТАТЬИ НОМАТИВНО ПРАВОВОГО АКТА
1)идеальный вариант(норма права в одной статье)
2)менее идеальный вариант(норма права содержится в нескольких статьях)
3)не очень такой вариант ,вообще самый плохой!(в одной статье содержится несколько норм права.)
Виды правовых норм:
1)по отраслям права(по предмету правового регулирования)
2)по функциям (регулитивныеи охрантельные)
3)по характеру правовых предписаний(обязывающие ,запрещающие ,управомачивающие)
4)по юридической силе.(выделяют нормы закона по юридической силе и подзаконных актов)
5)по кругу лиц(общие/специальные)
6)по сфере действия(федеральные/субъектов федерации/местного самоуправления/локальные)
7)по времени действия(постоянные/временные)
8)по методу регулирования(императивные(подлежат неукоснительному исполнение субъектами права)/диспозитивные(разрешают субъектам права самостоятельно устанавливать свои
субъективные права и юридические обязанности)/поощрительные/рекомендательные) 9)по способу правового регулирования(материальные нормы(предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений),/процессуальные(определяют форму, в которой данная норма должна быть реализована/специализированные норма(нормы дефиниции-правила поведения в которых содержатся научно-сформулированные определения юридически понятий и категорий),нормы –принципы(призунция невиновности),нормы начала(конституционные положения ,закрепляющие основы экономического ,политического и государственного устройства)
1)понятие форм .виды
2)нормативноправовой акт как источник права
3)действие нормативноправовых актов во времени ,пространстве
1.понятие.форма права -способ закрепления и выражения правовых норм. существует следующая классификация форм права:
1)правовой обычай(не значительная роль)
Признаки обычая как формы права:
-длительное ,фактической осуществление определенного правила поведения.
-определенность правила поведения и его оформленность ,дающая возможность единообразно его воспринимать и воспроизводить
-не противоречие нормативным актам
-признание права поведения формой права со стороны государства
2.юридический прецедент(идущий впереди ,предшествующий)-решение суда по конкретному делу обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами равными или нижестоящими по отношению к ним
3.правовая доктрина- юридическая наука, труды ученых.
4.договор нормативного содержания, под которым понимают соглашение 2 и более сторон в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Все международные договоры. Федеративные, между субъектами федерации.
5.религиозные тексты – Коран (не характерный источник для нашей правовой системы). Мусульманские страны, где действуют эти источники.
7.нормативно-правовой акт. Основной источник для РФ правовой системы. И для многих других правовых систем.
Понятие НПА. Виды.
НПА – официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.
Признаки НПА:
1) Официальный документ. Всегда имеет письменную форму.
2) Всегда содержит нормы права.
3) Принимается компетентными государственными органами, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме.
4) Принимается в особом процедурном порядке.
5) Имеет свои реквизиты: наименование (закон, постановление), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц. Наименование, дата и место принятия, называется титул акта.
6) Имеет свою внутреннюю структуру. Нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам (главы состоят из статей, статьи – из частей, пунктов).
По сфере действия:
-органов местного самоуправления
По срокам действия:
-временные , где указан срок действия акта
По предмету правового регулирования:
По субъектам правотворчества:
-акты органов государственной власти
-санкционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества
Деление НПА по юридической силе.
1) Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, законодательными органами власти (представительными), либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Признаки: разновидность НПА, принимается в особом процедурном порядке, закрепленном в Конституции и регламентами Парламента. Принимается только законодательными представительными органами, либо на референдуме; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой, то есть все иные НПА издаются на основе закона и не могут ему противоречить; выражает волю и интересы общества в целом.
По времени действия:
-чрезвычайные (принимаются временно)
-общего действия – Конституция РФ, Налоговый кодекс
-специальные – закон о статусе судей, закон о полиции.
По сфере действия:
По юридической силе:
-федеральные конституционные законы (их принятие закреплено текстом Конституции)
- федеральные законы (кодифицированные –УК РФ, обычные)
-субъектов РФ (по вопросам совместного ведения, их исключительного ведения)
Основные черты Конституции:
Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп общества), закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
1. Особый субъект, который устанавливает Конституцию или от имени которого она принимается.
2. Учредительный первичный характер конституционных установлений. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, учреждает основы общественного и государственного строя.
3. Особый предмет конституционного регулирования. Носит всеобъемлющий характер и затрагивает все сферы жизни общества.
4. Особые юридические свойства: верховенство Конституции, высшая юридическая сила, стабильность, прямое действие, ядро правовой системы, особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок; особая охрана (Конституционный Суд РФ).
По субъекту принятие:
От порядка изменения:
По форме выражения:
2) Подзаконные акты. Издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержат юридические нормы.
1. Нормативные указы и распоряжения президента РФ
2. Постановления и распоряжения правительства РФ – общие подзаконные акты
3. Ведомственные – приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
4. Решения и постановления органов государственной власти и управления субъектов федерации.
5. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов) 4 и 5 группа в системе подзаконных актов называются местными.
Читайте также:
- Верно ли что единственная дочь наследница по гортинским законам должна выйти замуж за родного дядю
- Саратовский сберегательный кооператив будут ли выплаты
- Если нет полюса медицинского страхования можно ли вакцинироваться
- Кто подписывает счет на оплату директор или главный бухгалтер
- Пособие как накачать пресс