В чем состоит сущность программного подхода к информационному обеспечению

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация: Информационное обеспечение ИС. Внемашинное информационное обеспечение. Основные понятия классификации информации. Понятия и основные требования к системе кодирования информации. Состав и содержание операций проектирования классификаторов. Система документации. Внутримашинное информационное обеспечение. Проектирование экранных форм электронных документов. Информационная база и способы ее организации.

Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач:

  • однозначного и экономичного представления информации в системе (на основе кодирования объектов);
  • организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов);
  • организации взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных);
  • обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации ).

Информационное обеспечение ИС включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение ( классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) и внутримашинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структуры информационной базы : входных, выходных файлов, базы данных ).

К информационному обеспечению предъявляются следующие общие требования:

Информационное обеспечение ИС можно определить как совокупность единой системы классификации , унифицированной системы документации и информационной базы [ 9.1 ] .

Внемашинное информационное обеспечение

Основные понятия классификации технико-экономической информации

Для того чтобы обеспечить эффективный поиск, обработку на ЭВМ и передачу по каналам связи технико-экономической информации, ее необходимо представить в цифровом виде. С этой целью ее нужно сначала упорядочить (классифицировать), а затем формализовать (закодировать) с использованием классификатора .

Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Система классификации позволяет сгруппировать объекты и выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств. Таким образом, совокупность правил распределения объектов множества на подмножества называется системой классификации .

Свойство или характеристика объекта классификации , которое позволяет установить его сходство или различие с другими объектами классификации , называется признаком классификации . Например, признак "роль предприятия-партнера в отношении деятельности объекта автоматизации" позволяет разделить все предприятия на две группы (на два подмножества): "поставщики" и "потребители". Множество или подмножество, объединяющее часть объектов классификации по одному или нескольким признакам, носит название классификационной группировки.

Классификатор — это документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание информации в ИС, содержащей наименования объектов, наименования классификационных группировок и их кодовые обозначения [ 9.1 ] .

По сфере действия выделяют следующие виды классификаторов : международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы .

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязательны для передачи информации между организациями разных стран мирового сообщества.

Общегосударственные (общесистемные) классификаторы , обязательны для организации процессов передачи и обработки информации между экономическими системами государственного уровня внутри страны.

Отраслевые классификаторы используют для выполнения процедур обработки информации и передачи ее между организациями внутри отрасли.

Локальные классификаторы используют в пределах отдельных предприятий.

Каждая система классификации характеризуется следующими свойствами:

  • гибкостью системы;
  • емкостью системы;
  • степенью заполненности системы.

Гибкость системы — это способность допускать включение новых признаков, объектов без разрушения структуры классификатора . Необходимая гибкость определяется временем жизни системы.

Емкость системы — это наибольшее количество классификационных группировок, допускаемое в данной системе классификации .

Степень заполненности системы определяется как частное от деления фактического количества группировок на величину емкости системы.

В настоящее время чаще всего применяются два типа систем классификации : иерархическая и многоаспектная.

При использовании иерархического метода классификации происходит "последовательное разделение множества объектов на подчиненные, зависимые классификационные группировки" [ 9.2 ] . Получаемая на основе этого процесса классификационная схема имеет иерархическую структуру. В ней первоначальный объем классифицируемых объектов разбивается на подмножества по какому-либо признаку и детализируется на каждой следующей ступени классификации . Обобщенное изображение иерархической классификационной схемы представлено на рис. 9.1.

Характерными особенностями иерархической системы являются:

  • возможность использования неограниченного количества признаков классификации ;
  • соподчиненность признаков классификации , что выражается разбиением каждой классификационной группировки, образованной по одному признаку, на множество классификационных группировок по нижестоящему (подчиненному) признаку.

Таким образом, классификационные схемы, построенные на основе иерархического принципа, имеют неограниченную емкость, величина которой зависит от глубины классификации (числа ступеней деления) и количества объектов классификации , которое можно расположить на каждой ступени. Количество же объектов на каждой ступени классификации определяется основанием кода, то есть числом знаков в выбранном алфавите кода. (Например, если алфавит – двузначные десятичные числа, то можно на одном уровне разместить 100 объектов). Выбор необходимой глубины классификации и структуры кода зависит от характера объектов классификации и характера задач, для решения которых предназначен классификатор .

При построении иерархической системы классификации сначала выделяется некоторое множество объектов, подлежащее классифицированию, для которого определяются полное множество признаков классификации и их соподчиненность друг другу, затем производится разбиение исходного множества объектов на классификационные группировки на каждой ступени классификации .

К положительным сторонам данной системы следует отнести логичность, простоту ее построения и удобство логической и арифметической обработки.

Серьезным недостатком иерархического метода классификации является жесткость классификационной схемы . Она обусловлена заранее установленным выбором признаков классификации и порядком их использования по ступеням классификации . Это ведет к тому, что при изменении состава объектов классификации , их характеристик или характера решаемых при помощи классификатора задач требуется коренная переработка классификационной схемы . Гибкость этой системы обеспечивается только за счет ввода большой избыточности в ветвях, что приводит к слабой заполненности структуры классификатора . Поэтому при разработке классификаторов следует учитывать, что иерархический метод классификации более предпочтителен для объектов с относительно стабильными признаками и для решения стабильного комплекса задач.

Примеры применения иерархической классификации объектов в корпоративной ИС приведены на рис 9.2 и 9.3. Использование приведенных моделей позволяет выполнить кодирование информации о соответствующих объектах, а также использовать процедуры обобщения при обработке данных (при анализе затрат на заработную плату — по принадлежности работника к определенной службе, при анализе затрат на производство — по группам материалов: по металлу, по покупным комплектующим и пр.).

Недостатки, отмеченные в иерархической системе, отсутствуют в других системах, которые относятся к классу многоаспектных систем классификации .

Ключевые слова: информационное обеспечение, информационное сопровождение, информация, информатизация, деятельность органов государственной власти, информационное обеспечение управленческой деятельности.

INFORMATION SUPPORT OF PUBLIC ADMINISTRATION ACTIVITIES: CONCEPT AND SIGNIFICANCE

Troyanskaya M.A. *

Orenburg State University, Orenburg, Russia

Abstract

This article presents the understanding of information in public administration and highlights the requirements for management information. Attention is paid to information resources that support the activities of state authorities. The concept of “information support” as a type of public administration is considered and its elements are highlighted. The emphasis is placed on information support of public administration, with a generalization of the mandatory conditions for its implementation. The information function of public administration is given and the scope of its application in public administration is presented.

Keywords: information support, information support, information, informatization, activities of public authorities, information support of management activities.

В современном обществе информационные ресурсы и информационное сопровождение во многом определяют эффективность управления государством на всех уровнях. Для понимания, что такое информационное обеспечение деятельности органов государственного управления изначально определимся с информацией и информационным обеспечением и сопровождением.

1) в качестве совокупности знаний, активно воздействующих на управляемые объекты для их оптимизации;

2) в качестве набора узко специализированной совокупности данных, получаемых в процессе жизнедеятельности и общественного развития;

3) в качестве необходимого резерва и ресурса социума, такого же как трудовой ресурс, энергетический ресурс, материальный ресурс.

‑ все современные технологии основываются на информационном технологическом обеспечении;

Управление на государственном уровне также предполагает всестороннее использование информационных ресурсов, ориентированных на государственную управленческую деятельность. Информация в государственном управлении, в сущности, гарантирует информационное обеспечение и информационное сопровождение в решении задач политического, экономического и социального характера, в сфере личностной, общественной и государственной безопасности.

Требованиями, предъявляемыми к управленческой информации, являются: достоверность, полнота, актуальность, всесторонность, полный охват всех проблем, регулярность, периодичность, системный характер, возможность обработки, аккумулирование, возможность экспертизы, потребительские цели, обобщенный характер.

Информационные ресурсы должны соответствовать целям управленческих структур и комплексу средств, с помощью которых они добываются. Если информационные ресурсы качественны и достаточны, то государственное управление носит системный и плановый характер и имеет реальные целевые установки.

Работу с информационными ресурсами осуществляет специализированный орган (управление, отдел, комитет), который обязан отслеживать информационные потоки, обобщать информацию по конкретным вопросам; систематизировать оценки конкретных проблем; формулировать выводы. В качестве приоритетного в организации этой службы должно быть правовое регулирование вопроса, касающегося ответственности за информационную поддержку в органах государственной власти. В противном случае вполне вероятно, что информация, отправленная в структуру управления, будет искажена. Поскольку качество принимаемых решений зависит от надежности, своевременности и полноты информации, эти действия должны также предусматривать конкретную строгую ответственность за предоставленную информацию. Внедрение таких мер значительно повысит качество информационной поддержки и управленческого воздействия государственных органов.

Существующая практика принятия управленческих решений на государственном уровне сопровождается временным дефицитом, и как ни обидно – информационной некомпетентностью отдельной части государственных служащих [3]. Исходя из этого, на первый план выдвигается задача придания информационным ресурсам системного характера.

Успешно функционирующая информационная система в государственном управлении состоит из следующих активных информационных процессов:

а) процесс по целенаправленному сбору, первичной обработке и распределению информационных потоков;

б) процесс организации свободного доступа заинтересованных субъектов к информационным ресурсам;

в) процесс своевременного и достоверного получения информационных ресурсов для использования в управленческих целях.

В дополнение к официальной информационной системе, органы государственного управления должны использовать неформальную систему, которая не связана со структурными ограничениями и последовательностью отдельных операций. Однако информация имеет только потенциальную возможность стать полезной для пользователя. Фактическая цена информации раскрывается после ее использования, а использование информации требует серьезной профессиональной подготовки и четкой организации информационного обеспечения деятельности государственных органов.

Понятие информационного обеспечения как качественной новой разновидности государственного управления в настоящее время многогранно и имеет множество научных подходов (Заиграева А.А. [4], Ахметьянова Р.А. [5], Фирсов Д.В. [6], Кравцова Т.А. [7], Добролюбова Е.И. [8], Ильин Н.И. [9]). Обзор существующих подходов позволяет констатировать, что процесс информационного обеспечения определяется как в узком, так и в широком смысле слова. Каждое из существующих определений указывает на понятие информационного обеспечения в узком смысле: сбор, обработка и передача информационных ресурсов. Но в современных условиях при переменах в содержании и характере трудовой деятельности человека – переход на более высокий интеллектуальный уровень – информационные процессы должны быть интегрированы в управление и должны стать основной для принятия адекватных управленческих решений.

В рамках данной статьи к информационному обеспечению управленческой деятельности отнесены следующие элементы:

‑ информационная поддержка управленческих процессов;

‑ информационные источники и субъекты потребления информационных ресурсов;

‑ расчет составных элементов информационных ресурсов, периодичности циркуляции и форматов предоставления информации;

‑ технические средства для работы с информацией;

‑ наличие квалифицированного кадрового потенциала, способного работать с информационными ресурсами;

‑ информационная открытость и прозрачность государственного решения, гарантии права гражданина на свободный доступ к информации по принятию управленческого решения от муниципального до федерального уровня;

‑ современная телекоммуникационная инфраструктура государства;

‑ информационная безопасность во всех сферах.

Информационная деятельность, как составной элемент государственного управления, объемна и многогранна, поскольку от степени интеграции информационного обеспечения в управленческие процессы зависит, насколько высока будет эффективность деятельности органов государственной власти.

Информационное сопровождение государственного управления предполагает разработку и всестороннее использование информационных технологий в органах власти. Обязательными условиями внедрения данных технологий представляются следующие:

– наличие высококвалифицированного персонала соответствующей квалификации и подготовки;

– надлежащее финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение;

– открытость и публичность управленческой деятельности органов власти всех уровней;

– доступность информационно-коммуникационных технологий;

– современная инфраструктура информационных услуг;

– преодоление избыточности и дублирования функционала государственных управленческих структур;

– исполнение финансовых планов по информационным проектам.

Информационное обеспечение государственного управления невозможно без программных продуктов, которые обрабатывают, систематизируют и анализируют огромные информационные потоки, организуют полноценные поисковые процессы и представляют доступ к информационным ресурсам. Осваивать данные программы, обучать персонал должен соответствующий государственный орган, которые реализует информационное обеспечение и информационное сопровождение собственной управленческой деятельности.

Огромные возможности в информационном обеспечении предоставляют Интернет-технологии. На современном этапе каждая властная структура имеет собственный сайт, на котором освещается и анализируется работа данной структуры, раскрывается в обязательном порядке нормативно-правовая информация.

Другим важным составляющим элементом информатизации процессов управления представляется процесс информационной поддержки, который, как показывает практика последних лет, находится на невысоком уровне, что приводит к недостаточной аналитической проработке, экономического и правового обоснования принимаемых управленческих решений на всех уровнях государственного управления.

В первую очередь, система информационной поддержки должна быть целенаправленна на потребителя информационных ресурсов; эта система особенно важна при решении сложных задач и преодолении сложных организационных управленческих проблем. Оправданием не может служить информационная неопределенность: временной дефицит и незначимость информационных потоков.

В пределах информационной поддержки особо значимы аналитические и прогнозные выводы, которые адекватно отражают актуальность принимаемых решений и результаты от претворения этого решения в жизнь. Поэтому для подготовки данных решений следует использовать проверенные и надежные методические и справочные базы. Разработчики информационных массивов (баз данных) учитывают комплекс количественных и качественных показателей и факторов, характеризующих современный этап развития государства, международное положение и прогнозные оценки специалистов. Современные реалии требуют уйти от предметных, тематических принципов построения баз к проблемным структурам массивов. Несомненно, это создает дополнительные трудности для пользователей, которые еще неполностью научились работать с предметными областями, не освоили принципы, методы и управленческие цели в системе информационной поддержки. Это приводит к формированию специальных служб (агентств, центров), которые ориентируются на современные информационные управленческие системы, на оказание информационной поддержки при решении стратегических проблем, где цена ошибки несоизмеримо велика.

Таким образом, процесс информационного обеспечения ‑ это организация информационных потоков при формировании, преобразовании, передаче и восприятии. А процесс информационного обеспечения управленческих функций представляет из себя взаимосвязанный и взаимозависимый информационный комплекс, формы и способы предоставления, которые обеспечивают успешное разрешение управленческих проблем.

Функция информационной поддержки управленческих процессов стала выделяться учеными как самостоятельная функция современного менеджмента недавно (в 90-х годах XX века), чего не было раньше. В промышленности информационная поддержка не употреблялась, информационные процессы занимали вспомогательное место в процессах управления. В конце 90-х годов этот вопрос начал подниматься и информационную функцию стали относить к функциям государства. Однако этот тезис не получил в тот период детального развития.

Информационная функция была окончательно признана в результате следующих процессов:

‑ было сформировано единое мировое информационное пространство;

‑ повысился уровень свободного доступа к информационным ресурсам;

‑ информационные ресурсы получили реальное техническое обеспечение;

‑ в общественном производстве была создана информационно-коммуникационная инфраструктура;

‑ инновационные технологические уклады, которые базировались на массовых информационных технологиях, средствах вычислительной техники и телекоммуникации;

‑ возросли информационные объемы применения и использования в обществе;

‑ повысился гражданский образовательный, научно-технический и культурный уровень из-за роста всех видов информационных обменов;

‑ повышение квалификационных требований к работникам, рост компетенций и профессиональных устремлений граждан;

‑ появление проблематики безопасности информационного пространства для гражданина, социума и государственного устройства.

Развитие информационного пространства Российской Федерации происходило за счет возрастания значимости информационной функции, реализация которой охватывала экономическую, правовую, научную, образовательную, управленческую деятельность.

К основным сферам применения информационной функции в государстве относятся:

а) активное и всестороннее использование электронного формата документооборота;

б) активное использование информационных сетей для доступа к базам данных;

в) оказание всемерной поддержки со стороны государственных структур развитию информационных ресурсов и информационных потоков в органах государства и органах местного самоуправления.

В заключение отметим, что возрастающая важность информационного взаимодействия приводит к встраиванию информационной функции во все виды управленческой деятельности, что свидетельствует о том, что информационное обеспечение превращается в условие эффективности деятельности государственных и муниципальных органов. Реализация этой функции также позволит прояснить цели общества и разработать государственную политику в контексте появления качественно новой социальной системы, главной ценностью которой являются информация и знания, а также повысить эффективность государственного управления.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации , необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

АИС – это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации.

Используется в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникативных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Назначение ИО состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

· Системы обработки данных

· Системы бухгалтерского учета и т.д.

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение (ОО) -совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение (Пр.О) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главная цель Пр.О - укрепление законности.

Модели ИС

Наши представления о реальных системах носят приближенный, модельный характер.

Описывая в какой-либо форме реальную систему, мы создаем ее информационную модель . Существуют различные варианты модельного описания систем.

Модель "Черного ящика"

Всякая система – это нечто цельное и выделенное из окружающей среды. Система и среда взаимодействуют между собой.

Модель "черного ящика" используется в тех случаях, когда внутреннее устройство системы не представляет интереса, но важно описать ее внешние взаимодействия.

В любой инструкции по использованию бытовой техники дается описание работы с ней на уровне входов и выходов: как включить, как регулировать работу, что получим на выходе.

Такое представление может быть вполне достаточным для пользователя данной техникой.

• модель черного ящика компьютера

Разумеется, такой модели недостаточно для того, чтобы понять, как функционирует школа.

И все-таки она дает более подробное представление, чем модель "черного ящика".

Модель состава системы

Модель состава системы дает описание входящих в нее элементов и подсистем, но не рассматривает связей между ними.

Структурная модель системы

Такую модель часто называют

структурной схемой.

На структурной схеме отражается состав системы и ее внутренние связи.

Наглядным способом описания структурной модели системы являются графы .

Здесь стрелки обозначают информационные связи между элементами системы. Направление стрелок указывает на направление передачи информации.

Структурную модель удобно изображать в виде графа, который отображает элементный состав системы и структуру связей между ее элементами.

Это не карта местности. Здесь не выдержаны направления по сторонам света, не соблюден масштаб. На этой схеме отражен лишь факт существования пяти поселков и дорожной связи между ними.

Модель объекта

Она представлена в виде информации, что описывает существенные для конкретного случая параметры и переменные, связи между ними, а также входы и выходы для данных, при подаче на которые можно влиять на получаемый результат. Их нельзя увидеть или потрогать. В целом они не имеют материального воплощения, поскольку строятся на использовании одной информации. Сюда относятся данные, что характеризуют состояния объекта, существенные свойства, процессы и явления, а также связь с внешней средой. Это процесс называется описанием информационной модели. Это самый первый шаг проработки.

Полноценной информационной моделью является обычно сложная разработка , которая может иметь много структур , что в рамках статьи сведены в три основных типа:

1. Описательная . Сюда относятся модели, которые создаются на естественных языках. Они могут иметь любую произвольную структуру, которая удовлетворит составляющего их человека.

2. Формальная . Сюда относят модели, которые создаются на формальных языках (научных, профессиональных или специализированных). В качестве примеров можно привести такое: все виды таблиц, формул, граф, карт, схемы и прочих подобных структурных формаций.

3. Хроматические . Сюда относят модели, которые были созданы с применением естественного языка семантики цветовых концептов, а также их онтологических предикатов. Под последними понимают возможность распознавания значений цветовых канонов и смыслов. В качестве примера хроматических моделей можно навести те, что были построены с использованием соответствующей теоретической базы и методологии.

Основной составляющей являются данные, их структура и процедура обработки . Развивая мысль, можно дополнить, что информационная модель является схемой, в которой описана суть определённого объекта , а также все необходимые для его исследования процедуры . Для более полного описания характеристик используют переменные. Они замещают атрибут цели, которая прорабатывается. И здесь имеет значительную важность структура информационной модели.

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

Соответственно можно выделить следующие виды АИС :

· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ);

· автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Методологически важно наряду с рассмотренными моделями среды ИС предложить модель создания ИС, которая имела бы те же аспекты функциональных групп компонентов (пользователи, функции, данные, коммуникации). Такой подход обеспечит сквозной процесс проектирования и сопровождения на всех стадиях эксплуатации ИС, а также возможность обоснованного выбора стандартов на разработку систем и документирование проектов.

Определение " компания " является сложной онтологической (понятийной) структурой , состоящей из определенной совокупности сущностей и взаимосвязей . Взаимодействия между ее элементами, определяемые бизнес-логикой и закрепленные в наборе бизнес-правил , и являются деятельностью компании. Информационная система "отражает" логику и правила, организуя и преобразуя информационные потоки, автоматизирует процессы работы с данными и информацией и визуализирует результаты в виде наборов отчетных форм.

Поэтому для начала следует создать бизнес-модель предприятия, являющуюся отображением предприятия и его информационно-управляющей системы.

При создании модели формируется "язык общения" руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятием (корпоративная система управления).

При производстве информационного продукта исходный информационный ресурс в соответствии с поставленной задачей подвергается в определенной последовательности различным преобразованиям. Динамика этих преобразований отображается в протекающих при этом информационных процессах. Таким образом, информационный процесс – это процесс преобразования информации. В результате информация может изменить и содержание, и форму представления.

Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе управления информации, а также поступающих по каналам прямой и обратной связи сведений из внешней среды.

Таким образом, важнейшая функция любой системы управления – получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы.

Поскольку информация фиксируется и передается на материальных носителях, необходимы действия человека и работа технических средств по восприятию, сбору информации, ее записи, передаче, преобразованию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Эти действия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и входят в технологию управления. Они реализуются технологическими процессами обработки данных с использованием компьютеров и других технических средств.

Фазы преобразования информации в информационной технологии достаточно многочисленны. Однако если провести структуризацию технологии, обобщенная схема технологического процесса обработки информации может быть представлена следующей схемой:


обобщенная схема технологического процесса обработки информации

При обработке данных формируются четыре основных информационных процесса: сбор и регистрация, обмен, обработка, накопление и хранение информации. Рассмотрим их модели.

3.1.2. Сбор и регистрация информации

Сбор и регистрация информации происходят по-разному и в различных объектах.

Процесс перевода информации в выходные данные в технологических системах управления может быть полностью автоматизирован, так как для сбора информации о состоянии производственной линии применяются разнообразные электрические датчики, которые уже по своей природе позволяют проводить преобразования физических параметров, вплоть до превращения их в данные, записываемые на машинных носителях информации, без выхода на человеческий уровень представления. Это оказывается возможным благодаря относительной простоте и однозначности физической информации, снимаемой датчиками (давление, температура, скорость и т.п.).

В организационно-экономических системах управления информация, осведомляющая человека о состоянии объекта управления семантически сложна, разнообразна и ее сбор не удается автоматизировать. Поэтому в таких системах информационная технология на этапе превращения исходной (первичной) информации в данные в основе своей остается ручной. На рисунке приведена последовательность фаз процесса преобразования информации в данные в информационной технологии организационно-экономических систем управления:


процесс преобразования информации в данные

3.1.3. Передача информации

3.1.4. Обработка информации

Обработка информации в компьютерных системах производится, как правило, децентрализовано, в местах возникновения первичной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии, планового отдела и т.п.). Обработка, однако, может производиться не только автономно, но и в вычислительных сетях, с использованием набора программных средств персональных компьютеров и информационных массивов для решения функциональных задач.

Процесс обработки данных связан с преобразованием данных и их отображением.

Процедуры преобразования данных на логическом уровне представляют собой алгоритмы и программы обработки данных и их структур. Сюда включаются стандартные процедуры, такие, как сортировка, поиск, создание и преобразование статистических и динамических структур данных, а также нестандартные процедуры, обусловленные алгоритмами и программами преобразования данных при решении конкретных информационных задач. Моделями процедур отображения данных являются компьютерные программы преобразования данных, представленных машинными кодами, в воспринимаемую человеком информацию, несущую в себе смысловое содержание. В современных компьютерных системах данные могут быть отражены в виде текстовой информации, в виде графиков, изображений, звука, с использованием средств мультимедиа, которые интегрируют в компьютере все основные способы отображения.

Процедура отображения данных – одна из важнейших в информационной технологии. Без возможности восприятия результата обработки информации человеческими органами чувств этот результат оставался бы вещью в себе (ведь мы не ощущаем машинное представление информации).

В современных информационных технологиях при воспроизведении информации предпочтение отдано графическим режимам работы дисплеев (в отличие от исторически более ранних текстовых режимов) как наиболее универсальным. Графический режим позволяет выводить на экран дисплея любую графику (ведь буквы и цифры тоже графические объекты), причем с возможностью изменения масштаба, проекции, цвета и т.д. Развитие информационных технологий относительно ввода и вывода информации идет по пути создания объектно-ориентированных систем, в которых настройка систем, программирование функциональных задач, ввод и вывод информации осуществляются с помощью графических объектов, отображаемых на экране дисплея (примером могут служить широко распространенный графический интерфейс Windows, объектно-ориентированные языки Delphi, Java и т.д.).

Отображение информации на экране дисплея в виде графических объектов (графиков, геометрических фигур, изображений и т. д.) носит название компьютерной графики.

В ходе решения задач на компьютере в соответствии с машинной программой формируется результатная информация, которая в дальнейшем используется на этапе принятия решения.

Принятие решения в автоматизированной системе организационного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в последнем случае на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на компьютере. Задача принятия решений осложняется тем, что специалисту приходится искать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.). Благодаря применению персональных компьютеров и терминалов повышается аналитичность обрабатываемых сведений, а также обеспечивается постепенный переход к автоматизации выработки оптимальных решений в процессе диалога пользователя с вычислительной системой. Этому способствует использование новых технологий экспертных систем поддержки принятия решений.

Модель обработки данных включает в себя формализованное описание процедур организации вычислительного процесса, преобразования данных и отображения данных. Под организацией вычислительного процесса понимается управление ресурсами компьютера (память, процессор, внешние устройства) при решении задач обработки данных. Эта процедура формализуется в виде алгоритмов и программ системного управления компьютером. Комплексы таких алгоритмов и программ получили название операционных систем.

Операционная система – комплекс программ, организующих вычислительный процесс в вычислительной системе.

Вычислительная система – совокупность аппаратных и программных средств компьютера, взаимодействующих для решения задач обработки информации.

Для выполнения функций подсистемы обработки данных используются компьютеры различных классов. В настоящее время при создании автоматизированных информационных технологий применяются три основных класса компьютеров: на верхнем уровне – большие универсальные ЭВМ (по зарубежной классификации – мэйнфреймы), способные накапливать и обрабатывать громадные объемы исходных данных и используемые как главные ЭВМ; на среднем – абонентские вычислительные машины (серверы); на нижнем уровне – персональные компьютеры. Обработка данных, т.е. их преобразование и отображение, производится с помощью программ решения задач в той предметной области, для которой создана информационная технология.

3.1.5. Хранение и накопление информации

3.2. Системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов

Контрольные вопросы для самопроверки

Литература

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 304 с.
2. Волков Г.Г., Глинский О.Ю. Компьютерные информационные технологии. БГЭУ: Бобруйск, 2010. - 86 с.
3. Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : рекомендовано Мин.образования: учебник для вузов / В. Н. Гришин, Е. Е. Панфилова, 2007. - 416 с.
4. Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы.: учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 656 с.
5. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы [Текст] : Учебник для вузов; рекомендовано Мин. образования / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер, 2009. - 958 с.

Репетиционные тестовые задания

Поток осведомляющей информации, поступающей от объекта управления, воспринимается человеком и переводится в документальную форму в ходе информационного процесса

Читайте также: