В чем проявляется сила воли русского народа в чем смысл русского максимализма и экстремизма лосский

Обновлено: 11.05.2024

Религиозность и связанное с нею искание абсолютной правды - основная и наиболее глубокая черта русского народа по мнению Н.А. Лосского. Ключевые культурно-исторические типы в истории российской культуры согласно исследованиям философам Н.А. Бердяева.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.11.2015
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Исследователи сходятся во мнении, что бинарность российской культуры во многом определяется географическим положением России и, как следствие, культурно-историческим взаимодействием различных этносов, населяющих Россию. Россия - это огромный континент, неслучайно названый Евразия. Это поле взаимодействия западной культуры, характерной для европейских этносов, и культуры Востока, которая имеет коренные отличия от европейской. В противоречивом взаимодействии указанных культур рождается феномен уникальной российской культуры, типологической чертой которой является бинарность.

Для анализа данного вопроса воспользуемся трудами философов и культурологов, изучавших русский народ и историю, таких как Н.А .Бердяев, Н.О. Лосский и Д.Х. Биллингтона.

1. Н.А. Бердяев. Биография

Н.А. Бердяев родился в дворянской семье офицера-кавалергарда А.М. Бердяева и княжны А.С. Кудашевой. воспитывался дома, затем в Киевском Кадетском Ккорпусе. поступил на естественный факультет Киевского Университета. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. Был выслан из России в 1922 году.

Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

Н.А. Бердяев о бинарности русской культуры.

Вместе с тем Бердяев далек от мысли, что с женственным началом связаны недостатки русского национального характера. Благодаря женственной душе у русского народа есть такие прекрасные национальные качества, как душевность, милосердие, способность отречься от благ во имя светлой веры.

2. Н.О. Лосский. Биография

Родился 24 ноября 1870г. В семье обрусевших поляков О. Лосского и А. Пржиленцкой. С 1881 года Николай Лосский учился в классической гимназии в Витебске, откуда был исключен в 1887 году за пропаганду атеизма и социалистического учения. Продолжил образование в Берне на философском факультете университета. Материальные трудности вынуждают Лосского на некоторое время переехать в Алжир, где он поступает во Французский иностранный легион. Летом 1889 он возвращается в Россию, где заканчивает естественный и историко-филологический факультеты Санкт-Петербургского университета. Позднее обратился к Богу.

Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы, связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.

Н.О. Лосский о двойственности русской культуры.

Религиозность русского народа. Основной и наиболее глубокой чертой русского народа Лосский считает его религиозность и связанное с нею искание абсолютной правды…Русский человек, по его мнению, обладает чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенства всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.

В связи с этим, христианство, как пишет Лосский, является учением о том, что принципы христианства следует осуществлять не только в личных индивидуальных отношениях, но и в законодательстве и в организации общественных и государственных учреждений.

Однако, несмотря на то, что в XIX веке православное духовенство пыталось выступить в литературе с этой идеей, правительство систематически подавляло такие стремления и содействовало укреплению мысли, будто цель религиозной жизни, есть только забота о личном спасении души.

К числу особенно ценных свойств русского народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний. Отсюда получается живое общение даже и малознакомых людей друг с другом.

Чувство и воля. К числу первичных двойственных основных свойств русского народа, как считает Лосский, принадлежит могучая сила воли. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности.

В доказательство своей правоты Лосский приводит такой пример массового проявления русской страстности фанатической нетерпимости как история старообрядничества. Потрясающим проявлением религиозных страстей было самосожжение многих тысяч старообрядцев.

Русское революционное движение также, по мнению Лосского, изобилует примерами политической страстности и могучей силы воли…Несгибаемая воля и крайний фанатизм Ленина вместе с руководимыми им большевиками, создавшими тоталитарное государство в такой чрезмерной форме, какой не было, и даст Бог, не будет больше на земле.

Русский максимализм и экстремизм в его крайней форме выражен в стихотворении А.К. Толстого.

· Коль любить, так без рассудку,

· Коль грозить, так не на шутку,

· Коль ругнуть, так сгоряча,

· Коль рубнуть, так уж с плеча!

· Коли спорить, так уж смело,

· Коль карать, так уж за дело,

· Коль просить, так всей душой,

· Коли пир, так пир горой!

Свободолюбие. К числу первичных двойственных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, Лосский относит и любовь к свободе и высшее выражение ее - свободу духа… Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже н на опыте… Вследствие свободного искания правды русским людям трудно столковаться друг с другом…Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства.

Одна из причин, по убеждению Лосского, почему в России выработалась абсолютная монархия, иногда граничащая с деспотизмом, заключается в том, что трудно управлять народом с анархическими наклонностями. Такой народ предъявляет чрезмерные требования к государству.

Доброта. Говорят иногда, что у русского народа - женственная природа. Это, по мнению Лосского, неверно, он, в отличие от Бердяева, придерживается иной точки зрения: русский народ, пишет он, особенно великоросская ветвь его, народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Кто жил в деревне и вступал в общение с крестьянами, у того, наверное, всплывут в уме воспоминания об этом прекрасном сочетании мужества и мягкости.

Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.

Жестокость. Доброта есть преобладающая черта русского народа. Но в то же время, Лосский не отрицает, что есть в русской жизни также немало проявлений жестокости. Существуют много видов жестокости и некоторые из них могут встречаться, как это не парадоксально, даже в поведении людей, вовсе не злых по своей природе.

Многие отрицательные стороны поведения крестьян Лосский объясняет чрезвычайной нищетой их, множеством обид и притеснений, переживаемых ими и ведущих их к крайнему озлоблению…Особенно возмутительным он считал тот факт, что в крестьянском быту мужья иногда жестоко избивали своих жен, чаще всего в пьяном виде…

Вплоть до последней четверти XIX века строй семейной жизни купечества, мещан и крестьян был патриархальным. Деспотизм главы семьи нередко выражался в поступках, близких к жестокости.

Однако сила русского народа в том, что заметив в себе какой-либо недостаток и осудив его, русское общество начинает решительную борьбу против него и достигает успеха. По глубокому убеждению Лосского, именно благодаря этому качеству строй семейной жизни в русском обществе освободился от деспотизма и приобрел характер своего рода демократической республики.

3. Д.Х. Биллингтон. Биография

Родился 1 июня 1929 г. в Пенсильвании. Окончил школу Lower Merion High School, где был лучшим учеником в классе. Поступил в Принстонский университет, который также окончил с отличием в 1950 году. Получил стипендию Родса для учебы в Оксфордском университете. Служил в армии США, затем работал в аналитическом подразделении ЦРУ.

Написал несколько книг о русской истории и культуре. Много раз приезжал в СССР и Россию в составе делегаций Конгресса США. Хорошо говорит по-русски. Является иностранным членом Российской академии наук, почётным доктором МГУ и Тбилисского государственного университета.

Джеймс Биллингтон Директор Библиотеки Конгресса США является инициатором создания Всемирной цифровой библиотеки.

Д.Х. Биллингтон о двойственности русской культуры.

Информация к размышлению. Русский фольклор как культурологический источник. Устное народное творчество - богатейший источник изучения духовной культуры народа на разных этапах ее бытования. Фольклорные жанры во всем их разнообразии - мифопоэтическое творчество, эпос, волшебные и бытовые сказки, исторические предания и исторические песни, бывальщины и былички, баллады, обрядовая поэзия, причети, духовный стих, пословицы и поговорки в своей многообразной иерархии "выстраивают" эволюционный ряд поступательного развития русской духовной культуры. В фольклоре России как ни у одного другого народа выражались самые сокровенные, самые острые и "безбоязненные" темы: Древняя (Киевская) Русь подарила отечественной культуре образы былинных богатырей во главе с Ильей Муромцем, бесстрашно споривших на равных с князем Владимиром Красное Солнышко, обличавших "кособрюхих бояр" и лихо сшибавших маковки церквей. В русском фольклоре любимейшим персонажем был крепкий задним умом Иванушка-дурачок, обводивший вокруг пальца недоумка - царя и власть имущих. Видимо, не случайно современный американский культуролог Д. Биллингтон считает главными символами русской культуры икону и топор…. Собственно так он и назвал один из главных своих трудов посвященных Российской культуре.

Русская культура пронизана своего рода поэтическим отношением к земле, природе, - может быть, поэтому схожи русские слова "стихи" и "стихия". Образ Матери Сырой Земли в разных формах отражался в русской культуре. "Не только земля, но и огонь, вода, небо - другие "стихии" средневековой космологии - играли роль важных символов для русского воображения, и даже сейчас русский язык сохраняет много обертонов, связанных с мифологией земли, которые были утрачены более изощренными европейскими языками" (Д.Х. Биллингтон).

Бинарность российской культуры формировалась в культурно-историческом взаимодействии различных этносов. В ядре этого цивилизационного взаимодействия и рождалась российская культура. Россия стала культурным полем, объединившим бесчисленное количество культур взаимодействующих этносов, которое постепенно перешло в новое качество. Разумеется, противоречивая российская культура рождалась во взаимодействии этносов, которые враждовали и жили в мире, воевали и торговали друг с другом. Это порождало, с одной стороны, толерантность, а с другой, крайний национализм.

Как можно заключить философы иногда расскходятся в причинах той или иной черты русской культуры, но каждый подчеркивет ее двойственнойсть, противоречивость, и в то же время эргономичность и уникальность в этом мире.

культурный русский лосский бердяев

1. Сикорский Б.Ф. Н.О. Бердяев О роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. 1993. № 9 - 10.

2. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6.

3. Лосский Н.О. Характер русского народа. // Вопросы философии. 1996. №4.

Читайте также: