В чем преимущества социальных выплат перед социальными льготами

Обновлено: 16.05.2024

Льготы и преимущества на протяжении всей истории развития человеческого общества были всегда. Во многих развитых странах мира под разными наименованиями они существуют и в настоящее время.

В России на всех этапах ее исторического развития также традиционно предоставлялись разнообразные льготы и преимущества отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относились: служащие военной, правоохранительной и гражданской службы, защитники Отечества; лица, имеющие заслуги перед государством; социально слабые слои населения и др. Например, военнослужащим предоставлялись дополнительные, особые права (преимущества) в связи с исполнением профессиональных обязанностей – военной службы. Они выражались в полном или частичном освобождении их от некоторых обязанностей, связанных с несением военной службы (оплаты за проезд, за жилье и пр.). Это так называемые профессиональные льготы и преимущества.

В российском законодательстве нет каких-либо закрепленных объективных качественных или количественных критериев предоставления социальных льгот и преимуществ. Поэтому для их понимания проанализируем функции, входящие в содержание правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению льгот и преимуществ. Изложенные ранее функции социального обеспечения рассматриваются как родовые[267]. Следовательно, существующие функции могут быть взяты в качестве квалифицирующего критерия выявления сущности социального назначения льгот и преимуществ.

К числу основных функций социальных льгот можно отнести следующие: компенсационная, дополнительного материального обеспечения, специально-стимулирующая, социально-поощрительная и психологическая.

В указанных функциях отчетливо проявляются цели правового установления льгот и преимуществ, их юридическая природа, социальное предназначение.

В качестве иллюстрации рассмотрим экономическую функцию социальных льгот. Прежде всего она проявляется в покрытии дополнительных расходов их получателей. Например, при протезировании нижних или верхних конечностей (рук или ног) инвалидам оплачивается проезд к месту протезирования. Именно таким образом компенсируются повышенные денежные расходы инвалида как субъекта социально-обеспечительных правоотношений.

Недостаточность получаемых сумм основных видов социального обеспечения большинством субъектов социального обеспечения (например, пенсионеров, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума) приводит к необходимости введения для них частичной скидки в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг. Этим самым государство косвенно признается в недостатках устанавливаемого правового регулирования пенсионных отношений. В данном случае это касается установления параметров определения размера трудовых пенсий для пенсионеров из числа лиц, имевших длительный стаж работы и относительно высокий заработок. Цель такой льготы очевидна – улучшение материального положения отдельных категорий граждан.

Компенсационная функция социальных льгот призвана частично либо полностью компенсировать получателям до́лжную сумму или объем предоставляемых им видов социального обеспечения.

Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы приблизительно равных возможностей для различных категорий граждан. Здесь имеются в виду социально уязвимые слои населения – неработающие получатели социального обеспечения и члены их семей, которые в силу биологических (пожилые, престарелые, инвалиды, дети, больные, семьи с детьми) и социальных причин (безработные граждане, не работающие по уважительным причинам лица) находятся в неравных по сравнению с работающими гражданами условиях. В этом смысле социальные льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая возможности социально уязвимых слоев населения с возможностями других людей. Поэтому здесь социальная льгота рассматривается как дополнение к имеющемуся у граждан праву, гарантирующему определенный уровень их нормального жизнеобеспечения. Профессиональные льготы в таком значении, как видим, не выполняют такой функции.

Социально-стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что они устанавливаются для тех лиц, в общественно полезной деятельности которых заинтересованы государство и общество. Именно так можно расценивать социальные льготы, устанавливаемые как семье, так и женщинам с целью решения демографического кризиса в стране. Если будут предоставляться и юридически гарантироваться возможности фактической реализации многих интересов семьи (например, в жилье), то у женщины будут стимулы к рождению детей. Характер воздействия стимула как юридического средства заключается именно в добровольности, заинтересованности, свободе выбора. Лицо не обязывается, а побуждается к более высокой активности[269].

Со стимулирующей функцией тесно связана поощрительная функция социальных льгот. Ведь, занимаясь любым видом деятельности, большинство граждан прямо или косвенно желает общественного признания ее результатов, т. е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным из общей массы возвышает человека как в собственных глазах, так и, что может быть еще важнее, по его мнению, в глазах других людей. Еще больше возвышает и приносит чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощряемого и окружающих едины в оценке признания его заслуг[270]. В свою очередь, наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом дает основания для предоставления им определенных льгот. Это касается, например, льгот для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий и других, приравненных к ним категорий граждан. Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья).

Безусловно, функции социальных льгот нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом.

Главное достоинство подобных льгот заключается также в том, что они не подвержены инфляции, что способствует стабильному удовлетворению гражданами своих насущных потребностей. Хотя такие льготы не увеличивают доходы гражданина, но они уменьшают текущие расходы его трудовой пенсии на оплату жилья, коммунальных услуг и других социально необходимых или обязательных расходов.

Иными словами, социальные льготы предназначены для удовлетворения жизненно важных и необходимых потребностей лиц, находящихся в орбите социального обеспечения. В принципиальном плане социальные льготы должны создавать всем гражданам, независимо от их юридического статуса, равные условия для индивидуального развития и реализации ими существующих конституционных прав (на охрану здоровья, получение медицинской помощи, лекарственного обеспечения, образования, реализацию трудовых способностей, на достойное жилище и т. п.).

Социальные преимущества следует понимать как дополнительные блага, которые предоставляются гражданам с учетом их особого физиологического состояния (пожилые, инвалиды) и занимаемого положения в обществе (ветераны войны и труда). Поэтому социальные преимущества можно рассматривать как самостоятельное правовое средство удовлетворения интересов и потребностей субъектов правоотношений, обладающее присущими только им особенностями и свойствами. Они связаны с необходимостью учета физиологического состояния первых из них (возраст, инвалидность) и признанием прошлых заслуг вторых.

Внешне социальные преимущества проявляются в праве на внеочередное предоставление или обслуживание при получении каких-либо благ. В этом и состоит отличие социального преимущества от социальной льготы.

Другим критерием, с помощью которого можно выделить сущность социальных льгот и преимуществ, является круг лиц, имеющих права на их получение.

Социальные льготы и преимущества в социальном обеспечении долгое время предоставлялись разным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

К ведению субъектов Российской Федерации отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Виды социальной поддержки для данных категорий граждан субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также предоставляемых из федерального бюджета дотаций.

Девятая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании. Из каких элементов состоит соцпакет? Почему грамотная соцполитика экономит деньги компании? Какие преимущества есть у индивидуального соцпакета? Как рассчитать постоянную и переменную части соцпакета?

Элементы социального пакета

    гарантии, предусмотренные законодательством;

Внедрение индивидуального социального пакета в комплексе с общекорпоративным позволяет систематизировать расходы компании и влияет в целом на формирование корпоративной культуры.

Реформирование системы социальной поддержки персонала и введение совокупности четырех вышеназванных элементов направлены на то, чтобы социальная поддержка стала инструментом управления персоналом — способствовала привлечению, мотивированию и удержанию ценных для компании сотрудников.

Социальная программа, или Как сэкономить на фонде оплаты труда (индивидуальный социальный пакет)

Допустим, зарплатный фонд вашего предприятия со всеми налоговыми затратами составляет порядка 4,7 млн руб. Это значит, что у вас могут работать примерно 100 человек со среднемесячной зарплатой в 35 тыс. руб. За год предприятие потратит на заработную плату более 5,5 млн руб., при этом вы можете поднять ставку необходимым вам специалистам и выплатить некоторым премии за хорошую работу, тогда затраты превысят 7–8 млн руб.

Экономия предприятия на фонде оплаты труда путем внедрения социальных программ заключается в том, что поощрение необходимых вам работников, например, путевками в Турцию, обходится компании дешевле, чем выплата премий и повышение заработной платы.

Допустим, путевка стоит 50 тыс. руб. Учитывая, что налог в 13 % берет на себя работодатель, не забывая о расходах на заключение договора с туристической фирмой и трудовых затратах, компании данная льгота обходится примерно в 60 тыс. руб.

    Проведение корпоративного мероприятия на 40 человек в небольшом помещении с диджеем и музыкой обойдется примерно в 100 тыс. руб. Ну, с Киркоровым, конечно, выйдет дороже :)

А как быть с регулярными просьбами о повышении заработной платы. Если в вашей компании внедрен индивидуальный социальный пакет, то работники, шагая по ступенькам увеличения социальных льгот, реже просят прибавки. Это обусловлено чисто психологическими факторами. К тому же правильно применяемые социальные льготы работают на создание позитивной рабочей атмосферы и укрепление корпоративной культуры.

Итак, индивидуальный социальный пакет.

Система мотивации является важной составляющей обеспечения устойчивой работы компании. Эффективность управления персоналом напрямую зависит от реализации кадровой и социальной политики компании. Расходы на персонал должны рассматриваться как инструмент повышения производственно-экономической эффективности, а формирование и развитие индивидуального социального пакета и индивидуальной системы оплаты труда — как элемент системы мотивации.

Большая доля фактических затрат на исполнение обязательств по локальным нормативным актам, которые берет на себя компания, относятся к затратам сверх обязательных по законодательству. Как правило, в компании они несистематизированы. Подсчет расходов по этим социальным льготам проблематичен. Все отчетные цифры являются условными, и планирование денежных средств идет от достигнутого, с определенной индексацией (примерно в 10 %). Кому это удобно? Прежде всего — экономистам. Кому это неудобно? Руководителю компании, и, как правило, именно он является инициатором прояснений в предоставлении социальных льгот и гарантий, а также прозрачности в учете финансовых средств. Вследствие этого в компании решается вопрос о написании социальной политики, в связи с чем представляется возможным оптимизировать данный вид затрат. Оптимизация может проводиться разными методами, например, путем разработки индивидуального социального пакета, который очень популярен на сегодняшний день и позволяет обеспечить прозрачность движения затраченных денежных средств и наладить финансовый контроль по предоставляемым социальным льготам и гарантиям.

Оптимизация расходов на персонал предполагает введение новых, менее затратных форм мотивации, и здесь можно говорить о введении новой мотивационной системы, которая, в свою очередь, предполагает лучшую адресность поддержки персонала, полное исключение невостребованных работниками гарантий, компенсаций и льгот.

До сих пор не в каждой компании социальный пакет является инструментом привлечения, мотивации и удержания персонала, так как учет, контроль и анализ распределения социальных благ (и затрат на это) не предусматривает адресности и направленности на значимые категории персонала. Учет предоставляемых льгот осуществляется только в общем виде, определить то, какими именно социальными льготами и в каком объеме воспользовались различные категории работников, при существующей системе часто не представляется возможным. Т. е. система учета пока такова, что позволяет оценивать только общий объем средств, затрачиваемых на социальную поддержку персонала. При делении этой суммы на списочную численность персонала получаем средние затраты на 1 человека. А средние затраты в расчете на 1 человека не говорят о том, кто именно, в каком объеме и какими видами социальной поддержки воспользовался. Это все равно что средняя температура по больнице. Так как востребованность существующих социальных благ всеми работниками в равных долях не подтверждается проведенными исследованиями, то можно сделать вывод, что введение индивидуального социального пакета позволит воспользоваться работникам максимальным количеством из положенных социальных благ.

Вспомним пример про капризную невесту.

До реализации программ — мне ничего не нужно, ну разве что кусочек заплесневелого хлеба, в первый год после — какое хорошее у нас руководство, как заботится о компании, столько всего нового и так неожиданно, а потом — вы мне должны, почему не даете? У вас проблемы, снизились обороты, упала прибыль? А мне то что до этого? Вы мне должны!

Так вот, основная задача социальной политики и мотиваторов — сделать так, как было до свадьбы или максимум в первый год. Если налицо эффект длительной семейной жизни с нелюбимым мужем — то это плохая работа подразделения. Извините, если кого обидела. И выясняется это элементарным опросом или анкетированием.

Социальные программы для предприятия — это экономия денежных средств. Поднимая заработную плату работникам, вы должны быть готовыми к тому, что через три месяца вам опять скажут, что вы мало платите, и опять попросят поднять заработную плату. Правильно разработанные и внедренные социальные программы позволяют экономить фонд оплаты труда.

Социальные программы при грамотном грейдировании негласно определяют уровень работника в компании и показывают уровень должности. Уровень занимаемой позиции определяется не только заработной платой и громким названием, но и теми благами, которые положены работнику.

Методом влияния на работников в этом цикле статей избран индивидуальный социальный пакет, базирующийся не только на постоянных составляющих социального пакета, но и на системе грейдов, когда в зависимости от профессии, занимаемой должности и опыта работы в компании определяется лимит суммы, в рамках которой человек может выбирать компенсируемые работодателем социальные гарантии.

Практическая реализация комплекса мер по совершенствованию социальной политики позволяет в перспективе обеспечить повышение эффективности управления персоналом, удовлетворить количественную и качественную потребность компании в нем, дает значительный социальный эффект и способствует повышению качества предоставления услуг.

Структура построения индивидуального социального пакета

ИСП — индивидуальный социальный пакет;

ПЧ — переменная часть;

УПЧ — условно переменная часть;

БЛ — базовые льготы;

Х — минимальные льготы;

ДР — должность работника или коэффициент значения уровня должности для компании;

T — стаж работника.

Индивидуальный социальный пакет состоит из постоянной и переменной частей, а рассчитывается по формуле:

ИСП = ПЧ + УПЧ = (БЛ + Х) + ДР*Т.

Постоянная часть регламентируется локальными нормативными актами компании, коллективным договором и самой социальной политикой. Это то, что доступно всем и каждому в минимальном объеме на любой должности — от уборщицы до генерального директора. Например — оплата проезда до работы или выдача талонов на питание в местной столовой.

Условно переменная часть регламентируется локальными актами компании, в которых отражается то, как работник (в зависимости от качества своей работы или занимаемой должности) сможет увеличить разнообразие и объем предоставляемых ему льгот.

Постоянная часть рассчитывается по формуле:

ПЧ = БЛ + Х, где:

БЛ (базовые льготы) — минимальные льготы, положенные всем работникам компании;

Х — минимальные льготы, положенные подразделению работника. Они пересматриваются один раз за квартал или полугодие, т. к. в зависимости от текущих целей и стратегии компании приоритеты ведущих ее подразделений могут варьироваться.

Условно переменная единица = ДР*Т, где:

ДР — должность работника или коэффициент значения (уровень) должности для компании;

T — время, которое работник отработал в компании.

Оптимизация социальных льгот

Основными составляющими структуры затрат на персонал, как правило, являются расходы на заработную плату и социальное обеспечение. Ежегодное увеличение фонда заработной платы будет стимулироваться уровнем инфляции в стране, а также дефицитом высококвалифицированных кадров на рынке труда.

Расходы на социальное обеспечение можно разделить на две группы:

    обязательства работодателя в соответствии с законодательством РФ;

    жесткому сокращению фонда оплаты труда;

Давайте рассмотрим вопрос об оптимизации социальных льгот и гарантий. Для этого определим несколько ее принципов:

    Адекватность. Каждая льгота должна быть современной (востребованной) и соответствовать уровню предприятия и должности.

Порядок оптимизации социальных льгот и гарантий:

    Проводим инвентаризацию. Ставим на учет каждую льготу и гарантию. Формируем перечень льгот.

АКЦИЯ ГОДА

С введением в действие пенсионной реформы в Российской Федерации появился новый статус, который присваивается людям предпенсионного возраста. Согласно законодательству РФ, льготы для предпенсионеров в 2021 году будут назначаться по достижении определенного возраста: 53 года (для женщин) и 58 лет (для мужчин).

Какие льготы положены предпенсионерам в 2021 году

Виды льгот, положенные предпенсионерам, условно можно разделить на следующие категории:

в сфере труда и занятости; налоговые; иные (алименты, обязательная доля в наследстве).

Перечень льгот закреплен в законодательных актах РФ (государственных и региональных). По этой причине порядок и условия их предоставления отличаются, в том числе по возрастным критериям и территории проживания.

Меры поддержки в сфере труда и занятости

Граждане, достигшие предпенсионного возраста, вправе рассчитывать на дополнительные гарантии в сфере трудовой занятости. К ним относятся:

повышение максимального пособия по безработице; предоставление выходных дней для прохождения диспансеризации; защита от необоснованного увольнения; переобучение. Пособие по безработице

Для лиц зрелого возраста предусмотрен особый порядок оформления и получения пособия по безработице. Минимальный размер выплаты составляет 1 500 рублей, максимальный — 12 130 рублей. Период выдачи пособия определяется в зависимости от даты увольнения и стажа работы.

Если с момента увольнения прошло менее 12 месяцев, выплата производится в течение года по следующей схеме:

год – компенсация; 6 месяцев – перерыв; год – компенсация.

При этом граждане, отработавшие 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины), будут получать пособие в течение 24 месяцев по схеме:

2 года — выплата; год — перерыв. Дополнительные выходные дни

Работники, имеющие статус предпенсионеров, вправе использовать 2 дополнительных выходных дня в год для проведения диспансеризации. Периоды заранее согласовываются с руководством, а по окончании процедур работодателю предоставляются подтверждающие документы, выданные медучреждением (выписки, справки).

За отказ в приеме на работу граждан этой категории, а также за их необоснованное увольнение работодатель несет уголовную ответственность. Норма закреплена в УК РФ (ст. 144).

Работник предпенсионного возраста не имеет никаких преимуществ перед другими сотрудниками, если расторжение трудового договора производится в связи с сокращением штата.

Помимо этого, работодатель освобождается от ответственности в следующих случаях прекращения трудовых отношений:

истечение срока договора; ликвидация компании; нарушение трудовой дисциплины либо ненадлежащее исполнение работником профессиональных обязанностей.

Лицам, желающим усовершенствовать профессиональные навыки, предоставляется возможность поступления на бесплатные курсы. При этом факт наличия/отсутствия трудоустройства значения не имеет. Организацией таких курсов занимается Центр занятости.

Тем, кто обучается по очной форме, положена стипендия. Длительность обучения в среднем составляет 3 месяца, программа определяется в зависимости от специализации. Курсы переподготовки позволяют поднять уровень знаний по имеющейся специальности, освоить новые технологии.

Программа льготного налогообложения предпенсионеров начала действовать с 2019 года. Льготы предоставляются как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Среди федеральных преференций выделяют:

Освобождение от уплаты налогов на один вид имущества, принадлежащего гражданину на правах собственности. Это может быть квартира либо доля в ней, жилой дом либо его часть, комната, хозяйственное сооружение, машино-место, гараж, иная постройка. Освобождение от земельного налога. Площадь участка не должна быть более 6 соток (600 м²).

Налоговый кодекс предусматривает особый порядок предоставления указанных льгот. Правом на их получение обладают граждане, которые отвечают критериям, установленным для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действующим на декабрь 2018 года. Это лица, достигшие пенсионного возраста по старым нормативам – 55 лет (для лиц женского пола) и 60 лет (для лиц мужского пола) либо возраста для досрочной пенсии.

Чаще всего предпенсионеры приравниваются к пенсионерам и наделяются аналогичными правами.

Право на алименты

По закону совершеннолетние дети граждан пенсионного и предпенсионного возраста обязаны обеспечивать родителей, в том числе материально. Инициатива пока находится на стадии одобрения властями. Нормы законопроекта № 548974-7 касаются предпенсионеров, которые лишились работы и нуждаются в помощи.

Выделение доли наследства

Ранее наследовать за умершим в обязательном порядке мог только нетрудоспособный или несовершеннолетний родственник, даже если он не упомянут в завещании покойного. Сейчас этот перечень включает и предпенсионеров.

Гражданин обретает право на получение накопительной части пенсии при достижении возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин). Денежные средства могут быть перечислены одним из следующих способов:

ежемесячные выплаты; единовременный перевод всей накопленной суммы; срочные отчисления. Последний вариант выбирают те, кто желает получать фиксированную сумму. В этом случае накопления делят на определенное количество месяцев (максимум 120), в течение которых будут производиться выплаты.

Единовременный платеж осуществляется при условии, что итоговый размер пенсии составляет 5% (максимум) от величины страховой части. Формула для расчета выплаты: вся накопленная сумма, разделенная на 252 месяца. Если результат превышает 5%, гражданин может получать итоговую сумму ежемесячно до момента смерти.

Отдельные регионы оказывают дополнительную поддержку гражданам предпенсионного возраста, наделяя их определенными привилегиями. Так, на уровне субъектов РФ устанавливаются следующие льготы:

компенсация затрат на оплату услуг ЖКХ; скидки при оплате земельного налога; освобождение от уплаты транспортного налога; субсидии на средства информации и связи; бесплатный проезд в муниципальном транспорте; обеспечение путевками в санатории, профилактории; бесплатная диспансеризация; адресная помощь.

Как оформить льготы

Основная часть привилегий оформляется в органах соцзащиты или МФЦ, куда претендент должен явиться с заявлением и паспортом. Для оформления льгот в сфере налогообложения необходимо представить в Налоговый орган справку, способную подтвердить статус заявителя.

Получить документ можно в отделении ПФР по месту жительства либо посредством электронного ресурса этого же ведомства. Для этого необходимо:

Документ оформляется ПФР бесплатно по запросу гражданина. Готовый документ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Лица, достигшие предпенсионного возраста, могут рассчитывать на целый ряд привилегий в сфере налогообложения, социальной защиты и трудовой занятости. Основная часть льгот оформляется в ЦЗН при наличии паспорта. Налоговая служба дополнительно потребует справку, подтверждающую статус претендента. Оформить документ можно при посещении ПФР либо через сайт ведомства.

На годы вперед

Социальные работники помогают стране справляться с суровыми испытаниями коронавирусного периода, заявил президент во время видеоконференции. Глава государства поздравил их с профессиональным праздником.

— Мы прошли и еще проходим через суровые испытания и выдержали их, потому что ни на шаг не отступили от непреходящих нравственных норм — сострадания, взаимопомощи, милосердия. Эти ценности, как уже говорил, сформированы нашей историей, они в характере нашего народа, — отметил Владимир Путин. — Их разделяет подавляющее, абсолютное большинство граждан страны. И закономерно, что при обсуждении поправок к Конституции особое внимание уделено именно вопросам социальной справедливости.


Глава государства напомнил, что предложенные изменения в Основном законе закрепляют государственные гарантии адресной социальной поддержки. Речь идет об обязательной — не реже раза в год — индексации пенсий и пособий. При этом минимальный размер оплаты труда, из величины которого рассчитываются многие выплаты, не может быть ниже прожиточного минимума.

— Всё это нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку, — подчеркнул Владимир Путин.

На мероприятии было объявлено о новых мерах поддержки соцсферы. Во-первых, от налога на доходы физических лиц освобождаются все выплаты за особые условия труда в период борьбы с коронавирусной инфекцией.

— Это, безусловно, напрямую касается социальных и медицинских работников, граждан, которые берут на сопровождаемое проживание сирот, инвалидов, пожилых людей, то есть положенные выплаты человек получит в полном объеме, без налоговых удержаний, — пояснил глава государства.

Владимир Путин напомнил, что в течение трех месяцев — с середины апреля до середины июля — для работников соцучреждений предусмотрены дополнительные выплаты за каждую двухнедельную смену. За помощь в особо сложных условиях, в непосредственном контакте с заболевшими людьми им полагается повышенное поощрение.

И соцработники, и волонтеры во время эпидемии берут к себе домой инвалидов, пожилых людей или детей‑сирот. За это им предусмотрена выплата в размере МРОТ — 12 130 рублей в период с 1 апреля по 30 июня.


На гранты для добровольцев выделят 3 млрд рублей, а социально ориентированным организациям дадут отсрочку по налогам

Во-вторых, НКО, получающие госгранты, а также исполняющие общественно полезные услуги, не будут перечислять страховые платежи и налоги (за исключением НДС) за II квартал нынешнего года. Эта мера распространяется и на организации традиционных религий.

В-третьих, пожертвования, которые бизнес направляет НКО и религиозным объединениям, могут быть отнесены к так называемым внереализационным издержкам — в пределах 1% от выручки. Таким образом, сумма не будет учитываться при расчете налогов, которые предприниматель должен заплатить государству. По мнению Владимира Путина, здесь есть риски для возможных схем с так называемой оптимизацией налогов. Однако решение принято прежде всего для законопослушных и добропорядочных граждан, а их сейчас большинство.

— Мы пошли на такой шаг, потому что в период эпидемии деловое сообщество России проявило себя ответственно, честно и достойно. Предприниматели оказывали помощь врачам, добровольцам, помогали органам власти на местах, — заявил глава государства.

Что касается социально ориентированных НКО, то на них распространили льготы и преференции, предусмотренные для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Более того, из резервного фонда выделят 3 млрд рублей. Эти средства распределят в рамках конкурса Фонда президентских грантов — он будет запущен с 16 июня.

Многослойные решения

Общественные организации и добровольческие движения очень помогли населению на пике эпидемии — они доставляли медикаменты и продукты тем, кто находился в режиме жесткой самоизоляции. Поэтому освобождение социальных выплат от налога логично и правильно, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

— Раньше получалось, что государство одной рукой дает, а другой — часть забирает, — отметил политик.


— Основная проблема — многослойность решений. Люди в мерах поддержки немного путаются, подчас путаются даже профильные руководители, — отметил депутат.


Облегчение процесса пожертвований привлечет больше средств от коммерческих организаций, уверена Елена Альшанская. Однако в этом есть и свои подводные камни — например, желание некоторых предпринимателей скрыть доход.

— Это большая мотивация для бизнеса участвовать в благотворительности. Раньше до перечисления пожертвований нужно было уплатить налоги, и только после этого они могли сделать перечисление. С другой стороны, важно, как сработает механизм, — заявила она.

Президент 8 июня также побеседовал с главой Карелии Артуром Парфенчиковым и поздравил его со 100-летием основания республики. В этот день глава государства попросил не забывать и про соцработников, которые много делают для благополучия субъекта.

Кроме того, Владимир Путин поговорил с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Они обсудили не только развитие стратегического партнерства, но и сотрудничество в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции. Кроме того, главы государств проанализировали дальнейшие шаги по урегулированию ситуации в Ливии.

Читайте также: