В чем отличие двух массовых субъектов права этноса и нации

Обновлено: 02.07.2024

Иногда эти термины употребляются как синонимы.
Но важно видеть, что есть этносы, общности которые имеют общий язык, обычаи, рядом проживают или проживали, но не образуют при этом государство. А нация - это когда некая общность именно создаёт государство.
Русские и советские - это нация, потому что очевидно связана с государством.
Но вот иные русские оказываются вне России, но ощущают общность с теми русскими,которые живут в России. И современная Россия-РФ не совпадает ни с СССР, ни с дореволюционной Россией, а это существенно, так как составляющая и этноса, и особенно нации - культура и история.
Возможно националистов, которые мыслят себя исключительно как этнос (западенцы, эстонские фашисто-националисты) и не признают себя в рамках суперэтноса , точнее не хотят себя осознавать даже и в прошлом. Очевидно, что тут некая психопатология. И даже не потому, что национализм - "нехорошо". Украинцы, литовцы, эстонцы и т.д. уже вне российского государства, но им всё равно нет удовлетворения, злобствуют, запрещают серпы и молоты, преследуют русский язык. С одной стороны, просто Америка-Запад подначивает, но есть также именно психоз. Этнический национализм при всем желании эстонцев, грузин или западных украинцев, чтобы их национализм был именно нацией не реализуется, потому что это просто невозможно. Из преданий милой старины, преданий предков не возникает нации. Нация - это именно государство и государство, способное решать экономические и военные задачи самостоятельно. Это не желание народа-нации, это свойство, видовой признак.

Грузины, эстонцы, стремясь ощутить себя европейскими нациями, рвутся к пактам с Европейскими странами и США, но видят это или не видят, они оказываются лишь объектами-субъектами, используемыми Западом для своих целей. Причастность к этносу - вещь аморфная, спонтанная, очень несложная. Причастность к политическом организму государства тем сильнее, чем сильнее это государство. Естественно причастность к таким политическим образованиям как Латвия или Украина, сознательно или подсознательно не может удовлетворить личность и общество в такой самоидентификации. Идентичность относительно нации-государства - политическая, идеологическая активная и жизненно принципиальная идентичность. Удовлетворить человека даже на уровне подсознания может только крупное государство, с его политическими традициями. Переориентировка особенно молодежи в бывших республиках СССР, включая Россию на не советские "ценности" есть причина психических расстройств масс людей особенно в бывших республиках, поскольку их "республики" чаще всего не были никогда или были очень давно "государствами". Состояние таких государств как Польша, промежуточное. Польша была довольно влиятельным государством, но в 1772, 1793 и 1795 годах произошли разделы Польши, после чего Польша не была самостоятельным государством. В годы второй мировой Польша была оккупирована, в конечном счёте Гитлером, и восстановилась её государственность в раках соцлагеря, от которого Польша опять решала отречься, что девальвирует ценность социалистического периода её истории. Пик развития польской государственности за последние 300 лет приходится , конечно, не на эпоху Пилсудского или Сикорского, а на социалистический период. Поляки пусть чаще бессознательно, но это ощущают. Также бессознательно ощущают это и "пассионарии" бывших совреспублик, но современная антисоветская и антироссийская идеология политических элит этих республик не позволяет массам, которые в большинстве неизбежно податливы и не способны противостоять идеологическому прессингу, находятся в состоянии перманентного психоза-невроза. Психическое равновесии восстанавливается исключительно на основе ориентации к советской, евразийско-суперэтнической ориентации.

Ориентация на ЕС - также не несёт полноценности самоосознанию такого народа, так как Европа никогда не представляла собой единой государственности и не представляет ныне. Евроидентичность не является подлинной национальной самоидентификацией.

Хотя прошлое имагинативно, но именно оно, история и оставшаяся после того прошлого культура является основой будущих крепкий инноваций.
Увы положение поляков, грузин, украинцев, эстонцев трагично, так как восстановление Большого Российского мира, подобного советскому, зависит сейчас на 90 процентов от России. Но антисоветская Россия, сама разрушившая Союз, имеет элиту, которая не помышляет о возрождении государственного суперэтнического объединения, хотя Таможенный Союз есть некоторое движение в этом направлении, но идеология этого Союза остаётся по прежнему двусмысленным, антисоветские лидеры (за исключением, конечно, Лукашенко) пытаются объединить часть Союза. Хотя надежда именно на Россию, наверное, не совсем правильно. Вспомним, что Сталин, Орджоникидзе были грузины. Дзержинский, Рокоссовский - поляки. Выбор в каком-то смысле прост: или этнический национализм, включая сарафанно-казаческие антисемитизмы, или идеология крупного национального государства, в партнерстве с цивилизационными центрами, чьи общие интересы с интересам Большой России уже выявились (БРИКС, ШОС, СНГ, страны бывшего соцлагеря). После Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, говорить о "дружбе" с Европой и Америкой нелепо.

Восстановление политического здоровья ("стабильности") нашего суперэтноса и антисоветизм - вещи прямо противоположные.

Понятие "титульная нация" , стало быть, вирус, абсурд и маразм. Нация - это социум составляющий государство. Стремление выделить из государства в качестве его титульного организатора некий этнос - это значит вообще не понимать, что этнос это просто наши хохоряшки, деревенские цацки. Протопоп Аввакум и патриарх Никон оба были мордвины, что это должно означать, что мордва вела в 17 веке религиозные войны в России?

Этническое - неизбежное свойство людей, но когда этническое попадает в центр нашей самоидентификации, это минимум комично, почему, например, в советское время народ и слагал анекдоты про русского, татарина и еврея.

— Существует несколько основных подходов к определению этничности: примордиалистский, конструктивистский, инструменталистский и эссенциалистский. Какого подхода придерживаетесь вы? Чем он практически полезнее других, особенно для Российского государства?

— Это сугубо научные определения, которые носят условный характер и для реальной общественной практики и политики не имеют фундаментального значения. В одной и той же объяснительной модели есть элементы всех этих подходов, так же, как и в самом феномене этничности присутствуют разные факторы или компоненты. Примордиальный подход придает этнической субстанции или чувству первоначальное значение в сравнении с другими сторонами человеческого бытия, а самой этнической общности и принадлежности к ней прирожденный характер и даже биологическую (этногенетическую) основу.

Другой подход обращает внимание на значение целенаправленной деятельности людей, прежде всего политиков и интеллектуалов, в создании как самих культурных комплексов и традиций этнических групп (народов), так и в формировании чувства принадлежности к той или иной общности и групповой солидарности. Теория социального конструирования реальности доминирует в мировом обществознании последние 30-40 лет. Ее сторонники обращают больше внимания на феномен этнической идентичности как на одну из форм коллективного самосознания, которая имеет подвижный и сложный характер.

Само понятие конструирования не означает волюнтаристские импровизации, и для формирования и поддержки той или иной идентичности, т. е. этнического самосознания, необходимы культурные реалии, в том числе обладающие глубокими историческими, социально-психологическими и другими корнями. К конструктивизму примыкает объяснение этничности с точки зрения ее использования как инструмента для людских мобилизаций, для обеспечения солидарного поведения людей, для достижения власти и доступа к ресурсам.

В наше время другие формы идентичности выходят на передний план (гражданская по отечеству, профессиональная и другие), и современный человек является носителем нескольких культурных традиций, включая знание языков. Увеличивается число потомков смешанных браков, которые сами выбирают и инструментально используют ту или иную этническую (национальную) принадлежность. Огромное значение имеют политические, интеллектуальные и медийные предписания по части, кем являются те или иные людские сообщества и как им лучше называться.

— В чем отличие нации от этноса?

Что касается нации, то это фундаментальное и давнее понятие меняло свои смыслы и сегодня используется двояко. Самое распространенное и легитимное понимание — это согражданство под одной суверенной властью, которое объединяется лояльностью людей к своей стране (государству), общей историей, культурой и самосознанием. Почти все нации имеют сложный этнический и религиозный состав и разную степень консолидации и зрелости национальных институтов.

— На ваш взгляд, каково будущее Северного Кавказа?

— Будущее Северного Кавказа — это будущее всей России, которое очень трудно предсказать, хотя общая тенденция последних лет, скорее, позитивная, особенно по части социального преуспевания населения и этнокультурного развития. Этнотерриториальные автономии для северокавказских народов должны сохраниться, как и должны сохраняться границы между субъектами федерации. В нынешние республиканские статусы и территории вложены большие политические и эмоциональные смыслы, и отобрать все это назад невозможно.

Будущее — в улучшении правления за счет экономического развития, снижения коррупции, обеспечении правового равенства граждан независимо от национальности. Деление на титульных и нетитульных должно терять свое значение в гражданской жизни и в управлении. Северокавказские народы будут сохранять некоторые отличительные традиции, языки, религию, и эта сторона их жизни требует признания и поддержки со стороны государства.

На Северном Кавказе есть многие достаточные ресурсы, как природные, так и людские, но политическая ситуация и местные национализмы пока мешали ускоренному развитию и благополучию этой части России. Отрицательно сказывается и внешнее воздействие на регион со стороны геополитических соперников России и зарубежных диаспор. Это воздействие нужно ограничивать или обращать в позитивном направлении.

— И еще один вопрос про будущее: сколько должно пройти времени, чтобы граждане России стали понимать себя как гражданскую нацию?

— Нет ни одной крупной нации в мире, чтобы в ее составе не было диссидентов, сепаратистов и других радикалов, которые отвергают общее социально-политическое пространство единой страны. Важно, чтобы большинство населения признавало свое российское гражданство через получение паспортов и выполнение гражданских обязанностей. Важно, чтобы большинство населения могло через демократические процедуры делегировать свой изначальный суверенитет легитимной власти. Важно, чтобы большинство признавало своей родиной Россию, имело и демонстрировало чувство сопричастности со своей страной. Желательно, чтобы эта сопричастность выражалась в чувстве патриотизма и любви к Родине.

Текст: Артур Вафин
Источник: ]]> Российская Академия Наук ]]>

Этнос – это общность, которая отличается особенными, характерными только для нее культурными чертами, сложившимися на протяжении многих веков и передающимися из поколения в поколение.

В основе деления людей по этническому принципу лежат следующие критерии:

  1. Общее происхождение, единая культура.
  2. Единство языка, норм поведения, обычаев.
  3. Самопричисление человеком себя к той или иной этнической общности.
  4. Схожесть предпочтений в еде, стиля одежды, типа жилья.
  5. Единая территория (необязательный признак, т.к., например, у евреев нет единой территории проживания, однако они остаются этнической общностью).

Внутри этнической группы существует несколько специфических социальных институтов:

— Эндогамная семья, то есть семья, которая образуется при вступлении в брак людей одной этнической принадлежности.

— Институт старейшин – пожилых, опытных людей, которые имеют непререкаемый авторитет в своей семье или этнической группе.

— Организация культа, характерного только для данного этноса (например, славянская мифология или религия африканского народа игбо).

В современном мире представителям разных этнических обществ приходится контактировать друг с другом, и эти контакты так или иначе отражаются на них.

Некоторые межэтнические контакты происходят без изменения этнического самосознания, их называют этнообъединительными. К числу объединительных процессов относятся:

а) Этническая консолидация – процесс объединения, сплочения большого этноса, сглаживание различий между локальными этническими группами или их объединение. Несколько близких по языку соседних этносов также могут объединиться в ходе этого процесса.

б) Этническая ассимиляция – процесс, при котором ранее самостоятельный этнос растворяется в более крупной этнической группе. Ассимилируемый народ теряет часть традиций, язык, меняется его этническое самосознание.

Процессы, в результате которых этнос меняется, называют этноразделительными. К их числу относятся:

а) Этническая дивергенция – процесс разделения единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя особой, отдельной общностью.

б) Этническая сепарация – процесс откола от этноса какой-то части, которая потенциально может превратиться в отдельный этнос.

Этапы формирования нации


Виды этнических обществ

Самой ранней формой объединения людей, первой этнической группой был род. Он объединял кровных родственников, которые помимо этого был связаны общим трудом, традициями, совместной защитой интересов.

В результате объединения нескольких родов сформировалось племя. Племенная общественная организация господствовала в период доклассового общества.

С развитием общества контакты между племенами стали очень активным: войны, объединения, появление государств. Это привело к размыванию границ между племенами, к их смешению. Постепенно кровнородственные связи стали иметь меньшее значение. Вместо них главным фактором, объединяющим людей, стала общая территория, появилась новая форма этнической общности – народность. Народность – это территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

В период Нового Времени, когда в Европе на первый план вышли экономические отношения, формировалась рыночная система, совершался переход к капитализму, место народности заняло понятие нации – более устойчивой общности людей. Ее устойчивость основывалась на экономических факторах.

Нация – исторически устойчивая общность людей, характеризующаяся общностью экономики, территории, языка, особенностей менталитета, духовной культуры.

В настоящее время ученые склоняются к мнению, что именно духовная культура и определяет суть, является основой принадлежности человека к той или иной нации.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты ( 11 класс)

В настоящее время развитие межнациональных отношений связано с двумя противоречивыми тенденциями:

— тенденцией к объединению наций, которая возникает из-за глобализации экономики, мирового разделения труда и доступности информации в современном мире;

тенденцией к самостоятельному функционированию каждой нации, которая связана с тем, что люди гордятся собственной культурой и многовековой историей, стремятся сохранить и приумножить наследие предков, не затеряться среди других наций.

Противоречие между этими двумя тенденциями – основная проблема межнациональных отношений. Из нее вытекают все остальные противоречия:

— между интересами отдельной нации и интересами общества;

— между необходимостью консолидации государств для решения глобальных экономических проблем и желанием наций сохранить свою самобытность;

— между национальными государствами в силу специфики их интересов (например, конфликты из-за нужды в природных ресурсах);

— между людьми разных национальностей в многонациональных коллективах из-за различия в обычаях, традициях, мировоззрении.

Национальные конфликты часто создают почву для создания и развития специфических идеологий:

Национализм – психология превосходства одной нации над всеми прочими, в основе которой лежит гипертрофированное чувство любви к своей нации. Часто национализм включает идеи об избранности того или иного народа, что влечет на собой факты фальсификации истории.

Шовинизм – политика политического, экономического и духовного подавления одним народом других, пренебрежение одним народом правами, ценностями и традициями другого.

Конституционные принципы современной национальной политики РФ

В XX веке идеологии национализма и шовинизма активно использовались лидерами некоторых страны, многие народы оказались в бедственном положении, утратили часть своей культуры, подвергались гонениям, истреблялись.

Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, в конституцию РФ включены основные принципы национальной политики:

  1. Равенство всех граждан РФ вне зависимости от национальности, этнической и языковой принадлежности.
  2. Запрет на дискриминацию по национальному, расовому, языковому признаку.
  3. Обеспечение сохранности культурных традиций народов и народностей, проживающих на территории РФ (в том числе право на обучение на родном языке в школах).
  4. Помощь развитию этнический культур.
  5. Быстрое разрешение всех возникающих межнациональных конфликтов.
  6. Защита граждан РФ, находящихся за рубежом, от дискриминации по расовому, национальному, этническому признаку.

Этнические группы (8 класс, 11 класс)

Межнациональные отношения (8 класс)

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии, что повлекло за собой гибель множества её граждан и распад этой страны на несколько небольших государств. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа (8 класс)

Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе (8 класс). Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты ( 11 класс)

Во второй половине 80-х гг. XX в. в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Главная причина конфликтов — территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылались на историю. Поскольку территориальные границы не всегда чётко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия. Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти — всё это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию. Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряжёнными. От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

Национальная политика ( 11 класс)

  • предоставление права гражданам самим определять свою национальность,
  • обеспечение прав и свобод гражданам, независимо от их национальности,
  • создание условий для свободного развития национальных культур, языка, традиций,
  • уважительное отношение к людям разных этнических общностей,
  • установка на сотрудничество и сближение народов.,
  • создание благоприятных условий для жизни человека, для развития народов,
  • согласование интересов разных народов,
  • предупреждение межнациональных конфликтов,
  • использование мирных способов решения конфликтов.
  1. Горожане
  2. Москвичи
  3. Племена
  4. Народности
  5. Нации

Для того чтобы выполнить это задание, нужно вспомнить, что этническая общность подразумевает под собой совокупность людей, исторически сложившуюся на определенной территории и объединенную общими чертами языка, культуры, менталитета и исторической памяти. Исходя из этого, нетрудно определить, что горожане и москвичи не попадают под это определение, так как эти группы объединяют людей только по месту их проживания. А вот племена, народности и нации – яркие примеры этнических общностей.

ЭТНОС, НАРОД, НАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. РАЗНИЦА ПОНЯТИЙ И ОПАСНОСТЬ ИХ СМЕШЕНИЯ

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.


(ННГАСУ)


Факультет архитектуры и дизайна

Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ

На тему: Проблема национальной идентичности

Выполнила

Студентка Смирнова Вероника Николаевна

______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

работы студентаКандидат педагогических наук, заведующая кафедры А. А. Кондрашкина (уч. степень, уч. звание, должность, подпись, дата, и.о. фамилия)

студент группы№ ДГ 1.18____________________________________________________

(№ группы, дата, подпись)

Нижний Новгород – 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Понятия и характеристики национальной идентичности……………..4

1.1 Определения и свойства……………………………….……………….4

1.2 Формирование и структура……………………………….………..…..6

Глава 2. Роль и признаки национальной идентичности…………………………9

2.1 Различие между этносом и нацией…………………………………….9

2.3 Будущее развитие и влияния национальной идентичности на
мировую политику. …. …………………………………………………13
Глава 3. Национальная идентичность в России…………….…………………..15


ГЛАВА 1. Понятия и характеристики

ГЛАВА 2 Роль и признаки

Различие между этносом и нацией

2.3 Будущее развитие и влияния национальной идентичности на мировую политику
Существует несколько возможных путей влияния национальной идентичности на мировую политику. Во-первых, национальная идентичность определяет, как политическая ситуация, которая в свою очередь перерастет в международные субъекты (индивидуальный или коллективный). Во-вторых, национальная идентичность участвует в принятие внешнеполитических решений. Выбирая различные варианты решения проблемы, политический деятель с большей вероятностью примет те, которые соответствуют национальной идентичности. В-третьих, национальная идентичность может помогать политическим институтам или общности людей дополнительными ресурсами для необходимой социальной поддержки. Если политическое решение подходит и соответствует общественному мнению, то проводящая это решение политическая группа скорее всего преодолеет сопротивление оппозиции и добьется необходимой социальной поддержки. Однако не всегда национальная идентичность действует на мировую политику быстро. Зачастую ее влияние оказывается косвенным или неполным.
Вопрос о сохранении своей национальной идентичности непосредственно связан с вопросом об организации в сфере культуры. Необходимо привлечь молодежь к народной культуре и поддерживать собственный язык и культуру, что в результате будет способствовать развитию националь­ного мировосприятия. Сохранение национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного раз­вития народа, что может поспособствовать экономическому развитию (туристский бизнес, который может помочь экономическому и культурному развитию государства и народов, проживающих на данной территории). Нужно воссоздать внешние стороны традиционной и материальной культуры, такие как праздничный костюм, архитектура, праздники и обряды, музыка, песни, танцы и таким образом создавать нужные условия для саморазвития национальной культуры. Религиозные верования и народные обряды занимают важное место в национальной идентичности, так как в них содержится частица истории народа.
Как будет развиваться национальная идентичность в будущем? Можно предположить несколько вариантов развития событий:
1. Национальная идентичность останется главной в эпоху глобализации. Тяжелее представить мир без государств, чем мир, в котором число государств увеличится до 500 и даже более.
2. Национальная идентичность под влиянием глобализации вымрет вместе с государством. Ей на смену придут другие идентичности.
3. Национальная идентичность будет мирно существовать в прогрессирующем новом мире, дополняя и обогащая его.
Таким образом, чем быстрее процессы глобализации проникают в национальные культуры, тем сильнее народы стараются сохранить такие внутренние компоненты, как культура, традиции, язык, религия. В период глобальных изменений обостряются проблемы национальной идентичности, связанные со стремлением народов отстоять и сохра­нить свою идентичность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы можно сделать вывод, что социальные, политические и экономические изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, в полном объеме привели к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур.
Мы рассмотрели основные исследовательские подходы к проблеме национальной идентичности, раскрыли специфику ее формирования, выявили и исследовали значения и будущее возможное ее влияние на мировую политику.
Проведенный нами анализ позволил сделать следующий вывод: национальная идентичность - это сложная и многогранная структура, исследование которого включает социальные, социально-философские, психологические, культурологические, а также собственные этнические аспекты. Она характеризуется многокачественностью, относительностью, динамичностью. Сильное расслоение общества, многократные смены идеологий, географическое положение и многонациональность - все эти причины особенно влияют на национальную идентичность.
Кризис идентичности - наиболее важная проблема современной России. Без ее решения невозможно разрешить ни одной социально-экономической проблемы, преодоление которых сейчас являются главной задачей в стране. Глобализация пытается сломить национальную идентичность, растворить её в глобальных процессах демократизации, инфраструктуры и стандартизации культуры. В свою очередь национальная идентичность бросает вызов глобализации и поднимает уровень национализма в пределах национальных сообществ и делит данные сообщества на отдельные составные элементы. Необходимым элементом в формировании национальной идентичности является художественно-эстетическое образование, без которого невозможно сформировать эмоциональное восприятие своего народа и своей родины, преданность и любовь к ним. В современных условиях жизни только у многогранно развитого и образованного человека возможна глубокая и осознанная духовная связь со своим народом. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в создании художественных ценностей - можно назвать главной задачей современного образования.

Читайте также: