В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели

Обновлено: 02.07.2024

Гоголь Николай Васильевич

п.1. Тематика и проблематика

  • 1. Описание жизни маленького человека и его взаимодействие с окружающими. Башмачкин представляется слабым человеком, лишенным способностей, не умеющим защитить себя. Все, что ему остается – это терпеть издевательства сослуживцев и высоких чинов. Терпеть до тех пор, пока не иссякнет последняя капля жизни.
  • 2. Ценность людей определяется положением в обществе. Значительное лицо не является нравственным человеком, но чувствует себя хозяином жизни. Он превращается в самодура, а подчиненные - в пресмыкающихся перед его авторитетом.
  • 3. Наряду с реальным миром, Гоголь вводит фантастический мир, который дополняет образ Башмачкина - как будто бы, вырывается наружу весь его скрытый потенциал. Дух дерзкий, решительный, сильный – он способен не только наводить дикий ужас на горожан, но и отомстить за себя.

Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.

  • 1. Главная проблема – отсутствие гуманизма. В повести подавляющее большинство персонажей эгоистичны, агрессивны, малодушны. В описании жизни Башмачкина и его сослуживцев не чувствуется высоких устремлений, интереса к жизни. Развлечения коллег Башмачкина – подтрунивать над жалким Акакием Акакиевичем. Сам Башмачкин настолько запуган, весь его интерес к миру переносится на любимую работу – Акакий Акакиевич переписывает от руки тексты. В таком незатейливом времяпровождении проходит вся его жизнь. Более того, Башмачкин ничего не делает для того, чтобы изменить свое плачевное положение в коллективе. Похоже, что он даже и толком не видит того, что с ним происходит.
  • 2. Равнодушие. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.
  • 3. Бедность. Человек, проводящий массу времени на работе, не имеет возможности купить даже необходимые вещи. Для достижения цели ему нужно экономить, во всем отказывать себе.
  • 4. Социальное неравенство. Башмачкин, при виде генерала теряется и робеет. Значительное лицо обрушивается громом на своего просителя, демонстрируя свое превосходство, относясь к нему, как к блохе.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.

Читатель проникается жалостью, состраданием к главному герою, на которого особенно повлияла крайне неприятная ситуация - кража новой шинели. Появление шинели – это событие, придавшее жизни Башмачкина смысл, позволившее ему радоваться и уважать себя. Когда шинель воруют, то у главного героя забирают самое ценное – веру в лучшую жизнь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.

Рассмотрим персонажей, препятствующих гармоничному существованию главного героя - образ Акакия Акакиевича противопоставлен практически всем персонажам повести. Это практически все чиновники, работающие с ним, охранники, начальство, ополчившиеся против Башмачкина без всякой причины. К их числу относится и значительное лицо, к которому он обращается по поводу кражи шинели и получает грубый решительный отказ. Шинель для Акакия Акакиевича - это не просто обновка, а новая жизнь, теплая, красивая, удобная, раскрывающая его потенциал.

Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.

И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.

п.4. Литературные приёмы

Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.

Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:

Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.

п.5. Конфликт произведения

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.

Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.

В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

- Как подчеркивается типичность героя и ситуации? - Как подчеркивается типичность героя и ситуации? (“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников. ) - Какая личность перед нами? Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг… - Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого? (Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели). - Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели? (Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение). - В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? (Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости). - С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

Читайте также: