В чем особенности правового статуса автономных образовательных учреждений

Обновлено: 04.07.2024

Программой развития ТПУ на 2009–2018 годы предусмотрено изменение типа образовательного учреждения: вместо федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (ФГБОУ) университет должен стать федеральным государственным автономным учреждением (ФГАОУ). По поводу деятельности автономных учреждений, особенностей их правового статуса в вузовской среде ходит много слухов, подчас ничем не подкрепленных. В Российской Федерации накоплен определенный опыт функционирования автономных бюджетных образовательных учреждений (речь идет прежде всего о федеральных университетах). Этот опыт позволяет получить представление о том, что ожидает Томский политехнический университет при переходе в новый статус.

В этой статье попробуем остановиться на основных особенностях, отличающих автономное учреждение от бюджетного учреждения.

Структура управления вузом

В автономном учреждении должен быть создан наблюдательный совет (НС) в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета должны входить представители учредителя – Минобрнауки России, представители исполнительных органов государственной власти, на которые возложено управление государственным имуществом, и представители общественности. В состав НС могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников автономного учреждения. При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета, а из этой трети представители Минобрнауки России должны составлять не менее половины. Количество представителей работников вуза не может превышать одну треть от общего числа членов НС. Ректор, проректоры и проректоры-директоры не могут быть членами наблюдательного совета. Решение о назначении членов НС или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем – Минобрнауки России, кроме назначения представителей работников вуза. Порядок назначения представителя работников вуза членом наблюдательного совета, а также порядок досрочного прекращения его полномочий должен быть предусмотрен уставом вуза.

К компетенции наблюдательного совета относится:

– рассмотрение предложений учредителя или ректора о внесении изменений в устав вуза, о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств, об изъятии имущества, закрепленного за вузом на правах оперативного управления;

– рассмотрение предложений ректора об участии вуза в других юридических лицах в качестве учредителя или участника, о совершении сделок по распоряжению имуществом, в том числе по совершению крупных сделок; о выборе кредитных организаций, в которых вуз будет открывать банковские счета.

Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.

Члены НС не вправе получать от вуза вознаграждение за выполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета (проезд, проживание и суточные для иногородних членов совета).

Остается открытым вопрос о порядке назначения ректора. Новый Закон об образовании предусматривает как возможность избрания ректора конференцией работников и обучающихся, так и назначение на должность учредителем, если это предусмотрено уставом вуза. В настоящее время ректоры назначаются в вузах, имеющих статус автономного учреждения и являющихся федеральными университетами. В то же время НИЯУ МИФИ и НИУ ВШЭ, имеющие статус автономного учреждения, избирают ректора на конференции трудового коллектива с последующим утверждением учредителем. В любом случае устав вуза утверждается Минобрнауки России и учредитель вправе закрепить в нем положение о порядке назначения руководителя.

Трудовые отношения и оплата труда

Система оплаты труда в вузе определяется Коллективным договором, приказами ректора, основанными на решениях Ученого совета университета. В автономном учреждении размер должностных окладов, надбавок и доплат зависит от объема финансирования по субсидии и доходов, полученных от разрешенных видов деятельности. Таким образом, чем больше доход автономного учреждения, тем больше средств можно направлять на выплату заработной платы. Размер оплаты труда ректора определяется учредителем при оформлении с ним трудового договора. При этом в трудовой договор включаются все условия оплаты (надбавки, доплаты, условия премирования). Что-либо изменить ни ректор, ни иные органы управления автономным учреждением не имеют права.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности

По решению учредителя вуз – автономное учреждение – может полностью перейти на обслуживание в какой-либо банк. Разрешается брать кредиты на обеспечение деятельности вуза в банках.

Особенности налогообложения

В связи с изменением правового статуса у университета возникнут дополнительные затраты по налоговым платежам, финансированию непрофильных видов деятельности.

Налог на имущество.

В настоящее время ТПУ, как федеральному бюджетному учреждению, учредитель полностью финансирует расходы на уплату налога по всему имуществу, находящемуся в оперативном управлении, участвующему в уставной деятельности (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Сумма годового финансирования налога на имущество составляет более 65 млн рублей. Для автономных учреждений финансируются расходы на уплату налога, в качестве объекта налогообложения, по которым признается недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное (приобретенное) за учреждением учредителем, в том числе земельные участки (п. 3 ст. 4 Закона). Сумма налога по остальному движимому имуществу уплачивается за счет собственных средств автономного учреждения. И эти средства необходимо заработать дополнительно.

Финансирование непрофильных видов деятельности, налог на прибыль.

В настоящее время бюджетное учреждение имеет возможность получить налоговую льготу и не платить налог на прибыль, если соотношение доходов от образования и науки к доходам от прочей деятельности составляет 90 к 10. При смене статуса для нас возможность приблизиться к данному соотношению практически будет отсутствовать. Все, что не связано с выполнением государственного задания, университет должен будет финансировать из средств от приносящей доход деятельности, а значит в большей части из прибыли. В рыночных условиях автономное учреждение вынуждено будет существенно оптимизировать или отдать на аутсорсинг все не приносящие доход (затратные) виды деятельности, не связанные с образованием и наукой (комбинат питания, транспортный отдел, издательство, база отдыха и т.д.).

Переход Томского политехнического университета в статус автономного учреждения потребует оптимизации структуры университета, более эффективного менеджмента и необходимости увеличения личной ответственности каждого сотрудника университета за выполнение своих должностных обязанностей.

Алексей Мазуров,
проректор по финансово- экономической деятельности,

Галина Симахина, начальник управления правового обеспечения и кадровой политики

Виды деятельности автономных учреждений

Автономные учреждения вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые предусмотрены действующим законодательством. Вместе с тем, как подтверждает арбитражная практика, учредители иногда наделяют АУ не соответствующими их предназначению функциями. Поскольку граница между разрешенными и запрещенными видами деятельности не всегда очевидна, ознакомим читателей с критериями, которыми руководствуются суды при вынесении решений.

В каких целях создаются АУ?

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ [1] автономное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Для наглядности представим эти виды деятельности в таблице.

Разрешенные виды деятельности автономных учреждений.

Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт

Статья 2 Закона № 174-ФЗ

Классификация и освидетельствование судов

Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ

Классификация и освидетельствование судов и плавучих объектов

Пункт 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства

Пункт 8 ст. 6.1 ГрК РФ

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Федеральный и региональный

Пункты 4 – 4.2 ст. 49 ГрК РФ

Предоставление государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры

Поддержка научной, научно-технической, инновационной деятельности

Федеральный и региональный

Неустановленные виды деятельности.

Государственные органы следят за соответствием фактической деятельности АУ законодательно разрешенной и принимают меры в случае отклонения. Так, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ было определено, что автономные учреждения, созданные для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, в отношении которых до 01.01.2012 не принято решение о реорганизации, ликвидации или изменении их типа, становились бюджетными учреждениями с 01.01.2012 [2] .

Кроме случаев общефедерального законодательного регулирования виды деятельности автономных есть многочисленные прецеденты, когда уставные цели отдельными актами признаются не соответствующими Закону № 174-ФЗ. Издание таких актов обусловлено заинтересованностью третьей стороны или нарушением прав других лиц. Чаще всего инициатором выступает Федеральная антимонопольная служба. Традиционные виды деятельности учреждений не связаны с извлечением прибыли и обычно не являются объектом исследования ФАС. В случае же создания АУ (с утверждением ему государственного или муниципального задания) на конкурентном рынке сужаются возможности участия физических и юридических лиц в оказании соответствующих услуг (выполнении работ), что приводит к ограничению их доступа к освоению бюджетных средств. Кроме того, наделение учреждений не свойственными им функциями зачастую приводит к созданию такого положения, при котором автономное учреждение совмещает функции хозяйствующего субъекта (деятельность, приносящая доход) и функции органа власти, органа местного самоуправления, что законодательно запрещено [3] .

Проанализировав решения ФАС и арбитражную практику, обозначим наиболее уязвимые зоны относительно сфер деятельности АУ.

Организация питания в учебных заведениях.

При создании функции автономных учреждений (с утверждением ему государственного или муниципального задания) на конкурентном рынке сужаются возможности участия физических и юридических лиц в оказании соответствующих услуг (выполнении работ).

  • организация оказания услуги общественного питания в учреждениях социальной сферы, в том числе общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждениях, других муниципальных учреждениях;
  • услуги общественного питания;
  • услуги по изготовлению кулинарной продукции;
  • деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;
  • поставка продуктов общественного питания.

При других обстоятельствах (когда отсутствовали негативные последствия для конкурентной среды) судьи не усматривали нарушений в уставе МАУ, согласно которому целью деятельности учреждения являлось содействие организации питания в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных учреждениях здравоохранения, пропаганды принципов здорового и полноценного питания (Постановление ФАС СЗО от 04.10.2013 по делу № А13-11381/2012).

Создание условий для массового отдыха.

Решением Иркутского УФАС от 25.06.2018 № 758/18 предписано исключить из устава МАУ деятельность по организации обустройства мест массового отдыха, созданию условий для массового отдыха населения и развития городской среды (территорий, парков, зон отдыха), реализации инвестиционных проектов в сфере культуры, физкультуры и спорта. Ведение данных видов деятельности приводило к совмещению МАУ функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Чувашское УФАС вынесло схожее решение – от 07.11.2018 по делу № 16/05-АМЗ-2018.

Позицию антимонопольного органа поддерживают и арбитры. Так, исследовав основные виды деятельности автономных У, суд (см. Постановление АС ВВО от 11.08.2016 № Ф01-3052/2016 по делу № А79-9084/2015) установил, что к ним относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха. Однако переданные автономному учреждению функции по исполнению процедуры размещения нестационарных торговых объектов и объектов досуга и отдыха относятся к полномочиям органа самоуправления. Передать указанные функции хозяйствующим субъектам нельзя. В дополнение суд отметил, что Закон № 174-ФЗ не дает учреждениям права на проведение торгов, выставление публичного предложения о заключении договоров на размещение нестационарных объектов, определение порядка размещения таких объектов на территории города.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3062/15 по делу № А50-15982/2014 [5] .

Наружная реклама.

Как указано в Постановлении ФАС ВВО от 25.12.2013 по делу № А79-13738/2012, к основным видам деятельности АУ относилась выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций. Учреждение также осуществляло иные виды деятельности, направленные на извлечение прибыли, в том числе изготовление всех видов наружной рекламы, строительно-монтажные работы по наружной рекламе, сдача в аренду и субаренду основных фондов и имущества учреждения. Таким образом, учреждение фактически было наделено полномочиями органа местного самоуправления и функциями хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по установлению средств наружной рекламы, что вступало в противоречие с антимонопольным законодательством.

При оказании услуг в сферах, не перечисленных в Законе № 174-ФЗ, руководству АУ следует проявлять осмотрительность, как минимум периодически проводить мониторинг актуальной судебной практики.

Транспортные услуги.

В другом процессе судьи тоже усмотрели нарушение в создании цели автономных учреждений ведения производственно-хозяйственной деятельности, связанной с реализацией полномочий органов исполнительной власти в сфере содержания имущества, в том числе с обеспечением органов исполнительной власти автотранспортом (Постановление ФАС ДВО от 10.06.2009 № Ф03-1537/2009 по делу № А59-2113/2008).

Поддержка предпринимательства.

Камчатский краевой суд Решением от 11.11.2016 по делу № 3а-34/2016 поддержал позицию прокуратуры, согласно которой реализация программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, не соответствует установленным видам деятельности АУ. Однако Верховный суд Апелляционным определением от 27.03.2017 № 60-АПГ17-2 отменил решение нижестоящей инстанции. Как установил суд, АУ было создано для выполнения работ, оказания услуг в сфере занятости населения и осуществления деятельности, направленной на сокращение безработицы путем развития малого и среднего предпринимательства, самозанятости населения, сохранения имеющихся рабочих мест, создания новых рабочих мест субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому создание АУ в целях развития малого и среднего предпринимательства, а также его наделение необходимыми полномочиями было признано законным.

Проведение свадеб.

Иные виды деятельности.

Постановлением АС ВСО от 13.08.2015 № Ф02-3926/2015 по делу № А10-5389/2014 [8] определено, что услуги по содержанию кладбищ не относятся к тем видам работ и услуг, которые указаны в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ и которые должны осуществляться в ходе исполнения муниципального задания.

Заключение.

Автономные учреждения могут создаваться лишь в сферах, предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, а также в сферах, которые регулируются отдельными федеральными законами, где прямо обозначено право оказания услуг (выполнения работ) автономными учреждениями. Как показывает судебная практика, не так уж и просто установить, соответствуют ли законодательству функция, возложенная на АУ учредителем, и выделение необходимой для исполнения этой функции субсидии на государственное (муниципальное) задание. А потому при оказании услуг в сферах, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, руководству АУ следует проявлять осмотрительность – хотя бы периодически проводить мониторинг актуальной судебной практики.

[2] До истечения указанного срока автономные учреждения были вправе получать субсидии для целей, не предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (определения ВС РФ от 26.10.2011 № 44-Г11-38, от 13.07.2011 № 44-Г11-23).

[5] Определением ВС РФ от 28.09.2015 № 309-КГ15-11778 отказано в передаче дела № А50-15982/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

[6] Определением ВАС РФ от 03.08.2010 № ВАС-10255/10 отказано в передаче дела № А57-18473/2009 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[7] Постановления ФАС ПО от 17.06.2014 по делу № А65-20132/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 № 11АП-23660/2013 по делу № А65-20132/2013.

[8] Определением ВС РФ от 01.12.2015 № 302-КГ15-15527 отказано в передаче дела № А10-5389/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.


В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (соучредительство нескольких лиц не допускается). Учредитель после принятия решения о создании частного учреждения приобретает статус его собственника и осуществляет (может осуществлять) функции по управлению учреждением. С учетом ч. 2 ст. 25 Закона об образовании сведения об учредителе частного образовательного учреждения подлежат указанию в уставе.

Исходя из положений п. 5 ст. 23 Закона об образовании наименование образовательного учреждения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип. Типы образовательных организаций установлены статьей 23 Закона об образовании. Каждому типу образовательной организации соответствует строго определенный набор образовательных программ, которые перечислены в частях 2 и 3 статьи 23 Закона об образовании.

Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Для реализации дополнительных образовательных программ, создаются следующие типы образовательных организаций:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные программы, предусмотренные частью 4 статьи 23 Закона об образовании, реализуются частными образовательными учреждениями при необходимости в дополнение к основным программам также с учетом своего типа.

Так, для дошкольных образовательных организаций таковыми могут являться - дополнительные общеразвивающие программы; для общеобразовательных организаций - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения; для профессиональных образовательных организаций - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; для образовательных организаций высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; для организаций дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения; для организаций дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Указание в наименовании двух типов образовательной организации не допустимо.

По желанию учреждения в его наименовании могут быть указаны особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская , технологическая деятельность и другие).

Исходя из совокупности ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, положений Закона об образовании устав частного образовательного учреждения должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании;
  • об организационно-правовой форме;
  • о его месте его нахождения;
  • об учредителе;
  • о предмете и целях деятельности;
  • о типе образовательной организации;
  • о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • о порядке управления деятельностью, структуре и компетенции органов управления частного образовательного учреждения, порядке их формирования и сроках полномочий, порядке принятия ими решений и выступления от имени ЧОУ;
  • о филиалах и представительствах;
  • об источниках формирования имущества;
  • о порядке внесения изменений в учредительные документы;
  • о порядке использования имущества в случае ликвидации;
  • о порядке принятия локальных нормативных актов;
  • о порядке участия педагогических работников, обучающихся и родителей в управлении ЧОУ;
  • о правах и обязанности руководителя ЧОУ, его компетенции в области управления учреждением;
  • о порядке утверждения положения о структурном подразделении.

При этом в уставе исчерпывающе должны быть определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом).

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

В учреждениях права по управлению и контролю за деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное его собственником за учреждением на праве оперативного управления. ГК РФ выделена исключительная компетенция собственника, которая не может быть передана другим лицам. Так, в соответствии со ст. 123.21 и 123.23 ГК РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, по его решению могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Высший орган управления учреждения может быть как единоличным в лице собственника или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа управления учреждения может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения.

Компетенция высшего органа управления по общему правилу для некоммерческих организаций предусмотрена п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях и включает решение следующих вопросов:

1) изменение устава некоммерческой организации;

2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

7) участие в других организациях;

8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Если высшим органном управления учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом вышеизложенного.

При определении порядка управления частного образовательного учреждения необходимо также руководствоваться статьями 26 и 51 Закона об образовании.

Так, Закон об образовании устанавливает обязательное наличие единоличного исполнительного органа образовательной организации, которым является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, заведующий, начальник или иной руководитель), осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Требования, предъявляемые к руководителю образовательной организации, определены пунктом 2 статьи 51 Закона об образовании. К таким обязательным квалификационным требованиям относится наличие высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Также статьей 26 Закона об образовании определено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).

Названная статья Закона об образовании предусматривает право образовательных организаций на формирование попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и других коллегиальных органов управления. Таким образом, отсутствие данных органов в уставе образовательной организации не будет являться нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в ЧОУ:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Локальные нормативные акты, принимаемые образовательной организацией, регламентируют правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Таким образом, указание вышеперечисленных сведений в уставах образовательных организациях не является обязательным требованием.

Относительно определения в уставе порядка использования имущества в случае ликвидации ЧОУ следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 102 Закона об образовании при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

Начальник отдела
по делам некоммерческих организаций
Винокурова Л.Г.


В статье сформулировано понятие образовательного учреждения, раскрыты его сущность и типы. Рассмотрены особенности правовых статусов бюджетного, автономного и казенного учреждений.

Ключевые слова: образовательное учреждение, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение, правовой статус.

The article formulates the concept of an educational institution, reveals its essence and types. The features of the legal status of the budget, autonomous and public institutions are considered.

Keywords: educational institution, autonomous institution, budget institution, state institution, legal status.

В современном обществе образование играет все большую ролью. Его место в жизни общества в значительном обусловлено той ролью, которую играют в социальном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, способности развивать свои профессиональные и индивидуальные качества. Возрастание роли образования приходится на вторую половину ХХ столетия, и это принципиально сказалось в последние десятилетия, что нашло отражение в ряде теоретических концепций социального и финансового развития, в числе которых выделяют концепции постиндустриального общества, концепцию человеческого капитала, идеи работы общества и другие.

Право на образование считается одним из ключевых и необходимых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России область образования признана приоритетной. Концепция образования Российской Федерации создает условия для постоянного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности изучать несколько программ, а кроме того учета имеющихся образования, квалификации и практического опыта.

– дополнительное профессиональное образование.

Большинство учебных заведений дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования в основном бюджетные.

Основными признаками бюджетного учреждения являются:

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащего Российской Федерации, ее субъекту или муниципалитету, соответственно, присваивается ему в соответствии с правом оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2] (пункт 9 Статья 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В то же время, в силу закона, некоторым имуществом, бюджетное учреждение не имеет права самостоятельно управлять. Таким образом, бюджетное учреждение без согласия владельца не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом и особенно ценным движимым имуществом, которое назначено бюджетным учреждением владельцем этого имущества или приобретено за счет средств выделенных владельцем для его приобретения (пункт 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ) [3].

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением было бы затруднительным.

Автономное образовательное учреждение является учреждением, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для предоставления образовательных услуг на основе задачи учредителя посредством реализации образовательных программ, определенных по типу в качестве основного вида деятельности, независимо ответственного за свои обязательства, за свое имущество, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, переданного ему учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных на приобретение этого имущества.

Цель создания и основной деятельности автономного образовательного учреждения определяется как реализация образовательной деятельности для реализации образовательных программ на основе лицензии. Автономные образовательные учреждения имеют право осуществлять те образовательные программы, которые предусмотрены их типом.

Автономные учебные заведения имеют следующие отличительные особенности:

1) создаются государственными органами;

2) являются юридическими лицами публичного права;

3) имеют широкие правовые возможности для организации своей собственной экономической деятельности;

4) создаются для осуществления функций предоставления государственных услуг;

5) деятельность основана на задаче учредителя, для реализации которой выделяется соответствующее бюджетное финансирование;

6) имеет право предоставлять платные услуги;

7) управление такими учреждениями основано на принципе единства командования (управляющего, директора) в сочетании с коллегиальностью (наблюдательным советом, педагогическим советом);

8) имеют право распоряжаться недвижимым и движимым имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств;

9) имеет сложную систему контроля (аудит годовой финансовой отчетности, утверждение отчетов наблюдательным советом);

10) несут финансовую, материальную и юридическую ответственность, независимо от учредителя, за качество предоставляемых услуг и эффективность внутреннего управления.

Казенное учреждение в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] является государственным (муниципальным) учреждением, которое предоставляет государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) осуществляет государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации Федерации полномочий государственных органов (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовая поддержка которых обеспечивается за счет соответствующего бюджета на основе бюджетных смет. В то же время бюджетная смета является документом, который устанавливает в соответствии с классификацией бюджетных расходов пределы бюджетных обязательств государственного учреждения, а предел бюджетных обязательств — это размер прав в денежном выражении для бюджетного (в текущем финансовом году и в плановый период).

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Это отличает их от автономных и бюджетных учреждений, которые не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основе бюджетных смет.

Основной целью казенного образовательного учреждения является реализация образовательных программ образования. Казенное образовательное учреждение осуществляет образовательные мероприятия по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

Казенное образовательное учреждение имеет право осуществлять образовательные мероприятия по образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные программы общего развития и дополнительные допрофессиональные программы.

Таким образом, образовательные учреждения представляют собой учреждения, осуществляющие образовательный процесс (реализуют одну или несколько образовательных программ). Создаются только в форме, установленной для некоммерческих организаций (автономные, бюджетные и казенные). Образовательные учреждения играют большую роль в нынешнем состоянии и развитии общества.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бюджетное учреждение, учреждение, программа, автономное учебное заведение, казенное образовательное учреждение, казенное учреждение, автономное образовательное учреждение, автономное учреждение, Гражданский кодекс.

Похожие статьи

Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения.

Автономное учреждение — это некоммерческое образование, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для исполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

Особенности договора аренды, заключенного с бюджетной.

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация.

Бюджетные образовательные учреждения могут потреблять бюджетные средства только на: − оплату труда работников согласно заключенным трудовым договорам и правовым актам.

Спорные аспекты правового режима имущества автономных.

Автономное образовательное учреждение может заниматься научно-технической деятельностью приносящей доход: создание и передача научной и научно-технической продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт, оказание услуг.

Бюджетное учреждение потребляет бюджетные средства.

Правовое положение казенных учреждений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от.

Бюджетные образовательные учреждения и способы их.

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга

Проведен анализ основных особенностей деятельности, преимуществ и рисков при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение.

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение.

Проблема финансирования образовательных учреждений.

Были созданы три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Организационно-правовая форма всех трех учреждений остается едина — государственное или муниципальное учреждение.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения.

Финансирование образовательной деятельности государственных казенных организаций и

Так, образовательное учреждение вправе выступать в гражданском обороте в качестве

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация.

Казенное учреждение — государственное (муниципальное).

Гражданский кодекс РФ в ст.123.21 определяет учреждение как унитарную некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно ч. 4 ст. 298 БК РФ.

Читайте также: