В чем опасность правонарушений среди подростков для общества

Обновлено: 02.07.2024

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Здоровый (физически и психически) подросток — это полноценное поколение будущего, активный творческий, экономический потенциал страны. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической девиации подрастающего поколения. К сожалению, в нашем обществе имеются несовершеннолетние с девиантным поведением, проявляющимся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения. Состояние и тенденции подростковых правонарушений — один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Подростковый возраст — период развития детей от 11–12 лет до 15–16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний — юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Несовершеннолетние — лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет)

Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей?

В любом возрасте нельзя разрешать ребенку плохо обращаться с игрушками, мебелью, вещами, потому что такое отношение может в дальнейшем перейти на родителей и на окружающих его людей.

Во время учебы в начальной школе дети особенно интересуются различными правилами общественной жизни. Их волнуют взгляды родителей по любому поводу. В это время можно рекомендовать родителям четко формулировать ребенку свои принципы и учить отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, не прибегая к физической силе, а также формировать и развивать у детей в таком возрасте ценности ведения здорового образа жизни.

В последующие годы обычно бывает труднее внушить подростку свои взгляды, так как у них нередко возникает непреодолимое желание противоречить не только родительским требованиям, но и игнорировать их образ жизни. Подобные явления очень тяжелы для родителей. Они стараются не говорить о своих чувствах, страдают из-за того, что не могут руководить своим ребенком.

Профилактика подростковой преступности

Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.

Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.

Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь.

И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.

Профилактика правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

Сегодня мы поговорим на тему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Вы должны хорошо понимать, что у человека есть не только права, но и обязанности и ответственность.

Итак, что же такое правонарушения и преступления и чем они отличаются друг от друга?

Правонарушения и преступления – это противоправные общественно-опасные деяния, причиняющие вред интересам государства, общества и граждан, запрещённые законом под страхом административного и уголовного наказания. Преступления отличаются от правонарушения большей степенью общественной опасности, наличием более тяжёлых последствий и тяжестью наказания. Правонарушения предусмотрены КоАП, а преступления - УК РФ.

По общему правилу ответственность за правонарушения и преступления наступает с 16 лет. За некоторые особо тяжкие преступления уголовная ответственность начинается уже с 14 лет, а именно за:

- насильственные действия сексуального характера

- умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести) Например, если в ходе драки сломан нос или челюсть, то это уже причинение вреда здоровью средней тяжести.

- кражи, грабежи, разбои, вымогательства,

Которые, к сожалению, популярны среди нашей молодежи;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах

- вандализм, когда разрушают памятники и обелиски;

- угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;

За совершение преступлений несовершеннолетним назначаются наказания в виде штрафов, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определённый срок.

Во всех случаях совершения подростками правонарушений или преступлений его родителей (законных представителей) привлекают к ответственности по ст. 5.35 КоАП за ненадлежащее воспитание.

Судом на виновное лицо или его родителей (законных представителей) возлагается обязанность возместить вред, причинённый здоровью потерпевшего, моральный вред, а в случае порчи имущества – возместить убытки.

Или, например, нередко между подростками случаются драки. В случае причинения даже лёгкого вреда здоровью с виновной стороны может быть в судебном порядке взыскан вред, причинённый здоровью, материальный и моральный вред, судебные издержки.

Так, например, недавно ВС РФ в апелляционном порядке было рассмотрено такое дело по случаю, произошедшему в Уфе. В конечном итоге с родителей виновника взыскали более 100 тыс. рублей.

Или, например, за лесной пожар, произошедший по вине несовершеннолетнего, с его родителей взыскивается ущерб, причинённый лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара. А это порою суммы, исчисляемые в миллионах.

Если же это же хулиганство совершено:

а) с применением предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды,

в) на любом виде транспорта общего пользования.

то это уже преступление и наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Ежегодно в республике несовершеннолетними совершается более 400 преступлений. 83% из них составляют преступления против собственности: кражи, угон автомототранспорта, грабежи, мошенничество, разбои, вымогательства. Объектами преступных посягательств подростков в основном являются деньги, денежные средства на банковских картах, сотовые телефоны, иные личные вещи, велосипеды, автомашины. Все хищения на сумму свыше 2,5 тыс. – являются уголовным преступлением (ст. 158, 158.1 УК РФ)

Так, например, многие подростки не знают, что найдя чужой телефон и присвоив его себе - они совершают кражу, а спивав деньги с банковской карты, привязанной к этому телефону – хищение.

Второй категорией по количеству являются преступления против личности. Как это не прискорбно, но подростками совершаются убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и т.д.

Здесь необходимо сказать несколько слов о буллинге.

Буллинг – это травля в школе. К сожалению, явление более распространённое, чем кажется. В прошлом году на учёт поставлено более 1 тыс. пострадавших детей.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление, т.е. угрозы, оскорбления, насмешки, шантаж, издёвки, нанесение побоев и т.д., в т.ч. совершаемые в социальных сетях.

Когда вымогают что-либо или пытаются отобрать силой, действия квалифицируются. как вымогательство, хулиганство или мелкое хулиганство.

С эмоциональной травлей труднее, но все равно привлечение к ответственности возможно.

Зачастую начиная и поддерживая травлю подростки не задумываются о том, что стоят на грани преступления. Одно неосторожное движение: толчок¸ подножка и даже просто обидное слово, может повлечь смерть человека.

Подростки, которые позволяют себе такие вещи должны знать, что человек, доведённый до отчаяния (а заметить душевные переживания человека порою невозможно) нередко идут на крайние меры и тогда жертвой преступления может стать сам агрессор. Слышали, наверно, о случаях расстрела в школах.

О том, как в такой ситуации себя вести детям-жертвам, чтобы избавиться от тирании и самим не совершить преступление, я расскажу в следующей лекции о защите прав несовершеннолетних. Главное – не терпеть, а сразу обращаться за помощью к классному руководителю, родителям, завучу, директору, в управление образования, а если ни кто не помогает – смело идите в районную прокуратуру, там точно помогут.

Сейчас очень распространено общение по ватсапу и в социальных сетях. Но с этим тоже следует быть особенно осторожными.

Приведу пример. В прокуратуру города поступила жалоба женщины, в которой она просила привлечь к ответственности другую женщину по факту ее оскорбления в групповом чате в Ватсапе путем высказывания оскорбительных слов, в том числе в нецензурной форме. По постановлению прокуратуры города виновная женщина привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Мировой судья назначил штраф.

И таких заявлений поступает достаточно много. Часто люди оскорбляют других в социальной сети Инстаграм, в Ватсапе. Но теперь вы знаете, что это противозаконно.

Также крайне осторожно нужно быть с перепостами - пересылкой поступающей информации, поскольку законом установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. Запрещается публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Такие действия признаются экстримистскими проявлениями и за них предусмотрена административная ответственность. Даже хранение фото и видео экстремистских материалов влечёт административную ответственность по ст.20.29 КоАП РФ.

Поэтому, вдруг если по Ватсапу, в Телеграм или других мессенджерах и социальных сетях вы получите по фотографии и видеоролики с нацистской или иной экстремистской символикой или с изображением людей в одежде с экстремисткой символикой, либо фото и видео, содержащие унижение человека и гражданина по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то распространять это дальше нельзя! А человеку, который это прислал надо разъяснить, что он совершает правонарушение.

Вы сейчас старшеклассники, скоро перейдёте в категорию молодёжь. В этом возрасте психология и физиология человека такова, что он склонен к импульсивным, протестным настроениям, крайне негативно относится к запретам, обострено чувство справедливости, нетерпимости к негативным поступкам и т.д. В этот период некоторые ребята сильно восприимчивы к разного рода влиянию и часто встают на протестный путь, примыкают к радикальным или опозиционным движениям, участвуют в незаконных публичных мероприятиях (митингах).

Почему подростки совершают преступления?

До половины всех преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Выпив человек теряет рассудок. Ему кажется, что он отдаёт себе отчёт в своих действиях, но жизнь показывает, что это не так. Алкоголь отключает разум и человек начинает вести себя и действовать неадекватно.

Помимо разрушительного воздействия наркотиков на организм человека, существуют и правовые последствия потребления наркотиков.

Хранение при себе наркотика для личного потребления и его незаконное потребление без назначения врача влечёт адм ответственностиь в виде штрафа или административного ареста (по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ). За это также в административном порядке штрафуют родителей (законные представители) по ст. 20.22 КоАП РФ.

Будучи наркозависимыми, подростки, как правило, вовлекаются в незаконный оборот (начинают перепродавать, содействовать распространению) наркотических средств и психотропных веществ, что подпадает под действие УК РФ. Ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такие деяния в виде лишения свободы до 3 лет, а если изъяты наркотики в крупном размере, то до 15 лет.

Кроме указанного наркозависимый человек уже не может быть полноправным членом общества. Наркоман, который вследствие своего пристрастия ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности по заявлению заинтересованных лиц. Кроме того, это влечёт ограничение прав гражданина на управление транспортным средством, в будущем он не сможет работать учителями, воспитателями, осуществлять медицинскую деятельность, деятельность, связанную с оборотом оружия, выполнять подводные, подземные, аварийно-спасательные работы и многое другое.

Чтобы вы не оказались в таких обстоятельствах, Вы должны знать что те, кто предлагают вам понюхать, пожевать, покурить, проглатить, выпить или уколоть что-либо - зарабатывают на вас деньги! Хотят обратить вас в зависимость, которая настолько сильна, что подросток незадумываясь убивает самого любимого человека – свою мать, чтобы забрать у неё последние деньги и купить на них наркотик.

Обязательно наберите в интернете последствия употребления наркотиков, посмотрите во что превращаются люди, употребляющие наркотики.

Чтобы жить и радоваться жизни, нужно не наркотики употреблять, а найти своё увлечение и хороших друзей. Надо общаться и дружить с людьми, имеющими правильные жизненные установки.

Что делать, если тебе одиноко и нет друзей? Нужно найти своё увлечение, начать заниматься тем, что тебе действительно интересно, искать информацию кто ещё в городе занимается тем же, попробовать пообщаться с ними. Они однозначно станут твоими друзьями.

Разнообразьте свою жизнь: летом найдите возможность поехать на сплав по реке Ботуме, осенью и зимой – научитесь кататься на коньках, играть в бильярд, в весеннее время, это горные лыжи, сноуборды и т.д. Это все не с 1 раза получается, но потом - приносит огромное удовольствие. Главное не заменяйте живое общение и жизнь сидением в интернете. Этого в жизни вы ещё успеете.

Вторая основная причина совершения подростками преступлений - нужны деньги.

Что бы не становится преступником надо учиться их зарабатывать. Это может быть работа по найму или предпринимательская деятельность. Лучше с детства учиться заниматься бизнесом и в будущем всегда иметь возможность заработать деньги, чем сейчас тратить время на ерунду и в будущем спиться из-за отсутствия работы. Ежегодно в летний период работу для учащихся и молодёжи организует орган занятости. В трудовых правоотношения у несовершеннолетних очень много льгот. Это и неполный рабочий день при полной оплате и отсутствие испытательного срока и т.д.

Третья – нечем заняться, отсутствие досуга.

Я могу привести примеры, конечно, больше для девочек. Сейчас девочки подростки могут учиться тому, что им интересно – мэйкап, маникюр, парикмахерские услуги, выпечка хлеба, кондитерских изделий, вязание, шитье. Если уже сейчас, занимаясь эти как хобби, научиться делать это профессионально, вы уже никогда не останетесь без работы, потому, что эти услуги восстребованы всегда.

Парень, способный построить теплицу, имеющий водительские права, способный настроить или починить компьютер тоже никогда не останется без денег. Но, естественно, это не должно быть вашей основной работой в жизни, надо стремиться осваивать более важные профессии, а те навыки, что я навала будут вашей страховкой.

Почему не стоит совершать административные правонарушения и тем более преступления?

Пока молодые, люди особо не задумываются о последствиях своего поведения. Но в будущем это может принести проблемы не только самому человеку, но и его детям. Например, если вы совершаете серьёзное административное или тем более уголовное преступление вы ставите крест на своей карьере в правоохранительных органах, в т.ч. МВД, ФСБ, прокуратура, и в суде. И не только на своей, но и на карьере ваших будущих детей. Для государства вы на долгое время или навсегда остаётесь правонарушителем или преступником. Вас никогда не возьмут на работу в организацию работающую со сведениями, составляющими государственную тайну и даже в организацию, которая занимается установкой сигнализации. Даже когда истёк срок привлечения к административной ответственности данные об этом факте навсегда остаются в базе данных ИЦ МВД.

Молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте, рассматриваются как отдельная социальная категория. Это особенный возраст, когда на формирование идеалов и ценностей оказывают влияние самые различные факторы. Причем взгляды подростка нередко расходятся теми нормами, которые приняты в обществе. В связи с этим в поведении молодых людей возникают так называемые девиации и отклонения, выражающиеся в совершении ими противоправных действий.

Именно поэтому особой значимостью обладает профилактика преступности несовершеннолетних. Подобная деятельность позволяет самым неустойчивым членам нашего общества не свернуть с правильного пути.

Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, подростковая преступность характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.

Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:

2. Насильственно-эгоистические мотивы. К данной причине стоит присмотреться повнимательнее при проведении профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь у молодых людей существует острая потребность к самоутверждению. Она и является главным фактором, способствующим возникновению насильственно-эгоистической мотивации. Порой подобная мотивация идет параллельно с жестоким поведением.

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй – социального характера. Первые из них характеризуются:

• деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;

• ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;

• отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

• различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;

• физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он возможно вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:

• молодые люди с высокими волевыми качествами, которые имеют отрицательную направленность и используемые при подготовке к совершению преступлений;

Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.

Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой личности и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.

Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.

При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы.

1. Постоянной демонстрацией пренебрежения к тем нормам поведения, которые приняты в обществе. Такие подростки сквернословят, пристают к гражданам, появляются на улице в нетрезвом виде, портят государственное имущество и т.д.

5. Виновны в создании конфликтных ситуаций. Из-за этих подростков в семье постоянно возникают ссоры. Причем молодые люди терроризируют родителей, а также других близких им людей.

6. Имеют привычку присваивать все то, что плохо лежит, а также то, что можно отнять у слабого, не понеся за это никакого наказания.

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.

В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.

Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.

Когда проводится представителями ОВД (ОДН) профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.

Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.

2. Органы социальной защиты. Эти субъекты профилактики преступности несовершеннолетних представляют собой территориальные центры, в которых оказывается экстренная психологическая, психолого-педагогическая и социальная помощь. Основной особенностью данных органов является то, что в большей степени их деятельность направлена на проведение индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации. Это выражается в оказании бесплатных социальных услуг, а также в тесном сотрудничестве с семьей, в организации занятости и досуга несовершеннолетних.

3. Спецучреждения для нуждающихся в проведении социальной реабилитации. Подобные организации призваны оказывать экстренную помощь подросткам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. В списке таких учреждений находятся социальные приюты, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, и т.д.

4. Органы управления и учреждения образования. Подобные институты вводят и реализуют различные методики, направленные на формирование у молодых людей законопослушного поведения, а также проводят комплексные психолого-медико-педагогические обследования, что позволяет выявить необходимую форму воспитания и обучения детей, отстающих в учебе, пропускающих занятия и т.д. К таким учреждениям образования относят школы-интернаты, а также детские дома, в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей.

5. Органы по делам молодежи, учреждения туризма, спорта и культуры, различные молодежные объединения, а также прочие общественные движения и организации. Все они принимают участие в организации занятости, досуга и воспитания молодежи.

6. Органы здравоохранения. Проведение лечебно-восстановительного процесса становится особенно актуальным в наше время, когда имеет место постоянный рост процента наркотизации и алкоголизации, а также психических отклонений у молодых людей. Помимо этого, органами здравоохранения организуются мероприятия по распространению санитарно-гигиенических знаний, по пропаганде ЗОЖ и оказанию медицинской помощи подросткам.

7. Подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. Какова компетенция данных органов? Они осуществляют профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, представляющих особую опасность для общества. Помимо этого ОППН проводят работу с теми законными представителями подростков, которые не в полной мере исполняют свои обязанности по из воспитанию. Проводится органами ОВД и профилактика повторной преступности несовершеннолетних. Важной задачей ОППН является также и выявление тех лиц, которые вовлекают молодежь в антиобщественные действия и в совершение противозаконных деяний.

8. Органы попечительства и опеки, а также службы занятости. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних этими элементами системы носят вспомогательный характер. Дело в том, что вся их деятельность предполагает проведение распорядительно-контрольных мероприятий, не связанных с непосредственной работой с подростками и их семьями.

9. Возглавляет систему профилактики преступности несовершеннолетних Межведомственная комиссия, созданная при Правительстве России. Помимо этого, в перечне субъектов, выполняющих работу по предупреждению противоправных действий подростков, находится и прокуратура РФ. В ее задачи входит надзор за соблюдением свобод и прав молодых людей, а также координация работы правоохранительных органов, направленная на борьбу с преступностью.

Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:

1. Ранняя профилактика. На этом этапе перед субъектами предотвращения подростковой преступности ставится задача в оказании помощи тем, кто находится в сложных условиях воспитания и жизни. Принимаются эти меры еще до того момента как на молодом человеке скажутся возникшие негативные факторы.

2. Непосредственная профилактика. Задачей данного этапа является недопущение перехода подростка на путь преступлений, а также работа по исправлению тех лиц, которые совершают непреступные правонарушения и имеют значительную степень дезадаптации.

3. Профилактика поведения предпреступного характера. Основная цель данного этапа состоит в недопущении перехода подростка на противоправную стезю. При этом принимаются все необходимые меры, создающие условия для исправления тех лиц, которые систематически совершают противоправные действия, что указывает на большую вероятность совершения ими преступления в самом ближайшем будущем.

4. Предупреждение рецидива. Профилактика повторной преступности несовершеннолетних ставит своей целью не только оградить подростков от антиобщественных действий, но и защитить от них законопослушную молодежь.

Данный этап является самым ответственным для предотвращения совершения подростками противоправных действий. Он подразумевает собой предупреждение и устранение имеющих место существенных нарушений в воспитании детей, а также в негативных изменениях условий их жизни. При этом устраняются источники неблагоприятного воздействия на личность и нормализуются условия, как конкретных подростков, так и их групп.

• принимаются административные и уголовно-правовые меры воздействия на тех родителей, которые злостно нарушают обязанности, касающиеся воспитания детей.

Семьи с признаками неблагополучия выявляются учебным заведением с помощью опросов подростков, а также родителей или же близких родственников. Это мероприятие проводится силами педагогов или воспитателей.

Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.

При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.

На данном этапе реализуются меры в отношении подростков, которые уже находятся на грани преступления. При этом производится интенсивный и демонстративный контроль над поведением и связями молодого человека, а также над его времяпровождением. Основная задача подобных мер заключается в удержании перехода подростка на путь преступлений.

1. Карательная. Эта модель является самой распространенной в мире. Подростков наказывают, лишая их свободы, при этом мало уделяя внимание вопросам реабилитации. Например, для профилактики преступности несовершеннолетних в ХМАО открыта спецшкола. Также по стране существует целая сеть детских воспитательных колоний.

2. Терапевтическая. Данная модель не признает наказание и предполагает вмешательство компетентных органов для исправления нарушений, имеющих место в процессе социализации.

3. Восстановительного правосудия. При использовании этой модели борьба с преступностью осуществляется благодаря привлечению внимания к тому ущербу, который возникает при совершении противоправных действий.

Василевская Галина Николаевна


Оскольский политехнический колледж

1) Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.

Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

2) Неблагоприятное бытовое окружение

70% подростков в группах употребляют спиртное;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

3) Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.

4) Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

5) Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
- Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкое хищение;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Читайте также: