В чем на ваш взгляд эффективность создания ассоциаций безработных

Обновлено: 16.05.2024

Фото: пресс-служба

Вызванные пандемией проблемы на рынке труда будут стимулировать массовое переобучение специалистов новым навыкам.

Отдельные сектора экономики продолжали испытывать в этом году кадровый голод — даже несмотря на связанный с массовым локдауном рдост числа безработных. Здравоохранение, производство, распределение и доставка продуктов питания, правоохранительные органы, организации критической инфраструктуры и даже часть сферы услуг продолжали нуждаться в персонале, говорится в аналитическом материале ОЭСР.

Спрос на специалистов постепенно восстанавливается во всех отраслях, отмечает Ирина Святицкая. В правительстве РФ полагают, что пик безработицы пройден — в июле число безработных в стране, по оценкам Международной организации труда (МОТ), достигло 4,7 млн человек (или 6,3% всех трудящихся). К 2021 году рынок труда вернется на докризисный уровень, уверен помощник президента РФ Максим Орешкин.

Не сидится на месте

В целом каждый третий из опрошенных рекрутерами в 2019 году соискателей за последние десять лет кардинально сменил профессию, 28% задумывались об этом, нашли себя в смежной области еще 24%. Более половины соискателей в ближайшие десять лет планируют сменить профессию. Выше всего эта доля среди тех, кто сравнительно недавно начал карьеру, особенно в автобизнесе (68%) и банковской сфере (62%).

Почти 67% трудоспособных граждан планируют получить новые знания и навыки. В частности, квалифицированные рабочие, по результатам опроса HR-специалистов, не оправдывают ожидания работодателей в добросовестности и дисциплинированности (разрыв между ожиданиями и реальностью — 28%), а также наличии специализированных профессиональных и технических знаний и навыков (24%).

У населения наибольшим спросом пользуются профессии, которые открывают возможности для самозанятости и частного предпринимательства, — например, открыть кафе, парикмахерскую, автосервис, отмечает директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев.

Основная доля (44%) населения проходит переобучение на программах дополнительного профессионального образования, почти треть — на программах профессионального обучения (29%), еще 24% — на краткосрочные программах, по данным Института образования НИУ ВШЭ за 2018 год.

Академия Ворлдскиллс Россия на протяжении последних пяти лет организует реализацию правительственных программ по переподготовке кадров по мировым стандартам WorldSkills.

Апгрейд для работников

Наибольший интерес к программам допобразования действительно проявляют люди предпенсионного возраста, отмечает Максим Фатеев: именно эта категория во время любого кризиса первой оказывается в группе риска.

Другой тренд. С августа этого года аудитория Академии Ворлдскиллс Россия расширилась за счет граждан, которых в условиях пандемии могли уволить или сократить, или испытывающих сложности с трудоустройством, в том числе недавних выпускников, впервые вышедших на рынок труда. До конца года планируется обучение 110 тыс. человек, прогнозируют в академии.

Цифровая среда

41% профессиональных образовательных организаций (ПОО) в мире перешел на полное дистанционное обучение и 10% — на частичное, согласно данным ЮНЕСКО и МОТ. При этом опыт регулярной дистанционной работы до карантина имели только 16%.

В Германии, например, большая часть студентов продолжала обучение на базе предприятий, имея дистанционный доступ к образовательным ресурсам. В Португалии колледжам и учебным центрам доступна инфраструктура цифровой платформы национального Института занятости и профессионального обучения (IEFP).

В России 4,5 тыс. колледжей, и все они сильно отличаются, в том числе с точки зрения применяемых технологий, качества используемого оборудования, уровня подготовки преподавателей, говорит Федор Дудырев.

Все большее применение в профессиональной подготовке специалистов в области медицины, энергетики, нефте- и газодобычи, металлургии, добычи полезных ископаемых приобретают тренажеры и симуляторы. В частности, 75 российских университетов потратили в прошлом году на такую технику 2,5 млрд руб., организации СПО — 324 млн руб., что в два раза больше, чем в 2017-м. Расходы на обучающие системы с использованием виртуальной реальности составили почти пятую часть в общей структуре расходов на симуляторы — 19% против 2% в 2017 году, по данным Института образования НИУ ВШЭ.

Обучения компетенциям, в которых требуется специализированное оборудование и расходные материалы — станки, кирпичи, краска и пр., возможно благодаря распределенной инфраструктуре: преподаватель и слушатели могут находиться в мастерских с оборудованием, расположенных за тысячи километров друг от друга.

С расширением смешанного обучения эксперты связывают развитие профессиональных программ обучения и переобучения специалистов, особенно в области цифровой экономики.

Читайте также: