В чем минусы депутатской неприкосновенности

Обновлено: 10.05.2024

Юров А.С., юрисконсульт доп. офиса Оренбургского РФ ОАО "Россельхозбанк" N 3349/5/04.

Конституция закрепляет право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление является одной из форм народовластия и может осуществляться гражданами непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным . Реформирование местного самоуправления должно повысить значимость представительной демократии в жизни российского общества. Данной цели, которая стоит при реформировании местного самоуправления, можно и не достичь, если не будут фактически действовать все элементы правового статуса депутата представительного органа. В науке конституционного права понятие "депутат" (от лат. deputatus - "уполномоченный, посланный") обозначает лицо, избранное населением в состав органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа . Согласно ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Определение, данное законодателем, не раскрывает сущность и функциональное назначение данного должностного лица местного самоуправления. На сегодняшний день в науке конституционного права России нет однозначного понимания статуса депутата представительного органа местного самоуправления. А.Н. Писарев и Ю.Д. Казанчев под статусом депутата, члена выборного органа, должностного лица местного самоуправления понимают закрепленные законодательством их права, обязанности, правовые и социальные гарантии деятельности . М.В. Варлен считает, что элементами правового статуса депутата являются не только права, обязанности, правовые гарантии, но и принципы правового статуса . Под принципами правового статуса М.В. Варлен понимает основополагающие правовые начала, определяющие общее направление развития правового статуса депутата. Как было сказано выше, одним из существенных элементов правового статуса депутата являются гарантии депутатской деятельности.

См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2007 г., далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) // ИПС "КонсультантПлюс".
См.: Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Челябинск, 2003. С. 14.
См.: Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 2005. С. 123.
См.: Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир. 2006. N 8. С. 30.

Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать интересы населения и муниципального образования. Неприкосновенность можно определить как состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств со стороны. Анализ статей Конституции РФ, посвященных неприкосновенности, позволяет сделать вывод, что неприкосновенность включает невмешательство и запрещенность. Применительно к власти неприкосновенность - одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. указывается, что закрепленная в ст. 98 Конституции РФ неприкосновенность является одной из основных гарантий деятельности депутата. Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня. Вопрос о неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления остается открытым. Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами. Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении депутата представительного органа возбуждается прокурором субъекта РФ . Данная норма нарушает положения ст. 12 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Возбуждение уголовного дела в отношении депутата представительного органа местного самоуправления без учета мнения представительного органа, депутатом которого он является, нарушает положения Конституции РФ. В федеральном законодательстве должна быть воспроизведена норма, согласно которой депутат представительного органа местного самоуправления может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия соответствующего представительного органа. При привлечении депутата представительного органа местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне вообще отсутствуют. Действующий КоАП РФ от 2001 г., который устанавливает административную ответственность и порядок привлечения к ней, о гарантиях депутата представительного органа местного самоуправления умалчивает.

См.: Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве РФ. М., 2004. С. 16.
См.: Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ИПС "КонсультантПлюс".

Также нельзя забывать о советском опыте. Согласно ст. 76 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" депутат поселкового, сельского Совета не мог на территории Совета быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия поселкового, сельского Совета, а в период между сессиями - его исполнительного орган . Согласно ст. 30 Закона РСФСР "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" депутат различных уровней Советов привлекался к уголовной и к строгим мерам административной ответственности, которая налагалась в судебном порядке, только с согласия Совета, депутатом которого он являлся . Для реализации гарантий депутатской деятельности необходимо учитывать исторический опыт, связанный с независимостью депутата как должностного лица местного уровня.

См.: О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. // ИПС "КонсультантПлюс".
См.: О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 30 октября 1990 г. // ИПС "КонсультантПлюс".

На современном этапе местное самоуправление переживает сложный этап реформирования. Для успешной реализаций положений Конституции и Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо не забывать о повышении значимости депутата представительного органа. Именно данное лицо обязано отстаивать интересы местного населения, принимать участие в решение вопросов местного значения. Не стоит забывать, что депутат представительного органа муниципального образования ближе к населению, чем депутаты государственного уровня власти, что именно к нему жители муниципального образования обращаются в первую очередь. Недостаточное внимание к гарантиям депутатской деятельности на муниципальном уровне приводят к таким ситуациям, когда представители государственной власти вмешиваются в решение местных вопросов. Государственная власть обязана решать вопросы, касающиеся населения страны или субъекта РФ. И именно тогда, когда заработают в полной мере депутаты представительного органа местного самоуправления, непосредственно представительный орган, только именно тогда гражданам не придется обращаться на государственный уровень для решения местных вопросов.

Литература

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 4 ноября 2007 г.).
  2. Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Челябинск, 2003.
  3. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 2005.
  4. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир. 2006. N 8.
  5. Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве РФ. М., 2004.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ИПС "КонсультантПлюс".
  7. Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" // ИПС "КонсультантПлюс".
  8. Закон РСФСР от 30 октября 1990 г. "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" // ИПС "КонсультантПлюс".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

(глава 241 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964)

В соответствии со статьей 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. О внесенном Генеральным прокурором Российской Федерации представлении Председатель Государственной Думы извещает депутатов Государственной Думы (статья 1851 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964).

Статья 185 2

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, а также на привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

2. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

3. Если представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, внесены в палату в период между сессиями Государственной Думы, данные представления рассматриваются Государственной Думой в течение семи дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы или после дня окончания работы депутатов с избирателями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

(Статья 185 2 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 3

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй статьи 185 2 настоящего Регламента, предварительно рассматриваются Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

2. По результатам рассмотрения представлений Генерального прокурора Российской Федерации Комиссия Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики готовит проект постановления Государственной Думы и в соответствии с частью второй статьи 93 и со статьей 94 настоящего Регламента вносит его на рассмотрение палаты (часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 3 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 4

1. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора Российской Федерации и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой.

2. Рассмотрение вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности начинается с выступления Генерального прокурора Российской Федерации. Затем слово для выступления предоставляется представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, который докладывает о решении комиссии по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, после чего выступает депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

3. Депутаты Государственной Думы вправе задавать вопросы Генеральному прокурору Российской Федерации, представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, депутату Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 4 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 5

1. Решения Государственной Думы о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, принимаются по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если соответствующее решение будет принято большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Согласие Государственной Думы на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, считается полученным, если за дачу согласия проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Решение Государственной Думы по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы, проект которого вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в соответствии со статьей 1853 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 5 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 185 6

Верховна Рада (гетті)

Депутатская неприкосновенность больше не является нормой Конституции. 3 сентября народные депутаты во втором чтении проголосовали за ее снятие.

Как голосовали депутаты?

Снять депутатскую неприкосновенность обещали и президент Зеленский, и партия Слуга народа во время избирательной кампании. Поскольку закон предусматривает внесение изменений в Конституцию, его быстрого принятия не ожидали.

Парламент должен проголосовать за изменения в Конституцию в двух чтениях и на двух разных сессиях. Причем второй раз инициатива должна набрать больше 300 голосов. Поскольку первое торжественное заседание и сессия проводились не по календарному плану, они считались внеочередными. Поэтому 3 сентября парламентарии открыли вторую сессию, а поэтому смогли быстро провести закон.

Поддержали инициативу 373 депутата. Оппозиционная платформа — За жизнь и один внефракционный депутат не голосовали, а три депутата из Европейской солидарности воздержались.

Зняття депутатської недоторканності

К тому же еще Рада прошлого созыва отправляла документ в Конституционный суд, который подтвердил его законность. Ведь законопроект №7203 был разработан еще в 2017 году и представлен в Раду пятым президентом Петром Порошенко.

Что изменится для депутатов?

Если спикер парламента и президент подпишут закон, то уже с 1 января 2020 года со всех народных депутатов снимут неприкосновенность.

Законом предусмотрено изменить статью 80 Конституции Украины. Нормы о неприкосновенности были изъяты — теперь депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады Украины.

Но Конституция позволяет народным депутатам не нести юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

На этом также во время выступления акцентировал внимание и президент Украины:

— Я хочу развеять все мифы и политические манипуляции. У депутатов сохраняется индемнитет. Они не будут нести ответственность за свои политические решения, голосования, любые политические и публичные выступления, — отметил Зеленский.

Что означает депутатская неприкосновенность?

Неприкосновенность — это своеобразная юридическая гарантия того, что нардепа не могут привлечь к уголовной, административной или иной ответственности. Без согласия парламента нельзя было задержать депутатов даже на месте преступления, провести обыск в их домах, удалить телефонные разговоры, переписки и др.


Неприкосновенность гарантировала, что в деятельность депутата не будут вмешиваться и препятствовать ему выполнять свою работу. У них была защита от возможного давления со стороны других ветвей власти и немотивированного уголовного преследования.

Как ранее наказывали депутатов?

За всю историю независимости неприкосновенность по процедуре сняли только с 21 депутата. Причем наиболее активно это происходило в Верховной Раде VIII созыва. По подозрению в заговоре и подготовке теракта сняли неприкосновенность с Надежды Савченко, по подозрению в содействии незаконной добыче янтаря — с Максима Полякова и Борислава Розенблатта, по подозрению в мошенничестве — с Сергея Клюева.

Когда пытались снять неприкосновенность?

За 28 лет независимости было немало попыток забрать у депутатов иммунитет. В 2000 году это было одним из требований народного референдума, в 2006 году Раде удалось снять неприкосновенность с депутатов местных советов, а в 2014 году Виктор Янукович добился упрощения процедуры привлечения депутатов к ответственности.


Еще в 2015 году Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала Украине не снимать неприкосновенность. Из-за высокого уровня коррупции и несовершенной судебной системы был риск того, что чиновники могли поплатиться за свою политическую позицию.

Однако организация считает, что страны, где соблюдаются верховенства права и функционируют демократические институты, не нуждаются в неприкосновенности.

В каких странах есть депутатская неприкосновенность?

Неприкосновенность — это нормальная мировая практика, которая защищает парламентариев от любого влияния на их профессиональную деятельность. Она существует в той или иной форме в США и всех странах Европы, кроме Нидерландов.

Впервые неприкосновенность приняли в Великобритании еще в XIX веке. Там, кстати, а еще в Канаде, Испании и Ирландии норма неприкосновенности распространяется только на гражданские дела. Если же народные избранники совершат уголовное преступление, то их задержат.

В Бельгии неприкосновенность распространяется еще и на министров и местных чиновников.

Германия, Дания, Греция и Венгрия, например, даже останавливают уголовное производство, которое было открыто на депутата до получения им мандата. Впрочем, в отдельных случаях по решению парламента оно может быть возобновлено.

А в Соединенных Штатах неприкосновенность не будет действовать в случае совершения уголовного преступления, коррупционного деяния или подозрения в государственной измене. Но в той же Америке, а еще в Ирландии и Норвегии нельзя арестовывать депутата по дороге на работу или в здании парламента.

В Испании, Нидерландах и Румынии уголовные дела против парламентариев рассматривает только Верховный суд.

Партия Слуга народа смогла за пять дней инициировать и снять неприкосновенность. Не без поддержки и помощи других парламентариев, конечно. Однако это первый прецедент в истории независимой Украины. И это своеобразный тест на демократичность — не начнутся ли политические преследования и немотивированные аресты, как того опасаются противники инициативы.

А дальше — снятие неприкосновенности судей и президента. Это, кстати, тоже обещали в Слуге народа.



Согласно основному закону нашего государства, депутаты ГД и члены СФ неприкосновенны. Наличие указанного статуса позволяет оградить данных лиц от привлечения к гражданскому или уголовному преследованию. Тем не менее, депутаты не освобождаются от ответственности в случае совершения преступных деяний. Они пользуются неприкосновенностью в течение всего срока осуществления своих полномочий. Подробнее обо всем этом будет рассказано в настоящей статье.

Определение

неприкосновенность депутатов

Что представляет собой неприкосновенность депутатов? Таким вопросом чаще всего задаются простые граждане нашего государства, которые предполагают, что данных должностных лиц нельзя привлечь к ответственности за совершение преступных деяний. Но, тем не менее, указанный термин имеет немного иное значение.

Неприкосновенность депутатов означает, что данных должностных лиц невозможно привлечь к гражданской и уголовной ответственности, а также применить к ним наиболее суровые меры административного наказания (назначаются судом), без согласия на это представительного органа, в который они избраны. Таков порядок.

Необходимо также обратить внимание на то, что служители народа обладают неприкосновенностью лишь до того момента, пока не закончится срок действия их полномочий. Об этом нужно обязательно помнить.

неприкосновенность депутата государственной думы

Ошибочное мнение

Многие служители народа не так давно стали говорить о том, что понятие неприкосновенности депутатов никак не связано с их профессиональной деятельностью. Так вот, здесь последние сильно заблуждаются. Кроме того, в феврале 1996 года Конституционный суд указал на то, что депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата. А нормы закона, которые гласят об обратном, не соответствуют Конституции. Таким образом, невозможно отделить неприкосновенность депутата от его профессиональной деятельности.

Для чего требуется неприкосновенность?

лишение неприкосновенности депутата

Многие граждане достаточно часто задаются вопросом о том, зачем служителям народа необходима неприкосновенность? Депутаты, по мнению большинства, итак имеют достаточно большие привилегии. На это можно сказать, что не стоит забывать о том, что служители народа - это публичные люди, которые всегда на виду у всех. Кроме того, они выражают свое мнение, позицию по решению определенных вопросов, и поэтому неприкосновенность является для них определенной защитой от репрессивных мер со стороны органов исполнительной власти и частных лиц.

Где закреплено?

лишение неприкосновенности депутата государственной думы

В статье 98 Конституции указано, что обладают неприкосновенностью депутаты Государственной Думы и члены СФ. Последние наделены особым статусом в связи с тем, что осуществляют определенные государственные функции. Народные избранники наделены неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий. Депутатов невозможно привлечь за высказанное мнение и позицию, за исключением тех случаев, когда они публично распространяют клевету.

Нужно также отметить, что народные избранники региональных законодательных собраний пользуются неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий.

Что предусмотрено?

вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается

Итак, в чем же все-таки заключается основное предназначение депутатской неприкосновенности депутата? Как указано в основном законе государства, последние не могут быть задержаны и арестованы. Сотрудники правоохранительных органов не могут обыскивать депутатов (исключение здесь составляют случаи, когда лицо было задержано на месте осуществления преступного деяния), иначе должностные лица нарушат действующий закон.

Невозможно провести личный досмотр депутата, за исключением тех случаев, когда по закону это необходимо сделать для обеспечения безопасности других людей. Сотрудники правоохранительных органов не могут допросить депутата без согласия на это ГД. Таков порядок.

Кроме того, депутаты ГД и члены Совета Федерации могут отказаться от дачи показаний, если сведения стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Неприкосновенность распространяется на дома и служебные кабинеты данных лиц, а также на багаж, транспорт, документы, средства связи и переписку.

Важно

В том случае, если депутат ГД оказался причастным к совершенному преступлению или административному правонарушению, то следователь обязан в течение трех дней сообщить об этом Генпрокурору. Об этом гласит законодательство.

Если же содеянное связано со служебной деятельностью последнего, то Генпрокурор обязан в течение недели обратиться в ГД с требованием о лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы. В противном случае данное должностное лицо останется безнаказанным.

Интересное

депутатская неприкосновенность депутата

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата ставится перед соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генеральной прокуратуры. Решение должно быть принято в течение трех дней. Затем ГД или Совет Федерации оповещают Генпрокурора о принятом решении.

На заседании вправе присутствовать депутат, которого хотят лишить неприкосновенности. Хотя, в ряде случаев такие вопросы решаются и без участия последнего.

Если отказано

Для лишения депутата неприкосновенности нужны очень серьезные и весомые аргументы. Кроме того, Государственная Дума не всегда готова пойти на то, чтобы освободить одного из народных избранников от такой важной гарантии.

Тем не менее, вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального собрания в установленные законом сроки. Если ответ ГД будет отрицательным, то это исключает возможность осуществления производства по уголовному или административному делу.

Общая характеристика

вопрос о лишении неприкосновенности депутата

Многие народные избранники пользуются своей депутатской неприкосновенностью. Ведь без согласия того представительного органа, в котором осуществляет государственную деятельность должностное лицо, его не смогут привлечь к ответственности за осуществление противоправных деяний.

Необходимо также сказать о том, что после направления в ГД или СФ представления Генпрокуратуры с требованием о лишении депутата его особого статуса, соответствующая палата Федерального Собрания может потребовать дополнительные документы на народного избранника. Ведь, по закону, это право представительного органа, в который избран депутат.

Заблуждение

Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.

Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.

Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.

Тем не менее, проблема неприкосновенности народных избранников становится все более актуальной, потому что данные должностные лица представляют интересы простых людей. По этой причине депутаты должны быть защищены законом от неоправданного преследования, так как они обязаны выражать свою позицию, мнение по решающимся вопросам.

Тем не менее, многие из народных избранников пользуются своим особым статусом. Большинство депутатов предполагает, что они будут неприкосновенны даже после того, как срок их полномочий закончится. А это не так. Ведь неприкосновенность должна рассматриваться только как особая гарантия статуса депутата. Лишить ее может только ГД или Совет Федерации. Но для этого необходимо представление Генпрокурора. Вопрос о лишении народного избранника неприкосновенности решается в трехдневный срок. О принятом решении необходимо сообщить в Генпрокуратуру.

Читайте также: