В андромахе астианакс наследник какого трона

Обновлено: 24.04.2024

Гермиона (персонаж трагедии Ж. Расина “Андромаха”)
Гермиона (Hermione) – один из центральных персонажей трагедии Жана Расина “Андромаха” (пост. 1667), спартанская царевна, дочь Менелая и Елены Прекрасной, невеста Пирра, соперница Андромахи, возлюбленная Ореста, который ее любит безответно. Судя по тому, что Мари Шанмеле (Champmesle, наст. фамилия Демаре), с которой Расин проходил эту роль в 1670 г., вводя ее в спектакль Бургундского отеля, было 28 лет, Гермиона на 4-5 лет моложе Андромахи. Эту роль выбирали крупные трагические актрисы, так как Расин,

наделив Гермиону всепоглощающим чувством любви к Пирру (не разрушив тем самым единство классицистического характера), обрисовал ее психологию как сложную, противоречивую, новаторски разрабатывая в этом образе принцип психологизма.

Гермиона не менее важный персонаж трагедии, чем Андромаха, именно с ее решением связано развитие сюжета, приводящее к кровавой развязке. Уже в самом начале трагедии Орест рассказывает своему преданному другу Пиладу о безответной любви к Гермионе и о той ревности, которая в нем вспыхнула, когда он понял, что она, отданная Менелаем в невесты Пирру в награду за его подвиги, любит

своего жениха. Но увлеченный совсем другой страстью Пирр, “к гневу Гермионы, /Не предлагает ей ни сердца, ни короны…” (Акт I, явл.1; пер. И. Я. Шафаренко и В. Е. Шора).

Противоречивые чувства Гермионы уже в этой реплике обрисованы: любовь переплетается с гневом. Но в I действии Гермиона не появляется. Зато во II, где нет на сцене Андромахи, основную партию ведет спартанская царевна.

Она противится встрече с Орестом: “Мой нынешний позор – Ореста торжество. /Сравнялся мой удел со жребием его” (Акт II, явл. 1), – говорит Гермиона своей наперснице Клеоне. Неразделенная любовь для Расина – источник трагического, и роль Гермионы с первых же слов приобретает трагедийный пафос.

Она – женщина крайностей: “Любила слишком я, чтобы простить ему” (Акт II, явл. 1), говорит она о Пирре и начинает лелеять ненависть к нему: “Ах, ненависть в душе не сразу созревает: /Ей надо время дать сильней пустить ростки” (Акт II, явл. 1).

Гермиона завидует тому, как держится Андромаха: “Но чувства я свои скрывать не научилась. /Моя любовь к нему из глаз моих лучилась”, – сожалеет она (Акт II, явл. 1). Она отвергнута женихом, и только Орест, влюбленный в нее, может помочь ей избежать позора.

В следующей сцене она пытается его уверить: “Вы тот, кого бы я хотела полюбить” (Акт II, явл. 2), просит Ореста передать Менелаю ее просьбу: или собрать греков и разбить Пирра, силой взяв Астианакса, или призвать дочь назад, в Спарту. В III действии ситуация полностью меняется: оскорбленный отказом Андромахи Пирр готов отдать Астианакса грекам и жениться на Гермионе.

Она отбрасывает все сомнения: “Нет, я любима им, раз он решил жениться” (Акт III, явл. 3). Гермиона ликует, она холодно обходится с Андромахой, на коленях молящей ее о спасении сына. Расин как истинный классицист в конфликте долга и чувства всегда на стороне долга.

Страсти, с которыми не может совладать герой, вызывают в нем страх и сострадание (компоненты аристотелевского катарсиса), но никак не оправдание. Герои расиновских трагедий “Андромаха”, “Ифигения”, “Федра” всегда выигрывают, если следуют долгу.

Гермиона на вершине счастья, пока любит Пирра, брак с которым укрепляет позиции греческих государств и поэтому соответствует ее долгу перед родиной. Но как только она узнает о том, что Пирр все же женится на Андромахе, лютая ревность охватывает ее. Ревность вызывает гнев столь сильный, что внешне она безгласна, спокойна, молчалива.

Права ее наперсница Клеона: “Несчастьями чреваты /Затишья пред грозой” (Акт IV, явл. 2). Гнев переходит в ненависть. Гермиона не владеет собой, она гонит от себя сознание, что ненависть – свидетельство непрошедшей любви.

Такое понимание Расином чувств любящего человека – одно из ярких проявлений психологизма (см. Федра). Ненависть Гермионы к Пирру делают ее глухой к зову долга, и это приводит к трагической развязке. В IV действии она призывает Ореста и, пользуясь его любовью, требует немедленно отомстить за нее Пирру: “Хочу я Пирра кровь увидеть.

И тогда /Я ваша” (Акт IV, явл. 3). Именно Гермиона разрабатывает план убийства Пирра пред алтарем во время венчания с Андромахой.

Она не доверяет расторопности Ореста и хотела бы сама вонзить кинжал в прежнего возлюбленного. Однако не случайно Гермиона так спешит: “Но если будет Пирр сегодня пощажен, /То завтра может стать мне снова дорог он!” (Акт IV, явл. 3). И она прямо признается Пирру, пришедшему с ней объясниться: “В моей душе любовь, увы, не умерла!” (Акт IV, явл.5).

Тем с большей решимостью она хочет отомстить. В V действии Гермиона, в отсутствии Андромахи, становится главным действующим лицом трагедии. Напрасные надежды на то, что Пирр может к ней вернуться, сменяются безудержным гневом и готовностью собственной рукой пролить кровь Пирра, если Орест на это не осмелится. Появление Ореста разрешает все сомнения: Пирр убит.

Гениально описана противоречивая логика чувств Гермионы, в которой снова вспыхнула любовь к Пирру и которая обвиняет в убийстве Ореста: “Велела я, но ты, ты мог не дать согласья! /Могла просить, молить и требовать сто раз я, – /Ты ж должен был о том меня спросить опять, /И вновь ко мне прийти, верней – меня бежать” (Акт V, явл.3; пер. А. Оношкович-Яцыны). Из рассказа Пилада Оресту известен конец жизни Гермионы: она устремилась к храму, откуда выносили тело Пирра, “И, словно некоей слепой подвластна силе, /Свой извлекла кинжал, не разжимая губ, /Пронзила грудь себе и бросилась на труп” (Акт V, явл.5; пер. И. Я. Шафаренко и В. Е. Шора).

Гермиона относится к тому новому типу классицистических героев Расина, о которых драматург писал во втором предисловии к “Андромахе”: “…Им надлежит быть средними людьми по своим душевным качествам, иначе говоря, обладать добродетелью, но быть подверженными слабостям, и несчастья должны на них обрушиваться вследствие некоей ошибки, способной вызвать к ним жалость, а не отвращение”. Источник образа Гермионы – “Андромаха” Еврипида: “Характер и поведение Гермионы – почти единственное, что я позаимствовал у этого автора…”, – писал Расин во втором предисловии к трагедии. Первая исполнительница роли Гермионы – Дезейе (17.11.1667, Лувр, труппа Бургундского отеля, Париж). Среди лучших исполнительниц роли Гермионы – М. Шанмеле (XVII век), ее последовательница в декламационной манере исполнения М. Дюкло, М. Клерон (XVIII век), Жорж, Э. Рашель (XIX век), великая русская актриса Е. С. Семенова (СПб., 1810).

Жена Гектора

Политический союз

Античные мифы рассказывают, что Андромаха, дочь киликийского царя Ээтиона и жена Гектора, наследника престола Трои, жила в те далекие и жестокие времена, когда мир раздирали захватнические войны. Для того чтобы отстоять свою независимость, многим государствам приходилось заключать политические союзы с другими более сильными царствами и княжествами. А брак наследников престола, связывающий государства еще и кровными узами, был одним из самых распространенных политических инструментов. Союз дочери Ээтиона и наследника трона царя Приама, который являлся властителем влиятельного государства Трои, давал народу Киликии надежду на поддержку знаменитой троянской армии в случае агрессии со стороны другого государства.

Жена Гектора Троя

Падение Киликии

Мифы повествуют, что прославленный наследник Приама сразу воспылал страстью к своей избраннице и теперь Андромаха, как жена Гектора и его возлюбленная, имела возможность влиять на политику Трои в интересах своей родины. Так оно и было, пока на военной сцене не появился прославленный герой Ахилл со своими воинами мирмидонцами. Он принял предложение греческого царя Агамемнона и вступил в его войско, сделав его непобедимым. Киликия пала и была разграблена, а сам царь Ээтион и семь его сыновей погибли от руки Ахилла. Несмотря на то что Андромаха оказывала влияние на политические настроения царя Приама как жена Гектора, Троя не смогла прийти на помощь Киликии, поскольку новая расстановка сил ставила под сомнение ее собственную безопасность. Приам был вынужден искать серьезных союзников, чтобы противостоять Агамемнону.

Гектор и Андромаха

Спарта как союзник Трои

Троянская война

Царь Приам не отказался от сына Париса и Елены, несмотря на надвигающуюся войну, и Троя приготовилась к осаде. Жена Гектора знала, на что способны греки, и опасаясь за его жизнь, и сына Астианакта просила повлиять мужа на Приама и выдать влюбленных спартанцам, но Гектор ответил отказом. Тем временем войска Агамемнона и Менелая подошли к несокрушимым стенам Трои. Шансы выстоять у войск Приама были достаточно высоки, к тому же им на руку сыграл раздор между Агамемноном и Ахиллом, из-за которого последний отказался участвовать в войне.

Жена Гектора взятая в плен

Все изменил случай: лучший друг Ахилла Патрокл решил поучаствовать в битве против Трои и, надев доспехи прославленного героя, повел мирмидонцев в бой. Перед битвой Андромаха с сыном на руках умоляет Гектора, который возглавляет войска Трои, откупиться и отдать Париса с возлюбленной в руки спартанского царя. Ведь именно бегство Елены в Трою выдвигалось Агамемноном как основная причина войны. Гектор не внемлет мольбам жены и вверяет судьбу царства и свою богам. В первом бою троянцы одерживают победу, а Гектор в поединке убивает Потрокла, приняв его за Ахилла из-за доспехов последнего.

Падение Трои

После похорон троянцы обнаружили стан врага пустым, а на его месте - огромную статую коня. Восприняв это как дар богов, они затащили ее в город, обрекая себя тем самым на смерть. Внутри статуи находился ударный отряд греков, который при первой же возможности перебил охрану и открыл войскам Агамемнона ворота города. Троя пала, а те ее граждане, что не погибли, стали рабами. Жена Гектора, взятая в плен, также не избежала этой участи. Троянская царевна стала рабыней сына Ахилла Неоптолема, а ее сын Астианакт был сброшен со стен города.

Гектор и Ахилл

Дальнейшая судьба троянской царевны

Astyanax - аркадный платформер, числящийся в нескольких версиях: одна для NES (в которую я играл), а другая вроде как для аркадного автомата (судя по скриншотам, игры сильно разнятся. Называется The Astyanax).

Помимо этого, я играл в русифицированную версию рома от http://www.magicteam.net/, что советую сделать и другим игрокам, ибо для тех, кто в английском ни бе ни ме, можно будет осознать все перипетии этого многотомного сюжета и ветвящихся в листьях как летом на ветру ветвей-событий. Суть же последнего заключается в том, что шестнадцатилетний паренёк Астианакс (игра названа по его имени, а паренёк назван в честь сына Гектора и Андромахи) слышит во снах зов прекрасной девушки. И вот однажды, когда он направлялся во школу, некая говорящая фея-бабочка с недвусмысленным именем "Милашка" переносит/телепортирует бедного парня в страну Ремлию. Здесь "Милашка" говорит, что мол "надо спасти принцессу" (именно она являлась во снах Астианакса), но парень ситуации не вразумился, отвечая "мне же всего 16 лет, мазафака, что я могу сделать на этот счёт ?". "У тебя имеются волшебные силы, мой юный друг!". Зеленоволосый Астианакс ринулся в бой.

Сколько там было уровней (6 ?) я уже не помню, но мне казалось, что игра закончится раньше. Геймплей прост и примитивен - нужно бежать вперёд (или спускаться вверх/вниз - есть такие уровни, а также имеется стэйдж лабиринтный, где вполне можно запутаться. Особенность последнего в дверной телепортации) и мочить монстров. Для этих действий Астианакс использует топор, меч или какую-то наколдобину (я бегал подавляющую часть времени с мечом и имеют ли силовое различие эти предметы не знаю). Также игра содержит определённые элементы RPG, заключающиеся в повышении силы своего удара. Для этого необходимо разбивать своим орудием некое подобие тотема, откуда и вываливаются долгожданные апгрейды (ещё там могут быть бутылочки с маной или жизнями). Эти составляющие - единственные предметы материального мира, с которыми герой непосредственно взаимодействует. Никаких монеток, бирюлек, деталек, железок и прочего, что нужно собирать и что увеличивает очки, в игре не имеется (очки увеличиваются за счёт убиения жутии). Для особо настигающих случаев можно использовать запас маны, который воплощается в заклинание "убийство всех врагов на экране". Но лучше его сохранять для боссов (с переходом на новый уровень и мана и жизни пополняются до своего предела).

Среди же жутии - разнообразие, ассортимент и множество: выпрыгивающие из воды огромные рыбы-мутанты (окрас различается); рыбки поменьше, но летающие; скелеты разного цветового достоинства; летающие пульсирующие образования, похожие на клочок мятой бумаги (окрас также разнится); ну а уровневые боссы так вообще красавчики (боссов, кстати, можно наблюдать ранговых - один непосредственно в конце уровня, а другой после победы указанного - появляется в чёрной комнате под умопомрачительную музыку). Весьма раздражают вырастающие из земли пулятели, из-за которых вот-вот перепрыгиваешь обрыв, а он тут возникает и поллюцирует в игрока, из-за чего можно упасть в яму и потерять жизнь (в данном случае игра начинается прямиком с начала уровня и необходимо проходить его заново. но ведь есть возможность сохранения! Без неё я бы игру столь быстро не прошёл).

Музыка мне изрядно понравилась. Часто казалось, что её можно хорошо переложить на дисторшированную гитару и исполнять в соответствующих тенденциях. Качества же она торжественно-боевого и настраивающего. Есть немного зловещие и даже отдалённо-грустные мелодии. Определённо музыка играет важную роль.

Другой особенностью игры является тот факт, что немалое её экранное время уделено роликам в картинках, которые возникают между уровнями, а также в соответствующих начале и конце игры. В роликах персонажи пугают другу друга, общаются и решаются, но говорят в целом откровенную попсовую дошкольную лабуду. Тем не менее, этому уделено серьёзное внимание. Под конец игры, после изничтожения Блэкхорна, Астианакс, как ни странно, влюбляется не в принцессу, а в "Милашку", с которой затем встречается в своём мире (по сюжету там был крутой поворот, исходя из которого "Милашка", дабы спасти всех хороших от проигрыша, жертвует своим телом. Затем это тело оживляет принцесса и отчуждает его в мир шестнадцатилетних героев-школьников).

Далеко не плохой платформер, имеющий определённую сложность прохождения. Весьма большая часть уделена сюжетными межуровневым роликам, чего в остальных играх не припоминаю. Графика меня порадовала, а музыка тем более. В своём же действии игра обычна, но интересные внешне боссы и некоторые враги захватывают (взамен их тактике ведения боя, которой, видимо, не было уделено серьёзного и должного внимания). Антуражные задники под конец (в замке) приобретают мрачность отображения, да и вообще все уровни - это безлюдные и странные места (болото, пещеры, тюрьма и т.д.). Я бы не пожалел времени и сыграл бы в игру ещё несколько раз.

— Андромаха пошла не к золовкам, не к невесткам и не в храм Афины, где благородные троянки молят богиню. Встревоженная мыслью о том, что троянцев теснит могучая сила ахейцев, она побежала к городской стене, к Илионской башне. С ней и кормилица с сыном.

— Муж мои! Тебя погубит твоя храбрость. Ты не жалеешь ни младенца-сына, ни матери. Скоро я, несчастная, буду вдовой. Скоро тебя убьют ахейцы. А мне, покинутой тобой, лучше сойти в землю. Если ты меня оставишь, не будет мне отрады. Моя участь — печаль. Нет у меня ни отца, пи матери. Моего отца убил Ахилл, когда захватил и разорил город киликийцев Фивы. Ахилл же убил и Этиона, но не снял с него доспехов, не посмел совершить столь нечестивый поступок, а предал тело сожжению вместе с оружием и насыпал могилу. Дочери Зевса, нимфы, насадили вкруг этой могилы вязы. Семь братьев оставалось в доме, и все в один день переселились в обитель Аида, убитые быстроногим Ахиллом, который настиг их, когда они пасли тучных коров и белорунных овец. Мою мать, царствовавшую у подножия лесистого Плака, Ахилл привел в свой стан. Позднее, взяв огромным выкуп, он даровал ей свободу, но она вскоре погибла в доме своего отца от стрелы Артемиды[130]. Ты для меня, Гектор, все-и отец, и мать, и брат, и милый муж! Сжалься надо мною и останься с нами на башне. Не сделай сына сиротой, а меня — вдовой. Поставь воинов у смоковницы: там легче всего подойти к городу и ворваться на его стены. Уже трижды с юн стороны к городу подступали герои — оба Аякса, Идоменей и другие. Может быть, их научил какой-нибудь мудрый прорицатель. Или их вело вещее сердце.

Знаменитый, сверкающий шлемом Гектор отвечал жене:

Так он сказал и протянул руки, чтобы обнять любимого сына. Но мальчик с криком прижался к пышной груди кормилицы — его испугал вид отца: медный щит и шлем, украшенный гривой из конского волоса. Мать и отец улыбнулись. Божественный Гектор немедленно снял с головы шлем и положил его на землю. Взяв на руки милого сына, он расцеловал его и покачал на руках. Играя с ребенком, Гектор молил Зевса и прочих богов сделать так, чтобы его сын, как и он сам, был знаменит среди граждан, так же, как он, крепок, и чтобы он благополучно царствовал в Трое. Пусть о нем скажут, когда он будет возвращаться из боя, что он превосходит своего отца. Пусть он, приходя из боя с окровавленными доспехами врага, радует сердце матери!

Сказав это, он отдал ребенка в руки Андромахи, и та, улыбаясь сквозь слезы, прижала его к своей груди. А Гектор, растроганный, обнял ее и сказал:

— Дорогая! Не сокрушай свое сердце неумеренной скорбью. Ни один смертный не избежал своей судьбы. Если рок не судил мне погибнуть, меня не пошлет в Аид самый храбрый воин. Иди, дорогая супруга, в дом и займись своими делами: тки, пряди, распоряжайся служанками. А война — мужское дело. Она заботит всех мужей, рожденных в священном Илионе, а меня больше остальных.

Окончив речь, бронеблещущий Гектор поднял с земли свой гривастый шлем. А безмолвная Андромаха пошла к дому, проливая слезы и часто оглядываясь назад[131].

Судьба пощадила несчастную Андромаху — она не видела смертельной схватки своего мужа с Ахиллом. Никто не успел сказать ей о том, что Гектор лежит мертвый в поле за вратами Илиона. К ней еще не являлся глашатаи, чтобы объявить эту весть. Она ткала яркую ткань и вышивала на ней цветные узоры. А прислужницы развели огонь, чтобы Гектор мог омыться теплой водой, когда возвратится из боя. Она еще не знала, бедная, что Гектор далеко от дома пал от руки Ахилла, которому помогла светлоокая Афина.

Вдруг Андромаха услышала крики и вопли со стороны башни. Она вздрогнула и уронила челнок. Обращаясь к двум пышноволосым прислужницам, она сказала:

— Идите за мной. Я посмотрю, что случилось. Я слышу крик моей почтенной свекрови. Сердце бьется, словно хочет вырваться. Колени мои одеревенели. Видно, нам угрожает беда. Я трепещу от страха. Не гонит ли Ахилл бесстрашного Гектора в поле, отрезав от стен? Боги! Неужели Ахилл победит Гектора, который никогда не останется в толпе, а всегда полетит первый и никому не уступит в геройстве?

С трепещущим сердцем Андромаха выбежала из дома, обе прислужницы следом. Быстро она взошла на башню и, протиснувшись через толпу, стала у стены. Осмотревшись, она разглядела тело Гектора, безжалостно волочимое бурными конями к кораблям ахейцев. Темная ночь покрыла глаза Андромахи, она упала навзничь и, казалось, испустила дух. С ее головы спали диадема, прозрачная есть для волос, ленты и покров — блистательный дар Афродиты, данный в день, когда Гектор возил ее из отчего дома. Вокруг Андромахи толпились невестки и золовки, они поддерживали ее, убитую скорбью. Придя в себя, Андромаха горько зарыдала:

Позднее, когда тело Гектора, выкупленное Приамом, было возвращено в Трою, Андромаха, оплакивая покойного мужа, причитала:

— Рано ты погиб, мой супруг! Рано оставил меня вдовой! А сын, которому мы даровали жизнь? Он не станет юношей. Прежде до основания будет разрушена Троя, потому что ты, ее защитник, опора жен и младенцев, пал в сражении. Скоро нас всех повезут на судах в неволю. Со всеми повезут и меня, и мое чадо. Там ты, мой сын, будешь служить суровому господину. А может сыть, кто-нибудь из ахейцев схватит тебя за руку и сбросит с башни на землю, чтобы отомстить за смерть брата, отца или сына, сраженного в битвах Гектором. Много могучих данайцев, поверженных Гектором, глодало кровавую землю. Грозен был твой отец в бою. Все обитатели Трои плачут и о нем. Страшное горе причинил ты родителям, Гектор! Но моя скорбь стократ сильнее. Ты не протянул мне руки со смертного ложа, не сказал заветного слова, которое б я вечно повторяла и ночи, и дни, обливаясь слезами![133]

Читайте также: