Узбекский старый паспорт можно патент сдавать

Обновлено: 25.06.2024

— Сегодня самая актуальная тема – это введение новых паспортов. Согласно недавно опубликованному проекту постановления Президента, с нового года у узбекистанцев будет три паспорта?

— Да, с 1 января 2019 года в республике начнется поэтапное введение загранпаспортов. Накануне был опубликован проект постановления Президента по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в Республике Узбекистан, которым утверждено Положение о порядке выезда за границу. Со следующего года на территории Узбекистана будут действовать два вида паспорта – внутренний и для выезда за рубеж. Роль внутреннего будет выполнять биометрический паспорт, которым сегодня пользуются узбекистанцы. Загранпаспорта заменят гражданам ОВИР и будут выдаваться на 10 лет.

— Зачем тогда третий паспорт – ID-карты, если и внутренние и заграничные паспорта у людей будут?

— С 1 ноября этого года только в Ташкенте экспериментально начнется внедрение ID-карт. Они не будут третьим паспортом, карты задуманы как альтернатива нынешних биометрических паспортов. Если эксперимент с ID-картами удастся, то в будущем, возможно, будет произведена замена внутренних биопаспортов на карты. Но пока говорить об этом рано. Чтобы снова обменивать паспорта нужно будет провести большую работу, взвесить все за и против. Это не произойдет за один день.

— То есть пока будем обходиться двумя паспортами?

— Да, нынешние и загранпаспорта. К слову, еще не все узбекистанцы обеспечены паспортами нового образца. Со старыми паспортами в основном остались малоподвижные группы людей – старики, инвалиды. Мы за последние месяцы выдали сотни документов таким людям. Кроме них – лица без постоянного места жительства, которые либо не получали новый паспорт вообще, либо потеряли его по каким-либо причинам. Также в число держателей старых паспортов входят мигранты, которые выехали из страны несколько лет назад и до сих пор не обменяли паспорта.

— Но загранпаспорта начнут выдавать только с будущего года. Сегодня для выезда в дальнее зарубежье все еще нужен ОВИР. До какого времени можно будет выезжать из страны с биометрическими паспортами со стикером?

— Нынешними паспортами для выезда за рубеж можно будет пользоваться до 1 января 2021 года. Стикеры, оформленные до 1 января 2019 года, будут действительными до указанного в них срока действия. С нового года ОВИР выдавать уже не будут, для выезда в дальнее зарубежье необходимо будет получать загранпаспорт.

— Как быстро сегодня можно получить выездной стикер?

— Всего за 15 дней, включая выходные и праздники. Но мы стараемся выходить уже на более короткие сроки – 10 дней. Кроме того, как вы знаете, с июня было отменено собеседование, проводимое с 2011 года с девушками в возрасте от 18 до 35 лет. Теперь никакого гендерного различия. Девушки получают выездную визу на общих основаниях.

— Могут ли отказать в выдаче стикера?

— Могут. В основном отказывают людям, работающим в госорганах и имеющим доступ к секретной информации.

— Нужно выехать и вернуться до конца срока действия ОВИРа?

— Нет, это виза только для выезда. Истечение срока действия стикера после легального прибытия в иностранные государства, с которыми установлен визовый режим, не является нарушением и не препятствует совершению поездок между этими государствами и возвращению в Узбекистан.

— Можно ли подать документы на оформление стикера онлайн?

— Нет, к сожалению, такой услуги пока нет. Но граждане могут скачать анкету на Едином портале госуслуг и принести уже в заполненном виде. Также в случае необходимости сейчас можно не сдавать паспорт на все 15 дней. Гражданин, написав соответствующее заявление, может забрать паспорт и принести его в конце для наклейки стикера.

— Что нужно, чтобы вывести несовершеннолетнего ребенка за границу?

Необходимо оформить так называемый киндер-паспорт. Детям до года его выдают на 2 года, в остальных случаях документ дается на 5 лет. Для временного выезда ребенка за границу достаточно согласия одного из родителей. Но в случае смены страны проживания ребенка требуется согласие второго родителя.

Кроме того, недавно упразднена система получения разрешений городских и районных Управлений народного образования для заверения анкеты-заявления для выезда несовершеннолетнего лица за рубеж – теперь анкета заверяется печатью непосредственно в самом учебном заведении.

— Насколько упростилась сегодня процедура получения ташкентской прописки?

— О постоянной прописке своих сотрудников в столице сегодня могут ходатайствовать более 60 госорганизации. В их числе Парламент, Кабинет Министров, Аппарат Президента, практически все министерства, комитеты, агентства, национальные компании. С нашей стороны никаких преград нет. Руководство учреждения собирает пакет документов и подает в отдел ОВВИГ, где в установленные сроки документы проходят изучение и если все в порядке, человек получает штамп о прописке.

— С какого возраста нужно прописывать ребенка, а точнее, до скольки лет его можно не прописывать?

— Законодательством не оговорен конкретный возраст. Это означает, что в принципе, если того не требуется, можно не прописывать до достижения 16 лет, то есть до получения паспорта. Однако прописка необходима для получения киндер-паспорта. Если же ребенок до достижения 16-летнего возраст не выезжает за пределы республики, то можно не прописывать. Нарушением это считаться не будет.

— В каких случаях сегодня можно не регистрировать иностранных граждан?

— Регистрацию пока никто не отменял. Но есть кое-какие послабления в плане уплаты госпошлины. Теперь если иностранные граждане пребывают в Узбекистане менее месяца, то госпошлина не уплачивается. К тому же с августа этого года оплата пошлины производится в национальной валюте.

Потеря документов — штука всегда неприятная, сопровождаемая необходимостью обращаться в разные бюрократические инстанции. Но утрата паспорта в чужой стране неприятна вдвойне. Однако к чему зря расстаиваться? В этой статье мы подробно разберемся в ситуации и ответим на вопрос что делать, если иностранец потерял паспорт в России.

Утеря иностранного паспорта: порядок действий


Предположим, вы обнаружили, что потеряли паспорт или он был у вас украден.

Обратите внимание: Со свидетельством о возвращении на родину нельзя въехать в другую страну — только вернуться в государство гражданской принадлежности.

Граждане некоторых стран, при наличие разрешения на временное проживание или вида на жительства в РФ, могут восстановить паспорт через посольство родной страны, не выезжая из России. Однако такая возможность зависит от законодательства конкретной страны.

Прибывшим из визовых стран также необходимо восстановить визу. Для этого придется обратиться в Управление по вопросам миграции МВД РФ. Делается это уже после того, как консульство или посольство выдаст вам временный документ для возвращения на родину. Процесс восстановления визы практически аналогичен процессу продления визы. Как правило, УВМ МВД выдает дубликат прежней визы, но если ее срок уже подходил к концу, то могут выписать транзитную визу сроком на 10 дней.

А вот гражданам стран ЕС не обязательно восстанавливать визу при потере паспорта в РФ. Согласно статье 8 Соглашения РФ с ЕС, они могут просто получить в своем консульстве на территории РФ документ удостоверяющий личность и на его основании покинуть Россию.

Обратите внимание: Если вместе с паспортом была утеряна миграционная карточка, в заявление об утере документов ее тоже нужно указать. Восстанавливать ее не нужно, если вы собираетесь уехать из страны в течение 3-х дней после подачи заявления. В этом случае на границе нужно будет заново заполнить чистый бланк миграционки. Если этого не сделать, повторный въезд в РФ может быть затруднен.

Нужно ли предупреждать миграционные органы?

В УВМ МВД придется обращаться в том случае, если вместе с паспортом вы потеряли миграционную карточку и бумажку миграционного учета. Ведь вот в чем парадокс: если мигрант потерял паспорт, на основании которого он въехал в РФ, то он не может заново встать на МУ, а без МУ нельзя находиться на территории России! За дубликатами нужно обращаться в то же отделение, где вы были поставлены на учет.

В списке необходимых документов фигурирует паспорт, но можно попробовать обойтись его нотариально заверенным переводом и справкой из полиции о подаче заявления об утере/хищении документов.

Нужно ли менять РВП/ВНЖ/патент если мигрант потерял паспорт?

Утеря паспорта иностранного гражданина, имеющего РВП, омрачается еще и тем, что в нем был штамп, разрешающий временное пребывание. Это значит, что после получения нового паспорта, в течение 10 дней, иностранец должен прийти в отделение УВМ МВД по месту регистрации и написать заявление о переносе штампа. Бланк можно получить на месте. В заявлении обязательно указываются причины смены паспорта. К нему также прикладывается новый загранник с нотариальным переводом.

Согласно пункту 126 Приказа ФМС России от 22.04.2013 N 214, срок действия вновь оформленного разрешения должен соответствовать сроку действия первичного разрешения.

При переносе штампа ВНЖ иностранца ждет аналогичная процедура. О ней мы подробно писали в статье о штампе ВНЖ. Утеря иностранного паспорта для мигрантов, имеющих РВП и ВНЖ может с одной стороны оказаться чуть менее нервной, так как у государственных органов РФ есть о них гораздо больше информации, но с другой — сопряжена с необходимостью подтверждать имеющийся статус.

Что касается патента, то оформить новый или продлить старый без паспорта не получится. Но если патент действующий, а иностранец получил новый паспорт (в котором, естественно, изменился номер), то в течение 7 дней нужно нужно обратиться в отделение УВМ МВД, где был получен патент, с просьбой внести соответствующие изменения. Для этого потребуется:

  • Заявление о внесении новых данных в патент;
  • Нотариальная копия паспорта с переводом;
  • Миграционка и отрывная часть бланка о регистрации;
  • Действующий патент и квитанция об оплате ближайшего периода;
  • Фото 3х4;
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Обратите внимание: Если вы работаете на российского работодателя, то при получении нового паспорта, обязаны сообщить ему ваши новые данные, чтобы в трудовой договор и прочие бумажки были внесены соответствующие изменения.

Итак, надеюсь ситуация “иностранец потерял паспорт в России — что делать” несколько прояснилась для вас. Помните, что при утрате любых важных документов, обратиться в полицию — это ваша обязанность, а не только право, и не затягивайте с процессом.

Республика Узбекистан является экономически успешной страной. Правительство государства делает все возможное для улучшения условий жизни граждан. Одной из мер по улучшению является введение паспортов с личной информацией, зафиксированной на электронный носитель. Приказ о новых проездных картах с личными данными был принят в январе 2011 года. Владельцы паспортов старого формата могут пользоваться ими до конца 2020 года. В 2014 году был подписан указ, который регламентировал выезд за территорию республики для посещения России и других стран только при наличии нового документа.

Согласно с новой формой ведения документации, удостоверяющей личность, в стране были открыты Государственные центры персонализации. Они располагают всеми необходимыми технологическими условиями для максимально оперативной обработки электронных заявок на изготовление узбекских документов современного формата.

Как выглядит паспорт

В настоящее время хождение имеют две формы данного документа: старого образца


и паспорт с биометрическими данными.



образец

Языки, на которых составлялась прежняя форма документа:

  • Собственно узбекский.
  • Английский.
  • Русский (или каракалпакский – для жителей одноимённой республики в составе страны).

Действующая биометрическая форма имеет только первые два языка.

Данное удостоверение личности имеет обложку зелёного цвета, напоминающую привычную для нас форму паспорта, удостоверяющего личность за пределами страны: наименование страны на узбекском и английском языках – вверху, государственный герб – посредине.

На сколько лет выдаётся

Старые паспорта в стране уже не выдаются, и вообще ещё с начала 2016 года должны были прекратить всякое хождения и подлежали обязательной замене. Однако срок действия старых документов был продлён, и теперь граждане Узбекистана могут пользоваться им вплоть до конца января 2020 года.

Такая возможность существует, разумеется, только в том случае, если в самом документе не указана более ранняя дата окончания его действия или необходимость замены не вызвана иными обстоятельствами (например, порча документа и др.).

Срок, в течение которого новый паспорт гражданина Узбекистана является действительным, составляет 10 лет для взрослого населения (с 16 лет) и 5 лет для несовершеннолетних лиц, не достигших 16-летнего возраста.

С какого возраста оформляется

Как уже отмечалось, паспорт Узбекистана необходимо получать лишь в том случае, когда гражданин планирует покидать территорию своей страны. В связи с этим, у данной обязанности нет никаких возрастных ограничений. Биометрический паспорт выдаётся каждому лицу, которому необходимо пересекать узбекскую границу (в независимости от направления такового пересечения).

Особенность оформления паспортов на детей является лишь тот факт, что необходимости оформления данного документа интересны несовершеннолетнего лица представляет его законный представитель, каковым, как правило, является один из родителей. Также данным представителем может выступать законный опекун ребёнка.

Подарок: 2100 рублей на жилье!
При регистрации по ссылке в AirBnB вы получите 2100 рублей на свой аккаунт.

За эти деньги можно снять хорошие аппартаменты на 1 день за границей или в России. Бонус работает только для новых аккаунтов.

Подробности

Оформление биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан в России

Чтобы обменять паспорт старого вида на новый на территории России, от узбекского подданного потребуется произведение определённых деяний. Смысл состоит в подаче пакета документации в консульский отдел посольства государства согласно нуждам МВД в Узбекистане, российском УФМС и следование рекомендациям ICAO, при их осуществлении как раз произведут их проверки.

Для оформления паспортного обмена, подданные Узбекистана должны состоять на учёте в Консульстве по причине регулярного проживания в государстве или оформления документации на учёбу, трудоустройства, терапию и прочее.

Получение биометрического паспорта узбекского гражданина в посольстве России предполагает подачу заявления установленного образца, ксерокопии и оригинала устаревшего паспорта, листка выбытия, фотографии универсальной величины и квитки об оплате государственной пошлины.

Важно! Размер государственной пошлины за обменную процедуру паспорта на сегодня примерно обойдётся от сорока до девяноста американских долларов, в зависимости от причин нахождения на территории государства. В случае истечения срока действия старого удостоверения личности, размер пошлины сможет приумножиться на пятьдесят американских долларов.

Для обменной процедуры

биометрического удостоверения детской личности, не достигшей восемнадцатилетнего возраста, предполагается добавление к вышеуказанному документальному перечню приплюсовать свидетельства о рождении, оригиналы и ксерокопии родительских паспортов.

Период действия биометрического паспорта зависим от возраста будущего владельца и имеет ограничения. Его замена производится в год, шестнадцать лет и около двадцати шести лет.

Не стоит забывать о том, что бывают прочие нестандартные случаи процедуры оформления биометрического паспорта для узбекских подданных на территории России. Несомненно, они встречаются очень редко и нуждаются в координировании специалистом. Ещё потребуется паспортный перевод на русский язык.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процедуру паспортной замены рекомендовано произвести до отъезда за границу. Иначе можно столкнуться с задержанием иммигранта прямо на границе с Россией. Далее последует административное штрафное наказание, изгнание без правомочия повторного въезда в государство или, возможно, заключения под стражу.

Чтобы миновать подобных негативных последствий, потребуется самостоятельное слежение за периодом действия своих документов или воспользоваться услугами квалифицированного юриста.

Какие данные вносятся в паспорт

Как и всякий иной документ, имеющий функцию удостоверения личность своего носителя, биометрический паспорт в Узбекистане содержит в себе следующую информацию:


  • Фамилию и Имя владельца (при наличии отчества указывается и оно).
  • Национальность лица.
  • Дата его рождения, а также место.
  • Место проживания гражданина.
  • Информация об органе, который осуществил выдачу документа.
  • Дата выдачи и номер паспорта.

Помимо сведений, печатным образом вносимых на страницы в удостоверении личности, на электронный его носитель дублируется та же информация о владельце, а также записывается фотография в электронном виде и отпечатки пальцев, которые вынужден сдать каждый гражданин, желающий получить удостоверение личности с биометрией.

Введение и обмен биометрики

Биометрический паспорт Узбекистана имеет ряд отличий от удостоверений предыдущего образца:

    Обложка оснащена специальной микросхемой, на которой находится необходимая информация. Это серия и номер, сроки действия, кем выдан и когда, дата рождения, цветная фотография. Если в предыдущий узбекский паспорт фото только вклеивалось, то в биометрике, помимо обычной фотокарточки, оно еще хранится в цифровом формате. Обычная же не вклеивается, а впечатывается, что позволяет повысить защищенность от подделок.


Ламинированная обложка биометрического паспорта.


Устройство биометрического паспорта.

Согласно первому, новое удостоверение получили:

  • сотрудники министерств, ведомств и других государственных учреждений;
  • выезжающие или находящиеся за рубежом граждане;
  • жители, которым необходима замена в силу определенного возраста.




Вторым этапом — все остальные граждане, в установленном законом порядке. Замена паспортов в Узбекистане происходит в пункте сбора биометрических данных, которые были созданы для осуществления процедуры обмена как подразделение МВД. Гражданин Узбекистана, который находится в другом государстве, должен обратиться в подобный пункт при консульском учреждении.


Перевод паспорта с узбекского на русский.

Для того чтобы получить паспорт Узбекистана, необходимо предоставить заполненную анкету-заявление, в которой указываются основные данные физического лица: ФИО, дата рождения, адрес прописки, данные действующего свидетельства, удостоверяющего личность. Также в анкете подробно указываются сведения о трудовой деятельности за последние десять лет и ответы на вопросы о военной службе, судимости, долговых обязательствах.

К заявлению следует приложить следующий перечень документации:

  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • свидетельство о рождении, если получение происходит первый раз;
  • две фотографии;
  • подтверждение легального нахождения на территории страны, если обмен происходит за рубежом.


Водительское удостоверение в Узбекистане.

Удостоверения старого образца в 2020 году стали недействительными. Но так как консервативные узбеки очень медленно проходили процедуру обмена, 12 февраля 2020 года в закон была внесена поправка для тех, кто находится за пределами республики. Если срок действия их удостоверения не истек, то они имеют право на выезд из иностранного государства без замены до начала 2020 года. Оформление сертификата на возвращение при этом не потребуется, как это было ранее. На отъезд из родной республики они права не имеют без получения биометрики. Стоимость нового документа равна двадцати долларам, его выдача происходит в течение десяти суток после подачи заявления.

Замена паспорта

Вопрос о необходимости обмена паспортов сейчас стоит особенно актуально в связи с тем, что срок их действия даже с учётом продления заканчивается достаточно скоро, а число граждан, которые не осуществили ещё замены, составляет чуть ли не 50 % от общего числа их владельцев.

При этом вопрос замены биометрических паспортов актуален лишь в отношении граждан страны, получавших документ ещё до достижения ими 16-летия в связи с тем, что выдача данной формы началась только в 2011 года. Т.е. необходимость таковой замены может возникнуть лишь в случае утери или порчи предыдущего.

Произвести замену старого паспорта можно как находясь на территории Узбекистана, так и пребывая за его пределами (в консульствах). Так, например, на территории Российской Федерации пройти эту процедуру можно не только в столичных Москве и Петербурге, но и в Новосибирске.

Список бумаг

В независимости от места замены старого удостоверения личности на биометрический паспорт, гражданину этой страны потребуется представить следующие документы:

  • Заявление, заполняемое в форме анкеты.
  • Удостоверяющий личность документ (при замене таковым, естественно, будет являться ранее выданное).
  • Документ, подтверждающий оплату пошлины в размере 50 000 сумов (около $20 США).

Предоставление копии последнего документа осуществляется по желанию заявителя, однако во избежание путаницы и недоразумений квитанцию (либо её копию) всё-таки лучше приложить.

Помимо подачи указанных документов лицу необходимо персонально явиться для сдачи отпечатков пальцев и выполнения фото в электронном виде (для помещения его не только на страницу паспорта, но и на цифровой его носитель).

Процесс подачи документов и снятия необходимой для чипа информации занимает буквально несколько минут, а новые документы должны быть изготовлены не более чем за 10 календарных дней с момента подачи заявителем всех необходимых документов. К сожалению, данные сроки установлены государственными властями и далеко не всегда соблюдаются на деле. Как показывает практика, процедура обмена может длиться несколько месяцев.


Правила оформления сертификата на возвращение в Республику Узбекистан

Документ на возвращение – это специализированная бумага, позволяющая подданным Республики перейти в территориальные российские границы.

Главные причины его выдачи — потеря документации, которая могла бы подтвердить личность или случаи с истечением периода их действия. Проверку на вопрос миграции пройти не получится.

Выдачей сертификата на возращение занимается Посольство или Генеральное узбекское консульство в России.

Список необходимых документов:

— пара фото (размером тридцать пять на сорок четыре миллиметра),

— уведомление в письменном виде о подтверждении вида деятельности, который в России осуществлял заявитель (справка — подтверждение с места трудоустройства, института, специализированное направление на терапию или командировочный лист), квиток об уплате консульского сбора.

— Оформление анкеты-заявки на выдачу сертификата на возвращение в электронном виде.

В течение пяти дней будет проходить проверка соответствия переданных бумаг сведениям, которые содержатся в базе узбекского МИДа.

Важно! Если будет очередь, то срок могут увеличить до тридцати дней.

Как только сертификат будет выдан, его срок годности будет не больше 1 месяца, по этой причине за отведённый период необходимо завершить все важные дела, вернуться на Родину для начала оформления биометрического паспорта.

При наличии возможности получения паспорта нового вида, не покидая пределов РФ, стоит не пренебрегать данным преимуществом и начать оформление в Московском Посольстве или в консульстве в любом муниципалитете.

Получение гражданства Узбекистана

Приобрести гражданство этой страны можно лишь при наличии веских оснований, доказывающих связи с государством. Если соискатель гражданства не является деятелем науки, искусства или спорта, представляющим особую ценность для узбекского общества, с точки зрения правительства страны, то необходимо соответствовать целому ряду условий.

Первой категории гражданство может быть предоставлено по исключительному указу президента республики, другие должны соответствовать следующим критериям:

  • Необходимо отказаться от гражданства другого государства (при его наличии, т.к. на гражданство Узбекистана могут претендовать и апатриды, не имеющие никакого гражданства в принципе).
  • В течение последних 5 лет регулярно проживать на территории страны.
  • Наличие источников дохода, являющихся легальными и официальными.
  • Декларация о признании верховенства Конституции республики и её беспрекословного исполнения.

Условие постоянного проживания может и не быть соблюдено в том случае, если лицо доказало свою связь с этой страной вследствие рождения на его территории, а также появлением на свет здесь одного из близких предков (родителей, бабушек, дедушек).

Конвертация зеленого паспорта. Как упрощение выхода из гражданства принесет Узбекистану миллионы долларов

Новый президент Узбекистана взялся превратить туризм в главный драйвер роста экономики страны. Упрощает визовый режим, облегчает и делает более комфортным въезд и пребывание туристов, вводит льготы для занятых в этой отрасли компаний, создает специальные туристические зоны. Все это позволяет прогнозировать рост числа избравших Узбекистан местом для отдыха иностранцев уже в предстоящем сезоне.

Но есть люди, готовые приезжать в страну и без этих нововведений. Их влекут в Узбекистан не столько архитектурные шедевры и красоты, сколько запах политого в знойный день двора, сетчатые тени виноградных крыш, аромат приготовленного на зигирном (льняном) масле плова. Им хочется вернуться в места детства и юности, обняться с родственниками и друзьями, положить цветы на могилы близких. Они с удовольствием пополняли бы бюджет Узбекистана в качестве туристов, причем не однократно, а посещая его регулярно. Самые предприимчивые не прочь вложить свои деньги в бизнес на узбекской земле.

Избавить себя от таких проблем можно, лишь пройдя официальную процедуру выхода из гражданства или его утраты. Она завершается изданием указа президента Узбекистана и выдачей заявителю официальной справки, которую нужно иметь при себе во время поездки на родину по паспорту другой страны. Но процедура эта не очень проста и растянута во времени.

По данным Госкомстата Узбекистана, с 2006 по 2017 год из страны уехали более 474 тысяч человек. Если добавить эмигрировавших за предшествовавшие четырнадцать лет (1991-2005), это число увеличится, как минимум, втрое. И это только официальные данные.

Количество де-юре переставших быть узбекистанцами неизвестно. Среди уехавших немало тех, кто даже не выписался из своих бывших домов и квартир. Учитывает ли их Госкомстат при подсчете численности населения, узнать не удалось – в ведомстве на наши вопросы, отправленные в конце января, не ответили.




Отказ написан, но кто его прочел?

Как правило, эмигранты стараются получить гражданство страны проживания, чтобы чувствовать себя на равных с местными жителями. Редкая страна признает за своими гражданами право иметь паспорт другого государства. Узбекистан ни с кем договоров о двойном гражданстве не подписывал. За наличие второго гражданства Ташкент не наказывает, но жить в республике и пересекать ее границы требует исключительно по своему паспорту.

Проблемные документы: листок убытия и новый узбекский паспорт

Для официального оформления выхода из гражданства Узбекистана (стоимость - $110 для живущих в СНГ) необходимо предоставить ряд документов , и с получением некоторых из них могут возникнуть серьезные проблемы: это адресный листок убытия и биометрический узбекский паспорт.

Адресный листок убытия дают при выписке с постоянного места жительства тем, кто отправляется в страны СНГ (на сайте узбекского посольства в Москве список ограничен лишь Россией, Беларусью и Арменией). Но многие эмигранты уже потеряли этот листок, другие сдали его при получении паспорта или при прописке в новой стране. Дубликат можно попытаться добыть с помощью консульства, но эта услуга доступна только тем, кто уже стоит на учете, поскольку для регистрации опять же необходим листок убытия.

С лета 2017 года ни выписаться из Узбекистана, ни получить листок убытия либо его дубликат дистанционно по доверенности нельзя (интересно, почему?), нужно лично ехать за ним в Узбекистан. Поездка туда-обратно обойдется в несколько сотен долларов.

Проблема в том, что съездить за листком убытия лично не получится, если узбекский паспорт не в порядке: как говорилось выше, граждане Узбекистана могут пересекать границу только по нему. Но одни этот документ потеряли, другие просрочили: получив паспорт другой страны, люди перестают следить за сроком действия узбекского. У кого-то паспорт не биометрический и фактически уже не имеет силы. Впрочем, с таким документом пока еще можно совершить одну поездку в Узбекистан - до 1 июля 2018 года. Но по приезде он станет недействительным и придется оформлять биометрический (такие паспорта начали внедрять в Узбекистане в 2011 году).

Как упростить процедуру

Утрата гражданства - кто собирает документы?

Статья 21 закона о гражданстве уточняет , когда человек может утратить гражданство Узбекистана.



Консульство Узбекистана в Берлине. Фото с сайта Diligence.uz

Желающих воспользоваться пятой причиной нашлось бы немало, но, как пояснил эксперт портала Norma.Uz Олег Заманов, по этому основанию узбекское гражданство смогут утратить лишь те, кто получил иностранное после 24 сентября 2016 года, когда этот пункт вступил в силу.

Однако на сайте генерального консульства Узбекистана в Новосибирске висит целый список документов, которые эмигрант должен собрать и сдать для оформления утраты. Он включает заявление на имя президента, автобиографию, фотографии, копии листка убытия (для выехавших в страны СНГ) и два комплекта копий всех страниц узбекского паспорта. За рассмотрение документов и принятие решения взимается консульский сбор в размере $110, справка о подаче документов обойдется в $30. Но вставать на консульский учет для оформления утраты гражданства и менять паспорт на биометрический в этом случае не требуется.

Не исключено, что админы сайта генконсульства в Новосибирске просто не обновили до сих пор информацию, опубликованную в декабре 2016 года. Новая инструкция датируется 7 июля 2017 года.

Однако если полагаться на старания МИД и МВД Узбекистана, можно не дождаться включения своей фамилии в список тех, чье гражданство подлежит утрате. И такую процедуру тоже следовало бы упростить: стоит разрешить эмигрантам самим инициировать процесс оформления утраты, не обременяя их при этом необходимостью собирать пакет документов.

Срок истек – ответа нет

То, что эмигранты не прошли процедуру выхода или утраты узбекского гражданства, не встали на консульский учет, не является противоправным, наказание за это не предусмотрено ни уголовным, ни административным кодексом Узбекистана.

Объясняется ли это нерасторопностью МВД, МИД, СНБ, Комиссии по вопросам гражданства при президенте или самого главы государства, неизвестно. Но такая задержка ответа – нарушение закона. Ответственность за которое, похоже, не несет никто.

Не наказывать, а помогать

Именно потому, что выход из гражданства настолько труден, дорог и долог, многие эмигранты не спешат оформлять документы. Казалось бы, оформи выход и навещай своих родственников в Узбекистане хоть каждый месяц, приезжай туристом, вкладывай деньги в местный бизнес.

Но кого-то отпугивают бюрократические процедуры, кого-то - денежные затраты. Одни не верят, что глава государства реально вовлечен в процедуру лишения гражданства и им действительно выдадут официальную справку, другие надеются, что по истечении определенного времени лишатся его автоматически. Третьи не теряют надежду на то, что в ближайшем будущем Узбекистан введет институт двойного гражданства. Четвертые боятся переступать порог посольства из-за наличия там сотрудников Службы национальной безопасности (СНБ), одиозность которой не раз публично признавал сам президент Шавкат Мирзиёев. А кто-то руководствуется всеми этими причинами сразу. Не озабочиваются процедурой выхода из узбекского гражданства лишь те, кто дорогу в Узбекистан закрыл для себя навсегда.

Читайте также: