Усиленная опека когда родители все делают за ребенка и не дают ему свободы действий

Обновлено: 17.05.2024

У ребенка являющегося участником постоянных семейных конфликтов отмечаются, как правило, следующие симптомы:

1. Повышается общая нервозность, чаще бывают эмоциональные взрывы и беспричинные истерики.

2. Поведение ухудшается, потому что авторитет родителей падает. Ребенок перестает им доверять и прислушиваться к их мнению.

3. Нарушается принятие моральных и общих культурных ценностей. Дети могут попадать под негативное влияние, желая бороться против всего, что было раньше в их жизни.

4. Чаще возникает негативное отношение к мужчинам и женщинам, в зависимости от того, против кого настроен ребенок.

У многих детей перенесших насилие часто появляются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Дети плохо спят, сны становятся беспокойными, у них появляются страхи и тревожные мысли о смерти. Может начаться или обостриться заикание или другие речевые нарушения. Внимание становится рассеянным, дети не могут сосредоточиться на каком-то деле, могут забывать сделать даже привычные дела, например, умыться утром, почистить зубы перед сном.

Насилие, как известно, порождает ответное насилие. Оно в свою очередь оказывается направленным на другого человека, тот передает его следующей жертве и так до бесконечности.

Встречаясь в своей работе с детьми из неблагополучных семей, специалисты каждый раз отмечали их уверенность в том, что они имеют право бить других детей. В группе детского сада 6 летний мальчик позволяет себе ударить другого ребенка, и считает, что поступил правильно. Он не видит в этом ничего необычного – ведь его били, так почему же он не может ударить любого, кого ему только захочется. Именно так думает каждый, кого хоть раз в жизни ударили: почему меня можно бить, а я не могу ударить другого?

У ребенка возникает вполне справедливый вопрос, на который многие взрослые не могут дать ответ. Ребенок действует интуитивно, то есть, полагаясь на свой чувственный опыт. Ему обидно и единственный вывод, который он для себя делает – ему можно драться с теми, кто ему не нравится. Таким образом, использование силы становится единственным способом достигать своих целей в отношениях с людьми.

Если такая позиция находит подтверждение в какой-то ситуации и ребенок действительно с помощью силы получает желаемое, то она закрепляется в сознании как правильная.

На подобное поведение важно правильно реагировать. В первую очередь, остановить ребенка. Затем, объяснить ему, что такое поведение недопустимо, и вы не позволите никому больше причинять боль. Если ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения, то говорить много не нужно. Будьте немногословны – говорите только по существу дела. Главное это показать своими уверенными и спокойными действиями, четкими и короткими фразами, что вы контролируете эту ситуацию и всем необходимо успокоиться. Только после того, как вы убедились, что все участники конфликта успокоились, можно доносить до них какую-либо информацию.

Еще одной серьезной семейной проблемой являются частые конфликты между родителями.

Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась девушка 14 лет. Представилась Светой и пожаловалась на своих родителей.

Света рассказала, что никогда не чувствовала родительской любви. По её словам, они всегда были заняты разборками между собой. Мать и отец постоянно ссорились, то из-за денег и их нехватки, то из-за взаимных претензий друг к другу. Постоянно дрались, потом мирились, снова дрались и так далее. Самые негативные воспоминания девушки связаны с тем, что во время скандалов мать и отец пытались склонить дочь, каждый на свою сторону. При этом пытались манипулировать ей, то обещаниями, то угрозами. На деле ни первое, ни второе, в итоге не доводили до конца. Мать рассказывала дочери про отрицательные черты отца, а тот в свою очередь наговаривал на жену. Оба требовали от дочери принять только одну из сторон, чтобы вместе противостоять супругу. В итоге, к своему возрасту, единственным желанием девочки-подростка было уйти из дома, куда глаза глядят и как можно скорее.

Как правило, такое желание ребенок старается реализовать.

Выясняя отношения между собой в семье, большинство родителей совершают одни и те же ошибки:

Пытаются использовать детей как своих сторонников в борьбе против супруга.

Отгораживают детей полностью от реальной ситуации в семье, опасаясь за них.

И первое, и второе есть крайности, обусловленные, чаще всего, эгоизмом самих родителей. В первой ситуации ребенок непременно оказывается в роли проигравшего, а во второй, дети чувствуют, что что-то происходит, но не могут понять что именно. Эти переживания заставляют их бояться, жить в страхе, пугаясь любого шума, развивая невротические привычки, часто такие же, как и у их родителей. Подобные проблемы в детстве превращаются в устойчивую тревожность у взрослого человека. Таким образом, в обоих случаях, мы получаем потенциальную жертву.

Как же поступить, чтобы и ребенок сделал правильный вывод и самому не стать при этом манипулятором, решающим свои задачи за счет ребенка?

Отечественные психологи, врачи и педагоги (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) уже давно выделили несколько видов родительского отношения к своим детям. Это сложившаяся система отношения родителей к ребенку, включающая в себя эмоции, чувства, стереотипы и ожидания которые родители переносят на детей.

Авторитарные родители.

Когда в группу детского сада или класс школы входит авторитарный отец (или мать), его всегда видно и слышно: громкий голос, резкие движения, строгий взгляд. За всеми этими внешними, казалось бы, четкими и строгими признаками знающего человека прячется неуверенность в ребенке, страх за себя и попытка компенсировать незнания в воспитании методами быстрыми, но на самом деле малоэффективными и недолговременными. Они оперируют только угрозами, надеясь, что ребенок от этого станет послушнее. Но время идет, ребенок растет и то, что раньше помогало добиться его послушания уже не эффективно.

Рисунки детей, у таких родителей, изобилуют черным мрачным цветом, тематически привязаны к непропорциональным изображениям больших рук родителей и маленькой фигурой самого ребенка. А иногда в них присутствуют и такие элементы, которые редко встретишь в детских рисунках.

Случай из практики. Мальчик Ибрагим З. посещает детский сад, он из большой семьи, но большая семья, к сожалению, не всегда означает дружная семья. Родители разведены, но вынуждены жить вместе в одной квартире, дети свидетели частых ссор. У Ибрагима трое братьев и две сестры. В рисунках мальчика появляются черные терминаторы, спортивные снаряды, животные, которые соединены художником с техникой и оружием.

По мнению А.Л. Венгера (Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2003), в таких рисунках детей отражена агрессия, которой повергали их и которую они также готовы выплеснуть на окружающих. То есть, защитный механизм – агрессия, передаётся к детям от родителей, которые используют его как средство воспитания. Следовательно, в детском коллективе мы получаем неблагополучного ребенка, который почти всегда будет выделяться, либо частыми конфликтами с окружающими, либо избеганием контактов и страхами.

В авторитарных семьях чаще, чем в других фигурирует насилие. Родители, применяющие его к своим детям, разрушают их ожидания в принятии, доверии, любви, заботы, что приводит к нарушению всего процесса здорового развития ребенка. Такие дети, сами становятся агрессорами, перенося полученный опыт из семьи родителей в свои отношения.

Что можно сделать в этой ситуации? Дайте ребенку возможность закончить начатые ранее дела. Ваш малыш индивидуален и имеет свой внутренний биологический ритм. Конечно, режим и соблюдение порядка должны быть, но постоянное принуждение приводит к сбою внутренних часов, нарушению обмена веществ и расстройствам психических процессов. Ребенок не дрессированная собачка и не может выполнять все, так как вы хотите. Требования должны быть адекватны возрасту ребенка. Все изменения, происходящие в жизни ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности.

Чрезмерно опекающие родители.

Такие родители часто используют мелочные придирки, постоянно контролируют все перемещения ребенка, его действия подвергают анализу и критике, чтобы сделать более управляемым. Забота плавно переходит в давящую опеку, которая подавляет любую инициативу и активность ребенка.

В результате из детей вырастают безынициативные люди, слабохарактерные, нерешительные, не умеющие за себя постоять, полагающиеся во всем на мнение старших, неспособные строить полноценные социальные отношения со сверстниками. Если вдруг, в какой-то момент, родитель оказывается готов дать свободу своему ребенку, то наедине с самим собой никак не может успокоиться и перед его глазами всплывают ужасные картины происходящего с их чадом.

Более того, когда ребенок видит, что отец или мать со всеми из-за них ругаются, он делает вывод, что мир – это сборище негативно настроенных людей, с которыми постоянно нужно выяснять отношения ссорами и руганью.

Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась женщина 52 лет. К психологу ее направил школьный учитель с вопросом о том, как её ребенку (мальчику 12 лет) наладить отношения со сверстниками. В ходе беседы выяснилось, что её ребенок единственный, поздний (после 40 лет), долгожданный, воспитывается матерью в одиночку. Отца нет. Мать постоянно опекает сына, одевает его только в ту одежду, в которой тепло, чтобы он не заболел. Кормит только домашней, полезной едой, считая, что здоровье необходимо беречь с детства. При этом мать не позволяет смотреть телевизор, играть в компьютер, принципиально, не покупает продукцию, произведенную в Китае, считая её некачественной, заразной или опасной.

Для того чтобы иметь возможность провожать и забирать сына каждый день из школы она бросила прежнюю работу и устроилась уборщицей в офис. Проблемой считает то, что другие дети постоянно обижают мальчика, не хотят с ним дружить. Спрашивает: как помочь ему наладить дружбу с детьми?

Личная позиция родителя. Такой родитель не готов отпустить ребенка в жизнь. Постоянно переживает за его здоровье, тревожится о самочувствии, но мало беспокоится развитием личности ребенка. В их глазах ребенок – неспособное ни к чему, слабое, немощное создание, нуждающееся в постоянной заботе и защите от внешней опасности.

Что можно сделать в этой ситуации? Во-первых, родителям стоит работать над своей повышенной тревожностью. Именно она заставляет их самих испытывать страх и переносить его на ребенка. Впечатлительность и тревожность – несомненно, помогают выживать в наше непростое время, но во всем должна быть адекватная мера. Это значит, пора объективно оценить, что может быть опасно, а что лишь кажется опасным.

Во-вторых, родителям надо работать над своим эгоизмом. Они боятся не за ребенка, а за самих себя, потому что не интересуются его мнением, его чувствами и интересами и тем, чего на самом деле боится ребенок. Соотнесите его страхи и свои. Только тогда вы поймете, где заканчивается ваша субъективная тревога и начинается реальность.

Эмоциональные, раздражительные родители.

Такие родители своим ребенком всегда недовольны, предъявляют постоянные претензии и обвиняют во всех ошибках. Не сделал урок – дурак, ошибся – кретин, не смог за себя постоять – размазня. При этом в отношениях отсутствует эмоциональная близость между взрослым и ребенком. Тактильные контакты осуществляются на уровне шлепков, подзатыльников, оплеух.

При этом инициатором какого-то действия становится родитель. Он сам подталкивает ребенка на совершение поступка и уже изначально не верит в возможный успех. Дети очень хорошо заражаются эмоциональным настроем взрослого и поэтому не умеют верить в самих себя – естественно, что в результате они делают все не так как надо. Как и в прежнем случае, в итоге развивается низкая самооценка, забитость, не умение отстаивать свои позиции, появляется страх самовыражения.

Как правило, такие дети становятся пассивными агрессорами, держат свое недовольство глубоко внутри себя. То есть, проявляют они его не явно, а несколько иначе. Например, едкими замечаниями в адрес другого человека, выражают иронию, провоцируют сарказмом, переворачивают факты с ног на голову, выставляя виновными за свои ошибки других людей.

Что можно сделать в этой ситуации? Ребенок не рождается с умениями и знаниями о жизни. И эти самые знания не появятся у него до тех пор, пока он сам, своими руками не попробует сделать что-то, пока ребенок не совершит ошибки которые потом сам исправит и не найдет способ решать проблемы по-своему, особенно.

Вы, конечно, не обязаны обожать своего ребенка, видеть в нем только плюсы и достоинства. Но хотя бы не мешайте ему развиваться естественным путем, не подавляйте в нем личность, своими претензиями и утверждениями в его несостоятельности. Если не умеете делать это сами – тогда доверьте профессионалам. А для ребенка будьте не строгим учителем или врачом, а просто родителем. Все люди имеют недостатки – это нормально, поэтому меняйте свое отношение к ребенку как к личности со своими, не похожими ни на кого, особенностями, которые в дальнейшем могут стать его достоинствами.

Либеральные родители.

Считают, что у взрослого есть свой взгляд на жизнь, а у ребенка свой. Своими делами они и предпочитают заниматься, пока их не спрашивают или пока не попросят о чем-то.

Что можно сделать в этой ситуации? Исправлять такую позицию, обычно, бывает бесполезно. В ней, в принципе, есть рациональное зерно: ребенок учится самостоятельности, отвечать за свои поступки и всего в жизни добиваться своими силами, рассчитывая только на себя. Правда, находить эффективные пути взаимодействия с другими людьми он так и не научается, потому что он не видел примера в лице значимых для него людей (родителей).

Авторитетные родители.

Авторитеты для ребенка – это пример личной активной позиции (в любом деле), весомое мнение, определяющее возникновение мотива к действию. Другими словами, с такими родителями дети советуются, выбирают их в качестве примера и делают так, как они поступили бы в этой ситуации.

Личная позиция родителя. У таких родителей есть внутренняя жизненная позиция, что они являются спутниками ребенка на жизненном пути. Свои поступки они стараются комментировать, разъясняя, таким образом, главный принцип своих действий. Стараются избегать давления на ребенка, всегда в курсе состояния дел ребенка. Бывают честными в первую очередь с самими собой, к этому приучают и ребенка.

Исправлять такие отношения не нужно, если они благоприятно влияют на развитие личности ребенка. Более того, в этом случае, обычно, ни от кого, не поступает подобного запроса о помощи.

Демократичные родители.

Дети демократичных родителей, знают и умеют вести себя адекватно ситуации, в которой они оказались. Они достаточно критичны, по отношению к себе и умеют оценивать поступки других людей. В конфликтных ситуациях, предпочитают рассуждать последовательно, умело аргументируют свое мнение.

Личная позиция родителя. Ставят честность и справедливость в приоритет. Стараются прислушиваться к мнению ребенка, выслушать его внимательно, чтобы понять. Собственным примером воспитывают в детях дисциплину, самостоятельность, уверенность, уважение к самому себе и другим людям.

Таким образом, только наши собственные иррациональные убеждения мешают нашим детям быть счастливыми. Поэтому дайте им свободу выбора, но при этом будьте рядом, чтобы они всегда могли обратиться к Вам за помощью или знали, где эту помощь можно получить.

В значительном числе случаев отобрание действительно происходит из деградировавших семей, из жутких условий, из грязи, как правило, от нетрезвых родителей. Статистику по таким случаям привести нелегко, но, думаю, коллеги из органов опеки и попечительства меня поддержат: отобрание ребёнка, это, как правило, полностью разрушенная семья.

А вот в семьях, где ребёнок подвергается жестокому обращению, как правило, всё не так уж неблагополучно внешне.

Определённые ограничения накладывает формулировка пункта первого статьи 77 СК РФ, на котором, собственно, и зиждется отобрание ребёнка. Там сказано, что отобрание ребёнка возможно при непосредственной угрозе жизни и здоровью. То есть, если ребёнка бил вчера выпивший отчим, а сегодня он трезв и добр — оснований для отобрания ребёнка, вроде бы нет.

С таким мнением не соглашусь. Собственно, и практика, слава богу, идёт по тому же пути: наличие рядом с ребёнком лица, которое подвергало его жестокому обращению уже само по себе является непосредственной угрозой здоровью, а может быть и жизни ребёнка.

Тем не менее, отобрание ребёнка в таких случаях — эффективный и разумных механизм защиты ребёнка от жестокого обращения. Лучше уж в приют, чем быть битым или истязаемым.

Но, вернёмся к существующей системе отобрания детей из семьи.

То есть, выяснив, что ребёнок под угрозой, сотрудник органа опеки физически отбирает ребёнка, а лишь потом издаётся акт об отобрании.

Но вот, прошло время, постановление издано, ребёнок отобран, привезён в приют, либо в дом ребёнка, либо в другую организацию, для временного устройства детей.

Тут, как правило, факсом, извещается прокуратура, уже официально.

Затем приходит время суда. Орган опеки в течение 7 дней должен обратиться в суд с иском о лишении родительских прав, либо об их ограничении. Поскольку 7 дней (да ещё минус 2 выходных) — срок откровенно маленький, орган опеки и попечительства не часто бывает готов к моменту подачи заявления в суд к тому, чтобы защитить свою позицию. Ну и суд сроками рассмотрения таких дел особо не ограничен, следовательно, дело может рассматриваться и недели, и месяцы.

Во-первых, сильна ещё в органах опеки вера в то, что пока родителей не лишили родительских прав, ребёнка никуда из организации передавать нельзя. Я знаю случай, когда ребёнок был в приюте семь лет до 13 лет, покуда органы опеки сподобились лишить родительских прав его родителей. А ведь пока ребёнку 6 лет вероятность его семейного устройства существенно выше, чем в 13-ть лет.

Ну и, в-третьих, желающих взять ребёнка в семью, зная, что его родители могут, пусть часто лишь теоретически, вернуться и снова забрать ребёнка, таких желающих немного.

Вот так выглядит ситуация на данный момент.

В чём, как мне кажется, основные проблемы.

То, что в доме нет еды — основание? То, что родители не работают — основание? То, что ребёнок в синяках — основание? Надо ответить на все эти вопросы, если не в законе, то по крайней мере, в методических материалах. Работать без них нашим органам опеки, куда за последнее время пришло очень много новых сотрудников, сложно.

Второе. Юридический механизм отобрания ребёнка крайне нечёткий. Я уже говорил, что издание акта об отобрании может быть сильно отодвинуто во времени с момента обнаружения ситуации из которой ребёнка необходимо отобрать.

В 2007 году рядом депутатов даже предлагалось отбирать ребёнка не по постановлению органа опеки, а по постановлению мирового судьи! Весьма спорное предложение. Мировой судья лишён законодателем полномочий рассматривать споры о детях, и не случайно закон отнёс их к ведению районного суда. Ну и совершенно непонятно, что делать с судом или судьёй, если угрожающая ситуация выявлена в пятницу вечером — ждать понедельника?

Что-то надо менять, существующий механизм, хотя и обеспечивается его внешнее соблюдение, слишком неповоротлив, не гибок и, по сути, не соблюдается вынуждено.

Четвертое. При отобрании ребёнка родитель оказывается в патовой ситуации, даже правильнее сказать, в ситуации цугцванга. С одной стороны, если родитель считает незаконным или необоснованным отобрание ребёнка — он вправе обратиться в суд с оспариванием акта органа опеки и попечительства. С другой стороны, какие уж тут жалобы и иски, когда на самого тебя в течение недели подадут в суд, ставя вопрос о лишении родительских прав. При этом суд совершенно не должен проверять обоснованность и законность собственно отобрания ребёнка. Он решает в порядке искового производства вопрос о лишении родительских прав. А обоснованно или нет отобрали ребёнка — иной вопрос. Собственно, отобрание ребёнка или причины, приведшие к этому — вовсе не обязательно будут включены в иск о лишении родительских прав.

Приведу, наверное, самый громкий пример. Ситуация с Глебом Агеевым и его усыновителями. Несмотря на то, что ребёнок был отобран из семьи по одним основаниям (главное из которых — отсутствие на лестнице заграждения между балясинами, а также тот факт, что против родителей возбуждено уголовное дело), иск об отмене усыновления был обоснован совершенно иным: тем, что дети не поставлены в течение почти года на учёт в районную поликлинику!

И обоснованность отобрания ребёнка так никто и не проверил.

Пятое. Даже если орган опеки и попечительства, отобрав ребёнка, приходит к выводу, что оснований для лишения или ограничения в родительских правах нет, тем не менее, императивная норма пункта 2 ст. 77 СК РФ обязывает всё равно обратиться в суд с подобным иском.

Ещё пример из жизни одного из южных субъектов федерации. Мать, оставив ребёнка-трехлетку со своим отцом, ребёнку, соответственно, дедушкой, ушла спокойно на работу. Дедушка положил ребёнка днём спать, а сам пошёл в магазин… Случайно захлопнув за собой дверь, ключи оставив внутри квартиры.

Пока бегали за слесарем, бдительные соседи позвонили в милицию, а прибывший наряд вызвал органы опеки, поскольку ребёнок оставался в квартире те, обнаружив такую ситуацию, ребёнка отобрали. Ну как же, дед старый, ребёнку опасность… Аргументы нашлись.

Конечно, в тот же день ребёнка из приюта забрала мама, вытерла слёзы… А спустя несколько дней мать получила повестку в суд и иск о лишении родительских прав. Пикантность и идиотичность ситуации усиливало и то, что отца ребёнка, не проживавшего вместе с ним чуть не с рождения, никто лишать родительских прав не собирался.

При этом сотрудники органа опеки совершенно точно понимали, что лишать маму ни по закону, ни по совести, не за что. Но в суд пошли, откровенно признаваясь: нам проблемы от прокуратуры не нужны.

То есть неотвратимость лишения (или ограничения) родительских прав — не всегда обоснована. Должен быть, на мой взгляд, механизм, позволяющий при восстановлении родительского попечения, если угрозы жизни и здоровью ребёнка нет, возвращать ребёнка в семью.

Отдельно хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда родителей привлекают к уголовной ответственности за насилие над ребёнком. Идёт дознание или следствие, ещё ничего не ясно, собираются доказательства, проводятся экспертизы — а ребёнка, как правило, уже отобрали. И, иногда, уже лишили родительских прав его родителей. Хотя следствие не окончено, приговора нет — и было или не было, сказать достоверно нельзя. Но последствия (иногда непоправимые) уже наступили.

В этом случае, как мне кажется, должен быть иной механизм: не лишение родительских прав, а сначала — установление соответствующих фактов в приговоре суда, а лишь затем — лишение родительских прав в гражданском производстве. Да и то, при наличии к тому оснований, поскольку даже жестокое обращение с ребёнком лишь может служить основанием для лишения родительских прав, но тут суд волен и не посчитать это основанием.

Разумеется, есть предложения, каким видится разрешение этих шести проблем отобрания ребёнка из семьи.

Ещё раз: о чем идет речь. Во-первых, отсутствие критериев (на сегодня, строго говоря, отобрать даже избитого ребёнка нельзя); нечёткий юридический механизм отобрания ребёнка; не до конца явно отмечена роль прокурора; непосредственно за отобранием ребёнка отсутствует достаточный судебный контроль; не всегда полезна неотвратимость последствий в виде лишения родительских прав или ограничении родительских прав; и, наконец, недоурегулированная ситуация с усыновлёнными детьми.

В первую очередь требуется, и остро требуется, выработка критериев для оснований отобрания ребёнка из семьи. Представляется, что наиболее распространенные основания необходимо прописать прямо в законе. И уж, конечно, необходимо разработать методический аппарат для того, чтобы сотрудники органа опеки ясно понимали: это — страшное дело, а это — ещё не совсем. Заодно, таким образом мы снимем огромную часть вопросов связанных с жалобами на сотрудников, поскольку обоснованность их действий не столь очевидна.

Кроме того, основанием для отобрания ребёнка должен быть прямо указан акт жестокого обращения с ребёнком со стороны родителей или иных лиц, совместно проживающих с ребёнком.

Третье. Возможно, что отобрание ребёнка, как физическое действие, при непосредственной угрозе жизни и здоровью необходимо разрешить сотруднику органа опеки и попечительства не после принятия акта органом опеки, а сразу после установления факта наличия угрозы. Выявление ребёнка и ситуации должно быть зафиксировано, об отобрании ребёнка составлен акт, копия которого вручается лицам, у которых ребёнок был отобран, но это всё можно сделать на месте, не дожидаясь оформления бумаг. Не может младенец продолжать лежать голый в квартире с выбитыми стёклами, покуда сотрудница органа опеки бодренько сбегает до своей начальницы.

Пятое. Очень надеюсь, что Прокуратура в самое ближайшее время выработает чёткие и понятные механизмы, определяющие роль прокурора в вопросе об отобрании ребёнка. Что проверять, как, и с какими полномочиями — всё это требуется как можно подробнее определить. Недопустимо, когда ни прокурор не знает, что делать должен, ни органы опеки, что — может.

Шестое. Неизбежность иска о лишении родительских прав после отобрания ребёнка, на мой взгляд, должна быть смягчена. Как я уже говорил выше, не всегда, далеко не всегда, после отобрания ребёнка должно следовать лишение или ограничение родительских прав. Это не должно быть обязательным, но, конечно, возможным. Ту же отмечу необходимость более понятной регламентации действий после отобрании ребёнка у усыновителей. Возможно, правильным было бы предусмотреть, по аналогии с родителями, и возможность временного ограничения прав усыновителей для возможного сохранения семьи.

Седьмое. Наиболее правильным, на мой взгляд, являлся бы последующий судебный контроль за отобранием ребёнка. Сегодня суд санкционирует, например, арест, в течение 48 часов, когда гражданин уже за решёткой.

Видится, что при отобрании ребёнка, деянии с весьма большими последствиями для нескольких людей, включая несовершеннолетнего, в этом случае также необходимо санкционирование отобрания со стороны суда.

Вероятно, что срок в 48 часов будет в данном случае слишком коротким, но в течении трех или пяти дней орган опеки вполне может подготовиться к судебной проверке обоснованности отобрания ребёнка.

Это позволит, с одной стороны, создать чёткий и понятный механизм защиты прав несовершеннолетних и семьи при отобрании ребёнка, с другой — позволит уйти от обязательности обращения в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав. С третей — повысит ответственность органов опеки и попечительства за принимаемые решения. И — что немаловажно — позволит в порядке судебного производства проверить и зафиксировать факты создания угрозы жизни и здоровью ребёнка, которые в дальнейшем могут послужить основанием для привлечения к ответственности виновных в этом лиц.

Опекунов назначают, если нужно позаботиться о ребенке, который остался без родителей, инвалиде или пожилом человеке.

Опекун — это человек, который решит бытовые вопросы подопечного, разберется с госорганами и защитит деньги и имущество от мошенников.

Опекун может получать деньги за свою работу, а может выполнять ее бесплатно — например, если это родственник ребенка. Опекуны детей могут уходить в декрет, тратить маткапитал и применять налоговые вычеты.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сделали табличку с правами опекунов и карточки со ссылками на законы: они могут пригодиться вам или вашим близким. Можно сохранить статью в закладки, чтобы вернуться к ней при случае.

Взять под опеку ребенка или взрослого человека

Как это работает. Опеку можно установить над:

  1. ребенком младше 14 лет, если у него нет родителей или они не заботятся о нем;
  2. ребенком, родителям которого еще нет 16 лет;
  3. взрослым человеком, если он из-за возраста или заболевания не понимает, что делает.

Детей можно взять под опеку, если они остались без попечения родителей — то есть родители умерли, лишены родительских прав, попали в тюрьму, пропали без вести или вообще неизвестны. Решение принимает орган опеки. Опекун берет ребенка в свою семью, приемных родителей дети могут звать мамой и папой, но это отличается от усыновления. Ребенок не меняет фамилию, у него остается статус ребенка-сироты и право на государственные льготы.

Опеку над пожилыми родственниками устанавливают, когда они теряют дееспособность: перестают узнавать близких, забывают, где находятся и какой сейчас день. Такие люди, как и малолетние дети, считаются недееспособными. Для важных решений и юридических действий им нужен опекун. Недееспособных родственников можно взять под опеку только после решения суда. Обычно родственники сначала обращаются в органы опеки, там им рассказывают о порядке действий и дают нужные бланки. Суд выносит решение, изучив заключение психиатра, — без его участия опеку не установить.

С опекой схоже попечительство. Его устанавливают, когда человек может сам принимать важные юридические решения, но кто-то должен это проконтролировать. Попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Можно стать попечителем для взрослого с психическим расстройством. Что предпочтительнее — опека или попечительство, — оценивают психиатр и суд. В семейных отношениях и опекуны, и попечители в основном имеют одни и те же права. Но если речь идет о договорах, правила меняются: опекуны сами подписывают все от лица подопечных, а попечители только дают на это свое согласие.

См. также:

Отказаться от опеки

Как это работает. Взять кого-то под опеку можно только по доброй воле, поэтому отказаться от нее можно в любой момент. Даже если подопечный — родственник, можно передумать и перестать быть опекуном. Достаточно обратиться с заявлением в орган опеки. Заявление должны принять: если опекун не хочет исполнять свои обязанности, заставить его никто не сможет. Орган опеки будет искать нового опекуна.

Орган опеки — это условное название. В разных субъектах РФ эти полномочия принадлежат разным органам. Где-то это государственные органы, где-то — муниципальные. Куда обращаться, можно уточнить в ближайшей администрации. Может быть так, что опеку над детьми будет курировать один орган, а над взрослыми — другой.

Пройти бесплатную психологическую подготовку

Как это работает. Всем, кто хочет стать опекуном, органы опеки обязаны предоставить психологическую поддержку и возможность пройти специальную подготовку. Это касается и тех, кто берет в семью детей, и тех, кто готовится опекать человека с психическим расстройством. Психологические курсы должны быть бесплатными.

Для тех, кто готовится взять ребенка в семью, это обязательное требование — они проходят школу приемных родителей. Отказаться могут только близкие родственники ребенка, которые оформляют над ним опеку, и те, кто уже имеет опыт усыновления или опеки над детьми. Близкие родственники — это бабушки, дедушки, родные братья и сестры. Однако и они могут бесплатно посещать школу приемных родителей, если чувствуют необходимость. В программу входят блоки не только по психологии, но и по юриспруденции, медицине. Можно выбрать любую школу независимо от прописки, например в Москве. Сертификат о прохождении школы прикладывается к заявлению в орган опеки вместе с другими документами.

Те, кто готовится оформить опеку над взрослым человеком, тоже могут пройти обучающие семинары и тренинговые занятия. Сертификат о прохождении подготовки можно подать в орган опеки вместе с заявлением. В правилах сказано, что он прикладывается при наличии.

Обращаться от лица подопечного в суд и другие госорганы

Как это работает. Опекуны считаются законными представителями подопечных. Это значит, что они вместо подопечных участвуют в различных юридических процедурах. Никакие доверенности им для этого не нужны. Полномочия подтверждает акт о назначении опекуна.

Например, затопило квартиру, которая записана на престарелого дедушку. Его сын, который оформил опеку над пожилым отцом, может сам подать в суд документы для возмещения ущерба. Или ребенок получил наследство — его приемная мама может сама пойти к нотариусу, чтобы ребенок это наследство принял.

Если ребенку нет 14 лет или гражданин признан полностью недееспособным, суд может на свое усмотрение привлечь их к рассмотрению дела. Если же ребенку уже есть 14 лет либо дееспособность ограничена частично, суд уже не может, а обязан это сделать. Это дополнительная форма контроля за тем, чтобы соблюдались интересы подопечных.

Некоторые действия в суде опекуны могут совершать только с разрешения опеки. Речь идет об отказе от иска, признании иска, заключении мирового соглашения, если при этом стоимость имущества подопечного может уменьшиться. Например, опекун хочет признать иск об отмене договора дарения, по которому подопечному подарили квартиру. Для такой процедуры понадобится участие опеки, потому что могут пострадать интересы подопечного.

Если другой стороной по делу является супруг опекуна или его близкий родственник, придется выписать доверенность на какого-то представителя. В этом случае опекун не может представлять в суде своего подопечного.

См. также:

Заключать договоры от имени подопечного

Как это работает. Опекуну не нужны доверенности, чтобы представлять интересы человека, которого он опекает: он и так его законный представитель. В отличие от попечителя, договоры опекун заключает сам. Попечитель только дает согласие на то, чтобы договор подписал его подопечный.

Например, мужчина оформил опеку над престарелой мамой и хочет оплатить ее лечение в платной клинике. Договор с клиникой он подпишет сам и от своего имени, указав, что действует в интересах мамы, потому что он ее опекун.

Тот же мужчина оформил попечительство над племянником, ему 15 лет. Договор с образовательным центром на платные курсы подготовки к ЕГЭ подпишет племянник, а попечитель даст на это свое согласие в письменном виде.

Опекунам и попечителям не нужна доверенность для подтверждения полномочий, только акт о назначении.

Закон установил ограничения: опекун не может, представляя подопечного, совершить сделку сам с собой, своим супругом или близким родственником. На дарение и передачу имущества в безвозмездное пользование это не распространяется, если дарит или разрешает пользоваться опекун. Дарить подопечному можно и квартиры, и машины, и книжки с игрушками.

См. также:

Распоряжаться деньгами подопечного

Как это работает. Опекун может тратить деньги подопечного в его интересах или как-то иначе ими распоряжаться — например инвестировать. Как это будет организовано и нужно ли договариваться с органом опеки, зависит от того, откуда деньги.

Пенсии, пособия, алименты, какие-то другие социальные выплаты, которые платят на содержание ребенка, опекун может тратить на эти цели свободно. Разрешение от органов опеки получать не нужно, хотя потом об этих расходах нужно будет отчитаться.

Опекун открывает для выплат на содержание подопечного специальный номинальный счет на свое имя. Никакие другие выплаты туда зачисляться не будут. Чтобы открыть счет, банку понадобится акт о назначении опекуна и информация о подопечном, разрешение опеки для этого получать не нужно.

Ограничений по сумме, которую можно снимать, нет, но раз в год до 1 февраля опекун должен отчитаться перед органом опеки о том, как потратил деньги:

К отчету прикладывают подтверждающие документы: квитанции, чеки. Расходы на еду, предметы первой необходимости и мелкие бытовые нужды подтверждать не надо, требовать таких подтверждений не имеют права.

Если у подопечного появляются доходы, например от сдачи в аренду записанной на него квартиры, такими доходами опекун тоже может распоряжаться, но с двумя условиями:

  1. Исключительно в интересах подопечного.
  2. С предварительного разрешения органа опеки.

Получается, даже если опекун хочет купить на эти деньги что-то полезное или организовать поездку ребенка в санаторий, сначала нужно будет получить от органа опеки письменное разрешение.

См. также:

Продать квартиру подопечного с разрешения опеки

Как это работает. Если у подопечного есть недвижимость, опекун может ее продать или обменять. Однако для этого необходимо получить разрешение органа опеки. Такое разрешение орган выдаст, только если убедится, что интересы подопечного не пострадали и его имущество не уменьшилось. Например, если квартиру поменяли на другую, с большей площадью, и подопечный стал ее собственником.

Случаи, когда такие разрешения выдают, а когда нет, меняются от органа к органу, поэтому лучше заранее узнавать, какая практика сложилась по вашему месту жительства.

Точно так же разрешение нужно получить, чтобы сдать в аренду или внаем квартиру или другое помещение, принадлежащее подопечному, оформить залог.

См. также:

Получать деньги за опеку каждый месяц

Как это работает. По умолчанию опека безвозмездная. Например, если сын берет под опеку пожилого отца или бабушка — внучку, которая осталась без родителей. Чтобы за опеку платили, нужно заключить с органом опеки договор. Заявление может подать любой человек, который может быть опекуном, но договоры заключают не со всеми. В субъектах РФ могут быть ограничения на то, кому опека оплачивается. Например, с родственниками могут не заключать договор о возмездной опеке — см. Кодекс Омской области о социальной защите, ст. 42. Хотя федеральный закон такого запрета не содержит.

Основная форма оплачиваемой опеки — приемная семья. В ней может быть не больше восьми человек, включая родных детей. Еще бывают патронатные семьи и другие виды возмездной опеки, для которых нет специального названия. На практике нередко опекой называют безвозмездную форму, а приемной семьей — возмездную.

Обычно оплачивают опеку над детьми, но закон не запрещает оформить ее, если подопечный — взрослый. Уточняйте требования в органе опеки: подайте письменное заявление, чтобы получить подробный ответ со ссылками на законы.

Сначала орган опеки должен вынести решение о том, что кандидат назначен опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно. Это указывается в акте о назначении опекуна. На его основании через 10 дней должен быть заключен договор о возмездной опеке, обычно — о приемной семье. Если орган опеки отказывается заключить договор и платить деньги, можно обратиться в суд — и получить компенсацию за то время, пока выплат не было.

Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и дополнительные выплаты, размеры определяют региональные законы. Например, в Саратовской области платят 5404 Р в месяц, если детей меньше трех, и 10 808 Р в месяц, если детей трое или больше. На каждого ребенка доплачивают по 1601 Р в месяц. Еще есть льготы на коммунальные услуги, медикаменты, оплату сотового телефона — компенсации приемный родитель получает на свой счет. Есть и другие доплаты.

Даже если опека обычная, а не возмездная, есть возможность получать каждый месяц деньги от государства — за счет региональных пособий. Их платят в зависимости от политики и обеспеченности субъекта РФ.

В Москве на одного ребенка до 12 лет платят 17 424 Р в месяц, а от 12 до 18 лет — 23 232 Р . Если в семье много детей или ребенок с инвалидностью, выплаты выше.

Бесплатно жить в квартире подопечного

Как это работает. Опекун ребенка должен жить вместе со своим подопечным. Если под опекой взрослый человек, строгого требования нет, но совместное проживание приветствуется. Так опекун может ухаживать за подопечным, следить за его повседневными делами и помогать.

Опекун может забрать подопечного к себе, а может и переехать к нему, если у того есть квартира или жилой дом. Это должен разрешить орган опеки — и вписать в договор.

Действуют два правила:

  1. Право бесплатно жить в квартире подопечного опекун получает вместо вознаграждения по договору опеки.
  2. Для этого должна быть причина. Например, опекун живет далеко от подопечного.

Опекуны не получают прав члена семьи, когда переезжают к подопечному и прописываются у него. То есть у них не появляется право участвовать в приватизации квартиры. Одна опекунша так сделала, а потом суд признал договор приватизации недействительным.

Получать пособие по уходу за подопечным — инвалидом или престарелым

Как это работает. Пенсионный фонд платит пособие тем, кто ухаживает за инвалидами и престарелыми людьми. Оно приходит вместе с пенсией по инвалидности или по старости. Дальше пенсионер сам передает пособие тому, кто за ним ухаживает. Или не передает — как захочет.


Напомню, в Конвенции ООН о правах ребенка, прямо указывается о праве ребенка на семейные связи и не допустимости противозаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

В российском законодательстве в случаях, когда дети по тем или иным причинам остаются без попечения родителей, законом закреплено преимущественное право опеки за близкими родственниками, а именно:

п. 1 ст. 123 СК. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья настоящего Кодекса).
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

п. 2 ст. 146 СК. Опекуны (попечители) детей:
2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Также российским законом закреплено право предоставления предварительной родственной опеки на срок 6 месяцев.

  • В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве).
  • Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренныхчастью 1настоящей статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни…

Изучая случаи отказа близким родственникам в опеке, выявлены типичные нарушения со стороны органов опеки, п. 5 ст. 10 ФЗ 48.

Официальные причины отказа в родственной опеке:

В практике нередко встречаются случаи отказа близким родственникам в опеке, в частности бабушкам из-за наличия в их истории жизни судимостей за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности, по таким статьям как ст. 116 — побои, ч. 1 ст. 318 — применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия; 213 — хулиганство.

Пример из жизни — женщина получает судимость по ст. 116 за то, что заступилась за свою несовершеннолетнюю дочь, которой разбил губу до крови одноклассник, занимающийся в секции дзю-до. Мать в порыве прибегает к мальчику и ударяет его по лицу, в итоге у мальчика синяк, а у нее судимость, из-за которой в будущем ей отказывают в опеке над внучкой.

А вместе с тем с января 2014 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П Конституционный Суд сформулировал правовую позицию относительно допустимых пределов ограничения права на усыновление лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности, а позже в мае 2014 Определением Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 997-О указал, что данная правовая позиция применима и к регулированию ст. 146 СК РФ для кандидатов в опекуны. Таким образом, органы опеки применяют избыточные меры, отказывая в опеке близким родственникам в отношении родных несовершеннолетних, что также противоречит здравому смыслу и человеческим принципам.

Отсюда вытекает еще одно противоречие здравому смыслу: при отказе родным бабушкам в опеке, нарушаются права несовершеннолетних родителей (п. 1 ст. 62 СК РФ), когда таковые имеются.

СК РФ, Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Новая редакция: 2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 457-ФЗ)
Прежняя редакция: До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Если рассуждать в прежней редакции ст. 62, когда ребенку может быть назначен опекун, то бабушке не нужно оформлять опеку на малыша, т. к. она — бабушка, — является законным представителем своей несовершеннолетней дочери, которая родила ребенка.

Новая редакция ст. 62 СК с одной стороны позволяет малолетней матери жить с младенцем и участвовать в его воспитании (ст. 62 ч. 1), а с другой стороны требует назначить младенцу опекуна (ст. 62 ч. 2). Последнее требование оказывается практически не исполнимым (ведь опекун должен жить и с младенцем, и с его мамой), и излишним, так как подросток и так не живет без законных представителей. По своей правовой сути это требование отстраняет законного представителя несовершеннолетнего родителя (например, бабушку малолетнего ребенка) от его прав и обязанностей по представлению интересов несовершеннолетнего, в данном случае по осуществлению родительских прав несовершеннолетнего.

Следующее типичное препятствие — это отказ в приеме заявления на опекунство из-за состояния здоровья или возраста потенциального опекуна.

Вот ситуация — семья, несовершеннолетний находится под опекой дедушки, проживают также совместно с бабушкой. В семье случается несчастье, умирает дедушка. Бабушка является инвалидом III группы, что не может быть поводом для отказа в опеке. Однако, заявление от бабушки в оформлении опекунства местная опека не принимает, ссылаясь на то, что все равно бабушка опеку над ребенком не получит и инициирует процесс изъятия ребенка из семьи. Вмешивается общественность, СМИ, адвокаты, ребенка удается оставить в семье, а бабушке предоставить опеку.

Или, мать становится инвалидом I группы, судом по состоянию здоровья ее ограничивают в родительских правах. У бабушки не принимают заявление, аргументируя тем, что ей 70 лет и опеку ей не дадут. В итоге пятилетний ребенок за 2 года сменил 3 приемные семьи. Поражает настойчивость органов опеки в желании непременно передать ребенка в приемную семью, нежели пойти на встречу, посодействовать родной семье и оформить опеку на родную бабушку. Может здесь скрывается чей-то интерес? А ситуации в свою очередь, как было уже отмечено — типичные.

Вот еще одно типичное нарушение — временная утрата трудоспособности близкого родственника, кандидата в опекуны. По этой причине близкий родственник не успевает собрать весь пакет документов для оформления опеки над внуками.

Пример. В семье оба родителя, отца и мать по очереди лишают родительских прав, внучка проживала до лишения матери родительских прав вместе с мамой и бабушкой, и фактически бабушка уже давно занималась воспитанием внучки (8 лет). На момент лишения матери родительских прав бабушка (54 года) временно теряет трудоспособность из-за перелома ноги, в связи с этим не успевает в срок собрать все необходимые документы, также на этот момент бабушка не успевает получить на руки решение суда по выписке из квартиры, лишенной родительских прав матери. И опека, применяя формальный подход, отказывает бабушке в опеке. И очень быстро буквально в три дня передает ребенка в чужую семью.

Еще подобный пример. Бабушка 4 раза обращалась с заявлением об оформлении опеки над внуком, препятствием была регистрация матери ребенка в квартире бабушки, вопрос выписки матери из квартиры решался в судебном порядке. Орган опеки, зная о намерениях бабушки, не дожидаясь решения суда о выписке матери из жилплощади, противореча интересам ребенка, спешно передает малыша в приемную семью. Когда знакомишься с материалами подобных дел, волосы встают на голове дыбом от того беспредела, который порой чинят некоторые сотрудники системы опеки и попечительства. Здесь явно усматривается интерес передачи именно в приемную семью, под возмездную (платную) опеку.

Следующий повод отказа близким родственникам в опеке — это стесненные или плохие условия жилья.

Вот пример, бабушке отказывают в опеке над двумя внучками, потому что в доме временно нет отопления, причем не по вине бабушки, и в доме пользуются электрообогревателем. Также у бабушки не будет хватать средств на обеспечение детей, т.к. она вынуждена будет оставить свою работу и жить только на пенсию (дети маленькие 3,5 и 2 года). А почему опека не учитывает возможность получения ежемесячных пособий на каждого ребенка, гарантированные п. 3 ст. 148 СК. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) — Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Кстати, в Московской области, где проживает данная семья, на детей в таких случаях предусмотрены пособия в зависимости от возраста в 11,5 и 9,5 тыс. рублей, а в среднем по стране 8–9 тысяч рублей в месяц. И все равно принимается решение отказать родной бабушке в опеке, в пользу чужих людей, которые будут получать зарплату за воспитание детей.

Среди типичных нарушений при передаче детей под опеку близким родственникам выявлен фактор передачи детей на иностранное усыновление.

Еще пример, две сестры 5 и 7 лет, мать лишили родительских прав, родной дядя написал заявление о желании взять под опеку своих племянниц, но опека ему отказала, мотивировав тем, что у него недостаточно хорошие бытовые условия: он живет в однокомнатной квартире с женой и ребенком. Совершенно непонятно, почему опека решила, что наличие лишних квадратных метров для сирот важнее, чем связь с единственным родным человеком в их жизни? Позже выяснилось, что детей готовят на иностранное усыновление в Италию. В связи с этим опека отказала в усыновлении этих девочек еще одной российской семье. Только после вмешательства общественников и СМИ, дети смогли остаться в России, позже их приняла к себе семья из Москвы. Вот опять прослеживается недвусмысленный мотив со стороны органов опеки.

Выводы:

Как уже было сказано ранее в 75% случаев нарушаются права родственников при передаче детей под родственную опеку, и происходят это с нарушениями прав близких родственников, самих детей (ст. 54, 55 СК), т.е это те ситуации, когда дети должны были остаться в родной семье под опекой своих родственников. Происходит это в обход законодательства, прямого нарушения закона, противореча здравому смыслу и человеческим принципам.

Пути решения:

Стратегические: Сложившуюся порочную практику игнорирования родственной опеки, равно как и других практик, позволяющих существовать рынку детей, можно менять только через смену вектора семейной политики, исключив материальный, финансовый интерес, подогревающий рынок детей. Основным приоритетом должно стать действительное сохранение родной семьи, поддержка родной семьи, обеспечение опорных точек развития и укрепления российской семьи.

2. Нужно уточнить положение малолетних родителей (поправки в ст. 62 СК), предотвратив разлуку малолетней матери с младенцем, чтобы заботу о младенце принимали вместе с малолетней мамой ее законные представители (как правило, родители), а не чужие люди. Следует устранить внутреннее противоречие с уже содержащимся в статье 62 СК принципом, что родительские права (как и гражданские права при неполной дееспособности в силу возраста — ст. 26 Гражданского кодекса РФ), осуществляются родившей мамой не самостоятельно, но при помощи ее законного представителя — родителя или организации.

3. Внести поправки в ст. 146 СК с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П и Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 997-О о допустимых пределах ограничения права на установление опеки и попечительства лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести.

Читайте также: