Уровень обеспечения безопасности людей отвечает требуемому если величина риска

Обновлено: 30.06.2024

Согласно Методике индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если

где - нормативное значение индивидуального пожарного риска, год -1 ; Qв - расчетная величина индивидуального пожарного риска.

Расчетная величина индивидуального пожарного риска Qвi для i-го сценария пожара рассчитывается по формуле

где Qпi - частота возникновения пожара в здании в течение года, определяется на основании статистических данных, приведенных в прил. N 1 Методики. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп = 4 · 10 -2 для каждого здания; Kапi - коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения (далее - АУП) - требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Значение параметра Kапi принимается равным Kапi = 0,9, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- здание оборудовано системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

- оборудование здания системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В остальных случаях Kапi принимается равной нулю; Pпрi - вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения Pпрi = tфункцi / 24, где tфункцi - время нахождения людей в здании (время функционирования объекта) в часах; Pэi - вероятность эвакуации людей; Kп.зi - коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Вероятность эвакуации Pэ рассчитывают по формуле

где tр - расчетное время эвакуации людей, мин; tиэ - время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин; tбл - время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин; tск - время существования скоплений людей на участках пути (плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5).

Расчетное время эвакуации людей tр из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:

- по упрощенной аналитической модели движения людского потока, приведенной в прил. N 2 к Методике;

- по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания, приведенной в приложении N 3 к Методике;

- по имитационно-стохастической модели движения людских потоков, приведенной в прил. N 4 к Методике.

Выбор способа определения расчетного времени эвакуации производится с учетом специфических особенностей объемно-планировочных решений здания, особенностей контингента (его однородности) людей, находящихся в нем, а также схем оповещения людей о пожаре и организации эвакуации (одновременное или по зонам оповещения).

При определении расчетного времени эвакуации учитываются данные, приведенные в прил. N 5 к Методике, в частности, принципы составления расчетной схемы эвакуации людей, параметры движения людей различных групп мобильности, а также значения площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей.

Время начала эвакуации tиэ определяется в соответствии с п. 1 прил. N 5 к Методике.

Время блокирования путей эвакуации tбл вычисляется путем расчета времени достижения ОФП предельно допустимых значений на эвакуационных путях в различные моменты времени. Порядок проведения расчета и математические модели для определения времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара приведен в прил. N 6 к Методике.

Коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, Kп.з рассчитывается по формуле

где Kоби - коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; KСОУЭ - коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

К нормативным документам в данном случае следует также относить специальные технические условия на здания, сооружения, строения и системы противопожарной защиты, для которых отсутствуют нормы проектирования.

Порядок оценки параметров Kоби, KСОУЭ и KПДЗ приведен в разд. IV Методики.

Специальные технические условия (СТУ) – документ, определяющий требования к проектированию и строительству объектов различных типов. СТУ отражают особенности проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Вид документа определяется характером требований, описанных в нём и сферой его применения.

Разработка СТУ по пожарной безопасности на объекты капитального строительства осуществляется на стадии проектирования в следующих случаях:

• нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и(или) уникальным;
• проект содержит решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (превышение площади пожарного отсека, высокостеллажное хранение, отсутствие системы пожаротушения и т.д.).

СТУ также позволяют:

• урегулировать спорные вопросы, связанные с противоречиями в современном законодательстве и нормировании
• использовать уникальные и эффективные проектные решения с учётом оптимального перечня компенсирующих мероприятий.

В настоящее время законодатель дает возможность разработки двух видов специальных технических условий:

1. Специальные технические условия на разрешение отступления от требований норм и правил;
2. Специальные технические условия на объекты капитального строительства, на которые отсутствуют нормы проектирования.


В первом случае разрабатываются СТУ, содержащие разрешение на отступление от требований нормативных документов. В данном случае, например, возможно решить проблемы с необеспеченными противопожарными расстояниями, проездами.

Во втором случае СТУ разрабатываются для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий. В данном случае СТУ разрабатываются на основе положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ст. 78 ч. 2.

В данном случае решается вопрос обеспечения пожарной безопасности зданий, которые не могут быть отнесены к конкретному классу функциональной пожарной опасности, например, для апартамент-отелей или торгово-развлекательных центров, зданий с атриумами и т.п. В этом случае СТУ представляют собой перечень требований пожарной безопасности применительно к объекту защиты в полном объеме и полностью заменяют собой нормы проектирования.

Согласно Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ст. 6, ч. 2, Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений. При этом составной частью СТУ является расчет уровня пожарного риска.
Требуемый уровень пожарного риска обеспечивается наличием системы обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

  • СТУ предусматривается комплекс мероприятий, компенсирующих отступления от требований норм, обеспечивающий пожарную безопасность объекта защиты.
  • СТУ содержат требования к составу и характеристикам комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
  • СТУ должны соблюдаться на всех этапах проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации объекта защиты, в отношении которого они разработаны.
  • СТУ подлежат согласованию с уполномоченным органом МЧС России (экспертный совет в субъектах Федерации), а также с Минстроем России.


Комплекс инженерно-технических мероприятий

С помощью расчета пожарного риска можно разработать и обосновать комплекс инженерно-технических мероприятий по пожарной безопасности (так называемый "КИМ"), при выполнении которого обеспечивается нормативное значение пожарного риска. В случае согласования такого КИМ в органах МЧС можно избежать требований Сводов правил, которые выполнить невозможно. В некоторых случаях разработка КИМ полноценно заменяет собой разработку и согласование специальных технических условий. В данном случае преимущество заключается в том, что при равноценном значении документов отсутствует необходимость согласования в Минстрое РФ.

При разработке КИМ проводится расчет уровня пожарного риска с учетом архитектурно-планировочных решений (решений по путям эвакуации, ширина и расположение эвакуационных выходов, расположение противопожарных преград и т.п.), инженерно-технических решений (наличие средств противопожарной автоматики: пожарной сигнализации, типа системы оповещения, автоматического пожаротушения, противодымной вентиляции), количества людей и времени присутствия людей. Как правило, расчет выявляет "слабое звено" и показывает в каком месте необходимо предпринять дополнительные меры. Проводится дополнительный расчет с учетом дополнительных мероприятий и изначальных исходных данных. В случае, если по результатам расчетов значение уровня пожарного риска не превышает нормативных значений, дополнительные мероприятия являются эффективными. Комплекс мер, направленных на обеспечение нормативного значения уровня пожарного риска, и влияющие на его значения непосредственно в цифрах, является основой для КИМ.

Факторы, влияющие на расчетное значение пожарного риска:

1. Функциональное назначение объекта;
2. Режим функционирования объекта
3. Параметры эвакуационных путей и выходов (количество, ширина, высота);
4. Наличие систем противопожарной автоматики:

- Если установки требуются и смонтированы, то значения положительные (принимается коэффициенты 0,8 и 0,9 в расчетах);
- Если установки требуются, но не смонтированы или не соответствуют требованиям, то значение отрицательное (принимается коэффициент 0 в расчетах);
- Если установки не требуются, но смонтированы, то значения остаются неизменны (принимается коэффициенты 0,8 и 0,9 в расчетах);

5. Наличие противодымной вентиляции. Расчет производится с учетом ее работы (учитывается место расположения дымовых клапанов, их размеры, высота расположения, производительность);
6. Устройство противопожарных дверей, люков, окон. Расчет производится с учетом ограничения распространения опасных факторов пожара;
7. Ограничение числа людей в помещениях;
Остальные мероприятия существенного значения на расчетное значения, уровня пожарного риска не оказывают. Изменяя те или иные параметры в любом здании возможно добиться положительного результата.

разрким


Определение расчетной величины пожарного риска

Расчет пожарного риска или его независимая оценка – это определение уровня эффективности пожарной безопасности и возможные последствия возникновения пожара для безопасности людей и сохранности имущества.

Пожарный риск разделяют на такие виды:

• допустимый – его уровень обоснован социально-экономическими условиями и является допустимым;
• индивидуальный – когда в результате влияния опасных факторов в процессе пожара он может привести к гибели человека;
• социальный – та мера опасности, которая при возникновении пожара может привести к гибели группу людей.

С помощью расчета пожарного риска определяется, насколько соответствует уровень пожарной безопасности на предприятии или в здании нормативным требованиям или определенному критерию. Это осуществляется в результате получения необходимых данных, их оценки и проведения объективного анализа состояния пожарной безопасности на объектах. Специалисты рассчитывают вероятность и возможные последствия пожара для людей, зданий, имущества.
Если на предприятии есть небольшие отступления от нормативов по пожарной безопасности, то такое мероприятие проводится для того, чтобы удостовериться, допускается ли его эксплуатация без ликвидации выявленных недочетов в системе обеспечения пожарной безопасности или они подлежат незамедлительному устранению. Допустимые значения рисков разных видов указаны в нормативных документах.

Независимую оценку риска нужно выполнять в таких случаях:

• при составлении декларации пожарной безопасности для производственных, жилых или административных зданий или сооружений, для которых проведение таких расчетов предусмотрено нормативами;
• для доказательства обеспечения пожарной безопасности на объектах, защита которых не регламентируется федеральными законами.
По правилам расчет пожарных рисков должен проводиться для всех зданий и сооружений производственного или непроизводственного назначения, однако допускается не производить его для таких объектов:
• жилых домов, коттеджей, особняков, находящихся в частной собственности, высота которых не превышает трех этажей;
• хозяйственных построек на садовых, дачных, приусадебных участках, находящихся в индивидуальном пользовании;
• зданий и сооружений (отдельно стоящих) площадью не более 300 квадратных метров и высотой не более двух этажей при условии, если в них могут находиться одновременно менее 50 человек.

Работа по расчету пожарных рисков состоит из нескольких этапов:

Отчет по оценке пожарных рисков включает в себя декларацию ПБ, подготовленный комплекс мероприятий и специальные ТУ для объектов, на которых есть отклонения от действующих нормативов. Затем отчет с указанием суммы пожарного риска подлежит согласованию в МЧС.
Сумму пожарного риска определяют в основном такие нарушения: отсутствие систем дымоудаления или автоматического пожаротушения, если ширина проходов, лестничных маршей, коридоров, выходов на лестницы, эвакуационных путей меньше нормативных величин, а также недостаток освещенности в коридорах и подвалах и отсутствие запасного выхода для осуществления эвакуации.

Проведение прозрачной независимой оценки способствует повышению уровня безопасности имущества и защищенности людей, снижению административной нагрузки на предпринимателей, освобождению работников Госпожнадзора от контроля на небольших объектах, а также предупреждению проявлений коррупции со стороны надзорных органов.

Противопожарные мероприятия

ППМ являются обязательным разделом проектной документации, в котором дается полная характеристика объекта, перечисляются требования к его противопожарной безопасности.

Концепция противопожарной защиты здания или объекта закладывается в самом начале проектирования.

Согласование проекта с представителями ГПН и внесение необходимых корректировок позволяет:

• Снизить объем затрат на противопожарную безопасность.
• Сократить объем работ по проекту.
• Минимизировать сроки разработки и внедрения проекта.
• Заложить надежные условия обеспечения пожарной безопасности.
• Избежать необходимости разрабатывать СТУ.

разрким1

в текстовой части:

• описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;
• обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства;
• описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;
• описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;
• описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;
• перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара;
• сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;
• перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;
• описание и обоснование противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);
• описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии);
• описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;
• расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется);

в графической части:

• ситуационный план организации земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием въезда (выезда) на территорию и путей подъезда к объектам пожарной техники, мест размещения и емкости пожарных резервуаров (при их наличии), схем прокладки наружного противопожарного водопровода, мест размещения пожарных гидрантов и мест размещения насосных станций;
• схемы эвакуации людей и материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара;
• структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода).


Как провести оценку профессиональных рисков

В рекомендации — зачем проводить оценку рисков, как выявить, идентифицировать и оценить риски и провести их корректировку — пошаговый алгоритм, какие документы по оценке рисков должны быть в организации, как провести корректировку рисков после их оценки и какую ответственность несет работодатель за непроведение оценки рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда,а оценка рисков — один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК РФ и пунктах 29, 33-39 типового положения о СУОТ,утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее — Положение).

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаеви профзаболеванийна конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками.

Если принято решение провести оценку рисков собственными силами, то установите и закрепите в локальных актах организации порядок оценки уровня профессионального риска. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в пункте 33 Положения.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении о СУОТ в организации. Это указано в Положении.

После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения).

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости — источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.

Как провести оценку рисков

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно.

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов,который разработали эксперты Системы Охрана Труда. Достоинство этого алгоритма — простота реализации на практике.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех-семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, представителей профсоюза и т. д. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за оценку профрисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве четко не прописана. Поэтому работодатель сам устанавливает порядок проведения анализа и оценки рисков, а также назначает ответственных за проведение (п. 36, 37 Положения).

Обычно эту обязанность возлагают на специалиста по охране труда.

Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, — первый и основной этап процесса управления рисками.

В чем разница между опасностью и риском

Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.

Если рабочее место работника стационарное — проведите выявление опасностей на его рабочем месте.

Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам.

Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.

Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:

Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.

  1. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях.С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.
  2. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.

8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, какие в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим выявленным нарушениям повышенное внимание.

При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из пункта 35 Положения.

Внимание:работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей.

По результатам идентификации составьте перечень (реестр) опасностей. Составьте его самостоятельно либо воспользуйтесь электронным реестром опасностей.

Шаг 3. Оцените уровень профрисков

Следующий этап — это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба.Оценку уровней рисков проводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению уровней наиболее высоких рисков, мер контроля менее значимых рисков, а также методов оценки принятых мер и их эффективности.Оценивать нужно не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.На практике для оценки уровня профрисков часто используют простой и эффективный метод Файна — Кинни. По этому методу для каждой выявленной опасности рассчитайте индекс профессионального риска (далее — ИПР). Величину ИПРопределяют, перемножив балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий из таблицы 1, по формуле: ИПР = Вр х Пд х Пс.

Таблица. Определение ИПР по методу Файна – Кинни

Выполнение лабораторной работы способствует формированию у студентов следующих компетенций:

- способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-20)

- способностью использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ПК-1)

Теоретическая часть

Обеспечение безопасности при пожаре предусматривает проведение следующих мероприятий:

· своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей;

· спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;

· защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы

Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о здании, который включает:

· теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования;

· вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;

· количество и места вероятного размещения людей;

· системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.

Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

а) анализа пожарной опасности зданий;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.

Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:

где – нормативное значение индивидуального пожарного риска, = 10 -6 год -1 ;

QВ – расчетная величина индивидуального пожарного риска.

Расчетная величина индивидуального пожарного риска Qв в каждом здании рассчитывается по формуле:

где Qп – частота возникновения пожара в здании в течение года, определяется на основании статистических данных, при отсутствии статистической информации допускается принимать Qп = 4×10 -2 для каждого здания;

Rап – вероятность эффективного срабатывания установок автоматического пожаротушения (далее – АУПТ). Значение параметра Rап определяется технической надежностью элементов АУПТ, приводимых в технической документации. При отсутствии сведений по параметрам технической надежности допускается принимать Rап = 0,9. При отсутствии в здании систем автоматического пожаротушения Rап принимается равной нулю;

Рпр – вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения

где tфункц – время нахождения людей в здании в часах;

Рэ – вероятность эвакуации людей;

Рп.з – вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты.

Вероятность эвакуации рассчитывают по формуле:

где tр – расчетное время эвакуации людей, мин;

tнэ – время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин. Значение времени начала эвакуации tнэдля помещения очага пожара следует принимать равным 0,5 мин. Для остальных помещений значение времени начала эвакуации tнэследует определять по таблице 7.1;

tбл – время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин;

tск – время существования скоплений людей на участках пути (плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5).

Критическое время по каждому из опасных факторов пожара определяется как время достижения этим фактором предельно допустимого значения на путях эвакуации на высоте 1,7 м от пола.

Предельно допустимые значения по каждому из опасных факторов пожара составляют:

· по повышенной температуре – 70 о С;

· по тепловому потоку – 1400 Вт/м 2 ;

· по потере видимости – 20 м;

· по пониженному содержанию кислорода – 0,226 кг/м 3 ;

· по каждому из токсичных газообразных продуктов горения (СО2 – 0,11 кг/м 3 ; СО – 1,16·10 -3 кг/м 3 ; HCL – 23·10 -6 кг/м 3 ).

Определяется время блокирования tбл:

Расчетное время эвакуации людей tр из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:

- по упрошенной аналитической модели движения людского потока;

- по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания;

- по имитационно-стохастической модели движения людских потоков.

Расчетное время эвакуации людей tр из помещений и зданий устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей.

При расчете весь путь движения людского потока подразделяется на участки (проход, коридор, дверной проем, лестничный марш, тамбур) длиной li и шириной δi. Начальными участками являются проходы между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т.п.

При определении расчетного времени эвакуации людей длину и ширину каждого участка пути эвакуации для проектируемых зданий принимают по проекту, а для построенных – по фактическому положению.

Длину пути по лестничным маршам, а также по пандусам измеряют по длине марша. Длина наклонного пути L(рис. 1) принимается по истинному его значению. Длину пути по двухмаршевой лестнице можно принимать равной его утроенной высоте H,т.е. L = 3×H;

Длину пути в дверном проеме принимают равной нулю.

Тамбур следует считать самостоятельным участком горизонтального пути, имеющими конечную длину li.

δ1 – ширина первого участка пути, м.

Таблица 7.2 - Площади горизонтальной проекции взрослых людей

Тип одежды Ширина а, м Толщина с, м Площадь горизонтальной проекции, м 2 /чел.
летняя 0,46 0,28 0,100
весенне-осенняя 0,48 0,30 0,113
зимняя 0,50 0,32 0,125

Скорость v1 движения людского потока на участках пути, следующих после первого, принимают по таблице 7.3 в зависимости от интенсивности движения людского потока по каждому из этих участков пути, которую вычисляют для всех участков пути, в том числе и для дверных проемов, по формуле:

где δi, δi-1 – ширина рассматриваемого i-го и предшествующего ему участка пути, м;

qi, qi-1 – интенсивности движения людского потока по рассматриваемому i-му и предшествующему участкам пути, м/мин.

Если значение qi, определяемое по формуле (7.7), меньше или равно qmax, то время движения по участку пути ti, мин, равно:

при этом значения qmax, м/мин следует принимать равными:

16,5 – для горизонтальных путей;

19,6 – для дверных проемов;

16,0 – для лестницы вниз;

11,0 – для лестницы вверх.

Таблица 7.3 - Интенсивность и скорость движения людского потока на разных участках путей эвакуации в зависимости от плотности

Плотность потока D, м 2 /м 2 Горизонтальный путь Дверной проем, интенсив-ность q, м/мин Лестница вниз Лестница вверх
Скорость V, v/мин Интенсив-ность q, м/мин Скорость V, v/мин Интенсив-ность q, м/мин Скорость V, v/мин Интенсив-ность q, м/мин
0,01 1,0 1,0 1,0 0,6
0,05 5,0 5,0 5,0 3,0
0,10 8,0 8,7 9,5 5,3
0,20 12,0 13,4 13,6 8,0
0,30 14,1 16,5 15,6 9,6
0,40 16,0 18,4 16,0 10,4
0,50 16,5 19,6 15,6 11,0
0,60 16,3 19,05 24,5 14,1 18,5 10,75
0,70 16,1 18,5 12,6 10,5
0,80 15,2 17,3 10,4 10,4
0,90 и более 13,5 8,5 7,2 9,9

Интенсивность движения в дверном проеме при плотности потока 0,9 и более равная 8,5 м/мин, установлена для дверного проема шириной 1,6 м и более, а при дверном проеме меньшей ширины интенсивность движения следует определять по формуле

Рисунок 7.1- Слияние людских потоков:1 — начало участка i

При слиянии в начале i-го участка двух и более людских потоков (рис. 7.1) интенсивность движения qi, м/мин, рассчитывают по формуле:

где qi-1– интенсивность движения людских потоков, сливающихся в начале i-го участка, м/мин;

δi-1 – ширина участков пути слияния, м;

δi – ширина рассматриваемого участка пути, м.

При значении D = 0,9 и более необходимо учитывать время задержки движения людей из-за образовавшегося их скопления. Расчётное время эвакуации по участку i, в конце которого на границе с участком (i+1) образовалось скопление людей равно времени существования скопления tск. Расчётное время эвакуации по участку, в конце которого сформировалось скопление, допускается определять по формуле:

Время задержки tз движения на участке i из-за образовавшегося скопления людей на границе с последующим участком (i+1) определяется по формуле:

где N – количество людей, чел.;

f – площадь горизонтальной проекции, м 2 ;

qпри D=0.9 - интенсивность движения через участок i+1 при плотности 0,9 и более, м/мин;

bi+1 – ширина участка, м, при вхождении на который образовалось скопление людей;

qi+1 - интенсивность движения на участке i, м/мин;

bi - ширина предшествующего участка i, м.

Если расчетная величина индивидуального пожарного риска превышает нормативное значение, в здании следует предусмотреть дополнительные противопожарные мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

К числу противопожарных мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, относятся:

· применение дополнительных объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара;

· устройство дополнительных эвакуационных путей, отвечающих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

· устройство систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей повышенного типа;

· применение систем противодымной защиты от воздействия опасных факторов пожара;

· ограничение количества людей в здании до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации из здания.

Аппаратура и материалы

При выполнении лабораторной работы необходимы: измерительная рулетка, динамометр, секундомер, весы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: