Урок что такое правоспособность 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

2. Общество? Структура общества? Сферы общественной жизни? Социальные нормы? Виды социальных норм?

3. Право? Источники права? Норма права?

Право – совокупность правовых норм.
Источники права: обычаи, религиозные
тексты, правовой договор, прецедент,
нормативно-правовой акт.
Норма права – исходящее от государства
и им охраняемое общеобязательное
правило поведения.

5. Отрасль права? Виды?

Отрасль права – группа норм права,
регулирующих близкие общественные
отношения сходными методами.
• конституционное;
• административное;
• семейное;
• трудовое;
• уголовное;
• гражданское.

7. Методы правового регулирования? Виды нормативно-правовых актов?

Методы правового регулирования:
обязывающий (предписания и
запреты) и дозволяющий
(дозволения и поощрения).
Виды нормативно-правовых актов:
законы (кодекс), подзаконные акты.

9. Правоотношение? Правоспособность? Дееспособность?

Правоотношение – вид общественных
отношений, урегулированных нормами
права.
Правоспособность – возможность
человека обладать правами и
обязанностями.
Дееспособность – возможность своими
собственными действиями приобретать
права и обязанности.

11. Признаки правонарушения? Форма вины? Виды правонарушений?

Признаки правонарушения:
противоправность, виновность,
причинение вреда.
Форма вины: умысел (прямой и
косвенный), неосторожность
(легкомыслие и небрежность).
Виды правонарушений: преступление
и проступок (дисциплинарный,
административный и гражданскоправовой)

13. Понятие и виды юридической ответственности?

Юридическая ответственность – обязанность
лица испытать на себе определенные
лишения государственно-властного
характера, предусмотренные законом за
совершение правонарушений.
Виды:
• уголовно-правовая, административноправовая, дисциплинарная, гражданскоправовая.

15. 5 обстоятельств, исключающих противоправность деяния?

5 обстоятельств, исключающих
противоправность деяния:
• состояние невменяемости (врач);
• необходимая оборона;
• крайняя необходимость;
• физическое и психическое
принуждение;
• исполнение приказа или
распоряжения.

17. Конституция? Даты появления конституций в нашем государстве?

Конституция – основной закон
государства.
• 1918 (РСФСР)
• 1925 (РСФСР)
• 1936 (СССР)
• 1977 (СССР)
• 12.12.1993 (РФ)

19. Россия по форме государственного устройства является… по форме правления … Ветви власти?

• Федерация, 85 субъектов;
• республика.
Ветви власти:
• законодательная (Федеральное собрание:
Совет Федерации и Государственная Дума);
• исполнительная (председатель
правительства, заместители, министерства);
• судебная (Верховный и конституционный
суд).
Президент РФ глава государства.

21. Правоохранительные органы РФ (12)

22. Правоохранительные органы:


суды;
Уполномоченный по правам человека;
комиссии по делам несовершеннолетних;
прокуратура;
ОВД;
Федеральная служба по контролю за оборотом
наркотиков;
ФСБ;
нотариат;
адвокатура;
Министерство юстиции;
пограничная служба ФСБ РФ;
Федеральная таможенная служба.

23. Права и свободы человека и гражданина?

24. Права и свободы человека и гражданина:

25. Правовой статус несовершеннолетних 14 – 16 лет?

14 лет:
• Самостоятельно обращаться за защитой в
суд;
• Вступать в брак в виде исключения;
• Поступление на работу ( с согласия 1
родителя, с 15 – профсоюза, с 16 – без
согласия);
• Открытие вклада;
• Управлять велосипедом;
• Учиться управлять мотоциклом;
• Выгуливать собак любой породы.

27. Что регулируют гражданские и административные правоотношения

Гражданские (право частных лиц) –
имущественные отношения, а также
личные права и свободы граждан.
Административные – отношения
между гражданами и органами
государственного управления.

29. Полномочия собственника?

30. Полномочия собственника:

31. Уровни образования в РФ? (схема)

32. Уровни образования в РФ:

I. Дошкольное;
II. Общее:
1. Начальное;
2. Основное;
3. Среднее.
III. Профессиональное образование:
1. Среднее профессиональное;
2. Высшее профессиональное.


Каждый гражданин нашей страны с момента рождения и до самой смерти наделяется определённым набором прав, закреплённых в нормативно-правовых актах (например, в гражданском, трудовом, семейном законодательстве). Они являются одинаковыми для всех жителей Российской Федерации. Узнаем, что такое правоспособность, какие группы прав приобретает человек в разном возрасте.

Правоспособность

Правоспособность гражданина — это способность обладать правами и нести обязанности. Она имеет юридическое основание. Человек, имеющий права, не всегда ими пользуется. Например, у каждого из нас есть право обладать недвижимостью, но не каждый фактически её имеет.

Покупка дома

Рис. 1. Покупка дома.

Гражданская правоспособность физических лиц возникает с момента рождения и прекращается после смерти человека. Юридическое лицо наделяется правоспособностью в момент регистрации вплоть до времени её окончания.

Дееспособность

С гражданской правоспособностью тесно связано понятие дееспособности. Она означает:

  • способность нести ответственность за принятые решения и совершённые действия;
  • способность пользоваться правами;
  • выполнение обязанностей гражданина.

Дееспособность связана с возрастом человека. Например, ребёнок является владельцем недвижимости, но распоряжаться ею до наступления полной дееспособности он не может.

Дети и взрослые

Рис. 2. Дети и взрослые.

Взрослый человек может быть признанным недееспособным по решению суда (если он является душевнобольным, слабоумным). В таком случае назначается опекун, который может распоряжаться его имуществом.

Возрастное ограничение правоспособности

Приобретая права, человек может воспользоваться ими при двух условиях:

  • если он вменяем, то есть дееспособен;
  • если он достиг совершеннолетия.

Кратко познакомимся с тем, в каком возрасте наступает правоспособность, какими правами могут воспользоваться разные категории граждан.

Ребёнок до 6 лет

Существуют права, данные гражданам РФ с момента рождения. Это, например, право:

  • на жизнь;
  • жить и воспитываться в семье;
  • на гражданство;
  • на медицинскую помощь;
  • на защиту.

Законными представителями ребёнка такого возраста являются родители.

6–14 лет

В данном возрасте гражданин РФ признаётся частично дееспособным. Познакомимся с примерами прав и обязанностей, которые возникают с момента исполнения 6 лет:

  • совершение мелких сделок (например, ребёнок вправе купить в магазине письменные принадлежности, игрушки);
  • получение образования;
  • с 8 лет — право вступать в детские организации;
  • с 10 лет — право выразить свою точку зрения при определении места жительства.

14–17 лет

  • с 14 лет гражданин обязан иметь паспорт;
  • имеет право самостоятельно обратиться в суд;
  • право распоряжаться собственными доходами, например делать вклады;
  • право с согласия родителей устраиваться на лёгкую работу;
  • с 15 лет — право выражать согласие на оказание медицинской помощи;
  • с 16 лет — право управлять мотоциклом;
  • с 17 лет — обязанность встать на военный учёт.

Иногда полную дееспособность и правоспособность гражданин приобретает в возрасте 16 лет. Это возможно в случае женитьбы, рождения ребёнка, работы по трудовому договору.

С 18 лет гражданин признаётся полностью дееспособным.

Что мы узнали?

Правоспособность — это способность гражданина пользоваться правами и нести обязанности. Она связана с понятием дееспособности. Полная правоспособность наступает в 18 лет — с момента совершеннолетия.

Содержимое разработки

КЛАССНЫЙ ЧАС

Деловая игра

познакомить учащихся с содержанием основных статей Конституции о правах и обязанностях граждан, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка,

формировать у учащихся представления о том, что зна­чит быть гражданином;

развивать умение работать в команде; память, речь, умение классифицировать и обобщать, понимать, что в основе документов о правах человека лежат главные потребности всех людей;

воспитывать уважение к себе и другим, милосердие, осознание связи между свободой личности и ответственностью, умение выражать собственную мысль, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и благополучие общества, гражданскую позицию, чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакат, иллюстративный материал, карточки для работы в командах, надписи названий команд.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Ребята, послушайте выражение

Самое ценное сокровище планеты Земля,

а, правильнее, – не имеет цены и стоимости?

Каждый из вас – ЛИЧНОСТЬ, которая имеет индивидуальные особенности, способности, чувства, характер… И точно такого человека, как вы, больше нет на планете.

Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове.

- Чего вам будет не хватать больше всего?

Телевизора, еды, друзей, общения…

Большинству не будет хватать друзей, общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей.

Для семьи – РЕБЁНОК, для детей – ДРУГ, для школы – УЧЕНИК, для окружающего мира – ЧЕЛОВЕК, для страны – ГРАЖДАНИН.

В какой стране мы живём?

Кто мы по национальности? Наш родной язык?

Кого называют гражданином? (Ответы уч-ся)

Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства.

Как же сделать так, чтобы такие разные люди жили с уважением друг к другу?

Правильно, для этого существуют ПРАВИЛА , которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу.

Какие правила вы знаете?

Перечисление учащимися правил:

В школе. В общественных местах.

В транспорте. На пляже.

ПДД, ППБ, ОБЖ и т.д.

1) Но есть такие ПРАВИЛА, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они ни были – взрослые или дети, рабочие или селяне, учителя или ученики. Это такие правила, которые устанавливают порядок во всей стране, обязанности и права её граждан. Эти правила утверждает государственная власть, а в нашей стране – Государственная Дума. Называются эти правила государственными законами.

ЗАКОН – обязательное для всех правило. Принимается и защищается государством.

ПРАВО - возможность определенных действий, которые охраняются законом.

ОБЯЗАННОСТЬ - совокупность действий, подлежащих беспрекословному выполнению вследствие общественных требований или внутренних стимулов.

Для начала повторим правила работы в команде.

Внимательно читать задание.

Выслушивать мнение каждого члена группы.

Придерживаться отведённого времени.

Ответ на задание дает только один член команды.

Назовите известные вам ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ребёнка. (Ответы учащихся)

Выступления уч-ся О Конституции РФ,

Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка

Я имею ПРАВО…. , но я ОБЯЗАН… . Задача дописать фразы. Работают команды самостоятельно. Приложение 2

Все дети имеют право на любовь и заботу.

Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы.

Дети, которые уважают родителей, должны пользоваться особым уважением с их стороны.

Все дети равны в своих правах.

Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны.

Особенная забота – детям-инвалидам.

Все дети имеют право на полноценное питание.

Все дети имеют право на отдых.

Ни один ребенок не должен мыть посуду.

Все дети имеют право на образование.

Ни один ребенок не должен убирать свою комнату.

Дети имеют право свободно выражать свои взгляды.

Каждый ребенок имеет право отказаться от обеда.

Все дети имеют право на медицинскую помощь.

Дети имеют право на свободное общение.

Дети имеют право на информацию.

Ни один ребенок не должен быть обижен и унижен.

Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.

Дети имеют право на свободу совести, мысли и религии.

Дети, которые имеют брата или сестру, должны получать дополнительную защиту и заботу.

Дети не должны работать на общешкольных субботниках.

Российская федерация провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Наши игроки готовы. Давайте посмотрим, как ребята справились со своими заданиями. Работы проверены. Правильные ответы на экране. Жюри ошибки зафиксировало. Свои ошибки, если они есть, ребята видят.

Какое право хотел предоставить своему сыну папа Карло?

Кто из сказочных персонажей пользовался правом на свободное перемещение?

Какое право нарушено в сказке «Гуси-лебеди?

Какое преступление совершила Снежная королева?

Что совершил Карабас Барабас в этой сказке с героями, нарушив права ребёнка?

На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу?

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной, хорошо поработали и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.

Каждой команде поочередно я буду произносить фразу. Ваша задача определить, что это – права или обязанности.

Беречь школьное имущество.

Принимать участие в конкурсах, соревнованиях.

Придерживаться правил дорожного движения.

Придерживаться правил личной гигиены.

Пользоваться библиотеками, спортзалами, оборудованием школы.

Охранять природу, памятники культуры.

Заботиться о жизни и охране здоровья.

Придерживаться норм поведения.

Игры, развлечения, отдых.

Свободно выражать собственные взгляды.

Не быть жертвой насилия или войны.

Любовь и забота.

Свобода совести, мысли, религии.

Слайд 45 - 48

Проверочный тест. Звучит вопрос. Каждая ком анджа поочередно дает ответ. На экране появляется правильный ответ. Ответившая правильно команда зарабатывают очко.

1.Какой документ был утвержден в 1989г. ООН о правах детей?

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция о правах ребенка;

2.Совокупность действий, подлежащих беспрекословному выполнению вследствие общественных требований или внутренних стимулов:

а) права; б) законы; в) обязанности.

3.Выбери правильное утверждение:

а) незнание законов освобождает от ответственности за преступление;

б) незнание законов не освобождает от ответственности;

в) незнание законов помогает избежать наказания.

4.Основной Закон государства, где записаны все права и обязанности.

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция о правах ребенка;

в) Конституция Российской Федерации.

5.Обязательное для всех правило, которое принимается Верховным Советом:

а) закон; б) право; в) обязанность.

6.То, что ты можешь делать и никто не может тебе в этом отказать, эти возможности охраняются законом:

а) обязанность; б) право; в) правило.

Слайд 49 - 51

У нас осталось последнее конкурсное задание. Пока жюри подводит итоги нашей встречи, предлагаю вам разгадать кроссворд. Вопросы с кроссворду на экране. Впишите ответы в соответствующие клетки. Каждой команде по 3 вопроса.

Награждение.

Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро. Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте.

Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к Отчизне, он молча хорошо делает своё дело, остаётся верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе.

Правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия. Граждане с 14 до 18 лет являются частично дееспособными.

Какие права, взаимные обязанности имеют дети и их родители по Конституции РФ?

Право детей на заботу родителей, родители обязаны нести ответственность за детей, сохранение их здоровья, осуществлять воспитание и образование и право родителей на заботу детей в старости — обязанность детей заботиться о своих родителях в пожилом возрасте.

Какие вы знаете документы закрепляющие права детей?

Декларация прав ребенка, 1959 г.

Конвенция о правах ребенка,1989 г.

Конституция РФ,1993 г.

п.1 Современные представления о правах детей

Что нового вы знали о своих правах? Какие статьи Конвенции показались вам наиболее актуальными? Почему?

Ст 32, так как можно трудоустроиться на период летних каникул.

Рассмотрите фотографию. Какие права человека нарушены?

Нарушено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации; минимальный возраст для приема на работу.

п.2 Правовой статус малолетних в Российской Федерации

Назовите другие примеры мелких бытовых сделок. Какую мелкую бытовую сделку, заключенную вами самостоятельно, вы помните? В каком возрасте это было?

Покупка корма для кошки, покупка пенала, циркуля, покупка мыла, зубной пасты, мороженого.

Покупка хлеба в 6 лет.

Были ли в вашей жизни ситуации подобного рода? Расскажите о них по плану: кто предоставил вам средства

с какими целями или по каким причинам вам их предоставили

— подарок на день рождения

какова была сумма этих средств

на что вы их потратили

— на покупку телефона;

какую роль сыграли взрослые в этом выборе

— мама помогла сделать выбор телефона и заплатить за него.

Какое право реализуют дети на этой фотографии?

Право на бесплатное образование.

Какими правами, предоставляемыми ребёнку с 10 лет, вы пользовались?

Вступление в детскую организацию в школе, решение о переходе в другую школу.

Вопросы и задания

1. Как обеспечить право ребёнка на имя, если его родители спорят и не могут договориться?

Ребенок имеет право на имя со своего рождения, но в 10 лет его имя без его согласия изменить не могут.

2. Как в нашей стране обеспечивается право ребёнка на гражданство, если его родители не известны?

3. Почему дети нуждаются в особой защите их прав?

Дети в силу возраста не являются зрелыми личностями и не могут сделать правильный выбор.

4. Для чего малолетним предоставляется право на совершение мелких сделок?

Для приобретения житейского опыта и удовлетворения обычных, каждодневных потребностей малолетнего ребенка и членов его семьи.

5. Верны ли следующие суждения?

• Российского подростка с точки зрения норм международного права называют ребёнком — да.

• До 14 лет дети не несут никакой ответственности за свои действия — да.

• Ребёнок может поменять своё имя с 10 лет — да.

• Если ребёнок до 14 лет совершит убийство, отбывать наказание за него будут родители — нет.

• Родители несут материальную ответственность по сделкам малолетних — да.

• Уголовная ответственность по некоторым вилам преступлений начинается с 10 лет — нет.

6. Проанализируйте, все ли права ребёнка всегда реализуются в вашей жизни. Какие из них нарушаются? Почему? Что вы можете сделать для защиты своих прав?

Ребенок — это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Во многих семьях детей могут бить, унижать, кричать на них, то есть ущемлять их права. Происходит это, потому что многие родители не знают законов или просто не следят за своими действиями, когда находятся в порыве гнева.

Для защиты своих прав, ребёнку необходимо их в первую очередь знать, а также уметь отстаивать.

7. Есть ли у вас младшие братья и сёстры? Какие права можно реализовывать в их возрасте? Считаете ли вы, что они достаточно сознательны для реализации этих прав?

Согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, ребёнком признано считать любого человека в возрасте от 0 до 18 лет. Родившись, каждый ребёнок имеет право на жизнь, здоровье, гражданство, имя, отчество и фамилию, воспитание в семье, посещение яслей, детского сада и школы, открытие счёта в банке на собственное имя.

С 6 лет ребёнок вправе посещать школу, самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки, сделки, направленное на безвозмездное получение имущества в любой форе (включая денежную) и не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения.

Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения.

В соответствии с правилами дорожного движения, с 12 лет ребёнок получает право ездить на переднем сиденье легкового автомобиля.

В 14 лет каждый подросток официально становится гражданином своей страны и получает общегражданский паспорт, а также частично становится уголовно ответственным (в случае совершения особо тяжких преступлений). В то же время пополняется и список его прав:

— право поступать на работу по выполнению лёгкого труда, а также по своему усмотрению распоряжаться заработком и вступать в профсоюзы;

— право управлять велосипедом при движении по дорогам;

— право вступать в брак (не во всех субъектах РФ и только при согласии родителей);

— право выгуливать домашнего питомца самостоятельно;

— осуществлять права автора собственного произведения (науки, искусства и т. д.);

— право выбирать место жительства (с согласия родителей).

В 18 лет гражданин для государства перестаёт быть ребёнком, становится дееспособным и может самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и обязанности, которые предусмотрены законодательством. В соответствии с кодексами РФ, совершеннолетний гражданин полностью уголовно и материально (в качестве работника) ответственен, а юноши подлежат призыву на военную службу. Кроме того, восемнадцатилетний человек имеет право:

— вступать в брак самостоятельно;

— участвовать в избирательных действиях;

— управлять легковым автомобилем;

— выезжать за пределы страны самостоятельно;

— быть учредителем, членом и участником общественных объединений;

— приобретать слабоалкогольную и табачную продукцию.

8. Подберите материал о нарушении прав детей в современном мире. Как вы думаете, в чём причина их нарушения?

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического — оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект — у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

9. Какие права зафиксированы в Конвенции о правах ребёнка, но отсутствуют во Всеобщей декларации прав человека?

В Конвенции введено понятие, кто является ребенком и конкретизированы права, касающиеся именно детей.

10. Составьте таблицу расширения прав человека в зависимости от возраста.

Цель: дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности в современном обществе.

  • сформировать у учащихся представления о системе правоотношений в Российской Федерации;
  • продолжить развивать и корригировать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную речь учащихся;
  • развивать навыки использования правовой терминологии;
  • воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правовым структурам и законодательству государства учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Словарь: Правоотношения, субъект, объект, содержание, физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

Методы и приемы урока: словесный, наглядный, мозговой штурм, практический.

Форма урока: урок-беседа.

  1. Мотивация: вводная речь учителя (ученика 10 класса), постановка проблемы. Учащимся предлагается обсудить несколько афоризмов и объяснить, какое отношение они имеют к теме урока:
  1. Изучение новой темы: - Что такое правоотношения?

- Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - это общественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которого имеют взаимные права и обязанности.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

- Регулируется нормами права

- Предполагают наличие прав и обязанностей.

  1. По ходу работы с учебником и презентацией заполняется таблица:

То, из-за чего возникло правоотношение

Права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами

Примеры из жизни, приведённые десятиклассниками, восьмиклассники разбивают на группы (3 примера субъекта, объекта и содержания)

Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны

- Жильцы многоквартирного дома

  1. Далее следует ввести понятие правосубъектности – возможности того или иного субъекта быть участником правоотношения. Необходимо так же разъяснить, что субъект должен обладать правоспособностью и дееспособностью: (запись в тетради)

Это способность иметь права и обязанности.

Согласно законам России, у физических лиц она появляется с рождения.

Способность субъекта своими действиями приобретать права и юридические обязанности (зависит от способности понимать характер своих действий и руководить ими)

Ограничения дееспособности связаны с психическим здоровьем лица.

Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Частичная дееспособность наступает с 14-16 лет.

Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно купить хлеб, молоко, блокнот, мороженое, билеты в кино, оплатить проезд в автобусе, а с 14 лет получить паспорт.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией.

Одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности. Так, уже с 14 лет дети несут уголовную ответственность за некоторые преступления, например за кражу, убийство, разбой.

Дееспособность юридических лиц:

Поскольку юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность, то оно становится правоспособным и дееспособным в момент регистрации.

То есть в отличие от физического лица юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.

Для расширения знаний требуется ввести понятие деликтоспособности:

Является элементом дееспособности.

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).

Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность.

Наступает с 16 лет (в некоторых случаях с 14 лет)

  1. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается решить задачу:

все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны.

все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, оказалось не нужным, бесполезным.

все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Читайте также: