Указы президента рф как источники административного права

Обновлено: 02.07.2024

НОРМАТИВНЫЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

НОРМАТИВНЫЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ

Указы Президента РФ играют заметную роль в системе источников российского административного права, но их юридическая природа не достаточно изучена и требует проведения тщательного анализа. Можно определить хронологические рамки рассмотрения проблемы указов Президента РФ как источника административного права:

- становление и развитие института Президента на основе Конституции РСФСР (март 1991 г. - сентябрь 1993 г.);

- функционирование президентской власти на первом этапе конституционной реформы (сентябрь - декабрь 1993 г.);

- совершенствование института президента на базе Конституции РФ (декабрь 1993 г. - по настоящее время).1

В 24 мая 1991 г. институт Президента

1 Конституция, закон, подзаконный акт / [Котелевская И. В., Ми-тюков М.А., Мицкевич А.В. и др.]; отв. ред. Ю.М. Тихомирова; Инт законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. М.: Юрид. лит-ра, 1994. С. 81-88.

РСФСР включается в действовавшую тогда Конституцию.3 Помимо этого данный Закон предоставил Съезду народных депутатов и Верховному Совету РСФСР право отменять указы и распоряжения Президента РСФСР, не аргументируя свое решение противоречивостью их Конституции, законам и другим актам высших органов государственной власти РСФСР, а Съезду народных депутатов РСФСР - необходимостью заключения Конституционного суда РСФСР.

Таким образом, указанными правовыми

3 Об изменениях и дополнениях Конституции (основного Закона) РСФСР. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1326-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 776.

4 О правовом обеспечении экономической реформы. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. № 1831-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1456.

5 Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. С. 14.

актами была оформлена идея конституционности и подзаконности указа Президента РСФСР. По своей юридической силе и нормативности он занял третье место в правовой системе РСФСР после Конституции и законов.

Таким образом, президентский указ перечеркнул действующую Конституцию РСФСР, Закон о Президенте РСФСР, в ст. 6 которого говорилось, что полномочия Президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, нарушены основополагающие принципы демократии.

1 Об изменении наименования государства РСФСР. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62.

2 Президента РФ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Указ от 21 сентября 1993 г № 1400 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

3 О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1598 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3919.

вание по отнесённым к компетенции Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ вопросам, совпадавшим с вопросами, предусмотренными Постановлением № 1831-1, осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов Президентом РФ. Данным нормативным указом Президента РФ произошло закрепление нормативности указов Президента РФ в российском праве. Правовое регулирование Президентом РФ указанных вопросов носило временный характер и осуществлялось до 25 декабря 1993 г., т.е. до принятия Конституции РФ всенародным голосованием.

В ходе третьего этапа конституционной реформы в РФ роль правовых актов Президента РФ существенно изменилась по своему содержанию и объему.

В настоящее время указ Президента РФ представляет собой внешнюю форму выражения правовых норм. Правовой основой для издания указов Президента РФ является Конституция РФ и федеральные законы. В ст. 90 Конституции РФ указывается на подзаконный характер президентских нормативных правовых актов - они не должны противоречить Конституции РФ и законам.

Являясь первым среди равных федеральных органов и должностных лиц исполнительной власти, концентрируя властные полномочия главы государства, Президент РФ не обладает прерогативами законодательной власти, но вправе издавать указы, имеющие силу закона или изменяющие его.

Конституция РФ предусматривает две разновидности правовых актов, издаваемых Президентом: указы и распоряжения. Указами оформляются решения Президента РФ нормативного плана, содержащие общие правила поведения и рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределённому кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления.

Президент РФ издаёт нормативные акты с целью конкретизации и детализации действующего законодательства, и в то же время они являются одним из оснований для издания Правительством РФ постановлений и распоряжений (ст. 115 Конституции РФ). О нормативности указов Президента РФ речь идёт в ст. 125 Конституции РФ и ряде федеральных законов. В ст. 90 Конституции РФ устанавливается общеобязательность указов и распоряжений Президента РФ, подлежащих исполнению на всей территории Российского государства.

Помимо нормативных указов Президент РФ имеет право издавать ненормативные (оперативно-распорядительные) указы, которые регулируют вопросы применения норм права, т.е. вопросы назначения конкретных должностных лиц, награждения орденами и медалями

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: