Укажите в соответствии с конвенцией о правах ребенка какое действие вожатого нарушает права ребенка

Обновлено: 29.06.2024

2. Документы, регламентирующие деятельность вожатых и детей в ДОЛ

3. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Конвенция – основной документ, регламентирующий
этическую сторону деятельности вожатого, документ
высокого международного уровня, соглашение,
имеющее обязательную силу для тех государств, которые
к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию.
26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее
подписала 61 страна.
13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в
СССР. Россия, как правопреемница СССР, сохраняет
обязательства по Конвенции.

4. СТАТЬЯ 1

5. СТАТЬЯ 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права,
предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком,
находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо
дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального,
этнического или социального происхождения, имущественного
положения, состояния здоровья или рождения ребенка, его
родителей или законных опекунов или каких-либо иных
обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для
обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или
наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов
или иных убеждений ребенка, родителей ребенка, законных
опекунов или иных членов семьи.

6. СТАТЬЯ 3

Во всех действиях в отношении детей, независимо
от того, предпринимаются они государственными
или частными учреждениями, занимающимися
вопросами социального обеспечения, судами,
административными
или
законодательными
органами, первоочередное внимание уделяется
наилучшему обеспечению интересов ребенка.

7. СТАТЬЯ 19

Государства-участники принимают все необходимые
законодательные, административные, социальные и
просветительные меры с целью защиты ребенка от
всех форм физического или психологического
насилия, оскорбления или злоупотребления,
отсутствия заботы или небрежного обращения,
грубого обращения или эксплуатации, включая
сексуальное
злоупотребление,
со
стороны
родителей, законных опекунов или любого другого
лица, заботящегося о ребенке.

При реализации своих прав на свободу собраний и
вероисповедания дети придерживаются тех же
ограничений, что и взрослые: не должны быть
нарушены права и свободы других граждан, не
должно быть угрозы жизни и здоровью других
людей.
Вожатый обязан оценить и запретить реализацию
прав детей в случае нарушения вышеуказанных
условий.
Конституция РФ 17.3. Осуществление прав и
свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц.

9. КОНСТИТУЦИЯ РФ

21.1. Достоинство личности охраняется
государством. Ничто не может быть основанием
для его умаления. Охраняется достоинство не
только взрослого и дееспособного человека, но и
ребенка, а также душевнобольного.
22.1. Каждый имеет право на свободу и личную
неприкосновенность. Этим правом пользуются и
несовершеннолетние. Личная
неприкосновенность – гарантируемая
государством безопасность и свобода человека.

10. КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 4: Целями государственной политики в интересах детей являются
…содействие физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них
патриотизма и гражданственности, а также реализации личности
ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими
Конституции РФ и Федеральному законодательству традициями народов
РФ, достижениями российской и мировой культуры.
Должностные лица, граждане несут ответственность за нарушение прав
и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Статья 9: При осуществлении деятельности в области образования и
воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении,
специальном учебно-воспитательном учреждении или ином
оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут
ущемляться права ребенка.
Дети старше восьми лет вправе создавать по своей инициативе
общественные объединения (организации) обучающихся,
воспитанников, за исключением объединений, учреждаемых
политическими партиями, религиозными организациями.

12. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Уголовно наказуемые действия перечислены в Уголовном
Кодексе Российской Федерации (УК РФ) :
Статья 109. Причинение смерти по неосторожности.
Статья 116. Побои.
Статья 117. Истязание.
Статья 125. Оставление в опасности.
Статья 130, пункт 1. Оскорбление.
Статья 131, пункты 1, 2 д), 3 в). Изнасилование.
Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального
характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего
возраста.
Статья 135. Развратные действия.
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего.
Статья 293. Халатность.

13. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС РФ

Мелкое хулиганство;
Распитие пива и напитков,
изготавливаемых на его основе,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции либо потребление
наркотических средств или
психотропных веществ в
общественных местах;
Появление в общественных местах в
состоянии опьянения.

14. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

15. ОПАСНЫЕ И ЦЕННЫЕ ВЕЩИ

Запрещенная информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их
жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему
здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,
психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия,
алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,
изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх,
заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или)
жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия
по отношению к людям или животным, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к
родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера.

17. ТРУДОУСТРОЙСТВО

Документы, необходимые при трудоустройстве:
- паспорт
- свидетельство пенсионного страхования (выдается в
пенсионном фонде)
- ИНН (заполняется в налоговых органах до
трудоустройства)
- справка из деканата, что являетесь студентом
- сан. книжка (направление от организации – СЭС)
- трудовая книжка вожатого (вносятся сведения о
работнике, его трудовой деятельности, поощрениях и
наградах; взыскания не записываются, за исключением
увольнения)
Справка о членстве в РСО

18. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Соглашение, в котором
работодатель обязуется
предоставить работу,
условия труда, зарплату,
а работник – лично
выполнить трудовую
функцию и соблюдать
правила внутреннего
трудового распорядка.

19. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Трудовой договор заключается в двух экземплярах (один из
них остается у вожатого) и скрепляется подписями с обеих
сторон (ч. 1 ст. 67 ТК). Трудовой договор, не оформленный
надлежащим образом, считается заключённым, если
работник приступил к работе с ведома или по поручению
работодателя.
При фактическом допущении работника к работе
работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в
письменной форме не позднее трёх дней со дня такого
допущения (ч. 2 ст. 67 ТК).
Трудовые отношения возникают с того момента, когда
человек был фактически допущен к работе, независимо от
того, был ли оформлен трудовой договор.

20. ДОКУМЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ С ОТРЯДОМ

Список детей (отрядные, из медпункта)
План-сетка
План на день
Педагогический дневник
Расписка. Как отпустить ребенка из
отряда с родителями или законными
представителями
График выходных
График дежурств

21. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВОБОДЫ ВОЖАТОГО

Любая система проверки и контроля должна быть организована таким образом,
чтобы поощрить воспитателя (вожатого), помогать ему в выполнении его
профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и
ответственность воспитателя (вожатого).
оценка работы воспитателя (вожатого) должна быть объективной и доводится до
его сведения.
право обжалования неоправданных, по их мнению, оценок своей работы.
свобода в выборе форм и методов, которые им представляются наиболее
целесообразными, для организации и работы коллектива.
Родителям, имеющим жалобу на воспитателя, должна быть предоставлена
возможность обсудить ее сначала с директором ДОЛ и воспитателем, имеющим к
этому отношение. Любая последующая жалоба, адресованная в высшие инстанции,
должна быть представлена в письменном виде и копия должна быть направлена
воспитателю, имеющему отношение к жалобе.
Расследование жалоб должны проводиться таким образом, чтобы воспитателям
была представлена полная возможность защищаться в условиях справедливости и
чтобы ход разбирательства не придавался никакой огласке.
Воспитатели должны принимать все возможные меры предосторожности для
предупреждения несчастных случаев с детьми и подростками.

22. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО

23. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО

II. Компетенция и обязанности вожатого
Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических
норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида,
чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных
помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми
дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
в соответствии с возрастными интересами и требованиями
жизни воспитанников способствует обновлению содержания и
форм деятельности детского коллектива, организует коллективную
творческую деятельность.
Организует обязательное участие отряда во всех общих
культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых
мероприятиях.
Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой,
обращает внимание на культуру поведения за столом.

24. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО

Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой и
на закрепленной за отрядом территории лагеря.
Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует
влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных
щеток, полотенец, постельного белья.
Объясняет детям, что на территории лагеря имеются
ядовитые травы и ягоды, проводит беседы о возможных
последствиях соприкосновения этой растительности с
человеческим организмом.
В соответствии с общим составляет отрядный план
работы, согласованный со старшим вожатым и отчитывается
о его выполнении.

25. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО

III. Ответственность вожатого
Вожатый несет всю полноту юридической
ответственности за жизнь, здоровье и безопасность
детей. Во время работы кружков, спортивных секций,
клубов по интересам ответственность за жизнь,
здоровье и безопасность детей возлагается на
кружководов и других ответственных лиц.
Вожатый несет материальную ответственность за
сохранность мебели, помещений и оборудования
жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми
объектов лагеря, переданного в пользование отряду
постельного белья, игрового, спортивного и иного
инвентаря.

26. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО

Вожатому запрещается:
оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное
время;
самому или с детьми покидать территорию лагеря без
разрешения директора лагеря или старшего вожатого;
допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц
без разрешения директора лагеря;
употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом
состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а
также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
применять к детям методы воздействия, не соответствующие
действующему законодательству РФ, международным
конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики
(в том числе физические наказания, наказания, унижающие
честь и достоинство ребенка и др.);
пропускать без уважительной причины планерки, заседания
педсовета, иные установленные распоряжением
администрации собрания педагогических работников.

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам.

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам. Они обязаны не только обеспечивать ребенка в материальном плане, но и заботится в отношении его физического, нравственного, а также духовного и психического развития. Все это утверждено основными положениями, прописанными в семейном законодательстве.

Обязанность родителей по воспитанию детей

Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.

  • Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
  • Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
  • Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
  • Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
  • Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.

Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.

Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:

  • Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
  • Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
  • Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
  • Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).

В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.

Право родителей на обучение своих детей

Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).

В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.

Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:

  • Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
  • Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
  • Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
  • Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
  • Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
  • Бережливое отношение к природе.

Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.

Передача ребенка на воспитание другим родственникам

Главной обязанность любого родителя является обеспечение образовательного и воспитательного процесса для собственных детей. Если по каким-то причинам родители не обеспечивают соблюдение прав ребенка, то они могут быть их лишены, а ребенок будет передан под ответственность близких родственников, которые выступят в роли опекунов, приемных семей или же государства.

По закону передача ребенка на воспитание иным родственникам может быть осуществлена только в отношении тех детей, которые остались без опеки и попечительства со стороны собственных родителей. Зачастую, подобное возникает в тех ситуациях, когда родители были лишены действующих родительских прав, или же по каким-то причинам не имеют возможности выполнять обязательства по отношению к ребенку.

Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.

Если в настоящий момент осуществлена передача ребенка на воспитание родственникам, то стоит понимать, что основные права и свободы ребенка никуда не исчезают, а все обязанности в отношении несовершеннолетнего будут переданы его опекунам.

Что касается вопроса материального обеспечения, то при передаче ребенка близким родственникам, на них ложится обязанность по полному обеспечению и содержанию ребенка. Впрочем, по закону, опекуны имеют право на получение финансовой помощи от государства.

Стоит заметить, что передача ребенка на воспитание в другую семью не может быть произведена в одностороннем порядке. Это возможно исключительно по ходатайству органов опеки и попечительства, по письменному заявлению опекунов и при помощи судебных инстанций. Именно суд примет окончательное решение и подтвердит переход родительских обязанностей на опекуна.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.

Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).

Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:

  • Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
  • Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
  • Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
  • Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.

Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует несовершеннолетним возможность получения бесплатного базового образования. Для воплощения целей документа государственные органы стран-участников должны развивать различные виды и ступени образовательной системы. Конвенция ООН о правах ребенка также включает статьи о воспитании детей в семье. Процесс воспитания детей должен контролироваться родителями или законными опекунами, которые должны полностью соблюдать все требования и интересы ребенка.

Международная конвенция, в которой уточнены базовые права и свободы детей из стран-участниц подписания документа, выступает новаторским решением проблемы всесторонней реализации подрастающего поколения. Многие из прав в данном документе были внесены впервые, поэтому соблюдение базовых статей конвенции обеспечивает полноценное развитие личностных и физических качеств детей, достойное воспитание уважения к обществу и окружающей среде.

Общее обязательное образование

В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.

При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Конвенция о правах ребенка (извлечения)

Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения",

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

согласились о нижеследующем:

1. Государства - участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

1. Государства - участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства - участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

3. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

1. Государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства - участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

3. Государства - участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

4. Государства - участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимания должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Ответ: Ребенок приобретает большинство своих прав уже с момента своего рождения — это право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту со стороны государства, право на имя, отчество и фамилию, право на медицинское обслуживание, право на образование и т.д. Соответственно, если бы ребенок был бесправным, он был бы необразованным, без фамилии, имени, отчества, не получал бы медицинское обслуживание и т.д.

Вопрос: Что влечет за собой уклонение родителя или родителей от воспитания и материального содержания ребенка?

Ответ: В соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Самая крайняя мера наказания для родителей – это лишение родительских прав в судебном порядке. В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса РФ это происходит в том случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома или другого лечебного, социозащитного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психологическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными алкоголизмом или наркоманией и если совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни и здоровья супруга. Если в течение 6 месяцев с момента лишения родительских прав родители не будут восстановлены в родительских правах, их ребенок может быть усыновлен.

Вопрос: Можно ли ученику старших классов совмещать учебу в школе с временной работой?

Ответ: Да можно, но с некоторыми ограничениями. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), заключение трудовых договоров (приём на работу) допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Вместе с тем, законодатели установили ряд исключений из правил, снижая минимальный возраст при определенных условиях. Допускается прием на работу с согласия родителей (опекуна, попечителя) или заменяющих их лиц, органа опеки и попечительства учащихся средних общеобразовательных школ, профессиональных школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, достигших 14 лет, для выполнения легких работ без ущерба здоровью и не нарушающего процесса обучения (в свободное от уроков время). Согласие родителей (опекуна, попечителя) дается в письменной форме (заявление). Допустимо заключение трудового договора и с лицом, не достигшим 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Статьей 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

  • для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;
  • для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю.

В соответствии со статьей 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
  • для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов.

Вопрос: Куда я могу обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?

Ответ: Для защиты от физического и психологического насилия прежде всего нужно обратиться к родителям или законным представителям. В случае, если угроза исходит непосредственно от родителей или законных представителей, необходимо обратиться к классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел, а также к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе Телефоны и адреса всех указанных органов имеются во всех учебных заведениях, на интернет-сайтах, справочных телефонных службах (тел. 09), органах внутренних дел (тел. 02).

Вопрос: Как контролируется выполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка?

Ответ: В 2011 году Россия представит в Комитет по правам ребенка ООН очередной доклад по выполнению своих обязательств в рамках Конвенции. Подготовка такого доклада – хорошая возможность оценить и проанализировать, какие результаты были достигнуты и что еще необходимо сделать. Это может стать базовой платформой для развития новой стратегии в улучшении положения детей в стране.В ближайшее время в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка будет готовиться национальный план действий в интересах детей.
Есть и внешний аудит по исполнению Конвенции – это заключительные замечания, которые были представлены Правительством РФ в Комитет по правам ребенка ООН в 2005 году. Невыполнение положений Конвенции – это серьезный сигнал, на который должно отреагировать все международное сообщество.

Вопрос: Имеет ли право подросток выбирать религию для вероисповедания при достижении 14 лет по своему усмотрению и желанию?

Ответ: Подросток имеет на это полное право. Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка Государства — участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Вопрос: Как вы относитесь к ювенальной юстиции? Возможно ли ее создание и внедрение в систему правосудия нашего автономного округа?

Вопрос: При возникновении конфликтной ситуации в семье, при которой ребенок не может проживать совместно с родителями, что ему делать и куда обращаться?

Ответ: Ребенок за помощью может обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства, комиссию по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационнй центр для несовершеннолетних по месту жительства.

Вопрос: Могу ли я изменить свою фамилию и имя, если да, то с какого возраста и куда для этого необходимо обратиться?

  • фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
  • реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
  • фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
  • причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.

Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом загса в месячный срок со дня подачи заявления.Данный орган обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
Делается соответствующая запись в акте о перемене имени и выдается свидетельство о перемене имени, которое содержит сведения о:

  • фамилии, собственно имени, отчестве (до и после их перемены), дате и месте рождения, гражданстве, национальности (если это указано в записи акта о перемене имени) лица, переменившего имя;
  • дате составления и номере записи акта о перемене имени;
  • месте государственной регистрации перемены имени (наименование органа загса, которым произведена государственная регистрация перемены имени);
  • дате выдачи свидетельства о перемене имени.

Вопрос: У меня проблемы со здоровьем. Мы с мамой ездили по путевке в санаторий. По закону проезд до санатория не оплачивается. Планируется ли внести соответствующее изменение в законодательство?

  • наличие медицинских показаний на санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида в санаториях, расположенных на территории ближнего зарубежья (стран СНГ), при отсутствии соответствующих российских аналогов;
  • отсутствие возможностей у государственного учреждения — Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить ребенка-инвалида необходимой путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания.

Вопрос: Наша семья переехала жить в другой микрорайон. Я хочу остаться в школе, в которой училась. Родители меня поддерживают. Администрация школы настаивает на переход в школу по месту жительства. Права ли я?

Ответ: Вы абсолютно правы. В соответствии с п. 2 ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Вопрос: В нашей школе я стал посещать факультатив по основам православной культуры. Родители мне запрещают посещать этот факультатив. Мне 14 лет, я имею паспорт. Могу ли я сам выбирать, чем мне заниматься?

Ответ: Что касается факультатива, Вы имеете полное право его посещать, так как данный факультатив наверняка входит в школьную программу. Кроме того в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Пункт 3 ст. 14 Конвенции говорит, что свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. Также по отношению к этому вопросу необходимо упомянуть о ст. 12 Конвенции, которая обеспечивает ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Вопрос: Мне 12 лет. Родители развелись, и мама не разрешает мне видеться с отцом. Нарушаются ли мои права, ведь папа мне тоже родной человек и как поступить в этой ситуации?

Ответ: В данном случае Ваши права действительно нарушаются. В соответствии со статьей 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на право ребенка общаться с обоими родителями.В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. В данной ситуации Вам необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства или к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе.

Вопрос: Что делать, если родители бьют и оскорбляют ребенка? Имеют ли родители на это право?

Ответ: Конечно же, родители не имеют права применять физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что физическое и психологическое насилие негативно сказывается на нормальном психологическом развитии ребенка в дальнейшем. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо попытаться убедить родителей в противозаконности их действий, а также предупредить о последствиях насильственных действий по отношению к ребенку. Если родители продолжают бить и оскорблять ребенка, необходимо незамедлительно сообщить об этом классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел. Помните, за жестокое обращение с несовершеннолетним в соответствии с Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием – до трех лет лишения свободы.

Вопрос: До какого возраста родители обязаны обеспечивать своих детей?

Ответ: Родители обязаны содержать своих детей до возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии со ст. 80 Семейного Кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Вопрос: Имею ли я право являться членом двух общественных детских организаций?

Ответ: Вы имеете право быть членом неограниченного количества организаций. В соответствии со статьей 15 Конвенции государство признает право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Вопрос: Каким образом будут защищены мои жилищные права по достижении 18 лет? Я являюсь ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сейчас нахожусь под опекой.

Вопрос: До достижения какого возраста человек является ребенком?

Ответ: Человек является ребенком до достижения совершеннолетия — 18 лет.

Вопрос: Каким образом и по каким вопросам можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе?

Вопрос: Нам часто говорят, что у молодежи низкий уровень политической культуры. Как можно ребенку реализовать право на участие в политической жизни страны, округа, ведь чаще всего всё решается взрослыми?

Вопрос: Что в нашем округе делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями, находящиеся на домашнем обучении, вели полноценную и достойную жизнь?

Вопрос: На кого Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами?

Ответ: Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами на государство. Об этом говорит ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка: ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государство в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Вопрос: Есть ли возможность внесения инициатив подростков в законодательные проекты автономного округа, муниципального образования, касающихся прав ребенка?

Ответ: Да, такая возможность имеется. Свои предложения вы можете направлять в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе О.А. Бесединой или в адрес Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на имя заместителя председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зленко, а также в представительные органы местного самоуправления.

Вопрос: Возможно ли в ЯНАО организация профильных смен для школьников и молодежи в учреждениях отдыха и оздоровления детей, а также на базе лагерей отдыха по подготовке волонтеров-посредников службы примирения и добровольных помощников Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО? Возможно ли запустить проект, где дети могли бы говорить о проблемах, предлагать пути решения, изучать свои права?


На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

Читайте также: