Укажите на каких уровнях осуществляют деятельность звенья мосчс

Обновлено: 14.05.2024

Законодательные основы защиты населения России в чрезвычайных ситуациях. Назначение, цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура, информационное обеспечение и режимы функционирования РСЧС.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2018
Размер файла 227,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

“ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра “Безопасность жизнедеятельности”

Домашнее задание №2

на тему: “Структура, задачи и режимы функционирования объектового звена РСЧС и ГО”

Направление 20.03.01 “Техносферная безопасность”

Профиль подготовки - “Безопасность труда”

Студентке Кусаиновой Гульнары Сериковны, группа ТБ - 151

Содержание

  • Введение
  • 1. Законодательные основы защиты населения России в ЧС
    • 1.1 Назначение и задачи РСЧС

    В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера.

    Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

    Для выполнения основной задачи любого государства - защиты населения - необходима постоянная работа по совершенствованию всего комплекса мер по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время, обеспечению безопасности и защиты населения, территорий и окружающей природной среды. Поскольку предупреждение и ликвидация ЧС непосредственно связаны с проблемами национальной безопасности, возникает необходимость в создании государственного механизма по предупреждению, прогнозированию, локализации и ликвидации ЧС.

    В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС - РСЧС.

    РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

    1. Законодательные основы защиты населения России в ЧС

    Социально-экономические реформы, осуществляемые в стране, новые федеральные законы, постановления Правительства РФ и другие акты органов государственной власти России создают благоприятные условия для решения проблемы защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС (рис. 1.1) .

    чрезвычайный ситуация ликвидация информационный

    Рисунок 1.1 - Законодательные основы защиты населения России в ЧС

    Таким образом, в РФ сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой чётко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.

    1.1 Назначение и задачи РСЧС

    РСЧС - система органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур, с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения ЧС в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (более подробно организация и функционирование территориальной подсистемы РСЧС будет рассмотрено ниже).

    функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Рисунок 1.2 - Основные задачи РСЧС

    Таким образом, основной целью РСЧС является решению задач защиты населения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.

    2. Структура РСЧС

    Система РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

    Для организации работ в области защиты населения и территорий от ЧС федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы РСЧС. Правительство РФ в соответствии со своими решениями утверждает положения о функциональных подсистемах, создаваемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Федеральные органы исполнительной власти определяют организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы положениями, утверждаемыми по согласованию с МЧС России [4] .

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих местному административно-территориальному делению. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяется положениями, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Таким образом, можно утверждать ,что РСЧС - организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС

    2.1 Силы и средства РСЧС

    К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.

    Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба в порядке, установленном Федеральным законом “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”.

    В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой с учетом обеспечения снаряжением и материалами не менее чем на 3 суток для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. В состав этих сил входят [5] :

    - учреждения Агентства по мониторингу ЧС;

    - учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;

    - поисково-спасательная служба МЧС России;

    - военизированные и невоенизированные, и противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    - формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; - Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;

    - военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

    - формирование ГО территориального, местного и объектового уровней;

    - специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

    - аварийно-технические центры Росатома;

    - службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта;

    - восстановительные и пожарные поезда Министерства транспорта и связи РФ;

    - аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

    Поисково-спасательная служба МЧС России объединяет в себе 129 поисково-спасательных отрядов, созданных в регионах и на территориях субъектов РФ. При возникновении ЧС к ним присоединяется около 2000 спасателей-общественников [1].

    В задачи службы входят проведение поисково-спасательных работ в ЧС, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

    2.2 Информационное обеспечение

    Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических средств, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. В состав этой системы входят:

    - центр управления в кризисных ситуациях МЧС;

    - информационные центры федеральных органов исполнительной власти (ИЦ ФОИВ);

    - межрегиональные информационно-управляющие системы (ИЦ РЦ МЧС);

    - информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

    - абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;

    - информационные центры областных аварийно-спасательных служб, организаций, и учреждений, включенных в областную подсистему РСЧС;

    - средства связи и передачи данных (ССПД).

    Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Инструкцией об обмене информацией в ЧС [4].

    2.3 Режимы функционирования РСЧС

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории для соответствующих органов управления и сил РСЧС устанавливается один из режимов:

    - режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, и сейсмической обстановке.

    - режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС.

    - режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

    В первом режиме органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др [1].

    В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и т.п [3].

    В режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС и др.

    Ликвидация ЧС осуществляется:

    - локально - силами и средствами организаций;

    - муниципально - силами и средствами органов местного самоуправления;

    - межмуниципально и регионально - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

    - межрегионально и федерально - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

    - при недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    - ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами [4].

    В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вместе с тем, как показывает анализ, практическая деятельность органов управления и сил РСЧС и принимаемые меры по противодействию катастрофам не всегда еще эффективны и нередко не достигают желаемых результатов. Не в полной мере используются резервы и возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов. Имеются недостатки в практике реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, принятии управленческих решений по защите населения и территорий, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Причинами перечисленных недостатков является, в большинстве случаев, отсутствие опыта, а иногда и необходимых знаний.

    Но все-таки следует отметить, что, несмотря на все эти недостатки, 16 лет функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были спасены сотни тысяч человек и предотвращен ущерб на сотни миллиардов рублей.

    Список использованных источников

    1 Стрелец В.Д. Единая государственная система предупреждения и ликвилации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. - М.: Издательство “Ростовпресс”, 2010 г.

    2 Зыкин П.В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): Учебное пособие. - М.: Издательство “Армпресс”, 2011 г.

    3 Вишняков Я.Д., Вагин В.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. - М.: Издательский центр “Академия”, 2010 г.

    4 БобокС.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: Учебное пособие. - М.: Издательство “Гном и Д, 2012 г.

    Подобные документы

    Назначение, основные задачи, структура Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями, информационное обеспечение функционирования системы. Силы и средства РСЧС, основные режимы.

    реферат [27,4 K], добавлен 28.02.2012

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция [38,2 K], добавлен 23.01.2012

    Предназначение, средства контроля и задачи российской системы чрезвычайных ситуаций по защите населения. Законодательная база функционирования МЧС. Подготовка населения к действиям при ЧС. Прогнозирование и оценка социально–экономических последствий.

    презентация [13,3 M], добавлен 03.08.2014

    Особенности техногенных чрезвычайных ситуаций на современном этапе, их источники и классификация. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий. Структура и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    контрольная работа [24,3 K], добавлен 20.05.2009

    Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций, общая характеристика их последствий. Место, роль и задачи органов внутренних дел России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

    При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

    Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

    Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

    • функциональных (создаются федеральными органами власти),

    РСЧС имеет пять уровней:

    • Каждый уровень РСЧС имеет:

    о координирующие органы,

    • силы и средства РСЧС,

    • системы связи и оповещения,

    • резервы финансовых и материальных ресурсов.

    2. Основные задачи РСЧС

    Основными задачами РСЧС являются:

    • проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

    • формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

    • оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

    • ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    • создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

    • выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

    • оказание гуманитарной помощи и др.

    При этом координирующими органами РСЧС являются:

    • на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

    • на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    • на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов

    исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    • на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

    • на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

    Органами повседневного управления РСЧС являются:

    • пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

    • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

    3. Режимы функционирования РСЧС

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

    При этом режим повседневной деятельности включает:

    • осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

    • планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

    • совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

    • создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    • осуществление целевых видов страхования.

    Режим повышенной готовности предусматривает:

    • принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

    • усиление дежурно-диспетчерской службы;

    • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

    • принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

    • приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

    • организацию защиты населения;

    • выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    • организацию ликвидации ЧС;

    • определение границ зоны ЧС;

    • организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

    • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

    4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

    Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

    Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

    При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

    Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

    В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Любовь Богданова

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Лекция (учебная) по дисциплине:

    « Формирование опасностей в окружающей среде.

    « Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

    к.х.н., Мишина Ирина Марковна

    Мытищи 2021 год

    1. РСЧС: из истории создания, назначение

    3. Структура органов РСЧС

    4. Режимы функционирования РСЧС

    5. Силы и средства РСЧС

    Список литературы и использованных источников

    На территории Российской Федерации, как и на территории любого иного государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Эти ЧС могут повлечь за собой значительные человеческие жертвы, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий страны от ЧС всегда занимает ведущее место в политике любого государства. В нашей стране для реализации государственной политики по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 1995 году на базе ранее существующих структур была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

    РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС /2/.

    Целью данной работы является: объяснить назначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, раскрыть вопросы из истории создания, показать какие задачи решает РСЧС на государственном уровне. Также в работе будут изучены структура, режимы функционирования, используемые силы и средства РСЧС.

    1. РСЧС: из истории создания, назначение

    В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, в настоящее время РСЧС решает эти задачи в мирное время, а ГО - в военное время (при этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера).

    Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

    РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

    Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:

    § Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

    § соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

    § приоритет профилактической работе;

    § комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

    § построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников /3/.

    2. Основными задачами РСЧС являются:

    1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

    2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

    3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

    5) подготовка населения к действиям при ЧС;

    6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

    9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

    11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    3. Структура органов РСЧС

    Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

    Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС.

    Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

    Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    Координирующими органами РСЧС являются:

    1) на федеральном уровне - правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

    2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске;

    3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления;

    5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    4. Режимы функционирования РСЧС

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

    а) повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

    б) повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;

    в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

    Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :

    а) в режиме повседневной деятельности:

    § - осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

    § - планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

    § - совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

    § - создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    § - осуществление целевых видов страхования.

    б) в режиме повышенной готовности :

    § - принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

    § - усиление дежурно-диспетчерской службы;

    § - усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

    § - принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

    § - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

    в) в режиме чрезвычайной ситуации:

    § - организации защиты населения;

    § - выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    § - организация ликвидации ЧС;

    § - определение границ зоны ЧС;

    § - организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

    § - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.

    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

    - резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, - за счет средств федерального бюджета;

    - ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств федерального органа исполнительной власти;

    - резерв субъектов РФ - за счет средств бюджета субъектов РФ;

    - местный резерв - за счет средств местного бюджета;

    - объектовый резерв финансовых и материальных средств - за счет собственных средств организации.

    5. Силы и средства РСЧС

    К силам и средствам единой системы, в соответствии с пунктом 13 Положения о РСЧС /4-5/, относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства РСЧС подразделяются на:

    Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

    Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных,

    и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

    Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России.

    Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.

    img

    1. Утвердить Положение о Красногорском звене Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Красногорское звено МОСЧС) (приложение № 1).

    2. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля на территории городского округа Красногорск Московской области (далее – СНЛК городского округа) (приложение № 2).

    3. Определить органы администрации городского округа и их структурные подразделения, муниципальные предприятия и учреждения городского округа, предприятия, учреждения и организации иных организационно-правовых форм по согласованию (далее – организации) участвующие в деятельности и входящие в состав Красногорского звена МОСЧС, их основные задачи и функции в области защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) и ликвидации их последствий в рамках деятельности Красногорского звена МОСЧС (далее – основные задачи и функции) согласно приложению к настоящему постановлению (приложение № 3).

    4. Органам администрации городского округа и их структурным подразделениям, муниципальным предприятиям и учреждениям городского округа с учетом основных задач и функций:
    4.1. Внести изменения в положения и уставы в части наделения их функциями и полномочиями в области защиты населения и территории городского округа от ЧС и ликвидации их последствий.
    4.2. Совместно с отделом гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации городского округа (далее – отдел ГО и ЧС) предусмотреть необходимые силы и средства, в том числе постоянной готовности в составе Красногорского звена МОСЧС, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации, а также определить порядок их деятельности.

    5. Рекомендовать руководителям организаций:
    5.1. До 15.12.2017 разработать (уточнить), согласовать с отделом ГО и ЧС и утвердить Положения о своих объектовых звеньях Красногорского звена МОСЧС, планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
    5.2. Ежегодно до 10 декабря предоставлять в отдел ГО и ЧС расчет сил и средств, в том числе постоянной готовности объектовых звеньев, выделяемых в состав Красногорского звена МОСЧС, привлекаемых к решению задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
    5.3. Ежегодно предусматривать финансирование деятельности объектовых звеньев Красногорского звена МОСЧС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.

    6. Расходы по выполнению настоящего постановления осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа на соответствующий финансовый год на обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа, муниципальных предприятий и учреждений.

    7. Отделу ГО и ЧС (Куркин И.П) ознакомить руководителей органов администрации городского округа и их структурных подразделений, муниципальных предприятий и учреждений городского округа с настоящим постановлением под роспись.

    10. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

    Глава городского округа Красногорск Р.Ф. Хабиров

    Приложение № 1
    к постановлению администрации
    городского округа Красногорск
    от 01.11.20172551/11

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о Красногорском звене Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Приложение № 2
    к постановлению администрации
    городского округа Красногорск
    от 01.11.20172551/11

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о сети наблюдения и лабораторного контроля на территории
    городского округа Красногорск Московской области

    Приложение
    к Положению о сети
    наблюдения и лабораторного
    контроля на территории
    городского округа Красногорск
    Московской области

    ПЕРЕЧЕНЬ
    федеральных органов исполнительной власти и государственных
    учреждений, государственных учреждений Московской области, организаций подведомственных администрации городского округа
    и других организаций, осуществляющих свою деятельность по сети наблюдения и лабораторного контроля на территории городского
    округа Красногорск Московской области независимо
    от их организационно-правовых форм

    Приложение № 3
    к постановлению администрации
    городского округа Красногорск
    от 01.11.20172551/11

    Органы администрации городского округа Красногорск
    и их структурные подразделения, муниципальные предприятия
    и учреждения, а также организации, осуществляющие свою хозяйственную деятельность
    на территории городского округа независимо от их организационно-правовых форм, участвующие
    в деятельности Красногорского звена МОСЧС, их основные
    задачи и функции в сфере защиты населения и территории
    от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий

    Основные мероприятия по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, выполняются органами государственной власти РФ и ее субъектов, местного самоуправления, а также организациями (предприятиями, учреждениями и учебными заведениями).

    - планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников от ЧС;

    - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта и обеспечению жизнедеятельности их работников в любых ЧС;

    - обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС. Проводить обучение рабочих и служащих способам защиты и действиям в ЧС мирного и военного времени;

    - создавать локальные системы оповещения на химически, радиационно, гидродинамически опасных объектах для своевременного информирования работников и население об ЧС;

    - обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах и на прилегающих территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также планами ГО;

    - финансировать мероприятия по защите работников объектов экономики от ЧС;

    - создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    - предоставлять в установленном порядке информацию для своевременного выполнения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников объектов экономики об угрозе или возникновении ЧС.

    - планировать и организовывать проведение мероприятий по ГО;

    - проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    - осуществлять подготовку своих работников в области ГО;

    - создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Кроме этого организации, имеющие и эксплуатирующие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляют высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения, службы ГО и нештатные аварийно-спасательные формирования.

    Основным регламентирующим документом по созданию объектового звена РСЧС и ГО является «Типовые положения основных структур РСЧС и ГО объектового звена [5].

    В состав объектового звена РСЧС и ГО входят(рис. 1.1):

    1 Руководитель объекта - руководитель ГО и председатель КЧС.

    2 Штаб по делам ГО и ЧС - постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС – отдел (сектор или специально назначенное лицо) по делам ГО и ЧС.

    3 Объектовая комиссия по ЧС (КЧС) - координирующий орган управления РСЧС и ГО

    4 Дежурно - диспетчерская служба - орган повседневного управления в области ГО и ЧС.

    5 Объектовая комиссия по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) производства в ЧС и в военное время.

    6 Эвакуационная комиссия объекта.

    7 Службы и формирования ГО объекта.

    8 Другие составляющие - по необходимости и наличию возможностей.

    Рассмотрим основные задачи объектового звена РСЧС и ГО при подготовке и проведении мероприятий ГО и защиты от ЧС природно-техногенного характера.

    Основными задачи объектового звена РСЧС и ГО являются:

    1 Участие в проведении единой государственной политики по предупреждению и ликвидации производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на предприятиях.

    2 Защита жизни и здоровья рабочих, служащих и членов их семей, материальных ценностей и окружающей среды, уменьшение возможного ущерба от ЧС, прогнозирование и оценка экономических и социальных последствий ЧС, определение на основе прогноза потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах для ликвидации ЧС.

    3 Создание и обеспечение постоянной готовности органов управления, средств связи и оповещения, защитных сооружений, сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

    4 Планирование, подготовка и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС на предприятиях, по повышению устойчивости функционирования производства от возможных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и факторов (последствий) военных действий.


    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


    Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Читайте также: