Укажите какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории сущности права

Обновлено: 16.05.2024

1 Что представляет собой методология теории государства и права?

2 В чем состоит дуализм объектов и единство предмета теории государства

3 В чем выражается единство и взаимосвязи метода и предмета юридического познания?

4. Выделите достоинства и недостатки синергетического подхода к изучению государственно-правовых явлений

5.Обоснуйте соотношение преемственности и новизны в развитии теории государства и права

Задание.

1 Заполните таблицу:

Развитие динамического процесса Диалектика Синергетика
Причины
Формы
Свойства
Факторы
Результаты
Способы познания и проверки результатов

Тема 2.

Государство и общество.

1.Контрольные вопросы

1. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.

3.Охарактеризовать российское законодательство о политических и общественных объединений

4.Выделить основные тенденции в развитии государственной власти в современном мире.

Приложение № 1

Самостоятельная работа

I. Используя текст Декларации прав человека ООН Конституции РФ, заполнить таблицу:

Группы прав и свобод человека Декларация прав человека ООН Конституция РФ
Экономические
Политические
Гражданские

Записать соответствующие каждой группе права и свободы, а также условия их ограничения.

II. Выразить свое мнение относительно приведенных ниже критических тезисов относительно прав человека:

1. Положения Всеобщей декларации прав человека давно устарели, превратились в собрание мертвых истин. Нужны новые права, такие как, например, право народа контролировать атомные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение, как СМИ и др.

2. Идеология прав человека используется для вмешательства во внутренние дела других государств.

3.. Институт прав человека призван увековечить существующую политическую систему и экономику западного общества

2. В кризисные моменты развития государственного интереса власти и общества стоит выше неприкосновенных прав отдельной личности.

Задание 2

1. В настоящее время широкое распространение теории элитарной демократии. Согласно этой теории реальная власть в демократическом государстве должна принадлежать фактически правящей политической элите, а народ – иметь лишь права периодического контроля. Демократия должна представлять собой создание эффективных механизмов рекрутирования элиты, подконтрольной народу.

Считаете ли вы обоснованной данную точку зрения.

3. Демократические режимы опираются на право с вытекающими из него свободой личности, широкими возможностями для проявления различных противоречивых устремлений. В этом заключается и сила, и слабость демократии. Как вы это понимаете?

Тема 3.

Право и поведение.

Задание.

Тема 4.

Современное состояние российского права.

1.Контрольные вопросы

1. Развитие юридической техники.

2. Иерархия в нормативно-правовых актах в федеративных государствах

Задание.

Считаете ли вы необходимым внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, которые бы регламентировали процесс лоббирования при принятии федеральных законов? Или лоббирование надо запретить? Обоснуйте свою точку зрения

Тема 5.

Правовое регулирование.

1.Контрольные вопросы

1.Перечислите способы повышения эффективности правового регулирования.

2.Чем правомочие как способ правового регулирования отличается от дозволения?

3.Почему правовой статус государственных органов и должностных лиц не может регулироваться общедозволенным образом?

4. Юридическая деятельность, ее элементы.

5.Ценности права, их роль в правовом регулировании

6. Эффективность действия права.

Задание

Название способа Сущность Пример

Тесты по самопроверке

I Вариант.

1. Власть – это:

А) организованная сила, обеспечивающая порядок в обществе;

Б) надстройка общества

В) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;

Г) политическая, структурная и территориальная организация общества.

2. Кто из перечисленных авторов развивал спортивную теорию происхождения государства:

3. Укажите один из признаков первобытного общества:

А) наличие аппарата управления;

В) Слитность прав и обязанностей членов общества;

Г) регулярная армия.

4. Особый слой людей, занимающихся управлением, называют:

Г) все перечисленные.

5. Укажите, какая из указанных функций государства является регулятивной:

Б) охрана правопорядка;

6. Какой признак характерен для всех социальных норм:

А) результат сознательно-волевой деятельности людей;

Б) обязательное правило поведения;

В) обеспечены принудительной силой государства;

Г) Выражено в официальной форме.

7. Какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории права: право-это:

А) возведенная в закон воля господствующего класса;

Б) правовые эмоции людей, носящие императивный характер;

В) система норм, представляющих собой пирамиду, в которой ниже стоящая норма соответствует вышестоящей.

Г) система правоотношений, поведение людей в сфере права.

8. Какими путями источникам права придается официальный характер:

А) издание новых законодательных актов;

Б) придание юридической силы обычаю, традициям;

В) правотворчество и санкционирование;

Г) придание нормативным актам общественного значения.

Ч.2

1. Расставьте в правильной хронологической последовательности стадии законодательной процедуры:

1) обсуждение законопроекта; 2) промульгация закона; 3) принятие законопроекта путем голосования членов парламента; 4) законодательная инициатива; 5) утверждение законопроекта.

А) 1-5-4-3-2; Б) 4-1-3-2-5-; В) 4-1-3-5-2-; Г) 1-4-3-2-5.

2. Какого вида гипотез не существует:

А) абсолютно-определенной; Б) альтернативной; В) бланкетной;

3. Объектом отражения какой разновидности сознания является сфера общеобязательного нормативного регулирования:

А) правосознания; Б) правовая культура; В) общественное сознание; Г) правовой идеализм.

4. К общеправовым принципам не относится:

А) равенство всех перед законом; Б) верховенство закона; В) равенство всех субъектов правоотношений; Г) гуманизм.

5. Способ толкования норм права с помощью установления целей издания нормативно-правового акта называется:

А) телеологическим; Б) политическим; В) логическим; Г) систематическим.

6. Негативно-отрицательное отношение к праву называется:

А) правовой инфантилизм; Б) правовой идеализм; В) правовой дилентантизм; Г) нет правильного ответа.

7. Предположение о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов, называется:

А) юридические условия; Б) презумпция; В) фикция; Г) нет правильного ответа.

8. Какой из способов правового регулирования относится к дополнительным:

А) дозволение; Б) обязывание; В) запрещение; Г) стимулирование.

Ч.3

1. Юрисдикция – это:

А) установленная законодательством совокупность правомочий гос. органов разрешать правовые споры;

Б) территория в подведомственности определенного органа власти;

В) отправление правосудия;

Г) все перечисленное.

2. Марксистом до Маркса называли:

3. Способы легитимации гос. власти:

А) участие в выборах;

Б) принятие Конституции на референдуме;

В) законопослушность граждан;

4. Назовите одну из юридических гарантий законности:

А) свобода слова;

Б) равенство всех граждан перед законом и судом;

В) юридическая техника;

5. Преюдиция:

Б) юридический факт;

В) ранее установленные судом доказательства;

Г) вводная часть интерпретационного акта.

Ч.2

1. Укажите какой из перечисленных ниже признаков характерен только для феодального типа права:

А) тесная связь с религией;

Б) отсутствие деления на отрасли права;

В) признание закона основным источником права;

Г) партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабах страны.

2. Совокупность источников права в их взаимосвязи:

А) отрасль права;

Б) система права;

В) система законодательства;

Г) правовая система.

4. К юридическому квалифицированию фактических обстоятельств дела не относится:

А) оценка установленных фактов на основе правовых норм;

Б) выбор правовой нормы;

В) анализ правовой нормы;

Г) применение нормы.

Ч.3

1. Аброгация – это:

Г) все вышеперечисленное.

2. М. Вебер выделял следующие типы легитимации государственной власти:

А) традиционная, научная, легальная.

Б) легальная, харизматическая, традиционная.

В) традиционная, харизматическая, научная.

Г) нет правильного ответа.

3. Интегративное правопонимание изложено в работах:

Г) всех перечисленных.

4. Могут ли граждане и общ. организации выступать в роли субъектов законности:

А) Нет, только органы управления;

Б) Нет, только государственные организации;

В) Нет, только должностные лица;

5. Элемент общественной системы, поддерживающий и воспроизводящий общественную жизнь на основе законов:

А) юр. Гарантии законности;

Б) политические гарантии законности;

В) материальные гарантии законности;

Г) нет правильного ответа.

Ч.2

1. В какой правовой семье судья одновременно является и законодателем:

2. Какая из перечисленных отраслей является комплексной:

А) конституционное право;

Б) трудовое право;

В) транспортное право;

3. На первой стадии применения права происходит:

А) юридическое квалифицирование;

Б) установление фактических обстоятельств дела;

4. Предположение о наличие некоторых, имеющих силу юридических актов называется:

5. Элемент правосознания – это:

А) правовая идеология;

Б) правовая культура;

В) правовая преюдиция;

Г) правовой нигилизм.

6. Найдите определение субъективного права:

А) мера дозволенного поведения;

Б) свобода действия;

Г) мера санкционированного поведения;

Д) мера должного поведения.

7. Что не влияет на классификацию юр. норм:

А) функции права;

Б) история права;

В) способ правового регулирования;

Г) индивидуальное регулирование общ. отношений;

Ч. 3

1. Добровольный отказ избирателей от голосования на выборах или референдуме:

Г) нет правильного ответа.

2. Характер гос. власти обусловлен:

А) социальной структурой общества;

Б) исключительно классовой природой общества;

В) функционирование в качестве регулятора общественных отношений;

Г) все перечисленное.

3. Архаичное право можно еще называть:

А) право народов;

Б) варварское право;

Г) примитивное право;

Д) все перечисленное.

4. Что является предпосылкой такого состояния жизни, при котором ее субъекты свободно реализуют принадлежащее им права и обязанности:

А) Гос. принуждение;

В) правовая культура;

Г) правовое сознание.

А) формальная определенность;

6. Экзекватура –

А) совокупность телесных наказаний;

Б) выдача государством другому государству своего гражданина для привлечения к уголовной ответственности;

В) исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране;

Г) нет правильного ответа.

7. Назовите способ правового регулирования:

Вопросы к экзамену.

1. Многоуровневая концепция методологии юридической науки.

2. Основные методологические проблемы теории государства и права.

3. Парадигмальные изменения методологии теории и истории государства и права.

4. Основные понятия и категории синергетики как методологии теории и истории государства и права.

5. Возможности и ограничения использования синергетики в юриспруденции.

6. Соотношение метода и предмета теории и истории государства и права.

7. Признаки научного метода. Основные виды.

8. Современное понимание диалектики при изучении теории и истории государства и права.

9. Этапы развития теории и истории государства и права.

10. Дуализм объектов и единство предмета теории и истории государства и права.

11. Соотношение преемственности и новизны в исследовании теории и истории государства и права.

12. Соотношение теорий о происхождении и сущности государства.

13. Легализация и легитимация государственной власти.

14. Формы государства и формы его легализации.

15. Виды легитимации государственной власти.

16. Единство и разделение государственной власти.

17. Теория информационного государства.

18. Синергетические принципы разработки государственной политики (Рекомендации ООН).

19. Понятие и виды суверенитета.

20. Развитие теорий суверенитета.

21. Суверенитет и федерализм.

22. Происхождение права. Мононормы.

23. Основные подходы к правопониманию.

24. Признаки и сущность права.

25. Понятие правовой аксиологии.

26. Государство и общество. Гражданское общество.

27. Социально-национальная структура общества.

28. Место и роль религиозных организаций в современном государстве.

29. Концепции посттоталитарного развития государства и общества.

30. Правомерное поведение, виды и структуры.

31. Социальная и юридическая ответственность.

32. Психологические элементы в структуре правосознания.

33. Пределы и уровни правового регулирования.

34. Правовые средства и цели.

35. Эффективность правового регулирования.

36. Понятие и виды правовых режимов.

37. Механизм правового регулирования (этапы и элементы).

38. Типы, способы и методы правового регулирования.

39. Соотношение системы права и системы законодательств.

40. Социальная природа правонарушений.

41. Совершенствование юридической техники.

42. Юридическая деятельность: понятие и виды.

43. Элементы юридической деятельности (действия, способы, средства).

44. Юридическая практика, виды и функции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Том 1. М., 1972.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.2. - Свердловск: СЮИ, 1973. – 400 с.

3. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 1987. – 448 с.

4. Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Проблемы теории и истории. - М.: Институт государства и права РАН, 2001. – 200 с.

5. Методологические проблемы правоведения: Сб. науч. тр. Выпуск V / Сост. М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. – 420 с.

6. Концептуальные проблемы правового регулирования: Сб. науч. тр. – Выпуск VI / Автор-сост М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Башкирск. Ун-та, 2001. – 446 с.

7. Концептуальные основы правоотношений: Сб. науч. тр. Выпуск VII / Автор-сост. М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Бащкирск. Ун-та, 2001. – 552 с.

8. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2002. – 656 с.

9. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нарсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – 832 с

Дополнительная литература

1. Архипов С.И. Субъекты права. М., 2004.

2. Блинов А.С. Национальное государство: в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003.

3. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве и праве и политике. Красноярск, 1999.

4. Еллинек Г. Обще учение о государстве. СПб, 2004.

5. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М, 2000.

6. Кудрявцев В.Н., Керимов Д.П. Право и государство (опыт философско-правового анализа) М., 1993.

7. Курочкин А.В. – Синергетическая концепция государственного управления. СПб, 200.

8. Левин И.Д. Суверенитет. СПб, 2003.

9. Митрохин С.С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России. М., 2004.

10. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6.

11. Муравский В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. 2005. № 2.

12. Мартынин О.В. Метафизические концепции права // Государство и право. 2006. № 2.

13. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат. – СПб, 2000.

14. Плешаков К. Сквозь заросли миров. Распады и рождение государства. М., 1997.

15. Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2005.

16. Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли. – Алматы, 2005.

17. Право XX века: идеи и ценности. М., 2001.

18. Проблемы правопонимания. Всероссийская научно-теоретическая конференция // Государство и право. 2003. № 8.

19. Социальная синергетика: предмет, актуальные проблемы, поиски, решения. – Йошкар-Ола, 2003.

20. Романов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004.

21. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: Вопросы теории и практика. СПб., 1997.

22. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

23. Шайо А. Самоограничение государственной власти. М., 2001.

24. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

25. Черноков А.Э. Будущность права. СПб., 2002.

26. Четвертнин В.А. Понятие права и государство. М., 1997.

Проблемы теории государства и права

Практикум – рабочая тетрадь для студентов юридических факультетов

Выполнил: студент

Группа

Проверил: к. ю. н. , доцент

Иванцова Г.А.

Тема 1.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

а) коллизия; б) преамбула; в) дефиниция; г) диспозиция.

Укажите, какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы:

а) гипотеза; б) преамбула; в) диспозиция; г) санкция.

Укажите, какой элемент правовой нормы называет меры, наступающие в случае нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы:

а) преамбула; б) гипотеза; в) санкция; г) сама диспозиция.

Назовите элемент правовой нормы, указывающий на содержание правила поведения:

а) гипотеза; б) диспозиция; в) преамбула; г) санкция.

Укажите, какого вида гипотез не существует:

а) абсолютно-определенной; б) альтернативной; в) бланкетной; г) сложной.

Укажите, какого вида диспозиции не существует:

а) ссылочной; б) бланкетной; в) альтернативной; г) правовосстановительной.

а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция; г) преамбула.

а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция; г) преамбула.

Диспозиция называется бланкетной, если:

а) правило поведения участников правоотношения формулируется в самой норме права;

б) правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме данного нормативно-правового акта;

в) правило поведения сформулировано в ином нормативно-правовом акте, на который содержится ссылка в норме;

г) указывается несколько взаимоисключающих вариантов поведения субъектов правоотношения.

Санкции по способу охраны правопорядка делятся:

а) на простые, сложные и альтернативные;

б) на абсолютно-определенные и относительно-определенные;

в) на описательные, ссылочные и бланкетные;

г) на правовосстановительные и карательные.

а) абсолютно-определенная; б) относительно-определенная;

в) альтернативная; г) сложная.

Теории права тест № 8

1. Укажите, какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории сущности нрава:

а) право – это возведенная в закон воля господствующею класса;

б) право - это, прежде всего правовые эмоции людей, которые носят императивный характер;

в) право - это система норм, представляющих собой пирамиду, в которой нижестоящая норма соответствует вышестоящей:

г) право - это система правоотношений, поведение людей в сфере права.

2. Укажите, какая из теорий происхождения права утверждает, что право сель общественный порядок, установленный завоевателями на захваченной ими территории:

а) естественно-правовая теория; б) теория насилия;

в) марксистская теория; г) примирительная теория.

3. Укажите, кто из перечисленных ниже ученых-юристов принадлежит к нормативистской школе прав,

а) Г. Кельзен; б) Л. Петражицкий;

в) Р. Иеринг; г) Ф. Савиньи.

4. Укажите, какая теория сущности нрава полагает, что право есть особое состояние общества, включающее в себя и законы, правовые учреждения, п упорядоченные общественные отношения:

а) социологическая; б) психологическая;

в) естественно-правовая; г) нормативистская.

5. Укажите определение нрава, предлагаемое сторонниками материалистической теории происхождения государства и права:

а) право - возведенная в закон воля всего народа;

б) право – нормативно закрепленная

в) право – это мера свободы;

г) право - это возведенная в закон воля господствующего класса.

6. Укажите признаки социальных норм первобытного общества:

а) общеобязательная нормативность; б) формальная определенность;

в) неразделенность прав и обязанностей; г) обеспеченность государственным принуждением.

7. Социальные нормы первобытного общества называют мононормами, потому что:

а) все нормы того периода совпадали по содержанию;

б) в то время существовал только один вид социальных норм;

в) тогда не было норм права;

г) все социальные нормы были зафиксированы в одном акте.

8. Укажите, каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе:

а) толкование и правотворчество;

б) санкционирование, правотворчество и создание прецедентов;

в) систематизация и санкционирование;

г) табуирование и создание прецедентов.

9. Укажите, представителям, какой теории происхождения права являлись Ф. Аквинский и Ж. Маритен:

а) естественно-правовой; б) патриархальной;

в) психологической; г) теологической.

10. Укажите, выражением сущности какого подхода к праву является следующее утверждение:

а) нормативистского; б) естественно-правового;

в) социологического; г) психологического.

а) право является средством достижения социального компромисса;

б) право определяет меру свободы человека в обществе;

в) право опирается па идею социальной справедливости;

г) право исходит от государства и им охраняется.

Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.

Социологическая теория права.

Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в действительности – это не столько система официальных норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.

Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений.

Теория нормативистского понимания права.

Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна другую в зависимости от своей значимости. Так, нормы конституционного права порождают обычные нормы или нормы текущего законодательства, а они, в свою очередь – нормы права, содержащиеся в подзаконных актах и т.п.

Теория естественного права.

Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными

государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве

определенности и общезначимости, ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий. Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и

присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы

позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины

естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких

Психологическая теория права.

Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через

деятельность, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется

фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и

рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право.

Официальное право устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые

нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого. Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в

качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная

деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные

юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Тесты по правоведению с правильными ответами [19.03.15]

4. только суд может вынести решение о том, является ли человек преступником или нет.

9. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком права:

2. формальная определённость;

3. связь с государством;

10. Отметьте, с какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:

Модуль № 2. Конституционное право

1. Президент Российской Федерации является:

1. главой правительства РФ;

2. главой исполнительной власти;

3. главой законодательной власти;

2. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации:

4. не имеет определённого срока полномочий.

3. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная Дума не может быть распущена:

1. после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2. если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;

3. если она в течение трёх месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ;

4. если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.

4. Глава правительства Российской Федерации называется:

1. премьер-министром РФ;

2. Председателем кабинета министров РФ;

3. Председателем Совета Министров РФ;

1. Государственная Дума РФ;

2. Совет Федерации РФ;

3. Федеральное Собрание РФ;

Модуль № 3. Гражданское право.

1. Какие из перечисленных ниже общественных отношений регулирует гражданское законодательство:

2. отношения в сфере государственного управления;

3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;

4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Гражданское законодательство в Российской Федерации находится:

2. в ведении субъектов Российской Федерации;

3. в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;

4. в ведении органов местного самоуправления.

3. С достижением какого возраста гражданское законодательство связывает наступление у граждан полной дееспособности:

1. с момента рождения;

4. Опека устанавливается над:

1. лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

2. гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;

3. гражданами, ограниченными судом в дееспособности;

4. над всеми категориями лиц, перечисленными выше.

5. Гражданин может быть объявлен умершим в том случае, если он безвестно отсутствует в течение:

6. Процедура объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору (контракту), полностью дееспособным называется:

4. верный ответ отсутствует.

7. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком юридического лица:

2. одним из учредителей является государство;

3. наличие недвижимости;

4. все перечисленные выше признаки.

8. Сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться:

1. в устной форме;

3. в нотариальной письменной форме;

4. могут совершаться в любой из перечисленных выше форм.

9. Наследодателями могут быть:

1. дееспособные граждане Российской Федерации;

2. недееспособные граждане Российской Федерации;

3. иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации;

10. Право завещать имущество по своему усмотрению принадлежит:

1. только полностью дееспособным гражданам;

2. полностью дееспособным и ограниченно дееспособным гражданам;

3. только деликтоспособным гражданам;

4. всем правоспособным гражданам.

Модуль № 4. Административное право. Уголовное право.

Трудовое право. Семейное право

1. Какие общественные отношения регулирует административное право:

1. отношения, связанные с совершением преступлений;

2. отношения в сфере государственного управления;

3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;

4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. К уголовному праву относятся нормы, которые регулируют:

1. условия и порядок отбывания наказания;

2. общественные отношения, которые возникают между государством и гражданином в связи с совершением преступления;

3. порядок производства по уголовным делам;

4. всё перечисленное выше.

3. Укажите определённый законодателем возрастной предел, с которого наступает уголовная ответственность в РФ:

4. определено два предела: с 14 и с 16 лет.

4. Добровольный отказ от совершения преступления:

1. увеличивает уголовную ответственность;

2. смягчает уголовную ответственность;

4. не учитывается уголовным правом.

5. Из перечисленных ниже источников права выберите те, которые содержат нормы, регулирующие семейные правоотношения:

3. Уголовный кодекс РФ;

4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

5. обычай делового оборота;

6. принятые в соответствии с Семейным кодексом РФ законы РФ;

7. Трудовой кодекс

6. Полная дееспособность в семейном праве возникает с:

7. Какое из перечисленных ниже обстоятельств не является основанием для признания брака недействительным:

1. отсутствие добровольного согласия одного из супругов;

2. наличие между супругами дальней степени родства;

3. сокрытие одним из супругов факта наличия у него ВИЧ-инфекции;

4. недееспособность одного из супругов.

8. Брачный договор может быть недействительным в случае:

2. если один из супругов с ним не согласен;

3. вообще не может быть признан недействительным;

4. верный ответ среди перечисленных выше отсутствует.

9. Укажите общественные отношения, которые регулируются экологическим правом:

1. отношения по охране окружающей среды;

2. отношения собственности на природные ресурсы;

3. отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

10. Трудовое право относится к:

2. специальным отраслям права;

3. комплексным отраслям права;

4. процессуальным отраслям права.

11. Какие общественные отношения являются предметом земельного права:

1. отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель;

2. отношения по производству сельскохозяйственной продукции, её переработке и реализации;

3. отношения в социальной сфере села;

4. все перечисленные выше отношения.

12. Принудительный труд в Российской Федерации разрешен в случаях:

1. необходимости поддержания трудовой дисциплины;

2. как мера ответственности за участие в забастовке;

3. принудительный труд в Российской Федерации запрещен.

13. Стороны трудовых отношений – это:

2. работник, работодатель и посредник (например, биржа труда);

3. работодатель и посредник (например, биржа труда).

14. Коллективный договор – это:

1. правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;

2. правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

15. Трудовой договор – это:

1. соглашение между работодателем и представителем работника;

2. соглашение между работником и представителем работодателя;

3. соглашение между работодателем и работником.

16. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста:

1. 10 лет;

17. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:

1. трудовой договор;

18. Трудовой договор заключается:

2. как в письменной, так и в устной форме по усмотрению сторон.

19. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме:

4. предварительного уведомления вообще не требуется.

20. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

1. 36 часов в неделю;

2. 48 часов в неделю;

21. Привлечение к сверхурочным работам производится:

1. с устного согласия работника;

3. по приказу работодателя.

22. Перерыв включается в рабочее время:

3. да, если это оговорено в трудовом договоре.

23. Государственные инспекторы труда инспектируют:

1. только государственные предприятия, учреждения и организации;

2. только частные предприятия, учреждения и организации;

3. все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

24. За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам:

1. в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

2. в шестимесячный срок;

3. в течение одного года;

4. в месячный срок со дня, когда он узнал или должен был уз­нать о нарушении своего права.

25. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано:

1. в профсоюзной организации;

3. в органах местного самоуправления.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: