Уголок уединения в группе детского сада как условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка

Обновлено: 02.07.2024


И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья.

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта, благополучия ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Составляющие эмоционального благополучия.

1. Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты.

Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.

4. Начиная с 4-х летнего возраста, сверстник становиться более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как инициатива, независимость, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.

5. Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также нервно-психическом состоянии детей.

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе:

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

Это прямой взгляд в глаза другому человеку.

Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

(Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка).

Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п.

В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка.

Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - наличие специально-организованных зон:

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

Третьим компонентом является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.

Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды - это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка:

1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры – создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры), психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Так же в своей работе можно применять элементы арт-терапии, арт-терапия - это способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. К ней относится: цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия,

Цветотерапия - метод психологической коррекции при помощи цвета. Цветотерапия, несомненно, способствует:

  • улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
  • стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
  • приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды. Выполняются следующие условия:

При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога, наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами. Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.

Музыкотерапия - одно из направлений арт-терапии, помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики, ее мы проводим под ритмичную музыку. У детей создается позитивный настрой. С целью формирования оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения дошкольников, гармонизации их внутреннего мира, умение радоваться жизни в детском саду совместно с музыкальным руководителем была специально отобрана музыка для сеансов практической музыкотерапии.

Сеанс "Доброго сна" - где собраны колыбельные в исполнении Виктора Непомнящего, Ирины Горбатюк. Колыбельная - это музыка с медленным темпом и четким ритмом. Гиперактивным детям этот сеанс успокаивает нервную систему.

Сеанс "добра" - это сеанс содержит музыкальные композиции из старых добрых мультфильмов, музыкально-литературные композиции по сказками, где звучат голоса сказочных персонажей, песни.

Сеанс "Наши друзья" - подборка песен о наших маленьких друзей - животных и насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся".

Сеанс "Улыбки". В этом сеансе собраны веселые, яркие, мажорные песни. Эти песни создают позитивное настроение, придают ощущение радости, веру в добро.

Также для снятия эмоционального напряжения можно использовать Сухой бассейн с шариками. Ребенок, играя и весело проводя время в сухом бассейне, получает много полезного для здоровья. Конечно, это массаж. Причем, мягкий массаж происходит во время игр с шариками практически на всей поверхности тела ребенка. Шарики специально разрабатываются определенного диаметра, чтобы массажный и другие эффекты были максимальными.

Игры в сухом бассейне положительно влияют на систему кровообращения и дыхания ребенка. Одновременно улучшается координация движения, происходит профилактика плоскостопия. Очень важный момент - это снятие эмоционального напряжения. Лежа в сухом бассейне, ребенок расслабляется.

Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.


Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Уголок уединения- это место для покоя и отдыха, личных секретов и фантазий. Это место, где можно вспомнить свою семью, погрустить и подумать, успокоится и расслабиться.

Целью данного конкурса является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Исходя из поставленной цели данный конкурс решает следующие задачи:

1. Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;

2. Привлечение родителей к организации образовательной среды для детей в группах дошкольной организации.

3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды.

Среди основных критериев оценки уголков уединения были такие, как:

- наличие в группе зоны для психологической разгрузки;

- наличие материала для снятия агрессии;

- наличие материала для саморегуляции;

- наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей безконфликтному общению;

- наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;

- наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;

- эстетичность оформления психологического уголка;

-креативность и оригинальность в оформлении уголка;

-экологичность и безопасность используемых материалов;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- презентация уголка уединения педагогами группы;

- рассказ детей о уголке уединения.

Каждая вещь, представленная в уголках, несет определённую функцию и значение. Так, например, на мягкие красивые подушки ребёнок всегда сможет прилечь и отдохнуть; массажные мячики хорошо снимают мышечное напряжение, а игрушки-мякиши позволяют детям успокоится и расслабиться; калейдоскопы непременно повысят настроение, а мягкие игрушки-обнимашки станут верным другом ребенку.

Для подведения итогов смотра-конкурса было сформировано жюри в составе:

Председатель жюри – заведующий Искандырова Т.А.

Зам.зав по УВР Домнина А.Е.

Педагог-психолог Мальтиникова Н.П

Педагог-психолог Севрюгина Е.А.

Стоит заметить, что все уголки уединения были оформлены замечательно, и жюри предстоял непростой выбор. Но тем не менее, по мнению компетентного жюри, места распределились следующим образом:

I место – группы №7, №12, №5, № 2





II место - группы №10, №6

III место - №1, №8, №9




Поздравляем победителей.

И выражаем благодарность нашим детям, родителям и педагогам за поддержку идеи конкурса,

творческие мысли, изготовление нестандартного игрового оборудования, любовь к детям и детскому саду!


Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в ДОУ. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд педагога, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах с взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Сейчас активно идет реформирование системы дошкольного образования: появляются альтернативные дошкольные учреждения, новые программы дошкольного воспитания, методические материалы.

Все эти модификации дошкольного образования направленны, в основном, на интеллектуальное развитие детей, а вот развитию эмоционального благополучия дошкольника не всегда уделяется полноценное внимание.

Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только гармоничное взаимодействие интеллектуального и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал профессор психологии, специалист по проблемам человеческих эмоций Кэррол Изард: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие".

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении и танце.

А ведь эмоциональная система у детей среднего дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх , агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.

Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.

Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна.

В ДОУ, в группе, где работает воспитатель, коррекция недостатков эмоциональной сферы у детей рассматривается как приоритетная задача воспитания. Ведь в ходе взросления, когда ребенок входит в средний дошкольный возраст, у детей происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется их видение мира и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у дошкольников возрастает самосознание, контроль над эмоциями во время игр и общения. Но эмоциональная сфера остается, фактически, на прежнем уровне и её необходимо развивать.

Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Педагогу-воспитателю важно ознакомить детей с оригинальной эмоциональной азбукой, научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания настроения друзей и родственников, научить рассматривать причины различных настроений.

В нашем дошкольном учреждении разработана система взаимодействия педагогов и специалистов с семьями воспитанников по созданию эмоционального благополучия дошкольников. Для всех воспитанников детского сада проводится воспитательная работа, направленная на развитие всего потенциала личности ребёнка.

Жизнь в детском саду организованна так, что дошкольник имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.

Знакомство с основными эмоциями воплощаться в жизнь, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.


-75%


Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в ДОУ. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд педагога, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах с взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Сейчас активно идет реформирование системы дошкольного образования: появляются альтернативные дошкольные учреждения, новые программы дошкольного воспитания, методические материалы.

Все эти модификации дошкольного образования направленны, в основном, на интеллектуальное развитие детей, а вот развитию эмоционального благополучия дошкольника не всегда уделяется полноценное внимание.

Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только гармоничное взаимодействие интеллектуального и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал профессор психологии, специалист по проблемам человеческих эмоций Кэррол Изард: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие".

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении и танце.

А ведь эмоциональная система у детей среднего дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх , агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.

Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.

Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна.

В ДОУ, в группе, где работает воспитатель, коррекция недостатков эмоциональной сферы у детей рассматривается как приоритетная задача воспитания. Ведь в ходе взросления, когда ребенок входит в средний дошкольный возраст, у детей происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется их видение мира и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у дошкольников возрастает самосознание, контроль над эмоциями во время игр и общения. Но эмоциональная сфера остается, фактически, на прежнем уровне и её необходимо развивать.

Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Педагогу-воспитателю важно ознакомить детей с оригинальной эмоциональной азбукой, научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания настроения друзей и родственников, научить рассматривать причины различных настроений.

В нашем дошкольном учреждении разработана система взаимодействия педагогов и специалистов с семьями воспитанников по созданию эмоционального благополучия дошкольников. Для всех воспитанников детского сада проводится воспитательная работа, направленная на развитие всего потенциала личности ребёнка.

Жизнь в детском саду организованна так, что дошкольник имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.

Знакомство с основными эмоциями воплощаться в жизнь, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.


-75%

Читайте также: