Учитывается ли госпошлина при определении признаков банкротства

Обновлено: 02.07.2024

Процедура банкротства помогает списать долги, даже если средств от продажи имущества и полной ликвидации компании недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Но стоит ли ради этого рисковать своей репутацией, сбережениями и даже свободой.

Тяжело наблюдать, как рушится бизнес, созданный своими силами, но иногда банкротство – единственный выход

Мир бизнеса подчас жесток и беспощаден. Особенно к тем, кто не имеет ни опыта, ни предпринимательской жилки или везения (что, конечно, весьма условно). Чтобы держаться на плаву, нужно быть гибким, внимательным к рынку, готовым к риску, но в то же время понимать, когда остановиться.

В зале совещаний собрались учредители ООО, бухгалтер и юрист, чтобы оценить сложившуюся ситуацию, возможности и последствия, а самое главное – принять решение об объявлении фирмы банкротом.

Признаки банкротства предприятия

Банкротство юридического лица – это неспособность компании исполнять обязательства по возврату средств кредиторам, выдавать зарплату сотрудникам, платить налоги и т.д. Иными словами – финансовая несостоятельность организации.

На протяжении нескольких месяцев Михаил наблюдал предпосылки у своей фирмы:

  • удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности погашения других счетов;
  • не осталось имущества, которое можно было бы продать без ущерба для основной деятельности;
  • более трех месяцев не удается рассчитаться с нынешними и даже бывшими работниками по зарплате, выходным пособиям и прочим выплатам, положенным по трудовому договору и законодательству.

Когда сумма непогашенных обязательств перевалила за 300 тысяч рублей, откладывать обращение в арбитражный суд уже невозможно. В текущей ситуации это единственный способ уладить разногласия с кредиторами.

Более того, если сейчас собственники компании не подадут заявление на банкротство, то их вместе с главным бухгалтером могут привлечь к субсидиарной ответственности и взыскать средства для погашения долгов ООО.

Арбитражный суд рассматривает дела по заявлениям:

  • физических или юридических лиц, перед которыми у организации есть просроченные финансовые обязательства;
  • самого должника;
  • государственных органов.

Общая сумма долгов устанавливается на дату обращения в суд. Если после приема заявления возникнут дополнительные требования к должнику, их сумма будет определена на дату начала первой процедуры банкротства – наблюдения (далее мы к этому еще вернемся).

Вы вкладываете много сил и средств в собственный бизнес. А Совкомбанк позаботится о том, чтобы финансирование дела приносило выгоду. Уже знаете точную сумму? Рассчитайте ее онлайн на калькуляторе и заполните онлайн-заявку на кредит для бизнеса.

Виды банкротства

Помимо реального банкротства, когда у организации существуют систематические финансовые проблемы, для решения которых нет ресурсов, могут возникать состояния временного (или технического) банкротства.

Это случается, когда сумма долговых обязательств существенно превышает доходы и имеющиеся у организации средства, но возможность исполнять долговые обязательства сохраняется.

Устранить подобные проблемы зачастую удается без обращения в суд, например, за счет обращения к должникам для взыскания дебиторской задолженности, частичной реализации имущества компании, увеличения оборотов или перераспределения капитала.

Иногда недобросовестные участники бизнеса объявляют себя банкротами, чтобы получить отсрочку платежей на время суда (фиктивное банкротство), или умышленно доводят предприятие до плачевного финансового состояния, похищают активы, подделывают отчетность для получения собственной выгоды (преднамеренное банкротство).

И то, и другое – уголовно наказуемо.

Для раскрытия умысла в делах о банкротстве проводится анализ всех сделок компании за последние три года, проверка контрагентов на наличие родственных или имущественных связей с руководством и собственниками организации-должника.

Подготовка компании к банкротству

Чтобы ускорить процедуру и избежать осложнений, некоторые бизнесмены привлекают внешних специалистов для подготовки организации к банкротству.

Качественный анализ отчетности компании поможет сократить возможные риски при проведении процедуры банкротства

Анализ состояния фирмы позволяет выявить и устранить риски, которые влияют на решения суда:

  • признаки фиктивного или преднамеренного банкротства;
  • основания для привлечения к субсидиарной ответственности;
  • вероятность смены арбитражного управляющего;
  • соответствие фактических активов предприятия отчетности;
  • неподтвержденная кредиторская задолженность.

По итогам проверки формируется отчет с рекомендациями по предбанкротной подготовке фирмы, определяются цели процедуры – готовы ли собственники к ликвидации бизнеса, или хотят продолжить работу в дальнейшем.

Этапы банкротства юридических лиц

После проведения аудита и финансового анализа, за 15 дней до обращения в арбитражный суд, нужно разместить публикацию на специальной площадке, чтобы уведомить кредиторов о своих планах; оплатить госпошлину и подготовить необходимые бумаги для подачи заявления (оригиналы или заверенные копии):

  • учредительные документы должника;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • документы для обоснования возникновения и подтверждения задолженности, а также неспособности оплачивать счета;
  • список должников заявителя и кредиторов фирмы с их адресами и суммами;
  • бухгалтерский баланс по итогам последнего отчетного периода;
  • отчет о стоимости имущества и т.д.

Совет от банка

При подготовке документов и заявления очень важно учесть обозначенные в законе требования. Если в процессе рассмотрения будет выявлена неточность предоставленной информации или недостача обязательных документов, суд может отказать в приеме иска.

Копии составленного заявления уполномоченный представитель обязан выслать указанным кредиторам, государственным органам и собственникам предприятия.

На первом заседании суд принимает решение о введении процедуры наблюдения и назначает временного управляющего, которому дается 4-7 месяцев на анализ и изучение финансового положения организации.

Наблюдение – первый этап процедуры банкротства, направленный на анализ и изучение финансовой ситуации на предприятии.

Чем занимается управляющий:

  • анализирует активы фирмы и возможность их сохранения;
  • формирует реестры договорных обязательств и лиц, перед которыми у организации есть долги;
  • определяет итоговую сумму всех непогашенных обязательств, чтобы сделать вывод, действительно ли компания не способна платить по долгам и совершать прочие обязательные платежи в полном размере.

Если временный управляющий определит, что у организации есть перспективы выхода из финансового кризиса, то суд назначит нового управляющего и запустит следующую процедуру – санацию.

Финансовое оздоровление (или санация) – составление, утверждение и реализация плана мероприятий по возврату платежеспособности организации.

Этот этап аналогичен реструктуризации в процедуре банкротства физических лиц – на два года составляется график погашения задолженности по кредитным обязательствам и зарплате персоналу.

Кроме того, по решению собрания кредиторов на срок от полутора до двух лет может быть назначен внешний управляющий, на которого возлагаются обязанности по руководству организацией-должником.

Внешнее управление – это необязательная процедура, в рамках которой права на распоряжение имуществом юридического лица передаются внешнему управляющему.

Если в ходе работы управляющий понимает, что какие-то сделки, заключенные ранее, были реализованы с нарушением законодательства, он обязан предъявить суду требования о признании их недействительными.

Если наблюдение, санация и внешнее управление не помогли восстановить платежеспособность юридического лица, компания официально объявляется банкротом

Завершающая стадия банкротства, конкурсное производство, запускается, если на протяжении предыдущих этапов должник так и не смог погасить долги. Это фактическое признание организации банкротом и реализация его имущества на торгах для удовлетворения требований кредиторов.

Инвентаризация, оценка и реализация имущества осуществляются под руководством конкурсного управляющего и в целом занимают до 6-12 месяцев.

Затем суд принимает отчет о завершении конкурсного производства и выносит определение о его завершении; информация о ликвидации должника заносится в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На любом этапе процедуры между сторонами может быть заключено мировое соглашение, которое позволит юридическому лицу избежать банкротства.

Упрощенная процедура банкротства

Стандартная процедура с прохождением всех этапов занимает несколько лет, и это может быть вполне оправдано, если собственники нацелены на финансовое оздоровление и сохранение компании.

Но если они готовы добровольно ликвидировать фирму, а денег, вырученных от продажи имущества, недостаточно для погашения долгов, можно подать в суд заявление о признании компании банкротом в упрощённом порядке.

В этом случае конкурсное производство запускается, минуя остальные этапы.

Если в результате все же удастся погасить долги, компания сможет работать дальше без объявления банкротства. В противном случае она объявляется банкротом и исключается из ЕГРЮЛ.

Последствия признания банкротства

Последствия для юридического лица могут быть как отрицательными, так и позитивными.

Минусы

Плюсы

Руководство и собственники бизнеса лишаются возможности принимать решения и вести любую деятельность от лица фирмы.

Запрет на предъявление претензий непосредственно к представителям должника, все переговоры между должником и кредиторами осуществляются через арбитражного управляющего.

Запрет на заключение сделок, сумма финансовых рисков по которым составляет более 5% объема от баланса.

На время судебного разбирательства прекращается наложение всех видов пени и штрафных санкций.

Возможность оспаривания арбитражным управляющим совершенных ранее сделок, что может негативно отразиться на отношениях с контрагентами и репутации бизнесменов.

Закон не запрещает директору и учредителям юридического лица открывать новый бизнес.

Риск привлечения руководства и собственников фирмы к субсидиарной и даже уголовной ответственности.

Полное аннулирование долгов, даже если активов организации недостаточно для их полного погашения.

Продажа имущества компании.

Ликвидация юридического лица.

Как предотвратить банкротство

Если у банкротства столько плюсов, почему компании всеми силами стараются избежать этой процедуры? Разберемся вместе.

  • Во-первых, в большинстве случаев бизнесмены стремятся сохранить активы и имущество организации, как и само юридическое лицо.
  • Во-вторых, процедура связана с определенными рисками для лиц, принимающих в фирме ключевые решения.
  • В-третьих, не хочется портить репутацию и отношения с партнерами.

Чтобы предотвратить банкротство, владельцы бизнеса должны вести грамотную финансовую политику, анализировать результаты деятельности, систематически осуществлять мероприятия по оптимизации расходов, сотрудничать с надежными банками и выбирать выгодные условия кредитования для развития организации.

Благодаря грамотному управлению средствами можно избежать нежелательного развития событий в сложной финансовой ситуации. Например, с помощью частичного погашения долгов свыше пороговой суммы 300 тысяч рублей или поиска компромиссных решений совместно с контрагентами.

Даже после запуска процедуры банкротства можно договориться о реструктуризации долгов и заключить мировое соглашение с кредиторами.

Сегодня он передаст всю отчетность компании временному управляющему, а дальше останется только ждать.

Русакомский Климент

Одним из важнейших механизмов защиты нарушенных прав кредиторов должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, является институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц, в рамках которого в настоящее время вырабатываются эффективные подходы к выявлению как конечных бенефициаров, виновных в доведении хозяйствующих субъектов до банкротства, так и неправомерных действий контролирующих лиц, приведших к банкротству должника.

Вместе с тем, несмотря на стремление усовершенствовать механизм субсидиарной ответственности для установления действительных причин банкротства хозяйствующего субъекта и виновных в этом лиц, некоторые вопросы, имеющие существенное значение для рассмотрения таких споров, не получили однозначного решения как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

Отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства породило существенные сложности, влияющие на обоснованность судебных актов по спорам о привлечении к субсидиарной ответственности.

Таким образом, в указанном постановлении ВС изменил правовую позицию об определении объективного банкротства, связав невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме не с размером чистых активов должника, определяемых по данным бухучета 1 , а с реальной (рыночной) стоимостью его активов.

Представляется, что такое толкование целесообразнее, чем определение момента возникновения объективного банкротства на основании размера чистых активов по данным бухучета, которые могут быть умышленно искажены либо отражать стоимость активов, не соответствующую действительности, в силу объективных причин.

Вместе с тем, несмотря на принятие Постановления Пленума ВС № 53, закрепившего определение момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника, единообразия судебной практики достичь не удалось. Например, по-прежнему распространено сопоставление размеров обязательств должника с чистыми активами 2 , что сохраняет существенный риск неверного определения момента возникновения объективного банкротства с учетом указанных проблем. При этом проблема единообразного определения момента возникновения объективного банкротства значима не только для лиц, в отношении которых уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам контролируемого ими должника, но и для руководства юридических лиц, в отношении которых дело о банкротстве пока не возбуждено.

Как отмечалось, определение момента объективного банкротства важно для установления обязанности руководителя юридического лица – должника (субсидиарно – иных контролирующих лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве. При этом неподача руководителем такого заявления при возникновении объективного банкротства является противоправным бездействием и основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Вместе с тем отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства влечет крайне негативные последствия для лиц, не оценивших должным образом риски и последствия их управленческих решений с позиции оснований для последующего привлечения к субсидиарной ответственности.

С учетом этого одним из важнейших направлений совершенствования института субсидиарной ответственности представляется выработка единообразного подхода к определению момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника. Несмотря на то что определение объективного банкротства таким способом, на наш взгляд, более корректно, правовые позиции, сформированные Верховным Судом, не раскрывают подробно алгоритм, которым должны руководствоваться суды, определяя размер денежных обязательств и реальных активов, а также не поясняют, каким образом суд должен устанавливать действительные причины объективного банкротства.

Более того, несмотря на указание ВС о необходимости определения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов, в его правовых позициях по другим делам отмечается, что обстоятельства, подтверждающие объективное банкротство подконтрольного лица, могут быть установлены и по косвенным признакам – например, прекращение платежей по обязательствам и т.п. 3 .

Кроме того, согласно п. 16 Постановления Пленума ВС № 53, в котором раскрывается, что понимается под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, определение существенности влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, а также наличия причинно-следственной связи между ними и объективным банкротством возложено на суд. Неопределенность и отсутствие единообразных критериев определения момента и причин объективного банкротства влекут для судов необходимость самостоятельно устанавливать объективное банкротство в каждом конкретном случае с учетом надлежащей оценки специфики деятельности должника, его бухгалтерских и иных документов, а также экономических и иных факторов, повлиявших на возникновение объективного банкротства, включая степень влияния каждого из них.

В условиях действующих в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпций, применяемых к контролирующим лицам, отсутствие опровержения ими обстоятельств, указанных в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности, может толковаться как признание таковых (что в том числе может применяться к моменту определения объективного банкротства).

Вместе с тем в условиях опровержения контролирующим лицом доводов заявителя о моменте возникновения объективного банкротства и его причинах, в том числе со ссылкой на документы бухучета, иные документы и экономические факторы, суду необходимо критически оценивать заявленные доводы и представленные документы. Это, в свою очередь, вызывает сложности на практике, в связи с чем Верховный Суд вынужден в каждом конкретном случае давать судам указания о необходимости установления момента возникновения объективного банкротства, исследования его причин и их влияния на возникновение признаков банкротства, а также оценки действий контролирующих лиц и их причинно-следственной связи с наступлением объективного банкротства.

Предлагаемые меры для преодоления отсутствия единообразия судебной практики

С учетом изложенного представляется целесообразным издание более подробного разъяснения ВС (с обязательным привлечением при его подготовке лиц, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и финансов) относительно алгоритма определения объективного банкротства, а также оценки экономических и иных факторов, повлиявших на его возникновение, и степени влияния каждого из них.

Вместе с тем очевидно, что такие разъяснения или рекомендации общего характера дадут судам определенный ориентир, в то время как для установления причин конкретного банкротства и момента его возникновения полагаем целесообразным привлечение специалистов в сфере экономики. Например, в уголовном судопроизводстве при рассмотрении дел по таким преступлениям, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, широко используется экспертиза признаков банкротства. В целях соблюдения баланса прав и интересов кредиторов и привлекаемых к ответственности контролирующих лиц необходимо, на наш взгляд, активнее использовать институт судебной экспертизы для установления объективного банкротства. Нельзя также не отметить, что на практике лица, участвующие в деле, обращаются к институту судебной и внесудебной экспертизы не для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, а для подтверждения их позиции экспертом.

Указанная проблема присуща институту судебной и внесудебной экспертиз в целом, а не только применительно к рассмотрению споров определенной категории. Учитывая это, для беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства представляется целесообразным выбор эксперта на основании кандидатур, определяемых судом, а не предлагаемых лицами, участвующими в деле.

Альтернативным вариантом обеспечения беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства могло бы стать создание единого реестра экспертов, управомоченных проводить его в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, с возложением функций по его ведению на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии как контрольный (надзорный) орган в рамках дела о банкротстве. Такой реестр, формируемый на основе соответствия экспертов определенным критериям квалификации и опыта, позволит, на наш взгляд, установить реальные причины и момент возникновения объективного банкротства в каждом конкретном случае и избежать злоупотреблений со стороны участвующих в деле лиц при выборе кандидатур экспертов, обеспечить их независимость и объективность при назначении в качестве эксперта для конкретного дела на основе случайной выборки (по аналогии с назначением судом временного управляющего при представлении его кандидатуры аффилированным с должником лицом).

Создание реестра вряд ли решит все возникающие на практике вопросы, связанные с установлением объективного банкротства в рамках споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, но в то же время позволит минимизировать риск заинтересованности эксперта по отношению к лицам, участвующим в деле. Кроме того, привлечение экспертов для подготовки заключения по вопросам, связанным с установлением объективного банкротства, предполагает их комплексное исследование на основе не только данных бухучета, но и всей финансовой документации должника, касающейся совершенных им сделок. Это, в свою очередь, может повлечь неполноту или неточность выводов экспертов относительно действительного момента и причин объективного банкротства – например, в случае непередачи документов бывшим руководителем должника конкурсному управляющему.

Полагаем, в таких случаях в интересах кредиторов (помимо возможности их защиты путем привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника за непередачу документов) эксперту (как и суду в случае самостоятельного определения им момента и причин объективного банкротства) неизбежно придется делать выводы на основании представленных документов и исходить из презумпции их достаточности.

В заключение отметим, что в настоящее время определение объективного банкротства на практике вызывает сложности, обусловленные как отсутствием у судей специальных познаний в области экономики, так и пробелами в регулировании на уровне разъяснений Верховного Суда. Вместе с тем значимость объективного банкротства для споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности неизбежно требует решения вопросов, возникающих в судебной практике, и совершенствования правового регулирования данной категории в целом.

4 В качестве примера можно привести застройщика, прибыль которого может быть получена после заключения договоров долевого участия в строительстве.

100% практика по признанию должников банкротами.
Юристы гарантированно доводят процессы до полного списания долговых обязательств.

Суды часто сталкиваются с делами, которые касаются обанкротившихся граждан. Неплатежеспособными физлица являются в случаях, когда не могут реализовать финансовые обязательства к определенным срокам, установленным соглашением. Процедура требует от обанкротившегося человека оплаты госпошлины. Что такое госпошлина при банкротстве физических лиц, когда ее стоит оплачивать, расскажем дальше.

Размер госпошлины, назначаемой при банкротстве физлиц

auction.jpg

Принятие решение о банкротстве считается работой арбитражного суда (АС). Заявление к указанному органу вправе направлять сами граждане, кредиторы, различные уполномоченные органы. Принимаются заявления АС в тех ситуациях, когда требования от кредиторов свыше 500 тыс. р. Обязательным считается соблюдение условия просрочки выплат в 3 мес. (это минимальный срок).

Физическое лицо, направляя заявление к АС при банкротстве обязано уплатить госпошлину. Размер госпошлины, назначаемой к выплате физическому лицу за банкротство меняется с учетом факта, кто направляет к АС заявление:

  • Госпошлина при банкротстве физических лиц, когда заявление направляют лично обанкротившиеся люди, представлена 300 рублями.
  • Госпошлина для физлиц при банкротстве, когда заявление направляют организации, представлена 6 000 рублями. Это предусмотрено в ст. 333.21 НК России.
  • При банкротстве физических лиц, когда в роли инициатора процесса являются органы власти (ФНС) госпошлина совсем не сплачивается. Об этом упоминается в ст. 333.35 НК.

Возможность снижения госпошлины

Госпошлина, которая назначается АС для физлиц при банкротстве вправе меняться в зависимости от такого фактора, как финансовое состояние обанкротившегося человека. С учетом озвученного нюанса величина госпошлины за банкротство физического лица способна уменьшаться. Также плательщику АС сможет обеспечить рассрочку (отсрочку). Длительность выплаты пошлины в рассрочку около 6 мес.

Определенных критериев, которые позволили бы установить материальное положение, закон не предъявляет. Решение относительно материального положения клиента выносится на усмотрение суда. За защитой прав к суду часто обращаются люди, у которых отсутствует возможность уплатить пошлину государству сразу, в полной мере материальных причин. Такие лица располагают правом обращения к судье с ходатайством, касающимся отсрочки в оплате судебных расходов. Также они вправе просить об их уменьшении.

Физическое лицо при подаче ходатайства относительно уменьшения размера госпошлины при банкротстве, выплате этого взноса в рассрочку обязано предоставить доказательства невозможности внесения за раз такой суммы.

Подтвердить тяжелое положение гражданина могут нижеуказанные доказательства:

  • справка о зарплате (маленькой);
  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • справка, которая выдается налоговыми органами, относительно наличия во владении обанкротившегося человека транспортных средств, недвижимости;
  • справка, подтверждающая постановку на учет, как безработного. Также должна прилагаться бумага с данными о величине назначенного пособия;
  • наличие пособия, пенсии;
  • справка, подтверждающая задержку выплаты пенсии, получки;
  • справка, показывающая доходы членов семьи, которые проживают с обанкротившимся человеком;
  • бумага, подтверждающая факт того, что на иждивении физ. лица находятся другие лица.

При наличии описанного ходатайства, сопровождающих его необходимых справок, документов, суд вправе выносить решение, касающееся отсрочки, уменьшения суммы госпошлины для физлиц при банкротстве. Еще суд вправе отказать в описанных выше действиях по причине признания доводов истца необоснованными. По собственной инициативе суд не может освобождать физическое лицо от предоставления госпошлины при банкротстве.

Отсрочку, выплату в рассроченном виде пошлины АС вправе предоставить обанкротившемуся на срок, длительность которого не более года. На более длительный период рассрочку могут назначать (до лет) лишь на часть пошлины.

Отсрочку по проведению выплаты пошлины, ее выплату в рассроченном виде могут назначать АС, когда физлицо неспособно малых доходов выплатить за раз. При этом банкрот сумеет внести всю сумму по установленным частям на протяжении определенного срока. Также рассрочка допускается при присутствии одного из перечисленных ниже условий:

  • нанесение банкроту ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Это могут быть стихийные бедствия ;
  • положение банкрота делает невозможным уплату пошлины государству за раз;
  • появление признаков несостоятельности при условии уплаты пошлины государству за один раз.

Вознаграждение финансового управляющего

photo-1519120126473-8be7aedcd6c6.jpg

Гонорар, который обанкротившийся человек обязуется выплатить финансовому управляющему (ФУ), содержит 2 части:

Помимо гонорара за работу ФУ также предусмотрен определенный процент от суммы удовлетворенных требований кредиторов. Составляет эта выплата 7%. Этот вид платы необходим, чтобы заинтересовать арбитражного управляющего встать на защиту интересов кредиторов. С большим энтузиазмом они начнут обнаруживать имущество обанкротившегося. Для договора с ФУ, обанкротившемуся гражданину предстоит договориться с ним. Это значит гонорар, который он назначит в качестве награды, должен быть приемлемым для специалиста.

Важные моменты

  1. При обеспечении физлицу рассрочки на выплату пошлины государству в документе обязательно указывается, что обанкротившемуся гражданину не начисляют проценты на сумму госпошлины на весь срок для выплаты. Указано это в ст. 333.41 НК.
  2. С 2017 года гос пошлина при банкротстве физ. и юр. лиц одинаковая.
  3. Закон не устанавливает исчерпывающий список документов, которые могут подтверждать основания для предоставления отсрочки.
  4. Если обанкротившийся человек требует отсрочку с выплатой пошлины стихийного бедствия, он обязан предоставить заключение о наступлении указанных обстоятельств, оценку нанесенного ущерба.
  5. Если уполномоченный орган потребует от банкрота предоставления документов об имуществе, которое способно послужить залогом, физлицо обязано выполнить это требование.
  6. Решение по отсрочке должно выноситься судом за 30 раб. дн. после направления заявления.
  7. Сумму, срок, на который обанкротившемуся гражданину требуется отсрочка, он устанавливает самостоятельно в ходатайстве.
  8. Ходатайство с целью снижения размера госпошлины за банкротство физическое лицо формулирует письменно в произвольном виде.

100% практика по признанию должников банкротами.
Юристы гарантированно доводят процессы до полного списания долговых обязательств.

Процедура банкротства физического лица в 2022 году

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладает он сам, конкурсный кредитор (в том числе по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей) и уполномоченный орган (например, ФНС России). Расскажем о процедуре более подробно в статье.

С 01 октября 2015 появилась законодательно закрепленная возможность признания граждан банкротами. При этом для возбуждения дел о банкротстве граждан учитываются в том числе требования кредиторов и уполномоченного органа, возникшие до указанной даты (гл. X Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ; ч. 2 ст. 14 Закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45).

Правом на обращение в арбитражный суд (далее - суд) с заявлением о признании гражданина банкротом обладает он сам, конкурсный кредитор (в том числе по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей) и уполномоченный орган (например, ФНС России) (ст. 2, п. 1 ст. 213.3, абз. 8 п. 2 ст. 213.5 Закона N 127-ФЗ; абз. 2 п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 45).

Обратите внимание! Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов (п. 1 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ).

Процедура банкротства - пошаговая инструкция

Рассмотрим порядок признания гражданина банкротом в том случае, когда инициатором банкротства является он сам. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Определите, можете ли вы быть признаны банкротом

По общему правилу начать процедуру банкротства должника можно, если требования к нему составляют не менее 500 тыс. руб. и они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда должны были быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, есть специальные правила обращения самого должника в суд с заявлением о признании его банкротом. Так, должник обязан обратиться в суд, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей (далее - обязательства) в полном объеме перед другими кредиторами и общий размер таких обязательств - не менее 500 тыс. руб.

При этом в суд необходимо обратиться не позднее 30 рабочих дней со дня, когда должник узнал или должен был узнать о соответствующих обстоятельствах (п. 1 ст. 213.4 Закона N 127-ФЗ).

Вместе с тем в случае предвидения должником своего банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить обязательства в установленный срок, должник, отвечающий признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества, не обязан, но вправе подать в суд заявление о признании его банкротом. Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет (п. 2 ст. 213.4 Закона N 127-ФЗ; п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 45).

Справка. Признаки неплатежеспособности должника

Неплатежеспособность гражданина - это его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) уплатить обязательные платежи, если нет оснований полагать, что с учетом планируемых денежных поступлений он в течение непродолжительного времени сможет исполнить просроченные обязательства в полном объеме.

Гражданин предполагается неплатежеспособным, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств (п. 3 ст. 213.6 Закона N 127-ФЗ):

- гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) уплачивать обязательные платежи, срок исполнения (уплаты) которых наступил;

- гражданин не исполнил более 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязательных платежей, срок исполнения (уплаты) которых наступил, в течение более одного месяца со дня, когда такие обязательства должны быть исполнены;

- размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

- наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у гражданина имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Подготовьте заявление о признании вас банкротом

В заявлении о признании банкротом необходимо указать в том числе сумму требований кредиторов, размер задолженности, сведения об имеющемся у должника имуществе, обоснование невозможности удовлетворения требований кредиторов, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Вы сами при подаче заявления не наделены правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего (п. 2 ст. 37 Закона N 127-ФЗ; п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 45).

Заявление о признании банкротом (форма)

Подайте заявление в арбитражный суд и внесите денежные средства в депозит суда

Дело о банкротстве должника рассматривается арбитражным судом по месту жительства должника. Заявление может быть подано в арбитражный суд путем личного обращения (через отдел делопроизводства, канцелярию арбитражного суда), по почте либо в электронной форме с использованием сети Интернет (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 Закона N 127-ФЗ; п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 45).

При обращении в суд вам необходимо уплатить госпошлину.

Справка. Размер госпошлины

Госпошлина при подаче заявления о признании банкротом составляет 300 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему и лицам, обеспечивающим исполнение возложенных на него обязанностей, если вы дадите согласие на их привлечение, подлежат внесению в депозит суда. В том числе внести их за вас может другое лицо. Также вы вправе ходатайствовать о предоставлении вам отсрочки внесения указанных средств до даты рассмотрения судом обоснованности вашего заявления (п. п. 4, 5 ст. 213.4, п. 3 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ; Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2017 N 304-ЭС16-14541 по делу N А70-14095/2015).

Обратите внимание! Дело о банкротстве может быть прекращено судом на любой стадии при отсутствии средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему (абз. 8 п. 1 ст. 57 Закона N 127-ФЗ; п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 45).

В связи с введением процедур банкротства вам придется нести и другие расходы, в частности связанные с публикацией сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений или в официальном издании, реализацией предмета залога (п. 1 ст. 28, п. п. 1, 4 ст. 213.7, п. 5 ст. 213.27 Закона N 127-ФЗ).

Дождитесь принятия судом определения о признании заявления о банкротстве обоснованным

Заявление подлежит рассмотрению судом не ранее 15 дней и не позднее трех месяцев с даты его принятия. По результатам рассмотрения заявления суд может вынести определение о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина. Сведения о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина публикуются в официальном издании (п. 1 ст. 28, п. п. 1, 5 ст. 213.6, п. 1 ст. 213.7 Закона N 127-ФЗ).

С даты вынесения судом определения, содержащего указание на введение реструктуризации долгов, наступают, в частности, такие последствия (п. п. 1, 2, 5, 5.1 ст. 213.11 Закона N 127-ФЗ):

- вводится мораторий на удовлетворение требований по вашим обязательствам;

- прекращается начисление неустоек (пеней, штрафов), иных финансовых санкций и процентов по вашим обязательствам, кроме текущих платежей;

- снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения распоряжения имуществом;

- сделки по приобретению и отчуждению имущества стоимостью свыше 50 тыс. руб., по получению и выдаче займов, получению кредитов, по передаче имущества в залог, а также распоряжение денежными средствами на банковских счетах (вкладах) могут совершаться вами лишь с предварительного письменного согласия финансового управляющего. Без согласия финансового управляющего вы можете распоряжаться денежными средствами на специальном банковском счете в пределах 50 тыс. руб. ежемесячно.

План реструктуризации ваших долгов (далее - план) может быть представлен только при соблюдении предусмотренных законом требований (п. 1 ст. 213.13 Закона N 127-ФЗ).

План реструктуризации долгов гражданина (форма)

Также у вас есть возможность заключить мировое соглашение, которое утверждается судом и является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (п. п. 1, 4 ст. 213.31 Закона N 127-ФЗ).

Обратите внимание! Отсутствие у гражданина имущества, за счет которого возможно пропорционально удовлетворить требования кредиторов, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве этого гражданина ( Определение Верховного Суда РФ N 304-ЭС16-14541 от 23 января 2017 г. по делу N А70-14095/2015).

Дождитесь определения суда о признании вас банкротом, реализации имущества и удовлетворения требований кредиторов

Если вы не соответствуете требованиям для утверждения плана, или в установленный срок финансовым управляющим не получен ни один проект плана, или представленный план не был утвержден судом, суд выносит определение о признании вас банкротом и введении реализации вашего имущества. В таком случае реализация имущества вводится судом на срок не более шести месяцев, который может быть продлен (п. 8 ст. 213.6, п. 4 ст. 213.12, п. 3 ст. 213.17, п. п. 1, 2 ст. 213.24 Закона N 127-ФЗ).

Суд также вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд из РФ до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3 ст. 213.24 Закона N 127-ФЗ).

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет конкурсной массы в определенной очередности.

Требования, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными, и должник, как правило, освобождается от дальнейшего их исполнения.

Исключениями являются, в частности, требования по текущим платежам, о возмещении вреда жизни или здоровью, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также оставшиеся непогашенными требования кредиторов, при возникновении и исполнении которых должник действовал недобросовестно.

Они могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве в непогашенной их части (п. 6 ст. 213.27, п. п. 3 - 5 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ; п. 21 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Обратите внимание! За фиктивное или преднамеренное банкротство, а также неправомерные действия при банкротстве предусмотрена административная ответственность. За фиктивное банкротство, повлекшее крупный ущерб, установлена уголовная ответственность (ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ; ст. 197 УК РФ).

Последствия банкротства физического лица

Признание вас банкротом влечет следующие последствия (ст. 213.30 Закона N 127-ФЗ; пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):

1) в течение пяти лет вы не можете взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании вас банкротом;

2) вы не вправе занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении (за исключением установленных случаев):

- кредитной организацией - в течение 10 лет;

- страховой организацией, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК - в течение пяти лет;

- всеми остальными организациями - в течение трех лет;

3) если по итогам завершения расчетов с кредиторами у вас остались непогашенные суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам, такие суммы будут признаны безнадежными к взысканию.

Обратите внимание! Не облагаются НДФЛ доходы должника, полученные в виде суммы задолженности перед кредиторами, от уплаты которой он освобождается в рамках дела о его банкротстве, а также доходы от продажи имущества в случае признания его банкротом и введения процедуры реализации его имущества (п. п. 62 - 63 ст. 217 НК РФ).

Читайте также: