Учителю благий что сотворив живот вечный наследству

Обновлено: 16.06.2024

Воин, благотворитель, литератор

Горихвостов внял митрополиту и пожертвовал часть своих денег на приют для вдов священнослужителей.

Видимо, Дмитрий Петрович просто был очень хороший человек. К тому же набожный, не понаслышке знающий о нуждах семей простых российских батюшек. Да и холера, буйствовавшая в Москве в 1830–1831 годы, наверняка произвела на него сильное впечатление. Вот и решил господин Горихвостов финансировать эту благотворительную организацию. Один только дом под приют обошелся ему в 81 тысячу рублей.

Они были написаны в модном в то время жанре путевых заметок: «Вчерашний день я провел в Эгре с новым знакомцем В. Знатные укрепления сего города, в древности именитого, время видимо разрушает. Жители Эгры содержат в свежей памяти событие, ознаменовавшее их город в тридцатилетнюю войну и охотно передают оное посторонним, именно: уничтожение тайного заговора…

Эта сцена трагическая происходила в доме, занимаемом ныне Бургомистром города, не изменившем своего вида и расположения. Ласковая хозяйка приняла нас вежливо, а дочь ее с точностию передала нам сие происшествие и обстоятельства, сопровождавшия оное…

Воевал, затем вышел в отставку в чине гвардии-капитана. Жил в свое удовольствие, а возможности к этому были, Горихвостов владел обширными поместьями в Санкт-Петербургской, Московской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Ярославской губерниях. В своем селе Космодемьянском под Москвой отремонтировал храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, но не более того.

С годами удовольствия все меньше интересовали Дмитрия Петровича и, то ли после исторической беседы с Филаретом, то ли просто так, сам по себе, он занялся благотворительностью.

При этом приютом в Армянском дело не ограничилось. Горихвостов финансировал множество благотворительных проектов, среди которых и учебные заведения, и медицинские, и странноприимные.

Военное прошлое сказывалось – 374 десятины собственной земли пожертвовал Новгородскому военному поселению, 462 тысячи рублей – Приюту для неизлечимых увечных, 150 тысяч – Московской военной богадельни. Но и Медико-фармацевтическому обществу вдов и сирот врачей, ветеринаров и фармацевтов от него досталось 175 рублей, и Детской больнице (ныне известной как Филатовская) – 200. Лил колокола, помогал храмам.

Умер же Дмитрий Петрович в 1864 году со спокойной совестью, чистой душой и созданием выполненного земного долга. Отпевал его архимандрит Богоявленского монастыря отец Митрофан. Он говорил, стоя над телом новопреставленного:

Приют располагался в нынешнем доме 11 по Армянскому переулку. Ранее он принадлежал семейству Тютчевых – мать знаменитого поэта Екатерина Львовна приобрела его в 1810 году – наследство, полученное год назад от тетушки, явилось весьма кстати.

Здесь прошло детство и юность Федора Ивановича, он жил в этом доме вплоть до 1821 года, когда, будучи восемнадцатилетним вундеркиндом, выпускником Московского университета, отправился по распределению в Мюнхен. А спустя 10 лет дом был продан Попечительству о бедных духовного звания, которое – на средства Горихвостова – устроило здесь вдовий дом, вошедший в историю как Горихвостовская богадельня.

Учреждение считалось безупречным. Этому, безусловно, способствовали сохранившиеся интерьеры – барские, респектабельные, как сейчас бы сказали, премиального класса.

Зеркала, паркеты, мрамор, высоченные потолки, много света и воздуха. Колонны внутри и снаружи. Словом, не богадельня, а дворец.

В каждой комнате содержалось от четырех до восьми человек – собственно, и не много, и не мало, условия по тем временам более или менее стандартные. У каждой – собственный маленький шкафчик, сундучок, несколько стульев на предмет гостей – их принимать не возбранялось. Для вдов с детьми здесь были предусмотрены квартиры – однокомнатные и двухкомнатные. Кухня – одна на несколько семей. В ней – приобретенные на горихвостовские средства – хлеб, капуста, питьевая вода. Все самое необходимое.

Плюс денежное пособие – по два рубля на семью. Не роскошь, конечно, но от голода-холода не околеешь. Всего же здесь располагалось 170–180 вдов и девиц духовного звания.

И, разумеется, тут была обустроена домовая церковь Димитрия Солунского, переделанная из бывшей парадной столовой Тютчевых. Ее в 1832 году освятил уже упоминавшийся митрополит Филарет.

После революции дворец на протяжении некого времени свой профиль не менял. Конечно, поменял название – сделался Домом соцобеспечения имени А.Н.Некрасова. Надо бы назвать его в честь Тютчева, но, вероятно, комиссары не были сильны в московском краеведении. А тут – поэт Некрасов, певец народных масс, борец с самодержавием, все на месте.

Музыкант Михаил Штих писал: «Мы с Ильфом возвращались из редакции домой… Поравнялись с чугунно-каменной оградой, за которой стоял старый двухэтажный особняк довольно невзрачного вида. Он чем-то привлек внимание Ильфа, и я сказал, что несколько лет назад здесь была богадельня. И, поскольку пришлось к слову, помянул свое случайное знакомство с этим заведением… В общем, меня уговорили принять участие в небольшом концерте для старух…

Впрочем, довольно скоро дом соцобеспечения упразднили. Здесь размещался магазин, конторы и жилые коммуналки, в нем открывали ресторан, но так и не открыли. И сейчас в том легендарном доме – Международная ассоциация детских фондов.

Воин, благотворитель, литератор

Горихвостов внял митрополиту и пожертвовал часть своих денег на приют для вдов священнослужителей.

Видимо, Дмитрий Петрович просто был очень хороший человек. К тому же набожный, не понаслышке знающий о нуждах семей простых российских батюшек. Да и холера, буйствовавшая в Москве в 1830–1831 годы, наверняка произвела на него сильное впечатление. Вот и решил господин Горихвостов финансировать эту благотворительную организацию. Один только дом под приют обошелся ему в 81 тысячу рублей.

Они были написаны в модном в то время жанре путевых заметок: «Вчерашний день я провел в Эгре с новым знакомцем В. Знатные укрепления сего города, в древности именитого, время видимо разрушает. Жители Эгры содержат в свежей памяти событие, ознаменовавшее их город в тридцатилетнюю войну и охотно передают оное посторонним, именно: уничтожение тайного заговора…

Эта сцена трагическая происходила в доме, занимаемом ныне Бургомистром города, не изменившем своего вида и расположения. Ласковая хозяйка приняла нас вежливо, а дочь ее с точностию передала нам сие происшествие и обстоятельства, сопровождавшия оное…

Воевал, затем вышел в отставку в чине гвардии-капитана. Жил в свое удовольствие, а возможности к этому были, Горихвостов владел обширными поместьями в Санкт-Петербургской, Московской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Ярославской губерниях. В своем селе Космодемьянском под Москвой отремонтировал храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, но не более того.

С годами удовольствия все меньше интересовали Дмитрия Петровича и, то ли после исторической беседы с Филаретом, то ли просто так, сам по себе, он занялся благотворительностью.

При этом приютом в Армянском дело не ограничилось. Горихвостов финансировал множество благотворительных проектов, среди которых и учебные заведения, и медицинские, и странноприимные.

Военное прошлое сказывалось – 374 десятины собственной земли пожертвовал Новгородскому военному поселению, 462 тысячи рублей – Приюту для неизлечимых увечных, 150 тысяч – Московской военной богадельни. Но и Медико-фармацевтическому обществу вдов и сирот врачей, ветеринаров и фармацевтов от него досталось 175 рублей, и Детской больнице (ныне известной как Филатовская) – 200. Лил колокола, помогал храмам.

Умер же Дмитрий Петрович в 1864 году со спокойной совестью, чистой душой и созданием выполненного земного долга. Отпевал его архимандрит Богоявленского монастыря отец Митрофан. Он говорил, стоя над телом новопреставленного:

Приют располагался в нынешнем доме 11 по Армянскому переулку. Ранее он принадлежал семейству Тютчевых – мать знаменитого поэта Екатерина Львовна приобрела его в 1810 году – наследство, полученное год назад от тетушки, явилось весьма кстати.

Здесь прошло детство и юность Федора Ивановича, он жил в этом доме вплоть до 1821 года, когда, будучи восемнадцатилетним вундеркиндом, выпускником Московского университета, отправился по распределению в Мюнхен. А спустя 10 лет дом был продан Попечительству о бедных духовного звания, которое – на средства Горихвостова – устроило здесь вдовий дом, вошедший в историю как Горихвостовская богадельня.

Учреждение считалось безупречным. Этому, безусловно, способствовали сохранившиеся интерьеры – барские, респектабельные, как сейчас бы сказали, премиального класса.

Зеркала, паркеты, мрамор, высоченные потолки, много света и воздуха. Колонны внутри и снаружи. Словом, не богадельня, а дворец.

В каждой комнате содержалось от четырех до восьми человек – собственно, и не много, и не мало, условия по тем временам более или менее стандартные. У каждой – собственный маленький шкафчик, сундучок, несколько стульев на предмет гостей – их принимать не возбранялось. Для вдов с детьми здесь были предусмотрены квартиры – однокомнатные и двухкомнатные. Кухня – одна на несколько семей. В ней – приобретенные на горихвостовские средства – хлеб, капуста, питьевая вода. Все самое необходимое.

Плюс денежное пособие – по два рубля на семью. Не роскошь, конечно, но от голода-холода не околеешь. Всего же здесь располагалось 170–180 вдов и девиц духовного звания.

И, разумеется, тут была обустроена домовая церковь Димитрия Солунского, переделанная из бывшей парадной столовой Тютчевых. Ее в 1832 году освятил уже упоминавшийся митрополит Филарет.

После революции дворец на протяжении некого времени свой профиль не менял. Конечно, поменял название – сделался Домом соцобеспечения имени А.Н.Некрасова. Надо бы назвать его в честь Тютчева, но, вероятно, комиссары не были сильны в московском краеведении. А тут – поэт Некрасов, певец народных масс, борец с самодержавием, все на месте.

Музыкант Михаил Штих писал: «Мы с Ильфом возвращались из редакции домой… Поравнялись с чугунно-каменной оградой, за которой стоял старый двухэтажный особняк довольно невзрачного вида. Он чем-то привлек внимание Ильфа, и я сказал, что несколько лет назад здесь была богадельня. И, поскольку пришлось к слову, помянул свое случайное знакомство с этим заведением… В общем, меня уговорили принять участие в небольшом концерте для старух…

Впрочем, довольно скоро дом соцобеспечения упразднили. Здесь размещался магазин, конторы и жилые коммуналки, в нем открывали ресторан, но так и не открыли. И сейчас в том легендарном доме – Международная ассоциация детских фондов.

Жил на земле мужик. Он был бедный и несчастный, голодный и оборванный. Только вот не опускал он руки, а все боролся за свою судьбу, ведь верил в существование праведной земли, где все люди равные, где все существа уважают друг друга. Он терпел всякие жизненные трудности и в тяжелую минуту утешал себя сладкими мыслями о той прекрасной, райской жизни. Многое он выдерживал на своем пути, много страдал, но … верил. И вот однажды, познакомился он с ученым и попросил показать дорогу в сторону праведного края. Долго ученый изучал карты, выискивал пути. Но, к большому сожалению, ничего не нашел. Есть все континенты, все страны, а вот праведной земли не сыскать. Не поверил мужик ученому, стукнул его да ушел. Только вот, придя домой, разочаровался в жизни и удушился. Очень уж история Луки напоминает все те сказки, о который говорил сам странник. Ведь для большинства жителей ночлежки он сочинил такие же сладкие небылицы, которых никогда не было и не будет. Я думаю, Лука рассказал жителям эту историю для того, чтобы они были готовы принять жизненный удар после прояснения всех неправдивых обещаний. Только вот, у многих героев пьесы история оказалась очень похожа на жизненный путь того мужика, который так и не нашел путь к праведной земле. Актер, после вести о том, что бесплатной клинике не существует, покончил жизнь самоубийством. Васька совершил страшное преступление – убийство и отправился в Сибирь в роли каторжника. Теперь то его там уже не ждет счастливая судьба с Наташей. После таких событий Наташа становится сама не своя, ведь ее жизнь теперь тоже разрушена. Вот и получается, что выдуманные рассказы странника привели к еще худшим последствиям. Конечно, старик хотел утешить и поддержать утопающих жителей ночлежки, но, они приняли его рассказы слишком близко к сердцу и не смогли сдержать эмоции, не смогли найти в себе силу воли, чтобы бороться с окружающей нищетой и своей слабохарактерностью.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы

о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” Лука рассказывает историю о “праведной земле”. Но что значит слово “праведный”? Словарь дает следующее определение: проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. Когда Лука…
  2. Помог или навредил ночлежникам Лука? Он умница… Сатин Мнения на этот счет разнообразны и противоречивы. Многие критики обвиняют Луку в том, что он не сделал ничего для спасения обитателей “дна”,…
  3. С какой целью автор романа “Герой нашего времени” нарушил хронологический порядок его глав? (ЕГЭ по русскому) Великому роману Лермонтова суждено было превратиться в шедевр классической литературы. Все произведение – это умелое соединение разносторонних и многогранных историй и личностей, каждой из которых…
  4. С какой целью М. Горький создал “Литературные пор­треты”? С какой целью М. Горький создал “Литературные пор­треты”? Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит…
  5. Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? по пьесе На дне (Горький А. М.) Над пьесой “На дне” Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая…
  6. Сочинение: С какой целью автор поэмы “Василий Теркин” постоянно подчеркивает “обыкновенность” своего героя? Среди поэтических произведений, созданных в годы Вели­кой Отечественной войны, особое место занимает поэма Алек­сандра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”. Особое потому, что в военные годы ведущее…
  7. Фонвизин, Недоросль. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? Не понимая значения образования и бу­дучи полной “невеждой без души”, Про­стакова все же нанимает учителей для Митрофана…
  8. Фонвизин, Недоросль. С какой целью в имении Простаковой нахо­дится Правдин? С какой целью в имении Простаковой нахо­дится Правдин? Что можно сказать о его обществен­ных взглядах? Правдин – чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети­тельской идеологии…
  9. Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов 1. Какие материки и океаны пересекают экватор, какие – начальный меридиан, а какие – меридиан 80° з. д.? Покажите на карте материки, которые лежат только…
  10. С какой целью М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль” противопоставляет понятия “гордость” и “гордыня”? С какой целью М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль” противопоставляет понятия “гордость” и “гордыня”? В рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” противопоставлены две жизненные философии, изложенные…

Орнитологический пролог

Еще одну дату нужно упомянуть, еще одно событие, которое было в жизни Горького очень важным и нам тоже пригодится. В 1884 году Горький прочитал Маркса, и марксизм стал для него некоторой, если хотите, заменой религии. Он воспринял марксизм не просто как некоторое учение, а как программу, которую необходимо было исполнить.

И опять даже из того немногого, что мы о Горьком сказали, как кажется, понятно, почему это так произошло. Свинцовые мерзости русской жизни, тяжелое, невыносимое существование. Марксизм предлагал некоторую программу. На самом деле в XX веке это многих и многих людей заворожило. Он предлагал не просто какие-то абстрактные выходы из ситуации, а последовательную программу, шаг за шагом, как из этой тяжелой жизни можно было выбраться к свету. И Горький усвоил это мировоззрение.

Ну, здесь видно, какой Горький еще неуклюжий писатель. Птицы должны идти по пути, не лететь куда-то, а идти! Т.е. он берет абстрактную формулу и накладывает ее на свою орнитологическую метафору. Но – это уже важно – он проговаривает здесь важные слова. Это вообще его одна из идей, которая будет для него существенна.

И этот дятел, любитель истины, и чиж, который сладко лгал, оказываются главными героями этого текста. Но, кроме того, есть еще и птицы, которые сначала воодушевляются, а потом дятел их убеждает в том, что никуда лететь не надо.

Символизм и реализм в произведении



Вывод

В мире есть зло, и ему нужно противостоять, а не убегать от него в мир мечтаний и фантазий. Люди, предпочитающие вымысел, слабы. Им противостоят более приспособленные к жизни, которые могут выдержать правду. Алексей Максимович выступает подлинным гуманистом, раскрывающим человеку глаза на истинное положение вещей, не затуманивая его взор утешительными обещаниями, в основе которых — ложь, унижающая человека.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Реакция читателей и критиков

Глава 18

Читается в 30 неделю по Пятидесятнице.

Св. Лука повествует об этом событии совершенно согласно с Матфеем (19:16–30) и Марком (10:17–31), только у первого полнее ответ Господа Петру.

Лк.18:18. И вопроси́ егó некий кня́зь, глагóля: учи́телю благий, чтó сотвори́в, живóт вечный наследствую?

Лк.18:19. Речé же емý Иисýс: чтó мя глагóлеши блáга, никтóже блáг, тóкмо еди́н Бóг.

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

Некий князь

Лк.18:20. Зáповеди веси: не прелю́бы твори́: не убий: не укради́: не лжесвидетелствуй: чти́ отцá твоегó и мáтерь твою́.

Лк.18:21. О́н же речé: вся́ сия́ сохрани́х от ю́ности моея́.

знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устроял свою жизнь и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон

Лк.18:22. Слы́шав же сия́, Иисýс речé емý: ещé еди́наго не докончáл еси́: вся́, ели́ка и́маши, продáждь, и раздáй ни́щым: и имети и́маши сокрóвище на небеси́: и гряди́ вослед менé.

Лк.18:23. О́н же слы́шав сиé, прискóрбен бы́сть: бе бо богáт зелó.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

У еванг. Матфея прибавлено здесь: Если хочешь быть совершенным,

По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную

Лк.18:24. Ви́дев же егó Иисýс прискóрбна бы́вша, речé: кáко не удóбь имýщии богáтство в цáрствие Бóжие вни́дут:

Лк.18:25. удóбее бо éсть велбýду сквозе иглине ýшы проити́, нéже богáту в цáрствие Бóжие вни́ти.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Здесь Господь высказал Свое учение о богатстве, – именно то, что трудно человеку, привязанному всею своею душею к богатству, принять христианскую веру, требующую не иметь такой привязанности, трудно для такого человека исполнять правила христианской веры, и таким образом войти в царство небесное.

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в цартво Божие.

Это – народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно. Под верблюдом, по-славянски вельбудом, одни из толкователей разумеют животное, для которого невозможно пройти в узкую дверь на подобие иглиных ушей, в которую едва проходит человек, другие – толстый канат, употребляемый на кораблях, который невозможно пропустить сквозь иглиные уши. По Евангелию Марка,
трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие
(24 ст.). Словами:
надеющимся на богатство
разъясняются слова:
имеющим богатство
(ст. 23). Это значит, что не само по себе богатство опасно в отношении наследия царства небесного; нет, оно опасно лишь в том случае, когда человек надеется на него, т. е. очень привязан к нему, – всею своею душою привязан, любит его больше всего, все счастие свое поставляет в нем. Опасно потому, что для человека, привязанного всею душою к богатству, трудно принять христианскую веру, которая требует не иметь такой привязанности, трудно для такого человека и исполнять правила христианской веры, и таким образом направлять себя в царство небесное. Богатство обыкновенно отвлекает от добродетелей христианских, которые ведут в царство небесное, каковы: истинная любовь к Богу и ближнему, смирение, воздержание и др.; а, напротив, располагает к порокам, которые, влекут к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная и т. п.

Лк.18:26. Реша же слы́шавшии: тó ктó мóжет спасéн бы́ти?

Лк.18:27. О́н же речé: невозмóжная у человек возмóжна сýть у Бóга.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Кто может спасен быти

Лк.18:28. Речé же Пéтр: сé мы́ остáвихом вся́ и по тебе идóхом.

Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

Оставихом вся

Лк.18:29. О́н же речé и́м: ами́нь глагóлю вáм, я́ко никтóже éсть, и́же остáвит дóм, или́ роди́тели, или́ брáтию, или́ сéстры, или́ женý, или́ чáда, цáрствия рáди Бóжия,

Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,

Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа, для царствия Божия

Лк.18:30. и́же не прии́мет мнóжицею во врéмя сиé, и в век грядýщий живóт вечный. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал:
сядете на двенадцати престолах
(Мат. 19:28), однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин (Деян. 8:27), будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Братия возлюбленные, вот и светлая неделя прошла и унесла с собой дела наши к престолу небесного Владыки и Судьи: там, братия, там теперь дела наши. Это я говорю к тому, чтобы устрашить страхом небесного суда тех, которые недостойно, не по-христиански провели праздник Светлого Воскресения Христова, и утешить тех, которые провели его в воздержании и духовной радости.

Как встретили и провели весьма многие праздник Светлого Воскресения? Не хотелось бы приводить на память скверных дел человеческих, но надо вспомнить о них и осудить их от лица Божия вместе с лицами их творившими. Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха. Подумаешь, что мы постились пред праздником только для того, чтобы тем с большею жадностью устремиться на все плотские греховные дела, чтобы с большим бесстыдством и наглостью предаться всякому беззаконию. Увы! горе, горе нам!

Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Тайн, попрали их, как неразумные животные ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, и уже не воротят этого времени. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор 6,2) , прилично было говорить вам в святой пост: ибо вы тогда только и приступали к спасительной бане покаяния и к всеочищающим верных, Тайнам тела и крови Господней. Отныне исповедь ваша и причащение отложены до будущего поста, и кто знает, сподобит вас или нет Господь еще исповедаться и причаститься? Кто знает, не умрете ли вы в тех самых беззакониях, которыми опять после бани покаяния осквернили себя? Как больно, как жалко, возлюбленные братия, что так скоро вы оказались изменниками Христовыми и предались на сторону диавола, чтобы служить ему, человекоубийце исконному, виновнику и учителю всякого греха! Вы, скажу вам словами Спасителя, да и я многогрешный — вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Ин 8,44) .

Что же остается нам делать, братия возлюбленные? Молиться и плакать о своих грехах. Плакать о том, что не по-христиански и даже не по-человечески многие из нас встретили праздник, а как мерзкие идолопоклонники и как дикие звери, которым долго не давали есть, коих долго не кормили любимой их пищей; плакать о том, что попрали величайшие, душеспасительные таинства Христовы — покаяние и причащение и ни во что их вменили; плакать о том, что время, данное для спасения, безрассудно потеряли. Будем плакать и молить Господа, чтобы Он не прогневался на нас до конца, и не погубил нас со беззакониями нашими (Молит. на сон грядущ. троп. слава) , но обратил бы нас на путь покаяния и сделал благоискусными исполнителями заповедей Его. Решимся твердо отныне не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам, и со слезами будем просить Господа, чтобы Он благодатью Святого Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании.

Братия! все прольем слезы: ибо все мы недостойно встретили величайший праздник Господень и все прогневали Господа своего: не так, не так по истине нужно всем нам встречать праздники Господни. Нужно встречать их духовною радостью о Господе, о нашем избавлении от грехов и о вечном спасении через Христа, Сына Божия, делами милосердия, воздержания от страстей, посещением храма Божия в духе и истине и простотою в пище и одежде.

О, вы, украшенные золотом и множеством драгоценных тканей, жены и девы! К вам от имени Господа обращу мою речь! Какое множество бедных могли бы вы обрадовать в пресветлый день Воскресения Христова, и таким образом достойно встретить этот величайший праздник, если бы вы по великодушию и по любви христианской обратили хоть некоторые украшения ваши в деньги и раздали эти деньги бедным, которых так много у нас в городе? Как бы вы были благоразумны по христиански, если бы менее имели у себя драгоценных одежд и остающееся от покупки их деньги раздавали неимущим? Какую богатую милость получили бы вы в день оный от Христа Господа? Да, истинно по-христиански вы встретили бы тогда праздник Христова Воскресения. А теперь что? Вы украшены как кумиры, а члены Христовы без одежды; вы пресыщены, а члены Христовы — в голоде; вы утопаете во всевозможных удовольствиях, а те — в слезах; мы — в богатых и украшенных жилищах, а те — в тесноте и нечистоте, в жилищах, которые часто ни чем не лучше хлевов. Нет у нас любви христианской: нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова: ибо истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти. Братия! будем праздновать праздники Господни как христиане, а не как язычники! Аминь.

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, говорит Господь(Мф 6,14.15) Нынешнее воскресенье называется в просторечии

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают, и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и

ПОУЧЕНИЕ ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПОУЧЕНИЕ ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА Видев же Иисус веру их, глагола разслабленному, чадо, отпущаются тебе греси твои.(Мк 2,5) Господь и Спаситель наш Иисус Христос, обходя города и веси с проповедью о царствии небесном, зашел однажды в дом одного жителя города

ПОУЧЕНИЕ В ТРЕТЬЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПОУЧЕНИЕ В ТРЕТЬЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА Для облегчения подвига поста святая Церковь установила износить в самой середине поста Животворящий Крест Господень. Кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.(Троп. св. кресту) Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола животворящий крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль

Поучение 1-е в Неделю по Богоявлении О покаянии

Поучение 1-е в Неделю по Богоявлении О покаянии Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное [11].С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое, по наружности, учение! Но надо понять его самою жизнию: тогда

Поучение 2-е в Неделю по Богоявлении О покаянии

Поучение 2-е в Неделю по Богоявлении О покаянии Покайтеся, приближися бо Царство Небесное [24]. Покаяние есть первая новозаветная заповедь; покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели. И Предтеча Спасителя и

Поучение в Неделю блудного сына [88 ] О покаянии

Поучение в Неделю блудного сына [88] О покаянии Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать верующих, родившая их во спасение и принимающая на себя все заботы, чтобы чада ее не лишились своего наследия — Неба, приготовляя их к успешному совершению

Поучение в Неделю Антипасхи О христианстве

Поучение в Неделю Антипасхи О христианстве Блажени не видевшии и веровавше [412]. Эти слова сказал Господь верному ученику Своему, отказавшемуся поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, Апостолы; эти слова сказал Господь ученику,

Поучение в Неделю о слепорожденном О самомнении и смиренномудрии

Поучение в Неделю о слепорожденном О самомнении и смиренномудрии Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос, по исцелении слепорожденного, о чем мы слышали сегодня в Святом Евангелии, сказал: На суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут [502].

Поучение в Неделю девятую [542 ] Бог — помощник человека в скорбях его

Поучение в Неделю девятую [542] Бог — помощник человека в скорбях его Святой апостол Петр, как мы сегодня слышали во Евангелии, увидев однажды Господа, шествующего по волнующемуся морю, испросил у Него повеление придти к Нему по водам. Повели мне, сказал Петр,

Поучение в Неделю дванадесятую О спасении

Поучение в Неделю дванадесятую О спасении Учителю благий, вопросил Господа нашего Иисуса Христа некоторый юноша, что благо сотворю, да имам живот вечный? [608] то есть что мне делать, чтоб спастись? Вопрос — весьма важный! Вопрос, долженствующий особенно занимать каждого

Поучение 2-е в двадесять пятую Неделю О любви к ближнему

Поучение 2-е в двадесять пятую Неделю О любви к ближнему Возлюбиши ближняго твоего якоже сам себе [774].Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему

Поучение в двадесять шестую Неделю О лихоимстве [783 ]

Поучение в двадесять шестую Неделю О лихоимстве [783] Возлюбленные братия! Во время странствования Господа нашего Иисуса Христа на земле однажды некоторый неизвестный человек принес Ему жалобу на брата своего по случаю происшедшего между ними несогласия при

Поучение в тридесятую Неделю О спасении и совершенстве

Поучение в тридесятую Неделю О спасении и совершенстве Аще ли хощети внити в живот, соблюди заповеди [1072], сказал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил Господа: Учителю благий, что сотворив, живот вечный

Поучение в тридесять вторую Неделю О Закхее

Поучение в тридесять вторую Неделю О Закхее Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго [1119].Возлюбленные братия! Эти, исполненные милосердия слова, слышанные нами сегодня в Евангелии, сказаны вочеловечившимся Богом о грешнике, которого праведный Суд нарек

Читайте также: