Учитель без категории имеет ли право преподавать

Обновлено: 11.05.2024

Имеет ли право администрация школы заставлять дипломированного учителя, окончившего институт русского языка и литературы, подавать на категорию? Я работаю в школе 10 лет, вела предмет в 5–11 классах. Не постесняюсь сказать, что достаточно грамотна и компетентнее многих из тех, кто имеет категории. Как они их получали и подтверждали из года в год, я тоже видела и знаю.
Если внимательно прочитать ваш вопрос, то ответ содержится в нем: диплом – дипломом, а вот оказались же вы компетентнее некоторых из ваших коллег, имеющих такое же образование и равный стаж. Выходит, регулярные проверки профессиональной компетенции (иными словами – квалификации) учителей (равно как и других работников) необходимы? Как устанавливается ставка заработной платы учителю? Во-первых, учитывается профессиональный стаж, который, как считается, характеризует опыт работы, и по стажу устанавливается категория, и, во-вторых, устанавливается надбавка за квалификацию, а она характеризуется категорией. Значит, если профессиональная деятельность учителя не прерывалась, категория ему будет установлена, но определить категорию одним лишь опытом работы нельзя. Поэтому категория (квалификационная характеристика) присваивается только на определенный срок и по результатам специальной проверки (аттестации). Никто не может заставить учителя пройти аттестацию; аттестация – дело добровольное и проводится по личному заявлению учителя. Правда, определенное принуждение имеет место. Например, некоторые, высшие, разряды оплаты труда не могут быть установлены без наличия у работника определенной категории, т.е. определенного уровня квалификации. Вы считаете себя более квалифицированной, чем некоторые из ваших коллег, но это личное мнение. А как считает администрация школы? Вы пишете, что после смены администрации вам предложили пройти аттестацию. Я думаю, что новая администрация просто увидела, что у квалифицированного нужного работника нет необходимого для повышения документа, и попросила вас пройти аттестацию. По-моему, она рассчитывает на вас в работе. Без свидетельства о наличии у вас квалификационной категории администрация не имеет права установить вам соответствующий вашему уровню оклад, да и распределять работу между учителями администрация обязана в соответствии с их квалификацией, подтвержденной документально. Думаю, что вы с этим согласитесь.

Имеет ли право администрация школы запретить мне работать в 10–11 классах? Запрет аргументируют тем, что у меня нет категории. Раньше я работала, но после того как администрация сменилась, меня стали считать недостойной вести предмет, хотя современную литературу и классику, как русскую, так и зарубежную, я прекрасно знаю. Более того, без ложной скромности скажу, что я одна из самых “читающих” учителей, не считая библиотекаря школы.
При распределении работы администрация обязана руководствоваться документально подтвержденным уровнем квалификации работника. Более сложные работы поручаются более квалифицированным работникам. А личное мнение о собственной квалификации и личные обиды не стоит принимать во внимание: речь идет о качестве преподавания, об уровне подготовки учеников выпускных классов. Много есть начитанных людей, но вы согласитесь – мало кому из них можно поручить преподавание литературы. Есть анекдот (я вычитал его у С.Довлатова): Роман Якобсон, литературовед, возражал в ученом совете одного из американских университетов против назначения Владимира Набокова профессором литературы. Ему говорили: “Набоков – крупный писатель”. Он отвечал: “Слон тоже крупное животное, но мы не приглашаем его преподавать зоологию”. А если серьезно, то ответственность за организацию учебного процесса и качество преподавания несет администрация образовательного учреждения. Права она по существу вопроса или не права, но оспорить ее решение можно, только если соблюдены все требуемые по закону формальности.

Имеют ли право против моего желания навязывать мне классное руководство?
Нет. Против вашего желания никакую работу поручить вам не могут, если только это не диктуется какими-то чрезвычайными обстоятельствами (необходимостью устранения последствий аварии, стихийного бедствия и т.п.; понятно, что постоянное отсутствие штатного работника чрезвычайным обстоятельством не бывает). Если же учитель одновременно является и классным руководителем, то работа классного руководителя (классного воспитателя) выполняется в порядке совместительства по отдельному трудовому соглашению (по заявлению работника) за отдельную плату и за пределами рабочего времени по основной работе учителя. Напомню, что согласно КЗоТ рабочее время в нашей стране ограничено 40 часами в неделю; для педагогических работников оно установлено в объеме 36 часов в неделю, из которых учебная нагрузка учителя на одну ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю. Таким образом, обязанностям классного руководителя (воспитателя) учитель, выполняющий полную нагрузку, может посвятить не более четырех часов в неделю. Время, затрачиваемое сверх 40 часов в неделю, должно считаться сверхурочным и оплачиваться по особому (двойному) тарифу по фактическим его затратам.

Засчитывается ли в общий трудовой стаж годичный творческий отпуск без сохранения заработной платы? Ежемесячно я получала пособие на методическую литературу, стаж не прерывается, рабочее место и нагрузка за мной сохраняются – все это я знаю (согласно Закону РФ “Об образовании”).
Нет, в общий трудовой стаж время творческого отпуска не засчитывается, так как в этот период работник обязанностей по основной деятельности не нес. Например, учитель в это время не работал с учениками и не мог выполнить положенную норму учебной нагрузки.

Мы много лет проработали учителями-логопедами логопункта при роно. У всех нас подошел срок оформления пенсии по выслуге лет, но оказалось, что эти годы в данный стаж не входят. Мы работали по “Положению о логопедических пунктах Министерства просвещения РСФСР”. В приказе Минпроса РСФСР № 26 от 1979 г. записано: “Для учителей-логопедов логопунктов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ”.
Согласно действующему в настоящее время законодательству “Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей” утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Сейчас действует постановление от 22 сентября 1999 г. № 1067, вступившее в силу с 1 ноября 1999 г. Периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в выслугу в соответствии со “Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (с дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953). В обоих этих списках указаны должности и учреждения, работа в которых засчитывается в выслугу. В обоих списках есть должность “учитель-логопед”, но ни там, ни там “логопедические пункты” не упомянуты. С этой точки зрения в выслугу работа учителя-логопеда в логопедическом пункте не включается. Однако среди отменяемых документов (в связи с введением постановлений № 463, 953 или 1067) не упоминается указанный вами приказ о льготах и преимуществах для учителей-логопедов, поэтому можно считать его действующим.
Конкретно все вопросы пенсионного обеспечения, в том числе и вопросы льготных пенсий, решаются органами социальной защиты на местах. Их решения могут быть обжалованы в их вышестоящие организации по подчиненности либо непосредственно в суде.

Работаю в профессиональном училище преподавателем русского языка и литературы. Последний год работаю на неполную ставку (640 часов в год) из-за недобора учащихся. Письменного заявления о том, что я согласна работать на неполную ставку, я не писала. Обязана ли администрация училища выплачивать мне полную ставку, если она не в состоянии обеспечить меня часами по моей специальности? Играет ли роль в данном вопросе, что я одна воспитываю дочь?
При заключении трудового договора (при приеме на работу) администрация обязана указать объем работы, который поручается работнику. Простой (отсутствие работы) не по вине работника в пределах этого установленного объема оплачивается в размере 2/3 ставки. Если администрация училища своевременно (до начала учебного года) не заключила с вами соответствующее соглашение (путем подачи вами соответствующего заявления и т.п.), она обязана простой оплачивать. Если же у администрации есть возможность, она может предоставить вам работу не прямо по вашей специальности, а соответствующую ей (учителя, воспитателя), так чтобы вы имели полную нагрузку. Семейное положение на оплату выполняемой работы не влияет.

Администрация училища не выплатила нам пособие на методическую литературу за 1996/97, 1997/98 учебные годы, ссылаясь на непоступление денег из федерального бюджета на эти расходы. Можно ли эти деньги взыскать по суду?
Общий срок, в течение которого могут предъявляться иски (срок исковой давности), установлен статьей 196 Гражданского кодекса РФ в три года. Однако в данном случае суд, если вы туда обратитесь, обязан будет установить, действительно ли средства на эти расходы были исключены из сумм, перечислявшихся из бюджета на содержание училища, или администрация израсходовала их на другие цели. То же относится и к компенсациям на командировочные расходы.

Ежегодно осенью школьники, учащиеся 9 класса, отрабатывают 1–1,5 месяца на школьной картошке и свекле, не получая за это ни копейки. Администрация даже не кормит детей в течение года, ссылаясь на то, что заработанные деньги школа тратит на хозяйственные нужды. Пятую, трудовую, четверть учащиеся, перешедшие в 9 класс, будут отрабатывать в поле на прополке и выполнять одинаковую дневную норму, но оплачивать эту работу будут только тем, кому исполнилось 14 лет. Права ли администрация? Что это за нововведение?
По правилам, установленным КЗоТом (глава XII. Труд молодежи), дискриминация работников в связи с возрастом не допускается. В указанных вами примерах работодатель (будет ли это школа или другая организация) обязан выплачивать работнику зарплату. Если работник не достиг 14 лет, его зарплата может выплачиваться родителям или иным законным представителям. Если школа направляет учеников на работу в стороннюю организацию (колхоз и т.п.), получаемую ими зарплату с согласия родителей можно перечислять на счет школы, но расходоваться полученные средства должны исключительно на нужды самих учеников (например, на организацию питания). На хозяйственные нужды школа имеет право расходовать средства, получаемые дополнительно к бюджетным за счет предпринимательской деятельности школы (с участием ее сотрудников). Организация дополнительной рабочей силы с учетом законодательства о труде молодежи может быть отнесена к предпринимательской деятельности, но присвоение заработка работника – это уже работорговля.
Если работодателем является школа, она также обязана платить работникам (школьникам) зарплату либо использовать полученные продукты (картофель, свеклу) и невыплаченные школьникам зарплаты в интересах учащихся (например, на организацию их питания). Это же относится и к случаям, когда сельскохозяйственные или иные работы выполняются как часть учебного плана. Разница только в обязательности или необязательности участия в работе. В тех случаях, когда продукция, выработанная учащимися в процессе производственной практики, не может быть признана качественной и использована по назначению, заработную плату им все равно должны платить в порядке, установленном КЗоТом.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Как стать учителем математики

Математика – один из основных предметов школьной программы. Не случайно по количеству часов, которые выделяются для ее изучения, до 7 класса она уступает только русскому языку, а после выходит на уверенное первое место. Но полюбить математику детям куда сложнее, чем некоторые другие дисциплины. В ней нет эффектных опытов, как в химии, отсылок к эмоциям, как в литературе, места для увлекательных дискуссий, как в истории. Как же учителю, особенно начинающему, заинтересовать детей математикой? Поговорим об этом и дадим новичкам советы от опытных педагогов.

Что должен знать учитель математики для работы в системе школьного образования?

Как и все учителя-предметники, специалисту нужно знать психологию, педагогику, возрастную физиологию, анатомию и гигиену, методики воспитательной работы, способы обучения, нормативно-правовую базу по вопросам воспитания и обучения детей, требования пожарной безопасности и охраны труда, правила личной гигиены, правила оказания первой помощи. Важно разбираться в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют образовательную деятельность в России, в том числе понимать требования ФГОС основного общего и среднего общего образования.

Чтобы работать учителем математики, необходимо хорошо знать профильный предмет, основы информатики, черчения, решать математические задачи разной сложности. Следует освоить методику преподавания дисциплины в школе, изучить программу и учебники математики, алгебры, геометрии, ознакомиться с требованиями к оборудованию и оснащению кабинета математики. Современный учитель должен уметь применять в работе текстовые редакторы, презентации, электронные таблицы, интернет-ресурсы, пользоваться мультимедийным оборудованием.

Как стать учителем математики? Можно ли работать в школе без педагогического образования?

При выборе программы обучения отталкивайтесь от полученного ранее образования:

    Если у вас есть математическое образование, то подойдет программа:

340 часов (3 мес.)

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель математики

Также можно пройти программы с присвоением сразу двух квалификаций (например, учителя математики и физики или математики и информатики), чтобы расширить карьерные перспективы. Это особенно актуально для малокомплектных школ, где не хватает преподавателей и сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.

Где работают и сколько получают учителя математики?

В основном учителя математики работают в государственных школах. Также они могут устроиться в частные образовательные учреждения, в центры дополнительного образования. Если пройти переподготовку по педагогике профессионального образования, можно вести математику в колледжах, техникумах, вузах.

Где работают и сколько получают учителя математики

В Москве средняя зарплата учителей математики составляет 70-110 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге они получают 40-70 тыс. рублей, в Казани и других городах-миллионниках – 35-40 тыс. рублей. В среднем по России специалисты могут рассчитывать на зарплату около 25-35 тыс. рублей в месяц. Стандартный оклад можно увеличить, если взять дополнительную нагрузку (классное руководство, кружки, методическую работу) или пройти переподготовку и вести несколько предметов. Уровень зарплаты учителя также зависит от его квалификационной категории, стажа, от условий в конкретной организации (в лицеях, гимназиях, частных школах обычно платят больше) и других факторов.

Учитель может работать или подрабатывать репетитором, в том числе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Час занятий стоит в среднем от 500 до 2000 рублей. Цена зависит от квалификации, стажа специалиста, наличия рекомендаций. При этом не обязательно ездить к ученикам домой или приглашать их к себе. Сегодня все больше репетиторов дают уроки посредством видеосвязи.

Как сделать уроки интересными? 5 советов начинающим учителям математики.

  1. Начинайте каждый урок не с чтения правила в учебнике, не с проверки домашнего задания, а с информации, которая привлечет внимание детей. Это может быть занимательный случай из жизни математика, который вывел формулу, сделал открытие, которое выросло из доказательства теоремы, и что угодно еще. Найти занимательные факты для каждой темы в интернете не составит труда.
  2. Предлагайте детям разные формы работы. Обычно уроки математики строятся по одному плану: проверили домашнюю работу – выучили новое правило – закрепили теорию парой задач. Избавьте ваших учеников от этой рутины. Пусть они участвуют в круглых столах и диспутах, готовят проекты индивидуально и в группах. Устраивайте беседы, математические диктанты, игры.
  3. Связывайте математику с реальной жизнью. Многих отталкивает от школьных уроков их абстрактность. Мало кому в 15 лет интересно искать площадь треугольника или узнавать, чему равны Х и Y. А когда дети рассчитывают, сколько переплатят за купленный в кредит телефон, определяют, как будет дешевле доехать до Москвы – на автомобиле или на поезде, составляют меню на неделю по таблице калорийности продуктов, им сразу становится понятно, для чего нужно учить формулы и решать уравнения.
  4. Делайте уроки наглядными. Используйте весь арсенал средств, которые можно задействовать в изучении математики: таблицы, диаграммы, презентации, фильмы, математические эксперименты и фокусы. Помните, что 80-85% людей – визуалы, которым недостаточно услышать объяснение формулы или задачи, а нужно его еще и увидеть.
  5. Используйте приемы занимательной математики. Пусть дети собирают роботов из конструктора, решают исследовательские задачи, разгадывают математические загадки и ребусы и т. д.

Математика – сложный, но полезный и интересный предмет. И задача учителя – заинтересовать им детей. А для этого нужно не просто самому знать и любить математику, но и постоянно развиваться как педагогу.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или
консультацию

Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", представленные по запросу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

См. Официальные документы в образовании. - 2016. - N 18,19. - Ред.

- для должности "профессор предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования - подготовкой кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

- для должностей "ассистент" "преподаватель", "Старший преподаватель" предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ;

- для должности "доцент" - реализация только основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ.

Следует ли из положений профессионального стандарта запрет на привлечение образовательными организациями педагогических работников, замещающих должности:

- "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент" к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

- "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "профессор" к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры?

Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Кодекса если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны-соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и(или) профессиональным стандартам.

Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:

См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 1. - С.4-63. - Ред.

См. Официальные документы в образовании.- 2011. - N 14, 15. - Ред:

Кроме квалификационных требований профессиональный стандарт перечисляет трудовые функции (трудовые действия, необходимые знания, умения и иные характеристики) в пунктах 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.4.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обращаем внимание на концевую сноску N 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3.8 "Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации" также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3.8 "Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации" даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации..

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (п.3.9 "Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации"), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры - стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют, требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры - стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

2. Согласно положениям профессионального стандарта для должностей "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент" предусмотрены требования к образованию и обучению - высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю); дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Для должности "профессор" аналогичное требование предъявляется для преподавания по программам ординатуры.

Следует ли из положений профессионального стандарта требование к педагогическим работникам, привлекаемым к реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, дополнительного профессионального образования и замещающим должности "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент", "профессор", иметь высшее образование, направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), а также дополнительное Профессиональное образование на базе высшего образования - профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)?

Дополнительное профессиональное образование для должностей "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент", профессор" будет иметь обязательный характер, если направленность образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Освоение программы профессиональной переподготовки в данном случае обеспечивает возможность получение новой квалификации, которая соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Читайте также: