Учет паспортов как называется

Обновлено: 04.07.2024

Паспортный стол в управляющей организации – подразделение, выполняющее функции посредника между гражданами и УФМС. Должность паспортиста требует внимания и ответственного подхода к работе. Узнайте, какие услуги паспортный стол УО должен предоставлять жителям.

Что такое паспортный стол в УО

По договору управления управляющая организация по заданию собственников берёт на себя обязанность в течение согласованного срока выполнять указанные в нём работы и услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Выдача справок, ведение регистрационного учёта собственников помещений – обязательное условие договора управления МКД.

Эти обязанности в управляющей организации выполняет паспортный стол – отдельное подразделение, в задачи которого входит регистрация и учёт граждан по месту жительства, снятие с учёта, первичное оформление документов, удостоверяющих личность.

Должность работника, который занимается выполнением таких обязанностей, называется паспортист.

Основные обязанности паспортиста в УК

  • проверку документов, которые сдают жильцы;
  • учёт граждан согласно законодательству;
  • ведение паспортного учёта;
  • выдачу справок установленной формы;
  • ведение картотеки как в бумажном, так и в электронном виде;
  • составление отчётности.

Помимо этих обязанностей руководство управляющей организации может возложить на паспортиста и другие функции, связанные с учётом и документацией, например, ведение реестра собственников помещений в МКД.

Особенности работы паспортиста

Основная функция паспортиста управляющей организации – посредничество между жителями и УФМС. Все полученные от граждан документы паспортист передаёт в территориальный отдел УФМС.

Паспортист имеет высокий уровень ответственности перед каждой из сторон. Он должен предоставлять в УФМС достоверные сведения и отвечает за сохранность документов жителей МКД.

    . Это основной документ, который утверждает правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ.. Он устанавливает права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах страны., которая определяет обязанность управляющей организации оказывать собственникам помещений в МКД предусмотренные договором управления работы и услуги.

Управляющая организация может не нанимать в штат паспортиста, а заключить договор с Паспортной службой. В таком случае оплачивать услуги Паспортному столу будет УО, а не каждый собственник в отдельности.

Управляющая организация закладывает эти расходы в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД. Отдельной строкой в квитанции их выставлять нельзя.

Место пребывания и место жительства

Отделения УФМС осуществляют регистрационный учёт граждан через структурные подразделения согласно постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

Управляющие организации осуществляют первичный приём от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства, подготовку и передачу документов в орган регистрационного учёта, а также ведут и хранят поквартирные карточки регистрации по месту жительства.

Местом пребывания считается место, где гражданин проживает временно. Это могут быть гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы и другие жилые помещения, не являющиеся постоянным местом жительства.

  • на праве собственности;
  • по договору найма;
  • по договору социального найма;
  • на иных основаниях, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в органах регистрационного учёта.

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания.
  3. Документ, являющийся основанием для временного проживания в указанном жилом помещении – заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  4. Иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением.
  • принять заявление гражданина и необходимые для регистрации документы;
  • проверить комплектность предоставленных документов в присутствии заявителя;
  • передать в орган регистрационного учёта документы с адресными листками прибытия, составленными в двух экземплярах.

Орган регистрационного учёта рассматривает предоставленные паспортистом документы, проверяет сведения, указанные в них и оформляет регистрацию по месту пребывания. Затем орган УФМС передаёт свидетельство о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность гражданина, в управляющую организацию или гражданину лично в руки.

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства.
  3. Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение – заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  4. Иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.

Если гражданин снят с регистрационного учёта на предыдущем месте жительства, ему необходимо предоставить адресный листок убытия, выданный органом регистрационного учёта по последнему месту жительства.

  • гражданин предоставляет в паспортный стол управляющей организации документы, необходимые для регистрации;
  • в паспортном столе проверяют комплектность предоставленных документов в присутствии заявителя;
  • паспортист вносит записи в регистрационную и поквартирную карточку, домовую книгу, адресные листки прибытия и формы статистического учёта;
  • паспортист управляющей организации передаёт документы в орган регистрационного учёта;
  • орган регистрационного учёта рассматривает документы, проверяет сведения, указанные в заявлении и оформляет регистрацию по месту жительства;
  • орган государственного учёта передаёт документы в УО или гражданину.

Снятие граждан с регистрационного учёта

Если жилое помещение не является местом жительства гражданина, он считается снятым с регистрационного учёта с момента истечения срока, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Другая ситуация с гостиницами, санаториями, домами отдыха, туристическими базами, пансионатами и кемпингами – гражданин остаётся на учёте до момента выезда. А в медицинских учреждениях гражданина снимают с регистрационного учёта при выписке.

Отметка о снятии гражданина с регистрационного учёта ставится в его паспорте в день поступления документов в орган регистрационного учёта.

Сегодня мы поговорили об основных функциях паспортиста в управляющей организации и некоторых алгоритмах его работы. В следующей статье обсудим, какую ответственность несёт УО за отказ от выдачи жителям необходимых при постановке на регистрационный учёт или снятии с него.

Российский паспорт

В соответствии с Указом президента РФ от 13 марта 1997 года "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта утверждены постановлением правительства РФ от 8 июля 1997 года (с последующими изменениями).

Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти этих республик и Федеральной миграционной службой по согласованию с Геральдическим советом при президенте РФ.

Основным документом, удостоверяющим личность лиц (граждан РФ), не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о рождении - свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния - факта рождения ребёнка.

Свидетельство о рождении содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения ребенка; фамилию, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей); дату составления и номер записи акта о рождении; место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния); дату выдачи свидетельства о рождении.

По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).

Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации. Положение об удостоверении личности военнослужащего РФ утверждено постановлением правительства РФ от 12 февраля 2003 года.

Форма бланка удостоверения и его описание утверждены приказом министерства обороны РФ от 13 мая 2003 года.

Удостоверение содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, дату рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. В бланке удостоверения предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.).

Удостоверение личности военнослужащего является бессрочным и действительно на время нахождения военнослужащего на военной службе.

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями), документами, заменяющими паспорт гражданина РФ, являются также военный билет, временное удостоверение личности гражданина РФ, справка для граждан, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Военный билет является документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования на время их обучения.

Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (форма N 2П) выдается гражданину паспортно-визовым подразделением органа внутренних дел до оформления нового паспорта на срок не более 2 месяцев. Сведения о выданном временном удостоверении личности вносятся в свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина.

Справка установленной формы выдается гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, для участия в выборах и референдумах. Форма справки определена совместно министерством юстиции, МВД, ФСБ и министерством обороны РФ (утверждена 25 сентября 2003 года совместным распоряжением соответствующих министров).

Для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, паспорт гражданина РФ заменяет документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ.

Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года в действующей редакции, основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Эти документы могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные. Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, определяется правительством РФ.

Образцы бланков паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта, служебного паспорта и паспорта моряка (удостоверение личности моряка), в том числе содержащие электронный носитель информации, утверждены постановлениями правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" и от 18 ноября 2005 года "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации".

В основу оперативно-справочных учетов положены такие признаки лиц, предметов, вещей, изделий, выявление и фиксация которых не требует экспертно-криминалистических познаний , применения соответствующих средств и методов.

Например, заводские номера, маркировки с указанием заводов-изготовителей, времени и места выпуска (разумеется, за исключением случаев уничтожения или подделки номеров). Признаки таких объектов регистрации описываются непосредственно следователями и работниками оперативных аппаратов (в отличие от криминалистических учетов, когда информационные признаки объектов выявляются, как правило, путем специальных исследований или экспертиз).

Оперативно-справочные учеты органов внутренних дел содержат в основном информацию, характеризующую:

    • лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых;
    • лиц, осужденных за совершение преступлений;
    • лиц, находящихся в розыске (скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от наказания);
    • лиц, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или изменением обстановки;
    • иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ), совершивших преступления и правонарушения;
    • утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия;
    • разыскиваемого и бесхозного автотранспорта;
    • антиквариата и культурных ценностей;
    • похищенных и неразысканных, а также изъятых у лиц, задержанных за совершение преступлений, номерных вещей.
    Виды оперативно-справочного учета:
    1. алфавитно-дактилоскопический учет;
    2. учет лиц по признакам внешности;
    3. учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства (ЛБГ) и гражданами России, постоянно проживающими за границей;
    4. учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей;
    5. учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей;
    6. учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта.

    Алфавитно-дактилоскопический учет

    Значительную часть объектов учета составляют уже известные лица. Их учет осуществляется в форме взаимосвязанных алфавитных и дактилоскопических картотек.

    Алфавитные картотеки (как и дактилоскопические) ведутся на лиц, совершивших преступление на данной территории, объявленных в розыск, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание, задержанных. В алфавитной карточке указываются демографические данные, сведения о судимостях, арестах, задержаниях, приводятся дактилоскопическая формула и оттиск указательного пальца правой руки.

    Дактилоскопические картотеки также, ведутся для учета лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых, осужденных за совершение преступлений, находящихся в розыске (скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от наказания), совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или изменением обстановки.

    Дактилоскопические карты с отпечатками поверхностей всех пальцев и ладоней рук человека изготовляются на специальных бланках. Такой способ дактилоскопирования носит название десятипальцевого. На лицевой стороне карты указываются также демографические данные, а на оборотной — сведения о судимостях, задержаниях и особых приметах этого лица.

    Дактилоскопические картотеки, как и алфавитные, ведутся в ГИЦ МВД РФ (централизованные), в ИЦ МВД, УВД автономных республик, краев и областей (региональные), а кроме того — в экспертно-криминалистических подразделениях горрайорганов и в некоторых подразделениях уголовного розыска УВД и МВД (местные). Дактилоскопические карты систематизируются в картотеках по специальным формулам, которые выводятся на основе информации, заключенной в пальцевых узорах. Формула при ручном поиске позволяет установить группу карт, среди которых может находиться искомая. Отождествление личности производится по деталям строения папиллярных узоров путем их сравнительного исследования.

    Дактилоскопический учет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, позволяет получать разнообразную информацию для раскрытия и расследования, преступлений.

    В последние годы для обработки дактилоскопической информации все активнее используются современные информационные технологии.

    Учет лиц по признакам внешности

    Ранее этот учет велся в виде фотоальбомов или фототек. В настоящее время им на смену приходят видеобанки и видеотеки, содержащие как видео-, так и фотоизображения лиц). Учет информационно связан с федеральной фототекой особо опасных преступников, разыскиваемых граждан и неопознанных трупов.

    Основное назначение учета: возможность предъявить подозреваемого, обвиняемого для опознания потерпевшим, свидетелям. Систематизируется информация в соответствии с признаками внешности человека. При этом сначала можно составить композиционный портрет, а затем — найти фотоизображение лица по известным признакам. Наиболее современным и удобным вариантом видеотеки является компьютерная база данных, в которую изображения вводятся либо с помощью сканера, либо со специального фотоаппарата с цифровой регистрацией. Существуют программные средства, позволяющие изменять ракурс изображения.

    Учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства (ЛБГ) и гражданами России, постоянно проживающими за границей

    Учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства (ЛБГ) и гражданами России, постоянно проживающими за границей, ведется в целях накопления, хранения и представления в заинтересованные службы органов внутренних дел и другие правоохранительные органы соответствующей оперативно-справочной и аналитической информации. Учет формируется как в пофамильной и дактилоскопической картотеках, так и посредством централизованной автоматизированной информационной системы (АИС), позволяющей в значительной степени ускорить обработку и получение информации, обобщаемой на федеральном уровне. В рамках АИС функционируют пять подсистем:

      • административная практика;
      • преступление;
      • дорожно-транспортное происшествие;
      • розыск;
      • наказание.

      Учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей

        1. исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
        2. предметы и их фрагменты, найденные в результате археологических раскопок;
        3. художественные ценности (в том числе ручной работы на любой основе и из любых материалов);
        4. изделия традиционных народных художественных промыслов;
        5. составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
        6. старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
        7. редкие рукописи и документальные памятники;
        8. архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
        9. уникальные и редкие музыкальные инструменты;
        10. почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
        11. старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
        12. редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
        13. другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

        Учету не подлежат современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения массового производства.

        На каждый предмет похищенного, пропавшего, изъятого, найденного, конфискованного, сданного предмета антиквариата составляются два экземпляра информационной карты (оригинал и копия). К оригиналу карты прилагается (наклеивается) фотография либо эскизный рисунок предмета антиквариата.

        Предметы антиквариата и культурные ценности ставятся на учет в ГИЦ (ИЦ) МВД (ГУВД, УВД) по данным подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов, суда. Учет ведется в ГИЦ — по Российской Федерации в целом, в ИЦ МВД, ГУВД, УВД — на региональном уровне.

        Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей

        Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей в масштабах России осуществляет ГИЦ МВД РФ, а на региональном уровне — соответствующие ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

        На учет ставятся документы и вещи, похищенные, изъятые в соответствии с законом у задержанных или арестованных лиц, на таможнях, из автоматических камер хранения, найденные или добровольно сданные, имеющие индивидуальные номера (аудиовидеоаппаратура, кино-, фото- и видеокамеры, часы, охотничьи гладкоствольные ружья и т. д.).

        На номерную вещь или документ заполняется информационно-поисковая карта, которая направляется в региональный ИЦ. Если при проверке выясняется, что похищенная вещь стоит на учете как изъятая или изъятая вещь значится как похищенная, об этом информируются заинтересованные органы. При отсутствии в картотеке сведений о проверяемой вещи один экземпляр карты остается в региональном ИЦ, а другой направляется в ГИЦ МВД РФ.

        Если номерная вещь состоит из деталей (механизмов), имеющих самостоятельные номера, на каждую деталь (механизм) составляется дополнительная карта.

        Централизованно-местный учет паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов функционирует в виде автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) "Паспорт". В рамках этой системы подлежат учету:

          • похищенные и утраченные паспорта и их бланки;
          • паспорта, полученные по подложным документам;
          • паспорта лиц, объявленных в федеральный розыск, особо опасных преступников, подлежащих взятию под административный надзор;
          • паспорта без вести пропавших и объявленных в федеральный розыск граждан;
          • паспорта психически больных лиц, уклоняющихся от лечения и склонных к совершению опасных для жизни и здоровья граждан действий;
          • паспорта состоящих на централизованном учете лиц, сведения о перемещении которых представляют оперативный интерес для органов внутренних дел.

          В АИПС "Дорожное движение" имеется подсистема "Техдокумент" — информация о похищенных и утраченных технических паспортах на транспортные средства, счетах-справках магазинов и приобретении транспортных средств. Использование сведений этого учета позволяет выявлять случаи подделки и кражи технических паспортов и документов о приобретении транспортного средства.

          Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта

          Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта используется при проведении розыскных мероприятий, а также при регистрации транспортных, средства в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Формирование учета ведется в рамках АИПС "Автопоиск", которая является составной частью Федерального банка криминальной информации ГИЦ . Федеральному централизованному учету подлежит легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства. Региональному — вышеперечисленные транспортные средства, а также мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.

          При возбуждении уголовного дела по факту незаконного завладения транспортным средством (ТС) следователь (орган дознания) составляет информационно-поисковую карту на кражу (угон) транспортного средства в 2-х экземплярах. Один экземпляр карты в суточный срок направляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, другой хранится в уголовном деле и оформляется при установлении разыскиваемого ТС отметкой "обнаружено".

          Информационно-поисковая карта на бесхозное транспортное средство составляется инспектором ГИБДД по розыску или сотрудником, исполняющим его обязанности. Один экземпляр карты направляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, другой хранится в наблюдательном деле.


          Хочу поделиться своим опытом, приобретённым при разработке и сопровождении информационной системы учёта физических лиц в одной организации. Масштаб — несколько десятков тысяч реальных людей. Разумеется, производился сбор в том числе и паспортных данных. Как это часто бывает, исчерпывающего ТЗ сформулировано не было и некоторые вещи пришлось доделывать в процессе. О тонкостях учёта физлиц для программистов, впервые сталкивающихся с такой задачей, я и хотел бы рассказать. В статье будут затронуты только вопросы ФИО, гражданства и документов, удостоверяющих личность. Материал получился несколько сумбурным в связи с тем, что содержит только личный опыт без пересказа общеизвестных фактов и цитирования официальных документов.

          Сначала про фамилию, имя и отчество. Во-первых, простому русскому человеку не всегда очевидно, что отчества может не быть. Причём его может не быть как у иностранцев (что понятно), так и у граждан РФ (по различным причинам). Если это не учесть сразу и сделать поле обязательным, то операторы вынуждены будут вводить туда всякий мусор типа дефисов.

          Дальше. Опыт показывает, что в русском написании фамилии и имени кроме кириллических букв могут встречаться пробелы и дефисы. Другие символы в документах, удостоверяющих личность, не встречались.
          UPD: в комментариях подсказали, что иногда ещё встречается апостроф.

          Третий нюанс: иностранцы (особенно из Азии) при переоформлении российской визы могут получить русское имя в новой транскрипции, таков уровень работы нашего МИДа. Поэтому хорошей практикой будет завести в системе поля для имени и фамилии иностранцев на латинице.

          Теперь о том, что касается гражданства и документов, удостоверяющих личность. С гражданством всё почти просто: за редкими исключениями (их рассмотрим в конце) гражданство человека совпадает с той страной, которая выдала ему паспорт (или иной документ). А с документами — несколько сложнее.

          Сперва кратко перечислим основные документы, удостоверяющие личность граждан в России. Обычно люди обращаются, имея на руках самый обычный внутренний паспорт РФ. Для военнослужащих также возможен военный билет, кроме того — у представителей отдельных профессий может встречаться такая экзотика, как паспорт моряка или служебный паспорт. На время ожидания готовности нового паспорта, например, по достижении 20 или 45 лет, документом является временное удостоверение личности по форме Т-2. Нужно иметь в виду, что форма Т-2 — это совсем не та справка из паспортного стола, которую там выдают при сдаче старого паспорта! Справка нужна для её обмена на новый паспорт, а также может удовлетворить любопытство сотрудника ППС или кого-нибудь не слишком требовательного к документам, а вот оформить по ней кредит в банке вряд ли получится, для этого нужно полноценное временное удостоверение с фотографией. Его оформление — дело добровольное и осуществляется при обращении непосредственно в отдел ФМС. Загранпаспорт удостоверяет личность только тех граждан, кто выехал на ПМЖ за рубеж. Обычно их паспорта получены в заграничных посольствах и имеют специальные серии — 51 или 53. Вообще, серия у этих документов состоит из двух цифр, номер — из семи, а коды выдающих подразделений совсем не похожи на коды у внутренних паспортов.

          У большинства иностранцев личность удостоверяется заграничным паспортом своей страны, но граждане некоторых государств могут находиться в России и по внутреннему паспорту (там предусмотрены страницы с дублированием основных сведений на русском). К таким странам относятся Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.

          Однако, самая массовая категория документов, с которыми сталкивается средняя организация в России — это внутренние паспорта РФ, поэтому основное внимание уделим им. Существуют некоторые особенности, которые позволяют в некоторой степени автоматизировать контроль правильности их реквизитов.

          Номера паспортов — 6-значные, присваиваются последовательно в пределах каждой серии и никаких хитростей, связанных с ними, мне неизвестно.

          Подразделение, выдавшее паспорт, и его код — самые длинные поля в списке реквизитов паспорта. Соответственно, в них совершается наибольшее количество ошибок. Код подразделения состоит из двух групп по 3 цифры, разделённых дефисом. Первые 2 цифры — код региона, но почему-то не по ОКАТО/ОКТМО, как в серии, а по справочнику, примерно соответствующему КЛАДРу или автомобильным кодам. 3-я цифра — тип подразделения (ФМС, ОВД и т.п.). Последние 3 цифры — собственно порядковый номер подразделения. Для оптимизации ввода этих данных можно организовать автодополнение по справочнику подразделений и их кодов.

          Также будет нелишним знать, что ФМС предоставляет сервис проверки по списку недействительных паспортов. Собственно, весь их список доступен для свободного скачивания. Проблема заключается в том, что файл с этим списком занимает свыше 1 Гб и организовать его обработку на среднем сервере может стать непростой задачей. В таких случаях можно воспользоваться сервисом для автоматизированной проверки паспортов.

          Разумеется, в этой статье освещены далеко не все вопросы, связанные с программным учётом физических лиц и контролем их документов, в связи с тем, что многие потенциально возможные ситуации автору на практике не встречались. Но, несмотря на это, надеюсь, что даже изложенные сведения помогут кому-то не допустить типовых ошибок при проектировании информационных систем обработки персональных данных и повысить качество собираемых сведений с помощью автоматического контроля.

          Читайте также: