Учет активов и обязательств ведется обособленно что значит

Обновлено: 04.07.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

учетной политики централизованной бухгалтерии;

применения электронных документов и скан-копий;

определения стоимости активов и обязательств, полученных в результате необменных операций.

Поправки вступили в силу 25.09.2020. При этом Приказом № 130н не предусмотрено переходных положений, в связи с чем новые положения применяются с указанной даты.

Учетная политика ЦБ.

Согласно внесенным поправкам передача ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется другому учреждению (централизованной бухгалтерии) в соответствии с законодательством РФ. При этом в новом п. 4.1 указано, что если ведение учета передано централизованной бухгалтерии, то на нее распространяются положения данного стандарта.

Работа с электронными документами.

Форма первичного документа

Порядок применения и подписания документа

Такой документ применяется при установленном в организации электронном документообороте. Он подписывается квалифицированной электронной подписью либо в случаях, предусмотренных названным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности, – простой электронной подписью.

Копии электронных документов на бумажном носителе заверяются в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета

Такая форма применяется при отсутствии возможности формирования и хранения первичных учетных документов в электронной форме, а также в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе. Подписывается документ живой подписью лица, уполномоченного на его подписание

Заметим, что электронные документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая подписи уполномоченных лиц организации, проставляемые для придания документу юридической силы, содержащие простые электронные подписи, принимаются к бухгалтерскому учету при условии их подписания квалифицированными электронными подписями субъекта учета.

Скан-копии.

2) удостоверения соответствия скан-копии подлиннику документа квалифицированной электронной подписью лица, ответственного за оформление документом факта хозяйственной жизни, и (или) лица, ответственного за формирование и (или) передачу такой скан-копии.

Активы и обязательства при необменных операциях.

Установлено, что первоначальной стоимостью таких активов (обязательств) при необменных операциях является их справедливая стоимость на дату приобретения либо стоимость, отраженная в документах, подтверждающих переход прав на активы (возникновение обязательств).

Вид операции

Условия отражения в учете

Если объекты бухгалтерского учета, возникшие в результате необменных операций, не могут быть оценены по справедливой стоимости и в документах, подтверждающих их поступление, такая информация отсутствует, то они в целях бухгалтерского учета оцениваются по стоимости, по которой учитывались у предыдущего правообладателя (балансодержателя).

Активы и (или) обязательства, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, в том числе в результате реорганизации учреждений, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в документах, которые подтверждают переход прав на активы (обязательства)

Активы, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, в том числе при условии принятия решения об отчуждении после признания в бухгалтерском учете активов по стоимости фактических вложений (стоимости, по которой они учитывались у предыдущего правообладателя в условной оценке), отражаются в бухучете по справедливой стоимости. Результат их переоценки до справедливой стоимости, рассчитываемой методом рыночных цен, раскрывается в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода

До выхода Приказа Минфина РФ от 20.11.2018 N 236н (далее — Приказ N 236н), который утвердил изменения в ПБУ 18/02, большинство из нас и не задумывалось о том, что применяет затратный метод (или метод отсрочки) учета расчетов по налогу на прибыль.

Как устроен затратный метод

По каждой операции, которая влияет на финансовый результат, мы определяем разницы между бухгалтерскими и налоговыми доходами (расходами).

  • Постоянные — если доходы (расходы) отражаются в одном виде учета и не отражаются в другом, причем возникающая разница оказывает влияние на налог на прибыль только в одном отчетном периоде. Например, расходы на компенсацию сотрудникам за использование личного транспорта в служебных целях сверх норм (п. 38 ст. 270 НК РФ).

Постоянные разницы формируют постоянное налоговое обязательство (ПНО) или постоянный налоговый актив (ПНА).

  • Временные — если доходы (расходы) влияют на финансовый результат в бухгалтерском учете в одном периоде, а в налоговом — в другом или других отчетных периодах, т. е. возникает либо отложенный актив (ОНА), либо отложенное обязательство (ОНО) по налогу на прибыль, которые впоследствии погашаются. Например, из-за разных сроков полезного использования основного средства ежемесячно признаются в расходах разные суммы амортизации в налоговом и бухгалтерском учете.

С помощью полученных налоговых разниц (постоянных и отложенных) корректируется условный расход (доход) по налогу на прибыль (УР или УД). Так определяется текущий налог на прибыль (ТНП) при затратном методе.


В п. 3 ПБУ 18/02 с 2008 года установлено, что временные разницы (ВР) должны учитываться раздельно по видам активов и обязательств, но следуя рекомендациям Минфина, при определении временных разниц мы привыкли анализировать только доходы и расходы.

Самым большим недостатком затратного метода является то, что определение постоянных и временных разниц по доходам и расходам:

  • вносит путаницу в классификацию разниц: трудно разобраться, когда разницы временные, а когда постоянные;
  • исключает признание отложенного налога, когда разницы стоимостей активов (обязательств) в БУ и НУ не влияют на финансовый результат (например, при дооценке активов).

Постулаты балансового метода

Обновленная редакция ПБУ 18/02 обязательна к применению с 2020 года.

Изменения в стандарте (п. 8):

  • дополнено определение временных разниц, теперь их создают:
    • доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах;
    • результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах;
    • временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

    Благодаря новому определению временных разниц список постоянных разниц сильно сократился. Например, больше не являются постоянными разницы, образующиеся в результате формирования резерва по сомнительным долгам и любого другого резерва.

    Они образуются только по доходам и расходам, которые формируют финансовый результат в отчетном периоде и 100% в будущем уже никогда не окажут влияния на сумму налога на прибыль. Таким образом, постоянные разницы образуются только на счетах 90, 91, 99.

    Другие особенности балансового метода:

    • ТНП определяется по данным декларации по налогу на прибыль (п. 21, 22 ПБУ 18/02);
    • в Отчете о финансовых результатах раскрывается сумма расхода по налогу на прибыль (РНП), что позволяет учредителю (инвестору) понимать, как деятельность предприятия сегодня отразится на налоговых обязательствах в будущем (п. 24 ПБУ 18/02);
    • ОНА и ОНО могут отражаться в балансе свернуто (п. 19 ПБУ 18/02);
    • в аналитическом учете временные разницы учитываются раздельно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла разница (п. 3 ПБУ 18/02).
    • постоянные разницы не отражаются в бухгалтерском учете, а вычисляются математически (Рекомендация НРБУ БМЦ от 26.04.2019 N Р-102/2019-КпР).

    Обязательно ли переходить на балансовый метод учета ПБУ 18/02?

    Что ж, изменения довольно революционные. Все кажется запутанным и хочется спросить:

    А нельзя ли остаться на затратном методе? Мы к нему уже привыкли — там все ясно и понятно.

    ПБУ 18/02 в редакции Приказа N 236н не запрещает вести учет расчетов по налогу на прибыль затратным методом при условии, что все новые требования стандарта учтены. Это значит, что вряд ли ведение учета по ПБУ 18/02 по методу отсрочки будет простым и понятным. Ведь придется разработать собственную методику для этих целей.

    У балансового метода учета действительно много плюсов, и применять его намного легче, чем затратный. Например, больше не нужно:

    А теперь о том, как новая редакция ПБУ 18/02 реализована в 1С. Разработчики предлагают на выбор 3 варианта настроек в Главное – Учетная политика :


    • на что влияет выбор той или иной настройки в Учетной политике ;
    • как под балансовый метод обновился План счетов 1С;
    • что нового появилось в процедуре Закрытия месяца .

    Учет ведется балансовым методом

    Если в Учетной политике базы 1С установлено Ведется балансовым методом , то

    Учет ведется балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц

    Если в учетной политике установлен переключатель Ведется балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц , то:

    БухЭксперт8 предупреждает:

    Очевидно, что при применении затратного метода учета по ПБУ 18/02 с 2020 без ручных корректировок в базе не обойтись. А без них есть риск составления недостоверной бухгалтерской отчетности. Что в свою очередь грозит организации дополнительными санкциями со стороны контролеров.

    Как перейти на балансовый метод учета по ПБУ 18/02 в 1С

    Чтобы перейти с затратного на балансовый метод в 1С 8.3, необходимо:

    • из раздела Главное — Учетная политика — Учет отложенных налоговых активов и обязательств включить настройку с Января 2020:
      • Ведется балансовым методом ;
      • сформировать справку-расчет Отложенный налог на прибыль за Январь 2020 ( Операции – Справки-расчеты ) и сверить суммы на 01.01.2020:
        • Вычитаемая временная разница (гр. 2) х 20% = ОНА (гр. 4);
        • Налогооблагаемая временная разница (гр. 3) х 20% = ОНО (гр. 5).


        Когда может понадобиться ретроспективный пересчет при переходе с затратного метода учета ПБУ 18/02 на балансовый?

        Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности нужен, если одновременно выполняются условия:

        • организация не имеет права на применение упрощенных способов бухучета;
        • ОНА (ОНО) на 01.01.2020 существенно отличаются от остатков данных величин на 31.12.2019, т. е. в справке-расчете Отложенный налог на прибыль за Январь 2020 проверка показала существенные расхождения.

        Порядок действий, если ретроспективный пересчет НЕ нужен

        Никаких дополнительных действий производить не надо. Данные по отложенному налогу (ОНА, ОНО) автоматически скорректируются при смене Учетной политики в соответствии с требованиями балансового метода на 31.01.2020.

        Что делать, если ретроспективный пересчет НУЖЕН

        При необходимости ретроспективного пересчета переключиться на балансовый метод в 1С 8.3 необходимо более ранней датой.

        • убедитесь, что 2019 год закрыт, и вся отчетность сформирована;
        • из раздела Главное — Учетная политика — Учет отложенных налоговых активов и обязательств включите настройку с Января 2019:
          • Ведется балансовым методом ;

          Как автоматически провести ретроспективный пересчет при переходе с затратного метода учета ПБУ 18/02 на балансовый?

          Чтобы не проводить ретроспективный пересчет вручную, после закрытия 2019 года:

          • создайте копию базы;
          • в копии с Января 2018 в Учетной политике выберите:
            • Ведется балансовым методом ;

            См. также:

            Если Вы еще не подписаны:

            Активировать демо-доступ бесплатно →

            или

            Оформить подписку на Рубрикатор →

            После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

            Помогла статья?

            Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

            Похожие публикации

              .У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую...

            Карточка публикации

            (15 оценок, среднее: 5,00 из 5)

            Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
            Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
            Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

            Все комментарии (8)

            Спасибо за обратную связь и внимание к нашему материалу.
            Распечатать статью можно прямо из браузера, кликнуть правой кнопкой мыши и выбрать Печать.

            Добрый день! В рекомендациях написано, что надо выполнитт Закрытие месяца (Операции — Закрытие месяца — Расчет отложенного налога по ПБУ 18) только за Декабрь 2019; но это невозможно, программа выдает ошибку и пишет, что не выполнена операция по расчету отложенного налога за ноябрь и видимо так до января 2019 года

            Чтобы не создавать лишних записей в истории изменений Учетной политики и не порождать возможных ошибок, лучше изменить способ учета отложенного налога по ПБУ 18 на балансовый метод с Января 2019. Здесь ошибки нет.
            Декабрь 2019 без проведения предыдущих месяцев можно будет провести, если перенести границу последовательности (о переносе границы напомнит программа при попытке перепроведения).
            При запросе программы провести документ Расчет отложенного налога по ПБУ 18 более ранних месяцев, последовательно в каждом месяце 2019 выберите действие Пропустить для данной регламентной операции. Тогда тоже все получится.

            Обратите, пожалуйста, внимание что в комментариях к статьям мы не отвечаем на вопросы по программам 1С!
            Все вопросы по 1С задавайте в разделе МОИ ВОПРОСЫ в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ здесь:
            Личный кабинет
            Ссылка справа вверху

            Что касается балансового метода с ПР и ВР, то он потребует не только переходных ручных правок, но и разработки собственной методики ведения учета, чтобы соответствовать требованиям новой редакции ПБУ 18/02. Закрепить ее надо в Учетной политике.
            И соответственно поддерживать эту методику надо будет в ручном режиме — полностью автоматизирован в 1С балансовый метод без ПР и ВР. Ведь собственная методика будет у каждого своя.
            Все операции надо будет проверять и при необходимости вносить ручные корректировки.
            Именно на применении балансового метода без ПР и ВР настаивает Минфин и БМЦ. По нему нас будут аудировать. Он максимально приближен к МСФО. Поэтому желательно еще раз изучить этот вариант и мы рекомендуем именно им пользоваться, чтобы не создавать себе лишних сложностей в учете и не генерить ошибки, которых можно избежать.
            ПБУ 18/02 не предназначено для проверки налогового учета по налогу на прибыль. Это чисто бухгалтерский стандарт. И вариант балансовый без ПР и ВР полностью отражает его суть, а также намного упрощает учет по сравнению с тем, как мы работали по затратному методу.
            Для налогового учета в 1С есть свои инструменты — надо пользоваться ими, а ПБУ 18/02 использовать по прямому назначению.
            При балансовом методе ПР у нас практически нет. Совсем другой подход к классификации разниц по сравнению с затратным методом. Надо будет это осознать и перестроиться, но с практикой все встанет на свои места.

            Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные ПБУ 18/02 — с учетом налога на прибыль, формированием постоянных и временных разниц, а также постоянных налоговых доходов и расходов, отложенных налоговых обязательств и активов. Инструкция составлена в соответствии с последней редакцией ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 20.11.18 № 236н ), применять которую в обязательном порядке нужно с 2020 года. В 2019 году использовать данную редакцию ПБУ 18/02 можно было в добровольном порядке. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

            Кто применяет

            Компании, которые являются плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций, а также государственных (муниципальных) учреждений).

            Цель применения

            Так, некоторые затраты в БУ отражаются в полной сумме, а в НУ — в пределах лимита (например, представительские расходы). Есть затраты, которые показываются только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете отсутствуют (например, премии к празднику). Наконец, момент учета доходов и расходов в БУ может отличаться от момента учета доходов и расходов в НУ (в частности, у тех, кто использует кассовый метод). И это далеко не все случаи, когда показатели налогового учета и бухгалтерского учета расходятся.

            Основные показатели

            Усл овный расход (доход) по налогу на прибыль

            Условный расход по налогу на прибыль — это прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
            ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

            Условный доход по налогу на прибыль — это убыток по данным бухгалтерского учета, умноженный на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
            ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

            Текущий налог на прибыль

            Текущий налог на прибыль — это прибыль по данным налогового учета, умноженная на налоговую ставку. Проще говоря, это налог к уплате, который организация отражает в декларации по прибыли.

            В пункте 22 ПБУ 18/02 сказано, что существует два способа определения величины текущего налога на прибыль: на основании данных бухучета и на основании налоговой декларации. Каждая организация вправе выбрать любой из способов и закрепить его в учетной политике.

            Отметим, что в настоящей статье используется способ определения текущего налога на прибыль на основании данных БУ. Мы остановились на нем, поскольку именно этот способ соответствует правилам, которые приведены в инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Данный способ подразумевает, что никакой отдельной проводки на сумму текущего налога на прибыль делать не надо.

            Разницы между данными НУ и БУ

            Каждый раз, когда одна и та же операция отражается в налоговом учете иначе, чем и бухгалтерском, возникает так называемая разница. Существует два вида разниц: временные и постоянные.

            Когда появляются временные разницы

            Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы заключается в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

            Компания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования составляет пять лет.

            В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

            По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

            Следовательно, разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

            Организация по-разному отражает отпускные в БУ и в НУ.

            В налоговом учете отпускные включаются в состав расходов того месяца, на который приходится отпуск.
            Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.
            После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

            Следовательно, разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

            Кроме того, к временным разницам относятся результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль или убыток, но формирующие налоговую базу по прибыли в других периодах.

            Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

            Как отразить временную разницу

            Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги.
            1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

            • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
            • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
            • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
            • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.

            Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

            Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

            Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

            Пример 3

            У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет.

            Установлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

            Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.).

            К тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю.

            Таким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

            Таблица 1

            Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

            АКТИВЫ

            НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

            ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

            ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

            ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

            НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

            Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

            В случае, когда все указанные действия уже были проделаны годом ранее (то есть при подведении итогов и составлении отчетности за предыдущий год), нужно просто взять прошлогодние данные.

            5. Сравнить временную разницу на конец предыдущего года и временную разницу на конец отчетного года. Далее действовать по следующему алгоритму:

            6. Создать необходимые проводки (см. табл. 2):

            Таблица 2

            Какие проводки создать при отражении и погашении ОНА и ОНО

            Название операции

            Проводка

            Сумма проводки

            ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

            вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

            ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

            налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

            ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09

            вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

            ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

            налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

            Пример 5

            На конец предыдущего года у организации образовалась налогооблагаемая временная разница в сумме 60 000 руб. На конец отчетного года у организации образовалась вычитаемая временная разница в сумме 65 000 руб.

            Бухгалтер создал проводки:
            ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
            - 12 000 руб. (60 000 руб. × 20%) — погашено ОНО;

            ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
            - 13 000 руб. (65 000 руб. × 20%) — отражен ОНА.

            Отложенный налог на прибыль равен 25 000 руб.(12 000 руб. + 13 000 руб.).

            Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

            Когда появляются постоянные разницы

            Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

            Пример 6

            Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1% выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб. (200 00 руб. – 50 000 руб.).

            Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. Значит, разница является постоянной.

            Как отразить постоянную разницу

            Постоянная разница отражается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Постоянная разница порождает либо постоянный налоговый расход (ПНР), либо постоянный налоговый доход (ПНД). Чтобы создать соответствующую проводку, нужно сделать следующие шаги.

            1. Найти сумму текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль, и от полученного значения отнять условный расход (доход) по налогу на прибыль. При этом следует придерживаться правил:

            • текущий налог на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
            • условный расход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
            • условный доход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (+).

            2. Если получилась цифра со знаком (-), то это ПНР. Его отражают проводкой:
            ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

            Если получилась цифра со знаком (+), то это ПНД. Его отражают проводкой:
            ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

            Пример 7

            По итогам отчетного года налоговая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 150 000 руб., отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

            Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб. (280 000 руб. х 20%). Условный расход по налогу на прибыль равен 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%).

            Далее бухгалтер произвел следующие вычисления: (- 56 000 руб.) + 25 000 руб. – (- 30 000 руб.) = (- 1 000 руб.).

            Значит, полученная величина — это ПНР. В бухучете создана проводка:
            ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

            - 1 000 руб. — отражен ПНР.

            Как разницы влияют на налог на прибыль

            Заполнить и сдать через интернет актуальную на сегодня декларацию по налогу на прибыль Сдать бесплатно

            Что отразить в бухгалтерской отчетности

            В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.

            В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:

            Пример 9

            По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

            Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).

            Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.

            Таблица 3

            Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах

            Читайте также: