Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения

Обновлено: 02.07.2024

Цели обществоведческого образования ориентируют школьников на активную социальную работу в обществе, где развивается и адаптируется личность в различной социальной среде, где усиливается интерес к поиску своего, особенного, индивидуального восприятия мира, где утверждается человек как носитель социального опыта и разумный преобразователь окружающего мира. Данная ориентация может быть значительно усилена, если систематически включить в работу на уроках обществознания письменные источники. Педагогические возможности источников во многом определяются их содержанием, ценностной ориентацией, эмоциональной окраской.

Важным условием успешного использования документов является их классификация, которая систематизирует различные виды документов, очерчивает конкретные пределы использования. В обществоведческом курсе используются:

1. Нормативные документы.

2. Мемуарные источники.

3. Программные документы.

4. Статистические материалы.

5. Информационные материалы.

6. Личные документы.

7. Материалы научных, политических, общественных, юридических, экономических, философских дискуссий (стенографические отчёты, протоколы)

8. Публицистические материалы.

9. Философские тексты.

10. Научные, научно-популярные тексты.

Кратко охарактеризуем каждый из названных видов документов.

1) Нормативные документы.

Наука под нормативным актом понимает официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются Конституции (Основной закон) и иные законы, принимаемые высшим органом государственной власти, а также подзаконные акты.

Нормативный документ - это прежде всего проявление властно воли, которая, подчиняя себе, принуждает придерживаться порядков, которые она создала. Назначение нормативного документа - регулировать поведение людей в государстве. Любые процедуры немыслимы без нормативных документов. Каждая сфера общественной жизни регулируется законом, а особенностью данных документов является то, что они написаны юридическим языком.

Педагогическая роль данного вида документа велика, так как изучая правовые первоисточники на уроках, можно решать следующие педагогические задачи: учить понимать язык нормативного документа, давать знание закона; воспитывать уважение к закону; формировать умение грамотно пользоваться юридической литературой.

Трудно представить только лишь теоретическое изучение нормативного документа, так как любой нормативный документ направлен на практическое применение. Изучение этих документов помогает учащимся лучше разобраться в социально-правовых вопросах жизни общества, готовит их к практическому применению реальной жизни.

В трудах методистов, изучающих преподавание права, отмечается, что работа с первоисточниками способствует развитию политико-правового мышления, формированию активной жизненной позиции. Учёные всегда говорили о педагогической эффективности изучения правовых источников.

Правовые источники нужно изучать во всех темах курсов "Введение в обществознание" и "Человек и общество", так как это ориентирует на прочное овладение законами, регулирующих деятельность, во всех сферах жизни общества. Так, например, изучая тему "Можно ли преодолеть экологический кризис" (8класс), разумно включить "Закон о животном мире"; тема "Всеобщая декларация прав человека" (9класс) требует работы с названным документом; при изучении древних цивилизаций, вопроса о формировании и развитии государства и права можно привлечь законы Римской Империи ("Договор о покупке рабыни"); при изучении вопросов экономики целесообразно привлечь Конституцию Российской Федерации (статьи об экономических правах и свободах граждан), "Закон об акционерных обществах", нормативные документы о деятельности банковской системы; при изучении политической сферы полезно привлечь "закон о выборах в Государственную Думу", Конституцию Российской Федерации и другие документы; при изучении духовной сферы привлекаются нормативные документы о научных открытиях и изобретениях, об интеллектуальной собственности и другие.

2) Мемуарные источники.

Мемуары - это повествование от лица автора о реальных события прошлого, участником или очевидцем которых он был. Как правило, мемуары охватывают значительный временной промежуток воспоминаний и последовательное их изложение. Язык и стиль изложения могут быть ярким и эмоциональным или сухим и протокольным. Работа с мемуарами на уроке активизирует восприятие, мышление, переживание школьников. Особенностью мемуаров как источников является их субъективизм. Само происхождение источника накладывает отпечаток необъективности, из этого следует, что точка зрения мемуариста не обязательно будет правильной. Это следует учитывать при отборе документов.

Применение мемуаров в курсе целесообразно. Это могут быть воспоминания политиков, учёных, художников, поэтов, писателей, военных, религиозных деятелей и т. д.

Цели обществоведческого образования ориентируют на такой учебный процесс, который способствует овладению опытом творческой деятельности, развитию способности владеть альтернативными вариантами развития и прогнозировать последствия предполагаемых изменений, умения правильно определить приоритетные задачи и т. п. практическое воплощение вышеназванного возможно при включении в учебный процесс письменных источников, в особенности мемуаров, которые несут в себе опыт прошлого, отражают многообразие видов деятельности, историю развития человека и общества. Изучая современное общество, следует учитывать прошлое, которое воссоздаётся в мемуарах. Так, например, изучая тему "Гражданин - человек свободный и ответственный", целесообразно привлечь воспоминания о А.Д. Сахарове, где мемуарист повествует о гражданской ответственности учёного, о понимании гражданского долга Сахаровым. При изучении темы "Что под силу человеку" разумно привести мемуары спортсменов, учёных, космонавтов, исследователей, которые рассказывают, что же действительно под силу человеку. В теме "Вечные вопросы", привлекаются воспоминания философов, религиозных деятелей, учёных; изучая тему "Исторические судьбы марксизма", целесообразно привлечь воспоминания русских марксистов, европейских социал-демократов о марксизме и его судьбах.

3) Программные документы.

К ним относятся программы партий, программные выступления политических лидеров, документы общественно-политических организаций, социально-экономические программы.

Программные документы имеют выдержанную политическую направленность, их назначение - определение конкретной политической ориентации какой-либо партии, организации, движения, её целей, задач, стратегии и тактики. Только на основе выработанных политических принципов, очерченных политических перспектив могли появится эти программные документы. Отсюда вытекает социальная функция этих документов. Общество реагирует на политическую ситуацию в стране, обращает внимание на документы, в которых выражена программа партий. Выборные кампании, общественно-политические акции отражаются средствами массовой информации, в том числе прессой, которая публикует документы, обращения партий, лидеров, фракций, выступления руководителей государства, заявления основных государственных институтов власти (Федеральное Собрание, Правительство и др.)

Педагогическая целесообразность привлечения этого источника объясняется тем, что политические знания являются необходимыми для выпускников школы. Понимание политических терминов, понятий, определений - неотъемлемая часть изучения этих источников. Программные документы помогают разобраться в политической палитре современных партий (кого представляют партии, чьи интересы защищают, к чему стремятся, что обещают).

Данный источник целесообразно привлекать в теме: "У роковой черты", где используется программа общества "Гринпис". В теме "Нации и межнациональные отношения" привлекаются программы одной или нескольких партий по проблемам межнациональных отношений. Необходимо использовать такой источник, изучая политическую жизнь российской Федерации. Здесь разумно привлечь выступления президента Российской Федерации, где излагается материал о политическом курсе государства (например, Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию); программные материалы политических партий и общественных движений по вопросам внутренней и внешней политики России.

4) Статистические материалы.

Под статистикой понимают самостоятельную общественную науку, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика изучает также влияние природных и технических факторов на количественные изменения общественной жизни и влияние развития общественного производства на природные условия жизни общества.

В рамках курсов "Введение в обществознание" и "Человек и общество" статистические документы - это цифровой материал, описи, таблицы и т. д. - значительный и крупный источник.

Современное общество не представляется без статистики. Она необходима в любой человеческой деятельности, так как благодаря ей общество изучает, прогнозирует своё будущее развитие. Главным является фиксация массовых социально-экономических явлений, характерных особенностей выявления нового определяющего фактора (или группы факторов) в различных сферах жизни общества.

Педагогические возможности данных документов высоки, так как статистические материалы содержат в себе цифровую информацию о социально-экономическом, политическом, духовном развитии общества, что помогает формированию целостного, конкретного знания об обществе.

Например, при изучении темы "Глобальные проблемы современности" привлекается статистический материал о демографической ситуации на Земле (количество жителей в разных странах Европы, Америки, Азии, Африки) с целью выяснить, в чём проявляется данная проблема. В рамках этой же темы можно использовать статистические материалы о положении дел с ядерным оружием, о проблеме ядерных испытаний и ответной природной реакции. При изучении темы "Социальная структура общества" привлекаются материалы о социальных группах в России, их соотношении; при изучении темы "У роковой черты" разумно привлечь статистические материалы о загрязнении атмосферы, пресных водоёмов, мирового океана; при изучении темы "Малая группа" привлекаются материалы о формальных и не формальных группах в обществе.

5) Информационные материалы.

Данный источник необходим, так как помогает формированию своей собственной точки зрения на данный факт, учит аргументировать, доказывать, сопоставлять, даёт возможность ученику самому разобраться в полученной информации, заставляет мыслить, анализировать, что отвечает целям современного обществоведческого образования.

Информационный источник целесообразно привлекать на многих уроках. Например, как показывает практический опыт, тема "У роковой черты" рассматривается полнее, если привлекался информационный материал из газеты "Известия" (1996, № 150) "Взрыв на АЭС в Швейцарии". Эта информация даёт основание самому ученику проанализировать и прокомментировать изложенные факты. Источник информационного характера можно использовать на уроке "Ваши способности - в вашей власти", где используются материалы о человеческих способностях и их развитии, и в других темах.

6) Частные (личные) документы.

Под личными документами мы понимаем письма, дневники, записи. Особенностью данного источника является сугубо личный, интимный характер документа. Личный документ раскрывает внутренний мир человека, его душевные переживания, глубину чувств, эмоциональные порывы.

Педагогическая роль этих источников велика. Учащиеся определяют своё отношение к личности автора, событиям, о которых он рассказывает. В этом случае особую роль играет эмоциональная сторона восприятия, школьники сочувствуют, восхищаются, негодуют. Данный источник ориентирует на выбор нравственных ценностей, активизирует учебный и жизненный опыт учащегося, стимулирует связь между теоретическими выводами и практической деятельностью. Педагогические возможности личных документов объясняются тем, что при использовании писем, дневников, записей на уроке усиливается гуманистическая идея. Это отвечает принципам нового обществоведческого содержания, в котором знания о человеке должны занять такое же весомое место в учебном предмете, как и знания об обществе. Личные документы полнее раскрывают духовный мир человека, его чувства и мысли, внутренние переживания и сомнения, радость и печаль.

Личные источники целесообразно применять на многих уроках. Например, опыт показал, что изучая тему "Нравственные основы любви, брака, семьи", полезно использовать письмо Л.Н. Толстого "супругам" (1887 г., январь), где писатель просит не забывать основы нравственности в браке. Данный документ помогает ярче представить изучаемую тему, глубже понять мир человеческих чувств. Изучая тему "Вечные вопросы" можно включить отрывки из дневника Екатерины II о счастье; изучая тему "Нравственная культура", привлечь письмо В.А. Сухомлинского из сборника "Письма к сыну" и т. п.

7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конференций, конгрессов, судебный процессов.

Социальной особенностью этих документов является передача атмосферы события, обстановки происходящего, эмоциональной окраски общественно-политического явления, дословных выступлений ораторов. Общественные науки всегда прибегали к изучению стенографических отчётов, так как в этих документах зафиксировано каждое слово, которое может быть существенным и ключевым в раскрытии темы.

Педагогическая значимость таких документов заключается в том, что учащиеся с интересом изучают источник, так как текст несёт в себе полную информацию, которая не искажена и не фальсифицирована.Активизируется приобщение школьников к документам, которые отображают социально-экономическую и политическую жизнь страны, что, безусловно, формирует мировоззрение и нравственный выбор. Данный источник помогает понять глубину общественных процессов, приблизится к изучаемым событиям посредством деятельного описания, без цензурной обработки источника, вмешательства идеологических установок. Важной особенностью стенограмм является то, что они показывают борьбу мнений, позиций, передают характер дискуссионности обсуждаемого вопроса, выступления, реплики, комментарии.

Публицистика – род литературы и журналистики, рассматривающая актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. В рамках курса обществоведения данный источник, прежде всего, заключается в публицистических статьях по актуальным вопросам экономики, политики, социальных, национальных отношений. Социальная роль этого источника состоит в том, что публицистический материал привлекает к себе значительную часть читателей. В нем обсуждается актуальная проблема, дается её анализ, выдвигается четкая аргументация, обобщения, делается вывод. Этот источник способствует формированию общественного мышления, так как он наиболее доступен, популярен, читаем, интересен. Для читателя важен писатель, публицист, его профессионализм, компетентность, мастерство, с одной стороны, с другой – его позиция, оценка, мнение.

Включение этого источника в общую классификацию и работа с ним на уроках отвечает целям и задачам курса, так как без знания общественно-политической ситуации, без выработки своей личной позиции невозможно представить себе личность и гражданина, активного, деятельного.

Под философией, как известно, понимают форму духовной деятельности, направленную на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир и на место в нем человека.

Философские тексты включают в себя статьи, отрывки из трудов, дискуссии философов, отображающие состояние философской мысли в прошлом и настоящем.

Педагогическая ценность этого источника состоит в том, что он содержит размышления автора и, работая с ним, учащиеся пробуют нестандартно думать, анализировать, делать выводы, но главное, источник способствует развитию философского мышления, повышает интерес к философским рассуждениям. Неотъемлемой стороной рассуждения является творческое начало, без которого не представляется интересная, развивающая беседа всего класса. Философски тексты способствуют выработке основ мировоззрения, являются стимулом к познанию мира и окружающей действительности, к творческому применению своих знаний на практике, что отвечает современным целям обществоведческого образования, содействующего воспитанию человека, который активно участвует в общественной жизни, совершенствуется сам и создает новое.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предметы её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле – теоретическое отображение действительности.

Под научными и научно–популярными текстами понимаются фрагменты из статей в научных и научно–популярных журналах, сборниках научных статей, монографий.

Социальная значимость этих источников заключатся в том, что научные тексты помогают объяснить многие общественные явления и процессы. Общество находит в научных работах ответы на интересующие их вопросы, результаты изучения социальных законов. Данный источник раскрывает глубину науки, показывает её сложный мир, роль ученого-исследователя в процессе научного познания мира.

Педагогическая целесообразность использования научных и научно-популярных текстов состоит в том, что они содержат научные знания, рассказывают о гипотезах и теориях науки, при этом у школьников развивается интерес к научному познанию, обращению к научным источникам, формированию научного мировоззрения, что отвечает принципиальным особенностям нового обществоведческого содержания, для которого характерен приоритет научных знаний.

Знания о многообразии источников, которые могут быть использованы в обществоведческом курсе, нацеливают учителя на поиск документов, которые в наибольшей мере отвечают задачам каждого урока.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом содержание материалов направлено на воспитание экономической культуры учащихся, умение самостоятельно и верно оценивать экономические факты действительности, творчески использовать экономические знания в жизни (воспитательная функция).

Основными компонентами содержания учебника являются:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивная компонента предназначена для общеучебных, предметно-познавательных и практических действий.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности.

В учебнике дается теоретический материал, трактовка экономических понятий, уточняется их содержание, идет формирование экономического лексикона учащихся.

Кроме того, в учебнике даются практические задания, которые способствуют систематизации, обобщению изученного, направляют деятельность учащихся на формирование у них умений и навыков.

Аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, подписи к иллюстрациям, упражнения) помогает четко и правильно усваивать изучаемый материал.

Иллюстративный материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.д.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, дополняет, конкретизирует изучаемый материал, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом.

Аппарат ориентировки учебника (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.д.

Учебник предназначен для учащихся и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя учебник – источник методической системы. С помощью учебника педагог определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Приемы работы с учебником

Учебная книга - источник получения информации школьниками. Работая с книгой, школьник формирует навыки свободного чтения и понимания прочитанного, умение выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, осмыслять прочитанный материал, поэтому учитель экономики в ходе урока обучает работе с книгой.

Этапы работы с книгой: установление связи с ранее изученным материалом, умение выделить главное в тексте, объяснение непонятных слов самостоятельно и с помощью словаря, составление плана и опорных конспектов по прочитанному, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д.

Для работы с учебником можно использовать различные приемы, позволяющие пополнить, систематизировать знания учащихся, приучать их к последовательному, самостоятельному освоению знаний.

Конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Конспектирование различают сплошное, выборочное, полное, краткое.

Тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности.

Реферирование - обзор источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы.

Составление плана текста - после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План бывает простой и сложный. Простой план состоит из нескольких пунктов, которые не делятся на подпункты. Сложный план представляет собою деление пунктов на подпункты. Подпункты, в свою очередь, тоже могут делиться на дополнительные пункты.

Цитирование - дословная выдержка из текста. При цитировании идет дословная передача содержания высказанного, делается сноска на выходные данные цитаты: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.




Аннотирование - краткое, свернутое изложение материала без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание рецензии, краткого отзыва с выражением своей точки зрения о прочитанном.

Составление справки. Справка – это сведения о чем-либо после полученных поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, экономическими, терминологическими и т.д.

Составление формально-логической модели – это составление словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса – это комплекс базовых понятий по теме, разделу, всей науки экономики.

Составление матрицы идей – составление в виде таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Пиктографическая запись – бессловесное изображение экономических явлений и закономерностей. Например, рисунок.

Разнообразие работы с учебником помогает ученику с интересом изучать теоретический материал, видеть его практическое применение, учитель при этом демонстрирует свое методическое мастерство в подаче и контроле знаний учащихся.

Читайте также: