Учебное пособие по немецкому языку как второму иностранному для первого года обучения

Обновлено: 17.04.2024


В последнее десятилетие языковое образование в России претерпевает обновление, что связано с повышением статуса иностранного языка в обществе, с изменением социокультурного контекста в изучении языков международного общения. Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2024 года для системы образования определена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, необходимых в ХХI веке, таких как: владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению. Формирование таких компетенций способствует расширению в современном поликультурном мире межкультурного и межъязыкового общения, в том числе на немецком языке – одном из самых распространённых в мире.

На сегодняшний день необходимость изучения иностранного языка на всех уровнях общего образования закреплена в новых стандартах образования – ФГОС, которые содержат в том числе требования к предметным результатам по иностранному языку (как первому, так и второму/третьему). Это необходимость формирования у школьников дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, выраженной личностной позиции в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.

На федеральном уровне введение второго иностранного языка нормативно урегулировано и в образовательных стандартах общего образования, и в содержании примерных программ. Но для утверждения этих стандартов потребовалось определенное время.

В начале 2015-2016 учебного года Министерством образования и науки было рекомендовано введение второго иностранного языка в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны.

В начале октября 2018 года по средним школам России был разослан приказ Министерства просвещения, в котором четко отражена необходимость введения второго иностранного языка во всех пятых классах страны с учебного года 2019-2020.

Почему именно немецкий язык стоит рассматривать как второй иностранный язык?

За последние 20 лет число школьников, изучающих немецкий язык в России, уменьшилось более чем вдвое, так как позицию первого иностранного языка прочно занял английский. Введение обязательного изучения второго иностранного языка открывает новые перспективы для немецкого языка, который до сих пор не сдает позиций.

На сегодняшний день можно констатировать, что некоторое количество школ приступило к внедрению немецкого языка как второго, ориентируясь, к примеру на:

  • опыт преподавания немецкого языка в России;
  • наличие учебных комплектов по немецкому языку (как второму иностранному) для разных параллелей;
  • опыт использования механизмов измерения и оценивания результатов владения немецким языком (как первым, так и вторым);
  • наличие потенциальной возможности продолжать изучение немецкого языка в средних и высших профессиональных образовательных организациях.

Два языка – сразу с первого класса?

Конечно, никто не заставит первоклассников изучать сразу два языка и еще родной в придачу. Первый класс – это время адаптации и щадящей нагрузки, поэтому даже английский как первый иностранный вводится, как правило, со второго класса.

Мнения экспертов, педагогов и родителей

Инициатива прекрасная, ведь знать два языка, помимо родного, это так здорово! Это дает больше возможностей в профессиональном плане, развивает мышление и память, расширяет кругозор. Это навевает ностальгию по классическому российскому образованию, когда гении изучали множество языков в гимназиях, лицеях или с гувернерами.

Конечно, столь значительные изменения сопровождаются рядом сложностей, оптимальное решение которых потребует времени.

  • Во-первых, школьники уже имеют достаточно серьезную учебную нагрузку. Особенно это касается старшеклассников, учеников профильных классов, а также тех, кто занят в дополнительном образовании и развивает свои творческие и технические способности. Конечно, не каждый обрадуется дополнительной нагрузке.
  • Во-вторых, большая проблема – это педагогические кадры. В школах постоянная нехватка учителей, в том числе иностранного языка, особенно в регионах. Как реализовать рекомендации ФГОС, если существует нехватка педагогических кадров? Большой вопрос.
  • В-третьих, стоит определить, сколько времени в учебном плане стоит выделить для оптимальных результатов в обучении второму иностранному языку. Насколько хорошо можно выучить иностранный язык при нагрузке 1 час в неделю? Даже если изучать его с пятого класса, это больше похоже на изучение некоторого набора фактов о языке, чем освоение конкретных языковых навыков. Если же довести нагрузку до стандартной трехчасовой в неделю, то придется пожертвовать другими предметами или свободным временем ребят. Ни то, ни другое не кажется хорошим выходом.

Как к изучению языков подходят за рубежом?

В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским.

С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика).

Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен. Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе.

Актуальность изучения немецкого языка как второго иностранного:

  1. Немецкий язык является одним из самых распространенных языков в Европе. Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург– очень привлекательные страны для сотрудничества, жизни, развития. Стоит понимать, что при смене страны проживания или тесном сотрудничестве с жителями страны – знание языка будет очень полезно.
  2. Культуру таких стран, как Германия, Австрия, Швейцария нельзя переоценить! Возможность читать труды немецких писателей, философов, ученых, смотреть современные фильмы в оригинале – ради этого стоит стараться!
  3. Не лишним будет и расширение знаний о Европе, немецко-говорящих странах. Изучении их культуры и развития – ведь это оказало колоссальное влияние на весь мир.

Английский язык + немецкий язык. Преимущества языковой пары.

Английский и немецкий языки обладают явным сходством. Опираясь на знание первого иностранного языка, учащимся будет легче усвоить схожие фонетические особенности, такие как, интонация, ударение.

2. Лексическая близость.

Большое количество слов в немецком и английском языках очень похожи между собой, поскольку относятся к группе германских языков, имеют общие корни. Кроме того, такие языковые явления, как американизмы, германизмы и интернационализмы могут облегчить ученикам запоминание новых слов.

3. Схожесть грамматических конструкций.
После того, как ученики уже освоили базовую грамматику английского языка, им проще будет изучать грамматические явления в немецком языке, так как имеются схожие конструкции.

Таким образом, изучать немецкий язык после английского проще, чем изучать первый иностранный язык.

Преимущества нового подхода к образованию.

  • Во - первых, государственные образовательные стандарты позволяют школе расширять и углублять содержание лингвистического образования в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Школа имеет возможность (с учётом образовательных запросов учащихся, их родителей) увеличить объём часов на изучение иностранных языков, ввести второй/ третий иностранный язык, разработать программы факультативных и элективных учебных предметов.
  • Во - вторых, новые стандарты образования предоставляют школам широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся. Это разнообразная проектная деятельность в области языкознания, кружки любителей немецкого языка, клубы юных журналистов, школьный театр на немецком языке, недели и декады немецкого языка в школе, дискуссионные клубы, иные творческие и научные объединения учащихся, что также может способствовать развитию мотивации учащихся к изучению немецкого языка и более успешному освоению основной образовательной программы.

Содержание школьного образования должно соответствовать требованиям времени: изменение технологий, целей развития общества меняют требования и задачи, которые ставятся перед школой.

С переходом на обязательный второй иностранный язык мы уходим от моноязычной модели, которая у нас до сих пор преобладает в российской школе.

Преподавание языка с акцентом на культуру, литературу, на знание страны, на диалог культур будет положительно влиять на общее развитие учащихся.

В некоторых регионах России существует традиция школьных обменов – поездки целых классов в Германию или Австрию, проживание в семье. Мотивация вырастает несоизмеримо. Но главные мотиваторы – учитель и учебник. Учебник должен готовить к общению со сверстниками, к поездке в страну. Учебник должен показать специфику культуры и через неё рассказать о специфике менталитета, чтобы ученику было понятно, с кем он будет иметь дело в чужой стране. Если вы не будете знать жесты иной культуры, то неприятности вам обеспечены. Если вы пришли в гости к немцу, какие цветы не стоит дарить его жене?

Наша общая задача – популяризовать немецкий язык среди детей и их родителей, укрепить представление о нем как о языке великой литературы, науки, философии.

Материалы из проектов в России

ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ В ШКОЛЕ

Для учителей, которые хотят использовать онлайн-платформу для детей в возрасте от 8 до 12 лет Kinderuni на уроках по немецкому языку, разработаны различные дидактические материалы.

BNE

Материалы для уроков по ЦУР

Материалы, с помощью которых учителя могут провести мотивирующие уроки, посвящённые ЦУР, а дети – самостоятельно или с родителями – погрузиться в тему на иностранном, немецком, языке.

LINGO для детей

Программы внеурочной деятельности

Немецкий язык с Детским онлайн-университетом

Немецкий для юных исследователей

Немецкий язык для юных исследователей – это курс внеурочной деятельности на основе метода CLIL (метод предметно-языкового интегрированного обучения) для учащихся младшего школьного возраста (4 класс) со знанием немецкого языка или без.

Другие материалы

Ученые Германии

Плакатная выставка посвящена биографиям восьми известных немецких ученых, их основным достижениям и открытиям. К вставке предлагается викторина-квест на русском языке.

Блокнот Kinderuni с дополненной реальностью (AR)

Наш дополненный профессор Эйнштейн расскажет тебе, как поступить в Детский онлайн-университет – просто открой приложение и наведи камеру на обложку блокнота KINDERUNI!

Словакия
Эксперименты с немецким

Модули на различные темы доступны для использования в классе: вода, магнетизм, растения, автомобили, материалы, воздух, время, вес, масло и многое другое.

Венгрия
Модули по немецкому для детей

Захватывающие занятия приблизительно на 5 часов для детей в возрасте от 8 до 10 лет на такие повседневные темы, как дружба, животные, погода, еда и многое другое.

Польша
Час сказок

Венгрия
Сказки в повествовательном театре

Папка сказок содержит наборы рисунков, созданные детьми, для пяти сказок братьев Гримм. Они особенно подходят для спектаклей в повествовательном театре.

Италия
Языковые акробаты

Бесплатная компьютерная игра мотивирует учащихся в возрасте от 8 до 12 лет к изучению иностранных языков в игровой форме и помогает учителям оценивать навыки детей с помощью методов тестирования без стресса и огромных усилий по подготовке.

О раннем изучении иностранных языков

Нюрнбергские рекомендации

Нюрнбергские рекомендации дают обзор основных аспектов раннего изучения иностранных языков. Как дети изучают языки и как все участвующие стороны должны эффективно разрабатывать свои программы раннего изучения языка?

Дети открывают немецкий

Онлайн-ресурсы для самостоятельного изучения

Детский университет KINDERUNI

Детский онлайн-университет – это бесплатный образовательный проект Гёте-Института для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Онлайн-платформа помогает находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит с немецким языком.

BNE

Материалы для занятий дома по ЦУР

Материалы, с помощью которых учителя могут провести мотивирующие уроки, посвящённые ЦУР, а дети – самостоятельно или с родителями – погрузиться в тему на иностранном, немецком, языке.

Приложение Deutsch.Land.Flug

Увлекательная онлайн-игра Гёте-Института "Deutsch.Land.Flug" познакомит вас со страноведением Германии. Бесплатное приложение для смартфонов и планщетов доступно в App Store и Google Play.

Город слов

Душан идет в школу

Duschan Schulweg – онлайн-игра, которая знакомит детей в возрасте 7-11 лет с немецким языком в игровой форме, открывает им путь к изучению немецкого и поддерживает при первых шагах.

Приходи в сказку

Рапунцель, кот в сапогах, а может, Белоснежка или охотник? Выбери персонажа, в роли которого ты отправишься в путешествие по сказочному миру!

Немецкий язык для детей и родителей

С помощью этой небольшой коллекции ссылок мы хотели бы предложить вам и вашему ребёнку возможность открыть для себя немецкий язык дома, самостоятельно или вместе с вами.

Кино для детей и подростков в Onleihe

В этой подборке детских и подростковых фильмов мы постарались собрать непохожие по жанру и темам картины, которые могут быть интересны разным зрителям.

Дополнительные материалы

Дополнительная информация и материалы Гёте-Института в Германии для воспитателей, учителей начальной школы, а также всех заинтересованных в этой теме. Пояснения и практические советы по игровым и ориентированным на детей подходам к обучению.

Читайте также: