Участие в выборах деятельность граждан как субъектов политики

Обновлено: 07.07.2024

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Содержание политической жизни

– Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.

– Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).

– Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.

– Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.?

– Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

– Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

– Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).

– Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.


В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

– Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

– Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

– Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

– Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

– Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.


Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.


Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.


Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image – образ).




Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида

Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

– Наличие системы политических ценностей, норм.

– Стабильность политических мотивов.

– Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

– Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

– Степень активности участия в политической жизни.

– Способность включить других в политическую деятельность.

– Уважение к другим взглядам и позициям.

– Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

– Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

– Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

– Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

– Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

– Выборы, референдумы (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Основные типы политической деятельности

Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

– включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;

– удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Политическое участие (или гражданское участие) – это право граждан принимать непосредственное участие в процессе принятия государственных решений, которые касаются непосредственно их жизни, а также совокупность действий и методов участия граждан в определении и решении собственных проблем.

В условиях демократии политическое участие чаще всего выражается в виде:

  • права голоса;
  • возможности объявить народную инициативу;
  • подать петицию в парламент с законопроектом или процедурой в отношении определённого закона.

В политической теории повышенная степень гражданского участия ведёт к развитию демократии участия.

Основой участия является признание законности демократически избранных властей и партнёрство властей с группами и организациями жителей. Политическое участие также основано на предположении, что участие граждан в управлении демократическим государством не должно ограничиваться только лишь участием в выборах.

Политическое участие включает в себя процедуры, подходы и попытки обеспечить реальную роль людей в принятии важных государственных решений, затрагивающих всё общество, его часть, или организацию, к которой принадлежат люди. Социально-экономический статус и пол являются важными факторами, влияющими на участие в политической жизни. Участие представляет собой как самый основной, так и наиболее полный инструмент демократии.

Существуют различные научные определения политического участия, которые различаются по характеристикам.

Так, Сэмюэль, Хантингтон и Нельсон под политическим участием понимали деятельность частных граждан, направленную на оказание влияния на принятие правительственных решений.

Верба и Норман под политическим участием понимали просто деятельность, которая имеет намерение или эффект влияния на действия правительства. Это влияние происходит либо напрямую, влияя на разработку или реализацию государственной политики, либо косвенно, влияя на выбор людей, которые делают эту политику.

Субъекты политического участия

Субъекты политического участия

Субъектами политического участия выступают:

  • индивиды;
  • социальные группы и слои;
  • культурно-профессиональные, этнонациональные, конфессиональные и политически сплочённые общности;
  • все взрослые граждане государственно-организованных обществ;
  • международные сообщества.

Они прямо или любым другим образом вовлечены в выработку и реализацию политического курса государств, политико-управленческих решений, к рекрутированию политико-должностных лиц и влияния на их деятельность.

Виды и формы политического участия

С тех пор этот термин значительно расширился.

Современный политический процесс характеризуется большим разнообразием видов и форм политического участия. Это явление политологи классифицируют по разным критериям.

По степени активности:

  • пассивное (участие в голосовании на выборах и референдумах, право быть избранным в общественные выборные органы);
  • активное.

По масштабам и уровням:

  • местное;
  • региональное;
  • государственное;
  • участие в международной политике.

По силе политического влияния:

  • прямое (непосредственное) и опосредованное;
  • общее и ограниченное.

По системе использованных политических средств:

  • мирное и насильственное;
  • добровольное и принудительное;
  • традиционное и инновационное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • законное (легальное) и противоправное (нелегальное).

По формальному признаку:

  • письменные (или институционализированные);
  • неписаные (или неинституционализированные).

Данные типы участия можно совместить с другими параметрами:

  • допустимые и недопустимые формы политического участия;
  • участием в выборах и голосование;
  • партийная деятельность (членство и работа в партиях);
  • избирательная кампания и политическая деятельность (могут быть институционализированы, но ограничены во времени);
  • юридический протест (например, участие в утвержденных демонстрациях);
  • гражданский протест (гражданское неповиновение) и политическое насилие (включает в качестве наиболее крайней формы политического участия насилие против объектов и людей).

Активное политическое участие заключается в следующем:

  • формулировка правительственной политики;
  • контроль за её осуществлением;
  • участие в управлении государством;
  • контроль деятельности чиновников на разных уровнях управления;
  • участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.

Письменные или институционализированные формы политического участия соответствуют юридически обоснованным институтам. Неписаные (или неинституционализированные) формы включают все легальные варианты политического участия, которые не соответствуют юридически обоснованным институтам. Примеры письменных форм политического участия включают участие в выборах, членство и работу в политических партиях или союзах.

В демократических обществах доминируют автономное, конвенционное и ортодоксальное участие, но отдельные элементы других видов здесь также присутствуют. Средства политического участия, их интенсивность и последствия проявляют процессуально-функциональные свойства политической системы данного общества, особенности его политической культуры.

Более широкие возможности участия в политической жизни также включают участие и деятельность по поддержке политического лидерства и ознакомление с политикой, целевое восприятие политической информации.

Существуют также существенные различия между различными определениями политического участия в следующих вопросах:

  • является ли намерение субъекта оказывать политическое влияние необходимой предпосылкой для политического участия;
  • является ли добровольная деятельность субъекта необходимым компонентом для политического участия;
  • является ли эта деятельность законной или незаконной;
  • какие действия должны подпадать под понятие политического участия.

Использование права голоса является юридической, косвенной и письменной формой политического участия и, следовательно, является одной из общепринятых форм политического участия.

Методы политического участия

Методы политического участия

Кроме видов и форм, политологи выделяют также и методы политического участия. К ним относят:

  • общественные консультации и встречи;
  • доступ к публичной информации;
  • референдумы;
  • законодательные инициативы граждан;
  • подача заявок, петиций;
  • деятельность промежуточных представительных органов.

Функции политического участия

Политическое участие выполняет определённые социальные функции:

В политической теории концепция политического участия очень важна. Во всех современных демократиях в большей или меньшей степени существуют некоторые формы политического участия граждан в процессе принятия решений в качестве дополнения к представительным институтам. Радикальные концепции участия, стремясь полностью подавить важность представительной демократии, переходят к идее самоуправления.

Вопросы политического участия

По словам Жан-Жака Руссо, целью демократии является участие граждан в деятельности правительства. Руссо и другие исследователи были против чистого представления о представительной демократии, когда граждане доверяют принятие решений выборным представителям. Вместо этого предлагается понятие демократии участия, которая может проявиться на референдумах, публичных дебатах и тому подобном. На этих мероприятиях есть ряд вопросов, которые подлежат публичному обсуждению и политическому участию:

  • пространственное развитие;
  • связь;
  • экология;
  • безопасность;
  • видение будущего;
  • социальные проблемы (бедность, безработица).

История становления процессов политического участия

История становления процессов политического участия

История человечества доказывает, что все достаточно заметные политические сдвиги сопровождаются и одновременно вызываются стремлением ранее угнетённых групп и слоёв получить доступ к политической власти, к участию в государственном управлении.

Становление и упадок многих политических образований, жизнеспособность одних политических феноменов, институтов и нежизнеспособность других, политическая стабильность и нестабильность, войны, революции и другие политические конфликты и т.п. получают глубинное объяснение благодаря именно политическому участию.

Этот сильный спрос на участие со стороны гражданского общества, и в частности со стороны общественных движений, может быть истолкован как необходимость говорить, высказываться, осуждать правителей, не всегда восприимчивых к требованиям народа, а также к определённым недостаткам современных обществ.

Причина появления этого явления в том, что представительная демократия не всегда в состоянии разрешить кризисы, от которых может пострадать общество. Более того, стихийные бедствия – будь то природные, экономические или политические – и дальше потрясали общества того времени.

Примером является нефтяной кризис 1973 года, который на самом деле был ближе к сложному мировому кризису. Однако каждый раз первыми страдали от последствий люди, то есть те, кто, по сути, не имеет права голоса в этих государственных событиях. Поэтому именно из этой кризисной ситуации рождается участие.

В 1970-х годах для властей была одна цель – вернуть контроль над растущим протестным движением. Этот сильный спрос на процессы участия в 1970-х годах соответствует реальному социальному спросу, который возникает в контексте ухудшения жизненной среды. Это послужило причиной для научных исследований политического участия как процесса.

История исследований политического участия

История исследований политического участия

Первоначально исследования политического участия развивались вместе с исследованиями выборов. Первые исследования поведения избирателей, проведённые в начале XX века, можно рассматривать как источник исследований в области политического участия.

Важным дальнейшим шагом в развитии исследований политического участия является систематическое изучение репрезентативных национальных и региональных групп населения в 1940-х годах, главным образом в США.

Считается, что работа Лестера и Милбрата о политическом участии 1960-х и 1970-х годов ознаменовала собой начало фактического исследования участия в политической науке. Ими была предпринята попытка обобщить результаты исследований по выборам и участию на международном уровне сравнительным и систематическим образом.

Их работа была сосредоточена на участии в выборах и партиях, то есть на формализованных формах политического участия, но в этом контексте они различались по типу и масштабу.

С. Верба, Х. Норман и Джэ-он Ким с 1978 г. уже выделяли такие формы политического участия, как:

  • участие в выборах и голосование;
  • агитация;
  • партийная деятельность;
  • общественные мероприятия;
  • индивидуальные контакты с конкретными целями;
  • политические протесты;
  • демонстрации;
  • сидячие забастовки;
  • бойкоты;
  • политическое насилие.

Дальнейшие шаги в направлении различий между различными формами политического участия были предприняты с 1980-х гг. и продолжаются сегодня.

Сегодня электронное участие также стало предметом исследования политического участия. Как и электронное участие, политическое потребление как относительно новая форма политического участия лишь недавно привлекло внимание исследователей.

Исследование политического участия касается, в частности, вопросов зависимости политического участия от социально-экономического статуса, пола, миграции и гражданства. В дополнение к исследованиям по участию в политической жизни в отдельных странах существуют сравнительные исследования по участию государств в различных политических системах.

Доход, уровень образования, политический интерес, чувство политической компетентности и пол считаются важными, эмпирически проверенными объяснительными переменными политического участия. Кроме того, политические ценности, приобретённые в политической социализации, такие как демократические убеждения или гражданское чувство долга, интеграция в социальных сетях, институциональные рамки и поведение политических элит, являются важными факторами для объяснения политического участия.

В эффективной демократии активные граждане сами определяют, какая для них самая большая проблема и как её лучше всего решить. Задача властей – помочь им в выполнении этой задачи.

Гражданское участие начинается тогда, когда власти консультируются о решении проблемы с гражданами, прежде чем принимать решение.

Проблема безразличного равнодушия к политике

Проблема безразличного равнодушия к политике

Тенденция членов социальных групп участвовать в гражданском участии зависит от класса происхождения (положение в социальной структуре).

Этому способствует ситуация, в которой предметные дебаты о политических решениях, предлагаемых партиями, борющимися за голоса избирателей, заменяются представлением о намерениях этих партий не решившимся избирателям (манипулирование их эмоциями).

Развитие участия граждан в формировании отношений в государстве обеспечивается теми СМИ, которые способны побуждать политиков, социологов, экономистов и других специалистов к открытым дебатам по важным вопросам (напоминающим, например, Оксфордские дебаты). Публикация хода таких дебатов позволяет гражданам сформировать мнение о компетенциях участников дискуссии (достоверность представленных аргументов) и прояснить свою собственную позицию в спорных вопросах.

Уровни участия граждан в государственных проектах

Шкала политического участия Арнштейна

Сегодня существует модель с основными принципами гражданского участия:

  • информация (власти говорят с гражданами);
  • оппозиция (граждане возражают);
  • ответы (власти разъясняют гражданам);
  • консультация (власти слышат граждан);
  • партнёрство (граждане вместе с властью);
  • самоуправление (граждане занимаются своим делом).

Инструментальное и нормативное понимание политического участия

По разным моделям демократии и политическим терминам проводится инструментальное и нормативное разграничение понимания политического участия.

Инструментальное понимание охватывает действия, предпринимаемые гражданами для влияния на политические решения в их пользу и в их интересах.

Согласно нормативному пониманию, участие в политической жизни воспринимается как самостоятельная ценность в смысле (прямой) демократической конституции, демократии участия и всестороннего социального и политического участия, выходящего за рамки средств для отстаивания интересов.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Пояснение . Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан — базовые политические процессы.

Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.

2) Участниками политического процесса являются только элитарные слои общества.

3) В политическом процессе может проявляться взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.

4) Политический процесс всегда носит деструктивный характер.

5) В демократических государствах в ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека.

Пояснение . 1) Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений. Да, верно, это один из вариантов определения данного понятия.

2) Участниками политического процесса являются только элитарные слои общества. Нет, неверно, участниками политического процесса могут быть рядовые граждане.

3) В политическом процессе может проявляться взаимосвязь реформаторских и консервативных начал. Да, верно, как правило они сочетаются.

4) Политический процесс всегда носит деструктивный характер. Нет, неверно, он может носить конструктивный характер.

5) В демократических государствах в ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека. Да, верно, данные идеи составляют основу демократии.

Пояснение . Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие политические выборы, их роль в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

б) социальное представительство;

в) общественный контроль и т. д.

2) Избирательные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Демократическая процедура выборов, признаки:

г) альтернативные и т. д.

4) Избирательные системы:

5) Представительные органы власти.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 1—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Пояснение . Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие субъектов политического процесса, их виды:

б) социальные группы;

в) политические партии;

д) политические элиты;

а) признаки государства;

6) форма государства;

в) внутренние и внешние функции государства;

г) ресурсы власти, используемые государством.

3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.

4. Политические партии и общественные движения.

5. Роль СМИ в политическом процессе.

6. Политическая элита:

а) рекрутирование и обновление политической элиты;

6) функции политической элиты;

в) признаки политической элиты.

7. Граждане как субъекты политики:

а) политические права граждан;

6) формы политического участия граждан;

в) обязанности граждан.

8. Граждане как совокупность избирателей (электорат).

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 6, 7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Выберите верные суждения о политическом процессе и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов.

2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса.

3) B политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.

4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение

5) C учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов.

Пояснение . Политический процесс — это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс — это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.

Субъекты политики — это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.

Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы — наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов — нет, неверно.

2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса — нет, неверно.

3) B политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал — да, верно.

4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение — да, верно.

5) C учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов — да, верно.

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный при­знак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демокра­тии.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально ак­тивно взаимодействующие в социальной сфере,

Субъекты социальной политики - государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосудар­ственные организации, общественные объединения граждан и инициативы, законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.

Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на регио­нальном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населе­ния, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан

Субъекты социальной политики:

· Государственные ведомства и учреждения;

· Органы местного самоуправления;

· Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

· Коммерческие структуры и бизнес;

· Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией со­циальной политики;

· Граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах само­помощи и т.д.).

ГОСУДАРСТВО- Основной субъект реализации социальной политики в современном мире - государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспекти­вы своего развития

Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:

· Правотворческая деятельность законодательных органов;

· Организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная идругая деятельность исполнительных органов;

· Контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

· Совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональ­ными и другими объединениями граждан.

Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство.

Характеристики социального государства:

· Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень нало­гов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

· Развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно - правовая система социальной жизни

· Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения

Классификация партий

1. Социально-классовый критерий:

2. По организации (критерии Дюверже):

3. По степени участия во власти:

4. По характеру целей и задач:

6. По месту в партийном спектре:

7. По организационной структуре:

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

· формирование общественного мнения;

· политическое воспитание и образование граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[2].

Согласно статье 30 Конституции РФ:

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения

· орган общественной самодеятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

· Гражданский кодекс Российской Федерации

1.↑ ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях

Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

оциологи различают несколько типов социальных движений:

· По масштабам предполагаемых изменений:

· Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; зеленые, выступающие с рядом экологических законодательных инициатив; движения, выступающие в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий.

· Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против апартеида в ЮАР.

· По типу изменений:

· Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.

· Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.

· По отношению к целям изменений:

· Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы.

· Направленные на изменения личности — к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектантские.

· По методам работы:

· Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения, РАФ.

· Старые и новые:

· Старые — движения за изменения, сформировавшиеся, преимущественно, в XIX веке и отстаивающие интересы тех или иных социальных классов или групп — движение рабочего класса, движение крестьян, движение аристократов, протестантов и т. д. Эти движения сконцентрированы вокруг экономических интересов.

· Новые — движения, начавшие активно развиваться примерно с середины XX века. Это феминистское движение, энвайронментализм, движение за гражданские права, движение за права сексуальных меньшинств, движение за мир, антиядерное движение, антиглобализационное (или альтерглобализационное) движение и т. д.

· По зоне распространения:

· Глобальные — движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение.

· Локальные — большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование зданий и строений и т. д.

· Мультиуровневые — движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Читайте также: