Тварь ли я дрожащая или право имею урок

Обновлено: 02.07.2024

Федор Михайлович Достоевский

Поведение Раскольникова после убийства.

Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым.

Вопрос для обсуждения в классе. Что можно сказать о и о по этим отрывкам?

Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

Вопросы для обсуждения

Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?

Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?

Какой путь изменения предлагает Достоевский?

Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:

Каково основное направление его творчества?

Как оно меняется в -е годы?

(Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)

Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.)

Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?

Работа проводится в группах:

группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел .

Вопросы для обсуждения

Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?

Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.

    Слово в защиту Мармеладова и его семьи:

Как он появляется в романе?

Какое впечатление вызывает у окружающих?

Как видит его Раскольников?

Рассказ Мармеладова о своей семье.

Как появляется в романе Екатерина Ивановна?

Рассказ о ее судьбе (прошлое).

Внешность Екатерины Ивановны.

Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.

Кто виноват в судьбе героев?

Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.

    Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:

Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

Отношения между членами семьи.

Рассказ о матери Раскольникова.

Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

    Слово в защиту детей:

Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?

На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?

Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

    Внешние — идеи, витающие в воздухе:

взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, .

состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Следует обратить внимание учащихся на:

говорящую фамилию героя;

то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Вопросы для обсуждения

взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

на эти деньги сделать много хороших дел.

В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?

Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?

Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?

Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?

    Петр Петрович Лужин.

В связи с чем появляется он в романе?

Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?

Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?

Почему Лужин боится полиции?

Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем , так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

    Аркадий Иванович Свидригайлов.

В чем сложность и противоречивость этого образа?

Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)

В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)

Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?

О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)

Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4).

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Анализ сцены (ч. 4, гл. 4)

Раскольников в этой сцене выступает как .

Раскольников — Соне:

В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ сцены (ч. 5, гл. 4)

Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

Раскольников начинает с проверки своей теории:

Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории;

это воплощение Достоевским библейской темы смирения.

это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.

Основные вопросы урока:

Роман создавался в Швейцарии и в Италии в гг. тоскующим по родине писателем.

тварь я дрожащая или права имею

Поговорим немного об этом произведении, так как для понимания фразы нужно знать тематику первоисточника. Роман носит психологический и социально-философский характер. Писался с 1865 по 1866 годы.

Образ Раскольникова

тварь ли я дрожащая или право имею

Читатель знакомится с молодым человеком в самом начале романа. Очень важно его описание, так как писатель хотел показать, до какого состояния нужно довести живое существо, чтобы ему в голову пришла идея, невероятная по своему бездушию.

Несмотря на такое состояние, юноша довольно красив собой, умен, независим, горд и образован. Угрюмым и озлобленным его сделало материальное положение. Он с раздражением относится к людям, и любая сторонняя помощь кажется ему унизительной.

И вот в уме этого юноши, угнетенного бедами и житейскими невзгодами, зародилась идея. Заключалась она в том, что он разделил мир на две категории людей. Первые, право имеющие, могут ради своих целей совершать любые злодейства. Например, Наполеон или Александр Македонский погубили тысячи жизней, но никто их не судит и не считает злодеями. Беседуя сам с собой, он рассуждает о том, что если бы Наполеону нужны были деньги для военной компании, то он добыл их любым путем. Убил бы ради этого и был бы в своем праве, потому что родился он с предназначением, для высших дел. Для таких людей законы не писаны.

раскольников тварь я дрожащая или право имею

Все моральные ценности и запреты кажутся герою иллюзорными, внешними и напускными. Они существуют лишь для того, чтобы управлять слабыми, сильным же на закон плевать.

Статья в газете

Почему ловят преступников? Да потому что они сами дают следствию все подсказки – так думает герой. А делают они это, потому что трусят, начинают сомневаться, мучаются. Сильного же человека поймать нельзя, ибо совершает он преступление ради высшей цели и никогда в этом не раскаивается. Высший может переступить через кровь, если того требует его замысел.

Доказательство

Выход находится очень простой – совершить убийство. Герой начинает разрабатывать подробный план совершения преступления. Находится и жертва – старушка-процентщица Алена Ивановна. Нет в ней никакого прока, думает Раскольников, столько денег скопила и мало ей. А вот бы пустить все ее капиталы на помощь нуждающимся?!

тварь я дрожащая или право имею достоевский

Раскольников многое продумал, одного не смог предусмотреть – своего внутреннего состояния. Естество героя воспротивилось рассудку. Его начинает охватывать отвращение при одной мысли о задуманном.

После убийства

Постепенно первое волнение проходит, но болезнь не отступает. Раскольников ощущает разобщение с близкими и всем миром. Он прячется за маской даже перед матерью и сестрой, скрывая истинные чувства и замыкаясь в себе окончательно.

Кем оказался Раскольников

тварь дрожащая или право имею цитата

Но стоит, однако же, посмотреть на тех, кого Раскольников причисляет к высшим представителям человечества. Их в романе двое.

Двойники Родиона Романовича

Оба этих человека вершат злодеяния с необычайной легкостью и совсем в них не раскаиваются. Так, Свидригайлов спокойно говорит о том, что бил жену и едва не погубил честь сестры Родиона, да и еще много чего натворил, но все это не вызывает в нем никаких эмоций. Он не страдает и не мучается, а наслаждается жизнью. В его образе есть нечто дьявольское. Свидригайлов коварный бесчестный и беспринципный человек, которого боятся все, кто когда-либо с ним сталкивался. Ради того, чтобы добиться своего, он готов пойти на любое преступление.

теория тварь я дрожащая или право имею

Вот они, те самые герои Раскольникова, которых никогда не мучает совесть и в которых нет сомнений. И ни один из них не похож на того, кто бы мог изменить мир к лучшему.

Замысел автора

Достоевский не поучает своего читателя, он лишь демонстрирует последствия деяния. Федор Михайлович скорее задает вопросы в своем романе, нежели предлагает ответы.

Роль Сонечки

теория раскольникова твари дрожащие и право имеющие

Только в религии можно найти истину и спасение для души, полагает писатель.

Вывод

Достоевский на примере Раскольникова показывает, что такие мысли могут привести только к саморазрушению, болезни и хаосу. И самостоятельно выбраться из этого порочного круга невозможно. Именно поэтому на помощь герою приходит Сонечка. Она, воплощение жертвенности и гуманности, спасает душу Родиона Романовича.

  • Источник идеи
  • Суть философии главного героя
  • На грани безумия
  • Рассуждения Раскольникова
  • Цель и средства
  • Духовные двойники
  • Теория и действительность
  • После убийства
  • Убил самого себя
  • Исповедь перед Сонечкой
  • Роль проводника
  • Душевная чистота
  • Внутренний ад
  • Замысел писателя

Тварь дрожащая или право имею цитата

Источник идеи

Смысл фразы тварь я дрожащая или право имею

Суть философии главного героя

Содержание статьи Раскольникова в романе не приводится. Но о нём читатель узнаёт из его разговора с Порфирием Петровичем. Согласно рассуждениям Родиона Романовича:

  1. Миром управляют сильные личности, а все прочие — это лишь материал в их руках.
  2. Первых он считает высшими людьми, а вторых — низшими.
  3. Сильные личности по своей природе являются разрушителями. Однако этому есть оправдание: ведь они разрушают настоящее, чтобы приблизить лучшее будущее.
  4. Когда сильному человеку требуется переступить через кровь или смерть, он единолично даёт самому себе санкцию на тот или иной поступок. Так как имеет право на всё.

На грани безумия

В образе Родиона Раскольникова перед читателем предстаёт нищий студент, доведённый до отчаяния своим бедственным положением. Он до крайности истощён как физически, так и морально. Он сильно болен и находится практически на грани безумия. Раскольников мрачен и замкнут. Он проживает в крошечной тёмной клетушке шести шагов в длину, не имеет денег на её оплату, на еду и одежду. Из-за своей бедности он был вынужден бросить университет.

Мучительно ища выход из создавшейся ситуации, главный герой решается на преступление. Он думает о том, что, убив процентщицу, с помощью её денег сможет завершить образование, помогать матери и сестре. Тем более что старуху он считает кровопийцей, которую совсем не жаль.

Рассуждения Раскольникова

Прежде чем решиться на убийство процентщицы, Раскольников обосновывает этот шаг в своём внутреннем монологе. Он убеждает себя в том, что, покончив со старухой, не просто выберется из нищеты. Но подтвердит свою принадлежность к сильным личностям, которые могут себе позволить преступить закон.

Тварь я дрожащая или право имею

Цель и средства

Рассуждая с самим собой, Раскольников приводит примеры Александра Македонского и Наполеона, которых никто не осуждает и не считает злодеями за то, что ими погублены тысячи жизней. И если бы Наполеон Бонапарт нуждался в средствах для проведения военной кампании, он ради них не остановился бы перед убийством.

Духовные двойники

Тварь ли я дрожащая или право имею

В этом их сходство. Но отличает их друг от друга следующее. Бывший студент, готовясь совершить преступление, сомневается в себе, собираясь проверить, действительно ли он является избранным.

В то время как Аркадий Свидригайлов не испытывает никаких угрызений совести, творя злодеяния. Совершив убийство, он спокойно живёт дальше, относясь к этому хладнокровно. Для него преступление является средством достижения целей. После смерти Свидригайлова Раскольников понимает, что он также погиб, убив не старуху-процентщицу, а самого себя.

Теория и действительность

То, что в теории казалось таким простым и логичным, в реальности обернулось непосильной ношей, зловещим деянием. Выстраивая свои умозаключения, Родион Раскольников не предполагал, что все его существо воспротивится рассудку. При мыслях о задуманном его охватывает отвращение.

После убийства

После совершения преступления к Раскольникову приходит понимание, что он и его кумиры — совершенно разные люди. Жить спокойно после совершенного кровопролития он не в состоянии. Ночью его охватывает ужас, усиливший душевное расстройство героя. Мечась в лихорадке по комнате, он делает попытку сосредоточиться и разобраться в ситуации, но совладать со своими страхами и галлюцинациями он не в состоянии.

После того как первое волнение отступило, Родион испытывает страшное одиночество, разобщение и с самыми близкими людьми, и со всем миром. Перед сестрой и матерью он скрывает истинные чувства, окончательно замкнувшись в себе.

Убил самого себя

При этом Раскольникова гнетёт мысль о смерти от его рук невинной Лизаветы, сестры процентщицы. Он не знает, как можно оправдать эту жертву. Тем не менее от своей теории на данном этапе Родион Раскольников ещё не отказался.

Исповедь перед Сонечкой

Уже через две недели после совершения преступления Раскольников признаётся в нём Соне Мармеладовой. Ей он объясняет, что на самом деле пошёл убивать не для того, чтобы помочь матери или, получив средства, облагодетельствовать других людей.

Тварь дрожащая или право имею

Это Родион называет вздором. Не деньги нужны были ему.

Он хотел узнать поскорее, вошь он или человек. Сможет он переступить черту или нет. Смысл изучаемой фразы, произнесённой Раскольниковым именно во время признания Соне, теперь становится понятным. И главный герой делает вывод, что он не Наполеон, а такой же, как и все остальные.

Роль проводника

Душевная чистота

С помощью образа Сонечки Мармеладовой Достоевский показывает позицию, прямо противоположную теории Родиона Раскольникова. Им владеют бунтарские идеи, тогда как ею — христианское смирение:

Сонечка мармеладова

  • эта героиня олицетворяет собой надежду и любовь;
  • она считает всех людей равными;
  • одно из её главных убеждений состоит в том, что быть счастливым человеком, будучи преступником, невозможно.

То есть с Раскольниковым они существуют в разных мирах. Благодаря присущему девушке сочувствию и состраданию, ей удаётся уберечь свою душу, оставшись человеком чистым и искренним вопреки той страшной реальности, в которой она существует. Ведь ей приходится продавать себя, чтобы содержать семью.

Внутренний ад

Раскольникова охватили муки совести, ставшие тем великим началом, которое в результате вновь объединило его с человечеством. При этом крах философии главного героя и его возрождение к жизни проходили столь мучительно, что даже каторга не стала для него более тяжёлым наказанием.

Замысел писателя

Тварь дрожащая

  • отрицает, что человек предназначен для добра и стремления к истине;
  • проповедует, что зло также может быть полезно для развития жизни;
  • нападает на христианство, отрицая альтруизм и сострадание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-дебаты для учащихся 10 класса по теме "Родион Раскольников - герой!" (заключительный урок по теме). Урок проводится в форме дебатов, где каждая команда должна доказать или опровергнуть резолюцию урока. Команда Утверждения должна доказать, что действительно Родион положительный герой романа. Человек, который способен на поступок. Команда Опровержения, опираясь на факты из романа "Преступление и наказание", выдвигает свою версию и доказывает обратное. Урок должен пройти интересно при условии, что члены команд хорошо знают текст и могут оперировать фактами из произведения.

Урок – дебаты в 10б классе

Обучение ораторскому мастерству, расширение кругозора знаний;

Развитие устной речи, логического мышления;

Развитие толерантности у молодёжи;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Воспитывать взаимопонимание, чувство такта, дисциплинированности, уважения к оппонентам;

Умение цивилизованно вести диалог с соперником.

Вступительное слово учителя.

Роли спикеров команд:

Команда утверждения (У1)

Команда опровержения (О1)

Формулировка темы, актуальность

Формулировка тезиса отрицания

Определение ключевых понятий, входящих в тему

Принятие определения ключевых понятий

Представление кейса документов

Опровержение позиции утверждения

Представление кейса отрицательных сторон

Команда утверждения (У2)

Команда опровержения (О2)

Опровержение аргументов оппонентов

Восстановление и развитие собственной линии

Приведение новых доказательств и поддержек

Новые аргументы не приводятся.

Команда утверждения (У3)

Команда опровержения (О3)

Выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений, в порядке следования кейса

Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.

Доводы утверждения – доводы отрицания = почему мнения утверждения убедительны

Доводы отрицания – доводы утверждения = почему мнения отрицания убедительны.

ИТАК, РЕЗОЛЮЦИЯ ДЕБАТОВ: РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ – ГЕРОЙ.

Герой – человек, совершающий подвиги.

Осознание – факт сознания, предмет которого сама деятельность сознания.

Гражданин – общественно полезный, преданный своему Отечеству человек (Толковый словарь русского языка. Ожегова – Шведова, М., 1997)

Критерий: Признание своих ошибок – подвиг.

Аргумент 1: Вопрос человека и гражданина в Раскольникове не померк.

Аргумент 2: Хорошая цель оправдывает злодейство.

Доказательство к критерию:

Доказательство к первому аргументу:

Признание своих ошибок – подвиг. Не признаваясь в убийстве, Раскольников подставил маляра Миколку. Но он это сделал, чтобы не травмировать

О1.

Общество – совокупность людей, объединённых какими-либо общими характерными чертами (Толковый словарь русского языка. Ожегов-Шведов, 1997).

Свобода – возможность в проявлении субъектом своей воли.

Человек – общественное существо, способное производить орудие труда, обладающее сложно организованным мозгом и членораздельной речью.

Анти – приставка, употребляющаяся для выражения противоположности или враждебности к чему-либо.

Критерий: Свобода человека – высшая ценность!

Доказательства к критерию:

Величайшим документом всех времён и народов считается Всеобщая Декларация Прав Человека, в которой утверждается, что высшей ценностью является ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЖИЗНЬ И СВОБОДА. Поэтому Раскольников, совершив убийство, поставил себя в противоестественное состояние к окружающим его людям. Он вынужден постоянно лгать самому себе и другим. И эта ложь – игра иссушает его, опустошает душу главного героя. Этим преступлением Раскольников отрезал себя от людей. Ощущение преступности порождает катастрофическую депрессию во взаимоотношениях Родиона Романовича Раскольникова с другими людьми. Переступив через высшие ценности человека, Раскольников ни коим образом не может быть героем своего времени. Из этого следует наш 1 аргумент: Раскольников, как неудавшийся Наполеон.

И так как этот опыт Раскольникова не удался, мы можем считать Раскольникова неудавшимся Наполеоном.

У2.

Доказательство к аргументу №1:

Доказательство к аргументу №2:

Доказательство к аргументу №1:

Опровержение со стороны оппонентов не состоялось.

Команда утверждения наоборот укрепила свои позиции.

В ходе перекрёстных допросов наши оппоненты вынуждены были согласиться с нашей точкой зрения – Раскольников – герой!

Читайте также: