Только византийский император имел право использовать в своем одеянии ткань окрашенную в какой цвет

Обновлено: 30.06.2024

330 г. - Основание города Константинополь

395 г. - Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

Ромейская держава - Так жители Византийской империи называли свое государство

Ромеи - так жители Византийской империи называли себя.

Босфорский пролив - место расположения Константинополя. Между Черным и Средиземным морями

Греческий - самый распространенный язык в Византии

Василевс - название титула императора в Византии.

Константинопольский патриарх - глава церкви в Византии

Централизованное управление - управление государством, при котором: - власть принадлежит императору, управляющему с помощью чиновников; - налоги уплачиваются в государственную казну; - действует единое законодательство

527-565 гг. - годы правления императора Юстиниана

Арабы - народ, который захватил г.Иерусалим, где находась святыня – гроб Христов.

6-9 лет - возраст, с которого начинались учиться дети в Византии в начальной школе.

Греческий огонь - это была зажигательная смесь, которая выбрасывалась струей из трубы в сторону врага, дающая негасимое водой пламя. Состояла из нефти, смол и др.

Мозаика - изображение или узор, выполненные из цветных камешков, непрозрачного стекла и других материалов

Фреска - многоцветные росписи красками по сырой штукатурке.

Иконы - изображение Иисуса Христа или святых, которые служили предметом религиозного поклонения

Храм Святой Софии - здание в Константинополе, которое считается высшим достижением византийской архитектуры

В 395 году Восто̀чная Рѝмская империя превратилась в самостоятельное государство – Византѝю.

Своё название она получила от старого имени своей столицы – города Виза̀нтий.

Византийцы называли себя ромѐями, своё государство – Ромѐйской (Римской) империей.

В состав Восточной Римской империи входили Балка̀нский полуостров, Ма̀лая А̀зия, земли Кавка̀за, Сѝрия, Палестѝна, Егѝпет.

Византия в V веке. С древности здесь развивались ремесло и торговля, земледелие и скотоводство.

Занятия византийцев

Империю населяло множество народов. Но больше всего было грѐков. Со временем греческий язык сменил латынь и стал государственным языком империи.

В отличие от Западной Римской империи, Византѝи удалось защитить свои границы и просуществовать ещё более тысячи лет.

Она сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Её торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги – надёжны. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов. В них были развиты ремесла: производство украшений, стеклянной посуды, шелковых тканей.

Самым крупным и богатым был столичный Константино̀поль. Он находился на берегу пролива Босфо̀р, на пересечении важных торговых путей: сухопутного – из Европы в Азию, и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Византийские купцы торговали с Северным Причерномо̀рьем.

В Византии сохранялось единое государство с сильной императорской властью. Во главе страны находился импера̀тор. Он был одновременно главой правительства, высшим судьёй и главнокомандующим войска, он же считался и покровителем церкви.

Император со своими приближёнными, армия и флот содержались за счёт налогов с крестьян, купцов и ремесленников.

Расцвета Византия достигла в правление императора Юстиниа̀на (527– 565 годы). Его правление было этапом перехода от античности к Средневековью, от римских традиций к византийскому стилю правления.

Юстиниан хотел восстановить Римскую империю в прежних границах. В упорных войнах полководцы Юстиниана поодиночке разгромили всех противников и захватили их земли (Италию, Южную Испанию, Северную Африку).

Византия в VI веке

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города. Но население Византии было разорено непосильными налогами. Частыми были восстания. Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями. Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоёванные территории. В VI веке на Византию стали нападать славя̀не. Они доходили до Константинополя. В войнах с Византией славяне приобрели боевой опыт. От вторжений они перешли к заселению: заняли сначала север Балканского полуострова, проникли в Македонию и Грецию. Славяне стали подданными империи: платили налоги, служили в войске. В VII веке на Византию напали ара̀бы. Они захватили всю Северную Африку, Палестину, Сирию, Египет.

Славяне. Территория империи сократилась втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии.

Культура Византии. В Византии с наступлением Средневековья не произошло такого упадка культуры как в Западной Европе. Она успешно продолжила развитие достижений римской цивилизации. Стала достойной наследницей античной культуры. В Византии в начале Средних Веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Для управления обширными землями требовалось большое количество грамотных чиновников. Также развитию образования способствовало наличие и большая доступность учебных заведений. Талантливые выпускники школ, даже будучи детьми простолюдинов, могли занять высокое положение в обществе. Полный курс обучения состоял из трёх этапов: подготовительного, среднего, высшего.

Образование. В начальной школе обучали, чтению, письму, учили считать, преподавали церковное пение. Детей из знатных семей чаще всего обучали на дому приглашённые преподаватели. Такая школа могла быть государственной, церковной или частной. В средней школе изучали грамматику, риторику, частично философию, музыку, геометрию, астрономию. В некоторых школах изучалась только математика. Эти школы были частными и платными.

Высшее образование включало в себя знание филосо̀фии, которая делилась на теоретическую и практическую. К первой относили богословие, математику, медицину, музыку. Ко второй – этику, политику, историю. В IX веке в Константинополе была открыта первая в Европе вы̀сшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. В ранний период в Византии ещё сохранялись старые центры античной образованности: Афѝны, Александрѝя, Бейру̀т, Га̀за.

Однако борьба с язычеством привела к упадку некоторых из них. Исчез научный центр в Александрии. При Юстиниа̀не была закрыта высшая школа в Афинах. Постепенно центром научных знаний становится Константино̀поль.

Византийцы сохранили античные знания по математике, астрономии, медицине. Они также пользовались изобретениями и достижениями арабских ученых. Через Византию об этих трудах узнали и в Западной Европе.

В Византии сохранялись рецепты производства стекла, керамики, смальты, эмалей и красок.

Христианская церковь строилась как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Христианская церковь. Именно в таком ключе построен храм Святой Софии в Константинополе, ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт купол диаметром 31 метр. Он имеет 40 окон, и когда солнечный свет заливает подку̀польное пространство – он как бы парит в воздухе.

Храм Святой Софии. Византийские храмы и постройки украшались моза̀иками – изображениями из разноцветных камней, укреплённых в сырой штукатурке. Фрѐсками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Получила развитие ѝконопись. Популярностью пользовалась и кнѝжная миниатю̀ра.

Книжная миниатюра. Высокого уровня в Византии достигло прикладно̀е искусство. Византийские изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за пределами страны. Быт населения Византии во многом отличался от такового в Западной Европе.

Несмотря на большую роль христианства, античные влияния оставались значительными в течение всего существования Византийской империи. Также в формировании византийского быта немаловажным было влияние Востока.

Жизнь в Византии строилась вокруг семьи и церкви. Византийцы считали семью своей главной опорой в мирской жизни. Церковь – в духовной. Жильё византийцев зависело в первую очередь от их социального статуса и материального положения. Дома знати отличались роскошью и красотой. Они сохраняли многие черты римских жилищ. Жилища бедняков и простых крестьян были достаточно простыми. В сёлах дома были одноэтажными и строились из камня или тростника, обмазанного глиной. В городах дома часто были многоэтажными.

На ипподроме. Соревнования начинались лишь после появления самого императора. Публика награждала победителей соревнований аплодисментами, а император золотом. В начале Средних Веков Византия оставалась наиболее культурной страной Европы. Правители европейских стран приглашали византийских мастеров к своим дворам. Константинополь стал центром науки и образования, в котором обучались многие европейцы. Сильным было византийское культурное влияние в славянских землях. Русь, Болга̀рия и Сѐрбия приняли христианство из Византии.

Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. Первые каменные храмы Руси были построены мастерами из Византии.

Византия и Русь. В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран. Это влияние сказалось практически на всех областях общественной и культурной жизни.

Культура Византии была перекрёстком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Подведём итоги.

Византия сохранила античное культурное наследие, развила образование и науку, архитектуру и искусство.

Ромѐйская империя повлияла на культурное развитие своих соседей.

Результатом правления Юстиниана стали: укрепление власти монарха, расширение границ империи, создание единого сборника законов. После его смерти – потеря завоёванных территорий, начало внутренних неурядиц.

заствка (402x300, 238Kb)

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения — феодальные. Господствующей религией было христианство, которое являлось огромной экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.

мода (500x526, 145Kb)

В искусстве Византии и эстетических взглядах V—VII вв. отразились все противоречия эпохи, связанные с ломкой старых и формированием новых общественных отношений: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.

Византийская мода, наследница моды римской, сохранила как античную верхнюю одежду - тогу, паллиум, пенулу и т. д., изменив только их названия, так и нижнюю — тунику: эта последняя изменилась на далматику (dalmatica) и альбу (alba), из пенулы появилась касула альда (casula aida). Эти типы одежды стали постоянной составной частью церковного одеяния.
Византийская мода является наследницей моды античной и в то же время — предшественницей раннего средневековья. Именно здесь зародилась новая женская мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую. Это были широкие туники рубашкообразного покроя, которым Византия добавила еще рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя - широкие. Поверх этих туник одевался еще жесткий плащ.
Таким образом, для византийской моды тело человека и природа не представляют интереса, она создает из фигуры как-бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом.

муж-од (700x465, 736Kb)

На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху пурпурный палудаментум, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди - сословное украшение из золотой парчи с рисунком, на ногах - пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них палудаментумы белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники.

Епископ и священники одеты в длинные белые туники с длинными широкими рукавами, украшенные по переду и низу рукавов пурпурными полосами, в цветную пенулу и шарф, украшенный бахромой и крестами. Воины одеты в короткие цветные туники с нагрудными украшениями.

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум - широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями.

в (692x500, 304Kb)

Иным переменам подверглась античная одежда при императорском дворе. Тога уже не драпируется, потому что теперь она шьется из жесткой парчи, на которой нашиты металлические пластинки и, кроме того, она украшена многочисленной вышивкой, что делало её еще более жесткой. Такая одежда стоит, как праздничная упаковка, вокруг фигуры. Посредством убранства одежды выражались титул владельца, его права и обязанности.

Основу этой моды создают знаки отличия - вышитая и украшенная золотом отделка, а на голове диадема-для императрицы и головной покров - у при-дворной дамы. Женщина преобразилась с головы до ног, превратившись в сановницу. Шерсть и полотно забыты. Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной богатой вышивкой, жемчугом и золотом, которая ценилась как драгоценность. Эти дорогие ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с середины VI века знали тайну производства шелкового полотна.

Одновременно изменяются и функции одежды. Где-то в VI веке консулы перестают носить тогу как официальный костюм. Теперь это плащ. Это знак привилегированного положения и достоинства, это символ, выделяющий данную личность из окружающего мира и замыкающий её в жизни созерцательной. Этот плащ закрывает фигуру с головы до ног, срастается с ней, и человеческое тело под ним буквально исчезает.


Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота - это добродетель во славу бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты - духовной. Тело всячески маскируется.

Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький, лишенный всякого намека на чувственность рот и подчеркнуто высокий лоб.

Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий, и костюм приобретает особое значение.

При этом одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением идеала - духовной красоты, ее характеризует страсть к роскоши, связанной с ритуалами церкви. Во внешнем облике и костюме человека это проявлялось в использовании великолепных дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

муж кост (500x631, 83Kb)

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, палудаментум, пенула, лорум. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.

Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Покрой туники у различных классов был однотипен, различаясь лишь длиной и качеством ткани. Короткую тунику выше коленей носила беднота. Византийскую тунику, так же как и римскую, часто украшали неширокими про дольными полосами или вышивкой.

Штаны - несомненное заимствование из стран Востока - были обязательной частью мужского костюма. Они состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью.

Палудаментум - верхняя одежда императора и знати. Низшие классы носили плащи на завязках спереди или распашную одежду различной длины с рукавами.

Основные виды женской одежды: туника, стола, пенула, мафорий.

феодора (700x465, 189Kb)

Еще в большей степени, чем в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело.

На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Фсодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и низу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На шее массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове - золотой венец, на ногах - вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. Такое сочетание узорных и одноцветных тканей было излюбленным в декоративном решении ансамбля.

мафорий (558x400, 111Kb)

Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в византийский период появляется накидка мафорий, закрывающая верхнюю часть женской фигуры и голову. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид, отрешенный от всего земного.

Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что становится постоянной одеждой святых в иконописи.

женс-кост (500x632, 89Kb)

Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей.

обувь (368x300, 31Kb)

ОБУВЬ

Византия, как и Рим, не отличалась разнообразием обуви.
Мужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком.

Византийская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивами. Со времен императора Юнистиана все население носило обувь черного цвета. Обувь императора была пурпурного цвета.

Женщины ходили в башмаках из мягкой цветной кожи.

ПРИЧЁСКИ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ В ВИЗАНТИИ

Так как Византия являлась наследницей Римской Империи, то и прически жителей данного государства очень долгое время походили на римские. Лишь с X века, под влиянием канонов христианской религии, прически византийцев значительно изменятся.

прич-м (450x586, 103Kb)

Мужские прически и головные уборы.

Мужчины, по римскому подобию, изначально носили короткие стрижки с завитыми волосами. Уши были открыты. На концах волосы могли завиваться более крупными локонами, нежели у корней. Также носили густую челку длиной до середины лба. Лица были выбриты

С VI века в моду входят мужские прически из длинных волос. Волосы носят длиной до плеч, подражая иконописным изображениям Иисуса Христа. Завивку больше не используют. В моду входит и каштановый цвет волос, опять же, как у Христа. Мужчины могли окрашивать волосы в данный цвет.К XII веку начинают носить бороды – округлые, либо усы. Бороды подвивают, окрашивают хной.

У простых византийцев редко встречались головные уборы. Однако при полевых работах и в дороге носили круглые широкополые меховые шляпы и шапки; встречались также и капюшоны из жесткой материи. У вельмож были в ходу плоские, беретообразные шапки, расширявшиеся кверху; в начале IX века была сильно распространена круглая, высокая шапка, похожая на фракийскую.

прич-ж (400x566, 118Kb)

Женские прически и головные уборы.

Прическа византийских женщин была копией античной греческой прически: волосы зачесывались назад и образовывали на затылке узел. Иногда волосы заплетались в две косы, в них вплетались жемчужные нити и ленты, затем голову покрывали чепчиком, очень часто состоявшим только из лент,соеди-ненных между собой металлическим ободом, на него накладывали косы.

Излюбленной была прическа валиком, который обрамлял лицо и щеки; он делался с помощью лент, которыми закручивались волосы. Очень часто волосы украшались цветами. В прическах второго типа вся масса волос захватывалась на темени, и из них заплетались широкие косы, которые, загибаясь сзади, четко обрисовывали щеки. В эти косы иногда вплетали нити из настоящих жемчужин, драгоценных камней, а также цветные ленты и пр.
Девушки могли носить распущенные волосы, а также заплетали волосы в височные косы, которые спускались полукругом под уши и закалывались на затылке.

Судя по изображениям, к числу женских головных уборов, которые носили в сочетании с описанными одеждами, принадлежали популярные у западных римлянок еще до начала Империи богато украшенные чепцы, сетки и головные платки, а также некоторые заимствованные у восточных народов фасоны головных уборов.

Хотя в Византии были в ходу весьма разнообразные по своей форме головные уборы, некоторые из них пользовались особенной любовью женщин. Это касается сеткообразных наголовников, сплетенных из серебряных или золотых шнурков и обшитых дорогими камнями, жемчугом, золотыми бляшками и пр., а из числа восточных уборов - особого вида древнеперсидской повязки, спирально обвитой двумя платками различных цветов на манер императорской тиары. Этот наголовник составлял исключительную принадлежность замужних женщин. Плотно прикрывавшие голову платки и чепцы, нередко украшенные узорчатым шитьем, гораздо чаще носились зрелыми женщинами, чем молодыми девушками. Последние покрывали голову чрезвычайно нарядными и красивыми сетками, а также золотые повязки и диадемы, часто украшенные драгоценными камнями

В Византии отдавали предпочтение использованию легкого золотого листа. Акцентом украшений делались драгоценные камни. Как и на западе, в Византии украшения носили богатые женщины, украшения же мужчин ограничивались кольцом-печаткой. Но золото, бриллианты, сапфиры и рубины – это украшения знатных жителей, в то время как ремесленники средневековья находили способы заполнить востребованную нишу дешевых украшений.

Ведь кроме золота и серебра есть медь и бронза, а во времена расцвета алхи-мии появляются мельхиор и амальгама. Кроме изумрудов и сапфиров есть полудрагоценные камни, которые гораздо чаще встречаются в природе и потому намного более дешевы – но лишь немного менее красивы. Так фактически появляется бижутерия, и со временем она тоже совершенствуется, хотя еще и не имеет современного названия. Религия также играла немаловажную роль в развитии стилистики украшений – многие из них содержали религиозную символику.

ввв (670x500, 161Kb)

Алмазы же вплоть до позднего средневековья практически не используются. И лишь когда ювелиры находят такие способы огранки алмазов, которые застав-ляют камень переливаться всеми цветами радуги в лучах света, бриллианты занимают достойное место в дорогих украшениях.

Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император - земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы.

Византийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья. В их декоре часто исполь-зовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь.

Россыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представляют своеобразный документ, свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. В ювелирном искусстве использовалось даже больше камней и жемчуга, чем в Ранний Римский период.

На смену недавно еще такой популярной филиграни около 300 года приходит новая техника - резьба "в оброн", с изъятием фона. Гравированный орнамент из геометрически стилизованных мотивов виноградных лоз становится более рельефным и сочным, с множеством светотеневых и цветовых эффектов. Около 600 года начинают преобладать композиции с разбегающимися круга-ми, где мотив креста как бы растворяется в воздухе.

Наибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. Отсюда они проникли в Европу. В византийских украшениях сосуществуют золото и серебро, эмаль, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, неизменно гармонизируя с изысканной красотой и мастерством бесценных и дерзких работ, отражая благородство и изящество.

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой.

В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.

Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.

Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека — характерны для них.

Э c тетический идеал красоты

Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота — это добродетель во славу бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий.

Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

Ткани, цвет, oрнамент

Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.

Рисунок — крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела.

Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные — кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта (рис. 1).

Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета — желтый, коричневый, белый, черный, кремовый.

Формы и виды костюма

Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.

Мужской костюм

Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.

Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами.

Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью.

Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой — фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками.

На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху — пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком — клавус, на ногах — пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники (рис. 2).

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями (рис. 3). Ширина его составляла обычно 15-35 см, длина — 4-5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник-оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Большое влияние оказали эти элементы византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси.

Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки.

Головные уборы — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.

Женский костюм

Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело.

На мозаике храма cв. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На шее — массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове — золотой венец, на ногах — вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей (рис. 4).

Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка - мафорий, закрывающая верхнюю часть женской головы. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.

Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей.

ОБЛАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА

Римские императоры до III века носили на голове исключительно золотые лавровые венки: первым надел зубчатую корону император Галлиенус, царствовавший в 260-208 годах до н. э. До VI века византийские императоры носили только широкий, украшенный жемчугом коронообразный венец с двумя жемчужными нитями по бокам; к нему был прикреплен сверху крестообразный переплет; вскоре под этот крест стали подкладывать круглую красную шапочку; таким образом получилось нечто вроде короны, встречающейся и на позднейших памятниках; впоследствии к ней был прикреплен сзади кусок материи в виде платка. В усовершенствованном виде эта корона представляла две крест-накрест соединенные, богато эмалированные дуги с укрепленным в середине крестом, кругом же шел зубчатый обод. Крестом свой головной убор первым украсил Юстиниан.

На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху — пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком — клавус, на ногах — пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники.

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15— 35 см, длина — 4—5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник — оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Эти элементы византийского костюма оказали большое влияние на костюм царя и бояр Древней Руси.

Начиная с IX века у императоров вошло в обычай украшать крестами как одежды, так и скипетр. Необходимо добавить, что императоры облачались в парадные костюмы не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда.

Облачение императрицы имеет большое сходство с облачением императора, только здесь недостает клавуса на мантии, но зато спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанные слезовидными жемчугами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цветным шелковым шитьем. На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод. Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити. Затем пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами. Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Предметом роскоши считался широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф, который сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными каменьями, край его был белым с пестрыми цветами. Свободно падающие концы шарфа повязывались роскошным кушаком. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек, причем средняя из них немного выдавалась.

К верхнему шарфу, украшенному бахромой, скоро присоединили второй шарф, надеявшийся на нижнюю тунику так, что из-под укороченной столы виден был только небольшой его кусок. Иногда нижний шарф прикреплялся к нижней одежде; на столе стали изредка делать разрезы до бедер.

На изображениях XII века императрицы облачены в узкую, доходящую только до колен узорчатую столу с полудлинными и широкими рукавами, украшенную дорогими кантами. На столу надевалось еще короткое, богато украшенное покрывало: оно доходило до талии, покрывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На голове императрица носила зубчатую корону, возложенную поверх вуали. В это же время начали появляться и высокие короны, украшенные крестом, и широкие металлические обручи, украшенные спереди плоским алмазом и наложенные на красную шапочку.

В позднейшие времена царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застегивалась на правом плече. Обод, заменявший корону, был снабжен спереди и с боков выдающимися кверху украшениями и жемчужными нитями с крестами на концах.

КОСТЮМ ВИЗАНТИЙСКИХ ВОИНОВ

Солдаты носили в большинстве случаев такую же одежду, как и низшие сословия. Уже в начале V века воины одевались в короткие греческие рубашки, причем руки были совершенно обнажены. Часто встречались две туники, надетые одна на другую. Длинные панталоны вошли во всеобщее употребление только между IX и XI веками. а до тех пор даже начальники ходили с обнаженными ногами или же надевали доходящие до колен штаны, перенятые у римлян.Наемные воины носили одежды своей родины и византийское вооружение. Солдаты низшего разряда только изредка вооружались тяжелыми римскими копьями; у всадников и пехотинцев были в употреблении дротики 3-х футов длины. До IX века короткий римский меч оставался без изменения, а затем клинок был переделан, в IX веке меч доходил до земли.

Особенной любовью пользовались секира и лук, сохранившийся до падения царства и появившийся позднее вновь в виде самострела - арбалета. Оборонительным оружием были римский металлический шлем, замененный в VII веке пестрой кожаной шапкой и низким железным шлемом, закрывавшим лицо и доходившим до плеч, и небольшие щиты круглой или сердцевидной формы от 2,5 до 3 футов высоты.

Впоследствии щиты сердцевидной формы были уменьшены на одну треть. В VIII веке металлические щиты были заменены кожаными; у полководцев они были украшены золотым шитьем и драгоценностями. До VIII века щит императора украшался изображением всадника, убивающего своего противника. После этого периода на наружной стороне щита стали изображать крест.

Воины низшего разряда носили кожаные панцири с прикрепленными к ним, для большей прочности, металлическими пластинками, у полководцев же были кольчуги или полный металлический римский панцирь с наплечниками и набедренниками, римский шлем с гребнем, украшенный перьями, и металлические наголенники. Сапоги они носили высокие или шнурованные.

В VII веке некоторые полководцы надевали панцири из пестрых кожаных полос или же панцири, обитые металлическими бляхами и пластинками. Понемногу наплечники и набедренники стали отпадать от панциря и сделались самостоятельными частями вооружения. Полководцы стали носить, кроме того, наискось перекинутый через грудь в виде двойной жемчужной нити. В XI веке наплечники и набедренники исчезли совершенно.

Особенно роскошно одевались телохранители, набиравшиеся из чужеземных наемников. Их шлемы были позолочены и украшены жемчугом, серебряный панцирь отделан золотой обивкой. У наемников во время походов было национальное вооружение. Телохранители императора Юстиниана носили длинные пестрые панталоны, в изобилии украшенные каймами, золотой шейный обруч, великолепно украшенный нагрудник с наплечниками и тунику, напоминавшую кожаный панцирь, не сходящийся под руками.

Овальные щиты украшались крестом. Снабженные гребнем шлемы и копья были позолочены. Низкие, глубоко вырезанные, сдерживавшиеся лентами и ремнями сапоги делались черными. Начиная с IV века на боевых конях были седла и стремена. В VIII веке к седлу приделали луку.

С распространением христианства византийский покрой одежды был введен в Западной Европе и, как мы увидим дальше, появился и у нас в России.

Идея царской власти как особого рода служения, подобного священническому, прямо вытекает из идеи "симфонии" священства и царства. Еще до того, как император Юстиниан издал свою знаменитую Шестую новеллу, императоры сначала единой, а затем Восточной Римской империи, начиная с Константина Великого, называвшего себя "епископом внешних дел", подчеркивали "служебный характер своих распоряжений в Церкви" (Логинов А.В. Власть и вера. М., 2005). Служение это имело не только практическую сторону (право императора созывать Соборы и утверждать их определения, борьба с ересями и др.), но и символическую. На символическом уровне "император как бы вводился в церковную иерархию и поэтому мог восприниматься как священнослужитель" (Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994). Однако внешнее подобие двух служений рождалось не столько из их подражания друг другу, сколько из того, что и император, и священнослужитель выступали как "живые иконы Христа" (Успенский). Ничего удивительного поэтому, что царское и священническое облачение зачастую так похожи.

Саккос (греч. - "мешок") представлял собой в древности узкую длинную тунику, надевавшуюся через голову и внешним видом вполне оправдывавшую наименование "мешка". По месту своего происхождения (Далматия) эта одежда в византийском царском обиходе получила название далматик. Далматик красного цвета из дорогой ткани, богато украшенный, был частью одеяния императоров (в отличие от выполненного из грубой материи саккоса, хотя это различие, по-видимому, впоследствии стирается). Именно в такую, похожую на царское одеяние, багряницу одели Христа при поругании.

Будучи изначально предметом царского облачения, саккос в ХI-ХII веках начинает жаловаться императорами патриархам. По своей форме императорский и патриарший саккос почти не отличались, разве что первый отличался внешним блеском (Лебедев А.П.Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X, XI вв. М., 2005). Интересно, что, как замечает Беляев, на приведенном выше изображении архангел Михаила "изображен в таком же дивитисии, что и царь, но дивитисий архангела проще: он выполнен из белой, а не вышитой материи". На дивитисий архангела надет хитон с поручами.

Сверху на саккос надевалась хламида - "мантия, которая по своей форме близко походила на фелонь" (Лебедев). Хламидой назывался длинный пурпурный плащ, достигавший щиколоток и скрепленный на правом плече фибулой с тремя подвесками, обычно хорошо различимыми на монетах. В ней изображен, например, Юстиниан на знаменитой мозаике из церкви Сан-Витале в Равенне (Бутырский М.Н. Образы императорской власти на византийских монетах).

Фелонь символизирует собой хламиду, в которую был облачен Христос перед распятием. Однако со временем фелонь значительно видоизменилась: д ля удобства ношения спереди на подоле стал делаться больший или меньший полукруглый вырез, то есть передний подол фелони уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелони стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелони в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя.

На шею и плечи император при торжественных выходах надевал еще и особую повязь, которая внешне напоминала патриарший омофор. "Лор трансформировался из древнеримской консульской тоги и представлял собой длинную полосу ткани, окутывавшую туловище, начиная с правого плеча; остававшийся свободным конец перебрасывался через левое плечо. С течением времени лор перестает быть одеянием и превращается в узкую длинную полосу ткани, богато изукрашенную золотом и драгоценными камнями, которая крестообразно обвивала тело" (Бутырский). В лоре, символизирующем собой золотую ризу воскресшего Христа, изображен сын Василия I Македонянина Александр (младший брат и соправитель Льва VI Мудрого (886-912), самодержец в 912-913) на мозаике в Св.Софии Константинопольской.


Лор можно увидеть также на изображеии Алексея III Комнина (миниатюра на пергаменном хрисовуле императора в монастырь Дионисиат на Афоне, датируемом сент. 1374 г.)

Со временем лор стал знаком епископского достоинства, заменив простой, древнейший омофор. Большой омофор (типа лора) Константинопольский собор 869 г. разрешал носить только некоторым епископам и лишь в определенные праздничные дни.

На изображении ниже представлены большой и малый епископский омофоры:

Голова императора украшалась короной, которая (особенно во время Палеологов) сильно напоминает патриаршую митру. Это можно увидеть например, на следующем изображении фамилии Палеологов: Михаила, его жены Феодоры и их сына Константина (изображение взято из книги Беляева, который, в свою очередь, ссылается на Дюканжа):

По мнению Беляева, архиерейская митра "по своему происхождению и форме есть не что иное, как царская корона". Царская корона, как и митра, украшена крестом, ее отличительным признаком являются т.н. перпендулии, которые спускаются от короны почти до плеч:

Константин IX Мономах. Мозаика Св.Софии Константинопольской.

В епископском облачении митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя.

5. Скипетр.

Наконец, еще одно сходство в царском и священническом облачении - это скипетр. Первообраз скипетра — пастушеский посох, затем посох, присвоенный церковью архиереям как знак пастырской власти. Скипетр хорошо виден на изображении Михаила Палеолога (см. выше). Интересно, что в то же время в левой руке Михаил держит акакию- "мешочек с пылью, напоминавший о бренности всего сущего" (Каждан. Византийская культура X-XII вв. СПб, 2006).

Читайте также: