Толерантность как метод профилактики экстремизма

Обновлено: 30.06.2024

Большую роль в изучение проблем экстремизма играет анализ отношения молодежи к действиям экстремистских организаций. Как оказалось, большая часть респондентов отрицательно относится к деятельности подобных организаций. Так, 56% молодежи высказались о том, что осуждают действия экстремистов, а 25% - скорее осуждают.

Затем мы решили выяснить, имеет ли для молодежи значение при оценке человека его национальная или религиозная принадлежность. 40 % опрошенных отметили, что иногда это бывают важно. Придают этому большое значение 18 % респондентов. Считают, что национальная принадлежность для них несущественна 42 % ответивших.

Важным оказалось то, что 55 % опрошенных считает актуальной проблему нетерпимого отношения к представителям другой национальности в районе их проживания. 14 % из них утверждают, что данная проблема проявляется очень остро.

В данном исследовании приняло участие 500 респондентов. Из них 42% (211 человек) мужчин и 58% (289 человек) женщин.

По принадлежность ко определенным возрастным группам молодежь распределилась следующим образом:

- 14-18 лет – 59% (293 человека);

- 19-23 лет – 25% (126 человек);

- 24-30 лет – 16% (78 человек).

1.Учусь – 377 респондентов (76%).

- школьник – 234 респондента (47 %)

- студент колледжа – 84 респондента (17 %)

- студент ВУЗа – 59 респондентов (12 %)

2. Работаю – 144 респондента (55 %)

- работаю в сфере услуг – 102 респондента (20 %)

- работаю в сфере производства – 42 респондента (8 %)

3. Учусь и работаю – 136 респондентов (27 %)


Диаграмма №4 "В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма? "

Данные варианты ответа выбрали 45% и 42% респондентов соответственно. Деформация системы ценностей в современном обществе также влияет на развитие экстремизма в обществе. Данную причину отметили 37% респондентов. Далее молодежь выделила такие причины, как многонациональность населения, проживающего на территории России (29%) и недостаточное количество центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения (27%)

Незначительное воздействие на распространение экстремизма, по мнению молодежи, оказывает кризис школьного и семейного воспитания и недостаточное правовое посвящение граждан в сфере противодействия экстремизму. Эти причины отметили 18% и 17% участников опроса соответственно.

Что касается экстремистских организаций в г. о. Тольятти, то большинство горожан (62%) в возрасте от 14 до 30 лет не знакомы с их деятельностью. 27 % респондентов отметили, что слышали о деятельности подобных организаций, а 11% признались, что принимали участие в этой деятельности.

Большую роль в изучение проблем экстремизма играет анализ отношения молодежи к действиям экстремистских организаций. Как известно, под экстремисткой организацией понимается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Как оказалось, большая часть респондентов отрицательно относится к деятельности подобных организаций. Так, 56% молодежи высказались о том, что осуждают действия экстремистов, а 25% - скорее осуждают. Однако среди респондентов были и те, кто относится к действиям экстремистов положительно – 17%. Из них 6% признались, что одобряют такие действия, а 11% - скорее одобряют.

В связи с тем, что в экстремистские организации привлекается все больше и больше молодежи, нам было важно выяснить, какие способы профилактики экстремизма в молодежной среде будут наиболее эффективны.

Так, по мнению респондентов, в первую очередь необходимо воспитание толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации, клубы по интересам, спортивные секции.

Данный вариант выбрали 44% респондентов. Так же важным является правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры. Этот способ посчитали эффективным 42% респондентов. Приблизительно по 1/3 части респондентов к наиболее приемлемым способам профилактики экстремизма отнесли усиление роли патриотического воспитания сред молодежи и регулярный анализ подростковой безнадзорности и ее последствий.

Своевременное выявление неблагополучных семей, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации и создание и развитие сети научных центров, занимающихся проблемами экстремизма выбрали 24% и 23% респондентов соответственно.

В группу наименее эффективных методов вошли такие, как:

- мониторинг виртуального пространства, поиск и удаление сайтов экстремистского содержания посредством совместной деятельности с Инетрнет-провайдерами – 20%

- подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма – 18 %;

- проведение тренингов, круглых столов, лекций по теме экстремизма – 15 %.

Большую роль в изучении проблем экстремизма играет анализ уровня толерантности населения. В связи с этим сначала мы решили выяснить, какое значение тольяттинская молодежь придает национальной или религиозной принадлежности человека.

В ходе нашего исследования особое значение представляло изучение ситуации в сфере межнациональных отношений в районе проживания респондентов.

В связи с этим мы решили выяснить, наблюдали ли респонденты случаи нарушения достоинства человека из-за его национальности или веры. Отрицательно на данный вопрос ответила лишь 1/5 часть опрошенных. Остальные участники опроса дали положительный ответ на данный вопрос. Лично за такими ситуациями наблюдали 49 % респондентов. Чаще всего они сталкивались с этим на улице или во дворе (29 %).

Приблизительно ¼ молодежи были свидетелями конфликтов на национальной или религиозной почве в школе, а 1/5 часть – в магазине и других общественных местах. Реже всего такие ситуации респонденты наблюдали за городом, на природе. Данный вариант выбрало 13 % молодежи. Стоит отметить, что незначительная часть молодого поколения (13 %) испытывали на себе нарушения достоинства из-за национальности или веры. Это говорит о том, что проблема терпимого отношения к представителям различных национальностей или религий все же существует.

Важным оказалось то, что 55 % опрошенных считает актуальной проблему нетерпимого отношения к представителям другой национальности в районе их проживания. 14 % из них утверждают, что данная проблема проявляется очень остро. Другая часть (44 %) придерживается мнения о том, что это происходит иногда. Другая половина (45 %) придерживается противоположного мнения и склоняется к тому, что данная проблема в г. о. Тольятти отсутствует.

В ходе исследования нам удалось выяснить, как респонденты реагируют на проявление нетерпимого отношения к представителям другой национальности. Оказалось, что больше половины опрошенных (81 %) относятся к данному явлению отрицательно.

Далее мы проанализировали ситуацию в сфере межнациональных отношений внутри страны. По мнению 1/3 участников опроса отношения в сфере межнациональных отношений в нашей стране постепенно ухудшаются. Другая часть участников опроса (23%) наоборот считают, что отношения в стране становятся лучше.

Однако приблизительно 2/5 (42 %) ответивших затруднились ответить на данный вопрос.

На заключительном этапе социологического опроса мы предложили респондентам ряд положительных и отрицательных суждений относительно межнациональных отношений. Если анализировать общий процент позитивных и негативных суждений, то первых оказалось больше – 153 % против 81 %.

И всего 1/10 часть респондентов согласились с тем, что без мигрантов наш город не смог бы решить многие проблемы благоустройства, строительства, торговли, бизнеса и пр.

Стоит отметить, что незначительная часть респондентов (6%) признались в том, что их нация подвержена угнетению и эксплуатации другими нациями.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают актуальность проблемы экстремизма и толерантности в молодежной среде. Об этом свидетельствует тот факт, что среди молодых людей многие знакомы с деятельностью экстремистских организаций. Более того, некоторые признались о своем в них участии. Не простой в глазах молодежи видится и ситуация в сфере межнациональных отношений.

По мнению большинства межнациональные отношения в стране продолжают ухудшаться. Таким образом, в центр внимания общественности должен ставится вопрос о формировании толерантности как способа профилактики экстремизма в молодежной среде.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Что можно считать экстремистскими действиями?

- хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

Ответственность за экстремистскую деятельность

Нужно знать и помнить! За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Это последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт. Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

Как может выглядеть экстремист, либо террорист?

Чаще это молодые люди от 14 до 22. Агрессивные, жестокие, предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач, стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов, нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям, лишены родительской заботы, познали раннее унижение. Им присуще: низкий уровень образования и общей культуры, стереотипное мышление, искаженное представление об историческом прошлом.

Почему же именно молодые люди чаще становятся экстремистами?

Как не стать жертвой

В экстремистские и террористические организации подростков вербуют через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в экстремистскую группу, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…

Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов:

· В первую очередь, ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

· Не вступайте в непонятные, подозрительные группы! Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней!

· Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. "

· Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы!

· Не верьте простым и ярким обещаниям.

· Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов!

Помните! От экстремизма и насилия нас защищает полиция, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!

В последнее время все чаще речь заходит о проявлении нетерпимости, терроризма, насилия, ксенофобии, агрессивного национализма и разного рода дискриминации, поэтому, сегодня введение аспектов толерантности в образовательные программы вузов как никогда актуально. В статье рассматриваются основные принципы воспитания толерантности в студенческой среде, анализируются некоторые образовательные технологии, которые позволяют проводить профилактику этнической, расовой, религиозной дискриминации и экстремизма у молодежи, способствуют углублению межкультурного диалога, формируют общественную атмосферу взаимного уважения и понимания.


1. Артюхович Ю.В. Обучение толерантности: аксиологический подход // Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011 г.). – Уфа: Вагант, 2011. – С. 63–70.

2. Помигуева Е.А. Формирование толерантной личности в условиях глобализации «Лингвистика, лингводидактика и межкультурная коммуникация: теория и практика: Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции, 23–24 апреля 2015 г. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – С. 208–212.

Распад некогда великой державы – СССР – привел к обострению экономических, политических и общественных проблем, поэтому вопрос национальных отношений сегодня особо актуален: практически каждый день он напоминает о себе хулиганскими стычками, расправами, терроризмом. Злоупотребляя ощущениями неприязни к иным национальностям, религиозными чувствами, националисты обвиняют представителей других народов во всех своих бедах, и это влечет за собой подогревание межнациональной розни. Поскольку Россия издревле была многонациональной страной, богатой своими едиными многонациональными литературой, культурой, искусством, наукой, международными связями, ухудшение отношений между народами приведет к тяжелым, необратимым последствиям.

Целью данной работы является рассмотрение основных принципов воспитания толерантности в вузе, анализ некоторых образовательных технологий, которые позволяют проводить профилактику ксенофобии, враждебности, ненависти, нетерпимости к представителям других народов и религий.

Причинами такой агрессии могут служить и резкий контраст материального благосостояния общества (с одной стороны – бедность большинства населения, зажиточность единиц – с другой), и социальная несправедливость, и отсутствие отчетливой национальной молодежной политики, и невозможность самореализации, и духовный кризис общества.

Поэтому сегодня воспитание толерантности в молодежной студенческой среде, то есть формирование толерантной личности становится как никогда актуально.

Толерантная личность – это человек, уверенный в себе, способный разобраться в своих достоинствах и недостатках, способный на разумное самоограничение, отвечающий за свои поступки и не перекладывающий ответственности на других, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей, всегда склонный прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям, использующий позитивную лексику в любых сферах [2].

На фоне процессов глобализации, негативной реакции на распространение западного образа жизни, утраты индивидуальности необходимо возрождать национальную культуру, традиции народа, исконную духовность, уважение к национальному языку, словом, этнокультурную самобытность. Однако действия по сохранению и преумножению своей национальной культуры возможны лишь при условии одновременного формирования толерантного отношения к другим, в том числе к представителям иных цивилизационно-культурных общностей.

Необходимы постоянные контакты в условиях равенства и при наличии общих целей и проектов. Это поможет овладеть позитивными методами и практическими навыками предотвращения и ненасильственного разрешения межэтнических конфликтов. Молодых людей следует учить оценивать специфику межнациональных отношений и обстановку в своем вузе, развивать способность к критическому самоанализу.

Важным условием введения аспектов толерантности в образовательный процесс в вузе является формирование у студентов представлений об особенностях поликультурного пространства мира в целом, России, конкретного города в частности, о роли культурного наследия в воспитании толерантности; воспитание толерантного сознания и поведения, обеспечение атмосферы межнационального мира и согласия и профилактики правонарушений.

Кроме того образовательный процесс должен быть нацелен на овладение навыками толерантного общения, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, способностью толерантности в восприятии социальных и культурных различий.

При реализации учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии: выступления, позволяющие развивать навыки публичной речи; диспуты и дискуссии, упорядоченные и целенаправленные процессы обмена идеями, мнениями в группе, ради поиска истины, позволяющие создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе их самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями; элементы деловой игры, дающие возможность детально раскрывать содержание изучаемой проблемы; позволяющие углубить межкультурный диалог, межнациональное и межрелигиозное сотрудничество, являющиеся профилактикой этнической, расовой, религиозной ксенофобии и экстремизма; творческие, исследовательские задания, позволяющие нестандартно раскрывать культурологические проблемы; межкультурные тренинги, способствующие улучшению межкультурных взаимодействий; экскурсии в пространстве города и на экспозициях городских музеев, позволяющие наглядно иллюстрировать изучаемый материал.

Важно уделять внимание тому, чтобы участники могли поделиться своими эмоциями, мнениями, впечатлениями, чтобы каждый сформулировал свое мнение, а не просто присоединился к мнению остальных.

Можно использовать различные короткие интерактивные задания, в ходе которых участники должны общаться между собой, передвигаться по помещению, объединяться в малые группы. Скажем, такие задания применимы непосредственно во время занятия, когда появляются первые признаки усталости членов группы (Например, собрать группу 5 чел. по наличию какого-либо признака: общая буква в месяце рождения, цвет глаз, присутствию в гардеробе определенного предмета … или участники мини-групп ищут в аудитории предметы, начинающиеся на определенную букву и т.п.).

Очень популярны упражнения, в которых группе, состоящей из 3-4 человек, предлагается изобразить какую-либо национальность или этническую группу. Средства изображения группа придумывает сама: жесты, мимика, возгласы, но нельзя разговаривать. Остальные участники должны отгадать. После обсуждаются средства и способы передачи особенностей изображенных групп и достоверность изложенной в них информации. При этом необходимо отметить причины выбора тех или иных изобразительных средств и их соответствие культуре изображенного народа, остановиться подробнее на обсуждении ситуаций непонимания причин поведения представителей другой культуры, порождающих противодействие, раздражительность, агрессивность. Поговорить о чувствах, которые возникают у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих [3].

Предлагается разделиться на подгруппы по 5-6 человек, каждая из которых выбирает одну из национальностей, проживающих в вашем городе, и разработать туристический маршрут по городу, который бы отражал специфику культуры выбранной национальности, особенности обычаев и традиций. Маршрут должен включать посещение достопримечательностей, фольклорную программу, дегустацию национальных блюд и напитков.

Таким образом, воспитание в межкультурной толерантности в студенческой среде должно представлять собой совокупность различных мероприятий: это и включение аспектов толерантности в организацию учебного процесса, и формирование досуга молодежи (культурные и спортивные массовые мероприятия), и знакомство с сокровищницей мировой культуры, и непосредственное общение представителей разных культур, развенчание устойчивых стереотипов, и недопущение пропаганды экстремистских и мигрантофобских настроений. Кроме того необходимо соблюдать права и законные интересы студентов разной этнической и религиозной принадлежности, не допускать дискриминации, способствовать формированию атмосферы взаимоуважения, взаимопонимания и единства всех студентов, обучающихся в вузе.

Большую роль в изучение проблем экстремизма играет анализ отношения молодежи к действиям экстремистских организаций. Как оказалось, большая часть респондентов отрицательно относится к деятельности подобных организаций. Так, 56% молодежи высказались о том, что осуждают действия экстремистов, а 25% - скорее осуждают.

Затем мы решили выяснить, имеет ли для молодежи значение при оценке человека его национальная или религиозная принадлежность. 40 % опрошенных отметили, что иногда это бывают важно. Придают этому большое значение 18 % респондентов. Считают, что национальная принадлежность для них несущественна 42 % ответивших.

Важным оказалось то, что 55 % опрошенных считает актуальной проблему нетерпимого отношения к представителям другой национальности в районе их проживания. 14 % из них утверждают, что данная проблема проявляется очень остро.

В данном исследовании приняло участие 500 респондентов. Из них 42% (211 человек) мужчин и 58% (289 человек) женщин.

По принадлежность ко определенным возрастным группам молодежь распределилась следующим образом:

- 14-18 лет – 59% (293 человека);

- 19-23 лет – 25% (126 человек);

- 24-30 лет – 16% (78 человек).

1.Учусь – 377 респондентов (76%).

- школьник – 234 респондента (47 %)

- студент колледжа – 84 респондента (17 %)

- студент ВУЗа – 59 респондентов (12 %)

2. Работаю – 144 респондента (55 %)

- работаю в сфере услуг – 102 респондента (20 %)

- работаю в сфере производства – 42 респондента (8 %)

3. Учусь и работаю – 136 респондентов (27 %)


Диаграмма №4 "В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма? "

Данные варианты ответа выбрали 45% и 42% респондентов соответственно. Деформация системы ценностей в современном обществе также влияет на развитие экстремизма в обществе. Данную причину отметили 37% респондентов. Далее молодежь выделила такие причины, как многонациональность населения, проживающего на территории России (29%) и недостаточное количество центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения (27%)

Незначительное воздействие на распространение экстремизма, по мнению молодежи, оказывает кризис школьного и семейного воспитания и недостаточное правовое посвящение граждан в сфере противодействия экстремизму. Эти причины отметили 18% и 17% участников опроса соответственно.

Что касается экстремистских организаций в г. о. Тольятти, то большинство горожан (62%) в возрасте от 14 до 30 лет не знакомы с их деятельностью. 27 % респондентов отметили, что слышали о деятельности подобных организаций, а 11% признались, что принимали участие в этой деятельности.

Большую роль в изучение проблем экстремизма играет анализ отношения молодежи к действиям экстремистских организаций. Как известно, под экстремисткой организацией понимается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Как оказалось, большая часть респондентов отрицательно относится к деятельности подобных организаций. Так, 56% молодежи высказались о том, что осуждают действия экстремистов, а 25% - скорее осуждают. Однако среди респондентов были и те, кто относится к действиям экстремистов положительно – 17%. Из них 6% признались, что одобряют такие действия, а 11% - скорее одобряют.

В связи с тем, что в экстремистские организации привлекается все больше и больше молодежи, нам было важно выяснить, какие способы профилактики экстремизма в молодежной среде будут наиболее эффективны.

Так, по мнению респондентов, в первую очередь необходимо воспитание толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации, клубы по интересам, спортивные секции.

Данный вариант выбрали 44% респондентов. Так же важным является правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры. Этот способ посчитали эффективным 42% респондентов. Приблизительно по 1/3 части респондентов к наиболее приемлемым способам профилактики экстремизма отнесли усиление роли патриотического воспитания сред молодежи и регулярный анализ подростковой безнадзорности и ее последствий.

Своевременное выявление неблагополучных семей, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации и создание и развитие сети научных центров, занимающихся проблемами экстремизма выбрали 24% и 23% респондентов соответственно.

В группу наименее эффективных методов вошли такие, как:

- мониторинг виртуального пространства, поиск и удаление сайтов экстремистского содержания посредством совместной деятельности с Инетрнет-провайдерами – 20%

- подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма – 18 %;

- проведение тренингов, круглых столов, лекций по теме экстремизма – 15 %.

Большую роль в изучении проблем экстремизма играет анализ уровня толерантности населения. В связи с этим сначала мы решили выяснить, какое значение тольяттинская молодежь придает национальной или религиозной принадлежности человека.

В ходе нашего исследования особое значение представляло изучение ситуации в сфере межнациональных отношений в районе проживания респондентов.

В связи с этим мы решили выяснить, наблюдали ли респонденты случаи нарушения достоинства человека из-за его национальности или веры. Отрицательно на данный вопрос ответила лишь 1/5 часть опрошенных. Остальные участники опроса дали положительный ответ на данный вопрос. Лично за такими ситуациями наблюдали 49 % респондентов. Чаще всего они сталкивались с этим на улице или во дворе (29 %).

Приблизительно ¼ молодежи были свидетелями конфликтов на национальной или религиозной почве в школе, а 1/5 часть – в магазине и других общественных местах. Реже всего такие ситуации респонденты наблюдали за городом, на природе. Данный вариант выбрало 13 % молодежи. Стоит отметить, что незначительная часть молодого поколения (13 %) испытывали на себе нарушения достоинства из-за национальности или веры. Это говорит о том, что проблема терпимого отношения к представителям различных национальностей или религий все же существует.

Важным оказалось то, что 55 % опрошенных считает актуальной проблему нетерпимого отношения к представителям другой национальности в районе их проживания. 14 % из них утверждают, что данная проблема проявляется очень остро. Другая часть (44 %) придерживается мнения о том, что это происходит иногда. Другая половина (45 %) придерживается противоположного мнения и склоняется к тому, что данная проблема в г. о. Тольятти отсутствует.

В ходе исследования нам удалось выяснить, как респонденты реагируют на проявление нетерпимого отношения к представителям другой национальности. Оказалось, что больше половины опрошенных (81 %) относятся к данному явлению отрицательно.

Далее мы проанализировали ситуацию в сфере межнациональных отношений внутри страны. По мнению 1/3 участников опроса отношения в сфере межнациональных отношений в нашей стране постепенно ухудшаются. Другая часть участников опроса (23%) наоборот считают, что отношения в стране становятся лучше.

Однако приблизительно 2/5 (42 %) ответивших затруднились ответить на данный вопрос.

На заключительном этапе социологического опроса мы предложили респондентам ряд положительных и отрицательных суждений относительно межнациональных отношений. Если анализировать общий процент позитивных и негативных суждений, то первых оказалось больше – 153 % против 81 %.

И всего 1/10 часть респондентов согласились с тем, что без мигрантов наш город не смог бы решить многие проблемы благоустройства, строительства, торговли, бизнеса и пр.

Стоит отметить, что незначительная часть респондентов (6%) признались в том, что их нация подвержена угнетению и эксплуатации другими нациями.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают актуальность проблемы экстремизма и толерантности в молодежной среде. Об этом свидетельствует тот факт, что среди молодых людей многие знакомы с деятельностью экстремистских организаций. Более того, некоторые признались о своем в них участии. Не простой в глазах молодежи видится и ситуация в сфере межнациональных отношений.

По мнению большинства межнациональные отношения в стране продолжают ухудшаться. Таким образом, в центр внимания общественности должен ставится вопрос о формировании толерантности как способа профилактики экстремизма в молодежной среде.

Читайте также: