Толерантность и экстремизм как две грани общественных отношений

Обновлено: 02.07.2024

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Что можно считать экстремистскими действиями?

- хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

Ответственность за экстремистскую деятельность

Нужно знать и помнить! За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Это последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт. Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

Как может выглядеть экстремист, либо террорист?

Чаще это молодые люди от 14 до 22. Агрессивные, жестокие, предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач, стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов, нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям, лишены родительской заботы, познали раннее унижение. Им присуще: низкий уровень образования и общей культуры, стереотипное мышление, искаженное представление об историческом прошлом.

Почему же именно молодые люди чаще становятся экстремистами?

Как не стать жертвой

В экстремистские и террористические организации подростков вербуют через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в экстремистскую группу, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…

Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов:

· В первую очередь, ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

· Не вступайте в непонятные, подозрительные группы! Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней!

· Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. "

· Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы!

· Не верьте простым и ярким обещаниям.

· Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов!

Помните! От экстремизма и насилия нас защищает полиция, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!


В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм – это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде

  • Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
  • Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность.
  • Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
  • Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Исходя из этого, следует выделить следующие направления профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций: проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;
  • Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;
  • Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.
  • Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
  • Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.
  • Создание условий для снижения агрессии, напряженности;
  • Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.);
  • Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию.

Полагаю, что главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму, должна стать толерантность как стиль взаимоотношений между национальными образованиям, а также взаимоотношений внутри общества. Именно нехватка толерантности и взаимоуважения привела к многочисленным межнациональным конфликтам внутри общества. Недовольство и неравенство, вызванные этими процессами и конфликтами, привели к тому, что религиозный экстремизм оказался востребованным, и с легкостью проник в сердца людей.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Воспитание этнотолерантности приобретает особое значение в старшем школьном возрасте, когда укрепляется осознание своей этнической принадлежности и конструируется этническое мировоззрение. В это время на формирование этнического сознания подростков наибольшее воздействие оказывает образовательное учреждение, целенаправленно влияющее на процесс развития самосознания личности.

Критерии толерантности:

  • равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
  • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
  • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
  • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Роль родителей в формировании толерантности у подростков:

Для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно: не обижать его, выслушивать его мнение и считаться с ним, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п., не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей!

К сожалению, в современном обществе понятие толерантность используется и толкуется слишком широко, и каждый оратор, только лишь употребляя этот термин, уже вынуждает аудиторию согласиться с его доводами, невзирая на то, что человек на самом деле имеет в виду. Ведь аудитории нельзя быть не толерантной.

Однако, такое нечеткое понимание приносит уже свои негативные плоды. Так, запрет на пропаганду нацистских убеждений в Германии расценивается некоторыми правозащитниками как нарушение принципов толерантности, ведь каждый человек, в том числе и нацист, имеет право свободно высказывать свои убеждения, и общество (при широком понимании толерантности) обязано быть терпимым к этому, если он не совершает противоправных действий.

На западе известна проблема с так называемыми сексуальными меньшинствами, когда работодатель не может уволить проштрафившегося сотрудника нетрадиционной ориентации, поскольку тотчас же будет обвинен в сексуальной дискриминации. А кое-где под прикрытием толерантности дискриминации подвергаются уже люди традиционной ориентации, но опять-таки правозащитники оказываются на стороне меньшинства.

Хочется спросить аудиторию, нужно ли проявлять толерантность к поведению гомосексуалиста, совращающему вашего 16-летнего сына? Если широко толковать понятие толерантности, то ваш ребенок (равно как и совратитель) вправе сам выбирать, с кем ему общаться, а вы не имеете права препятствовать выбору. Слишком широко понимая толерантность, мы можем прийти к полнейшему абсурду. Известный американский идеолог либеральной философии и теории справедливости Джон Ролз ставил в своих работах вопрос о необходимости разумных границ проявления толерантности. Вопрос в том, кто и как проводит эти границы. Например, возможно ли толерантное отношение ко всему, в том числе и к чужой нетолерантности? Нужно ли быть терпимым к проявлениям нетерпимости в других, ведь нетерпимость это тоже позиция, которую нужно принимать и уважать?

Однако, христианин должен называть вещи своими именами, грех называть грехом, обман – обманом, воровство – воровством, блуд – блудом, и извращение – извращением. Но, осуждая грех, христианин обязан не переносить это осуждение на личность человека. Осуждая грех не осуждать человека и наше негативное отношение к поступку как таковому не должно накладывать отпечаток на наше отношение к самому человеку.

Еще несколько слов о религиозном экстремизме. Ни одна традиционная религия не призывает к экстремизму. Более того, история нашего Отечества дает нам прекрасные примеры мирного сосуществования совершенно разных религиозных систем, таких как христианство, ислам, буддизм. При всех филосовско-богословских противоречиях и жестких религиозных спорах, люди жили мирно, спокойно общались и на государственном, и на бытовом уровне, делясь друг с другом богатством своей культуры.

Однако девиантное поведение присуще и некоторым религиозным деятелям. Это называется на религиозном языке ересью или сектантством. Лидеры таких течений, прикрываясь высокими идеалами одной из традиционных религий, на самом деле преследуют военные, политические, финансовые, или даже личные психологические цели, теми или иными способами заставляя людей следовать за собой. Эти религиозные движения таят в себе серьезную опасность для мира и спокойствия. Примерами такого религиозно-девиантного поведения могут быть и самосожжения сектантов и газовые атаки в токийском метро, и идеология ваххабизма в исламе, и многое другое.

Сегодня в России множество сект, большинство из которых иностранного, в основном американского происхождения. Сектанты почти исчезли с улиц, но они рвутся к власти, завязывают знакомства с большим бизнесом, проникают в правоохранительные органы, исправительные учреждения, лоббируют свои интересы на самом высоком уровне, обманными путями добиваются государственного финансирования своих проектов, и это несет серьезную угрозу безопасности как в целом для страны, так и для конкретных социальных ячеек, где проявляется сектантская деятельность. Особое внимание сектанты уделяют вербовке молодежи как наиболее активной части общества.

Должны ли мы проявлять толерантность к сектантам? Человек имеет право исповедовать любую, даже самую несуразную и фантастическую религию, это его выбор, но мы обязаны предупредить общество, что этот выбор может быть опасен для физического и психического здоровья, поскольку под личиной религиозного деятеля часто скрывается человек, одержимый далеко не религиозными идеями, готовый пожертвовать всем и всеми ради воплощения своих идей.


Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий), социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

Проблемы толерантности:

1) сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп

2) социально-экономическая дестабилизация

Древние философы предостерегали:

Опираясь на эти высказывания я определяю основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности и межнационального общения в классе. Все мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.

Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.

В соответствии с этим, мне хотелось бы основной акцент сделать на важности разработки идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми.

Материал на тему Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного терроризма.

Важной определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей.

Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического образования в различных образовательных учреждениях.

Педагогические работники школы комплексно подходят к формированию толерантного отношения подростков к гражданам любой национальности, патриотическому воспитанию личности.

В целях воспитания и приумножения здорового, духовно – нравственного потенциала в общеобразовательном учреждении разработан план мероприятий, по созданию социально – психологических условий для развития личности, организации гуманистически насыщенного досуга подростков.

Классными руководителями были проведены следующие мероприятия:

Много внимания было уделено и патриотической направленности.

Эти мероприятия связанные с победой русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; взятием турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова; днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы и т.д..

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Мы должны взглянуть в лицо тому факту,

что нам придется либо погибнуть всем вместе,

либо научиться жить всем вместе,

а чтобы жить вместе, надо общаться
Элеанора Рузвельт

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий), социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

Проблемы толерантности

1) сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп

2) социально-экономическая дестабилизация

Древние философы предостерегали:

Опираясь на эти высказывания я определяю основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности и межнационального общения в классе. Все мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.

Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.

В соответствии с этим, мне хотелось бы основной акцент сделать на важности разработки идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми. Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного терроризма.

Важной определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического образования в различных образовательных учреждениях.

В целях воспитания и приумножения здорового, духовно – нравственного потенциала в общеобразовательном учреждении разработан план мероприятий, по созданию социально – психологических условий для развития личности, организации гуманистически насыщенного досуга подростков.

Классными руководителями были проведены следующие мероприятия:

Много внимания было уделено и патриотической направленности. Эти мероприятия связанные с победой русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; взятием турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова; днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы и т.д..

Все проводимые мероприятия взаимосвязаны многими направлениями деятельности и для достижения их цели педагогические работники школы решают задачи, связанные с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в "чужой” культуре, не теряя своей собственной. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем начиная с самого раннего дошкольного возраста.

Отсутствие проявлений экстремистского характера свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.

Упражнение – лист Мёбиуса

Необходимое время 15 минут

процедура проведения: обсуждаю феномен с листом Мебиуса. Любой человек, двигаясь по черной поверхности, неизбежно попадет на белую поверхность. Так и в человеческой личности – любая из черт нашего характера может быть расценена нами как положительная или отрицательная в свете какого-то конкретного события или субъективной точки зрения

Задачи: знакомство с пословицами и афоризмами различных народов Востока и Запада; осознание различий в вербальных средствах; осознание сходства основных систем ценностей и представлений

Необходимое время – 40 минут

1) определите какие ценности превалируют в данной культуре

2) сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от ценностей и установок, которые в них отражены

3) выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах

4) попытайтесь найти аналогии этим пословицам в русском языке

5) сравните ценности данного народа, с теми, которые характерны для русского народа

6) определите к какой культуре и к какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.


-75%

Читайте также: