Тогда нато заявили что самостоятельно решат эту проблему ошибка

Обновлено: 04.07.2024

МИД опубликовал проекты документов по обеспечению безопасности со стороны США и НАТО

Американской стороне в развернутой форме были даны необходимые пояснения логики российского подхода, представлены соответствующие аргументы, добавили в ведомстве.

Проект договора

Предложенный документ состоит из восьми статей и покрывает основные аспекты предоставления Москвой и Вашингтоном взаимных гарантий безопасности. Проект отражает призывы, которые российская сторона не раз озвучивала, и предлагает решение накопившихся проблем и угроз, в том числе возникших после выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), а также этапов расширения Североатлантического альянса и представленных им дальнейших планов.

Документ в первую очередь обозначает принципы неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга. В этих целях соглашение включает следующие пункты: отказ от действий и мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны, неучастие в них и отказ от их поддержки. Кроме того, проект документа предусматривает отказ от мер в области безопасности, индивидуальных или в рамках международной организации, военного союза или коалиции, которые подрывали бы коренные интересы безопасности другой стороны.

Расширение НАТО на восток

"Соединенные Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик", - указано в одной из статей документа.

Кроме того, российский проект предусматривает обязательство США не создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также не использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности и не развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Документ предполагает, что стороны откажутся от использования территории других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против друг друга и иных действий, затрагивающих коренные интересы безопасности одной из сторон.

Размещение вооруженных сил и оружия

Москва в проекте договора также предлагает Вашингтону воздерживаться от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий.

"Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны", - указано в документе.

Кроме того, российская сторона включила в проект пункт о поддержании диалога и осуществлении взаимодействия по совершенствованию механизмов предотвращения опасной военной деятельности в открытом море и в воздушном пространстве над ним, включая согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов.

Отдельная статья посвящена РСМД: "Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой стороны".

Ядерное оружие

Документ затрагивает и вопросы, касающиеся ядерных вооружений.

"Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории", - указано в проекте.

Документ включает тему привлечения военнослужащих неядерных стран к подготовке применения такого оружия и к соответствующим учениям.

"Стороны не осуществляют подготовку военнослужащих и гражданских лиц из стран, не обладающих ядерным оружием, к применению такого оружия. Стороны не проводят учения и тренировки сил общего назначения, включающие отработку сценариев с применением ядерного оружия", - говорится в тексте.

МИД: Москве срочно нужен ответ на предложения по гарантиям безопасности

"Мы не можем медлить и готовы сразу приступить к переговорам", - сказал дипломат.

При этом на Смоленской площади не исключают, что США могут затянуть с ответом.

"Я думаю, они попытаются перевести все это в вялотекущий процесс, а нам это нужно срочно, так как ситуация очень тяжелая, она острая, имеет тенденцию к дальнейшему осложнению", - сказал Рябков журналистам.

Песков: Россия еще не получила субстантивного ответа от США по гарантиям безопасности

Кремль пока не получил субстантивного ответа от США по предложениям о гарантиях безопасности, заявил журналистам в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

"Пока рано еще оценивать. Мы слышали слова, но со ссылкой на разные источники, о готовности вести обсуждение, и это, наверное, позитивный фактор. Но субстантивного ответа пока еще нет, поэтому давать оценки преждевременно", - сказал представитель Кремля.

Кремль предупредил об ответных шагах в случае размещения оружия на границе с Россией

Размещение различного вооружения у российских границ потребует принять шаги для балансировки ситуации, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Так представитель Кремля прокомментировал слова главы МИД Белоруссии Владимира Макея о том, что Минск рассматривает возможность размещения на своей территории ядерного оружия при угрозе со стороны НАТО.

Евросоюз выступил за обсуждение европейской безопасности в рамках существующих форматов

Власти Евросоюза выступают за обсуждение европейской безопасности в рамках уже существующих форматов. Об этом рассказал официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Питер Стано, комментируя предложенные Россией принципы по закреплению гарантий безопасности.

В свою очередь, помощник американского президента по нацбезопасности Джейк Салливан отметил готовность Вашингтона к диалогу с Москвой. По его словам, Россия озвучила свои обеспокоенности, а США предложат обсудить свои.

Москва намерена обсуждать гарантии безопасности с США без участия ЕС

Российская сторона приняла к сведению заявление председателя Европейского парламента Жозепа Борреля о необходимости участия ЕС в переговорах по гарантиям безопасности, но продолжает выступать в пользу двустороннего переговорного процесса с США, заявил замглавы МИД Сергей Рябков.

Отмечается, что Россия исходит из того, что контакт с США по гарантиям безопасности должен быть двусторонним.

Ранее сообщалось, что Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз должен быть участником переговоров по выработке правовых гарантий безопасности между Россией и НАТО. Он отметил, что ЕС должен быть включен во все дискуссии по поводу европейской безопасности.

В МИД предложили Западу два пути отхода

Помните, как выступал Владимир Владимирович [Путин] и говорил: мы много раз предупреждали, нас не слышали, вот, теперь послушайте, и был дан брифинг относительно тех систем, которые мы разработали. Вот, я думаю, что вот это они должны понимать — что у них есть два пути: первое, это по-серьёзному отнестись к тому, что мы положили на стол, либо, вот, иметь дело с военно-технической альтернативой, — подчеркнул Грушко.

Он добавил, что у России имеются технические возможности для обеспечения собственной безопасности.

То, что у нас достаточно технических возможностей для того, чтобы надёжно обеспечить нашу военную безопасность всеми средствами, это факт, который признают наши партнёры, — уточнил замглавы МИД.

По его мнению, в НАТО пытаются лишь нейтрализовать преимущества РФ.

Рябков: НАТО без уважения относится к России, вынуждая нас ответить тем же

Но они как-то не считаются с тем, что мы, действуя в той же логике, что и НАТО, сами позаботимся о своей безопасности, мы тоже рано или поздно начнём границы допустимого для себя отодвигать. Мы уже немножко по-другому высказались и будем дальше высказываться. Поэтому вопрос серьёзный, — подчеркнул Рябков.

Пока Кремль не понимает, но будет смотреть, что получится. А дальше опции, варианты, их много, они в разных сферах. Но сейчас об этом просто контрпродуктивно даже говорить, потому что внимание мы стараемся сфокусировать на собственных предложениях, — рассказал экс-советник посланника посольства РФ в США.

Генсек НАТО выступил против проведения конференции с Россией о сферах влияния

Проведение конференции о сферах влияния держав было бы шагом назад для НАТО, заявил генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.

Вместе с этим он высказался за диалог с российской стороной, в том числе по поводу укрепления доверия и контроля над вооружениями.

НАТО обсудит предложения России по гарантиям безопасности

Участники НАТО на предстоящей неделе обсудят в Североатлантическом совете предложения Российской Федерации по гарантиям безопасности. Об этом в воскресенье, 19 декабря, сообщила глава германского министерства обороны Кристине Ламбрехт.

— Я дала ясно понять, что мы должны урегулировать напряженную ситуацию, в которой мы находимся, как на дипломатическом уровне, так и посредством достойных доверия мер по сдерживанию. Сюда относится и то, что нам нужно разговаривать друг с другом, — заявила министр на пресс-конференции во время визита в Литву.

— Это должно быть ясно, и мы очень четко дадим это понять во время консультаций, — приводит слова Ламбрехт ТАСС.

Она добавила, что обсуждение пройдет на следующей неделе.

Путин в ноябре поручил начать переговоры о гарантиях безопасности в Европе

Президент Владимир Путин 18 ноября поручил МИД начать переговоры о создании системы гарантий безопасности. По просьбе журналистов пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, для чего это нужно - чтобы снизить напряженность в Европе. В связи с провокациями НАТО Москве приходится отвечать и принимать меры по обеспечению своей безопасности.

"Президент вчера напоминал наше достаточно недавнее прошлое, когда Россию обманули: пообещали, что НАТО не будет идти дальше на восток. Сейчас очень похожий сценарий, - сказал Песков. - Дрейф военной инфраструктуры НАТО на восток, стремительный процесс вооружения Украины со стороны натовских государств, провокационные действия НАТО - все это вынуждает Россию отвечать, принимать меры по обеспечению своих интересов и безопасности".

"Это постоянный процесс и он напрягает всю систему и архитектуру безопасности на европейском континенте, - продолжил пресс-секретарь президента. - Альтернатива - это создание системы гарантий безопасности, вот о чем говорил президент и что поручил вчера. Такая система сможет успокоить ситуацию и сделать так, чтобы страны чувствовали себя более надежно".

На вопрос, можно ли считать одной из таких гарантий, например, заявление о не вступлении Украины в НАТО, Песков пояснил, что Украина - это суверенное государство.

"В отличие от других стран, мы все-таки не вмешиваемся во внутренние дела других государств. Но опять же, повторение недавнего прошлого - это крайне нежелательный и недопустимый для нас сценарий", - заметил он.

На вопрос, от кого будут получать эти гарантии дипломаты, пресс-секретарь президента ответил, что "от всех, кто имеет слово в деле обеспечения безопасности на европейском континенте".

"Это должны быть какие-то совместные договоренности, а в какой форме они будут зафиксированы - это уже вопрос переговоров", - сказал он.

Когда журналисты спросили, с кем будут вестись переговоры, Песков напомнил, что поручение было дано только вчера, и "еще предстоит выяснить, как наши визави, партнеры, оппоненты и противники будут относиться к этому".

"Танго танцевать в одиночку практически невозможно. Поэтому предстоит большая работа", - заметил он.

При этом пресс-секретарь российского лидера добавил, что хотелось бы, чтобы эта безопасность все-таки зависела от европейских государств. Но разговор будет со всеми, "кто имеет слово в деле обеспечения европейской безопасности", пояснил он.

Тему гарантий безопасности Владимир Путин не поднимал на саммите с президентом США Джо Байденом в Женеве, предложение "свежее и очень важное", сказал Песков. Этот вопрос будет на повестке предстоящих российско-американских контактов на высшем уровне. Не звучал этот вопрос и в переговорах с и.о. канцлера ФРГ Ангелой Меркель, ответил журналистам пресс-секретарь президента РФ.

Путин и Байден в июне 2021 года в Женеве

Джо Байден много раз, в том числе и в июне на встрече в Женеве (на фото), призывал Путина прекратить нагнетать ситуацию вокруг Украины. Пока получил в ответ лишь требование отказаться от расширения НАТО

Владимир Путин в четверг объявил, что уже в январе в Женеве начнутся переговоры Москвы и Вашингтона о требованиях Москвы отказаться от дальнейшего расширения НАТО на восток. Американцы отвечают, что к переговорам готовы, но не собираются решать судьбу Украины и других восточноевропейских стран за их спинами.

Тем временем аналитики, в том числе видные американские специалисты по внешней политике, говорят, что США и их союзники должны жестче ответить на ультиматумы России и, кроме прочего, выдвинуть встречные требования.

В четверг высокопоставленный представитель Белого дома на условиях анонимности сказал журналистам, что США готовы приступить к переговорам с Россией уже в начале января, но вести их предлагают по трем линиям: в формате уже существующего так называемого "стратегического диалога" Вашингтона с Москвой, в Совете НАТО-Россия и по линии ОБСЕ.

"Мы приняли к сведению озабоченность России, о которой она говорит и в частном порядке, и публично, и хотим подчеркнуть, что всякий диалог должен быть основан на взаимности", - цитируют разные издания этого чиновника.

"Российская сторона изначально предложила прямые переговоры с США, - напоминает по этому поводу американская газета Wall Street Journal. - США, однако, не хотят создавать впечатление, будто дискуссии о том, что могло бы оказаться новым разделом Европы на сферы влияния, будут проходить без участия союзников Америки".

"Ялта 2.0"

О Ялтинском соглашении 1945 года, по которому державы-победительницы, СССР, Британия и США, разделили сферы влияния в Европе, напомнил один из самых известных американских специалистов по России, бывший посол в Москве, а ныне профессор Стенфордского университета Майкл Макфол.

"Как становится ясно из проекта договора между США и Россией, Путин хочет воспроизвести Ялтинское соглашение 1945 года (в России даже говорят о "Ялте 2.0"), - написал Макфол в статье в газете Washington Post. - В этой новой версии соглашения США и Россия (на этот раз без Британии) поделили бы Европу на сферы влияния. Это совершенно неприемлемо".

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что в переговорах должна участвовать и его страна. "Первой и главной темой разговора США, ЕС или НАТО с Россией должно быть завершение международного вооруженного конфликта в Европе, агрессии РФ против Украины. Вопрос евроатлантической безопасности ныне решается в Украине, и потому Украина должна принимать участие в консультациях на эту тему", - написал Кулеба в "Твиттере".

Майкл Макфол в своей статье призывает выдвинуть встречные требования к России, которые касались бы привлечения к переговорам многих стран, а также конфликтов России с соседями. По мысли бывшего посла США в Москве, то, как Москва воспримет эти требования, покажет, действительно ли она хочет переговоров, или же ее ультиматум - лишь маневр, предлог для начала военных действий.

Заявления Путина о необходимости предоставления Москве новых гарантий безопасности звучат в момент, когда на границах Украины продолжается концентрация российских войск. В Кремле неоднократно заявляли, что передвижения военных по собственной территории не должны никого беспокоить, однако настаивали, что Россия имеет право защищать свою безопасность.

Встречные требования

По мнению профессора Макфола, переговоры нужно вести в рамках ОБСЕ, в которую входят и все европейские страны, и США (о переговорах по этой линии через день после публикации статьи Макфола сказал и представитель Белого дома).

"Нам нужен "Хельсинки 2.0", а не "Ялта 2.0", чтобы европейские страны меньшего размера были уверены, что Москва и Вашингтон не будут обсуждать ничего, касающегося них, без их участия", - пишет по этому поводу Макфол. Кроме того, экс-посол в порядке полемики с Москвой предлагает вставить в предложенные ею проекты договора несколько встречных требований: Россия, по его мнению, должна:

  • вывести войска из Приднестровья;
  • отозвать признание независимости Абхазии и Южной Осетии и тем самым поспособствовать началу переговоров о восстановлении территориальной целостности Грузии;
  • Вернуться к соблюдению многих международных договоров, прежде всего тех, что запрещают аннексии, и вернуть Крым Украине, а также прекратить поддержку сепаратистов в восточной Украине; [Россия отрицает обвинения западных стран и Украины в поддержке самопровозглашенных "республик" и считает этот конфликт внутриукраинским.]
  • Убрать тактическое ядерное оружие и баллистические ракеты "Искандер" из Калининградской области, откуда они могут поражать цели в Европе за считанные минуты;
  • Обязаться прекратить воровство цифровой собственности, а также поддержку антидемократических сил на Западе и "остановить кампании дезинформации, нацеленные на подрыв свободных и справедливых выборов и демократии в целом";
  • обязаться прекратить убийства оппонентов за рубежом и на своей территории, а также свернуть поддержку Александра Лукашенко.

Автор фото, IWM/Getty Images

Российское руководство много лет с ностальгией вспоминает о "концерте держав", окончании Второй мировой войны и прочих периодах прошлых веков, когда Российская империя и СССР участвовали в перекройках карты Европы. На фото - Уинстон Черчилль, Франклин Делано Рузвельт и Иосиф Сталин в Ялте.

Многие американские комментаторы при этом по-прежнему сомневаются, нужны ли Путину на самом деле эти переговоры.

"Аналитики опасаются, что Москва выдвигает заведомо невыполнимые требования лишь для того, чтобы [. ] создать предлог для возможных военных действий, когда эти требования будут отвергнуты", - пишет газета Washington Post.

"Наблюдая, как господин Путин стягивает войска и толкует о переговорах, американские аналитики задаются вопросом, хочет ли Москва на самом деле добиться от президента Байдена уступок или же она готовится к военным действиям, ожидая, что требования не будут выполнены", - вторит газета Wall Street Journal.

Варианты санкций

Поэтому и после заявлений Путина на пресс-конференции в четверг многие издания и аналитики продолжают обсуждать, какие санкции США и союзники могут ввести против России, если она начнет войну с Украиной.

Кремль впервые так откровенно заявил о желании полного переустройства системы международных отношений, которая сложилась после Холодной войны. Разбираемся чего хочет худший диктатор Европы.

Несъедобное блюдо

17 декабря сайт МИД РФ опубликовал два проекта соглашений. Первый должен быть заключен между Россией и НАТО, второй - между РФ и США.

Но Кремль не высказывает ни малейшей готовности к серьезным компромиссам, поэтому такой вариант можно сразу отбросить. Поэтому российские инициативы ни в коей мере не являются попыткой снизить напряженность между РФ и Западом подобно разрядке отношений СССР и США конца 60-х ХХ века. Сейчас это все ведет к обратному эффекту — консолидации Запада перед лицом прямой и откровенной российской угрозы.

Мнимое ядерное разоружение

Поэтому вывод американских ядерных сил из Европы лишь расшатает тот хрупкий баланс, который уже сложился в НАТО. Он бы максимально красноречиво показал, что отныне вопрос выживания в гипотетической Третьей мировой США, Западная Европа и Турция решают для себя самостоятельно. И в ответ на эти тектонические сдвиги в европейской безопасности Россия хочет сделать … ничего. И даже хуже.

Говоря о запрете развертывания ядерного оружия вне национальной территории РФ оставляет за скобками вопрос Крыма. Ни одна страна НАТО не признала законной аннексию украинского полуострова, однако для Путина вопрос принадлежности Крыма давно закрыт. И тут возникает неразрешимое противоречие. С российской перспективы запрет размещения ядерного оружия вне национальной территории конечно же не распространяется на крымский полуостров, однако с позиции США размещение ядерного оружия в Крыму, который они считают оккупированной Россией частью Украины, грубейшим образом нарушит концепцию неразмещения ядерного оружия за пределами национальных границ. При этом по данным украинской разведки, в Крыму размещены как носители ядерного оружия, так и активно воссоздается инфраструктура хранения атомных боеприпасов. Таким образом, российский ультиматум предполагает подспудное признание российским Крыма, иначе Россия еще до момента гипотетического подписания продвигаемого ей договора дает поводы для обвинений в его грубейшем нарушении.

Таким образом, предложения Москвы в этой сфере предполагают односторонние уступки Запада с далеко идущими болезненными последствиями для будущего Альянса.

Ракеты большие и малые

Когда в 1987 году президент США Рональд Рейган и генсек СССР Михаил Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) это стало одним из знаковых достижений Перестройки. Данный договор стал одним из ключевых в деле ядерного разоружения и нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном. Однако в 2014 году американский президент Барак Обама публично уличил Россию в нарушении этих договоренностей. Несмотря на попытки Америки вернуть РФ к соблюдению ДРСМД, Кремль так и не сделал этого. В результате в начале 2019 года США вышли из этого договора.

К моменту развала ДРСМД ракеты средней и меньшей дальности активно разрабатывали Китай, Индия и Пакистан, которые не подписывали никаких договоров по ограничению ракет средней и меньшей дальности. На фоне нарастающей напряженности в отношениях между США и КНР, Америка начинает требовать присоединения Китая к политике ограничения стратегических вооружений.

Вероятно в этой сфере существует пространство для компромиссов между американской и российской стороной, но переговоры и в этой теме скорее всего закончаться провалом. Вашингтону в принципе не слишком интересно больше ограничивать себя в этой сфере вооружений без взятия на себя обязательств со стороны Китая. К тому же классические ракеты средней и меньшей дальности и вовсе могут отойти на второй план после взятия на вооружение новейших систем гиперзвукового оружия. Главной фишкой гиперзвукового оружия является способность нанести чрезвычайно быстрый и сокрушительный удар по противнику. То есть эти новые ракеты в перспективе способны выполнять те же задачи, что и запрещенное оружие по ДРСМД. Но для ограничений по гиперзвуковому оружию нужен совсем иной формат переговоров.

Возможно, если Москва и Вашингтон будут нуждаться в каких-то символических соглашениях, они могут попробовать подписать договор по этим средним ракетам. Но в это вериться с трудом.

Договор “Немыслимое”

Два предыдущих положения предлагаемых Москвой соглашений еще можно охарактеризовать просто как невыгодные для Запада. Их реализация может серьезно подорвать стратегические позиции США и НАТО, но они бы не вступали в фундаментальное противоречие с ценностями западных стран. Возможно представить президента США, который бы с гордостью вывел ядерное оружие из Европы или бы сократил развертывание целого класса ракет. Просто сейчас явно не лучший момент для всего этого.

Но дальше начинаются абсолютно неприемлемые требования. Эти требования настолько фундаментально противоречат политике Запада последних десятилетий, что их реализация займет в истории место, аналогичное Мюнхенскому сговору.

Конец российской оппозиции

Все это попросту невозможно. США не проводят подобную политику даже в отношении Китая, который является для них на порядок более важным экономическим партнером. Напротив, США в последнее время только усилили критику китайских властей в связи с правами человека. Саму Америку от прямой агрессии России в случае отказа от выполнения таких требований надежно защищают собственные вооруженные силы, а никаких других рычагов давления, способных принудить Вашингтон к этому всему у Москвы нет.

Да, этот пункт отражает глубинную мифологию российской элиты о том, что Америка только тем и живет, что готовит очередные цветные революции на посткоммунистическом пространстве. Но реальность такова, что естественное социальное развитие общества в какой-то момент порождает запрос на обновление государственных институтов с требованиями вроде честных выборов, судебной реформы или независимости СМИ. И политикам с такой повесткой закономерно сочувствует Запад.

Шансов на содержательный диалог в этом вопросе практически нет. Америка не станет брать на себя публичные обязательства, которые полностью противоречат ценностям и практике американской дипломатии как минимум последних ста лет.

Цель - Украина

Ключевые пункты ультиматума Путина конечно же касаются Украины. Собственно вокруг нее и возникла вся эта нынешняя эскалация. Кремль не стесняясь требует полностью отдать украинского государство на милость и под власть себе.

Но выполнение именно этого требования еще можно представить, если предположить, что Запад ради отхода от угрозы большой войны попробует сыграть в Realpolitik. Конечно это нанесло бы США и НАТО серьезный репутационный ущерб, заставило бы отказаться от данных неоднократно Украине и Грузии обещаний и вынудило бы обозревателей не раз вспомнить про исторические уроки ошибочности политики умиротворения накануне Второй мировой войны.

Однако правда в том, что целый ряд ключевых европейских членов Альянса решительно против членства Украины в НАТО в любом обозримом будущем. И возглавляют эти страны Франция и Германия. С учетом этого украинские перспективы в НАТО могут оказаться чемоданом без ручки, который постоянно угрожает рвануть. Поэтому можно представить, что все эти российские маневры завершатся неким саммитом Россия-НАТО, причем возможно в сильно усеченном виде, например в формате РФ + США - Франция - Германия. И там будет оформлен некий отказ НАТО от дальнейшего расширения. Конечно это бы создало глубокий раскол между блоком восточноевропейских государств во главе с Польшей и странами Западной Европы, поставив под вопрос дальнейшие перспективы ЕС и Североатлантического альянса. Но, повторюсь, этот сценарий еще можно как-нибудь представить.

И вот это совершенно немыслимо. Фактически это означает отзыв Западом своего признания независимости и суверенитета государств бывшего СССР. Никаких подобных ультиматумов в современной истории никогда не было. Даже во времена Карибского кризиса США под угрозой ядерной войны смогли вынудить СССР отказаться от идеи размещения ядерных ракет на Кубе, однако военное сотрудничество между режимом Кастро и Москвой никогда не прерывалось.

Роспуск НАТО?

Это означает вывод войск США и западноевропейских государств из стран Восточной Европы, которые ныне входят в НАТО. То есть, после аннексии Крыма и развязывания войны на Донбассе Североатлантический альянс был вынужден нарастить свои силы на территориях членов НАТО, граничащих с РФ, с целью защитить их от возможной агрессивной политики Москвы. Теперь Москва требует полной свободы действий на территории тех стран бывшего СССР, которые не успели войти в НАТО, но при этом требует вывода западных вооруженных сил из региона. Чтобы не мешали. И не давая никаких гарантий безопасности государствам Восточной Европы, у которых как минимум с XX века самые мрачные воспоминания о двухсторонних отношениях с Москвой.

Выполнение этих требований лишает НАТО смысла как военной организации. Пойдет ли на это руководство Альянса — вопрос риторический.

Чего в предложениях нет

Представим, как должны выглядеть встречные сопоставимые предложения уступок со стороны самой Москвы:

  • Объявление Крыма безъядерной зоной. Вывод с полуострова любых систем вооружений, способных нести ядерное оружие.
  • Демилитаризация крымского полуострова. Сокращения контингента российских вооруженных сил в Крыму до уровня мая 1997 года.
  • Признание наличия российских вооруженных сил на Донбассе. Организованный вывод оттуда российских войск под присмотром международных наблюдателей, демилитаризация Донбасса.
  • Вывод российских войск с территории Молдовы (Приднестровья) и Грузии (Абхазия и Южная Осетия). Полная демилитаризация этих регионов с сохранением исключительно полицейских местных сил.
  • Однозначный отказ от присоединения Беларуси и любых других постсоветских государств либо их территорий к РФ в любом будущем.
  • Вывод с территории Беларуси вооруженных сил России с запретом на их размещение в этой стране в дальнейшем.
  • Ввод международных миротворческих миссий на Донбасс, в Приднестровье и зоны конфликтов на Закавказье.

Полное отсутствие любых намеков на любые уступки с российской стороны подчеркивают ультимативный характер этих кремлевских инициатив. Показательно отсутствие даже попыток со стороны Москвы дать гарантии безопасности государствам Восточной Европы, в том числе Украине и Грузии. И сама форма публикации этих документов на сайте МИД РФ выходит далеко за рамки общепринятых подходов к международным переговорам.

Для чего весь этот театр?

Нынешняя эскалация напряженности со стороны путинского режима может преследовать две основные цели.

Во-первых, вся эта новая холодная война — отличный повод для уничтожения последних островков российского гражданского общества государственным Левиафаном. Войне России с Западом для этого достаточно идти лишь в телевизоре, создавая правильный фон для провластного электората. Пусть эффекта крымской весны таким образом не достичь, но повысить уровень сплочения народа вокруг лидера вполне себе можно. Подобные кампании, кстати, регулярно проводит КНДР. И что бы не говорили про Ким Чен Ына, но он уже десять лет при власти. И он унаследовал престол от своего деда.

Однако масштабы России несравненно больше Северной Кореи. И российское руководство похоже что всерьез мечтает изменить сложившийся миропорядок, взяв реванш за поражение в холодной войне. Для РФ это означает не только окончательное возвращение к тоталитаризму, но и перспективу втягивания в беспрецедентно жесткую конфронтацию с Западом с абсолютно непредсказуемыми результатами. Россия явно считает, что Запад вступил в период своего окончательного упадка. Но западный мир был в неважном состоянии и в конце 1930-х гг., и в начале 1970-х. Однако в конечном счете Запад победил.

Никакого доверия

И конечно большая проблема всей сложившейся ситуации в том, что к нынешнему российскому руководству в принципе отсутствует на Западе доверие. О каком отношении к намерениям России можно говорить после бесконечной череды нарушения Москвой самых разных договоров и соглашений? Особенно это касается договоров с Украиной.

Поэтому российские действия вокруг этих соглашений — это в чистом виде шантаж и бряцание оружием. Дипломатия без дипломатии. И дальнейшее развитие событий зависит только от того, насколько адекватно Запад сможет ответить на этот путинский ультиматум.

общество, история, сша и канада, сша, английский, франция, сша, великобритания, ссср, фрг, гдр, ганс-дитрих геншер, михаил горбачев, гельмут коль, маргарет тэтчер, джордж буш-старший, франсуа миттеран, джеймс бейкер, манфред вернер, дуглас херд, джон мейджор, нато, варшавский договор, присоединение, советский союз (ссср)

• Рассекреченные документы показывают, какие гарантии по поводу нерасширения НАТО давали советским руководителям Бейкер, Буш, Геншер, Коль, Гейтс, Миттеран, Тэтчер, Херд, Мейджор и Вернер.

Эти документы свидетельствуют о том, что с начала 1990 до конца 1991 года руководители целого ряда государств рассматривали вопрос о членстве в НАТО стран Центральной и Восточной Европы и однозначно отвергали такую возможность, что дискуссии о НАТО в рамках переговоров по объединению Германии в 1990 году не ограничивались статусом территории Восточной Германии, и что последующие жалобы СССР и России на то, что их ввели в заблуждение по поводу экспансии Североатлантического альянса, имеют подтверждение в виде записей бесед и телефонных разговоров того времени, которые проходили на самом высоком уровне.

11 октября 1960. Советский лидер Никита Хрущев выступает на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке

После встречи с Геншером по пути в Москву на переговоры с Советами Бейкер в точности повторил его формулу на встрече с министром иностранных дел Эдуардом Шевардназде 9 февраля 1990 года, и что еще важнее, на встрече с глазу на глаз с Горбачевым.


Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Лаврентий Берия, Матвей Шкирятов, Георгий Маленков и Андрей Жданов


Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Лаврентий Берия, Матвей Шкирятов, Георгий Маленков и Андрей Жданов

Документы показывают, что Горбачев согласился на объединение Германии в результате этого потока заверений, а также на основании своего собственного вывода о том, что будущее Советского Союза зависит от его интеграции в Европе, в которой решающим фактором станет Германия. Он и большинство его союзников полагали, что некая версия общеевропейского дома еще возможна, и что этот дом будет возводиться параллельно с преобразованиями в НАТО, благодаря чему появится всеохватывающее и интегрированное европейское пространство, а в договоренностях после холодной войны будут приниматься во внимание советские интересы безопасности. Альянс с Германией должен был не только покончить с холодной войной, но и перевернуть с ног на голову наследие Великой Отечественной войны.

Таким образом, Горбачев вплоть до роспуска Советского Союза был уверен, что Запад не угрожает его безопасности и не собирается расширять НАТО. Инициаторами роспуска СССР были русские (Борис Ельцин и его ведущий советник Геннадий Бурбулис), которые в декабре 1991 года действовали согласованно с бывшими партийными боссами советских республик, особенно Украины. Холодная война к тому времени давно уже закончилась. Американцы пытались удержать Советский Союз от распада (см. речь Буша в Киеве в июле 1991 года). Расширение НАТО началось несколькими годами позднее, когда эти споры возникли вновь. А российский руководитель Борис Ельцин получил новые заверения.


[Это первая из двух частей на данную тему. Вторая часть будет посвящена переговорам Ельцина с западными руководителями о НАТО.]

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В МИД объяснили позицию России после публикации проектов договоров с НАТО и США. В субботу, 18 декабря, замглавы ведомства Александр Грушко сообщил о последствиях вероятного решения Запада не принимать предложения Москвы по гарантиям безопасности.

"Мы как раз даем понять, что мы готовы разговаривать о том, чтобы военный сценарий перевести в некий политический процесс, который реально укрепит военную безопасность всех государств на пространстве ОБСЕ, Евроатлантики, Евразии. А если этого не получится, то мы уже обозначили НАТО, тогда мы тоже перейдем в вот этот режим создания контругроз, но тогда будет поздно нас спрашивать, почему мы приняли такие решения, почему мы разместили такие системы", - пояснил заместитель министра иностранных дел в эфире YouTube-канала "Соловьев Live".

Дипломат подчеркнул, что страны Североатлантического альянса должны серьезно отнестись к предложениям России по гарантиям безопасности, в противном случае "им придется иметь дело с военно-технической альтернативой".

"Надо, чтобы задумались, наконец, и европейцы, если они не хотят превратить свой континент в арену вот такого военного противостояния", - отметил Грушко.

Россия и НАТО подошли "к моменту истины" в отношениях, предложения Москвы направлены на то, чтобы отойти от опасной черты, добавил замглавы МИД РФ.

"Наши предложения как раз нацелены на то, чтобы все-таки вступить в какой-то нормальный диалог, во главу угла которого будут поставлены интересы безопасности. И мы очень четко определили пути достижения этого", - считает он.

"Второй момент, почему мы сделали это в такой форме, очень откровенной и прямой. Потому что все договоренности, которые были достигнуты с НАТО, - это Основополагающий акт, где они взяли на себя два обязательства. Первое - не размещать существенные боевые силы на территории новых членов на постоянной основе. И второе - не размещать ядерное оружие там, не создавать инфраструктуру. Вот мы столкнулись с тем, что они стали обходить эти положения", - заявил Грушко.

Россия рассчитывает, что НАТО не удастся "заболтать" предложения Москвы, указал дипломат. Он констатировал, что РФ в проекте договора по гарантиям безопасности предметно сформулировала свои национальные интересы, а также описала свое видение военной безопасности в Европе.

"Это не связано с НАТО, это связано с тем, что надо переходить на иные принципы обеспечения безопасности, иначе мы окажемся в очень сложный ситуации, которую мы не хотели бы повторять", - сказал Грушко.

По его словам, Москва будет последовательно добиваться построения европейской безопасности по обозначенным принципам.

"Мы будем добиваться очень последовательно и принципиально вот того видения, как надо строить европейскую безопасность, вот именно так, как мы ее сформулировали", - пояснил он.

Грушко добавил, что Россия обладает всеми техническими возможностями для обеспечения военной безопасности страны.

"То, что у нас достаточно технических возможностей для того, чтобы надежно обеспечить нашу военную безопасность всеми средствами, - это факт, который признают наши партнеры. Потому что это то, чем занимаются НАТО, они как раз пытаются сейчас нейтрализовать те наши преимущества", - заключил замминистра.

Что предложила Россия

МИД РФ сообщил 17 декабря, что передал американской стороне проекты договора между Российской Федерацией и США о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и государств-членов Организации Североатлантического договора.

"Американской стороне в развернутой форме были даны необходимые пояснения логики российского подхода, представлены соответствующие аргументы. Рассчитываем, что на основе наших проектов договора и соглашения США в самое ближайшее время вступят в серьезные переговоры с Россией по критически важному для поддержания мира и стабильности вопросу", - говорится в пресс-релизе.

Увеличить контингент, разместить ядерное оружие

В субботу газета Spiegel написала, что главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал ВВС США Тод Уолтерс предложил увеличить контингент военных сил альянса на восточной границе Европы в "связи с наращиваем военного присутствия России на границе с Украиной".

По данным издания, в ходе секретных переговоров с военным руководством стран-партнеров Уолтерс предложил увеличить присутствие сил НАТО в странах Балтии, Польше, Румынии и Болгарии в рамках миссии "Enhanced Forward Presence".

В свою очередь, руководитель МИД Белоруссии Владимир Макей заявил в интервью RT Arabic, что республика готова разместить у себя ядерное оружие в случае угрозы со стороны НАТО. По его словам, Североатлантический альянс очень приблизился к границам Белоруссии, при этом военная активность блока и число его военных сильно выросло.

Читайте также: