Территориальный орган пфр что это такое

Обновлено: 16.06.2024

Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.

Необходимость расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются доходные источники и средства которых используются на заранее строго установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за пределами федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.

Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:

— обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

— капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

— работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Уровни Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд России осуществляет свою исполнительную деятельность через региональные и местные отделения пенсионного фонда, таким образом, Пенсионный фонд России представляет собой многоуровневую систему с централизованным управлением. Система пенсионного обеспечения в России с точки зрения исполнительных органов управления включает в себя четыре основных уровня:

— федеральный уровень, на котором находится правление Пенсионного фонда России, исполнительная дирекция, а также руководство структурными подразделениями фонда;

— федеральные округа Российской Федерации, на данном уровне находятся структурные подразделения Пенсионного фонда России по федеральным округам;

— уровень субъектов Российской Федерации, на котором располагаются территориальные управляющие органы Пенсионного фонда России по регионам;

— местный и муниципальный уровень управления, на котором находятся органы управления Пенсионного фонда России в районах и городах.

Структура Пенсионного фонда РФ

В структуре Пенсионного фонда (рисунок 3) — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов.

Структура пенсионного фонда России

Структура ПФ РФ

По вертикали организационная структура Фонда состоит из трёх уровней, и подчиняется центральному аппарату. В центральный аппарат (первый уровень) входит:

— Правление, в лице Председателя и его заместителей;

— информационный центр, занимающийся персонифицированным учётом и администрированием отчислений;

Территориальные подразделения управляются Исполнительной дирекцией. Структурные единицы ПФР представляют собой:

— второй уровень: восемь окружных управлений, по числу федеральных округов;

— третий уровень: 84 отделения, по числу субъектов Российской Федерации, плюс отделение в Байконуре;

— 2460 клиентских подразделений, входящих состав территориальных отделений.

Функции Пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:

— назначение и выплата пенсий;

— ведение учета средств, поступающих на счета;

— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

— взаимодействие со страхователями и работодателями;

— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

— оформление и выдача материнских сертификатов;

— выплата средств материнского капитала;

— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.

Взаимодействие ПФ РФ с другими организациями

Пенсионный фонд РФ тесно сотрудничает с большим количеством международных структур социального и гуманитарного профиля. К наиболее известным из них можно отнести следующие:

МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения). Самое крупное объединение подобного рода, ставящее своей задачей защиту социальных прав населения всего мира. ПФР является полноценным членом этой организации с 1992 года, а некоторые из сотрудников (председатель правления А.В. Дроздов и его заместители) занимают видные посты и в МАСО. Членство в такой престижной ассоциации позволяет Пенсионному фонду России не только принимать активное участие во всех крупных и значимых мероприятиях, проводимых под ее эгидой, но и заимствовать передовой опыт и успешные наработки в социальной сфере у ведущих государств мира;

МАПСФ (Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов). Данная структура в основном выполняет те же функции, что и МАСО, однако упор здесь сделан на социальные ведомства стран СНГ и Балтии, между которыми МАПСФ старается организовать более широкие проекты по взаимодействию и сотрудничеству;

Международные гуманитарные и экономические организации: МОТ (вопросы трудовых отношений), ОЭСР (комитет по обсуждению экономического развития стран), Всемирный банк, МВФ (валютный фонд), ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и другие. С представителями этих ведомств ПФР осуществляет консультационные встречи и контакты, в рамках которых обсуждаются перспективы развития национальных и международных структур, занимающихся пенсионным страхованием и социальными вопросами.

Таким образом, Пенсионный фонд России является внебюджетным фондом, созданным для государственного управления средствами пенсионной системы, а также обеспечения гражданам пенсионного обеспечения.

1.8. начальник управления эксплуатации АИС ПФР-2 в Межрегиональном информационном центре ПФР.

2. Отдельные должности в территориальных органах ПФР*:

2.1. Отделения ПФР:

2.1.1. заместитель управляющего отделением;

2.1.2. главный бухгалтер - начальник управления (отдела) казначейства;

2.1.3. начальник управления (отдела) организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности;

2.1.4. начальник управления (отдела) организации персонифицированного учета;

2.1.5. начальник управления (отдела) организации назначения и перерасчета пенсии;

2.1.6. начальник бюджетного управления (отдела);

2.1.7. начальник управления (отдела) информационных технологий;

2.1.8. начальник отдела взаимодействия со страхователями, администрирования страховых взносов и взыскания задолженности;

2.1.9. начальник отдела по защите информации;

2.1.10. начальник отдела технических, общесистемных и телекоммуникационных средств;

2.1.11. начальник отдела социальных выплат;

2.1.12. начальник отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей;

2.1.13. начальник юридического отдела;

2.1.14. начальник отдела кадров;

2.1.15. начальник административно-хозяйственного отдела;

2.1.16. начальник отдела капитального строительства и ремонта;

2.1.17. начальник отдела по осуществлению закупок;

2.1.18. начальник общего отдела;

2.1.19. начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности управления казначейства;

2.1.20. начальник контрольно-ревизионного отдела;

2.1.21. заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника управления (отдела) казначейства;

2.1.22. заместитель начальника управления (отдела) информационных технологий;

2.1.23. заместитель начальника бюджетного управления (отдела);

2.1.24. заместитель начальника отдела организации взаимодействия со страхователями;

2.1.25. заместитель начальника юридического отдела;

2.1.26. заместитель начальника отдела кадров;

2.1.27. заместитель начальника отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей;

2.1.28. заместитель начальника отдела по защите информации;

2.1.29. заместитель начальника отдела технических, общесистемных и телекоммуникационных средств;

2.1.30. заместитель начальника административно-хозяйственного отдела;

2.1.31. заместитель начальника отдела капитального строительства и ремонта;

2.1.32. заместитель начальника отдела по осуществлению закупок;

2.1.33. руководитель группы по кадрам и делопроизводству;

2.1.34. руководитель юридической группы;

2.1.35. руководитель группы капитального строительства и ремонта;

2.1.36. руководитель группы по осуществлению закупок;

2.1.37. главный специалист-эксперт отдела казначейства, главный специалист-эксперт отдела управления казначейства;

2.1.38. главный специалист-эксперт отдела организации назначения и перерасчета пенсий, главный специалист-эксперт отдела управления назначения и выплаты пенсий;

2.1.39. главный специалист-эксперт отдела информационных технологий, главный специалист-эксперт отдела управления информационных технологий;

2.1.40. главный специалист-эксперт бюджетного отдела, главный специалист-эксперт отдела бюджетного управления;

2.1.41. главный специалист-эксперт (юрисконсульт);

2.1.42. главный специалист-эксперт отдела кадров;

2.1.43. главный специалист-эксперт группы по кадрам и делопроизводству;

2.1.44. главный специалист-эксперт административно-хозяйственного отдела;

2.1.45. главный специалист-эксперт группы организации процесса инвестирования;

2.1.46. главный специалист-эксперт отдела капитального строительства и ремонта;

2.1.47. главный специалист-эксперт по осуществлению закупок;

2.1.48. главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела;

2.1.49. старший контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела.

2.2. Главные управления (управления, отделы) ПФР (самостоятельные):

2.2.1. заместитель начальника главного управления ПФР;

2.2.2. заместитель начальника управления ПФР;

2.2.3. заместитель начальника управления ПФР - начальник отдела;

2.2.4. заместитель начальника отдела ПФР;

2.2.5. главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела;

2.2.6. главный бухгалтер - руководитель финансово-экономической группы;

2.2.7. главный бухгалтер - начальник отдела учета поступления и расходования средств;

2.2.8. главный бухгалтер - руководитель группы учета поступления и расходования средств;

2.2.9. начальник отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

2.2.10. начальник отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

2.2.11. начальник отдела автоматизации;

2.2.12. начальник юридического отдела;

2.2.13. начальник экономического отдела;

2.2.14. начальник административно-хозяйственного отдела;

2.2.15. руководитель группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

2.2.16. руководитель группы персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

2.2.17. руководитель финансово-экономической группы;

2.2.18. руководитель экономической группы;

2.2.19. руководитель юридической группы;

2.2.20. руководитель группы автоматизации;

2.2.21. руководитель административно-хозяйственной группы;

2.2.22. руководитель клиентской службы;

2.2.23. руководитель группы по социальным выплатам;

2.2.24. руководитель группы по кадрам и делопроизводству;

2.2.25. заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника финансово-экономического отдела;

2.2.26. заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника отдела учета поступления и расходования средств;

2.2.27. заместитель начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

2.2.28. заместитель начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

2.2.29. заместитель начальника отдела автоматизации;

2.2.30. заместитель начальника юридического отдела;

2.2.31. заместитель начальника экономического отдела;

2.2.32. заместитель руководителя клиентской службы;

2.2.33. главный специалист-эксперт (юрисконсульт);

2.2.34. главный специалист-эксперт юридического отдела (группы);

2.2.35. главный специалист-эксперт отдела (группы) автоматизации;

2.2.36. главный специалист-эксперт по автоматизации;

2.2.37. главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела (группы);

2.2.38. главный специалист-эксперт экономической группы;

2.2.39. главный специалист-эксперт (экономист);

2.2.40. главный специалист-эксперт отдела (группы) персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

2.2.41. главный специалист-эксперт отдела (группы) назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

2.2.42. главный специалист-эксперт группы учета поступления и расходования средств;

2.2.43. главный специалист-эксперт отдела (группы) социальных выплат;

2.2.44. главный специалист-эксперт (по защите информации);

2.2.45. главный специалист-эксперт административно-хозяйственной группы;

2.2.46. главный специалист-эксперт по кадрам и делопроизводству;

2.2.47. главный специалист-эксперт клиентской службы.

2.3. Центры ПФР (самостоятельные):

2.3.1. заместитель начальника центра;

2.3.2. главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела (группы);

2.3.3. начальник отдела контроля за выплатой пенсий;

2.3.4. начальник отдела (группы) эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;

2.3.5. начальник отдела (группы) учета пенсионной документации и по работе с обращениями граждан;

2.3.6. руководитель группы учета пенсионной документации;

2.3.7. руководитель административно-хозяйственной группы;

2.3.8. заместитель начальника отдела эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;

2.3.9. главный специалист-эксперт (юрисконсульт);

2.3.10. главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела (группы);

2.3.11. главный специалист-эксперт отдела (группы) назначения и перерасчета пенсий;

2.3.12. главный специалист-эксперт отдела (группы) эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;

2.3.13. главный специалист-эксперт отдела ведения выплатной информации базы данных;

2.3.14. главный специалист-эксперт по административно-хозяйственной деятельности.

2.4. Межрегиональный информационный центр ПФР:

2.4.1. Первый заместитель директора;

2.4.2. заместитель директора;

2.4.3. главный бухгалтер - начальник Финансово-экономического управления;

2.4.4. заместитель главного бухгалтера - начальник отдела бухгалтерского учета Финансово-экономического управления;

2.4.5. заместитель начальника Финансово-экономического управления - начальник отдела по расчету с физическими лицами и платежам в бюджет;

2.4.6. начальник Административно-хозяйственного управления;

2.4.7. заместитель начальника Административно-хозяйственного управления;

2.4.8. заместитель начальника Административно-хозяйственного управления - начальник отдела эксплуатации зданий;

2.4.9 начальник административно-хозяйственного отдела Административно-хозяйственного управления;

2.4.10. начальник Управления технической эксплуатации;

2.4.11. начальник Оперативно-диспетчерского управления;

2.4.12. начальник Управления программной эксплуатации;

2.4.13. начальник Управления обработки данных;

2.4.14. начальник Информационно-аналитического управления;

2.4.15. заместитель начальника Управления технической эксплуатации;

2.4.16. заместитель начальника Управления технической эксплуатации - начальник отдела эксплуатации виртуальной вычислительной инфраструктуры;

2.4.17. заместитель начальника отдела эксплуатации инфраструктурных систем Управления технической эксплуатации;

2.4.18. начальник отдела защиты информации и архивирования;

2.4.19. начальник отдела по осуществлению закупок;

2.4.20. начальник юридического отдела;

2.4.21. начальник отдела кадров;

2.4.22. заместитель начальника отдела кадров;

2.4.23. заместитель начальника юридического отдела;

2.4.24. заместитель начальника отдела по осуществлению закупок;

2.4.25. заместитель начальника отдела защиты информации и архивирования;

2.4.26. ведущий консультант отдела защиты информации и архивирования;

2.4.27 ведущий консультант отдела кадров;

2.4.28. главный специалист-эксперт административно-хозяйственного отдела Административно-хозяйственного управления;

2.4.29. заместитель начальника Управления эксплуатации АИС ПФР-2 - начальник отдела эксплуатации технических средств;

2.4.30. заместитель начальника Управления эксплуатации АИС ПФР-2 - начальник отдела эксплуатации системного программного обеспечения;

2.4.31. заместитель начальника Управления эксплуатации АИС ПФР-2 - начальник отдела эксплуатации подсистемы "Управление ИТ-инфраструктурой";

2.4.32. заместитель начальника Управления эксплуатации АИС ПФР-2 - начальник отдела технической эксплуатации;

2.4.33. заместитель начальника Управления эксплуатации АИС ПФР-2 - начальник отдела программной эксплуатации.

Пенсиями все не ограничивается: что представляет собой Пенсионный фонд и какие задачи он выполняет?

Пенсионный фонд России принято ругать за слишком низкие пенсии и бюрократические проблемы. Хотя на самом деле он лишь получает страховые взносы и администрирует выплаты. А сам по себе ПФР представляет собой крупную организацию, которая входит в сферу социального обеспечения. И он играет ведущую роль в системе обязательного пенсионного страхования.

Бюджет Пенсионного фонда России

ПФР – государственное учреждение, оно имеет отдельный бюджет, из которого выплачиваются пенсии, а также оказывается материальная помощь в соответствии с дополнительными государственными программами. Деньги из бюджета Пенсионного фонда никто не может изымать (кроме, собственно, выплат их гражданам).

Бюджет Пенсионного фонда утверждает Государственная дума в виде отдельного закона вместе с принятием Федерального бюджета.

ПФР ежегодно выплачивает пенсии более чем 40 миллионам пенсионеров. Кроме них, выплаты получают и 20 миллионов иных льготников. С 2005 году после очередного кризиса фиксируется дефицит пенсионной системы – но он ежегодно покрывается перечислениями из бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда пополняют в основном, работодатели. Они оплачивают страховые взносы за своих сотрудников. Законодательством не утверждена максимальная или минимальная сумма таких взносов. Она рассчитывается как 22% от уровня заработной платы (общий тариф), но понятно, что раз работнику нельзя платить меньше МРОТ, то и взносы поступают с этой суммы.

Что касается индивидуальных предпринимателей, они уплачивают в ФНС фиксированные пенсионные взносы (в 2021 году – 32 448 рублей), а малые и средние предприятия платят взносы в размере 10% по выплатам, превышающим МРОТ. Также льготные условия установлены для IT компаний, они оплачивают взносы в размере 6%.

Другие способы пополнения бюджета Пенсионного фонда такие:

  • добровольные перечисления граждан РФ;
  • перечисления из государственного бюджета;
  • пени и штрафные санкции за невыполнение налогоплательщиками своих обязательств;
  • доходы от инвестирования (ПФР размещает свободные денежные средства в инвестиционных фондах).

Все поступления аккумулируются на определенных счетах.

Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

Уровень Значение Характеристики
1 Федеральный Центральный аппарат (исполнительная дирекция, ревизионная комиссия)
2 Региональный Отделения Пенсионного фонда
3 Местный Управления Пенсионного фонда

Центральный аппарат – правление фонда, в обязанности которого входит решение текущих задач ПФР. Исполнительная дирекции планирует и исполняет бюджет Пенсионного фонда. Ревизионная комиссия контролирует целевое и эффективное использования бюджетных средств.

Территориальный отделения Пенсионного фонда находятся во всех субъектах Российской Федерации. Местные – во всех районах или округах города (в больших населенных пунктах). Они непосредственно работают с населением, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В их обязанности входит выдача СНИЛСов, сертификатов материнского капитала, постановка на учет застрахованных лиц, прием обращений от граждан и прочее.

Задачи и функции Пенсионного фонда

ПФР обеспечивает целевой сбор страховых взносов совместно с налоговыми органами. Он финансирует расходы, связанные с его деятельностью. К задачам ПФР относят:

  • ведение персонифицированного (индивидуального) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
  • привлечение дополнительных источников финансирования;
  • капитализация собственных средств с целью получения дополнительного дохода;
  • взыскание с работодателей, ИП и граждан РФ средств на выплаты пенсий по инвалидности, полученной на производстве;
  • контроль за правильным и своевременным исполнением обязательств работодателей по оплате страховых взносов.

Основными функциями Пенсионного фонда являются ведение учета поступающих средств, назначение и выплата пенсий. Кроме этого, реализация социальных выплат инвалидам и другим льготным категориям граждан.

ПФР эффективно взаимодействует со страхователями. Взыскивает недоимки по пенсионным отчислениям, оформляет сертификаты материнского капитала, выплачивает средства по этим сертификатам, устанавливает федеральные социальные доплаты, реализует государственные программы по финансированию пенсий.

Пенсионный фонд РФ: история

  • стабильное финансирование пенсий;
  • своевременную выплату пенсий и пособий.

В 1991 году Положением о Пенсионном фонде закрепили целевой характер денежных средств. Также был утвержден запрет на изъятие денег из бюджета ПФ на различные цели.

Основной задачей Пенсионного фонда являлось финансирование выплат пенсий по старости/инвалидности и при потере кормильца. Несмотря на это, в 1992 году в ряде регионов стали проводить эксперимент, в рамках которого были созданы ЕПС – единые пенсионные службы. Они назначали и выплачивали пенсии.

С 2001 года Пенсионный фонд финансирует дополнительные программы. Например, с 2008 г. по 2014 г. граждане могли стать участниками программы по увеличению размера будущей пенсии. Они должны быть вносить в ПФР дополнительные взносы, а Пенсионный фонд их обязан удваивать.

В 2005 году на ПФР были возложены обязанности по начислению ежемесячных выплат гражданам и реализации их прав на получение государственной социальной помощи. В 2007 году – выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала.

В 2009 году был принят свод законов и актов, которые расширили полномочия и функции Пенсионного фонда и изменили пенсионную систему.

С 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были переданы Федеральной налоговой службе Российской Федерации. То есть, оплату взносов на ОПС администрирует налоговая служба. В компетенции ПФР остался контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов до 01.01.2017 года, администрирование страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.

В переходный период, когда территориальным органам ПФР были переданы функции начисления и выплаты пенсии, главны- ми задачами были сохранение преемственности в организации пенсионного обслуживания населения и недопущение сбоев в этой работе. По этой причине многие недостатки в организации пенсионного обслуживания были унаследованы и органами ПФР. К таким недостаткам, в частности, относятся: − параллелизм и дублирование некоторых функций на всех уровнях, включая региональный, областной и федеральный; − отсутствие единой методологии в организационном по- строении отделов, управлений и других структурных подразде- 10 лений, занятых организацией пенсионного обслуживания, до- ставшихся в наследство от органов социальной защиты, которые в отличие от ПФР являются децентрализованной системой; − неопределенность в идеологии и приоритетных направлени- ях работы органов всех уровней, что проявляется в попытках решить все вопросы одновременно и в рамках одного бюджета. Отсюда — смешивание основных функций и механизмов их реа- лизации. Даже на уровне специалистов-практиков нет единства в понимании терминологии и определении приоритетов в работе. В настоящее время можно говорить о том, что главной функцией ПФР является организация пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, а вся остальная содержательная работа, включая такую ее важную часть, как персонифицированный учет, представляет собой механизм реализации этой функции.[40]

Субъекты РФ могут принимать законы и нижестоящие нормативно-правовые акты, при условии, что они не противоречат федеральным нормам и стандартам.

Региональные структуры пенсионного обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по пенсионному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников.

В настоящее время ПФР в субъектах РФ имеет свои региональные органы – территориальные отделения ПФР.[41] Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которые создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

Для практики характерен процесс образования различных органов, осуществляющих управление государственным пенсионным обеспечением в федеральном округе. В ходе осуществления своей деятельности территориальные отделения ПФР взаимодействуют с различными органами соответствующего уровня государственной власти и организациями. Механизм взаимодействия органов управления системой пенсионного обеспечения в РФ с другими государственными органами представляет собой систему взаимосвязей, с помощью которых реализуются полномочия этих органов. Данное взаимодействие определяется соответствующими правовыми нормами.[42]

Разграничение компетенции между центральным органом фонда и его региональными отделениями производится на основании положений о фондах и локальных правовых актов, принимаемых руководящим органом ПФР.[43]

В целом ПФР и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Такая структура обусловлена тем, что средства ПФР являются федеральной собственностью и управление данными средствами может осуществляться только в рамках централизованной системы с подчинением снизу вверх.

В зависимости от объема выполняемых работ, численности получателей пенсий структура территориального отделения ПФР может иметь такой вид: аппарат; управления (юридическое, бюджетное, контрольно-ревизионное, казначейства, централизованной выплаты пенсий, по назначению и перерасчету пенсий, по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, управление по организации персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, управление информационных технологий, капитального строительства и материального обеспечения, безопасности и защиты информации).

Структурные подразделения в территориальном отделении ПФР могут быть названы по-разному, например: отделы, секторы. Названия структурных подразделений территориальных отделений ПФР связаны с основными направлениями их деятельности.[44]

В непосредственном подчинении отделений ПФР находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятель­ность в административных единицах субъектов РФ.

Во всех тер­риториальных органах отделений ПФР ведется прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, территориальные органы пенсионного обеспечения представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. ТО ПФР создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

Читайте также: