Телевизионная повестка дня как инструмент воздействия на аудиторию

Обновлено: 17.05.2024

Основываясь на положении о том, что повестка дня влияет на процесс формирования власти посредством медийных практик, а функционирование средств массовой информации может быть определено как способ формирования социального мнения большинства, авторы провели анализ процессов создания повестки дня на региональном телеканале Республики Татарстан. Отмечен амбивалентный характер данного процесса, выделены маркеры медиа-повестки дня: соответствие нормам, общественным и групповым интересам, личностным интересам, формальный статус, легитимность и официальность события, позитивность оценки. В основе лежат реальные свойства описываемых событий, которые взаимно обусловливают и сдерживают друг друга.

Ключевые слова: медиа, повестка дня, медиа-повестка, региональный телеканал.

Doroschuk E.S. 1 , Mantashashvili M.Z. 2

1 ORCID: 0000-0001-8380-9304, PhD in Pedagogy, 2 ORCID:0000-0001-7302-5346, Postgraduate student, Kazan (Volga region) Federal University

FEATURES OF REFLECTION OF INFORMATION AGENDA ON THE REGIONAL TV CHANNEL OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract

The authors have made an analysis of the agenda setting process at the regional TV channel of the Republic of Tatarstan. The analysis has been based on the statements that the process of agenda setting influences the authorities though the media practices and that the functioning of the mass media can be defined as a method to form major public opinion. Upon the analysis it has been demonstrated the ambivalent nature of agenda setting process and distinguished the following set of media agenda markers: compliance with social convention, conformity between public, group and personal interests, the formal status of the event, its legitimacy and formality, positivity of the evaluation. Behind the agenda setting are the real properties of the described events which mutually determine and constrain each other.

Keywords: media, agenda, media agenda, the regional TV channel.

– внутреннюю (intrapersonal), в основе которой лежит личностная оценка социальных и политических проблем;

– межличностную (interpersonal), основанную на приоритетах микрогруппы;

– общественную (perceived community agenda), основанную на представлениях об общественных интересах [5,6,7].

Повестки дня классифицируются с позиций видовых и функциональных особенностей: по способу организации (системная, публичная); по характеру формирования (институциональная, общественная), по отраслям знаний (политическая, культурная, социальная/гуманитарная и т.д.); по форме предъявления и носителям (медийная, информационная) [8,9,10]. Исследователи традиционно акцентируют внимание на трех повестках дня: политической, формируемой государством; информационной, формируемой средствами массовой информации и публичной, устанавливаемой в общественном мнении под воздействием двух предыдущих [11, C. 91].

Интерес в контексте изучаемой проблемы представляет идея формирования власти в рамках медийной повестки дня, когда средства массовой информации выступают субъектом и носителем повестки дня, выделяя набор из различных тем (от пяти до семи), с которым на данный момент предлагается ознакомиться обществу. Создание проблемно-тематического пространства, на котором будет разворачиваться языковая и текстовая ролевая игра, становится важным этапом формирования повестки дня СМИ. Так же немаловажным является и выбор формы подачи контента в медиасистеме, что влияет на качество и эффективность воздействия.

Существует широко распространенная точка зрения на проблему функционирования средств массовой информации как на способ формирования социального мнения большинства, что приводит к медиатизации общества, то есть все возрастающему влиянию медиа на общество и культуру. Как считает, например, R. Williams, процесс коммуникации можно рассматривать как процесс формирования общности [12, P. 55].

Д. Метисон полагает, что общий мир культуры отчасти формируется средствами массовой информации и доминирующими в обществе идеями [13, C. 13] и уточняет понятие идеологической власти дискурса новостей, определяя ее как объединение (синтез) устных и письменных репрезентаций разнообразных голосов в определенную структуру, упорядочивающую и интерпретирующую эти голоса [14, P. 24] Таким образом, текст, размещенный в средствах массовой информации, имеет значение не как отдельный журналистский продукт, а как включенный в систему связей на основе интертекстуальности. Имеют значение тексты, которые опубликованы до данного текста, и которые будут опубликованы после него. Тексту СМИ в связи с этим присущи функции усиления иных текстов по определенной теме. Эти особенности были выявлены нами в результате проведенного анализа.

Было выявлено, что в основе формирования контента регионального телеканала лежат механизмы формирования отношений и подкрепления власти контента, а также его нацеленность на идентификацию с образом жизни социальной группы и внедрение стиля жизни в общественное сознание. Одним из наиболее ярких способов установления такого рода власти является традиционная форма медиапрезентации – телевизионное интервью, которое выполняет не только функции адаптации контента для аудитории, но и функции аккумулирования основных тематических направлений повестки дня.

Также к функциям средств массовой информации, отражающим процесс формирования повестки дня на региональном уровне, были отнесены:

– генерирующая функция, позволяющая зафиксировать точки формирования повестки дня – региональные особенности контента проявляются в этом случае в наличии аутентичных текстов (в том числе и на татарском языке);

– форматирующая функция, в рамках которой осуществляется макетирование повестки дня;

– функция управления разнообразием повесток дня, проявляющаяся в устойчивом сегменте региональных и национальных новостей и превалировании их в большинстве выпусков (до 90%).

Был отмечен амбивалентный характер процесса формирования повестки дня, когда сталкиваются общественно-публичные и частно-корпоративные интересы, что приводит к лавинообразному росту повесток дня и одновременному сдерживанию этого процесса в регионе за счет маркирования событий. Амбивалентный характер в целом средств массовой информации выделяла и Л. Реснянская, указывая на него как на одну из важнейших характеристик российских массмедиа [15, С. 25].

Анализ тематической доминанты позволил выделить три тематические доминанты касающиеся политики, экономики и культуры, с явным преимуществом личностной и групповой повесток дня. Здесь имеют место вопросы экономики республики, освещения культурных событий с участием глав региона. Центральными фигурами в большинстве материалов выступают представители политической элиты. Следует отметить, что на региональном канале почти ни одно событие не проходит без участия главы региона или города, что придает событию значимость.

Таким образом, в основе процесса формирования информационной повестки дня на региональном уровне всегда лежит фильтрация доминантных тем и сопоставление их с новостной моделью телеканала, находящейся под влиянием устоявшихся национально-культурных ценностей, правового пространства региона и степени развитости технологий.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: