Танкотехническое обеспечение вдв что это

Обновлено: 04.07.2024

II. Танкотехническое обеспечение

1. Танкотехническое обеспечение при подготовке операции.

2. Танкотехническое обеспечение в ходе выдвижения и ведения боевых действий.

3. Ремонт бронетанкового вооружения и техники

4. Проблемные вопросы по снабжению бронетанковым имуществом

1. Танкотехническое обеспечение при подготовке операции.

Доукомплектование бронетанковым вооружением и техникой частей СКВО, предназначенных в состав объединенной группировки, производилось за счет перераспределения техники внутри соединений. Резервов бронетанкового вооружения и техники в СКВО не было И пополнение бронетанковым вооружением за счет поступления из Центра на данном этапе не планировалось. Следует заметить, что на данном этапе бронетанковая служба округа решала вопрос недоукомплектования частей, а организовала передачу бронетанкового вооружения в другие рода войск. Так, из 20 мсд были переданы в пограничные войска 40 бронетранспортеров БТР-70. Для их подготовки были задействованы бригады из состава 5 орвб БТ, офицеры и прапорщики частей, подчиненных БТС округа.

Наиболее сложными в этот период являлись вопросы обеспечения надежной работы бронетанкового вооружения и техники, подготовка их к боевому применению, организация освоения штатного вооружения и техники личным составом подразделений и частей; подготовка ремонтно-восстановительных частей к выполнению предстоящих задач в ходе боевых действий.

Подготовка войсковой операции проводилась в декабре 1994 года, в самом начале зимнего периода обучения, когда часть личного состава срочной службы, отслужив установленные сроки службы была уволена в запас и заменена молодым пополнением, не имеющим опыта эксплуатации сложных образцов бронетанкового вооружения и техники и подготовки их к боевому применению.

В ходе проверки частей офицерами бронетанковой службы округа было установлено, что экипажи танков, БМП, БТР плохо знают устройство материальной части, объем и порядок проведения технического обслуживания, способы устранения простейших неисправностей.

Однако в отведенные 4-5 дней на подготовку техники, организовать плановые занятия по технической подготовке не представилось возможным.

Основным методом подготовки личного состава подразделений и частей на данном этапе явились инструктажи, которые проводились непосредственно перед постановкой задач по обслуживанию вооружения и техники, а также практические работы в составе бригад специалистов-ремонтников по восстановлению неисправных машин. Последний метод оказался особенно эффективным при подготовке младших специалистов по ремонту БТВТ войсковых ремонтных органов. Практически в каждую бригаду специалистов из числа рабочих бронетанковых ремонтных заводов было включено по одному-два специалисту срочной службы и после двух-трех выполненных ремонтов в составе таких бригад они могли самостоятельно выполнять работы по демонтажу двигателей и регулировке систем образцов БТВТ.

При подготовке вооружения и техники создаваемой группировки к боевым действиям бронетанковая служба была вынуждена решать вопросы восстановления большого количества неисправных машин.

При подготовке техники к боевому применению и передаче в другие части было выявлено значительное количество неисправностей на танках Т-72,боевых машинах родов войск и служб (войска связи, РВиА, инженерные войска на базе бронетанковой техники.

Прибывающие из других округов части также имели значительное количество неисправных машин. Так в-129 мсп ЛенВО были неисправны 39 бронетранспортеров БТР-70,то есть 49 процентов от имеющихся машин. В 81 мсп ПриВО было свыше 36 процентов неисправных БМП-2. В то же время в составе этих частей не было подготовленных специалистов-ремонтников.

В условиях значительного некомплекта личного состава в ремонтных частях и подразделениях соединений задачи по восстановлению неисправных машин пришлось решать бригадами, создаваемыми из числа военнослужащих срочной службы, офицеров и прапорщиков 236 оутрб, кадров двух ремонтно-восстановительных полков (67 и 38), кадров двух подвижных заводов по ремонту агрегатов бронетанкового вооружения и техники (234 и 682) и непосредственно офицеров бронетанковой службы округа. К восстановлению бронетанкового вооружения и техники привлекались также бригады бронетанковых ремонтных заводов, дислоцированных на территории округа (4698 блур и 81 бтрз). Всего на этом этапе было задействовано 3 бригады по 10 человек от 4698 блур и 2 бригады по 5 человек от 81 бтрз. В основном эти бригады использовались для восстановления БТВТ частей, прибывших их других округов. Для координации работы бригад в них были включены два офицера от 236 оутрб и 234 ПРЗ а БТ.Включение в состав этих бригад специалистов-ремонтников срочной службы позволило наряду с ремонтом машин существенно повысить их подготовку.

Значительную помощь в восстановлении неисправных машин, устранения неисправностей электроспецоборудования, проверка на функционирование систем управления огнем и механизмов заряжания оказали бригады, направленные в районы подготовки с заводов промышленности и военных представительств этих предприятий.

В подготовке бронетанкового вооружения и техники к боевому применению и в восстановлении неисправных машин принимали участие бригады производственного объединения Уралвагонзавод (9 человек); Омского машиностроительного завода (1 чел.); Курганского машиностроительного завода (4 чел.); Арзамасского машиностроительного завода (5 чел.). Руководили работой этих бригад, как правило, представители ГАБТУ на командном пункте объединенной группировки, которые совместно с бронетанковой службой округа решали вопросы восстановления БТВТ и обеспечения войск бронетанковым имуществом.

В целом, в условиях острого дефицита времени, подготовка бронетанкового вооружения и техники к ведению боевых действий была завершена к установленному сроку. Всего за период подготовки было восстановлено 215 единиц БТВТ.

Восстановление бронетанкового вооружения и техники осуществлялось в полевых условиях в районах расположения частей и на СППМ, развернутом в районе аэродрома г.Моздок в неблагоприятных погодных условиях, характерных в этой местности для этого времени года.

Отсутствие в ремонтно-восстановительных частях соединений и объединений производственных помещений полевого типа существенно осложняло работу по восстановлению неисправной техники.

Решением начальника БТ службы округа на СППМ в районе г.Моздок были развернуты две производственные палатки из состава 234 подвижного ремонтного завода по ремонту агрегатов БТВТ. Однако они оказались мало приспособленными для выполнения ремонтных работ в полном объеме, особенно при необходимости использования грузоподъемных средств и использовались только при восстановлении колесных бронетранспортеров.

2. Танкотехническое обеспечение в ходе выдвижения и ведения боевых действий.

Основными задачами танкотехнического обеспечения при выдвижении в район боевых действий и при ведении боевых действий являлись:

- обеспечение надежной работы БТВТ; - своевременная эвакуация поврежденных и неисправных машин с маршрутов выдвижения на СППМ; - восстановление неисправных и поврежденных машин и возвращение их в строй действующих частей; - обеспечение войск и ремонтно-восстановительных частей бронетанковым имуществом; - защита, охрана и оборона частей танкотехнического обеспечения в ходе выполнения ими задач ТТО.

При выполнении задач по выдвижению в район г.Грозный и ведению боевых действий расход моторесурсов БТВТ в среднем на 1 машину составил:

- по танкам - 400- 600 км .;

- по БМП - 600- 800 км .;

- по БТР, БРДМ - 1600- 2000 км .

По этому весь объем работ по подготовке машин сводился к проведению ЕТО, пополнению боекомплекта и устранению возникших неисправностей.

Более углубленное техническое обслуживание БТВТ проводилось после выполнения ремонтных работ на СППМ и орвб соединений.

Анализ использования БТВТ в ходе войсковой операции показал высокую надежность таких машин, как Т-72, БМП-2,БТР-80.В тоже время значительное количество отказов на БТР-70,боевых машинах войск связи (Р-145 БМ,Р-156,ПУ-12) на базе БТР-60 ПБ объясняется не только низкой их на дежностью, но и слабой подготовкой водителей этих машин в частях родов войск и служб, отсутствием специалистов бронетанковой службы в этих частях. При подготовке к операции практически на каждой второй командно-штабной машине Р-145 БМ, ПУ-12,Р-156 были заменены двигатели или проведены работы по регулировке приводов сцепления. В 129 мсп только в период подготовки к маршу после прибытия со станции разгрузки было заменено 16 двигателей.

Тяжелые дорожно-грунтовые условия использования БТР-70 (БТР-60) значительно увеличили количество поломок и аварий, особенно двигателей. Длительное хранение этих машин в войсках и на базах отрицательно повлияло в дальнейшем на использование этой техники.

Как правило, из-за потери эластичности уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, резиновых колец перепускных трубок в головках блоков, ослабления затяжки силовых шпилек, появления усталостных явлений в деталях цилиндро-поршневой группы, возникало большое число поломок и аварий двигателей машин на базе колесных бронетранспортеров БТР-60пб и БТР-70.

Исходя из важности решаемых задач по управлению войсками следует заменить базу средств связи, пунктов управления, авианаводчиков на БТР-80;БРДМ-2 заменить машинами разведки на базе БТР-80, БРМ-1к на базе БМП-3.

Анализируя данные о потерях БТВТ, характере повреждений нельзя сделать однозначный вывод о плохой защищенности БТВТ. Безусловно в условиях боя в городе основные потери были от противотанковых ручных гранатометов.

Как правило в первых боях-в Грозном в результате неразумного применения значительного количества БТВТ без надежного прикрытия его мотострелками потери были большие. Это следует из приведенных данных по безвозвратным потерям.

Читайте также: