Тайна как объект уголовно правовой охраны

Обновлено: 25.06.2024

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии

Ульяновский государственный университет

432600, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 40/9

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность. В свою очередь, информационный аспект присущ иным составляющим национальной безопасности России. В последнее время существенно возросли роль и значимость информационной безопасности в сфере экономики. Составной частью механизма ее обеспечения является установление уголовной ответственности за соответствующие посягательства. Среди статей УК РФ, направленных на достижение этой цели, есть ст. 183 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение неприкосновенности сведений, составляющих коммерческую, банковскую и налоговую тайны. Цель: исследовать нормы статьи 183 УК РФ, законодательная конструкция которой не выдерживает критики, прежде всего из-за направленности ее на охрану сразу трех объектов. Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания. Так, используются и общенаучные методы (материалистической диалектики), и частнонаучные методы (системно-структурный, сравнительно-правовой и др.). Результаты: налоговую тайну предлагается исключить из числа объектов уголовно-правовой охраны. А для уголовно-правовой охраны сведений, составляющих банковскую тайну необходимо в Уголовный кодекс необходимо включить ст. 183.1. Положения же ст. 183 УК РФ должны быть направлены на обеспечение неприкосновенности сведений составляющих коммерческую тайну. Выводы: нормы УК РФ, направленные на уголовно-правовую охрану сведений, составляющих коммерческую, банковскую и налоговую тайны нуждаются в совершенствовании.

Ключевые слова: информация; сведения; тайна; коммерческая тайна; налоговая тайна;
банковская тайна; уголовный закон

Введение

Становление в Российской Федерации информационного общества и дальнейшая интеграция в глобальное информационное общество требуют кардинально пересмотреть подходы к обеспечению информационной безопасности. Информационная безопасность является, с одной стороны, составной частью национальной безопасности Российской Федерации, а с другой стороны, от уровня ее защищенности зависит состояние иных составляющих национальной безопасности Российской Федерации. Ввиду осложнившейся экономической ситуации особого внимания требует информационная безопасность в сфере экономики, так как именно она играет решающую роль в обеспечении национальной безопасности России. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [4] отмечается, что существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен в результате разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. На уголовно-правовую охрану такой информации направлены положения статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны. К сожалению, уголовно-правовые нормы, содержащиеся в статье 183 УК РФ далеки от совершенства, что не способствует ее эффективному правоприменению и, в конечном итоге, обеспечению информационной безопасности в экономической сфере. В связи с этим полагаем необходимым провести их исследование.

Современное состояние уголовно-правовой охраны сведений составляющих коммерческую, банковскую и налоговую тайны

Как уже было отмечено, статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные действия в части коммерческой, налоговой и банковской тайн, поэтому в этой статье можно выделить три равнозначных объекта правовой охраны – общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность:

1) коммерческой тайны;

2) налоговой тайны;

3) банковской тайны.

В этой связи следует согласиться С.М. Паршиным в том, что диспозиция статьи 183 УК РФ по конструкции является сложной, а при обрисовке криминообразующих призна­ков данной нормы изначально была нарушена система уголовного закона. Одним из требований юридической техники при создании уголовно-правовой нормы является единственность объекта правовой охраны [10, с. 122]. О самостоятельности указанных объектов уголовно-правовой охраны, несмотря на их тесную взаимосвязь, свидетельствует тот факт, что понятия кармической, банковской и налоговой тайн в настоящее время закреплены законодательно.

Примечательно, что определение секрета производства (ноу-хау) дается и в Гражданском кодексе в ст. 1465 [3]. Там секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Понятие налоговой тайны закреплено в ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации [6], в соответствии с которой к налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.

Несмотря на то, что российское законодательство содержит определения банковской и коммерческой тайн, т.е. различает их как самостоятельные виды тайн, есть мнение, что банковская тайна выступает разновидностью коммерческой тайны. В ее обоснование приводится довод о том, что существующие ныне коммерческие банки обладают всеми признаками предприятия и являются хозяйствующими субъектами. Однако следует помнить, что институт коммерческой тайны призван прежде всего защищать интересы предпринимателей, в то время как институт банковской тайны позволяет обеспечить конфиденциальность сведений в интересах лиц, предпринимателями не являющихся, т.е. рядовых граждан. Поэтому, а также еще по ряду отличительных черт банковская тайна образует самостоятельный институт.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, являются коммерческая, налоговая и банковская тайны. В научных исследованиях высказано мнение, что в качестве предмета данного преступления все три вида тайн могут выступать лишь будучи зафиксированными на материальном носителе или ином источнике информации. При этом характер носителя (источника) значения для определения его в качестве предмета преступления не имеет [5, c. 9]. Это утверждение весьма спорно, прежде всего ввиду конструкции объективной стороны данного состава. Разгласить, к примеру, можно сведения, составляющие коммерческую, банковскую или налоговую тайны, которые и не зафиксированы на материальном носителе.

1) похищение документов;

2) подкуп или угрозы;

3) иной незаконный способ.

Подкуп как способ собирания информации представляет собой незаконные передачу лицу, обладающему сведениями, составляющими коммерческую, банковскую или налоговую тайны, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в обмен на эти сведения.

Говоря об угрозе как способе собирания сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайны, необходимо отметить, что в отличие от других статей Особенной части УК РФ законодатель не конкретизирует содержание понятия угрозы. Поэтому она может трактоваться достаточно широко и быть выражена в угрозе применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, разглашения сведений, позорящих потерпевшего или его близких.

Иной незаконный способ собирания сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайны, включает в себя любые действия в виде поиска, отбора, фиксации, обработки, накопления или хранения соответствующих сведений, совершенные с нарушением режима доступа к такой информации.

Так, А. был осужден за собирание сведений, составляющих банковскую тайну иным незаконным способом, причинившим крупный ущерб, из побуждений корыстной заинтересованности, при следующих обстоятельствах. Совместно с неустановленными лицами он осуществил установку на банкомате нештатного электронного устройства, предназначенного для негласного получения информации. Устройство способно считывать информацию с магнитных полос пластиковых платежных карт, в том числе индивидуальных номеров банковских карт, т.е. информацию, вводимую посредством клавиатуры пользователем банкомата, в том числе о ПИН-кодах платежных пластиковых карт. Вышеуказанное электронное устройство, предназначенное для негласного получения информации, позволяло незаконно, тайно, несанкционированно осуществлять собирание сведений, составляющих банковскую тайну, путем копирования законных ПИН-кодов пользователей и электронных данных с магнитных полос 364 платежных пластиковых карт клиентов [11]. По нашему мнению, неверным является отнесение ПИН-кода карты к категории банковской тайны. На законном основании ПИН-код может знать только собственник карты, сами банки в целях профилактики мошенничества предупреждают своих клиентов о том, что ПИН-код не следует сообщать даже сотрудникам банка. Поэтому ПИН-код в данном случае носит характер информации, безусловно, конфиденциальной, но банковской тайной не является. Но так как преступники получают таким способом и информацию о номере карты, то суд квалифицирует эти деяния по ст. 183 УК РФ. Не совсем понятно, почему не применяются положения ст. 138.1, предусматривающей ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Кроме того, совершение таких преступных действий, как правило, является определенным этапом реализации умысла на хищение денежных средств, находящихся на счетах в банках. Однако это обстоятельство опять же не принимается во внимание судами.

Часть 2 статьи предусматривает ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны, без согласия их владельца – это не санкционированная всеми владельцами такой информации передача этих сведений любым способом хотя бы одному постороннему лицу. Способ разглашения данных сведений не конкретизирован законодателем и, следовательно, может быть любым: устным, письменным, с использованием средств массовой информации, в том числе компьютерных сетей.

Дискуссионным остается вопрос о том, можно ли разгласить сведения, составляющие коммерческую, банковскую или налоговую тайны, путем бездействия. О.В. Бараева вслед за Л.Р. Клебановым считает, что такое возможно [1, c. 125]. Оно может быть выражено в нарушении режима хранения таких сведений (оставление документов, содержащих анализируемые сведения в доступном многим месте).

Незаконным использованием сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайны, без согласия их владельца следует признать совершение с такой информацией любых незаконных сделок, а равно непосредственное применение ее самим виновным вопреки требованиям закона без согласия всех законных владельцев информации для извлечения коммерческой выгоды. Иными словами, под использованием сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайны, без согласия их владельца следует понимать распоряжение таковыми вопреки воле их владельца.

Выводы

Вышеприведенный анализ наглядно демонстрирует законодательные коллизии, противоречия, существующие в одной плоскости правового регулирования – информационной безопасности в экономической сфере, а также несовершенства действующей редакции ст. 183 УК РФ. Помимо устранения этих недостатков, представляется логичным посвятить отдельную статью уголовно-правовой охране коммерческой тайны – ст. 183 и включить в УК РФ ст. 183.1, где объектом посягательства выступали бы общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность банковской тайнам. Нормы же о защите налоговой тайны скорее дублируют нормы, направленные на охрану профессиональной и служебной тайн. Однако пока в УК РФ не предусмотрены отдельные статьи, посвященные уголовно-правовой охране профессиональной и служебной тайн, то исходя из фактических обстоятельств дела лицо может быть привлечено к ответственности по ст. 137 УК РФ и (или) 285 УК РФ. Такой подход основан и на разной правовой природе этих тайн. Поэтому налоговая тайна в самостоятельной уголовно-правовой охране не нуждается.

Читайте также: