Таблица шульте за сколько секунд надо пройти взрослым при освидетельствовании

Обновлено: 02.07.2024

Зачем нам мозг и какие функции он выполняет? Прежде всего мозг управляет и контролирует такие важные процессы, как дыхание, кровообращение, пищеварение. Одним словом — мозг следит за работой всех систем организма.

Мозг задействован в мыслительных процессах, которые помогают нам думать, помнить и переживать положительные и отрицательные эмоции. Мозг неразрывно связан и с нервной системой, а через неё влияет и на качество сна, и на передачу различных сигналов-команд мышцам, и на обработку информации от органов чувств, и на другие важные и второстепенные процессы.

И так уж устроено природой, но с годами деятельность мозга имеет свойство замедляться. Кровоснабжение головного мозга с возрастом ухудшается, происходит сужение сосудов, что может привести к различным последствиям, вплоть до болезни Альцгеймера и деменции.

Мозг — это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, твой же настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до девяноста лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный. Умберто Эко в письме внуку

В целях избежания столь печальных последствий и улучшения работы головного мозга, врачи рекомендуют периодически проходить лечение у остеопата. Лечение у остеопата несомненно эффективно, но одного этого будет всё же недостаточно. Потребуются дополнительные меры, которые не потребуют от вас никаких дополнительных и внушительных вложений.

Что такое мозг? Прежде всего мозг — это мышца, которую можно тренировать путём специальных упражнений, чтением, учением стихов и языков и другими методами. Тренируя мозг — мы тренируем, прокачиваем и память. Вот что на этот счёт написал в своём письме внуку писатель и философ Умберто Эко:

Повышать остроту мышления и памяти можно и благодаря тренировкам мозга различными тестами и головоломками. Предлагаем ознакомиться с одним действенным методом — таблицами Шульте.

Таблицы Шульте — таблицы со случайно расположенными числами или буквами, служащими для развития и улучшения периферического зрения и памяти

Таблицы были разработаны немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте. Задача перед немецким психиатром стояла одна — исследовать внимание. Со временем таблицы Шульте стали применять и для тренировки мышления с целью изменить, улучшить, его. Помимо этого таблицы Шульте направлены на ускорение восприятия информации. Тренируясь на таблицах Шульте постоянно вы улучшаете работу периферического, то есть бокового, зрения, через которое и поступает основной объём информации.

Задача тренажёра проста — найти все числа или буквы на картинке. Числа в таблице располагаются от одного до двадцати пяти. Вроде бы всё просто, да не совсем. Тренажёр будет работать эффективно только в том случае, если вы будете смотреть точно в центр таблицы. Но и это ещё не всё. Двигать глазами по таблице нельзя, то есть глаза должны совершать как можно меньше движений.

Заниматься на тренажёре следует по таймеру. Хорошим результатом считается время в 20-30 секунд. Если вы уложились в поиске за минуту и больше — не расстраивайтесь. Есть куда стремиться, улучшать способность воспринимать информацию и уметь её обрабатывать. Результаты улучшатся уже через несколько дней регулярных тренировок. Главное не расстраиваться и не останавливаться на достигнутом.

Лучшим и желаемым результатом считается время в десять секунд. Достигнув этого показателя, ваше периферическое зрение, а следовательно и восприятие и запоминание информации достигнут пика в развитии. Главное продолжать тренировки и после достижения результата в десять секунд. Не забываем — мозг это мышца, которую необходимо тренировать каждый день.

Как работать с таблицами Шульте

Рекомендуем тренироваться каждый день, по возможности два раза по десять минут, но не больше десяти таблиц в день. Главное не переусердствовать, иначе ни о какой положительной динамике и речи не идёт. Перед началом тренировки расслабьтесь и сядьте удобно. Отключите отвлекающие гаджеты и по желанию включите музыку.

Направляем взгляд в центр таблицы, фиксируем его и включаем таймер. Во время поиска цифр контролируем взгляд, не даём глазам бегать и блуждать по таблице. Взгляд на протяжении всей тренировки смотрит точно в центр. Тренировка происходит в размытом спектре зрения.

Таблица располагается на расстоянии в 30 — 35 сантиметров от глаз. Цифры необходимо находить в возрастающем порядке, аналогично поступаем и с буквами. Важно — во время тренировки находим цифры или буквы максимально быстро и желательно без использования субвокализации.

Тренируясь каждый день вы очень быстро добьётесь желаемого результата, главное не переусердствовать чтобы не перегореть и не забросить тренировки. Добившись улучшения показателей и закрепив их, советуем сделать небольшой перерыв и приступать к тренировкам на более сложных таблицах. И ещё один ценный совет. Если вам предстоит творческая работа, например, написать текст, что-то придумать или создать, проведите тренировку на таблицах Шульте.

На просторах Интернета, на смартфонах и других гаджетах существует огромный выбор приложений с таблицами Шульте. Каждый подберёт себе свой тренажёр, однако есть нюанс. Тони Бьюзен отмечал, и мы с ним полностью согласны, что во время тренировки на компьютере, когда волей или не волей приходится курсором указывать на цифры или буквы, глаза начинают двигаться за ним, что снижает эффективность расширения поля восприятия. Советуем подходить к таким вариантам тренировок осторожно, желаемую пользу они вряд ли принесут.

Таблицы Шульте, при условии, что вы проводите регулярные тренировки на них, выступают прекрасной зарядкой для мозга, поддерживая его в хорошей рабочей форме. А что такое хороший и тренированный мозг? Прежде всего это гибкость и скорость мышления, хорошее настроение, крепкое здоровье и желание двигаться дальше и добиваться новых высот. Тренируйтесь на здоровье, а в следующий раз мы расскажем о новом тренажёре для развития мозга.

Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине XX века изобрел уникальный тест для тренировки внимания, усвоения большого количества информации и скорости реакции, который сразу начал использоваться для подготовки персонала практически всеми спецслужбами мира.

Содержание

Тест используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Это упражнение также способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, а еще помогает развивать память и устный счет.

Для улучшения периферического зрения, а также скорочтения, таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.

Для тех, кто никогда не встречался с данной методикой, я дам некоторые пояснения.
Таблицы Шульте — это такие таблицы со случайно расположенными числами (реже буквами), обычно размером 5×5 элементов.
Включает шкалы: эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.

Таблицы Шульте: тренировка внимания, памяти и скорочтения

Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25.

Таблицы используются для обследования лиц разных возрастов. Для маленьких детей можно подобрать специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток. Модификацию методики предложил Ф.Д. Горбов.

Стимульный материал

Перед выполнением теста, вы должны проследить за тем, чтобы расстояние от таблицы до глаз было таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см. При выполнении важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.

Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день. По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6×6, 7×7, 8×8, соответственно увеличивая и размер квадрата.

Инструкция к таблицам Шульте

Исследователь должен определить время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Он отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Далее делает вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

При обработке результатов, мы можем подсчитать следующие показатели:

  1. эффективность работы (ЭР),
  2. степень врабатываемости (ВР),
  3. психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей,
5 — количество рассмотренных материалов.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого (чем выше балл, тем лучше результат).

Таблицы Шульте: тренировка внимания, памяти и скорочтения

Степень врабатываемости (ВР), т.е. насколько быстро испытуемый включается в задание, вычисляется по формуле:
Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:
ПУ = т4 / ЭР.

Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.
Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Регулярное выполнение методики позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и также способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.


Таблица Шульте. Методика Шульте относится к одному из эффективных способов оценки концентрации внимания учащихся, состояния их психической устойчивости. Опытные преподаватели давно взяли на вооружение таблицы Шульте, с помощью которых активно корректируют развитие мышления и памяти у детей в процессе обучения.

Кто такой этот Шульте?

Впервые таблицы появились в середине XX столетия. Их придумал немецкий психиатр Вальтер Шульте.
Уже в молодом возрасте ученый смог получить докторскую степень. Работая всю свою сознательную жизнь в области психиатрии, ему удалось подготовить множество научных трудов как самостоятельно, так и в соавторстве с другими известными учеными и врачами-практиками. Нам известно не менее 11 научных работ в области психотерапии, психиатрии, в которых Шульте принимал участие как автор или соавтор. Три популярных среди сообщества врачей-психиатров исследования увидели свет под его редакцией.

Изобретенный Вальтером Шульте способ определения работоспособности обследуемого лица и степени расстройства внимания человека предполагает применение специально разработанных таблиц.

Таблица Шульте. В чем состоит суть?

Традиционные таблицы – это набор из 5-ти квадратных карточек со стороной 60 см. Их изготавливают из плотной бумаги. На каждой карточке изображена одна таблица, состоящая из 25 ячеек. Внутри каждой из них в произвольном порядке изображены цифры от 1 до 25.

Такие таблицы в диагностических целях демонстрируют в течение некоторого времени испытуемым лицам, после чего они должны попытаться правильно расставить цифры по памяти. От того, насколько удачно выполнена задача, судят об индивидуальных качествах и способностях человека, включая такие характеристики, как:

устойчивость и объем внимания;
эффективность самостоятельных усилий;
психическая устойчивость;
скорость перемещения взгляда при ориентировочно-поисковых движениях глаз.

Пример таблицы Шульте 3х3

Это базовый начальный вариант, перед вами 8 (в некоторых вариантах — 9 цифр) расположеных в ячейках. Взгляд концентрируете прямо по центру на буквах ЧБ и не переводите его в момент поиска. Задача: последовательно найти все цифры.

Таблица Шульте. Вариант 3х3 на 9 ячеек.

Таблица Шульте 5х5

Это классический вариант на 25 ячеек. Взгляд в центр и периферическим зрением находите последовательно все цифры. Поехали :).

Таблица Шульте. Вариант 5х5 на 25 ячеек.

Таблица Шульте 7х7

Справились? Тогда вот вам вариант на 49 ячеек. Это уже под силу не каждому, особенно без предварительной подготовки.

Таблица Шульте. Вариант 7х7 на 49 ячеек.

Цветная таблица Шульте 7х7

На просторах интернета все чаще встречаются вариации таблиц Шульте с разноцветными ячейками. Казалось бы безобидная палитра весьма усложняет задачу. Взгляните сами:

Таблица Шульте цветная. Вариант 7х7 на 49 цветных ячеек.

Таблица Шульте 9х9

Топчик. Цифры от 1 до 80 хаотично раскиданы по квадрату 9 на 9. Взгляд в центр на буквы ЧБ и айда находить все цифры последовательно:

Таблица Шульте. Вариант 9х9 на 81 ячейку.

В комментариях пишите сколько времени у вас заняло пройти таблицу Шульте и какую именно проходили 🙂

Что помогают развивать тренировки с помощью таблиц Шульте

Таблицы показали полезный эффект при использовании метода в качестве тренажера, который позволяет тренировать и расширять возможности периферического зрения.

Подобные тренировки используют при обучении скорочтению. Как известно, быстрота чтения определяется временем, которое затрачивается на поиск содержащих нужную информацию частей текстов. А тренировки позволяют ускорить этот процесс.

В учебном процессе регулярно используемые в качестве тренажеров таблицы помогают школьникам научиться:

концентрировать внимание;
критически оценивать получаемую информацию;
лучше и скорее усваивать материал;
запоминать больше информации.
В результате тестирования с помощью таблиц Шульте преподаватель получает объективные данные о достигнутом прогрессе каждого ученика. Причем, в отличие от других диагностических тестов, обработка информации в каждой таблице занимает не более одной минуты.

Как правильно работать с таблицами Шульте?

Стандартная диагностика

Порядок диагностики предполагает, что ученик после получения таблицы имеет 10 секунд на ее внимательное изучение. По прошествии этого времени он переворачивает таблицу лицевой стороной вниз.

Задачей испытуемого является проведение по памяти непрерывной линии в таблице с помощью указки или карандаша в правильной последовательности, проговаривая каждую цифру вслух. Случайно разбросанные в таблице числа в конце концов соединяет одна линия, которая ведется от меньшего числа к большему в порядке возрастания от 1 до 25.

Допускается в течение одного сеанса проводить такую диагностику несколько раз. В конце занятия преподаватель собирает и анализирует листки с заданиями и полученные результаты.

Усложняем задачи

В ходе развития навыков у детей школьного возраста можно дополнять материал и усложнять поставленные задачи:

Как часто нужно заниматься с таблицами Шульте для достижения стойкого результата?

Во время использования методики в качестве тренажера рекомендуется обрабатывать не более 10 таблиц в течение одного дня.

Выполнять усложненные задачи рекомендуется 3–4 раза в неделю в течение 3-х недель. Продолжительность занятия – 0,5 часа.
Как происходит интерпретация результатов
Результат каждого ученика учитывается в баллах. На результат влияют:
время, затраченное на проработку каждой таблицы в течение занятия;
количество таблиц, проработанных на занятии;
количество допущенных ошибок.

Особенности упражнений в зависимости от возраста детей

Естественно, задания не могут быть одинаковыми для учеников начальных и старших классов. Поэтому для младших школьников рекомендуется облегченный характер прохождения теста Шульте.

Новичкам можно начинать с квадрата 3х3, затем постепенно переходить к прямоугольнику 3х5. Они обязательно должны проговаривать цифры в ходе выполнения теста.

Ученики 5-х и более старших классов могут выполнять задание молча.

Важная особенность использования таблиц Шульте

Навыки скорочтения наиболее эффективно формируются в условиях минимального движения взгляда по горизонтали и вертикали объекта. Это требует правильного расположения таблицы относительно глаз ученика.

Легче всего охватывать взглядом все поля таблицы, расположенные на достаточно большом отдалении. Расстояние 40–50 сантиметров, соответствующее удобному расположению книжки или монитора, считается наиболее приемлемым. Однако, если детям сложно увидеть все ячейки таблицы, можно отодвинуться немного дальше от нее.

Несколько видео про тонкости работы с таблицами Шульте

Таблица Шульте

Упражнения с таблицами Шульте широко используются для увеличения скорости чтения. В данном видео вы увидите, как можно работать с таблицами. Тренируйтесь с удовольствием: развивайте периферическое зрение, улучшайте концентрацию внимания и расширяйте поле восприятия текста

Практика дела. Таблицы Шульте

Регулярные тренировки помогают нам оставаться в хорошей форме и отодвигать время появления изменений, связанных с возрастом. И это касается всех органов нашего организма, в том числе и мозга.

Практика дела. Таблицы Шульте

Использование таблиц Шульте в процедуре экспериментально-психологического исследования.

Как правильно работать с Таблицами Шульте

Таблицы Шульте отлично тренируют у детей внимание и концентрацию. Дети должны выполнять упражнение молча, чтоб не тратить время на проговаривание. Расстояние от глаза до таблиц — около 30 см. Проверить это можно с помощью руки. Не переживайте если ребенок не сможет сразу удерживать взгляд на одной точке и глаза будут бегать — этот навык тренируется не сразу.

Читайте также: