Сюжет в литературе где отец поверил клевете на сына

Обновлено: 02.07.2024

История написания произведения

Произведение Андрея Платонова “Песчаная учительница” оказалось удивительно успешным, и это стало возможным благодаря приближенности к реальным событиям. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Писатель изобразил в своем рассказе советскую действительность. Произведение подверглось суровой критике. Автора обвинили в клевете, в неправдивом портрете бойцов, которые вернулись с войны, в недостоверном представлении советской семьи. Обвинения с Платонова сняли посмертно. В 1962-м году – после кончины писателя – текст вышел в печати снова – на этот раз с правками и изменениями, внесенными самим Платоновым.

Особенности литературного направления и жанра

Писатель представляет на суд читателей ситуацию: боец возвращается с войны и видит, что жена стала ему чужой. Воин отвык от супруги и детей. Жена, в свою очередь, изменяла мужу, пока тот был на войне. Ситуация поражает правдоподобностью. С другой стороны, становится понятно, почему Платонова подвергли критике: автор нарушил идеалы советской нравственности.

Платоновский шедевр поражает уровнем психологизма. Автор обращается к проблеме войны, отвыкании супругов друг от друга. Писатель детально останавливается на отношениях между отцом и матерью в семье, на проблеме супружеской измены. Сюжет произведения охватывает пару дней. Это, однако, не мешает Платонову изобразить с помощью диалогов все проблемы, которые принесла в семьи война.

Тематика рассказа

В центре повествования – послевоенное воссоединение семейства. Мирная жизнь оказалась новинкой для всех членов семьи: люди отвыкли друг от друга. Автор подробно проясняет основную мысль произведения: война приводит к физическим смертям людей, разрушает связи в семье, превращает родных людей в чужаков. Даже в мирное время последствия войны продолжают ощущаться. Война коверкает судьбы народов и отдельных людей. Платонов, таким образом, пишет о двойной жертве, которую приносят люди в военное время:

  • расставание, когда мужчина отправляется в бой;
  • воссоединение, когда люди снова должны привыкнуть друг к другу, вернуться к истокам, к семье;
  • мотивы отвыкания, адаптации, повторного привыкания.

Проблематика произведения

Платонов поднимает в рассказе традиционную для себя тему. С темой произведения тесно связана проблематика:

  • Как война влияет на человеческие судьбы?
  • Почему мужчины после войны превращаются в легкомысленных юношей?
  • Почему дети слишком рано взрослеют и превращаются в стариков?
  • Откуда берется послевоенный инфантилизм в людях?
  • Почему время делает родных людей чужими?
  • Как расстояние влияет на отношения между людьми?

Писатель обращается к таким проблемам, как верность в браке, адюльтер, ответственность за проступки и прощение. В центре произведения находится любовь как ключевая проблема. Любовь – это своеобразный отклик, реакция на одиночество, на боль, на горе.

О сюжете платоновской прозы

Поезд и попутчица

Автор описывает возвращение бойца по имени Алексей домой. Герой воевал, был демобилизован. Поезд прибывает на станцию, но мужчина не спешит домой. Алексей едет в поезде с попутчицей – случайной девушкой, дочерью пространщика по имени Мария. Оба платоновских персонажа отвыкли от мирной, семейной жизни, от быта. Алексей скрывает от Маши факт о семье, проводит с девушкой два дня.

Семья после войны

Семья солдата с нетерпением ждала приезда отца семейства. Жена с детьми приходила на станцию. Алексей прибыл только через шесть дней. Воина встречал одиннадцатилетний сын – Петруша. Сын разочаровался в ветреном отце, а Алексей удивился прагматизму ребенка. В целом, родной дом показался воину странным и непонятным.

Возвращение

Воссоединение со своим семейством после войны не принесло герою ожидаемого облегчения. Супруги расстались вскоре после рождения второго ребенка. Героя поражает, что жена ведет себя стеснительно, будто невеста. Дочка – Настя – пятилетняя малышка – не помнит отца. Малолетний ребенок рано привык тяжело трудиться и помогать матери по дому. Старший сын – Петр – ведет себя как взрослый, ворчливый хозяин, глава семейства. Ребенок не приучен к играм, не знает детства.

Страшная правда

Дочка признается отцу, что к маме ходил другой мужчина – некий Семен Евсеич. Мужчина помогал женщине по дому, присматривал за детьми. Семен чувствовал себя очень одиноко, ведь война забрала всю семью несчастного героя.

Ночью Алексей разговорился с Любой – своей супругой. Жена призналась мужу в измене. Любовником Любы был инструктор районного комитета профсоюза. Мужчина проявил к Любе нежность, и героиня согласилась на адюльтер.

Финал

Утром Алексей осознал, что не может простить жену. Герой решает ехать к Марии – попутчице, с которой познакомился в поезде. Дети страдали из-за решения отца, не пускали Алексея на станцию. Герой увидел плачущих детей: эта картина вызвала в Алексее нежные чувства. Мужчина ощутил прилив любви и прощения, передумав уезжать.

История дяди Харитона

Платонов вводит в повествование вставную новеллу – историю некоего дяди Харитона. Эту историю рассказывает Петя. Харитон тоже вернулся с поля боя, узнал об измене жены – Анны. Супруга согласилась на связь с каким-то инвалидом, потерявшим обе руки. Сначала герой разозлился, но потом осознал, что и сам не чист: Харитон не соблюдал верность жене. Искреннее раскаяние и осознание собственных ошибок примирили супругов. Но в этой истории есть один горький момент: на самом деле герой не изменял жене. Герой поступил великодушно, простив свою возлюбленную.

Алексей, однако, не наделен настолько благородным характером. Герой изменял жене, возможно, даже не один раз. Но мужчина не рассказал Любе об своем грехе.

Характеристика героев

Образ Алексея Иванова

Писатель не случайно выбирает в качестве имени и фамилии главного героя такое распространенное сочетание. Автор намеревался представить на страницах своего произведения простого человека, одного из многих. У Алексея обычная судьба, обычные проблемы. Алексей – бывший капитан гвардии. Вторая мировая война заканчивается, и героя демобилизуют.

Возвращение

Алексей отличается самоуверенным характером. Конфликт с женой герой осмысляет с позиции жертвы. Мужчина – эгоист. Бывший солдат не задумывается о чувствах других людей. Яркий пример – ситуация с Марией. Герой вступает в мимолетную связь с девушкой, утаивая от Маши правду о своем семейном положении. Мужчина ощущает скуку, холод, жажду оживить, разжечь огонь в своей сердце. Мирное время дается Алексею тяжело: приходится адаптироваться к новым условиям. Роман закончится, и Маша останется в одиночестве. Но Алексей не беспокоится об этом.

Образ Любы

Люба признается мужу в измене. Женщина не оправдывается. Люба объясняет причины своего поведения. Связь с другим мужчиной – это попытка утешиться. Несчастная женщина ощущала, что умирает внутри, и потому искала любви. Слова супруги уязвили Алексея. Мужчина яростно заявил, что с живым человеком нельзя играть, а он – живой человек.

В отношениях с женой Алексей проявляет странный инфантилизм: обиды, ябедничанье. Мужчина даже пытается жаловаться одиннадцатилетнему сыну на мать. Люба – настоящая героиня. Женщина работает на износ на заводе, делая работу, предназначенную для мужских рук. Героиня изворачивается, как может, чтобы выжить и прокормить семью: чинит соседскую электрическую печь за связку картошки, самостоятельно исправляет свою и детскую обувь. У Любы нашлась только одна сложность – неспособность принять ответственность. В этом крылась слабость несчастной женщины.

Образ Насти

Настенька – пятилетняя дочка Любы и Алексея. Девочка не помнит отца, который ушел на войну, когда та только родилась. Как и брат, Петруша, малышка не знала детства, воспитывалась матерью, Семеном и братом. Настя рано почувствовала, что такое ответственность, необходимость тяжело трудиться.

Образ Петра

Петр – это преждевременно постаревший, повзрослевший ребенок. В степени зрелости подросток превосходит мать и отца. Петр выступает таким себе мировым судьей для родителей. Для ребенка цель жизни состоит в общем деле, в выживании. Ссоры же мешают этому делу, раскрывают глупость людей, вступающих в конфликт.

Петр раздражается, когда видит, что родители где-то неэкономны. Герою не нравятся необоснованные траты. Ребенок полностью взваливает на себя заботу о матери, боится, чтобы та не замерзла. Петя решает купить для мамы пальто. Для этого подросток стремится устроиться на работу, служить кочегаром в бане. Петр по-житейски мудр. Так, сын говорит отцу, что Сергей не может быть ему соперником, ведь мужчина стар.

Отец и сын

Отдельно следует обратить внимание на взаимоотношения отца с сыном. Петр лишился детских желаний. Ребенок получил стресс, когда отец ушел на войну. Но на самом деле Петр нуждается в родителе, в отце. Петр боится жизни – с этим связана чрезмерная осторожность, предусмотрительность героя. Второй уход отца приводит мальчика в смятение. Петр настолько растерян, дезориентирован, что путает обувь, надевая валенок и калошу одновременно. Эта сцена демонстрирует читателю, что внутри серьезного Петра кроется ребенок – Петя, Петруша, отчаянно нуждающийся в отце. Именно этот образ потерявшегося ребенка заставляет Алексея остаться с семьей.

Петруша выступает на стороне матери, объясняет отцу, почему тот неправ. Алексея взбудораживают слова малолетнего сына, злят, раздражают. Сын заставляет отца пересмотреть свои взгляды на жизнь. Главный герой платоновского произведения словно перерождается. Алексей избавляется от самолюбия, эгоизма. Внутри Иванова пробуждается внимание к другим людям, альтруизм, любовь к ближним, забота о родных людях.

Мужские образы

Другие мужские образы в платоновском произведении контрастируют с образом Алексея.

Образ Семена

Семен – трагический персонаж. Герой вызывает у читателей искреннее сочувствие. Война унесла всю семью мужчины: супругу, детей, которых убили в Могилеве. Семен от отчаянья, в попытке выжить и сохранить равновесие в жизни, привязался к чужой семье. Герой помогал Любе присматривать за детьми.

Герой стремился приносить своей жизнь пользу. Люба работала, дети были вынуждены проводить целые дни в одиночестве в темном помещении. Семен участвовал в жизни ребятишек, проявлял альтруизм, заботу о детях. Эти поступки помогали герою обретать смысл в жизни. Собственные интересы не давали мужчине смысла. Мужчина испытывал потребность жить ради других людей. Истерзанная душа Семена находила покой во взаимодействии с семьей Любы.

Образ любовника

Любовник Любы представляется в произведении сквозь призму восприятия Алексея и самой женщины. Для Алексея любовник – безусловное зло. Мужчина осуждает супругу, таит обиды на Любу. Также Алексей не понимает, не чувствует жалости к Семену. Впрочем, в финале рассказа Иванов перерождается, переосмысляет свою жизненную позицию. С этим перерождением меняется и отношение героя к Семену и Любе.

Возвращение

Для Любы любовник – это спасение, попытка оживить себя, ощутить себя в роли женщины. Война лишила героиню мужа, заставила выполнять тяжелую мужскую работу. Люба нуждалась в нежности, в заботе, в любви, и нашла эти чувства в объятиях другого человека. Измена тела, тем не менее, не вызвала измену души, потому что Люба любила своего мужа.

Женские образы

Образы женщин в платоновском рассказе поражают читателей своей пронзительностью. Писатель изображает обычную, традиционную, патриархальную семью. Война меняет устоит патриархальных отношений, переворачивает роли мужчины и женщины вверх ногами. Стресс, тяжесть жизненных ситуаций заставляет людей пересматривать взгляды на жизнь.

Образ Маши

На первый взгляд, Мария, дочь пространщика, находится в более выгодном положении. Писатель описывает свою героиню открытой для всего мира девушкой, наивной, доверчивой. Машу не отягощают обязательства, девушка свободна. Машу не ждет дома муж, у героини нет детей, нет жениха.
Присмотревшись, читатель осознает, что образ Маши не так прост, как кажется поначалу. Образ девушки по-своему драматичен. Маша не способна забыть человека, который стал близким. Алексей по случайности становится для Марии особенным человеком. Мария любит и жалеет людей, чувствует сострадание, умеет сочувствовать. Алексей, однако, преследует исключительно эгоистичные интересы. Мужчина не задумывается, какие страдания может причинить людям.

Идея произведения

Идея или же ключевая мысль произведения выражается в простой формуле: физическая связь – это еще не измена. Изменяет человек не телом, а душой. Разумеется, такая позиция была революционной для времени, когда жил и творил Платонов.

Художественные особенности текста

Первое, что бросается в глаза при чтении рассказа, – это стиль Платонова. Творчество русского писателя – уникально, трудно найти аналог таким произведениям в мировой литературе. Платоновский язык отличается странностью, непривычностью. Автор извлекает каждое слово изнутри, из самой души.

Отношение писателя к героям

Отдельная стилистическая особенность – отсутствие авторской симпатии к какому-либо одному герою. Платонов воспринимает каждого персонажа как собственного ребенка, сочувствуя и переживая своим героям. Писатель старается оправдать промахи и поступки персонажей.

Психологизм произведения

Внутреннее состояние персонажей раскрывается с помощью деталей. Платонов в этой технике настоящий мастер. К примеру, яркая деталь – растерянность Петруши, когда мальчик путает валенки и калоши. Люба плачет, роняя слезы в тесто для пирога. Настя надевает очки Семена, штопая рукавички мамы. Алексей, нервничая, продавливает пальцами стекло на керосинке.

Отдельная особенность – акцент автора на запахах. Родной дом пахнет одинаково – такое заключение делает главный герой. Запах позволяет Алексею действительно почувствовать себя дома, в родных стенах. Волосы Марии отдают ароматом палых листьев. Этот запах – типичный лейтмотив платоновского творчества. Аромат волос девушки – символ тревоги – контрастирует с запахом дома.

Язык героев

Платонов ответственно относится к языку своих персонажей. Речь героев отражает психологические особенности каждого из них. Язык Петруши отличается житейской образностью. Детская речь переплетается с канцеляризмами и просторечиями. Так автор представляет трагичность войны, которая искореняет из людей (особенно из детей) живость, непосредственность.

Специфика языка героев – это также манера рассуждать о любви. Эта черта особенно касается Алексея, который в словах обнажает чувства, боль, раскрывает сердце, выворачивает душу наизнанку.

Критика произведения Платонова

Критики со стороны – не единственные, кто давал отзывы на платоновское произведение. Сам писатель, автор, тоже оставил комментарий о собственном творении. В частности, Платонов останавливался на анализе идеи текста. Для автора, идея рассказа заключается в отображении путей борьбы с последствиями войны. Главное и самое страшное последствие военного времени – разрушение семей. Война порождает между людьми пропасти, непреодолимые преграды.

Позиция Н. М. Малыгиной

Саратов, ул. Астраханская, 83, XI корпус.

Учёный секретарь диссертационного совета Ю.Н. Борисов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Типологический подход позволяет изучить далекие и близкие явления литературы, исходя из структурного единства всей культуры человечества.

Первоочередная задача такого изучения литературы и культуры – выработка метаязыка для их описания. В типологической парадигме художественных реализаций единой основы таким метаязыком стала притча о блудном сыне. Метаязык как язык описания позволяет рассмотреть варианты одной и той же структурной функции и определить типологические закономерности.

Сюжетно воплощенное событие притчи и его значение – это ее смысловые уровни, семиотика вечного. Текст притчи с его первичной формой образного моделирования реальности и содержательным потенциалом осмысляется индивидуально-авторским сознанием, создающим новые тексты, и различно функционирует во времени. Переосмысление текста происходит благодаря разным семантическим и синтаксическим единицам, которые становятся для создателя структурно значимыми.

К проблеме функционирования мотива блудного сына в произведениях Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева, ссылаясь на наше диссертационное исследование 2002 г., обращается В.И. Габдуллина. Она посвящает свою докторскую диссертацию творчеству Достоевского как иллюстрации художественного осмысления духовного опыта, отраженного в притче о блудном сыне и в литературе XIX века, исследование проведено в русле историко-типологического подхода и мотивного анализа.

Самара: ПГСГА, 2012. С.96-116.

Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла: Монография. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. С.10.

Цель исследования – а) на основании сравнительного анализа проследить развитие инварианта в движении эпох, выявив сходства и различия текстов; б) уяснить, как с помощью канонического текста-кода постигаются конкретные жизненные ситуации, как, трансформируясь, сюжет демонстрирует свою устойчивость, оставаясь способом художественного осмысления и организации событий; в) показать, как индивидуально-авторское сознание моделирует новые варианты, трансформируя сюжет на уровне структуры и смысла; г) выстроить историческую систему сюжетных модификаций одной и той же основы.

Цели исследования определили его задачи:

3) показать механизм порождения сюжетных модификаций, вариативность которых определяется координатами смыслового пространства евангельской притчи;

5) выявить в литературных текстах стабильные, парадигматические последовательности, соответствующие начальному потенциалу, построить типологию сюжета, отражающую трансформации;

Методологическую основу нашей диссертации составляет сочетание историко-типологического, историко-генетического, структурно-семиотического и сравнительно-исторического методов. Структурный метод продуктивен при анализе мифологических влияний, повторяющихся тематических элементов и предполагает, что художественное произведение рассматривается как система разноуровневых отношений, при этом уровни выделяются на основе оппозиций. Семиотический метод позволяет соотнести литературный, часто повторяющийся сюжет, с фольклорными, мифами, обрядами, а также с историкокультурным контекстом. Типологический метод выявляет инвариантные закономерности развития структурных функций на основе сопоставления функционально эквивалентных литературных явлений. Историко-генетический метод показывает устойчивость в художественных реализациях архетипического сюжета.

Методически диссертационное исследование опирается на труды Ю.М.

Лотмана, Р. Барта, В. Шмида. Использованы приемы анализа и подходы к исследованию текста, разработанные В.Я. Проппом, который провел огромную основательную и скрупулезную работу по генетической и типологической систематизации фольклора, вслед за ним мы попытались генетически систематизировать произведения русской литературы, в своей структуре содержащие (эксплицитно или имплицитно) евангельский миф о блудном сыне.

Попытка увидеть и соединить закономерность и индивидуальное внутри этой закономерности позволяет нам углубиться в соотнесенность общей нормы, воспринимаемой художником и адресатом произведения как внешняя по отношению к данному тексту закономерность, и конкретных творческих решений, предстающих как индивидуально-совершенные открытия.

Теоретической базой стали труды видных литературоведов – Р. Барта, М.М. Бахтина, С.Н. Бройтмана, А.Н. Веселовского, Б.М. Гаспарова, В.А. Зарецкого, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, М. Мамардашвили, В.Я. Проппа, Е.К. Ромодановской, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, О.

Фрейденберг, В. Шмида. Теоретическую основу составили принципы структурного и типологического методов, разработанные Д.С. Лихачевым и Ю.М.

Лотманом, теория Д.С. Лихачева о концентрации в концептуальной сфере языка культуры в целом, теория М.М. Бахтина о диалогической природе образотворчества, учение Б.О. Кормана об авторе и субъектной организации художественного произведения, формах выражения авторского сознания в нем, концепция А.Х. Гольденберга, исследующего фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя вносящего существенный вклад в разработку теории архетипов; основные положения современных исследователей о типологической повторяемости, абстрагированности, матричности как способности архетипов продуцировать на своей основе новые варианты протообразцов, наследственности, способности передаваться от поколения к поколению.

Основные положения, выносимые на защиту:

2. Фабульная ситуация конфликтности инварианта – модели человеческого полагания и поведения – порождает разнообразные модификаций формы и художественные инкарнации в актуальном пространстве (структурные варианты). Инвариант является началом парадигмы сюжетных модификаций по сходству и различию, в каждом структурном варианте сохраняя свою устойчивость в движении эпох, расширяя смысловое пространство текста, становясь метатекстом по отношению к другим моделям (т.к. передает во времени отцовскосыновние отношения), и предстает способом художественного постижения события.

в) индивидуально-авторское сознание, моделирующее новый художественный вариант ситуации, вобравший в себя конкретное жизненное событие и особенности исторической эпохи и культурного развития общества; г) память (личностная (авторская) и сверхличностная (память культуры)), которая ретроспективно отсылает читателя к архетипу.

6. В типологии сюжетов происходит (или подразумевается) изменение состояния героя. Эквивалентности состояний и ситуаций в парадигме сюжетных модификаций отражаются в эпизодах жизни сюжета о блудном сыне. Наличие эквивалентностей подтверждает факт существования типологических черт в системе.

7. Типология текстов с единой структурной единицей, выявляющая сходства / различия, проецирует горизонтальные и вертикальные межтекстовые связи, подразумевает многочисленные многоуровневые межтекстовые и внутритекстовые диалоги (диалог мировоззрений героев, их сознаний; диалог авторского сознания с сознаниями героев, автора и повествователя (нарратора); диалог творческой личности (автора) с жизнью; диалог с мифом; диалог эпох и авторских сознаний; диалог времени и вечности; диалог с культурой).

Международных (А.С. Пушкин и культура, Самара, 1999; Н.В. Гоголь и мировая культура, Самара, 2009; Проблемы изучения русской литературы XVIII века, Самара, 2011; Гуманитарные науки в XXI веке, Москва, 2011; Дни науки – 2012, Прага, Чехия, 2012; Цветаевские чтения, Елабуга, 2012; Международный Форум словесников, Санкт-Петербург, 2012; Научный прогресс в Европейских странах, Штуттгарт, Германия, 2013; Измайловские чтения, Оренбург, 2013), Всероссийских (Два века с Пушкиным, Оренбург, 1999; Христианство и культура, Самара, 2000; Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: специфика функционирования, Самара, 2005; Проблемы изучения русской литературы XVIII века, Самара, 2003, 2006; Кормановские чтения, Ижевск, 2006, 2013;

Бочкаревские чтения, Самара, 2006; Качуринские чтения, Стерлитамак, 2012;

Образотворческие и смыслопорождающие функции художественного текста, Стерлитамак, 2012).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано работы, среди них: 15 статей – в изданиях, рекомендованных ВАК России (Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 2011 (№1, № 2), 2012 (№1, №2); Вестник ТГУ, 2011; Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т.14, №2, 2012; Вопросы филологии, 2012, № 40; Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013 (№ 5 (23), №7 (25), №11 (29), №12 (30)), 2014 (№1 (31), №2 (32), №3 (33)); Вестник УдГУ. Серия: История и филология, 2013; Фундаментальные исследования, 2013), статей в других изданиях – 31, учебных пособий – 2, глав учебника – 1, глав монографий – 1, монографий – 2.

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, включающей 488 наименований, приложений. Объем диссертации – 350 страниц.

смысловую неисчерпаемость; открытость (потенциальное продолжение во времени).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении сформулированы актуальность исследования, степень изученности проблемы, цели и задачи работы, раскрывается методологическая база работы, ее теоретическая и практическая значимость, определены положения, выносимые на защиту, дается общая структура диссертации.

Сюжет библейско-евангельского повествования о блудном сыне потенциально заключает в себе возможность многочисленных диалогов. Учитывая специфику поэтики конкретного библейского нарратива, осмысляемого как реальность, произведение рассматривается как органическое целое, каждый элемент которого реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста, что позволяет обнаружить структурные и внеструктурные элементы системного единства библейского текста. Структура евангельской притчи, которая включает уровни сюжета, фабулы, способствует распознаванию внутренних антитетичных и, соответственно, диалогичных отношений.

Распознаются в свою очередь и разные смысловые уровни: 1) сакральный, высший смысл обретения Бога внутри себя, качественно новой духовной жизни (образ Отца – Бог); 2) бытовой и всечеловеческий смысл духовного единения поколений, понимания единства жизненных принципов и взглядов на жизнь. Обретение духовного родства оказывается выше родства по крови.

Уровень фабулы в типологической модели – повествование о сынегрешнике, с этим образом связана вся событийная сторона притчи. Уровень сюжета включает разные смысловые пласты. В историко-литературном процессе фабула трансформируется, сюжет осложняется благодаря авторским интенциям.

Так возникают разнообразные художественные инкарнации сюжета-архетипа в актуальном пространстве – модели, созданные индивидуальным авторским сознанием и передающие состояния мира в его данности и в его потенциальности.

Сюжетно-фабульные модели разных эпох демонстрируют смысловую неисчерпаемость и процесс деканонизации в разрешении проблемы отцов и детей.

Совершенно очевидна невозможность различения модификаций без обращения к общей модели, коей является канонический сюжет о блудном сыне. Разновидности повествовательных текстов частично реализуют эту модель, а частично отклоняются от нее.

Первообраз впитывает в себя различные мифологемы и современные идеи, благодаря чему и переходит в сюжет актуальный, реализованный в конкретном произведении, и сохраняется в нем наподобие ядра. Поэтому структурный анализ сюжета притчи о блудном сыне (инварианта), впервые проведенный углубленно, – необходимое начальное звено для понимания парадигмы репрезентативных вариаций притчи в русской литературе. И в этом заключается новизна подхода.

В механизме порождения сюжетных модификаций библейской модели, в процессе художественного моделирования важную роль играют:

2) память, которая ретроспективно возвращает к архетипу; индивидуальная память автора, сознательно использующая архетип, коррелирует со сверхличностной памятью культуры, которая сохраняет в произведении предшествующие тексты;

Внутри типологии сюжетных модификаций многоуровневые диалоги можно представить следующим образом: 1) диалог мировоззрений героев, их сознаний; 2) диалог авторского сознания с сознаниями героев, автора и повествователя (нарратора); 3) диалог творческой личности (автора) с жизнью; 4) диалог с мифом; 5) диалог эпох и авторских сознаний; 6) диалог времени и вечности; 7) диалог текста с культурой.

Возможная дихотомия предполагает подчеркнутую диалогизацию внутренней структуры нарратива инварианта. Поэтому в авторских текстопорождающих интенциях, направленных на отражение конфликта поколений, содержатся два сюжетно-смысловых плана: первый – реально-эмпирический план (уровень повествовательного текста и актуального сюжета) и второй – мифологический (уровень сохраненного в повествовательном тексте сюжета-архетипа).

Система сюжетных модификаций одной и той же фабульной основы представляет диапазон вариативности, зависящий от активной творческой свободы самовыражения, авторских рефлексий и от типов замещающих и приращенных к основному ядру сюжета элементов.

Содержательность смысла определяется сосредоточенностью на некоем ядре, благодаря которому выявляются сходства несходного и несходство сходного. Смысл как результат смыслопорождения возникает в тексте, а не вовлекается в него со стороны, не только провозглашается художником, но и создается с участием читательского сотворчества (В.А. Зарецкий).

систему, обнаруживаются наличие темпоральной дистанции между исходным и конечным состояниями героя, их эквивалентности.

Множество литературных произведений варьирует древний сюжет о блудном сыне, отражая представления своего времени и постигая конкретные жизненные ситуации.

В произведениях этого периода прослеживаются варианты отказа от нормы и варианты принятия нормы как выражения согласия с традицией.

Устремленный к органическому / гармоническому состоянию мира, он закончил собою длительный процесс осмысления и стабилизации средневековой эпохи, доведя её до системы, развив до предела, за которым скрывался отчасти новый взгляд на поведение человека в обществе. Значение образцовости и семантической всевременности – черты литературного памятника XVI века.

внешнего мира. Парадигма этики облекается в определенный набор действий, обрядов – в этикет, повязывающий человека во всех жизненных ситуациях.

С идиллией тесно связана глубокая философская мысль о личностном предназначении. Эти понятия смыкаются и одновременно расходятся, ибо есть предназначение как норма, готовая идиллия и как отход от нормы, идиллия, которую ищет герой. Идиллия может быть выражена в согласии предназначения с традицией и в согласии человека со своим предназначением. Свое жизненное предназначение, уготованное человеку с рождения, чувствуют с малых лет герои житий. Предназначение героев повестей XVII века, как они его понимают сами, иного рода. Это предназначение в опоре на собственные силы, что связано в литературе с развитием индивидуальности, проявлением личностных качеств, характера. В центре человек как личность. Опора на собственные силы заключает в себе творческое и разрушительное начала.

Эпизод, связанный с заключением договора с ангелом, – смысло- и сюжетообразующий, что позволяет нам классифицировать данную модификационную модель как одноименную.

варианта жизни, коррелирует с желанием погулять, почувствовать свободу.

Укрупнение фазы странствия, которая составляет основу нарратива, позволило писателю внести новые смысловые оттенки в трактовку проблем отцов и детей, отличную от евангельской. Симеон Полоцкий в своей поучающей пьесе, с одной стороны, максимально близко воспроизвел сам оригинал; с другой стороны, через реплики и диалоги сумел передать психологические состояния и личностные качества блудного сына, как то: открытость, наивность, печаль, безысходность, безграничную радость, развил в деталях сцены кутежей, унижения главного героя и его возвращения, сопроводив их музыкой и пением. Музыка, пение и интермедии усиливают легкое, комическое в драматическом, ибо пьеса Полоцкого по жанру больше относима к драме. А присутствие комедийного начала, которое в ранних пьесах не играет главенствующей роли в сочетании с серьезной драматургией, отвечало исконным зрелищным и литературным традициям.

Глава III. Вариативность архетипического сюжета о блудном сыне в русской литературе XVIII века.

Эпоха Петра сделала Россию открытой и подвижной: обмен опытом, обучение за пределами России, множество открытий и изобретений, расцвет науки и культуры. Все это не могло не сказаться на российском человеке. Он стал более динамичным, подвижным. Предпочтение отдавал путешествиям и дорогам, структурно выполняя функцию блудного сына (в значении странника). Возросшая свобода выбора открыла широкие возможности для самореализации. В жизни реальных людей и героев художественного, фикциального мира, конфликт поколений стал острее.

Трагическую дилемму определяют равноценные по отношению друг к другу чувства долга и чувства страсти (любви), выраженные в преданности и отцу, и возлюбленному. Оба чувства – высоки и красивы, в отличие от произведений XVII века, где страсть рассматривается как проявление низменного, греховного начала в человеке. Героиня в ситуации выбора реализуется как индивидуальность.

Таким образом, отмечая структурную измененность сюжета-матрицы о блудном сыне в актуальном сюжете А.П. Сумарокова, обнаруживаем диссоциацию таких мотивов, как возвращение, покаяние, смысловую трансформацию мотивов ухода, грехопадения, приращение мотивов сердца и страдания.

Мотивы странствия, грехопадения, покаяния и возвращения, не вошедшие в структуру текста, функционально принадлежат миру героев, и присутствуют в структуре сюжета имплицитно.

Всем своим произведением А.Н. Радищев протестует против существующей безбожной государственной системы и одновременно бросает ей вызов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе. Диляра Мукменова, моя ученица, она исследовала Библейскую легенду и повесть Пушкина, сравнила их и сделала диаграмму, исследовав учащихся МАОУ Новоатьяловской СОШ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050

ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001

Исследовательская работа на тему:

Мукменова Диляра Фаильевна,

ученица 7 класса

Рахимова Гульнара Хучахметовна,

учитель русского языка и литературы

Актуальность темы

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям.

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех Евангельских притч. К её сюжету обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Цель и задачи

определить основные мотивы повести "Станционный смотритель" и притчи о блудном сыне

проанализировать полученные результаты и сделать выводы; оценить поступки героев, собственное поведение

воспитать уважение и благодарность к родителям

Методы исследования:

- теоретические: анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

- эмпирические: беседа, анкетирование;

Основная часть

Легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома Вырина, не оживает в реальности.

Потеряв свою Дуню и отчаявшись, пушкинский герой пребывает в смирении, которое можно приобрести только тогда, когда лишишься всего. Отвергнутый Дуней, Самсон Вырин полагается на Божью волю. Станционный смотритель так и не испытал радости возвращения "блудной дочери", и неизвестно, как умер он - прощая или проклиная её. Страдания Самсона Вырина не вознаграждаются при жизни Высшей силой. Самсон Вырин - это, прежде всего трагическая личность. Вырин отчаялся, мысли о возможном несчастье дочери губили в нем желание жить. Он спился, так и не узнав, как сложилась судьба Дуни.

Дуня же, сама став матерью, приезжает к уже умершему отцу, долго лежит на его могиле. Она вернулась, но простить ее за отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее – некому. Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, как это случилось с сыном в библейской притче.

Трагедия Самсона Вырина в том, что он потерял свою Дуню. Она уехала с Минским не с отцовского благословения, а тайком. Традиция спрашивать родительского благословения на счастливый союз живёт веками на Руси. История о блудном сыне тоже начинается с благословения отца.

Почему же Дуня выросла неблагодарной дочерью? Может, отец не воспитал ее подобающим образом? Но анализ повести позволяет утверждать, что ею держался весь дом. Но отца в Дуне больше всего восхищала ее красота. Даже, увидев Дуню в Петербурге, смотритель по-прежнему восхищается её красотой.

Но обращает ли внимание Самсон Вырин на духовные качества своего ребенка? В тексте повести есть подтверждение тому, что Дуня бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре, человечности:

Она бросила отца.

Не зная человека, она убежала с ним.

Она была легкомысленна.

Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. Она нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”, где говорится, прежде всего, о почтении к родителям.

Родители для любого человека – источник нравственности и морали. Но что же думают об этом учащиеся моей школы?

В анкетировании добровольно приняли участие 100 школьников от

9-16 лет. Для своего исследования я опросила учащихся именно этого промежутка возраста, так как я хотела увидеть в каком возрасте дети хотят почувствовать себя наиболее самостоятельными, взрослыми.

А пушкинская Дуня почитала своего отца? То, что Дуня убежала из дома и нарушила данную Богом заповедь, говорит об обратном. Отец же не находил себе места и от отчаяния умер. Дуня со временем поняла свою ошибку, раскаялась, но поздно.

В финале повести есть намек на нравственное возрождение Дуни (плач над могилой отца).

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им хоть немного счастья.

Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя не только современникам, но и нам, людям XXI века, для которых религия, мораль перестали быть живым нравственным уроком, а превратились лишь в часть быта.

Одна из самых известных притч в Евангелиях, это притча о блудном сыне.

Евангелие oт Луки (15:11-24)

“Еще сказал [Иисус Христос]: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться”.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Тот, кто придет к Нему никогда не будет изгнан, гласит Слово. Не имеет значение, что он сделал или не сделал. Не имеет значения его/ее прошлое. Сын Божий желает не осудить, а спасти. Сострадание отца в этой притче это отражение сострадания Отца Бога (Иисус рассказал эту притчу в связи с радостью на небесах, когда грешник возвращается). Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.”.

Диаграмма к анкетированию


1

От 9-11 лет (48) – 48 учащихся ответили, что родители играют главную роль в их жизни

От 12-13 лет (18) – 16 ответили, родители – это главное, а 2 – не главную роль играют родители в их жизни

От 14-16 лет (34) – 16 человек ответили, что родители – это главное в их жизни, а 18 ответили, что родители играют не главную роль в их жизни.

“Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Список литературы:

Притча о блудном сыне. (Евангелие от Луки).// Уроки литературы. – [2005. - №12].

Пушкин А.С.Повести. – [М.: Детская литература, 1986].

Соловей Т. Г. Притча о блудном сыне и её изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства.// Уроки литературы. – [Москва, 2005. - №12].

Отцы и дети - тема распространенная не только в жизни, но и на страницах литературных произведений. Писатели сталкивают поколения друг с другом, давая зрителю понять, как могут сложиться эти отношения. Аргументы из литературных произведений представлены ниже.

  • “Отцы и дети” роман И. С. Тургенева
  • Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова
  • “Гроза” пьеса А. Н. Островского
  • Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина
  • “Тихий дон” роман М. Шолохова
  • “Король Лир” пьеса В. Шекспира
  • “Алые паруса” А. Грин

“Отцы и дети” роман И. С. Тургенева

Русский классик И. С. Тургенев уже в названии романа ставит перед читателем суть конфликта. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - это представители “нового” и молодого поколения, они отличались революционными убеждениями, хотели сломать вокруг себя все старое. По другую сторону находился мир либералов и старшего поколения: Павла Петровича и Николая Петровича Кирсанова.

Рис. 1. Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Художник Д. Боровский В самом начале романа мы видим яростную схватку между поколениями. Нигилистические убеждения Евгения Базарова сильно влияют на друга Аркадия, тем самым уводя все дальше и дальше от семейных ценностей и традиций. Николай Петрович, отец Аркадия, довольно снисходительно смотрит на поступки сына, чего не скажешь о его брате Павле Петровиче. Павел Петрович не может допустить мысли о другом видении мира и активно отстаивает свою позицию. Этот конфликт приводит к дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аркадий Кирсанов ко второй половине романа, наоборот, осознает, что без прошлого не может быть будущего. Он начинает принимать советы взрослых, даже следовать им.

Важно! Аркадий в итоге остается внутри семьи, поддерживает старые традиции и потихоньку внедряет свое видение, он счастливый человек. Евгений Базаров, наоборот, остается один, как в принципе он и хотел “уничтожить все вокруг и построить новый мир”, но в одиночку это у него не получилось.

Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова

А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и Молчалиным. Оба героя - хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное.

Рис. 2. Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. Александрова Фамусовы - семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина. Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.

Важно! Иная и развязка этого конфликта: оба героя - и Софья, и Молчалин, слепо следовали советам своих отцов, но при этом они не оказались счастливыми людьми.

“Гроза” пьеса А. Н. Островского

В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.

Рис. 3. Тихон Кабанов и Кабаниха. Художник-иллюстратор С. В. Герасимов В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.

Важно! Итогом двух конфликтов явилась смерть Катерины, которая не смогла приспособится и принять правила семьи мужа.

Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина

Петр Гринев - главный герой романа, является представителем молодого поколения, который зависит от старшего поколения. Тут выявлен не конфликт, а, наоборот, преемственность поколений. Петруша живет по закону отца “береги честь смолоду”, и все действия сравнивает с этим выражением. Честь для него - главное, это помогает ему выжить при встрече с Пугачевым.

Рис. 4. Маша и Гринев. Рисунок П. П. Соколова Влияние матери Петра также сказалось на воспитании сына. Ее романтичная натура, помогла пробудить в сыне доброту и отзывчивость. Когда Петр решает, что хочет жениться на сироте Маше Мироновой, родители не принимают его выбор.

Важно! Лишь после того как отец и мать понимают, что сами вырастили такого сына - высоконравственного и отвечающего за свои поступки и слова, они приняли невестку как родную.

“Тихий дон” роман М. Шолохова

Семья Мелеховых - образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью - с хорошим воспитанием и примерным характером. Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме.

Рис. 5. Григорий и Аксинья. Художник С. Корольков После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.

“Король Лир” пьеса В. Шекспира

К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним - Корделия, которая не променяла любовь на деньги.

Рис. 6. Корделия. Картина Уильяма Ф. Йимза. 1888 год Только после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.

Читайте также: